Что значит крейсерская скорость автомобиля
«Крейсерская скорость»: оптимальный скоростной режим для экономии топлива
Известно, что затраты на топливо составляют основную часть расходов на эксплуатацию автомобиля. Неудивительно, что многие автовладельцы задумываются о том, с какой скоростью им следует ездить по загородным трассам, чтобы обеспечить максимально возможную экономию бензина. Поговорим поподробнее о таком понятии как крейсерская скорость, расскажем как можно уменьшить показатель расхода топлива, сократив при этом свои затраты на эксплуатацию автомобиля.
Что влияет на показатель расхода топлива
На показатели расхода топлива будет влиять не только текущая скорость автомобиля, но и ряд других факторов, в том числе манера езды автовладельца, качество и давление в шинах, погодные условия, загруженность трассы, рельеф местности и так далее. У одного водителя, который практикует спокойный, размеренный ритм управления автомобилем, расход может быть на 2-3 литра меньше, чем у автолюбителей, которые постоянно разгоняются в пол и любят ездить с ветерком.
Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, необходимо будет в обязательном порядке проверить давление в шинах, по возможности выложить всё лишнее тяжеловесное из багажника. Также автовладельцу потребуется следить за техническим состоянием автомобиля, так как от этого тоже зависит расход топлива. Конструктивные особенности конкретной машины вносят свою лепту в топливную экономичность. Например, низкие приземистые автомобили, имеющие аэродинамический кузов, будут потреблять куда меньше топлива на трассе, чем полноразмерные джипы, которым требуется из-за особенностей своего кузова рассекать большой поток воздуха.
Понятие «крейсерской» скорости
Все без исключения автомобили имеют так называемую крейсерскую скорость, то есть показатель, при котором обеспечивается минимальная нагрузка на двигатель и коробку передач, а автомобиль расходует меньше всего топлива при передвижении по автостраде. В прошлом для большинства автомобилей этот показатель составлял 90-100 км/ч, однако сегодня появились по-настоящему мощные автомобили, которые при скорости в 150 км/ч и более будут иметь показатель оборотов двигателя в полторы тысячи на высшей передаче, расходуя при этом меньше топлива, чем при скорости в 100 км/ч.
Показатели крейсерской скорости для минимального расхода топлива будут различаться в зависимости от конкретного автомобиля. Сегодня многие машины оснащаются специальными компьютерами, которые позволяют отображать на приборной панели моментальный расход топлива. С помощью такого устройства можно экспериментальным путём рассчитать тот скоростной режим, который будет приемлем для конкретного автомобиля и в последующем экономить топливо.
При этом автовладельцу, чтобы сократить расход топлива на трассе, следует избегать резких разгонов, при возможности уменьшив количество обгонов. Последнее возможно в том случае, если автовладелец правильно выбирает маршрут и время такой поездки, когда на дорогах не отмечается заторов и пробок.
Как экономить топливо
Чтобы сэкономить топливо, необходимо не только придерживаться крейсерской скорости и исключить многочисленные обгоны, но и попытаться поддерживать скорость постоянной, исключая разгоны и торможения. Автовладельцам рекомендуют на загородных трассах активировать круиз-контроль. Такая система поддержания постоянной скорости не только упростит управление автомобилем, но и поможет сократить расход топлива.
При возможности следует использовать так называемый аэродинамический мешок, то есть пристраиваться за быстрыми фурами или другими автомобилями, которые будут ехать впереди, рассекая воздух, а в последующем уменьшенное лобовое сопротивление облегчит нагрузку на двигатель, сократив при этом расход топлива. Таким простейшим способом можно уменьшить этот показатель на литр-полтора.
Подведём итоги
Каждый автомобиль имеет свой показатель крейсерской скорости, при котором машина расходует меньше всего топлива. На каждом автомобиле этот параметр будет отличаться, у мощных двигателей он выше, а вот у городских малолитражек оптимальная скорость передвижения составляет 90-110 км/ч. Также нужно помнить, что следует придерживаться размеренного и спокойного ритма управления автомобилем, исключая резкие разгоны и торможения в пол.
Крейсерская скорость
Крейсерская скорость — наивыгоднейшая скорость движения самолёта, корабля или другого транспортного средства, достигаемая при наименьшем километровом расходе топлива.
В авиации это воздушная скорость горизонтального (крейсерского) полёта, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна.
Составляет она примерно 30-80 % от максимальной скорости и для гражданских воздушных судов не превышает скорость звука (кроме самолетов «Конкорд» и «Ту-144»).
На крейсерской скорости авиация обычно совершает рейсы по авиамаршрутам.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Крейсерская скорость» в других словарях:
Крейсерская скорость — скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км пути минимален), К. с.… … Энциклопедия техники
Крейсерская скорость — скорость горизонтального полёта самолёта (вертолёта), наивыгоднейшая для выполнения конкретного задания. Обычно составляет 0,7 0,8 максимальной … Словарь военных терминов
Крейсерская скорость — наивыгоднейшая скорость полета самолета или движения корабля (составляет примерно 80% максимальной скорости) … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
Крейсерская скорость корабля — устаревшее название экономической скорости корабля. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
СКОРОСТЬ САМОЛЕТА КРЕЙСЕРСКАЯ — скорость, соответствующая полету на неполной мощности. С. С. К. иногда называют скоростью, при которой самолет испытывает наименьшее аэродинамическое сопротивление; однако в последнем случае чаще применяется термин наивыгоднейшая скорость.… … Морской словарь
Скорость — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость (значения). Скорость Размерность LT−1 Единицы измерения СИ … Википедия
Скорость корабля — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость хода. Скорость корабля один из важнейших тактико технических элементов, выражаемый расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть… … Википедия
Крейсерская скорость
Под крейсерской скоростью понимается средняя скорость в пути.
Оглавление
определение
Скорость и продолжительность путешествия
В отношении отдельного пассажира и индивидуального транспортного средства обычно применяется следующее:
И наоборот, расстояние в пути (в часах пути ) = скорость движения (в км / ч ) × время в пути (в часах ), то же самое относится и к расчету более длительных поездок в днях.
Крейсерская скорость и скорость движения
Крейсерская скорость и рабочая скорость
В дополнение к максимально допустимой ( зависящей от расстояния) максимальной скорости (предел скорости) и максимальной расчетной скорости добавляется в локомотивах и тренируется рабочая скорость стандартного пути и расчетная скорость в сети маршрутов, и оба последних относятся к крейсерской. скорость »(крейсерская скорость современного высокоскоростного поезда на высокоскоростной линии, разработанной для вас, должна быть рассчитана иначе, чем при смешанной эксплуатации в классической железнодорожной сети ).
Крейсерская скорость и скорость движения
Таким образом, определение средней скорости движения по транспортным средствам для дорожного движения отнюдь не является тривиальным и сложным с точки зрения ее измерения или моделирования. Если скорость движения представляет собой транспортный поток во времени, средняя скорость движения на участке маршрута грубо определяется как скользящее среднее отдельных скоростей, определенных в точке измерения для проезжающих мимо транспортных средств (см. Фундаментальную диаграмму транспортного потока ).
Скорость и качество путешествия
И, наконец, скорость используется в качестве основы для оценки скорости движения, что гарантирует оптимальное качество движения и максимальную безопасность.
Остановки
Средняя скорость движения общественного транспорта зависит от количества остановок, продолжительности остановки и расстояния между остановками. Если количество остановок невелико, например, быстрые транспортные средства ( например, метро в центре города) не могут вообще достичь максимальной скорости или использовать их только на короткие расстояния, тогда оптимизированная по времени поездка между двумя остановками состоит только из разгон и торможение.
Историческое развитие
Крейсерская скорость
Владельцы BMW e39 M54B25 подскажите пожалуйста, какая у данного мотора крейсерская скорость?
С Уважением!
Комментарии 26
А для города экономичнее ехать 50-60км на 3 или 4 передаче?
Лично у меня ест 9-10 литров бензина.
Ээээ…чтото расход сопастовим с малолитражкой.странно, или только трасса.у меня 1,7 до 14 литров легко, а если в пол или в грязь-то и 20 уйдет не заметишь
Когда двигатель более мощный, ему легче тянуть массу.
Это то понятно, но чтото слишком мало.кстати, не подскажешь, в принципе реально у вас или в эстонии более или менее ездовую 525 или 528 е39 найти?желательно универсала)))гдето до 1600 евро и год до 2000
Думаю очень сложно. Более менее не убитые начиная с 3500.
За такие дееьги в отл состоянии и в россии найти уже легко)))особенно до 2000 года))
Ss.lv в помощь тогда)
Крейсерская скорость будет на каждой передаче на оборотах максимальной мощности. Посмотри, при каких оборотах в тех данных мотор развивает максимальную мощность и на этих оборотах и будет крейсерскаЯ скорость на данной передаче.
Хмм, интересно, гляну.
При наивысшей передаче и низших оборотах
На высшей передаче можно и сорок тошнить по городу и обороты будут минимальны и мотор будет почти глохнуть… Но крейсерской скоростью это, увы не будет… Ну я про механику если.
Именно это и будет крейсерской скоростью. Ибо смотрим словарь:
Крейсерская скорость, круизная скорость (калька англ. cruise speed) — скорость движения воздушного, морского или речного судна, автомобиля или другого транспортного средства с наименьшим расходом топлива на километр пути; эта скорость позволяет пройти максимальный путь для фиксированного объёма топлива.
P.S. И это не будет никакие 100-110 кмч, как принято считать.
Так наименьший расход не на минимальных оборотах, а на оборотах максимальной мощности
Мы ведь не говорим о разгоне, не говорим о движении в гору или с утяжелением, мы рассуждаем о крейсерской скорости как таковой. На ровной поверхности без разгонов и торможений. Мощность в этом плане — до лампочки, важна скорость и обороты коленвала
А какая разница- разгон, в гору ли или просто двигаться по ровной поверхности? И там и там и там двигателю надо проделать какую то определенную работу. На которую надо потратить какую то энергию. И потратить эффективно, с максимальным кпд. Который достигается на оборотах максимальной мощности. И у каждого двигателя они свои.
Следовательно, что бы наиболее эффективно разгоняться, ехать прямо или что то другое, надо это делать на оборотах максимальной мощности.
Соответственно и крейсерская скорость это скорость, при которой двигатель работает максимально эфективно. Вот и все.
О, майн гот, среднее гуманитарное образование детектед) ну, что же, будь как скажешь!
А какая разница- разгон, в гору ли или просто двигаться по ровной поверхности? И там и там и там двигателю надо проделать какую то определенную работу. На которую надо потратить какую то энергию. И потратить эффективно, с максимальным кпд. Который достигается на оборотах максимальной мощности. И у каждого двигателя они свои.
Следовательно, что бы наиболее эффективно разгоняться, ехать прямо или что то другое, надо это делать на оборотах максимальной мощности.
Соответственно и крейсерская скорость это скорость, при которой двигатель работает максимально эфективно. Вот и все.
Стоп! Синицин Роман, телекоммуникации, РТУ?
А какая разница- разгон, в гору ли или просто двигаться по ровной поверхности? И там и там и там двигателю надо проделать какую то определенную работу. На которую надо потратить какую то энергию. И потратить эффективно, с максимальным кпд. Который достигается на оборотах максимальной мощности. И у каждого двигателя они свои.
Следовательно, что бы наиболее эффективно разгоняться, ехать прямо или что то другое, надо это делать на оборотах максимальной мощности.
Соответственно и крейсерская скорость это скорость, при которой двигатель работает максимально эфективно. Вот и все.
Юршевич и Усанов тебя бы выебли за подобные рассуждения 😀
Юршеееевич, царство ему небесное
Юршевич и Усанов тебя бы выебли за подобные рассуждения 😀
А какая разница- разгон, в гору ли или просто двигаться по ровной поверхности? И там и там и там двигателю надо проделать какую то определенную работу. На которую надо потратить какую то энергию. И потратить эффективно, с максимальным кпд. Который достигается на оборотах максимальной мощности. И у каждого двигателя они свои.
Следовательно, что бы наиболее эффективно разгоняться, ехать прямо или что то другое, надо это делать на оборотах максимальной мощности.
Соответственно и крейсерская скорость это скорость, при которой двигатель работает максимально эфективно. Вот и все.
В гору и по ровной-2 огромные разницы, и между ними практически пропасть)))))при максимальной мощности, а это по сути обороты в отсечке, и самый большой износ и самый большой расход))))крутящий момент-вот это уже и экономия в бензе, и динамика разгона, мощность только максимальную скорость даёт;))
Крейсерская скорость — для чего нужна и на какой отметке находится?
,
круизная скорость
(калька англ.
cruise speed
) — скорость движения воздушного, морского или речного судна, автомобиля или другого транспортного средства с
наименьшим
расходом топлива на километр пути; эта скорость позволяет пройти максимальный путь для фиксированного объёма топлива.
В авиации
В авиации крейсерская скорость — скорость движения воздушного судна на крейсерском режиме полёта[1].
В зависимости от решаемых задач полёт может выполняться как за минимальное время (крейсерская скорость максимальна, время полета минимально), так и на максимальную дальность полета (крейсерская скорость минимальная, расход топлива на 1 км пути минимален). Существует третий режим — режим максимальной дальности и продолжительности полета (оптимальное соотношение расхода топлива при минимальном времени полета)[1].
Крейсерская скорость составляет примерно 30—80 % от максимальной скорости и для гражданских воздушных судов не превышает скорость звука (кроме пассажирских авиалайнеров «Конкорд» и «Ту-144»).
В зависимости от задачи полёта возможны другие режимы полёта: с максимальной, минимальной, экономической скоростью, а также скоростью максимальной продолжительности полёта
Эволюция кораблей на подводных крыльях
Изобретение подводных крыльев было одним из самых революционных событий в истории морской техники.
«Крылья» погружены в воду таким образом, что корпус корабля во время движения находится над водой, что позволяет лодке идти намного быстрее, так как вода более чем в 1000 раз плотнее воздуха.
Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини построил первый полноразмерный катер на подводных крыльях в 1906 году, он позволил катерам сделать огромный скачок вперед, до скоростей за 60 км/ч. Его обычная лодка с надстроенными «крыльями», достигла скорости в 68 км/ч используя двигатель в 60 л.с. Вроде бы скромные цифры, но стоит напомнить, что максимальная скорость судов того времени была в районе 40-50 км/ч.
от она, первая лодка на подводных крыльях с Энрико Форланини «у штурвала». Но к сожалению, технологию забыли до 60 годов прошлого века. Скорость скоростью, но технологии были слишком дорогими, да и для передвижения на небольших скоростях Энрико не нашел решения. Его лодка на скоростях меньше 20 км/ч управлялась с большим трудом, а на больших сильно вибрировала.
Ниже катер на подводных крыльях от самого Александра Грэхема Белла, под названием HD-4, который достиг скорости 114 км/ч ещё в 1919 году.
Далее «Белый Ястреб», ультра-высокоскоростной лодка на подводных крыльях с реактивным двигателем в 4000 л.с. Её разработали Франк и Стелла Хенинг-Ли в начале 1950-х.
Следующим в списке идет тестовый образец катера ВМС США Carl XCH-4 «Утка». Дальше испытаний дело не пошло
«Фонарь» (HC-4), прототип военной лодки на подводных крыльях. На дворе был 1953 год, лодка делала 18 узлов (33 км/ч), вроде бы мало, но это была первая лодка на электрических двигателях.
KC-B, экспериментальная лодка канадских ВМС, могла набрать до 96 км/час.
Интересная концепция. Океанский атомный лайнер на подводных крыльях на 320 пассажиров.
Всем известная «Ракета», советский пассажирский корабль на воздушных крыльях на 60 пассажиров. Серийно производилась с 1957 по 1976 год. В общей сложности было построено 389 единиц. Крейсерская скорость «Ракеты» 60 км/ч. Запас хода 500 километров.
Венгерская реклама «Ракеты». Да, когда-то мы производили корабли и их хотели покупать.
Метеор. Был в производстве с 1960 по 1994. Вмещал 112 человек и развивал скорость до 112 км/ч.
Морская версия «Метеора»
«Чайка». Речной автобус, который производили в СССР всего лишь в 1962 году. Максимальная скорость 100 км/ч
Буревесник. Шедевр советского производства. По бокам у него два модернизированных двигателя от самолета ИЛ-18, общей мощностью в 2700 л.с. Крейсерская скорость корабля 95 км/ч. Максимальная не проверялась, как говорят испытатели «за 150». Буревестник выпускался с 1964 по 1979 год.
Советский атакующий катер на воздушных крыльях. На службе с 1972 года.
Корабль ВМС США Плейнвью (проект AGEH-1), был построен в единственном экземпляре в 1969 и был пущен на металлолом в 1978 году.
Боинг 929 Jetfoil, выпущен в 1974 году, мог перевозить до 400 пассажиров.
«Морская Тень» (проект IX-529) — экспериментальный стелс корабль, построенный в компании Lockheed для ВМС США в 1985 году.
Советский корабль на подводных крыльях «Восход». Популярная модель. До сих пор эксплуатируется во многих странах. Хотя бы 1 экземпляр есть у 20 стран.
Яхта на базе «Метеора» была построена в 2006 году специально для Александра Хлопонина, российского бизнесмена и губернатора Красноярского края.
FSWH37 — яхта на подводных крыльях. Построил итальянец.
И опять Россия. Самый последний шедевр наших строителей кораблей на подводных крыльях. Прогулочный катер с прозрачным дном.
В автомобилестроении
Для легкового автомобиля крейсерская скорость обычно достигается на высшей передаче при среднем положении педали акселератораК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3596 дней
], хотя этот режим движения не является режимом с наименьшим
километровым
расходом топлива. Автомобиль будет экономить больше всего топлива, если его езда состоит из циклов «плавный разгон + пробег по инерции». Расход топлива для загородной езды замеряется именно на крейсерской скорости.
Примеры[править]
Литература[править]
Кино[править]
Аниме и Манга[править]
Видеоигры[править]
Музыка[править]
Прочее[править]
Реальная жизнь[править]
Отрывок, характеризующий Крейсерская скорость
«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он. Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона. В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть». И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два». Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение: a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 Написав по этой азбуке цифрами слова L’empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L’empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L’empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L’Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l’empereur Napoleon и l’Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Причины появления[править]
Сторожевые корабли проекта 1159 «Ягуар»
Сторожевые корабли проекта 1159 / 1159Т / 1159ТР, шифр “Ягуар” – 14 ед.
Постройка: Пр.1159 – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 6 единиц: “Дельфин” 21.04.1973 / 19.07.1975 / 31.12.1975 “Нерпа” 22.10.1974 / 4.06.1977 / 31.12.1977 “Кречет” 19.01.1977 / 3.07.1978 / 31.12.1978 “Сокол” 01.1978 / 21.04.1979 / 30.11.1979 “СКР-481” 25.12.1979 / 24.12.1981 / 30.09.1982 “СКР-149” 8.04.1983 / 30.06.1984 / 25.06.1985
Пр.1159Т – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 6 единиц: “СКР-482” 10.06.1978 / 12.01.1980 / 30.09.1980 “СКР-28” 17.07.1979 / 21.06.1980 / 30.12.1980 “СКР-35” 11.06.1980 / 30.04.1981 / 30.11.1981 “СКР-471” 24.04.1981 / 31.07.1982 / 17.08.1983 “СКР-129” 7.07.1982 / 11.11.1983 / 30.08.1984 “СКР-451” 6.05.1986 / 3.05.1987 / 25.12.1987
Пр.1159ТР – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 2 единицы “СКР-201” 22.09.1982 / 27.04.1985 / 30.12.1985 “СКР-195” 18.04.1985 / 27.04.1986 / 25.12.1986
Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной “Дельфин” в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 – по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 – по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением” и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т и 1159ТР отмечены знаком *).
“ДЕЛЬФИН” (зав. № 201). 25.5.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2,1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в “Смели”. 1.6.1991 расформирован.
“НЕРПА” (зав. № 202). 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в “Rostock” (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
“КРЕЧЕТ” (зав. № 203). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в “Berlin” (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан маслом. С 26.9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П.Комоедов (с 7.7.1998 – командующий ЧФ).
“СОКОЛ” (зав. № 204). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в “Split” (VRB-31). 1.6.1980 расформирован.
СКР-482 (зав. № 250)*. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно ввшел в состав ДКБФ. 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в “Mourad Rais” (№901). 1.8.1981 расформирован.
СКР-28 (зав. № 251)*. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в “Mariel” (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован. В 1997 г. сдан на слом.
СКР-35 (зав. № 252)*. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в “Rais Kellich” (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.
СКР-481 (зав. № 205). 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР, 1.12.1982 расформирован и 5.12.1982 передан ВМС Югославии, переименован в “Kopar” (VRB-32).
СКР-471 (зав. № 253)*. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. В августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.
СКР-129 (зав. № 254)*. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в “Rais Korfou” (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР. 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.
СКР-149 (зав. № 206). 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1983 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ. 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в “Halle”. 14.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР. 1.5.1986 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
СКР-201 (зав. № 255)*. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в “Al Hani” (Р-212). 1.8.1986 расформирован.
СКР-195 (зав. № 256)*. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в “Al Qirdabiyan” (Р-213). 1.11.1987 расформирован.
СКР-451 (зав. № 257)*. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в “Monkada” (№ 353). 1.7.1988 расформирован.
Тактико-технические данные пр.1159:
Тактико-технические данные пр.1159ТР:
Водоизмещение, т: стандартное: 1550 полное: 1705 Размеры, м: длина: 96,51 ширина: 12,56 осадка: 3,28 (габаритная – 5,39) Скорость полного хода, уз: 28 Дальность плавания: 3800 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз)) Автономность, сут: 10 Силовая установка: 1х20000 л.с. ГТУ М8В6, 2х8000 л.с. дизели 68Б-6, 2 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт Вооружение: 2х2 ПУ ПКР П-20М “Термит” 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 “Оса-М” (20 ЗУР 9М33) – СУ 4Р-33 2х2 76 мм АК-726 (1200 выстрелов) – СУ МР-105 “Турель” 2х2 30 мм АК-230 – СУ МР-104 “Рысь” 4х1 400 мм ТА 2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1) 14 мин РТВ: РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2В», РЛС «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-311 «Вычегда» Экипаж, чел: 112
Экспорт Алжир: 3 единицы “Мурад Рейс” 901 (до 20.12.1980 “СКР-482”), “Рейс Келлих” 902 (до 24.03.1982 “СКР-35”), “Рейс Корфу” 903 (до 01.1985 “СКР-129”). 903 в 1999-2000 модернизирован по пр.1159ТМ в Кронштадтском морском заводе: 1510/1665 т, осадка 3,22 (габаритная – 5,2) м, АК-230 заменены на АК-630М – СУ МР-123 “Вымпел-А”, добавлены 2х2 533 мм ТА, РЛС общего обнаружения МР-320 “Топаз-2В” заменена на РЛС общего обнаружения “Позитив-МЭ1”, 28 уз, 3500 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз), 103 чел. В Санкт-Петербурге “Северная верфь” на 901 в 10.2007-11.02.2011, 902 в 2011-12 РЛС общего обнаружения МР-320 “Топаз-2В” заменена на РЛС общего обнаружения “Позитив-МЭ1”, СУ МР-105 “Турель” и СУ МР-104 “Рысь” заменены на опто-электронную СУ СП-521 “Ракурс”, добавлен комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101)
Болгария: 1 единица Фрегат “Смели” 11 (до 22.02.1989 “Дельфин”)
ГДР: 3 единицы Корабли береговой обороны “Росток” 141 (до 25.07.1978 “Нерпа”), “Берлин” 142, с 7.10.1981 “Берлин” – “Хаупстадт дер ДДР” (до 10.05.1979 “Кречет”) списан 31.12.1991, “Халле” 143 (до 23.11.1985 “СКР-149”)
Куба: 3 единицы “Мариэль” 350 (до 24.09.1981 “СКР-28”) списан в 1997, “Монкада” 353, затем 383 (до 10.04.1988 “СКР-451”) затоплен 16.07.1998 у северного побережья Кубы как объект для дайвинга, 356 (до 02.1984 “СКР-471”) списан в 1996, затоплен у Каймановых островов как объект для дайвинга
Ливия: 2 единицы “Аль Хани” 212 (до 28.06.1986 “СКР-201”), “Аль Кирдабиян” 213 (до 24.10.1987 “СКР-195”) потоплен 9.08.2011 в Триполи английской авиацией
Югославия: 2 единицы Эскадренные миноносцы, затем большие патрульные корабли “Сплит” 31, с 1993 “Београд” (до 10.03.1980 “Сокол”) списан в 2005, “Копер” 32, с 1993 “Подгорица” (до 5.12.1982 “СКР-481”) списан в 1995. Модернизированы по пр.1159Р в Кралевице “Титово Бродоградилисте”: “Сплит” в 1982, “Копер” в 1984. 4х1 ПУ ПКР П-20 “Термит”.