Что значит обнулена маржа
Маржа букмекера: что это и как считать
Все болельщики, которые ставят кровно заработанные деньги в букмекерских конторах, сталкиваются с маржой. Рассказываем, что это такое, как её можно посчитать и для чего она вообще нужна.
Что такое маржа в букмекерской конторе?
Как самый искушенный завсегдатай букмекерских контор, так и зеленый новичок сталкиваются с маржой, порой даже не осознавая этого. Это слово пришло из французского языка и в переводе означает разницу или преимущество. По сути это комиссия букмекера. Она заложена в коэффициенты. Термин этот применяют не только в букмекерстве — в любом бизнесе.
Исходя из вышесказанного, определение марже можем дать такое: это доля от принятой суммы, которую в среднем зарабатывает букмекер независимо от исхода события.
Чтобы лучше понимать суть маржи, рассмотрим ситуацию. Контора предлагает поставить на теннисный матч. В нем встречаются равные соперники. Ничья невозможна. Так что шансы – 50% на 50%. Переводим вероятность победы любого из них в коэффициент вот так: 100% / 50% = 2.
Возможно, в идеальном мире коэффициент на обоих участников и был бы равен 2,00. Но если на каждого из них люди поставят одинаковое количество денег, то букмекер ничего не получит. Такая ситуация ему невыгодна.
Что делает букмекер? Правильно, закладывает свою маржу в коэффициенты. И мы получаем 1,95 на обе стороны, а чаще 1,91 или и того ниже.
Какая маржа бывает у букмекеров?
Букмекерские конторы делят на два вида:
Суть вторых заключена в названии. В букмекерских конторах такого типа самая низкая маржа. Например, известнейшая среди них Pinnacle Sports заявляет о маржинальности в 1,5-2,5% в зависимости от вида спорта. Фундаментальные букмекеры закладывают 5% и более. Они же – классические и рекреационные, то есть предназначенные для отдыха за игрой. К таким, например, относятся российские букмекерские конторы «Лига Ставок» и «Винлайн».
Другие основные отличия низкомаржинальных букмекеров – высокие максимумы и маленький выбор ставок в прематче, а еще – практически отсутствующий «лайв». Такие конторы подойдут профессиональным игрокам.
Узкая роспись вынуждает игроков делать ставки на основные рынки и помогает букмекеру балансировать принятые деньги. При этом он получает возможность принимать намного больше фундаментальной конторы. Для низкомаржинальной компании очень важно выставлять и корректировать коэффициенты с хирургической точностью.
Фундаментальные букмекеры как раз-таки в большей степени зарабатывают на проигрыше игроков. Поэтому неожиданные исходы, идущие в разрез с ожиданиями, или классическая ничья 0:0 для них – словно манна небесная.
Как посчитать маржу букмекерской конторы?
Используя несложные математические вычисления на уровне пятого класса, мы теперь определим маржу букмекера на примере.
Вот формула для рынка с двумя исходами, по которой надо считать:
Маржа (в %) = (1/Коэффициент 1 + 1/Коэффициент 2 – 1) x 100
Рассмотрим самый простой вариант. Предположим, что в теннисном матче равных соперников на каждую из сторон нам предлагают поставить с коэффициентом 1.80. Рассчитаем, какая маржа заложена в этой линии:
(1/1,80 + 1/1,80 – 1) x 100 = 0,111 x 100 = 11,1. Маржа – 11,1%
Перейдём к чуть более сложным раскладам. К примеру, рассчитаем маржу на миланском дерби, которое состоится в середине октября. Один известный сайт предлагает нам следующие коэффициенты:
Формула для трехисходки ничем не отличается от предыдущей. Только вместо вероятностей двух исходов мы теперь суммируем шансы трех:
(1/2,1 + 1/3,25 + 1/3,38 – 1) x 100 = 0,0797 x 100 = 8 (мы немного округлили)
То есть маржа букмекера – 8%.
Зачем уметь считать маржу букмекера?
Выбор букмекера по коэффициентам напоминает поход по рынку, где вы ищете мясо по самой низкой цене при удовлетворяющем вас качестве. Цена тут – маржа букмекера. Чем она ниже, тем выше коэффициенты – и тем больше вы выиграете, если сделаете верную ставку. Качество – выбор событий и роспись ставок. Нельзя назвать некачественной и узкую роспись, но все же большинство игроков ищут на рынке мясо пожирнее.
Не следует гнаться за низкой маржой. Вам просто станет скучно. Важно – выбрать лучшее соотношение величины коэффициентов, выбора событий и исходов для ставок на спорт. Только тогда вы получите удовольствие от игры.
Что означает термин «букмекерская маржа» и почему она так важна при выборе букмекера?
При выборе букмекерской конторы для ставок особое внимание марже, включенной в каждый коэффициент линии. Такого мнения передерживаются все без исключения опытные беттеры, чего нельзя сказать о новичках, которые даже не знают о существовании данного термина и тем более о его важности. В этой статье мы постараемся детально описать, что такое маржа и почему она так важна при выборе букмекера.
Что такое «маржа»?
Сам термин «маржа» уже на протяжении многих десятилетий используется в финансовой деятельности, откуда и перешел в игорную сферу. Маржа – это разница между ценой и себестоимостью, то есть прибыль. Всем итак понятно, что главная задача любой букмекерской конторы приносит прибыль для ее владельцев. Если бы тотализатор выставлял коэффициенты в соответствии с точной вероятностью того или иного исхода, то дни такого букмекера были сочтены. В таких компаниях работают далеко не глупые люди, которые не будут полагаться на дело случая, а предусмотрят все заранее.
Как раз для своей гарантированной прибыли они и используют маржу, то есть понижают коэффициент от фактического показателя вероятности исхода. В разных букмекерских конторах такое понижение («маржа») может отличаться и составлять от 1% до 20%.
Пример «букмекерской маржи»
Регулярно любой букмекер составляет линии на то или иное спортивное событие, в котором отображается вероятность, выражаемая в коэффициенте.
В коэффициентном соотношении это должно выглядеть так: 2 — 3.33 – 5. Для подсчета 1 делится на примерный процент вероятности исхода. Однако, такое процентное соотношение не принесет никакой прибыли букмекерской конторе. Поэтому в коэффициент закладывает маржа букмекерской конторы около 15%. То есть в реальности у букмекеров расстановка процентов будет выглядеть так: 57.5% — 34,5% — 23% = 115%. А в линии отразится с такими коэффициентами: 1.74 — 2.90 — 4.35.
Теперь рассмотрим конкретно в денежном эквиваленте. Допустим, люди поставили 12000 – 9000 – 6000 долларов.
Теперь подсчитаем, какие риски берет на себя БК.
При победе Барселоны букмекеру нужно отдать 12 000х0,74=8880$, а получает БК с игроков, ставивших на ничью или победу Алавеса: 9000+6000=15 000$. Чистая прибыль составит 6120$.
При ничьей в матче букмекеру нужно отдать 9 000х1,9=17100$, а получает БК с игроков, ставивших на победу одной из команд: 12 000 + 6000=18 000$. Чистая прибыль составит 900$.
При победе Алавеса букмекеру нужно отдать 6000х3,35=20100$, а получает БК с игроков, ставивших на ничью или победу Барселоны: 12 000 + 9000=21 000$. Чистая прибыль также составит 900$.
Таким образом, можно сделать вывод, что в любом случае букмекер остается в прибыли.
Почему у каждой букмекерской конторы разная маржа?
Каждая БК используют маржу, так как никто не будет работать без прибыли. Встречаются случаи, когда контора не вносит маржу в коэффициенты, но берет процент с самих ставок. Многие тотализаторы меняют процент маржи в зависимости от события. Так от чего зависит ее процент?
Какую букмекерскую контору лучше выбрать?
Любой опытный беттер имеет аккаунты сразу во множестве контор, так как на каждое событие можно подобрать вариант с наименьшей маржей, то есть с лучшим коэффициентом. Новичку начинать лучше всего с проверенных гигантов, таких как Bet365 или William Hill, у которых миллионы игроков по всему миру, а значит, и небольшая маржа.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое маржа букмекерской конторы?
Всех клиентов букмекерских контор, как новичков, так и опытных ставочников, объединяет общая цель: заключать пари на самых выгодных условиях для заработка. В первую очередь это касается высоких котировок, поскольку размер выигрыша зависит от их величины. Все букмекеры предлагают разные коэффициенты. Эта статья о том, почему так происходит.
Маржа букмекера – это комиссия, которую контора закладывает в котировки, благодаря чему зарабатывает, независимо от результата события. Чем ниже маржа, тем выше коэффициенты. Чтобы легче понять, что это такое, приведем пример маржи.
Пример букмекерской маржи
Для примера возьмем равнозначные исходы, то есть такие, чья вероятность составляет 50%. Допустим, тотал больше или меньше в баскетболе. Букмекер выставляет основное значение и предлагает спрогнозировать количество очков в поединке. Без маржи котировки имели бы значение 2.00-2.00, но каждый из вариантов оценивается коэффициентом 1.90.
Допустим, вы поставили 100 у.е. на ТМ (218.5), а ваш друг – такую же сумму на ТБ (218.5). Контора приняла на событие 200 у.е. Однако кто бы из вас не выиграл, выплата составит 190 у.е. Недостающие 10 у.е. ушли букмекеру. Это и есть маржа. При коэффициентах 2.00, вы бы заработали 200 у.е., но тогда бы БК не получила прибыль.
Влияние маржи на ставки
Чем выше маржа, тем больший процент проходимости ставок требуется от игрока. Вспомним равнозначные исходы из примера выше. Справедливым значением котировок должно быть 2.00-2.00. В таком случае, чтобы не уйти в минус, достаточно дать 50 правильных прогнозов из 100.
Однако при марже в 5%, что соответствует котировкам 1.90-1.90, придется сделать 53 верных ставок из 100, чтобы остаться при своих деньгах. Получается, что нужно увеличить процент проходимости, однако прибыль остается прежней.
Как подсчитать маржу?
Вероятность всех исходов, независимо от их количества, равняется 100%. Рассмотрим пример расчета маржи на футбольном матче Сток Сити – Хаддерсфилд.
Переведем коэффициенты в вероятность, которая выражается в процентах. 100 разделяем на значение котировок:
Суммирует процентную вероятность исходов:
От полученного результата отнимаем 100%:
Маржа на этот рынок составляет 3.95%.
Важность маржи букмекера
Как правило, начинающие игроки не углубляются в термины. Новичкам сложно определить маржу, особенно если событие с тремя исходами. Профессиональный беттор должен искать наиболее выгодные условия для ставок, а не отдавать часть прибыли букмекерским конторам. Особенно важно учитывать маржу при использовании некоторых финансовых стратегий.
На первый взгляд, разница между 1.88 и 1.93 незначительна, однако, на дистанции, она будет ощутимой. Поэтому, выбор букмекера – это важная составляющая успешной игры. Выбирайте низкомаржинальные конторы. Они предлагают самые высокие коэффициенты. Обычно это популярные компании, у которых огромное число игроков (БК «1хСтавка», «Марафон» и другие).
Как когда и почему меняется букмекерская маржа
Как воздух всюду на Земле, мы о нем не задумываемся, но он все время вокруг, так и в букмекерской деятельности имеет место постоянное наличие маржи, взаимодействие игрока с фактом ее наличия. Тут наблюдается тот же феномен, каждый коэффициент несет в себе эту «комиссию», заложенную букмекерской конторой, но только немногие профессионалы ее пристально отслеживают. Большинство же среднестатистических игроков, обывателей, никак не обращают внимания на это, даже часто не знают про маржу, никак не корректируют свои действия в связи с ней. Между тем, маржа еще и не постоянна. Нет такого, что это было бы единое значение, одинаковое для всех событий и исходов. Данный показатель меняется, он не одинаков в разных букмекерских конторах, на разных видах спорта, матчах, видах ставок. Более того, маржа различается в предматчевой и лайв-линиях, меняется со временем. Понимание, отслеживание таких изменений дает беттеру больший контроль над процессом игры, позволяет делать более выгодные ставки, не ввязываться в те рынки и тогда, когда комиссия там неприемлемо высокая. В этом обзоре мы детальнее разберем закономерности, в связи с которыми отличается и меняется букмекерская комиссия, включенная в каждый коэффициент.
Итак, общие моменты, в связи с которыми может отличаться и меняться размер букмекерской маржи мы обозначили. Теперь пойдем выстраивать структуру, чтобы показать ключевые закономерности. Начнем, как обычно, с краткого экскурса по азам. Мы уже рассказывали о марже, как таковой в отдельном материале, но чтобы данная статься была автономной коротко опишем суть.
Простейший рынок в спорте представлен парой противоположных условий по какому-то условию. Например, команда забьет гол, или не забьет, будет «пробит» тотал больше 2.5, или будет меньше и так далее, и тому подобное. Более сложные рынки могут быть разбиты на 3 варианта исходов, или больше. Мы пока остановимся на двойных, как самых массовых и простых.
Когда мы видим коэффициент на какое-то условие, то всегда должны рассматривать, воспринимать его не как «сферического в вакууме», а в четкой связке со своим антиподом, показателем на противоположное условие. Именно по такой паре и можно вычислить маржу на конкретном рынке. Делается это очень просто вручную, если что можно воспользоваться множеством калькуляторов, доступных онлайн. Достаточно поделить 100% на предложенный десятичный коэффициент, как мы получим некое число в процентах. Это оценка вероятности выбранного исхода по мнению букмекера, плюс та самая маржа. Если быть точным, в одном конкретном коэффициенте мы сталкиваемся лишь с частью маржи, ведь общая комиссия на этом рынке распределяется между двумя противоположными плечами. Как она распределяется доподлинно знать нельзя. Обычно для простоты допускают, что 50 на 50, но так бывает далеко не всегда. В прочем, это дебри, а нам пока надо с «опушкой» разобраться.
Итак, 100% поделили на один коэффициент, и также 100% поделили на котировку противоположного условия. Имеем два числа в процентах. Если их сложить, то мы всегда получим больше 100%. Именно эта разница, сверх – и будет маржой на конкретном взятом рынке. Например, классический паритетный вариант: 1.90 к 1.90.
Маржа на таком рынке составляет 5.26%.
Чем меньше маржа, тем лучше для игрока. Когда комиссия минимальна, то она будет уводить беттера в минус достаточно медленно. Если грамотно отыскивать ставки с перевесом, применять продвинутые финансовые стратегии, то небольшую маржу перекрывать куда проще, чем большую. Так что всегда, при прочих равных, задача профессионального беттера сводится к заключению пари, где этот процент, комиссия конторы минимальна. Вот и будем выяснять закономерности, чтобы выбирать такие оптимальные ставки, и обходить стороной заведомо и сильно убыточные.
Разные букмекерские конторы
Внимательный игрок мог заметить, что даже на равновероятные по мнению букмекеров исходы разные конторы дают разные парные, одинаковые коэффициенты. Где-то можно видеть достаточно «жлобские» 1.89 к 1.89 или даже 1.88 к 1.88. Где-то встречаются куда более вменяемые: 1.90-1.90, 1.92-1.92. Ну и отдельные букмекеры, на отдельных рынках дают 1.95 к 1.95, или даже вплоть до 1.961 к 1.961. Задачи пиарить по параметру минимальной маржи какие-то конкретные букмекерские конторы мы здесь не имеем. Кто давно в теме, тот прекрасно понял, какие именно БК имелись в виду. Ну а если вы новичок, то пробегитесь по росписям самых рейтинговых международных и лучших российских БК, и все поймете.
Итак, 1.89 к 1.89. Что же за маржа скрывается в такой паре?
Получается заложенная комиссия: 5.82%. Если брать половину, приходящуюся на одно плечо, то порядка 2.91%.
Более умеренный вариант: 1.92 к 1.92 указывает на маржу размером 4.16%, или 2.08 на плече. Ну и редкий, и, пожалуй, крайний вариант: 1.961 к 1.961 подразумевает комиссию 2%, по 1% на стороне.
То есть, выбирая ставку из двух равновероятных в разных букмекерских конторах, можно на ровном месте получить разницу в 1-2%. Кажется, что в масштабах одной итерации – это ничто. Однако, на дистанции, когда вы сделаете сотни ходов, это все выльется в огромные суммы. Терять их просто так, потому что выбрали жадного букмекера – это странно. Так что тут одна рекомендация: среди прочих параметров при выборе пула своих активных букмекерских контор, следует обращать внимание на маржу. Просто буквально сравнивать котировки на одних и тех же рынках (то есть АПЛ с АПЛ, Лигу Чемпионов с Лигой Чемпионов, Бундеслигу 3 с Бундеслигой 3, а не рандомно разные турниры). При прочих равных, в приоритете у вас должны остаться те БК, которые не слишком жадничают, в плане заложенной в коэффициенты комиссии.
Предматч и лайв
Букмекерская маржа
Следующим важным аспектом, в связи с которым меняется размер букмекерской маржи является момент времени на шкале жизни линии. Роспись на конкретный спортивный матч появляется на сайте букмекера либо за разное время до начала, от нескольких дней до нескольких недель. Понятно, что чем популярнее лига, чем в большей степени это «бигмаркет», тем линия выходит раньше. Это делается для того, чтобы успеть принять на востребованное соревнование больше ставок. Ну и напротив, всякие второстепенные лиги могут появляться в урезанном варианте росписи за 1-3 дня, а в более подробном виде лишь за 1 день или даже часы до старта события.
Весь отрезок жизни линии на матч длится от момента публикации ее первого варианта, и до завершения, последних минут игры. То есть имеется разделение на два глобальных этапа: предматч и лайв. Так вот, даже по этим границам происходят изменения в размере маржи. Если быть точным, происходит ее заметное увеличение в лайве. Буквально проводим эксперимент. Заходим в предматчевую линию, за несколько часов или минут до матча, выписываем себе коэффициенты на основные противоположные события. Например, это могут быть ТМ(2.5) и ТБ(2.5), а также пара «П1 – Х2». Рассчитываем маржу на этих рынках. Затем, после старта матча открываем лайв-линию, хоть через 5 минут после начала события. И делаем то же самое, берем те же рынки, считаем маржу. И мы получим рост. В том случайном матче, который подвернулся нам, одна из популярных в России БК выдала такую динамику роста маржи: На рынке «ТМ-ТБ» было 2.81%, в лайве стало 5.35%. На рынке «П1 – Х2» было 4.68%, стало 6.21%. И примерно такая же картина наблюдается по всем конторам. Разница будет только в процентах.
Вывод из этого очень простой. Если есть возможность какое-то пари заключить в предматче, и лайв не дает никаких преимуществ, то так и надо делать. Нет смысла ждать, чтобы вам просто повысили комиссию. С другой стороны, конечно же существуют десятки игровых стратегий, заточенных именно на лайв-режим. Да, приходится ими пользоваться, несмотря на возросшую маржу. И это нормально, поскольку сами лайв-стратегии имеют особый алгоритм, призванный давать беттеру те преимущества, возможности заиграть такие коэффициенты, которые до матча не были доступны. Например, это касается растущих рынков. Если до игры играбельную котировку больше 1.50 можно было взять только за тотал больше 2.5, то в лайве, подождав, такой же показатель можно поймать уже за ТБ(2) или даже ТБ(1.5). Ну и очевидно, что этот один гол очень часто становится разницей между победой и поражением, профитом и убытком. Повышенная маржа – не повод отказываться от лайва полностью. Просто нужно сделать работу в этом режиме оправданной. Она не может подменять или просто дублировать доматчевые ставки, должен быть резон именно игры по ходу встречи. Остается порекомендовать сравнивать лайв-линии в разных букмекерских конторах на тех лигах и турнирах, на которые вы обычно ставите. Пара-тройка таких наблюдений, и вы поймете, кто больше жадничает в плане лайв-маржи, а кто более скромен по этой части. Соответственно и выбирайте последние площадки.
Разные виды спорта
Букмекерская маржа отличается в линиях на разные чемпионаты и события. Мы уже упоминали про «большие» и «малые» рынки, это как раз про них. Популярные турниры, высшие лиги, топовые международные матчи, которые собирают максимальные аудитории болельщиков и игроков на ставках, сопровождаются минимальной маржой. Это делается из соображений конкуренции. Как бы ни было в целом слепо «стадо» обывателей, все равно даже они не захотят ставить по заведомо заниженным коэффициентам. Так что та контора, которая умерит свои аппетиты, привлечет больше игроков за счет сниженной маржи, сможет заработать больше, за счет оборота.
«Малые» же рынки не настолько конкурентны, на эти второстепенные лиги, малопопулярные турниры ставят очень немногие, поэтому там маржа обычно сильно выше. Еще одной причиной такого завышения являются профессиональные игроки. Они очень часто углубляются именно в «смолмаркеты», в данном контексте, в малые лиги. Обычно такие профи копают глубже, чем аналитики БК. Те выставляют котировки в основном по голой статистике. Опытные игроки больше ориентируются на локальные факторы, составы, новости из местной прессы, твиттеры команд, аналитику провинциальных местных спортивных СМИ. Это дает возможность находить серьезные расхождения в оценках вероятностей с букмекером, так называемые выгодные, валуйные коэффициенты. В такой ситуации, с одной стороны, букмекер страхует себя повышенной маржой. С другой, сами игроки продолжают работать в таких лигах, потому что все равно эту комиссию реально покрывать. В популярных лигах подобные перекосы и ошибки встречаются крайне редко.
Так что вам предстоит выбрать свое направление. Если не разбираетесь в каких-то низших лигах, для вас они одинаковы с высшими, или даже менее знакомы, тогда конечно стоит работать с «бигмаркетами». Если же у вас есть план, выстроенная система сбора информации по каким-то малым лигам, то есть смысл пренебречь завышенной маржой и обратить свой фокус туда.
«Большие» и «малые» рынки внутри события
Валуйная букмекерская ловушка
Понятия «бигмаркета» и «смолмаркета» распространяется не только на чемпионаты и матчи в целом. Даже в рамках одной игры, какому бы уровню она сама не относилась, есть большие и малые рынки. Например, основные исходы, победы, общие тоталы, в общем все, что обычно вынесено в основную часть росписи – это «бигмаркеты». Различные дополнительные условия по форам, тоталам, голам – это, условно говоря, средние рынки. Ну и всевозможные ставки на статистику: угловые, офсайды, желтые карточки, показатели отдельных игроков – это «смолмаркеты».
Тут работают те же принципы, что и при выборе лиг. Если вы любитель, играете на основных исходах и тоталах, то вам и не стоит лезть в дебри средних и малых рынков. Там никаких преимуществ у вас не будет, зато маржа будет выше. Ну и наоборот, если можете находить перекосы по смолмаркетам, придется мириться с повышенной комиссией, но работать с теми видами ставок, где есть ваше критическое преимущество в понимании игры.
Разные значения в рамках одного рынка
Но и на вышеуказанных пунктах разница в марже не заканчивается. Эта комиссия различается даже в рамках одного рынка, при разных условиях. Например, в блоке ставок на общие тоталы, на основную пару, самых близких к 50 на 50 значений, маржа всегда будет ниже, чем на другие значения. То же касается и блока гандикапов.
Возьмем для иллюстрации одну популярную БК, и сравним маржу на тоталах. Допустим базовый пограничный тотал в случайном футбольном мате: ТБ(2.5) – 2.06, ТМ(2.5) – 1.85. Ну и возьмем еще какую-то другую пару тоталов: ТБ(1.5) – 1.33, ТМ(1.5) – 3.20.
Ну и видим, что в первом случае маржа составляет 2.6%, а во втором уже 6.44%. Неслабая такая разница. Так что и тут, когда вы лезете в подобные нестандартные значения тоталов, фор, и других рынков с множеством вариантов условий, отдавайте себе отчет о таком росте маржи. Где-то это оправдано, где-то стоит играть по более классическим значениям с меньшей маржой. Где-то уместно дождаться еще большей комиссии, но поймать и более высокий коэффициент в лайве, если речь про растущий со временем рынок.
Изменения маржи со временем
Помимо грубого разделения на предматч и лайв, букмекерская комиссия варьируется и просто с течением времени. Особенно это актуально для более долгого предматчевого периода. Тут на самой ранней версии росписи маржа обычно несколько выше. Это связано с тем, что именно на линию выхода набегают профессиональные игроки, берут выгодные на их взгляд коэффициенты. Так линия приобретает более правильную конфигурацию. Пусть небольшой, но прогрузы, которые организуют профи-игроки, позволяют конторе оптимизировать роспись к моменту подтягивания основной массы любителей ставок. Таким образом, невольно, два противоположных лагеря, букмекер и профи-игроки действуют сообща. Ну и чтобы контрагенты не сильно озолотились на этом этапе, конторы снабжают самые первые версии линии повышенной маржой. Затем, по мере наплыва массового игрока, нужно уже конкурировать с другими БК за оборот. Так что тут и будет минимальная маржа. Ну а в лайве, когда обычно не до подсчетов, ее также повышают, о чем было сказано выше.
Тут нужно действовать гибко. Конечно на ранней версии росписи бывает играть выгоднее всего. Так что мониторить этот этап крайне полезно. Если же там не обнаружено явных выгодных вариантов, то торопиться не стоит. То, что приглянулось из умеренно играбельного, можно будет заиграть поближе к матчу, когда маржа немного понизится, либо есть прогноз на мнение толпы, понимание, что прогруз сыграет вам на руку. Тогда тоже не торопятся, выжидают более выгодных котировок.
Выводы
Таким образом видим постоянную «игру в наперстки» со стороны букмекера. Не даром профессионал всегда держит под рукой калькулятор расчета маржи, чтобы прикидывать, куда он втягивается. И если значения переходят разумные границы 5-6%, то обычно воздерживается от ставок. Исключением могут быть только случаи, когда игрок уверен в своем вероятностном перевесе в +10% и более, который покроет практически любой размер комиссии.