Что значит кумихо в корее
Что значит кумихо в корее
Образ девятихвостой лисы-оборотня занимает особое место в культуре стран Дальнего Востока. Неслучайно за многие годы исследователями всего мира накоплено необозримое количество разнообразных материалов, связанных с особенностями образа этих лис в Китае, Корее и Японии. При этом относительно характера и деталей изображения лис-оборотней каждая из стран имеет свою собственную традицию.
Так, японские лисы кицунэ зачастую являются своего рода блюстителями справедливости. Они наказывают преступников и проучивают нерадивых чиновников. Китайские лисы хули-цзин, как и японские кицунэ, иногда служат примером мудрости, исполняя назидательную функцию, однако в большинстве случаев выступают в роли коварных и жестоких обольстительниц, как и корейские кумихо [1, p. 1].
Термин кумихо дословно переводится с корейского как «лисица с девятью хвостами», где ку – «девять», ми – «хвост», а хо – «лиса». По старинной легенде, прожив тысячу лет, лисица отращивает девять хвостов и обретает возможность перевоплощаться в любое существо, предмет или человека.
Бытовало мнение, что обнаружить лисью суть кумихо было возможно только сняв с красавицы одежду, но встречаются и другие сюжетные варианты. Так, например, можно прочитать обличающее заклинание или разоблачить лису с помощью другого животного, в частности, собаки.
Во многих сюжетах основной целью лис кумихо было полное перевоплощение в человека. В образе красавицы лисе необходимо было соблазнить и заполучить сердце или печень тысячи мужчин, в противном случае она превратилась бы в морскую пену [2, p. 41]. Таким образом, сложно представить, чтобы девятихвостая лиса влюбилась в свою жертву или проявила сострадание, как неоднократно происходило в японских и китайских легендах.
Однако образ кумихо, транслируемый в современной культуре Кореи, разительно отличается от традиционного. С популяризацией корейской культуры в мире, с распространением «корейской волны» халлю трактовка этого персонажа стала стремительно меняться. Термин «корейская волна» был придуман во второй половине 1990-х годов китайскими журналистами в связи с быстрым распространением поп-культуры Южной Кореи за рубежом. В настоящее время он также отражает целое направление во внешней политике Республики Корея, которое заключается в повышении интереса иностранцев к этой стране с помощью популяризации продуктов массовой культуры, прежде всего, музыки и кинематографа. Таким образом, вполне объяснимо, что позитивизация образа лисы кумихо помогла привлечь интерес зрителей не только к современной, но и к традиционной культуре Кореи [5, p. 25].
Так, в фильмах и сериалах, начиная с 1990-х годов, персонаж кумихо стал появляться все чаще, отнюдь не выступая символом абсолютного зла. Романтичные истории о любви человека и лисы-оборотня выходили в различных форматах и жанрах. Например, фильм «Кумихо» относится к жанру триллера, сериалы «Тысячный мужчина» и «Моя девушка – кумихо» – к романтическим комедиям, а картина, выходившая в российском прокате под названием «Девочка-лисичка», является полнометражным мультфильмом.
Помимо кинематографа образ девятихвостой лисы приобрел большую популярность среди создателей комиксов манхва, корейского национального варианта японских и китайских комиксов (яп. манга, кит. маньхуа). Они сходны в расположении текста и в оформлении, но обладают собственными особенностями. Корейские комиксы манхва отличаются большим разнообразием жанров и образов. Их создатели включают девятихвостых лис не только в популярные приключенческие и романтические истории, но используют их и в качестве связующего персонажа для философских сюжетов.
Так, в комиксе манхва «Радужная роза» рассказывается несколько историй о человеческих мечтах и чувстве долга. Эти сюжеты якобы поведаны горным духом одному девятихвостому лису, который решил стать человеком и отыскать могилу возлюбленной. Тысячелетнему лису-оборотню приходится провести сто дней в пещере, питаясь чесноком и полынью, так как он не может использовать традиционный способ превращения (поедание тысячи человеческих печеней) из-за аллергии. В данном случае чеснок и полынь используются в качестве символической отсылки к традиционным методам перевоплощения и трансформации, упомянутым впервые в легенде о Тангуне, первом правителе Корейского полуострова. В этой широко известной легенде мать Тангуна, Унне, была медведицей, которая превратилась в человека с помощью ритуального вкушения чеснока и полыни. Этот обряд и был воспроизведен авторами в современном комиксе манхва.
В сегодняшней литературе персонаж кумихо также неоднократно выступает в качестве главного героя. Одним из таких произведений является роман «Не давайте алкоголь кумихо!», вышедший в 2015 году и завоевавший огромную популярность. Забавная история из жизни мужчины, который видит призраков, и девятихвостой лисицы, сбежавшей от своего покровителя в человеческий мир. Лиса кумихо в этом произведении также не представляет угрозы для жизни человека. Она, скорее, с любопытством пытается познать мир людей и стать одним из его обитателей.
Образы девятихвостых лис не обошли стороной и создатели компьютерных игр. Так, в третьем сезоне популярной саги «Elsword» появляется персонаж по имени Ара – девочка, обладающая силой девятихвостой лисы, которая помогает ей в разных сражениях. Но не только корейские производители игр обращаются к фольклору при разработке персонажей. В одной из самых популярных в мире ролевых игр «League of Legends» за основу персонажа Ари взят корейский вариант истории о лисе с девятью хвостами. Как и лисы кумихо, Ари обладает способностью манипулировать эмоциями людей и аккумулировать магию из жизненной энергии человека благодаря так называемой «лисьей бусине» [4].
Мифические существа в дорамах: Кумихо
Ещё одна героиня легенд и корейского фольклора — Кумихо или девятихвостая лисица — образ, которой часто используется в дорамах.
Кумихо — это аналог японской кицунэ или китайской лисицы Ху Ли Цзинь. Однако в корейской мифологии Кумихо — злое создание. Согласно поверьям, лисица может принимать образ как мужчины, так и женщины. Они едят печень или сердца своих жертв. Чтобы стать человеком, девятихвостой лисице надо съесть печень тысячи людей. У Кумихо есть бисерное украшение, которое даёт ей особые знания.
Ранее в давние времена образ Кумихо действительно вызывал ужас и страх, но со временем роль этого мифического существа изменилась. Образ Кумихо часто используется косметическими брендами, в индустрии моды в рекламных целях. Девятихвостая лисица частенько становится героиней различных фильмов и дорам.
Предлагаем Вам список фильмов и сериалов о девятихвостых лисах.
Дорама «Девятихвостая лисица»
Дорама 2004 года рассказывает историю о девушке, которая принадлежит к клану Девятихвостых лисиц, призванных сохранять мир между лисами и людьми. Этот баланс однажды нарушается из-за череды серийных убийств.
Фильм «Лисья семейка»
Фильм-мюзикл 2006 года повествует о нелёгкой доле лисьего семейства: отца, сына и двух дочерей, которые должны в тридцатидневный срок отведать человеческой печени, иначе ещё на тысячу лет останутся в лисьем обличи. Чтобы подловить своих жертв, они открывают цирк-шапито. Несмотря на жутковатое описание, это вполне милый и романтичный фильм.
Дорама «Моя девушка — Кумихо»
Весёлая, романтичная, местами грустная и драматичная история пришлась по нраву многим зрителям. А Кумихо по имени Ми Хо в исполнении актрисы Шим Мин А надолго запомнилась поклонникам искренностью и особым очарованием.
Дорама «Месть Кумихо»
Трагичная дорама о том, как девятихвостая лисица стремилась жить среди людей. Ей ничего не нужно было, только быть рядом с дочерью. Но люди, окружившие их своими издевательствами, зажгли в душе Кумихо огонь мести, погасить который очень сложно. Депрессивная, грустная дорама имела неплохой успех у зрителей. Последний эпизод дорамы набрал 16,1% в зрительском рейтинге.
Дорама «Тысячный мужчина»
Кумихо уже почти близка к цели она соблазнила 999 мужчин и съела их печень, до заветной цели — стать человеком, остался лишь один мужчина. Сможет ли Кумихо исполнить задуманное?
Дорама «Книга семьи Гу»
Фантастическая дорама об отце и сыне кумихо. Главный герой получеловек, полубог стремится стать человеком. Дорама рассказывает о его пути к этой цели.
Что значит кумихо в корее
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто такие кумихо и как с ними бороться
Нет, я не собираюсь писать книгу/лекцию по мифическим существам Восточной Азии. Это такой кратенький отчет по отсмотренному и чисто поделиться впечатлениями.
Чтобы придать хоть какую-то логику всему посту, начну с небольшого расследования.
Итак, кто же такие эти кумихо? Вот, что рассказала об этих мифических существах Вики:
Кумихо (кор. (хангыль) – существо из корейской мифологии, представляющее собой женщину-оборотня, способную превращаться в лису с девятью хвостами. Легенды о таком существе имели распространение во многих регионах Восточной Азии.
Согласно большинству легенд, кумихо может стать любая лиса, которой удаётся прожить тысячу лет. После превращения лиса получает способность превращаться в красивую девушку, которая в легендах практически всегда играет отрицательную роль, часто соблазняя мужчин, после чего убивая их и съедая их сердце или печень. В некоторых легендах указывалось, что истинную сущность Кумихо можно увидеть, только если снять с неё всю одежду, а также что на Кумихо в облике женщины всегда агрессивно реагируют охотничьи собаки, чующие запах лисы, поскольку сущность у Кумихо всё равно остаётся лисьей.
В некоторых ранних китайских легендах Кумихо иногда предстаёт в роли доброжелательного помощника человека или наивного персонажа, но в более поздних сказаниях она почти всегда предстаёт как страшный и враждебный человеку оборотень. Помимо убийств, Кумихо часто отводится роль пожирательницы сердец мёртвых, бродящей по ночам по кладбищам.
Согласно легендам, Кумихо может превратиться в человека, если будет выполнено хотя бы одно из трёх условий: она будет воздерживаться от поедания трупов и убийств людей в течение тысячи дней; человек, узнавший её как Кумихо, когда она будет в человеческом облике, сохранит эту тайну в течение десяти лет; Кумихо съест печени тысячи мужчин в течение тысячи лет (если же этого не произойдёт, то она распадётся на множество мелких пузырьков); к первому условию (которое тогда сокращается до ста дней) иногда добавляется требование оказывать помощь любому человеку, который будет нуждаться в этом.
В Бестиарии говорится практически то же самое, но есть одно и очень важное уточнение:
Эта лиса-оборотень в корейской мифологии всегда женского пола и демон. Кумихо – соблазнительница, хитрая жена и даже временами суккуб (порабощают мужчин и питаются их энергией) или вампирша. Короче говоря, кровожадное существо, чья конечная цель убийство жертвы. И такая кровожадная лиса-оборотень, по сказкам Восточной Азии, является единственной представительницей, которая убивает своими руками.
Т.е., мужчин-кумихо, получается, не бывает. Что ж, не бывает, так не бывает… А почему, собственно, я вообще взялась изучать этот вопрос? Да потому, что в «Легенде о полукровке» речь как раз идет о кумихо мужского пола. Но, как я уже писала, мужчин-кумихо не бывает, значит, это либо фантазия сценариста, либо ошибка переводчика, и имеется в виду какое-то другое существо. Может, и полубог. Но не суть, в итоге получилась очень интересная история. История о любви и предательстве, коварстве и преданности, о жадности и бескорыстности – история о людях и том, что именно делает человека человеком и что иной зверь бывает человечнее людей.
Действие происходит в средневековом Корё, а значит, тут вам и костюмы той эпохи, и жаркие схватки на мечах, и, как и положено сказке, толика магии. И заговоры, куда ж без них. В данной дораме заговор – это не просто внутриполитические разборки. Это ни много, ни мало, предательство родины, а значит, ждите появления суровых самураев. К слову, самурая сыграл японский актер, очень харизматичный такой мужчина. Я впечатлилась. Но я отвлеклась.
Признаюсь честно, меня, как существо чувствительное и романтичное, очень впечатлило начало (хотя и было желание собственноручно прибить Со Хву). Это было нереально, сказочно, фантастически: необыкновенно красивое существо мужского пола тысячи лет отроду, хранитель горы и Подлунного сада невольно становится свидетелем трагедии семьи Юн. Это чудо спасает от преследователей юную девушку, дочь казненного по ложному обвинению в предательстве сановника Юна, и влюбляется в нее. Банально? Вот да, но это лишь начало истории, и оно заслуживает внимания. А уж детали, период ухаживания и рождение ответной любви – это вообще восторг. Тут вам и цветы охапками, и бабочки мешками и прочая романтика, от которой дух захватывает вот так и хочется ввернуть, мол, вот, мужики, смотрите и учитесь, как надо, но… не буду. И вот влюбленное существо, Гу Воль Рён, которому на роду написано жить очень-очень долго, решает ради своей возлюбленной Юн Со Хвы стать человеком. Но сделать это по-щучьему велению не получится, придется выполнить ряд условий, чтобы получить книгу семьи Гу, в которой и записан рецепт превращения сверхъестественного существа в человека. В общем-то, ничего сложного, всего-то и надо, что молиться и поститься в течение ста дней, не причинять вреда людям да помогать всякому, кто попросит помощи – условия превращения кумихо в человека, как видим, практически один в один. И наш хранитель горы решительно приступает к делу. Но когда до конца срока остается всего ничего, срабатывает вполне предсказуемый закон подлости – легенда-то о полукровке, помним? Что было дальше и чем дело кончилось, посмотрите сами.
Теперь о героях, и, нарушая традицию, начну я не с главного героя, а с главного злодея. Потому что игрой актера, его сыгравшего, невозможно не восхищаться.
Чжо Кван Ун (актер Ли Сон Джэ, на фото в цветастом кимоно) – начисто лишенный совести, умный, хитрый, изворотливый и коварный, ненасытный злодей и главный виновник всего происходящего в легенде. Именно с его предательства и неуемной жадности все и начинается. Вот, честно, я уже немало корейских дорам посмотрела, но именно в этой злодей получился особенно мерзким. Он потрясает своей бессовестностью и эгоизмом, чувством безнаказанности, его хочется придушить, и в то же время им нельзя не восхищаться – до чего же мужик умен! Ли Сон Джэ, аплодирую стоя, браво. Ты талантище.
Чхве Кан Чи (актер Ли Сын Ги) – наш полукровка, сын Гу Воль Рёна и Юн Со Хвы. Был найден и усыновлен хозяином Столетнего постоялого двора. По сути ребенка господину Паку подбросил один очень хитрый монах, причем очень просил не снимать с малыша браслет пока тому не исполнится 20 лет. Почему – опять же, сами посмотрите. Кан Чи получился забавным и озорным, по-детски наивным и преданным семье, которая его вырастила и людям, окружавшим его с детства. Кроме того парня любила вся деревня за то, что всегда вступался за слабых и помогал всем, кто нуждался в помощи. Правда, людская любовь длится ровно до определенного момента и Кан Чи придется хорошенько потрудиться, чтобы победить людское суеверие и страх.
Дам Ё Уль (актриса Пэ Су Джи или Сьюзи) – девушка-воин, дочь одного из четырех мастеров школы боевых искусств и, пожалуй, единственная, кто сразу и без дремучих предубеждений признает в Кан Чи человека. Умная и по-хорошему упрямая, она становится для Кан Чи точкой равновесия, верным другом и возлюбленной.
Гон (актер Со Чжун) – один из четырех мастеров школы боевых искусств, а по совместительству телохранитель, эдакая тень Ё Уль, тайно и безнадежно в нее влюбленный. Тип довольно хмурый и ревнивый, в итоге все-таки становится для Кан Чи другом. Очень смешило то, какие удивленные рожицы корчил актер, когда его героя что-то ставило в тупик. Потрясающее владение мимикой.
Пак Тэ Со (актер Ю Ён Сок, на фото в шляпе) – сын хозяина Столетнего двора, взявшего Кан Чи на воспитание. Милый и воспитанный юноша, очень такой серьезный, с развитым чувством долга, уверенный в себе, которому судьбой уготовано все потерять и хорошенько постараться, чтобы вернуть то, что уцелело.
Пак Чон Чжу (актирса Ли Ю Би) – младшая сестра Тэ Со. Если честно, пока смотрела дораму, эта героиня меня просто из себя выводила. Вроде и доброты не лишена, и мила, и воспитана в духе своего времени. Но чем дальше, тем больше я в ней разочаровывалась. Последней каплей стал ее ужас перед настоящим лицом Кан Чи. Правда к финалу этот персонаж полностью реабилитировался в моих глазах и я простила ей ее дремучесть. Хотя до сих пор в толк не возьму, как можно было испугаться человека, который любил тебя с рождения, всегда оберегал и вообще пылинки сдувал. Вот правда, это лежит за пределами моего понимания.
Юн Со Хва (актрисы Юн Се А и Ли Ен Хи) – та юная девушка, которую и спас от злодея Кван Уна хранитель Подлунного сада Гу Воль Рён. О ней я не буду ничего рассказывать, потому что опять-таки – посмотрите сами.
И наконец главный романтик дорамы – Гу Воль Рён (актер Чхве Джин Хёк). Этот герой затмил собой всех, поначалу именно своим романтизмом и позже – демонической и жутко сексуальной сущностью. Этот герой и восхищает, и ужасает, а его судьба не может не вызывать сочувствия и сожаления. Актер на эту роль подобран идеально, костюмы и грим – выше всяческих похвал. И этот рой синих огоньков, всюду его сопровождающий – это волшебно и придает всему действу неповторимую атмосферу сказки. Печальной, но все-таки чудесной, с легким намеком на счастливый конец.
[ еще фото Воль Рёна ]
И вторая сказка о кумихо, уже в современном антураже Моя девушка – кумихо.
Если вы, спасаясь от непогоды, попадаете в храм, никогда – слышите? – никогда не поддавайтесь на уговоры невидимки исправить древнюю картину! Включите мозги и подумайте: а в самом ли деле художник, ее нарисовавший, ошибся, изобразив бесхвостую лису? Но наш герой, слишком напуганный грозой, мозги растерял по дороге, пока сбегал от строгого деда, задумавшего отправить отбившегося от рук внука в закрытую школу. И вот результат: храм, оберегавший мир от кумихо, сбился с ног, пытаясь вернуть сбежавшую лису в картину, а Тэ Ун нажил приключений на мягкое место. И приключения эти ведут к очень печальному финалу.
Эта история – сказка, забавная и вместе с тем поучительная. Здесь опять же, четко прослеживается главная идея: человека человеком делает не внешний вид, а его поступки. И получается, что кумихо тут играет положительную роль, помогая главному герою раскрыть все его лучшие качества и самой в итоге стать человеком. Эта история о любви, способной преодолеть любые препятствия.
Немного о героях.
Чхо Тэ Ун (актер Ли Сын Ги) – молодой раздолбай беззаботный студент, сирота, воспитанный суровым, но любящим дедом и незамужней тетей. Парень на самом деле не плохой, добрый и отзывчивый, но все его хорошие качества душит легкомыслие и эгоизм. Встреча с кумихо, вынужденная забота о ней, а так же море любви, которую она на него обрушила, помогают пареньку исправиться и показать все лучшее, что прячется в его сердце.
Кумихо, она же Ми Хо (актриса Син Мин А) – запертая на пятьсот лет в картине лиса. По легенде в мир ее выпустила бабушка Самсин, чтобы та стала человеком. Единственное условие, которое надо было выполнить – найти мужа. Но лиса, как ни старалась, мужа себе не нашла и была заперта заботливой бабулей в картине. Прошли столетия, и наконец, в храме появляется Тэ Ун, с чьей помощью кумихо, наивное и доверчивое, искреннее и открытое существо попадает в наш мир. И, поверьте, она очень постарается завоевать любовь своего освободителя. Син Мин А, сама немного похожая на лисичку, великолепно справилась с ролью.
Учитель Пак То Джун (актер Но Мин У) – древнее существо, полукровка (объяснений его происхождения я так и не дождалась) и охотник, к которому и обратились монахи с просьбой вернуть лису в картину. Это хладнокровный манипулятор, поживший среди людей не одну сотню лет и почерпнувший от них далеко не самое лучшее. На мой взгляд Но Мин У со своей ролью не справился. Его отрицательный герой чаще казался колеблющимся и неуверенным в себе пацаном, чем древним, много чего повидавшим сверхъестественным существом. В общем, он меня не убедил. Всей радости – смазливое личико, да и то наштукатуренное так, что вызывает неприязнь.
Отдельно хочется выделить двух второстепенных героев – режиссера Пана и тетю Тэ Уна. Эта забавная парочка на протяжении всей дорамы здорово меня веселила. А еще тут появляются два героя из дорамы Ангел – ты прекрасен. Какие – не скажу, сами посмотрите. А я пойду искать, что бы еще посмотреть этакого.
Кумихо, Кицунэ, Хули-Цзин Лисицы-оборотни
Спокон веков на Востоке ходили легенды о девятихвостых лисицах. В Корее их называют Кумихо: Ку значит «девять», ми – «хвост», а хо – «лиса».
Прожив тысячу лет, лисица перерождается и приобретает дар превращения в прекрасную девушку, соблазнительницу и охотницу за мужскими сердцами. Не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова, хотя… и печенью они не побрезгают.
Первейшие Кумихо – ослепленные своей красотой и возможностями, были для людей, словно демоны воплоти. Но шли года, и менялся не только мир вокруг, но и сами красавицы-оборотни. Среди них находились противницы древних устоев или просто уставшие от вечных гонений и бегства со стороны человека. Тогда среди людей поползли слухи, что Кумихо – это хранители леса, другие же говорили, что это полубоги, и если им повезет, то они станут Небожительницами – то есть Богинями. Но на самом деле все обстояло намного проще. Те Кумихо, что по настоящему влюблялись в мужчин – отрекались от своей мистической сущности, тогда и начиналась проверка «небесами» на прочность возлюбленных. Что бы стать обычной смертной девушкой, Кумихо надо было выполнить одно из трех «заданий»: во-первых: если она не будет убивать людей и поедать их печень и сердце в течение одной тысячи дней. Но нередко к этому заданию прибавлялось еще одно – «Помочь нуждающемуся человеку». Что осложнялось собаками, которые жили в деревнях и городах, ведь лучшие друзья людей, агрессивно реагируют на Кумихо. Даже когда обманщица в женском облике, от нее все равно пахнет лисицей. Во-вторых: человек, который узнал в девушке Кумихо, должен сохранить эту тайну в течение десяти лет. И в-третьих: есть по одной печени мужчины каждый год, и так в течение тысячи лет. Если же прекратить или не соблюдать все правила, то произойдет неизбежное… Правда, тут легенды расходятся: кто-то говорит, что она распадется на тысячи пузырьков (напоминает чем-то Русалочку, правда?), а кто-то утверждает, что станет самым настоящим демоном, жаждущим мести.
Ни одна лисица не выходила замуж, до того пока не становилась человеком. А все потому, что если с оборотня снять всю одежду, то можно увидеть истинную сущность Кумихо – ее хвост.
Вот так шли года и легенды об этих прекрасных, но опасных созданиях сменялись другими легендами. Жуткие и пугающие лисицы-оборотни стали музами вдохновляющими народ Азии… да что там говорить… и всего мира. Ведь не каждое мистическое существо сможет пересилить жажду крови ради помощи и любви к людям. – «Почему помощи?» – Спросите вы. А все потому, что Кумихо не только могут обращаться в людей, и отнимать жизни, но так же и дарить их.
Благодаря их озорному характеру и лисьей хитрости, никогда не угадаешь, поможет тебе Кумихо или погубит.
Несмотря на то, что все лисы по-своему разные, в них много и похожего. Они все необычайно красивы, талантливы, ловки, у них острый ум, коварность и неуловимость их второе «Я», и все они необычайно мистические и загадочные существа.
И напоследок…
Люди верят, что лисицу можно узнать по ее хвосту, что вылезает из-под одежды.