Что значит междисциплинарный экзамен
III. Процедура проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена
Государственный итоговый междисциплинарный экзамен является одним из важнейших этапов государственной итоговой аттестации выпускников.
К государственному итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные этой программой, и представившие в установленный срок выпускную квалификационную (дипломную) работу с отзывами научного руководителя и рецензента.
Для проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена приказом ректора Университета образуется государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и утверждает её председатель.
Перед началом экзамена студенты-выпускники приглашаются в аудиторию, предназначенную для проведения экзамена, где председатель ГЭК знакомит экзаменующихся с составом ГЭК, даёт общие рекомендации по подготовке ответов на вопросы. После чего студенты покидают аудиторию и приглашаются в соответствии со списком очерёдности.
Государственный итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме (по заранее подготовленным билетам).
При подготовке ответов на вопросы билета студенты могут сделать краткие записи на представленных им листах бумаги со штампом Уфимского филиала Финуниверситета. Письменные записи студентами делаются в произвольной форме (развёрнутый план ответов; схемы, позволяющие иллюстрировать ответ; точные формулировки нормативных актов; статистические данные и т.д.) Записи, сделанные при подготовке к ответу, позволяют составить план ответа на вопросы билета, и, следовательно, полно, логично раскрыть их содержание, а также помогут экзаменующемуся справиться с естественным волнением, чувствовать себя увереннее. Вместе с тем записи не следует делать слишком подробные, ибо в них трудно ориентироваться при ответах и возникает опасность упустить главные важные положения излишней детализацией несущественных аспектов вопроса, что в итоге может привести к снижению уровня ответа на поставленные вопросы в билете и повлиять на его оценку.
Подготовившись к ответу на вопросы, содержащиеся в билете, студент-выпускник для сдачи экзамена выступает перед государственной экзаменационной комиссией. Экзаменующийся должен чётко и ясно формулировать ответы на вопросы, показать знание важнейших положений законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, нормативных актов по бухгалтерскому учёту и аудиту, налогообложению. Особое внимание следует уделить концептуальным и проблемным вопросам, иллюстрируя это конкретной отечественной и зарубежной практикой ведения бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита. Для ответа экзаменующемуся отводится примерно 30 минут.
Государственной экзаменационной комиссией допускаются различные варианты сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена. В одних случаях экзаменующийся рассказывает содержание одного вопроса, содержащегося в билете, и ему сразу же предлагается ответить на уточняющие и дополнительные вопросы, задаваемые членами комиссии ГЭК, затем таким же образом по следующим вопросам билета. В другом случае экзаменующийся отвечает на все вопросы, поставленные в билете, а затем даёт ответы на задаваемые членами комиссии уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы. Как правило, задаваемые членами комиссии дополнительные вопросы, тесно связаны с основными вопросами, поставленными в билете. В обоих случаях экзаменационная комиссия предоставляет право экзаменующемуся дать (с его точи зрения) полный ответ по всем вопросам.
В некоторых случаях председателем, его заместителями или членами ГЭК ответ экзаменующегося может быть приостановлен. Это может быть связано с тем, что ответ даётся не по существу вопроса, допускаются ошибки в изложении нормативных актов, приводится излишняя детализация второстепенных положений в ущерб основным и т.п. При остановке ответа экзаменующемуся даётся пояснение причины приостановки ответа и предлагается перестроить содержание излагаемой информации сразу же либо после ответа на другие вопросы, содержащиеся в билете.
Результаты сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена обсуждаются государственной экзаменационной комиссией на закрытом заседании, где формируется общая оценка уровня теоретических и практических заданий выпускников, выделяются наиболее грамотные и компетентные ответы. Результаты сдачи экзамена определяются дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются председателем ГЭК в тот же день (день сдачи экзамена) после оформления протоколов работы государственной экзаменационной комиссии и проставления оценок каждому студенту-выпускнику в зачётной книжке. В случае устного заявления экзаменующегося о несогласии с выставленной ему оценкой, с ним проводится собеседование в присутствие комиссии. Целью того собеседования является разъяснение студенту-выпускнику качества его ответов и обоснование итоговой оценки знаний.
Вопросы относительно Итогового междисциплинарного экзамена, задаваемые наиболее часто
Вопросы относительно Итогового междисциплинарного экзамена,
задаваемые наиболее часто
Когда проводится Итоговый междисциплинарный экзамен?
Итоговый междисциплинарный экзамен (ИМЭ) проводится в соответствии со сроками, указанными в учебном плане, после прохождения студентом преддипломной практики и сдачи отчета по преддипломной практике. Как правило, это даты в интервале с 20 марта по 15 апреля (для студентов заочной формы обучения – как правило, ноябрь).
Требуется ли допуск к ИМЭ?
До сдачи ИМЭ допускаются студенты, не имеющие академической задолженности на момент проведения ИМЭ. Допуск осуществляет кафедра «Экономика и финансы».
В какой форме проводится ИМЭ?
ИМЭ проводится в форме теста, состоящего из 100 вопросов: по 10 вопросов из каждой дисциплины, включенной в экзамен. Тестирование проводится на компьютерах, с использованием программы АСТ-тест.
Когда становится известна дата ИМЭ?
Точная дата экзамена определяется и доводится до сведения студентов не менее, чем за один месяц до проведения экзамена (информация размещается на сайте кафедры и на кафедральной Доске объявлений возле ауд. 315).
Какие дисциплины включаются в ИМЭ?
В ИМЭ могут быть включены любые дисциплины из следующего перечня:
Для специальности «Экономика и управление на предприятиях отрасли (машиностроение, электроэнергетика, металлургия)»
1. Экономическая теория
2. Экономика предприятия
4. Организация производства на предприятии
5. Планирование на предприятии
6. Финансовый менеджмент
8. Финансы и кредит
10. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии
11. Экономическая оценка инвестиций
14. Бухгалтерский учет
Для специальности «Финансы и кредит»
1. Экономическая теория
2. Экономика организаций (предприятий)
4. Деньги. Кредит. Банки
6. Финансовый менеджмент
7. Бухгалтерский учет
8. Финансы организаций (предприятий)
9. Рынок ценных бумаг
10. Экономический анализ
14. Производственный менеджмент
Перечень дисциплин, включаемых в ИМЭ в текущем учебном году, определяется ответственным за проведение ИМЭ и утверждается председателем экзаменационной комиссии не позднее, чем за три месяца до проведения ИМЭ.
Перечень дисциплин, включаемых в ИМЭ в текущем учебном году, доводится до сведения студентов не позднее, чем за два месяца до проведения ИМЭ (информация размещается на сайте кафедры и на кафедральной Доске объявлений возле ауд. 315).
Проводятся ли консультации перед ИМЭ по предметам, включенным в экзамен?
Консультации проводятся на неделе перед экзаменом (за 2-4 дня до экзамена). Консультации занимают 2 дня (4-6 предметов за день). Длительность каждой консультации 30-60 мин.
Консультации проводятся преподавателями, которые читали соответствующие дисциплины студентам в ходе учебного процесса. В том случае, если преподаватель не может присутствовать на консультации (уже не работает на кафедре, болеет, находится в командировке и т. д.), консультация проводится другим преподавателем, читающим этот предмет.
Можно ли пройти перед экзаменом пробное тестирование?
Пробные тесты (по специальностям) размещены постоянно на сайте кафедры в разделах:
– для студентов дневного обучения : Студенту – Пятикурснику – Госэкзамены
– для студентов заочного обучения: Заочное обучение – Специалитет (Бакалавриат, Магистратура) – Госэкзамен
Данные тесты содержат вопросы ИМЭ, но не содержат указаний о правильных ответах.
Сколько времени длится экзамен?
Длительность ИМЭ – 180 мин (в среднем по 1,8 мин. на вопрос). Данное время задается в программе тестирования, и по истечении 180 мин. программа автоматически завершает свою работу.
Что НУЖНО приносить с собой на ИМЭ?
– зачетку (оформленную по всем правилам)
– калькулятор, способный извлекать корни высоких степеней и возводить в высокие степени
– вода (либо другие напитки)
Чем НЕЛЬЗЯ пользоваться на экзамене?
Категорически запрещено использование сотовых телефонов, различных электронных устройств для передачи и приема информации, конспектов лекций, учебников, т. е. любых носителей информации.
Какой критерий оценки?
75% и более правильных ответов – оценка «отлично»
60%-74% правильных ответов – оценка «хорошо»
45%-59% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»
менее 45% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно»
Когда известна оценка?
По истечении 180 мин., когда программа автоматически заканчивает свою работу, либо раньше (если студент ответил на все вопросы, быстрее, чем за 180 мин.), на экране монитора появляются данные о проценте правильных и неправильных ответов и, соответственно, оценка за экзамен.
Окончательные результаты ИМЭ утверждаются экзаменационной комиссией (после проведения процедуры апелляции) в течении 1 недели.
Результаты ИМЭ публикуются на сайте кафедры и размещаются на кафедральной Доске объявлений.
Можно ли узнать, как ответил(а) на вопросы по каждой дисциплине?
Да, можно. Когда на экране монитора появляется оценка за экзамен, там же (на экране) есть кнопка «Срез знаний». Нажав на эту кнопку, студент может посмотреть результаты своих ответов по каждой отдельной дисциплине (сколько дано верных и неверных ответов в соответствии с темами внутри дисциплины).
Что делать, если на экзамене получена оценка «неудовлетворительно»?
В случае получения студентом итоговой оценки «неудовлетворительно» в результате сдачи ИМЭ он имеет право ОДИН раз пересдать те предметы, по которым получена оценка «неудовлетворительно» (исходя из анализа «среза знаний»). Процедура проведения переэкзаменовки совпадает с процедурой проведения ИМЭ.
Что делать, если на переэкзаменовке получена оценка «неудовлетворительно»?
В случае получения студентом оценки «неудовлетворительно» в результате переэкзаменовки он не допускается к выполнению и защите дипломной работы и отчисляется из вуза с получением академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании.
Можно ли выходить из аудитории в процессе экзамена?
Можно выйти один раз (неодновременно с другими студентами). Однако время программы поставить на паузу невозможно, оно будет продолжать идти.
Какие типы вопросов могут быть в ИМЭ?
Для проведения экзамена предусмотрены 3 типа вопросов:
1 тип: вопрос стандартный
Например: Какой из показателей делит вариационный ряд на две равные части?
£ арифметическая средняя величина
2 тип: вопрос на соответствие
Например: Работая с данными таблицы, приведенной ниже, поставьте данные из столбца 2 в соответствие данным из столбца 1.
1. Специализация производства
А. Сосредоточение производства одного или нескольких видов продукции на крупных предприятиях в пределах небольшой территории.
2. Концентрация производства
Б. Соединение разных отраслей производства на одном крупном предприятии с целью упрощения межпроизводственных связей по технологической цепочке.
3. Комбинирование производства
В. Разделение труда по его отдельным видам, формам, сосредоточение деятельности на относительно узких специальных направлениях.
3 тип: вопрос на определение правильной последовательности
Например: Расположите уровни (этапы) планирования в порядке возрастания горизонта планирования:
Какова сложность вопросов?
Вопросы сформированы, исходя из следующих принципов:
– вопросы – на базовые остаточные знания;
– вопросы однозначные, не допускающие разных толкований;
– вопросы не требуют знания студентами сложных объемных формул; если таковые формулы требуются, то они приведены в самом вопросе с расшифровкой составляющих;
– вопросы не предполагают необходимости пользоваться справочным материалом.
– по каждому вопросу указано не менее 4-х вариантов ответов, один из которых – правильный;
– правильный ответ может быть только один.
Все вопросы оцениваются одинаково?
Все вопросы предполагают одинаковую оценку, независимо от степени сложности. Поскольку вариация сложности – незначительная.
В процессе тестирования вопросы выдаются по дисциплинам или в случайном порядке?
Последовательность и набор вопросов – случайная бесповторная выборка, т. е. НЕТ такого, что сначала – 10 вопросов, например, по статистике, затем – 10 вопросов по маркетингу и т. д. Все вопросы – «перемешаны».
Можно ли пропустить вопрос, если сомневаешься?
Вопрос можно пропустить (не дав на него ответа), нажав соответствующую кнопку на экране. Затем, когда все последующие вопросы будут пройдены, программа снова вернется к пропущенному вопросу.
Можно ли изменить уже зафиксированный ответ?
Нет, нельзя. Если Вы отметили и зафиксировали ответ, то программа его сразу же учитывает (как правильный, либо как неправильный) и к данному вопросу уже не вернется впоследствии.
Как учитываются вопросы, оставшиеся без ответа?
Для определения процента правильных ответов (т. е. для формирования оценки за экзамен) учитываются вопросы, на которые был ДАН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Таким образом, вопросы, оставшиеся без ответа, не могут участвовать в формировании оценки (т. е. НЕ добавляют студенту баллов).
Кому можно задавать вопросы и решать проблемы, связанные с ИМЭ?
1) Ответственному за проведение ИМЭ по кафедре «Экономика и финансы»
Баевой Дарье Александровне, *****@***ru
2) Ученому секретарю кафедры «Экономика и финансы»
Сухих Елене Генриховне,
3) Заведующей лабораторией Губаревой Вере Ивановне, ауд. 315,
Хроника итоговых аттестационных испытаний. День первый. Единый междисциплинарный экзамен
На улице пасмурно. В Сретенской семинарии впервые в истории духовных школ в волнительной атмосфере сдачей единого междисциплинарного экзамена начались итоговые испытания. Прежде выпускники семинарий только защищали подготовленные ими научные работы, с этого года всем тем, кто оканчивает духовные учебные заведения, предстоит подтвердить свои знания на едином итоговом экзамене.
Основная задача итогового междисциплинарного экзамена, который накануне прошел в Сретенской духовной семинарии – подведение итогов за все время обучения в семинарии.
Экзамен включал в себя вопросы по шести основным предметам: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Общецерковная история», «История Русской Православной Церкви», «Литургика».
Всего для подготовки было выставлено около 600 вопросов разного уровня сложности. В числе более чем 15 членов экзаменационной комиссии были не только преподаватели Сретенской духовной семинарии, но и наблюдатели из Учебного комитета Русской Православной Церкви, для которых с помощью современных технологий была организована прямая трансляция итогового аттестационного испытания.
К экзамену готовились на протяжении всего выпускного года. Но тем не менее, как говорят сами выпускники, «охватить весь объем материала в полной мере даже за год, конечно, трудно». И все же, как бы ни было трудно, а время подготовки к экзаменам – особенное. Ведь это – возможность снова поднять весь пласт знаний и, теперь уже с позиции приобретенного опыта и других освоенных знаний, посмотреть на то, что удалось освоить, снова погрузиться в мир богословия, в мир церковной истории.
Для подготовки к экзамену выделялось больше недели – они полностью были свободны от каких-либо лекций и зачетов. Один из выпускников говорит: «Подготовка – замечательное время напомнить себе те знания, которые тебе дали, посидеть, подготовиться уединенно, не рассеиваясь ни на что другое. Мы снова смогли осмыслить, понять, снова погрузиться в то, что, казалось, уже далеко от нас».
Подготовка уже непосредственно накануне экзамена у всех проходила по-разному. Кто-то начитывал друг другу материал, кто-то ходил в раздумьях о вопросах Шестого Вселенского Собора, кто-то, прогуливаясь по цветущему монастырскому саду, вспоминал, о чем спорили Патриарх Иоаким и Никита Пустосвят. Кто-то в своей келье, склонившись над книгами со «спичками в глазах», провел бессонную ночь. Некоторые ребята за круглым столом обсуждали вопросы догматики. Так или иначе, все готовились и, пожалуй, сделали все, что смогли.
А еще накануне, кроме интенсивного штурма всевозможных книг, выпускники со своим духовником курса (иеромонахом Севастианом) собрались все вместе под сводами древнего Владимирского Собора Сретенской обители и спели акафист Божией Матери. Ведь неслучайно говорят, что если в светских вузах перед экзаменами не остается никаких надежд, кроме как на свои знания и шпаргалки, то в семинариях перед экзаменами остаются надежды лишь на молитвы.
И экзамен, длившийся в общей сложности более пяти часов, состоялся.
Преподаватели по итогам экзамена поделились своими впечатлениями.
Председатель первой комиссии, заведующий кафедрой Церковной истории кандидат богословия, доцент Олег Викторович Стародубцев: «У меня впечатления очень даже приятные. Результаты позитивные. Но, на мой взгляд, тяжело, конечно, для студентов, когда такое количество информации, предметов, включаются в один экзамен».
Председатель второй комиссии, заведующий кафедрой Богословских дисциплин протоиерей Николай Скурат: «Интересно было посмотреть, чему студенты научились за четыре года, увидеть, как они умеют строить свою речь, вести дискуссию. Кроме того, хотелось бы отметить хорошую организацию самого экзамена».
Алексей Иванович Сидоров, доктор Церковной истории, профессор, преподаватель Патрологии:«Замечательные впечатления, хорошие. Ребята подготовились, это видно. Но я бы уменьшил количество вопросов, немного по-другому их структурировал. Студенты отвечали ровно. Между нами говоря, если бы мне задали эти вопросы, я бы так сходу не ответил. Некоторые вопросы очень серьезные. Например, причины Боговоплощения – это вопрос, требующий основательного осмысления. Мы с отцом Вадимом долго беседовали по этому поводу. Так что ребята, слава Богу, хорошо подготовились.
Плюс какой? Любые экзамены – они мобилизуют. Но, опять же, по своему студенческому прошлому я знаю, что, пройдя экзамены, потом часто расслабляешься: выйдешь из аудитории – и все забудешь. Такие вот резкие перепады… Есть, конечно, даже такой метод лечения – контрастный душ, но это, как мне кажется, не самый лучший вариант. Конечно, когда человек мобилизуется, у него все же где-то то, что он старается запомнить, откладывается. Но, простите, я много раз мобилизовался перед сдачей всевозможных экзаменов, скажем, по истории КПСС, но сейчас уже ничего из этого не помню. Какие решения принял 10-й съезд, например?
Конечно, мы зачастую изучаем много ненужных для нас вещей, и потому, мне кажется, очень важно, чтобы вопросы имели практическое приложение для будущих пастырей. К ним ведь люди будут приходить. Главное, чтобы они умели применять знания. Я вот изучал, положим, средневековую историю Юго-Восточной Азии, а сейчас меня спроси, – не вспомню, что там было в Камбодже или еще что-то…»
Лариса Ивановна Маршева, доктор филологических наук, профессор, преподаватель Церковнославянского языка, а также ряда других лингвистических дисциплин: «Первый раз прошел этот междисциплинарный экзамен. Он проходил по шести ведущим дисциплинам для подготовки бакалавра теологии. Представляется, что все прошло очень удачно. Студенты обнаружили довольно высокий уровень подготовки. Какие-то вопросы освещались в более полном объеме, какие-то – в менее полном. Но, тем не менее, похвально, что было показано хорошее знание Священного Писания Нового Завета. Удачно прозвучали ответы в связи с догматическим богословием. Очень отрадно отметить хорошие знания истории Русской Церкви, особенно XX века. И, конечно, что очень важно для будущих священнослужителей, которые служат Литургию практически каждый день, – это неплохое знание литургики. Я осталась довольна. Считаю, что мы, преподаватели, администрация семинарии могут гордиться такими результатами и такими воспитанниками».
Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, преподаватель Догматического богословия: «Я считаю, что ребята молодцы. Они показали достаточно высокий уровень. В некоторых случаях даже выше, чем ожидалось. Поэтому поздравляю ребят и считаю, что они достойно справились со своей задачей. Как преподавателю Догматического богословия мне очень приятно, что все студенты четко и уверенно отвечали на вопросы по Догматике. У некоторых были трудности с вопросами по Священному Писанию и истории Церкви, но нужно учитывать, как велик объем этого материала. Я понимаю, что пройти такое серьезное итоговое испытание – очень непросто, но опыт показывает, что когда человек преодолевает трудные препятствия, он значительно возрастает. Поэтому, я думаю, что все, прошедшие этот экзамен, сделали большой шаг вперед. Преодоление больших трудностей помогает человеку расти, а когда человек себя жалеет и избегает трудностей, он деградирует».
Выпускники также поделились своими впечатлениями об экзамене.
Ярослав Мордовцев: «Очень волновался. Не спал почти всю ночь. Спал на стульях в аудитории. Сидел, учил, зато хорошо сдал. Думаю, что такого рода экзамены нам нужны, ведь мы не должны быть хуже светских вузов, у которых все это есть».
Никита Муратов: «Мне попались те билеты, по которым я максимально помнил ответ. Поэтому сдача прошла довольно легко. Видно было, что преподаватели понимают всю сложность экзамена и также волнуются за ребят. Будущим выпускникам я пожелаю начать подготовку заблаговременно».
Андрей Иванов: «Чувство благодарности. За один день проверили то, что наши дорогие преподаватели вкладывали в нас четыре года. И, конечно же, в который раз убеждаюсь, насколько сильна молитва родных! Не знаю, как бы без их молитв получилось сдать, ведь я каждый день засыпал и просыпался с мыслями и переживаниями о грядущем экзамене».
Федор Середа: «Чувствовалось напряжение. Вот, действительно, серьезное испытание! Было ощущение, что мы поступаем в магистратуру… Я хочу поблагодарить от всего сердца преподавателей, готовивших нас к этому экзамену, – всех и каждого».
Михаил Алекумов: «Мне повезло. Я вытянул тот билет, который хорошо знал. Первоначально был шок от количества вопросов, предметов, потому что в этом экзамене проявляются знания шести предметов, которые преподавались нам в течение двух-трех лет. И получается, на этом экзамене мы должны были показать такие знания предметов, какие мы показывали на пяти-шести сессиях за время учебы в семинарии».
Евгений Кахута: «Не переживал, не волновался. Абсолютно спокойное ощущение. По мере сил и возможностей, для подготовки выбирал для себя самое важное. Такие экзамены полезны, потому что заставляют поднять и актуализировать знания, которые были получены на протяжении всей учебы в семинарии».
И тогда Преподобный Сергий явился таким объединителем. Он был главным духовным наставником, он стал всей силой Руси. И самое важное здесь то, что митрополит Московский Киприан был в конфликте с князем и был выгнан из Москвы. И если бы в момент нашествия Мамая князь воспринимался бы как анафематствованный, то ничего бы не было. Сергий добивается мира между митрополитом и князем. И на битву выходит Димитрий, в народе воспринимаемый уже как объединитель всей русской земли, благословленный Сергием. Большинство княжеств дали своих воинов. И тогда у нас был паритет с мамаевой ордой. Менее боеспособно, но смогло выдержать. Вот это меня больше всего впечатлило в подготовке к выставке, и это же мне попалось в одном из вопросов моего билета на экзамене».Диакон Александр Амерханов
Диакон Александр Поляк-Брагинский:«Порадовало, что когда ты начинал “плавать”, преподаватели задавали наводящий вопрос, который помогал вспомнить материал. Благодарю всех преподавателей и администрацию, что подготовили нас к этому экзамену!»
Андрей Сенин: «Спасибо дорогим преподавателям семинарии за добрые слова, настрой на успешную сдачу, дорогому отцу Севастиану за молебен Богородице, всем ребятам за совместную подготовку к столь важному испытанию. Многая и благая лета!»
Также от выпускников можно было услышать о переутомлении (у большинства сдаче экзамена предшествовали бессонные ночи), о переживаниях. Но у всех чувствовалась живая радость преодоленного испытания. Все те, кто сегодня прошел этот экзамен, единогласно желают будущим поколениям не терять времени и уже начинать готовиться к итоговому экзамену не на выпускном курсе, а заранее.