Что говорят на похоронах у крымских татар
Что говорят на похоронах у крымских татар
Умирающего нельзя оставлять одного на предсмертном одре. Рядом всегда есть пожилые люди, члены семьи и родственники. Для обряда приглашают муллу, то есть человека, который хорошо знает все ритуалы погребения.
После того, как человек умер, ему закрывают глаза и завязывают челюсть чистым платком. Покойника переносят на заранее подготовленное место (ковер на земле покрывают матрасом и белой простыней). При этом тело полностью накрывают простыней, а сверху бархатной или шелковой тканью, зачастую зеленого цвета. Лицо и голова прикрывается 4-угольным платком из шелка. Самые близкие люди сидят у изголовья.
На похороны нельзя идти беременной женщине и маленьким детям, особенно в комнату с покойником. Также нельзя громко говорить (даже плакать), есть, пить, курить и тому подобное. Все зеркала в доме прикрывают. Все женщины должны принести с собой новое полотенце, 2-3 м ткани или деньги.
Во дворе готовится поминальный обед. Также в стороне, где почти никто не ходит, готовят место для омовения покойного. Его ограждают от взглядов. Есть специальная деревянная лохань для купания, с отверстием (тенешир) для стекания грязной воды. Нужно три полотенца и зачастую три обмывальщика. В это время 3-5 стариков читают молитвы снаружи места купания. После этого покойного заворачивают трижды в саван (белую материю 15-20 м).
На носилках (табут) покойника ставят на подставку и покрывают зеленым покрывалом с молитвами. Это покрывало несут из мечети. Для всеобщего прощения покойника кладут головой на запад. Могилу копают именно в день смерти родственники или наемные люди, которых нужно одарить деньгами и накормить на кладбище горячим обедом.
Если человек скончался до обеда – нужно хоронить его в тот же день, до захода солнца. Если после обеда – утром следующего дня. Первую лопату с землей наполняют самые близкие, каждый присутствующий кидает землю на могилу, после чего кладет лопату лицевой стороной вниз.
После кладбища все моют руки и садятся за поминальную трапезу. Поминки устраивают на 3-й, 7-й, 37-й, 40-й, 52-й дни после похорон, а потом через полгода и год.
Похороны по-крымски: почему татары «сажают» умерших в могилы
В наше время традиция хоронить умерших в сидячем положении среди крымских татар становится все менее распространенной. Но в древности этот обычай был обязателен к исполнению. Что было настоящей причиной появления этой древней традиции?
Сибирские покойники лежат
Как известно, казанские, астраханские, крымские и сибирские татары отличаются друг от друга некоторыми особенностями быта и традициями. Они даже говорят на разных диалектах, относящихся к тюркской группе языков. Поэтому не стоит удивляться, что на татарских кладбищах Сибири, в древних могильниках и некрополях более позднего периода исследователи обнаруживают покойников, как правило, в лежачем положении.
Два кандидата исторических наук — Евгений Водясов и Ольга Зайцева совместно написали статью «Мусульманские некрополи XVII-XIX вв. в окрестностях г. Томска », которая была опубликована в журнале «Вестник Томского государственного университета » (№ 1 за 2015 год). Ученые рассказали о результатах раскопок, организованных на Старом мусульманском кладбище и Юрточной горе.
То есть, сибирские татары соблюдали требования ислама относительно расположения покойного в могиле, но не в сидячем, а в лежачем положении.
Томские ученые обратили внимание, что их земляки-мусульмане хоронили умерших так же, как и подданные Казанского ханства. Это значит, что в XV-XVI веках поволжские татары, в основном, не «сажали» покойника в могилу, а укладывали его на спину.
Крымская традиция
Наиболее отчетливо традиция хоронить умерших в сидячем положении выражена среди крымских татар, у них она имеет древние корни. Об этом доктор филологических наук, профессор Айдер Меметов написал в статье «Лингвистические и экстралингвистические сведения о древних предках крымских татар», которая опубликована в журнале «Научный вестник Крыма » (№ 3 за 2017 год).
Ученый обратил внимание на грунтовый могильник, который был обнаружен археологами на склоне горы Ташлы-Баир в 2003 году. Все имеющиеся там захоронения датированы XI- X веками до нашей эры, в эпоху, когда на территории Крыма жили тавры, причисляемые к народам скифского происхождения. Исследователи отметили, что в данном могильнике «умершего хоронили в сидячем положении, руки сгибали так, что кисти оказывались перед лицом».
Известный этнограф и путешественник Густав Радде (1831-1903 гг.) в своей работе «Крымские татары», которая была опубликована в нескольких номерах журнала «Вестник Русского географического общества» за 1856-1857 годы, описал схожий обычай.
Тюркское наследие
Обычай хоронить покойников в сидячем положении существовал и у древних тюркских народов. Кандидат исторических наук Эльдар Сейдаметов и научный сотрудник Крымского инженерно-педагогического университета Расим Кадыров – соавторы статьи «Погребальные обряды тюрков в Средневековье», опубликованной в журнале «Наука, образование и культура» (№ 5 за 2016 год). Исследователи отметили, что похоронные обычаи печенегов, огузов и кипчаков в доисламский период были напрямую связаны с верой в загробную жизнь.
Люди полагали, что после смерти человек попадает в потусторонний мир, и чтобы он ни в чем не нуждался, в могилу вместе с ним могли поместить все, что ему понадобится на том свете.
То есть, богатый покойник мог продолжать пировать в загробном мире, как и при жизни. А удобнее всего это делать сидя. И традиция хоронить людей именно в таком положении, возможно, осталась у татар с древних времен – от тюркских предков.
Чтобы было удобно
Сходные похоронные обычаи есть и у некоторых других тюркских народов. Возможно, они возникли в результате длительного соседства с татарами. Кандидат исторических наук Тамара Фаттахова – автор статьи «Подготовка умершего к погребению у саратовских башкир», которая была опубликована в журнале «Вестник Башкирского университета» (№ 3 за 2012 год). Исследовательница считает, что покойника хоронили в сидячем положении ради его удобства в загробной жизни.
Возможно, аналогичными мотивами руководствовались и татары.
По примеру русских
Чешский этнограф прямо признался, что не знает, почему возник такой обычай. Однако другие исследователи считают, что в сидячем положении русские обычно хоронили священнослужителей. Считалось, что христианские иерархи будут сидеть в своих могилах до Страшного суда, чтобы во время него присоединиться к другим святым, призванным вершить судьбы людей.
Вероятно, татары могли решить, что захоронение в сидячем положении – наиболее престижное, а значит, их покойники тоже должны пользоваться почетом после смерти.
Примечательно, что в пределах Болгарского городища, возникшего на территории современного Татарстана в X веке, ученые обнаружили могилу, в которой вероятно захоронен православный святой Феодор Философ Камский, убитый в 1323 году. Исследователи сделали предположение о личности покойного, так как данный мужчина был погребен в сидячем положении, а под его пальцами ученые обнаружили бронзовый крест.
Это значит, что жители Волжской Булгарии были осведомлены о правилах захоронения православных священнослужителей.
В знак уважения
Впрочем, традиция могла быть позаимствована и у других соседей. Например, поволжские татары, путешествующие по торговым делам, по пути в Турцию часто останавливались на Северном Кавказе.
Кандидат исторических наук Сайпуди Натаев считает, что людей хоронили в сидячем положении в знак уважения к ним. По крайней мере, так поступали чеченцы. Об этом ученый написал в своей статье «К вопросу об остракизме в традиционном чеченском обществе», которая вышла в журнале «Общество: философия, история, культура» (№ 6 за 2015 год).
В статье говорится, что чеченцы хоронили преступников в скрюченном положении, воинов, которые пали в бою – лежащими в доспехах, а людей достойнейших – в сидячем положении. Так горцы выражали свое отношение к покойным.
Исламское влияние
Но самым распространенным и общепризнанным объяснением погребения, принятого у татар, является ссылка на влияние ислама.
Различные сборники исламских хадисов, повествующие о словах и деяниях пророка Мухаммеда, содержат несколько вариантов одного предания. Эту легенду рассказывают людям, чтобы убедить их быть правоверными мусульманами, восхваляющими Аллаха и почитающими его Посланника.
Суть предания такова: в первую ночь после погребения могилу покойного посещают два ангела: аль-Мункар и ан-Накир (Мункир и Накир). Они интересуются у похороненного, каких убеждений он придерживался при жизни. И если человек искренне отвечает, что поклонялся лишь Аллаху и чтил пророка Мухаммеда, то его ждет Рай или спокойный сон в расширившейся могиле (согласно другому варианту предания). Но если покойный не являлся правоверным мусульманином, то его уделом станут:
либо муки в адском пламени;
либо сжавшаяся, неудобная могила, в которой невозможно обрести покой;
либо «его будут бить железным молотком между ушей, и он будет плакать и плакать, и этот плач услышат все, кто приблизится к нему, за исключением людей и джиннов» («Сахих аль-Бухари», хадис 2/422).
Этнограф Г.И. Радде в вышеупомянутой работе «Крымские татары» упомянул это предание и дал свое объяснение обычаю хоронить покойников в сидячем положении.
Встречать ангелов и говорить с ними, разумеется, удобнее в сидячем положении. Так многие специалисты и объясняют татарский похоронный обычай.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Татарские похоронные обычаи
Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.
Прижизненные ритуалы
Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.
Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).
Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.
Подготовка могилы
Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.
Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.
Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.
Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.
Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).
Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.
Подготовка тела
Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.
Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.
Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.
Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.
Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.
За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.
Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.
Похороны
У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.
Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.
Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.
На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.
Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.
В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.
Поминальные обряды
Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.
Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.
Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.
Похоронный обряд караимов
Сразу же после смерти члена общины кто-нибудь из друзей или специально назначенный человек обходил все семьи и сообщал эту весть. Войдя в дом, он говорил: «Башин сав болсун» – «Здоровье твоей голове» (дословно). Звучал обязательный ответ: «Достлар сав болсун» – «Пусть будут здоровы твои друзья». После этого посыльный сообщал о печальном событии.
Родственники не должны были прикасаться к покойнику, и всеми похоронными делами, связанными с прикосновением к умершему, занимались специальные люди – кабары. По рассказам стариков, в прошлом к ним принадлежали представители только определенных родов.
В начале ХХ столетия кабаров нанимали из представителей беднейших слоев караимов. Похороны обслуживали обычно двое мужчин или две женщины.
Умершего полагалось хоронить в короткий срок. Нельзя было совершать погребение в субботу, оставлять на этот день мертвое тело.
После установления факта смерти покойника накрывали простыней. На следующий день приносили деревянный гроб. Умершего обмывали обычно на специальной доске, покрытой оцинкованным железом, с округлым невысоким (6 – 8 см) бортиком и отверстием для стока воды. Доску привозил сторож кладбища.
Некоторые караимы запасались священной землей заблаговременно и хранили ее дома на случай смерти. Тело умершего покрывали сверху бархатом или простыней, а лицо – небольшой простынкой. С умершим не помещали никаких ценных вещей, следуя изречению «Как пришел во плоти, так придется и уйти». Иногда под голову клали молитвенник или Библию. Гроб закрывали и накрывали черной материей.
Все пищевые продукты, находившиеся в комнате покойного, уничтожались. Мылась и чистилась постель. А в случае смерти от заразной болезни – уничтожалась.
Всю ночь у гроба со стороны головы горели одна – две свечи и находились по два и более человека, поочередно читая соответствующие случаю молитвы и исполняя жалобные песни-плачи. Отпевание было принято также у крымских татар, кумыков, турок и других тюркских народов. У караимов отпевание проводилось при закрытом гробе, что оговорено специальной резолюцией Съезда Караимского Духовенства: «Отпевание покойника при открытом гробе противно религии».
Приходившие в дом умершего произносили уже упоминавшуюся фразу «Башин сав болсун» и получали ответ «Достлар сав болсун». В прошлом пришедшие клали деньги на гроб или на платок на животе покойного (при снятой крышке) в пользу кабар. Съезд Караимского Духовенства уточнил, что «Платок для сбора денег в пользу кабаров следует помещать не на гробе, а в стороне на столе или на стуле».
В исключительных случаях особо выдающихся представителей караимского народа по решению Духовного Правления и старейшин отпевали не только в доме, но и в ограде кенаса.
Перед выносом тела родственники и друзья клали на гроб отрезы материи (бархат, сукно, шелк и др.), количество и качество которой зависело от достатка. Затем родные умершего забирали отрезы для последующей раздачи их через семь дней священнослужителям и бедным. Далее газзан исполнял печальные траурные песни (кыйна), в прошлом нередко сочинявшиеся священником для данного конкретного случая, и заупокойную молитву (зехер). Молитву читали обычно на родном тюркском караимском языке. В ХХ в. нередко повторяли ее и на русском языке.
После чтения молитвы гроб выносили и несли (или везли) на кладбище. Чем более уважаемым был человек при жизни, тем дальше несли на руках тело покойного, и лишь затем ставили гроб на катафалк. Некоторых несли на руках до самого кладбища, даже далеко расположенного от города.
В похоронной процессии газзан шел непосредственно за гробом, а родственники покойного – на некотором отдалении. Проходя мимо святынь, например, кенаса, на короткое время приостанавливались.
На кладбище газзан опять читал траурные песни и заупокойную молитву. Затем гроб опускали в могилу ногами на юг. Могила ориентирована в направлении север – юг. Священник и присутствовавшие бросали на гроб по горсти земли. Закапывая могилу, не передавали лопату из рук в руки, а втыкали ее в землю. Кровные родственники к гробу не прикасались и могилу не закапывали.
С обеих сторон могилы забивали колья (къазык). Обычай имеет древние корни. Похоже, что колья пришли со временем на смену пикам, которыми отмечали в древности края мужской могилы.
На могильный холмик со стороны ног клали по камешку или веточке. В дальнейшем так же поступали при посещении могилы.
В некоторых семьях сохранился обычай класть количество камешков, равное числу ближайших родственников, которые не смогли прийти на кладбище. Караимы Литвы, посещая кладбище, прикасаются к могиле через платок.
Во время похорон все находились в головных уборах. Другие захоронения не посещали. Громко не разговаривали. Не обсуждали посторонние темы. Цветы и венки стали класть на гроб и приносить на кладбище лишь в конце XIX в. В похоронах не участвовали женщины в положении и с месячными кровотечениями, кормящие матери с детьми до сорока дней, больные и немощные.
После оформления могильного холмика газзан еще раз читал молитву, и присутствовавшие направлялись на поминки в дом покойного.
Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»
Похоронный обряд крымских татар
Детали одежды, участвовавшие в похоронном обряде, хотя были и менее разнообразны, чем в свадебном, но никак не менее устойчивы.
Сначала на умершем ножницами разрезали его обыденную одежду, снимали ее[53] и накрывали тело тканью (район Судака) (Ефимов, 1993, 200). Затем приступали к обмыванию. После обряда обмывания одежду закапывали в специально вырытую яму (обычно под деревом, в дальнем углу двора). Туда же закапывали и одежду обмывальщиков и нитки с катушкой, оставшиеся после шитья савана (опрос автором информатора П. Мамбетовой, район Ялты, 1989 г.).
Затем платками «явлук» подвязывали подбородок и ноги.
Укладывая покойного на носилки, под тело мужчины клали два пояса, на которых потом опускали тело в могилу.
По словам Г.И. Радде, в середине XIX в. тело покойного «закутывают в белые платки, на ноги надевают чулки и туфли, а на голову ермолку с длинной белой кистью» (Радде, 1856, 13).
Что же касается траурного костюма сопровождавших покойного на кладбище, то все мужчины надевали рубахи с длинными рукавами «гольмек» и шапочку «такийя».
Обряд погребения у крымских татар очень схож с тем же обрядом у караимов (Полканов, 1994, 29-34) и у крымчаков (Ачкинази, 1991).
Интересно, что даже надгробные памятники у татар, как и в Турции и в Египте (Нерваль, 1986, 128), имели навершия в виде женских и мужских головных уборов, что мы можем наблюдать на ханском кладбище в Бахчисарае (Кондараки, 1875, ч. XV, 182-184). Такого рода надгробия встречаются и на Северном Кавказе, иногда и у ногайцев (сведения А.А. Ярлыкапова).
О связи одежды с потусторонним миром говорит поверье о возможности избавиться от болезни. На могилах людей, прославившихся святостью образа жизни, татары отрывали куски от собственного платья и оставляли их на этих местах, считая, что так они расстаются со своими недугами (Кондараки, 1875, ч. 12, 39).
Что же касается особенностей похоронного обряда у ногайцев, то в 1836 г. Корнис писал, что они «мертвых одевают в их платье и так несут на кладбище» (Корнис, 1836, 291). А.Н. Попов писал в 1888 г., что родственники покойного носят после его смерти 40 дней ту одежду, в которой они были, когда он умер, потом эту одежду тоже, как и «приданое» с носилок покойного, раздают бедным (Попов, 1888, 45). По сведениям Н.Ф. Дубровина (1860-е годы), мужчины-ногайцы надевали в знак траура шапку особого покроя с нагольной внешней стороной. Края ее обшивались или серпянкой (редкая льняная ткань), или другой похожей тканью и имели форму фестонов. Шапку эту носили в течение года.