Что значит окаянный в православии
Значение слова «окаянный»
1. Устар. Про́клятый, отверженный церковью. [Патриарх:] Бесовский сын, расстрига окаянный, Прослыть умел Димитрием в народе. Пушкин, Борис Годунов. И крестится старуха и дрожащей Рукою ищет грошик завалящий И жалко плачет, сморщивая брови, Об окаянной грешнице Прасковье. Бунин, Слепой. || Греховный, нечестивый. И ласкал он меня, целовал меня; На щеках моих и теперь горят, Живым пламенем разливаются Поцелуи его окаянные. Лермонтов, Песня про купца Калашникова. Я ль тебя не зарекала, Чтоб любви ты окаянной Пуще полымя бежала. Крестовский, Мать в сердцах меня журила.
3. Прост. Крайне неприятный в каком-л. отношении. С тихо воркующей нежной голубкою Я ее сравнивал, деньги постылые Ей отдавая… Копейка ты медная! Горе ты, горе! Нужда окаянная… Н. Некрасов, Дешевая покупка. — Просвистало меня насквозь на этом ветру окаянном! Сергеев-Ценский, Зауряд-полк.
4. Прост. Употребляется как бранное слово. [Бабка] гнала от огорода гусей и кричала: — Всю капусту потолкли, окаянные, чтоб вам переколеть! Чехов, Мужики. — Да стой ты, окаянная! — крикнул он на кобылу. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОКАЯ’ННЫЙ, ая, ое. Грешный, проклятый, отверженный (книжн. устар.). Приду к вам, преступник окаянный. Пшкн. || Употр., как бранное слово (простореч.). Аспиды, василиски, ироды окаянные, чтоб вам на том свете так жилось! Чхв. Без малого целый год глаз не кажет, окаянный. Мльнкв-Пчрскй. Погрешила на вас, окаянная, простите великодушно. Чрншвскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
окая́нный
1. религ. устар. про́клятый, отверженный церковью ◆ Простите меня, злодея окаянного. Бог, может быть, не оставит меня и простит грехи мои все. В. Г. Короленко, «Бытовое явление», 1910 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова) ◆ Будет чахнуть он и сохнуть, // Не вздохнуть ему, не охнуть, // Не придёт желанный сон, // Окая́нным станет он. Вильям Шекспир, «Макбет» / перевод А. Д. Радловой, 1605 г.
2. религ. устар. греховный, нечестивый ◆ Как смел ты к святому угоднику Сергию явиться после твоего московского дела? Гром господень убьёт тебя, окаянного, вместе с дьявольским полком твоим! А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842—1862 г.
3. прост. употребляется как бранное слово; то же, что прокля́тый ◆ — Что же ты это наделал, дурак окаянный. Наглотался с утра водки, нечестивый пьяница. А. И. Куприн, «Анафема», 1913 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
4. субстантивир. религ. устар. прост. нечистая сила, бес, чёрт ◆ Я, братия моя, видал антихриста, право, видал… Некогда я, печален бывши, помышляющи, как придёт антихрист, молитвы говорил, да и забылся, окая́нный. А. Н. Толстой, «Пётр Первый», 1945 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова) ◆ Изыди вон! Изыди, окая́нный! А. Н. Островский, «Комик XVII столетия», 1872 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пожухнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ОКАЯННЫЙ
Смотреть что такое «ОКАЯННЫЙ» в других словарях:
окаянный — нечистая сила, черт, лукавый, нечистый, треклятый, сатана, чертов, проклятущий, распроклятый, проклятый, анафемский, демон, несчастный, нечистый дух, подлый, дьявольский, дьявол, бес, отверженный, клятый, чертяка, черный Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ОКАЯННЫЙ — ОКАЯННЫЙ, ая, ое. 1. Отверженный, проклятый (устар.). О. грешник. 2. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Окаянный — I м. разг. сниж. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. II м. Святополк Окаянный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Окаянный — I м. разг. сниж. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. II м. Святополк Окаянный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
окаянный — I. ОКАЯННЫЙ ая, ое. 1. Устар. Проклятый, отвергаемый церковью. О. грешник. // Греховный, нечестивый. О. поцелуй. О ая любовь. 2. Разг. Крайне неприятный, досадный, очень плохой в каком л. отношении. О. ветер, холод. О ая нужда. 3. Разг.… … Энциклопедический словарь
окаянный — I ая, ое. 1) а) устар. Про/клятый, отвергаемый церковью. Окая/нный грешник. б) отт. Греховный, нечестивый. Окая/нный поцелуй. О ая любовь. 2) разг. Крайне неприятный, досадный, очень плохой в каком л. отношении. Окая/нный ветер, холод … Словарь многих выражений
окаянный — ст. слав. окаѩнъ ἐλεεινός, μάταιος, ταλαίπωρος. От каять(ся); см. Бернекер 1, 469 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
окаянный — окаянный, окаянная, окаянное, окаянные, окаянного, окаянной, окаянного, окаянных, окаянному, окаянной, окаянному, окаянным, окаянный, окаянную, окаянное, окаянные, окаянного, окаянную, окаянное, окаянных, окаянным, окаянной, окаянною, окаянным,… … Формы слов
Окаянный — бедный, сожаления достойный, отверженный, злосчастный, несчастный … Краткий церковнославянский словарь
окаянный — Заимств. из ст. сл. яз., где оно является страдат. прич. от окаяти «проклясть, осудить», преф. производного от каяти. См. каяться, покаяние … Этимологический словарь русского языка
Окаянный
Смотреть что такое «Окаянный» в других словарях:
окаянный — нечистая сила, черт, лукавый, нечистый, треклятый, сатана, чертов, проклятущий, распроклятый, проклятый, анафемский, демон, несчастный, нечистый дух, подлый, дьявольский, дьявол, бес, отверженный, клятый, чертяка, черный Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ОКАЯННЫЙ — ОКАЯННЫЙ, окаянная, окаянное. Грешный, проклятый, отверженный (книжн. устар.). «Приду к вам, преступник окаянный.» Пушкин. || употр., как бранное слово (прост.). «Аспиды, василиски, ироды окаянные, чтоб вам на том свете так жилось!» Чехов. «Без… … Толковый словарь Ушакова
ОКАЯННЫЙ — ОКАЯННЫЙ, ая, ое. 1. Отверженный, проклятый (устар.). О. грешник. 2. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Окаянный — I м. разг. сниж. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. II м. Святополк Окаянный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Окаянный — I м. разг. сниж. Злое начало, нечистый дух; Чёрт, Сатана, Дьявол. II м. Святополк Окаянный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
окаянный — I. ОКАЯННЫЙ ая, ое. 1. Устар. Проклятый, отвергаемый церковью. О. грешник. // Греховный, нечестивый. О. поцелуй. О ая любовь. 2. Разг. Крайне неприятный, досадный, очень плохой в каком л. отношении. О. ветер, холод. О ая нужда. 3. Разг.… … Энциклопедический словарь
окаянный — I ая, ое. 1) а) устар. Про/клятый, отвергаемый церковью. Окая/нный грешник. б) отт. Греховный, нечестивый. Окая/нный поцелуй. О ая любовь. 2) разг. Крайне неприятный, досадный, очень плохой в каком л. отношении. Окая/нный ветер, холод … Словарь многих выражений
окаянный — ст. слав. окаѩнъ ἐλεεινός, μάταιος, ταλαίπωρος. От каять(ся); см. Бернекер 1, 469 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
окаянный — окаянный, окаянная, окаянное, окаянные, окаянного, окаянной, окаянного, окаянных, окаянному, окаянной, окаянному, окаянным, окаянный, окаянную, окаянное, окаянные, окаянного, окаянную, окаянное, окаянных, окаянным, окаянной, окаянною, окаянным,… … Формы слов
окаянный — Заимств. из ст. сл. яз., где оно является страдат. прич. от окаяти «проклясть, осудить», преф. производного от каяти. См. каяться, покаяние … Этимологический словарь русского языка
Окаянность духа и омертвелость души
Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 1103
Вычитывая молитвенные правила, каноны или молитвы к святым угодникам, мы нередко обнаруживаем слово «окаянный«, которым называем себя. Возможно, большинство из нас даже никогда не задумывалось над его значением. Интуитивно, на подсознательном уровне, мы понимали, что это что-то недоброе и Богу неугодное. И всё таки, что же это такое?
Во-вторых, согласно святителю Василию Великому, истинное покаяние невозможно до тех пор, пока душа со всей своей силой и ревностью духа не возненавидит грех.
И, наконец, в-третьих, истинное глубокое покаяние сопровождается не только отречением от греха, отсечением злого произволения от своей души, но и наличием благочестивого деятельного обращения.
Беда же наша заключается в том, что по причине уступок лености и нерадению мы обретаем злочестивый навык и укореняемся в духе окаянности. А что же из себя представляет сей дух окаянности?
Дух окаянности представляет собой последовательное усвоение душой свойства податливости воли и всех разумных и чувственных сил человека легко и обыкновенно проникаться нечувствием к духовным вещам и явлениям, связываться состоянием оцепенения и медлительности на движения души, препятствующих усвоению ею подаваемой Божией благодати. Рассмотрим это подробнее.
Так, например, когда совесть наша, обратившись к разуму, уличила нас в содеянии греха, то первой привычной «защитной» реакцией на её голос станет попытка самоопрадания. Человек думает приблизительно следующее: «Я несовершенный, такой как все. Ну, так получилось, что поделаешь? Не успел сообразить вовремя и остановиться». Или: «Так уж сложились обстоятельства, и я не мог поступить иначе».
Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя. а остальное предоставим Богу. Хорошо, если мы и недолго укоряем. А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение, прямая черта без всяких перерывов. Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее, – духовно, конечно. Это закон духовной жизни. А что такое самоукорение? – Смирение. Считать себя грешным, виновным значит смирять себя. А что такое смирение? Это – риза Божества, по слову Лествичника. Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя. Помните евангельскую кровоточивую жену? Она смиренно прошла через толпу и коснулась края одежды Христа и – исцелилась».
Таким образом, содеянный грех не вызывает в душе духовной боли, переживаний и страданий, что свидетельствует о наличии в ней некоего состояния омертвелости или гнилости. И чем больше человек будет навыкать данному состоянию, оправдывать его и мириться с ним, тем меньше он будет поддаваться действиям Божией благодати. Наконец, может наступить момент отчаяния, или отрицания бытия Бога, или совершенной духовной смерти души. Любой из этих моментов может привести душу к вечной гибели.
Отчаяние есть утрата доверия Создателю, усвоение разумом человека сатанинской клеветнической идеи о том, что Бог не милосерд и не человеколюбив, и что Он якобы радуется страданиям людей. Таким образом, демоны в человеческом сознании свои свойства и действия приписывают Богу. Доведенный до отчаяния человек, теряет всякую надежду, всякое упование и предаётся грехам и даже может наложить на себя руки.
С духовной смертью души укрепляются и возрастают плотские страсти. Человек становится одержимым различными вожделениями плоти и собственных фантазий.
Если мы позволяем духу окаянности умерщвлять наши дух и душу, и не предпринимаем активных действий, чтобы избавится от него, не ищем спасительного пути, то, результатом такой разсеянной и безблагодатной жизни станет вечная погибель.
Запомним верную мысль о том, что, если мы в этой жизни сами будем судить и укорять себя, то не будем осуждены Господом в день Страшного Суда.
Вот почему каждому христианину следует помнить своё звание и избрание, и стремиться следовать за Христом.
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.1:10,11).
Окаянные и неприкаянные
Окаянные и неприкаянные
Русское понятие о грехе, имеющее сегодня исключительно христианскую подоплеку, первоначально развивалось в языческой среде. Само слово грех происходит от глагола греть. Грехи – это деяния и поступки, которые жгли, испепеляли душу и совесть человека, вот отчего так трудно русскому человеку «взять грех на душу», ведь ее недолго тогда и вовсе сжечь. Представление о том, что вина, проступок жгут человеческую душу, свойственно не одному только русскому народу. В латинской языковой культуре грех – peccatum выводят из глагола peccо, с корнем, родственным нашему русскому глаголу печь, родившему понятие о печали, которая печет, жжет совесть.
Видимо, то, что мы понимаем под грехом в религиозном христианском смысле, как поступок, противный закону Божию, как вину перед Господом, – это вторичное значение данного слова. Первоначально, в язычестве, грех – это вина или преступление, приведшие к беде, напасти, несчастью, – «грех да беда на кого не живет». За вину следовало отвечать, платить: «Не бойся кнута, а бойся греха», «Чья душа в грехе, та и в ответе». Такая расплата с языческих времен у славян именовалась покаянием.
Славянский христианский термин покаяние имеет новозаветное греческое соответствие metanoja, что в греческом буквально означает перемена мышления, духовный переворот. В русском же языке идея слова покаяние совершенно иная. Индоевропейский корень koj/kaj* отражал физические и нравственные перемены в человеческом существе, и это было не только состояние перехода от сна к бодрствованию, выраженное в словах покой-почить, но и все преображения, переживания человеческой души также рассматривались в языке как переход от горя к утешению, от тревоги к успокоению, от погибели к спасению, от беды к радости. Эти состояния переходов выражены в русских поговорках: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Нет худа без добра».
В русском языке до принятия нами христианства подобные трансформации душевных состояний отражались в словах покаяние, каяться, окаянный… Славянский корень kai– в таких словах выражал понятия, под которыми славянское языческое племя, род, семья разумели очищение члена племени, рода или семьи от нравственного груза совершенного им преступления – от греха. Глаголы с корнем kai– описывали ритуальные действия, совершаемые над преступником. Грешника окаивали – обвиняли в совершенном преступлении, оглашали его прилюдно, затем его прикаивали – принуждали к ритуалу покаяния, сам ритуал покаяния, вероятно, включал исповедь о совершенном зле, прошение о прощении и наказание. Так преступник раскаивался, очищался от лежавшей на его совести вины. Сохранившиеся в русском языке слова отражали древний ритуал каятины. Каета – это порядок ритуальных действий, кая, или кайка, – оглашение перед народом своей вины, кайна, или цена, – принесение провинившимся выкупа за совершенное им зло, каязнь или казнь – кара за преступление. Существующие у нас в языке слова окаянный и неприкаянный как нельзя лучше свидетельствуют о дохристианских ритуалах, через которые проводили окаянных, то есть оглашенных преступниками, и неприкаянных, то есть преступников, избегших ритуала покаяния, но мучимых совестью. Вот откуда древнее выражение «ходить как неприкаянный», оно свидетельствует о том, что издревле не покаявшийся русский человек не находит себе места, мучимый угрызениями совести, ибо «Совесть без зубов, а загрызет».
Подобные ритуалы очищения от преступления, вплоть до казни, в древности звучавшей по-славянски как каязнь, существовали у многих индоевропейских народов. Пропасть в Спарте, в которую низвергали государственных преступников, именовалась кай-адас. Интересна перекличка реконструированных понятий славянского язычества с индуистской и буддистской традицией очищения от грехов, связанной с горой Кайлас в Тибете: «Как Земля совершает круг вокруг светила, дающего ей жизнь, так тибетские паломники совершают обход вокруг священной горы Кайлас. Паломники верят, что прошедший 108 кругов вокруг Кайласа гарантированно возродится в Чистых Землях на небесах. Эта гора считается священной многие тысячелетия у всех народностей, проживающих в близлежащих странах». В названии горы в Тибете и в названии пропасти в Спарте присутствует тот же индоевропейский корень kai-, несущий идею покаяния и казни с целью очищения души, совести от грехов.
Ритуал очищения от грехов существовал в дохристианскую эпоху у многих народов, но само очищение понималось разными племенами и расами по-разному. Древние евреи, к примеру, ежегодно возлагали свои прегрешения на козла и отпускали его в пустыню, полагая, что теперь именно этот козел отпущения является носителем всех их зол. Так сформировалась психология народа, который перекладывал свои вины и преступления на других, не испытывая ни мук совести, ни чувства раскаянья. У славян было иначе, здесь каждый человек сам давал ответ за свои преступления, искупал вину, внося выкуп – цену, или получал наказание – казнь. Этот древний ритуал определил психологический тип русского человека, который понимал необходимость покаяния и ответа за все, что совершил злого в жизни. На этом основывается наше русское убеждение, что «За все в жизни нужно платить».
Мы полагаем, что обряд покаяния совершался славянами-язычниками ежегодно, время его исполнения приходилось на начало весны и связано было с обновлением всего живого, пробуждением от смерти к жизни, очищением от всех накопленных за год грехов. Возможно, сроки проведения каятин зависели от лунного календаря. Эти наши предположения основаны на том, что языческие представления о ритуале покаяния впитала в себя и сохранила в отдельных фрагментах бытовая обрядность последней Страстной седмицы Великого поста. Сама Страстная неделя, в особенности ее четверг, именуются чистыми, и именно Чистый четверг у русских считается днем обновления всего крестьянского хозяйства на предстоящий год. По поверьям, в этот день в полночь приходит на землю настоящая весна, тогда же годовалым детям первый раз в жизни подстригают волосы, а каждый, кто утром на Чистый четверг легко и рано встал, будет вставать легко весь год. В Чистый четверг сохраняется в русском народе множество водных и огненных ритуалов очищения, которые, как мы полагаем, восходят к обряду ежегодных языческих каятин.
Водные ритуалы проводились и ради жертвоприношения, и ради очищения. Рыболовные артели в России еще в XIX веке именно в Чистый четверг топили в реке старую лошадь, задабривая водяного. В тот же день, в четверг, в крестьянских семьях большуха обязана была опустить в колодец или в только что вынутое из него ведро воды серебряную монету – древний выкуп здоровья, чистоты и прибыли в доме. Водный ритуал совершался также с целью омовения, очищения от всего дурного, исцеления от болезней. В народе полагали, что каждый, кто искупался в этот день как можно раньше, «прежде ворона», будет здоров. Это поверье в виде требования вымыться в Чистый четверг перед празднованием Светлого Христова Воскресения и убрать дом живо по сей день в каждой христианской семье. Девки с бабами для красоты и долголетия ходили в Чистый четверг окачиваться под куриной насестью, девушки спешили умыться в Чистый четверг пока ворона не закаркала, чтобы «любили добрые люди».
Огненные ритуалы, сохраненные обрядами Чистого четверга, не в меньшей степени свидетельствуют о некогда существовавших у славян языческих каятинах. Здесь просматриваются осколки обряда жертвоприношения или принесения выкупа – цены за грехи людей. Именно с этим связана вера в языческие четверговую соль и четверговую свечу. Четверговой солью называют соль, которую калят с квасной гущей только в Чистый четверг, она считается целебной и применяется при снятии призоров и колдовства. Соль и квасная гуща (хлебная закваска) – ритуальные хлеб да соль, приносимые когда-то язычниками своим божествам как жертвоприношение, как выкуп за совершенное в течение года зло. Остатки сожженной жертвы – четверговая соль – сохранялись как благословение языческих божеств на весь грядущий год. Такова же роль четверговой свечи, в образе которой совместились языческие и христианские представления о жертвоприношении. Свеча, поставленная в православном храме как образ молитвы к Богу и символ покаяния, в народном представлении сохранила значение оберега от бед и болезней, которую присваивали, по всей видимости, остаткам жертвоприношений в языческом ритуале каятин, приуроченных после принятия христианства к Чистому четвергу Великого поста. Свечу от четверговой всенощной давали в руки больным или мучающимся родильницам, четверговыми свечами выжигали кресты на потолках и притолоках для изгнания нечисти, а зажженная четверговая свеча, согласно поверьям, предохраняла жителей в грозу от грома и молнии, которые традиционно считались символом кары небесных сил.
В описанных здесь обрядах мы почти не находим того, что можно было бы обозначить древним термином каязнь, видимо, умерщвление преступников не было свойственно славянам-язычникам. В нашем языке сохранились свидетельства, что преступник обычно изгонялся, извергался из рода и семьи, но не подвергался смерти. Таковы слова изгой, изверг и враг, обозначающие людей извергнутых, изгнанных из общины и племени, лишенных помощи рода и средств к существованию. Следы обряда изгнания – казнь преступников в русской общине – сохранялись вплоть до XIX века.
Согласно поверьям, парни и девушки в Чистый четверг с зажженными лучинами, с метлами и кнутами скакали на лошадях по улицам, с шумом и гиканьем, чтобы отвадить от селения нечисть, потом в полях ставили две жерди и строили вокруг них тесную изгородь, чтобы нечисть сквозь изгородь не прошла. Мы полагаем, что слово нечисть в древности обозначало тех, кто не прошел обряд покаяния, не очистился от грехов. Осужденные на каязнь обществом и изгнанные из семьи, рода и племени, они-то и ходили неприкаянными. Их охаивали, так изменилось в огласовке слово окаять, – ругали и проклинали.
Таковы, на наш взгляд, остатки древнего языческого обряда покаяния, имевшего, по-видимому, ритуальное название каятины. Обряд этот после принятия славянами христианства стал вытесняться христианским таинством покаяния, которое состоит в том, что «христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в своих грехах и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и надеждою на его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником кающийся невидимо разрешается самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения».
Языческое покаяние у славян естественно сменилось христианским взглядом на очищение от зла и греха, в результате слова наполнились новым богословско-христианским смыслом. Но в архетипах нашего мышления стойко сохраняется представление о том, что покаяния на исповеди мало для очищения человека от тяжких грехов. Мысль о расплате за большое зло всегда присутствует в русской душе. Эта расплата, или искупление вины, в нашем представлении если не совершается добровольно исправлением совершенного зла, то приходит через судьбу, исконно понимаемую как Суд Бога.
Психологический склад русского человека, обязанного искупать свои прегрешения, часто оборачивается надрывным самобичеванием «Сам виноват!». Мы в отличие от евреев не склонны перекладывать свою вину на других. Но в противоположность западноевропейцам, доведшим языческую идею выкупа грехов до формальных индульгенций, соединяем древнюю традицию искупления вины с духовной исповедью, что породило русское христианское понятие покаяния – исправление совершенного зла волей и силами самого виновного.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.