Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты

Межотраслевые проекты – новое слово в культуре

Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты. Смотреть фото Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты. Смотреть картинку Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты. Картинка про Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты. Фото Что значит межотраслевые сетевые культурные и кросскультурные проекты

Тюменский район поддерживает идеи сотрудничества культуры и образования.

В Тюменском районе провели установочное совещание для работников культуры. По формату оно близко педагогическому совещанию, которое традиционно проходит здесь в августе и решает те же задачи – мотивации работников отрасли на новые успехи и достижения.

Образование и культура – две сферы, где задействовано практически все население – от мала до велика, поэтому в «Столичном» им уделяется максимальное внимание. Здесь учат и учеников, и учителей, а теперь и культработников.

На совещание, состоявшемся вчера в Доме культуры поселка Боровский, собрались около 300 участников. Среди них – директора учреждений, главные бухгалтеры, режиссеры, библиотекари, организаторы массовых мероприятий.

Как признается Андрей Неугодников, начальник управления по культуре администрации Тюменского района: «Сегодня мы учимся работать и жить, существовать и развивать культуру в новых условиях. И эти условия уже реализованы в районе. У нас произошло объединение учреждений культуры – вместо 23 учреждений досугового типа мы имеем теперь шесть более крупных с лучшей творческой организационной и ресурсной базой. Поэтому на установочном совещании мы рассказываем о формировании имеющихся на сегодняшний день стандартов и нормативов обслуживания населения».

«Министр» культуры Тюменского района отмечает, что результатом объединения, в первую очередь, стало повышение заработной платы профильных сотрудников, основной «рабочей» силы, которая непосредственно оказывает услуги жителям «Столичного».

О необходимости изменений в работе учреждений досуга и более весомых задачах, которые стоят перед культурой района, говорит глава муниципалитета Светлана Иванова: «Наша следующая задача – повышение качества услуг. Следующим этапом развития отрасли будет тема межотраслевых, межсетевых проектов – это совместные проекты образования и культуры, их взаимодействие. Интеграция общего образования в культуру через использование материальной и ресурсной базы филармонии, библиотеки, музейного комплекса и других. Проект станет пилотным на территории Тюмени и Тюменского района. Мы с вами одними из первых в 2018 году будем реализовывать такие замечательные проекты с участием наших воспитанников и населения».

На решение значимых задач настраивал участников встречи и доктор социологических наук, профессор Евгений Акулич, выступивший с докладом «Учреждения культуры и искусства как культурно-просветительские центры в сельской местности». Отдельно лектор остановился на развитии событийного туризма в регионе. И вспомнил про фестиваль яйца, который совсем недавно решили проводить в Тюменском районе.

Совещание продлилось в Боровском почти весь день. Работники культуры работали по секциям, делились друг с другом мнениями, опытом, планами. Впереди – большая и ответственная работа.

Управление информационной политики и информатизации

Источник

Проекты

Статус проекта: победитель конкурса

Школа традиционной культуры ОСНОВА

Обоснование

Школа традиционной культуры ОСНОВА на сегодняшний день необходима в условиях современных реалий.
Благодаря ей участники проекта разных возрастов увидят грани традиционной культуры во всем их многообразии.

Руководитель проекта Наталья Хазова более 10 лет руководит Народным ансамблем русской песни «Заряница». Всё это время она ведёт активную работу по созданию, организации и проведению тематических программ, концертов, мастер-классов, направленных на популяризацию и актуализацию традиционной народной культуры. Уже сейчас можно сказать, что итоги ее работы впечатляют. Ученики, выпускники Натальи отличаются особым отношением к духовно-нравственным ценностям, активно транслируют их в современный мир.

Вне всякого сомнения, такая работа является профилактикой и минимизацией девиантного поведения. Вовлечение детей и подростков в активную деятельность по изучению народного творчества и традиционной русской культуры через народные игры, интерактивные занятия, мастер- классы по изготовлению народных кукол и участие в традиционных праздниках ведёт к формированию богатой духовно и нравственной личности, и, как следствие, грамотного и здорового поколения. Для этого необходимо оформление творческого пространства, качественный реквизит, оргтехника для печати буклетов и методических разработок, материалы для мастер-классов.

Создание и реализация проекта Школа традиционной культуры ОСНОВА приведёт к более качественному формированию духовно- нравственных ценностей у детей и молодёжи п. Ветлужский Нижегородской области, Краснобаковского района. Мы планируем делиться этим опытом и продвигать проект внутри и за пределами региона, давать коллегам готовые алгоритмы для работы Школы. Поэтому, впоследствии, реализация проекта поможет становлению духовно-нравственного воспитания жителей Нижегородской области и всей России.

Задачи

Актуальность и общественная значимость

В результатах опроса, проведенного Институтом социологии РАН, видна грустная тенденция. Респондентов спрашивали, на каких ценностях должно строиться будущее России. Вариант «Возвращение к национальным традициям, моральным и религиозным ценностям» выбрали 27% человек. При этом в 2014 году такого мнения придерживались 35%. Большинство из опрошенных не обладали никакими знаниями о традиционной культуре.

Но, по данным опроса Независимого исследовательского центра (опрошено 1500), более половины опрошенных (58,4%) положительно относятся к народным русским праздникам и регулярно их празднуют. Треть респондентов (34,3%) относятся с симпатией к народным русским праздникам и поучаствовали бы, если бы была такая возможность. Лишь 2,9% ответили, что для них это неприемлемо, 1,3% — ничего не знают об этом.
Респонденты старшего возраста чаще отмечают народные русские праздники (в возрасте от 60 лет – 66,3%), чем более молодые (в возрасте 18-29 лет – 51,4%).
То есть тяга к своей традиционной культуре есть. При наличии площадки, где традиции сочетаются с современными методами подачи материала люди готовы изучать, погружаться и становится ближе к традиционной культуре.

То, что традиционная культура ежедневно сталкивается с серьезными вызовами, мы наблюдаем каждый день на улицах сел, городов, мегаполисов. Молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры часто показывают полное отсутствие понимания культурных ценностей. Поэтому мы считаем, что проект Школа традиционной культуры ОСНОВА станет отправной точкой к формированию психологически и эмоционального здорового населения с творческими амбициями и их реализацией.

Свои явные плюсы проекты имеет для каждой целевой группы:

Источник

Проекты

Статус проекта: победитель конкурса

Секретная карта деревни Сеп

Обоснование

Основой творческой концепции проекта «Секретная карта деревни Сеп», как и других наших инициатив, является то, что мы не занимаемся «культурной интервенцией» передовых идей и красивых планов, а опираемся на ресурсы и достижения, потребности и ожидания, которые уже есть в конкретной деревне. Используя инструменты соучастия, мы вовлекаем в социокультурную деятельность жителей деревни, местную администрацию и привлеченных экспертов, получая в результате совместного творчества новый современный междисциплинарный продукт, который для деревни становится своим, а не навязанным извне или спущенным сверху. Таким образом, происходит «присваивание» результата жителями деревни, что является важной социальной составляющей и обеспечивает устойчивость проекта. Наша позиция подтверждается социологическим исследованием «Оценка инфраструктуры села местными жителями: социологические аспекты реализации этнокультурных проектов», проведенным в 2018 году кандидатом философских наук, доцентом кафедры социологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Т. А. Власовой и старшим преподавателем кафедры социологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» К. Н. Обуховым: «Сельское население в целом незначительно вовлекается в практики мобильности, что вероятно сказывается на скорости и характере переноса основных «городских» или «глобальных» практик социального взаимодействия… Сами этнокультурные проекты воспринимаются селянами скорее как повод для разнообразия собственного досуга и общения, приглашения гостей и знакомых, которые проживают за пределами села…» По данным их исследования, 66.2% жителей деревни Сеп считают этнокультурные мероприятия поводом для общения со своими же односельчанами, а не приезжими туристами. [Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. No 4].

Важной творческой и социальной составляющей проекта является работа по актуализации культурного наследия. Создавая «секретную карту», мы продолжаем изучать и сохранять историю места и локальную идентичность, затрагивая темы близкие и понятные всем, от пожилых деревенских жителей до городской молодежи. Обращение к нематериальному культурному наследию является эффективной формой общения с широкой аудиторией, в том числе и с молодым поколением, что особенно важно для удаленных сельских территорий. Человек, живущий в глубинке, начинает не только испытывать трепет и гордость за место, где он живет, но и видит, что история его деревни интересна многим, значима для общей культуры и является частью культурного кода страны.
Благодаря энергии местного сообщества и вовлеченности рядовых участников запускаются механизмы преобразования культурной среды деревни, возникает «место силы», которое является источником дальнейших созидательных инициатив.

Реализуя новый проект с элементами творческих индустрий, мы создаем комфортную для жизни среду, развиваем инфраструктуру для возникновения в будущем благоустроенного социокультурного комплекса, востребованного далеко за пределами одной деревни.

Задачи

Актуальность и общественная значимость

Работая с 2002 года с различными деревенскими инициативами, мы понимаем, что социальное самочувствие деревни ухудшается – отсутствие ресурсов в экономической, социальной, культурно-досуговой сфере, нехватка рабочих мест, плохие дороги, отсутствие сотовой связи и т.д. Сегодня общество предъявляет новые требования к качеству жизни на сельских территориях, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, развития новых форм и методов работы, направленных на процесс перехода от «выживания» к «развитию».

Доктор социологических наук В. И. Ильин в работе «Российская глубинка в социальной структуре России» писал: «На одном полюсе – столица с ее бешеным темпом жизни… На другом полюсе – глубинка с ее тягучим временем. Большие потоки, определяющие динамику страны, сюда почти не доходят или доходят в очень ослабленном виде. Потоки отсюда в основном уходят тонкими ручейками, их низкая интенсивность создает иллюзию остановившегося времени… Однако именно они питают огромные реки. Огромные города без фундамента подпитывающей глубинки – это… Волга без бесчисленных безымянных ручейков, т. е. гигант, обреченный на исчезновение…
Если столицы являются двигателями прогресса, задавая его направление и динамику, то глубинка, обеспечивает устойчивость и преемственность. Столицы – это очаги глобализации, глубинка – это масса мельчайших очагов локализации. И лишь баланс этих двух противоположностей порождает глокализацию, гарантирующую динамичность и преемственность цивилизационных процессов». [Ильин В. И. Российская глубинка в социальной структуре России. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т.XIII. №4. С.25-47].

Проект «Секретная карта деревни Сеп» — это часть системной работы, которую ведет наша организация на протяжении пяти лет на территории деревни Сеп Игринского района Удмуртии. Создание «Народного Музея исчезнувших деревень», «Публичного архива традиционной культуры севера Удмуртии», реновация дома культуры, появление «Лаборатории музыкальных коммуникаций «Студии Сеп», гончарной и столярной мастерских, собственного выставочного пространства, коворкинга, ремонт дороги, появление сотовой связи, привлечение первых инвесторов для гостевых домов сделало сегодня деревню Сеп пилотной площадкой для демонстрации нового качества жизни в сельской местности. В деревне сложилось постоянное, работоспособное, эффективное местное сообщество, готовое к экспериментам и уверенное в своих силах. А типовой сельский клуб, переформатированный в Культурный Центр местного сообщества «SEP COMMUNITY», отчетливо приобрел черты ресурсного центра.

Пытаясь соблюсти баланс «двух противоположностей» и считая культуру драйвером социального и экономического развития любой территории, мы, реализуя проекты, создаем новые комфортные культурные пространства, включая при этом в работу деревенское сообщество, актуализируем местную повестку, сохраняя и используя уникальность места. Подключая к работе профессиональное научное, педагогическое, художественное, архитектурное сообщество, мы исследуем и применяем на практике новые технологии, методики, инструментарий, запуская механизмы преобразования культурной среды деревни. Развивая междисциплинарное, межведомственное, межрегиональное взаимодействие, мы выявляем скрытые возможности долгосрочного развития территории. Местная инициатива из «глубинки» встраивается нами в широкий внетерриториальный культурный контекст, становится триггером для экономического развития территории, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, способствует сплочению и самоорганизации жителей деревни.

Источник

Проекты

Статус проекта: победитель конкурса

Уральские перекрестки

Обоснование

Проект «Уральские перекрестки» состоит из двух творческих составляющих:

— Передвижной выставки «Уральские перекрестки. В поисках пути», которая пройдет в 10 населенных пунктах Свердловской области.

— Документального фильма «Урал: новые путешествия по старым дорогам» (хронометраж не менее 40 минут), снятого в 14 населенных пунктах Свердловской области.

И фильм, и выставка будут знакомить целевую аудиторию с исторически сложившимися местами силы на маршрутах старых Уральских дорог, рассказывая об их культурно-историческом значении, а также популяризировать культурные инициативы, которые существуют в тех местах сегодня. Таким образом, обе составляющие проекта направлены на то, чтобы раскрыть туристический и культурный потенциал территорий, причисленных к «местам силы» в прошлом. А также мотивировать жителей создавать новые культурные инициативы, которые будут развивать эти места в будущем.

Задачи

Актуальность и общественная значимость

Проект «Уральские перекрестки» направлен на решение двух проблем:

1. Повышение посещаемости учреждений культуры в городах и поселках Свердловской области через организацию передвижной выставки «Уральские перекрестки. В поисках пути» в 10 населенных пунктах Свердловской области.

2. Развитие спектра виртуальных услуг в области культуры через создание и продвижение в социальных сетях документального фильма «Урал: новые путешествия по старым дорогам».

О необходимости развития виртуальных услуг говорится в программе «Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года»: «Для преодоления культурного разрыва между областным центром и сельскими территориями необходимо также развивать спектр оказания виртуальных услуг» (https://docs.cntd.ru/document/453135193) Что особенно актуально в условиях пандемии.

Комплекс мероприятий в рамках передвижной выставки «Уральские перекрестки. В поисках пути» и документального фильма «Урал: новые путешествия по старым дорогам» будет способствовать воспитанию у целевой аудитории позитивного восприятия историко-культурного наследия малой Родины; продемонстрирует возможности влияния культурных инициатив на процесс изменения среды обитания;
позволит сотрудникам малых музеев обогатиться новым опытом работы с посетителями; презентует новую туристическую концепцию, объединенную темой транспортных артерий Урала и, через продвижение фильма, познакомит с ней целевую аудиторию.

Источник

Проекты

Статус проекта: проект не получил поддержки

Цифровизация наследия: оцифровка национальных костюмов. Дагестан

Обоснование

Задачи

Актуальность и общественная значимость

Сейчас учреждениями культуры нашей страны ведутся работы по оцифровке коллекций фондов музеев. Актуальность нашего проекта в том, что мы хотим не просто оставить оцифрованные вещи на сайте музея, а встроить их в современную повестку. Таким образом, их можно будет не только изучить подробнее, увидеть детали, но и использовать в проектах современных дизайнеров, объединять с текущими визуальными стилями, то есть вернуть локальные коды обратно в индустрию моды. Глубокое изучение местной культуры разных народностей поможет молодым дизайнерам найти самобытный стиль, сформировать локальный культурный код.

Актуальность для целевых групп
— Представители креативной индустрии: дизайнеры, digital-художники, 3D-дизайнеры:
Специалисты из креативных областей в своих проектах смогут использовать цифровые лекала традиционных костюмов. Опыт работы с национальным костюмом послужит толчком для исследования одежды других народов.
— Студенты творческих вузов:
Помимо того, что студенты также лучше смогут изучить национальные костюмы Дагестана и использовать их как источники вдохновения в своих работах, молодые люди получат образец для будущей реализации цифровизации в культурных учреждениях своих городов.
— Посетители музеев – люди, интересующиеся культурой страны, туристы, местные жители:
Проект направлен не только на работу с профильными специалистами – через оцифрованные костюмы посетители сайта смогут узнать историю Дагестана и познакомиться с богатой культурой республики. Республика Дагестан – одна из особенных областей Кавказа, на сравнительно небольшой территории которой проживает около 30 коренных народностей и небольших этнических групп, создавших самобытную и разнообразную по своим типам традиционную одежду. Проект поспособствует развитию и внутреннего туризма, если представители целевой группы захотят лично увидеть разнообразие предметов народных художественных промыслов.
— Gen Z:
Сохранение в цифровом пространстве облегчит доступ к предметам традиционной культуры представителям Gen Z – создаст интерес к изучению истории своей страны. Визуальный стиль – это критерий, по которому поколение Z выбирает проекты, поэтому чтобы пробудить интерес к традиционной культуре и истории страны, важно, чтобы он соответствовал и их представлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *