Что значит лидер эсминцев
Лидер эскадренных миноносцев
Содержание
История появления
Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.
Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода. Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift. Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.
Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет ( англ. Cruiser Committee ). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active, впоследствии ставший типом Arethusa.
Первая Мировая война
Лидеры Великобритании
На английских верфях для чилийского флота строились четыре корабля серии Faulknor. С началом войны Адмиралтейство выкупило их и ввело в состав британского флота. Корабли имели шесть 102-мм орудий, в конце войны носовая пара была заменена на 120-мм орудия. На базе этого проекта было заказано 5 кораблей нового типа, с четырьмя 102-мм орудиями. Новый проект оказался лучше предыдущих, на его основе было создано два проекта эсминцев: тип V и тип W. По этим проектам было заказано 106 эсминцев и 5 лидеров флотилий типа Admiralty V. Лидеры имели скорость 34 узла, меньшую, чем у эсминцев той же серии, это было вызвано увеличением размеров и водоизмещения. Однако небольшое снижение скорости было допустимым.
Скауты Италии
В 1916-1917 году итальянский флот получил три лидера типа Carlo Mirabello. Эти корабли имели бо́льшее водоизмещение, высокую скорость и были вооружены одним 152-мм и шестью 102-мм орудиями. Размещение 152-мм орудия оказалось не очень удачным решением, оно было слишком тяжёлым для лидеров и не обладало высокой скорострельностью. Несмотря на недостатки данный проект был достаточно удачным и руководство флота планировало заказать ещё пять кораблей этого типа, но из-за финансовых проблем, от заказа кораблей пришлось отказаться.
В 1917-1920 годах итальянский флот пополнился еще четырьмя крупными эсминцами. Корабли типа Mărăști строились на верфях Италии по заказу Румынии, но были реквизированы и вошли в состав итальянского флота как лидеры типа Aquila. Размеры этих кораблей были меньше, чем у лидеров серии Carlo Mirabello и изначально их вооружили тремя 152-мм и четырьмя 76-мм орудиями. После окончания Первой Мировой войны тяжёлые 152-мм орудия демонтировали и корабли перевооружили на единый калибр 120 мм.
Другие страны
В России в 1913-1914 годах были заложены 36 эсминцев типа «Новик» для Балтийского флота. В их числе на верфи Акционерного общества «Беккер и К°» в Ревеле строилась серия из пяти кораблей этого типа: «Громоносец», «Прямислав», «Брячислав», «Автроил», «Феодор Стратилат». Их вооружение состояло из пяти 102-мм орудий и было сильнее, чем на современных им английских эсминцах. Хоть в России в то время не существовало такого класса кораблей, по совокупности своих ТТХ они являлись лидерами эскадренных миноносцев. Решение по усилению их артиллерийского вооружения было принято в ходе Первой Мировой войны, исходя из опыта боевых действий.
Первая Мировая война послужила толчком к развитию и усовершенствованию класса лидеров эскадренных миноносцев. Наибольшее развитие класса лидеров в этот период происходило в Великобритании. За период Первой Мировой войны в Великобритании провели несколько улучшений класса и спроектировали несколько серий лидеров эсминцев. В японском флоте для противодействия эсминцам противника решили использовать малые крейсера. Однако первые корабли типа Tenryū были приняты на вооружение лишь в 1919 году и в боевых действия Первой Мировой войны участия не принимали.
Тактико-технические характеристики лидеров эсминцев во время Первой Мировой войны | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование элементов | Наименование корабля, страна, год спуска на воду | ||||||||
HMS Swift, Великобритания, 1907 | HMS Lightfoot, Великобритания, 1915 | «Изяслав», Россия, 1914 | S113, Германия, 1918 | Carlo Mirabello, Италия, 1915 | Almirante Lynch, Чили, 1912 | ||||
Артиллерийское вооружение кол-во орудий × калибр в мм | 4 × 102 [7] | 4 × 102 | 5 × 102 | 4 × 150 | 8 × 102 | 6 × 102 | |||
Торпедно-минное вооружение кол-во ТА × кол-во труб × калибр, мм | 2 × 1 × 457 | 2 × 2 × 533 | 3 × 3 × 450 | 2 × 4 × 600 | 4 × 1 × 450 | 4 × 1 × 457 | |||
Водоизмещение полное , тонн | 2390 | 1700 | 1590 | 2360 | 1972 | 1850 | |||
Скорость хода , узлы | 35,0 | 34,0 | 35,0 | 36,9 | 35,0 | 31,0 | |||
Суммарная мощность механизмов , л.с. | 32 700 | 56 000 | 46 000 | 30 000 | |||||
Экипаж , чел | 126 | 104 | 158 | 188 | 169 | 160 |
Межвоенный период
Лидеры Великобритании
Последующие лидеры строились на базе серийных эсминцев, так как стоимость HMS Codrington оказалось чрезмерной, а его задачи могли выполнять лёгкие крейсера, которые имелись в составе британского флота в достаточном количестве. Флагман эсминцев типа B строился на базе серийного корабля, для размещения штаба предполагалось убрать одно орудие, но впоследствии орудие решили оставить.
Для последующих серий эсминцев типов E, F, G и H, по специальным проектам были построены лидеры HMS Exmouth, HMS Faulknor, HMS Grenville и HMS Hardy. Они отличались от серийных эсминцев увеличенными размерами и дополнительным 120-мм орудием. Для эсминцев типа I был построен лидер флотилии HMS Inglefield, по конструкции повторяющий HMS Grenville и HMS Hardy. HMS Inglefield стал последним построенным кораблём класса лидер в Великобритании.
В дальнейшем британский флот пошёл по пути строительства усиленных эсминцев, вооружённых восемью (затем шестью) 120-мм орудиями. Четыре таких эсминца типа Tribal были оборудованы в качестве лидеров, но других отличий от однотипных кораблей не имели. В Великобритании больше не создавались корабли класса лидер, а переоборудовались из стандартных эсминцев и отличались только увеличением помещений для командного состава. Состав флотилии был сокращён до восьми единиц.
Контр-миноносцы Франции
Во время Первой Мировой войны строительство новых кораблей во Франции было ограниченным и к началу 20-х годов XX-го века состав флота состоял в основном из устаревших кораблей. Особенно это было заметно на примере крейсерских и миноносных сил. На строительство новых кораблей деньги выделялись крайне редко и в ограниченном количестве. В руководстве военно-морского флота Франции возникла идея о строительстве небольших и недорогих в производстве кораблей.
В 1931-1934 годах в состав французского флота вошли лидеры типа Aigle. На них размещались новые 138-мм орудия Мodel 1927 со скользящим клиновым затвором, созданные по немецким образцам. Скорострельность этих орудий была вдвое выше, чем у предшественников. На двух кораблях серии были установлены новые высоконапорные котлы. На ходовых испытаниях корабли практически достигли скорости в 42 узла. Условия обитаемости стали заметно лучше.
Последней серией 2400-тонных лидеров стали корабли типа Vauquelin, которые были приняты на вооружение в 1932-1934 годах. По сравнению с предыдущим типом, они имели незначительные усовершенствования.
Последними построенными лидерами стали два корабля типа Mogador, вошедшие в строй в 1939 году. Их спроектировали для разведывательных операций в составе поисково-ударных групп, совместно с линейными кораблями типа Dunkerque. При слегка увеличенном водоизмещении, корабли имели восемь 138-мм орудий Model 1934 в четырёх башнях. Из-за невысокой скорострельности, прироста огневой мощи не наблюдалось. Корабли этого типа оказались непригодны к роли разведчиков, однако хорошо подходили для истребления эсминцев. Исходя из этого командование флота решило построить ещё четыре корабля нового типа с похожими характеристиками, но капитуляция Франции в 1940 году, помешала этим планам.
Особенностями французских лидеров стали мощное артиллерийское вооружение и высокая скорость хода. Свои лучшие качества французские лидеры могли проявить против лёгких сил противника, в небольших акваториях, ограниченных небольшой дальностью хода. Одной из главных проблем французских лидеров стало слабое зенитное вооружение.
Скауты Италии
В противовес построенным во Франции лидерам типа Jaguar и Guepard, в Италии в 1929-1931 годах были построены 12 скаутов типа Navigatori. Итальянские проектировщики попытались создать корабль сильнее, чем Jaguar, имеющий меньший размер и стоимость изготовления. Количество двухорудийных башен со 120-мм орудиями было уменьшено до трёх. Благодаря усовершенствованию орудий, их повышенной скорострельности и улучшенной баллистике, корабль не уступал в огневой мощи скаутам типа Leone. Водоизмещение скаутов типа Navigatori составляло 2040 тонн, а скорость хода достигала 45 узлов. Этот тип скаутов страдал от чрезмерного рассеивания снарядов и недостаточной остойчивости. К 1938 году технически устаревшие и изношенные корабли типов Leone и Navigatori были переквалифицированы в эсминцы.
Эскадренные лидеры США
В конце Первой Мировой войны назрела необходимость пополнить флот США кораблями, имеющими возможность выполнять и роль разведчиков, и роль лидеров эсминцев. К 1919 году американские корабелы подготовили проект лидера, водоизмещением около 2000 тонн, вооружением из пяти 127-мм орудий и проектной скоростью 37 узлов. Планировалось построить пять таких кораблей, однако Конгресс США отказал в финансировании этого проекта, так как в составе флота на то время находилось огромное количество эсминцев. На протяжении 1920-х годов проектирование лидеров не прекращалось, хотя по этим проектам не было заложено ни одного корабля.
Технические характеристики проектов постоянно менялись, улучшались показатели энергетических установок и вооружения. Они проектировались как тяжёлые эсминцы или эскадренные лидеры, хотя по американской классификации они числились эсминцами. Их водоизмещение было ограничено Вашингтонским договором 1850-ю тоннами. В 1932 году был утверждён проект с восемью 127-мм орудиями Mark 12 в четырёх башнях. Первыми построенными лидерами в США стала построенная в 1936-1937 годах, серия лидеров из 8 кораблей типа Porter. Несмотря на то, что им не было присвоено класса «лидер», в предвоенные годы корабли часто использовались как лидеры флотилий.
На следующей серии лидеров Somers были установлены новые высокоэффективные энергетические установки, успешно показавшие себя на эсминцах типа Mahan. В 1937-1938 годах было построено пять кораблей типа Somers. Недостатком серии стала плохая остойчивость, так же как и предыдущая серия лидеров, они обладали слабым вооружением ПВО.
К сентябрю 1939 года был представлен проект нового небольшого крейсера, задуманный, как более мощная альтернатива лидерам. При водоизмещении 4000 тонн на нём планировалось разместить восемь универсальных 152-мм орудий в четырёх башнях. Однако посчитав его слишком мощным для лидера и слабым для крейсера, проект корабля был отклонён. В результате этого решения, американский флот больше не строил лидеров.
Лидеры СССР
Во время Первой Мировой войны российскому флоту не хватало кораблей класса крейсеров, поэтому эсминцы типа «Новик» зачастую выполняли задачи крейсеров. Учитывая этот опыт, а также существенное техническое отставание от конкурентов, в конце 1920-х годов ВМС РККА приступили к созданию первых советских лидеров.
Попытавшись учесть все недостатки «проекта 1», в 1934-1935 годах были заложены лидеры «проекта 38». В проекте отказались от некоторых спорных особенностей предыдущего проекта и были изменены некоторые элементы конструкции. По этому проекту было построено три корабля: «Минск» в 1938 году, «Баку» в 1939 году, «Тбилиси» в 1940 году. Эти корабли имели хорошее вооружение и высокую скорость хода, однако страдали от слабой мореходности и слабого вооружения ПВО. Так же, как и в предыдущем проекте, корабли имели небольшую дальность плавания и непрочные корпуса.
Несмотря на то, что корабли проекта 1 и 38 задумывались как наиболее мощные в своём классе, по мировым стандартам они очень скоро стали заурядными эсминцами. Конструкция кораблей и трёхвальная энергетическая установка оказались дорогостоящими и нетехнологичными. Исходя из этого, было решено заказать эсминцы последующих серий за рубежом. Лидер «проекта 20И» был заказан итальянской фирме OTO и заложен в Ливорно в 1937 году. Корабль был передан в СССР в 1939 году, получил название «Ташкент» и в 1940 году вошёл в строй. По его чертежам планировалось построить ещё три корабля силами советских кораблестроителей, но недостаточное развитие технологий помешало это сделать.
В 1937 году началась разработка лидера проекта 48. В его разработке применялся опыт строительства проекта 38 и «Ташкента», но в конце-концов он стал оригинальной разработкой. В 1939 году было заложено два корабля серии: головной корабль «Киев» и второй корабль «Ереван». Они стали единственными кораблями серии. Экономические проблемы и быстрое устаревание проекта не позволили построить запланированные десять кораблей.
В 1940 году руководству флота был представлен проект бронированного лидера. Однако «проект 47» не получил одобрения, а дальнейшие работы по проектированию были остановлены в связи с началом войны.
Суперэсминцы Германии
Немецкие конструкторы в 1930-х годах получили задачу разработать новую серию торпедно-артиллерийских кораблей с усиленным вооружением. Был разработан проект «суперэсминца», вооружённого 150-мм орудиями. Восемь кораблей, построенных по проекту 1936А, вошли в состав флота в 1940-1941 годах. Их вооружение состояло из четырёх или пяти 150-мм орудий. В 1942-1943 годах в состав флота вошли ещё семь кораблей типа 1936A (Mob). Все эти корабли имели по пять 150-мм орудий, в том числе два в носовой башне. Установка этой башни негативно повлияла на мореходность, а снаряды 150-мм калибра были тяжелы для заряжания. В целом, в сражениях Второй мировой войны, эти корабли особо не выделялись, хоть и заслужили немало негативных отзывов.
Суперэсминцы и лидеры других стран
Ряд стран, не входящих в число мировых лидеров и не имеющих средств на постройку большого количества кораблей стремились к улучшению боевых качеств своих кораблей, взамен наращивания их количества. Благодаря этому в междувоенный период появилось несколько уникальных или мелкосерийных «больших эсминцев». Эти корабли вполне подходили под определение лидера эсминцев и зачастую являлись сильнейшими кораблями своих стран.
Польша также хотела иметь в составе своего флота суперэсминцы, причём они должны были быть сильнейшими в мире кораблями своего класса. Эсминцы типа Grom были заказаны в Великобритании и в 1937 году польский флот получил в своё распоряжение два корабля серии. На момент постройки корабли имели самое большое в мире водоизмещение в своём классе. Вооружение состояло из семи 120-мм орудий, производства шведской компании Bofors. В дальнейшем планировалось построить ещё два корабля серии уже на польских верфях, но финансовые трудности заставили отказаться от дальнейшей постройки кораблей проекта.
Тактико-технические характеристики лидеров эсминцев в период 1920-1940 годы | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование типа, страна, год спуска на воду | Вооружение | Водоизмещение полное, тонн | Скорость хода (при форсировании ГЭУ), узлов | Мощность ГЭУ (при форсировании) л.с. | |||||
артиллерийское: количество установок × количество стволов × калибр, мм | торпедное: количество аппаратов × количество труб × калибр, мм | ||||||||
Leone, Италия, 1923 | 4 × 2 × 120, 4 × 1 × 20 | 2 × 3 × 533 | 2648 | 34,0 | 42 000 | ||||
Jaguar, Франция, 1923 | 5 × 1 × 130, 2 × 1 × 75 | 2 × 2 × 550 | 3050 | 35,5 | 50 000 | ||||
Fubuki, Япония, 1927 | 3 × 2 × 127 | 3 × 3 × 610 | 2125 | 35,0 | 50 000 | ||||
Bison, Франция, 1928 | 5 × 1 × 139, 4 × 1 × 37 | 2 × 3 × 550 | 3200 | 35,5 | 64 000 | ||||
Luca Tarigo, Италия, 1928 | 3 × 2 × 120, 2 × 1 × 40 | 2 × 2 × 533 | 2608 | 38,0 (44,5) | 50 000 (70 000) | ||||
Codrington, Великобритания, 1929 | 5 × 1 × 120, 2 × 8 × 40 | 2 × 4 × 533 | 2012 | 35,0 | 39 000 | ||||
Dubrovnik, Югославия, 1931 | 4 × 1 × 140, 1 × 2 × 85 | 2 × 3 × 533 | 2884 | 37,0 | 42 000 | ||||
Milan, Франция, 1931 | 5 × 1 × 139, 4 × 1 × 37 | 1 × 3 × 550, 2 × 2 × 550 | 3140 | 36,5 (43,0) | 68 000 | ||||
Le Fantasque, Франция, 1933 | 5 × 1 × 139, 4 × 1 × 37 | 3 × 3 × 550 | 3400 | 37,0 (42,7) | 74 000 (96 400) | ||||
«Ленинград», СССР, 1933 | 5 × 1 × 130, 2 × 1 × 76, 2 × 1 × 46 | 2 × 4 × 533 | 2693 | 40 | 66 000 | ||||
Faulknor, Великобритания, 1934 | 5 × 1 × 120, 1 × 76 | 2 × 4 × 533 | 2049 | 36,8 | 38 000 | ||||
Porter, США, 1935 | 4 × 2 × 127, 2 × 4 × 28 | 2 × 4 × 533 | 2597 | 37,0 | 50 000 | ||||
«Минск», СССР, 1935 | 5 × 1 × 130, 2 × 1 × 76, 6 × 1 × 46 | 2 × 4 × 533 | 2597 | 38,2 | 66 000 | ||||
Hardy, Великобритания, 1936 | 5 × 1 × 120 | 2 × 4 × 533 | 2053 | 36,0 | 38 000 | ||||
«Ташкент», СССР, 1937 | 3 × 2 × 130, 6 × 1 × 37 | 3 × 3 × 533 | 4175 | 42,5 | 110 000 | ||||
«Киев», СССР, 1939 | 3 × 2 × 130, 1 × 2 × 76,2 | 2 × 5 × 533 | 3045 | 42 | 90 000 | ||||
1936A, Германия, 1940 | 4 × 1 × 155; 2 × 2 × 37 | 2 × 4 × 533 | 3519 | 37,0 | 70 000 | ||||
1936A (mob), Германия, 1940 | 1 × 2 и 3 × 1 × 155; 2 × 2 × 37 | 2 × 4 × 550 | 3597 | 37 | 70 500 |
Лидеры во Второй мировой войне
Во время Второй мировой войны лидеры эсминцев считались промежуточным между эсминцами и крейсерами классом. Их задачами были борьба с миноносцами и лидерами противника; выведение эсминцев в торпедную атаку; тактическая разведка и использование торпедного и минного вооружения.
На самом деле в ходе военных действий во время Второй мировой войны не было ни одного случая выведения эсминцев лидерами в торпедную атаку. Применение торпед обычно происходило либо в боях между эсминцами, либо при участии крейсеров. Примеров боевого применения в качестве суперэсминцев также не отмечено в истории Второй мировой войны. Французские лидеры практически не участвовали в войне, а советские лидеры и итальянские скауты применялись для выполнения не предусмотренных для них задач. Немецкие суперэсминцы предпринимали попытки вести морские бои, однако бой в Бискайском заливе наглядно показал слабость лидеров в бою даже с лёгкими крейсерами.
К середине войны задачей эсминцев чаще всего становился эскорт главных сил флота от воздушной и подводной угрозы. Они ещё могли принять участие в сражении, но это не было их основной задачей. Значение наступательного вооружения эсминцев утрачивалось, поэтому и пропадал смысл существования лидеров. После окончания войны класс лидеров сохранился тольк в СССР и Великобритании, причём британские лидеры уже имели мало отличий от эсминцев.
Лидеры в послевоенное время
После окончания Второй мировой войны, лишь несколько стран использовали термин «лидер». В США понятие лидера использовалось для обозначения кораблей с 1950-х годов. Прежняя классификация военных кораблей постепенно теряла свою актуальность. Становилось понятно, что основную угрозу для кораблей стали представлять авиация и подводные лодки. Быстрое развитие ракетной техники и реактивной авиации делало эту угрозу ещё актуальнее. Для размещения нового ракетного вооружения требовались корабли б́ольших размеров, чем эсминцы и лидеры. Ряд стран приступил к разработке нового класса кораблей, способного нести новые виды вооружения и эскортировать авианосные группы.
Общая оценка лидеров
Просматривая историю развития класса лидеров эсминцев, можно сказать, что название «лидер» является неточным. Большая часть кораблей этого класса вообще не предназначалась для лидирования, поэтому им больше подходит понятие «суперэсминец», принятое в западной литературе. Ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, лидеры не выводили эсминцы в атаку, более того, не имея существенного преимущества над эсминцами, это и невозможно было сделать. Чаще всего в роли лидеров выступали лёгкие крейсера.
В конце-концов современная война на море практически исключает боевые столкновения между кораблями, развитие ракетного вооружения и авиации сделало ненужными торпедные атаки и класс эскадренных миноносцев превратился в эскортные корабли ПВО и ПЛО, которым уже не нужен лидер.