Что значит крест на дереве в лесу
Стало известно, что означают красные кресты на деревьях в Северном лесу
Читайте также:
Их подготовили к вырубке, которую пока отменили.
13 октября подписчик группы ВКонтакте «Мой и твой Воронеж» поделился рядом фотографий из Северного леса. На них запечатлено более десятка берез с нарисованными красной краской крестами на стволах.
Также пользователь уточнил, что участок леса, который он сфотографировал, находится недалеко от отеля «Амакс» и поделился своими опасениями. По его мнению, красными крестами деревья помечают непосредственно перед вырубкой.
Правительство Воронежской области объясняет ситуацию следующим образом:
«Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области сообщает, что в августе 2020 года департаментом был заключен контракт на проведение уходных работ на особо охраняемой природной территории (ООПТ) областного значения «Северный лес», в целях сохранения природной ценности парка».
По заверениям правительства, в рамках контракта планировалось проведение вырубки исключительно больных и ослабленных деревьев. Кроме того, после завершения работ по вырубке была запланирована посадка более 8000 новых саженцев, чтобы с избытком восполнить потери леса.
Но в связи с возникшим «социальным напряжением» со стороны жителей Коминтерновского района на данный момент все работы приостановлены.
Загадочные кресты на деревьях напугали новосибирцев
Жители Первомайского района Новосибирска заметили в сосновом бору прибитые к деревьям православные кресты.
«В лесу Первомайского района рядом с улицей Ошанина кто-то развесил кресты на деревьях, зачем это было сделано — не понятно, но выглядит жутковато. Чем черт не шутит», — пишут новосибирцы в паблике «Подслушано Первомайка».
Некоторые предположили, что в лесу проводятся странные загадочные обряды. Однако стоит отметить, что символика совсем не похожа на ту, что используют в своих обрядах сатанисты. На деревьях изображен обычный православный крест. Другие горожане сообщают, что в том месте находится кладбище военнопленных.
«Там кладбище военнопленных, которые строили железную дорогу», — пишет Лариса Журавлева.
Действительно, в исторических источниках указано, что недалеко от того места располагался лагерь военнопленных, в котором часто гибли люди. Плененные немцы не выдерживали колоссальных нагрузок и суровых климатических условий, следовательно, погибали. Хоронили бывших солдат вермахта в этом самом лесу, штабелями. И, видимо, места обозначили христианской символикой.
Стоит добавить, что в лесу располагается даже памятник — «Памятник военнопленным из лагеря №199».
Лагерь военнопленных №199 работал в Новосибирской области четыре года. В сентябре 1944-го, после наступательных ударов на Украинском фронте в Новосибирск прибыли два эшелона военнопленных. Областное руководство ждало их с нетерпением — в тылу остро не хватало рабочих рук.
«Большинство военнопленных были трудяги, низовой состав — рядовые, ефрейторы, унтер-офицеры, в мирной жизни это были люди рабочих профессий — водители, механики, плотники. Военных преступников среди них не было», — писал историк С. Букин.
По информации историка в лагере погибли 2923 человека. Это эстонцы, латыши, венгры, австрийцы — все похоронены на кладбищах Новосибирска.
«Ни ненависти, ни осуждения мертвые враги уже не вызывают. Ведь солдаты — такие же заложники самонадеянных политиков, развязывающих преступные войны», — резюмирует в своих работах историк.
Кладбищ военнопленных было четыре: в Первомайском, Ленинском и Заельцовском районах Новосибирска, а также в поселке Мирный Коченевского района.
Изображения крестов в стволах деревьев: факты, закономерности, возможные объяснения
В селе Плоскановица такие находки случались дважды – в 2002 и 2011 году. Оба раза появившийся нерукотворный крест обнаруживался в древесине бука. Примечательно, что рассказы об этих находках также содержат указания на характерный момент – трудность обработки дерева, содержащего изображение креста. В 2010 году житель закарпатского села Берёзово обнаружил крест при рубке дров. В общей сложности кресты, запечатлённые в стволе дерева, хранятся в качестве реликвий как минимум в пяти православных церквях Закарпатья.
Имеются сообщения и о других регионах, где помимо Закарпатья проявляется этот феномен. Примечательно, что они, за редкими исключениями, не относятся к Центральной части России. В 2010 году в городе Ромны Сумского района Украины проводили плановую вырубку деревьев. Изображение креста, имеющее не слишком правильную форму, проявилось на одном из пней через два дня после того, как дерево было срублено. Это явление объясняли тем, что в годы войны на этой территории находилось кладбище немецкого военно-полевого госпиталя. В 2010 году, также на Украине, в Ровенском районе, крест был обнаружен при распиливании берёзового полена.
Случай, произошедший в Городецком районе Нижегородской области, примечателен тем, что крест был обнаружен не в недавно срубленном дереве, а в еловом кряже, который хозяева деревенского дома в течение нескольких лет использовали для колки дров. Расколов его, они обнаружили изображение Голгофы и креста. Описывая обстоятельства, в которых была сделана находка, хозяйка дома Людмила Лебедева отмечает, что её муж начал постоянно болеть вскоре после того, как срубил это дерево. После того, как фрагмент дерева с крестом поставили около его кровати на ночь, мужчина, по его собственным словам, стал чувствовать себя лучше. Надежда на то, что крест обладает целительными свойствами, появилась и у других жителей деревни. «Возраст ели по числу годовых колец на срезе примерно 200 лет. При внимательном рассмотрении вокруг изображения видны следы ножа. Это заставляет предположить, что, может быть, изображение креста вырезано на стволе примерно 150 лет назад в качестве приметы или поклонного креста, а потом заросло древесиной», – отмечается на сайте Нижегородской епархии.
В 2011 году изображение креста было обнаружено в Южной Осетии на спиле бревна, которое в течение многих лет входило в состав крыши дзуара (святилища). При ремонте его распилили, и на одном из срезов через некоторое время проявился крест сложной формы (с разветвлёнными концами). Один случай такого рода отмечен в Молдове в 2009 году.
Не минуло данное явление и Беларусь. Уфокомом зафиксирована находка подобного креста в д. Потаповичи Ивановского района Брестской области также в 2011 году. Стоит отметить характерную черту: когда паромщик Николай Колодич разрубал очередное ольховое полено для отопления своей сторожки, то это оказалось не так просто – топор просто отскакивал. Спустя некоторое время дерево все же поддалось и из него буквально вывалился православный шестиконечный крест около 30 сантиметров длинной, сделанный из очень грубого темного дерева. Сейчас необычную находку освятили и перевезли в храм одного из рядом расположенных населенных пунктов (д. Яечковичи). Странно, что при достаточном обилии различных чудесных находок в Беларуси, упоминаний об обнаружении крестов в стволах вообще не встречается.
Эмили Чендлер, владелец компании, в которой работает Хуан Очоа, рассказывает, что такие находки случались и ранее. Время от времени рабочие находят необычные изображения в сердцевине дерева, например, отчетливое пятно в форме сердца на срубе берёзы. Хуан Очоа также сообщил, что это дерево имеет для него особое значение: он сам посадил его более десяти лет назад. По местному обычаю на могилах иногда оставляют небольшие деревца в горшках, и если никто не забирает их после праздников, рабочие сажают их.
В ноябре 2011 года изображение креста было обнаружено на срубе дерева, росшего вблизи Первой конгрегационной церкви Эскондидо в Сан-Диего (Калифорния, США). В очертаниях тёмного пятна, которое проявляется на многих срезах, одни прихожане разглядели крест, а другие – фигуру крылатого ангела. Изображение обнаружил Джим Рэнтс, владелец компании, занимающейся ландшафтным дизайном. Особое значение он придаёт тому, что явление креста произошло на территории, принадлежащей церкви.
Источники, представляющие позицию официальной Православной церкви, высказываются о подобных явлениях с определённой осторожностью. Например, украинская газета «Православное Закарпатье» в появившейся в начале 2013 года статье отмечает, что случаи обнаружения изображений канонического православного креста на срубах дерева в последнее время действительно участились. Чаще стало наблюдаться и проявление изображений святых на деревьях или камнях. Для изображений креста, расположенных вдоль ствола дерева, предлагается следующее объяснение: в период гонений на церковь в советское время люди могли совершать религиозные обряды в лесах и вырезать на коре дерева крест для молитвы или для обозначения какого-либо значимого места. Впоследствии такая метка зарастает корой и оказывается внутри дерева.
Чудо, по мнению православной газеты, заключается не в самом явлении, а в том, что крест обнаруживается неповреждённым (распилы оказываются выше и ниже креста). Чудесным с этой точки зрения является обнаружение креста людьми, а не само возникновение этого изображения, которое может быть и результатом естественных природных процессов, и делом человеческих рук. Такие «чудеса», как и подобные им явления ликов святых расцениваются священнослужителями как призыв к покаянию. Многие священники говорят, что интерпретировать их следует с осторожностью, чтобы не стать жертвой обмана.
Юрий Петрусь, учёный, представляющий кафедру ботаники Ужгородского университета, высказывал предположение, что на древесине бука подобный рисунок мог возникнуть в результате развития грибковых образований. Появление потемнений различной формы может быть связано и с процессами старения дерева. Постепенно в его сердцевине начинает откладываться всё больше смолы из-за того, что она хуже проводит воду. Из-за этого и возникает тёмное пятно, которое может по случайности принять форму креста. Для тех случаев, когда крест находят в древесине хвойных деревьев, возможно и другое объяснение. Директор Нижегородского лесхоза Г. Шурыгин сообщал, что в древесине этих пород часто образуются смоляные кармашки. Они и могут дать эффект фигурного потемнения.
Интересно отметить, что в 1999 году во время экспедиции «Космопоиска» в поселок Федоровское, Московской области на место образования кругов на траве, рядом с формациями были найдены два спиленных дерева с четко просматривающимися крестами. По словам пенсионерки Тамары Афанасьевны Архангельской, странные круги появились в ночь на 22 июня 1999 года. Кроме них, немного западнее от июньских образований экспедиция «Космопоиска» обнаружила еще, по крайней мере, три старых заболоченных круга. По словам Вадима Черноброва, кресты были обнаружены на свежих спилах и в обоих случаях соседствовали с кругами, в то же время осмотр других многочисленных пней не выявил более никаких странных рисунков.
В целом это явление можно охарактеризовать следующим образом. Крест может быть обнаружен в различных породах деревьев, и каких-либо предпочтений в этом смысле не наблюдается. В каждом случае речь идёт о тех видах деревьев, с которыми люди в данной местности сталкиваются в повседневной жизни, используя их для строительства, отопления или в декоративных целях.
Можно говорить об определённых географических предпочтениях. Наиболее часто кресты в стволах деревьев находят на Украине, в особенности в Закарпатье. Случаи в других регионах России и стран бывшего СССР единичны. Нередко крест обнаруживают в тех местах, которые имеют особое значение для населения, считаются сакральными, по крайней мере, определённой группой людей. Это может быть кладбище или территория, где оно находилось в прошлом, святилище, могила священника, территория, принадлежащая церкви. Крест может проявиться как в недавно срубленном дереве, так и при раскалывании бревна, срубленного несколько лет назад.
Примечательно, что крест может располагаться как поперёк среза дерева, так и продольно. Поперечно расположенный крест, как правило, обладает точной или приблизительной центральной симметрией и не воспроизводит варианта, характерного для какой-либо из христианских конфессий. Это, скорее, абстрактное и обобщённое изображение креста. Продольно расположенные изображения, напротив, в точности воспроизводят православный крест. Именно такие продольные кресты чаще всего находят в Закарпатье.
Судя по всему, это явление начало происходить в конце двадцатого – начале двадцать первого века. Фольклорных или документальных свидетельств, относящихся к более ранним периодам, найти пока не удалось. В этой связи может представляться интересным сербский обряд о дереве-записи. Издревле почти в каждой сербской деревне существовало особое дерево, которое считалось местной святыней и на его западной стороне вырезался крест. Во время праздника «заветины» или «славы» возле такого нерукотворного памятника проводились ритуалы, а также на месте старого креста вырезался новый. И хотя после прихода к власти коммунистов подобные обряды были практически искоренены, исследования этнологов свидетельствуют, что сельские жители и по сей день знают, какое дерево является «записью». Не столкнулись ли мы с какими-то аналогами деревьев-записей, которые почитались восточными славянами, и кресты на которых со временем вросли в их внутреннюю структуру? Но почему массово их стали находить только сейчас?
Определённое влияние на частотность подобных случаев могут оказывать особенности восприятия верующих людей. А. В. Тарабукина в диссертации «Фольклор и культура «церковных людей»» отмечает, что современным православным верующим свойственно придавать большое значение повседневным чудесам, обнаруживать чудесное в бытовой жизни. Случайное стечение обстоятельств различного рода при этом может восприниматься как проявление божественной воли. Возможно, именно такой подход лежит в основе некоторых из описанных случаев. Кроме того, многие из имеющихся свидетельств отражают определённую структуру, характерную для фольклорного жанра «рассказа о чудесах». Есть и повторяющиеся в разных историях элементы, такие как трудность распиливания дерева или чудесные исцеления, связанные с обнаружением креста.
Поэтому при дальнейшем изучении этого явления важно отделять ожидания и представления верующих от реальных описанных фактов появления изображений в стволах деревьев. Для людей, связанных с той или иной конфессией, более значим непосредственный контекст обнаружения креста, связанные с ним события их собственной жизни (например, чудесное исцеление). Такие вопросы, как реальные причины появления изображения или связь с другими аномальными явлениями могут оставаться без внимания. Между тем, именно они представляют большой интерес.
Кресты в стволах деревьев: чудо или фикция?
Довольно распространенное (главным образом на Западной Украине) явление, которое можно охарактеризовать как «чудесный лик креста в стволе дерева» периодически дает о себе знать на территории Украины. С некоторыми характерными эпизодами сегодня знакомим читателей:
2002 год. Закарпатье. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Брестов Мукачевского района Закарпатской области есть дерево, в продольном разрезе которого появилось изображение креста.
— В апреле 2002 года четверо лесорубов проводили плановую рубку на околице Брестова, — говорит сельской голова Василь Ганькович. — В одном из столетних буков вдруг остановилась пила. Ребята побежали за другой. Когда начали работать, эту также заклинило. Тогда лесники принесли третью. Только после этого дерево удалось срезать.
Через три дня лесники распилили деревья. Резали их на метровые колоды. Потом кололи на дрова.
— Все части раскололи, а одну никак не могли. Тогда поставили дерево торчмя и начали забивать в него клин. Забить — забили, а вынуть не смогли. Мучились больше часа. Отчаявшись, бросили.
Дерево упало на землю и раскололось пополам. Внутри было видно изображение креста.
— Люди решили, что это чудо Боже. Колоды забрали в село. Крест на рисунке правильной формы, — говорит настоятель церкви Брестова отец Святослав Софилканич. — Он такого же размера, как большинство церковных крестов — 30 на 15 сантиметров. С четкими краями, как будто выпеченный. Это меня удивило. Сначала изображение было светло-розовым, затем потускнело. Хотел попросить знакомого столяра, чтобы он немного подравнял колоду. Но дерево не поддалось. Инструмент дважды ломался. Я решил, что Бог не хочет, чтобы что-то подправляли.
Фотография из того же Закарпатья – на этот раз крест православный (точная его копия). К сожалению, подробностей раздобыть в открытых источниках администрации сайта «Украина Аномальная» не удалось. Надежда есть, что автор снимка найдется и расскажет об этой удивительной истории.
30 октября 2010 в с. Березово, Хустского района (в той же Закарпатской области) в дереве было найдено силуэт креста. Местный житель Тегза Иван, учитель физкультуры, прихожанин Св. Николаевского храма, готовясь к зиме начал рубить привезенные из леса дрова.Расколов одно из них, увидел силуэт креста. Божьим Промыслом крест не был перерубленные пилой, хотя его совсем не было видно сверху.
Настоятель Храма прот. Димитрий Шутко осмотрев изображения принес его в Хустское Епархиальное Управление для обследования. Отражение креста находится на обоих половинках расколотого дерева и является достаточно глубоким.
Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк благословил освятить изображение креста и поместить в сельском храме.
Примечательно, что подобные изображения креста в дереве были найдены в нескольких местах епархии. В настоящее время такие кресты хранятся в с. Иза-Карпутлаш (Св. Николаевский Монастырь), с. Грушево (Св. Архангело-Михайловский Монастырь), с. Липча (Св. Рождества Богородицы Монастырь), с. Угля (Храм Рождества Богородицы). Во всех известных случаях, пила не задела изображения.
Крест в дереве дал о себе знать и в Чинадиеве (маленький поселок в Закарпатской области) в 2002 году. Обнаруженный местными лесниками, реликвия хранится в местном храме.
Председатель церковной общины Василий Софилканич и священник Василий Бабинец демонстрируют находку. На вид это кусок обыкновенного расколотого букового полена длиной сантиметров восемьдесят, положенный в специальную деревянную оправу. На светло-песочной древесине четко видно изображение креста. Трудно поверить, что человеческая рука к нему не прикасалась, настолько совершенны пропорции! Как будто кто-то аккуратно выдолбил в полене углубление и залил туда серовато-коричневую смесь, которая затвердела.
Лесник Андрей Решетарь:
К чинадиевскому чуду приезжал и заведующий кафедрой ботаники Ужгородского университета Юрий Петрусь:
Ответ людей верующих здесь стандартный: это свидетельства горячих молитв христиан! Скептики сходятся на том, что это всего лишь красивое и редкое стечение обстоятельств, а иногда и просто откровенная подделка! В любом случае, на этом история изображений крестов не заканчивается и ждет своего логического продолжения…
Нерукотворные кресты
…Отшельники рассказывают про железный крест в лесу разные чудеса и явления,
которые не имеют решительно никакого отношения ни к Христу, ни к его учению.
Вейденбаум Е. Священные рощи и деревья у кавказских народов // Кавказ: культы, легенды, предания. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. V. С. 65.
В 2011 году в одной из деревень Ивановского района Бресткой области Уфокомом был зафиксирован уникальный случай появления изображения креста в стволе дерева [1, 2]. До этого времени на территории Беларуси этот феномен нигде более не фиксировался. В июле 2015 года мы предприняли первый с момента его обнаружения разведвыезд для того, чтобы уточнить все обстоятельства, при которых это явление произошло.
Шестиконечный православный крест в расколотом полене был обнаружен в д. Потаповичи Ивановского района местным жителем Николаем Николаевичем Колодичем. В 2011 году Николай Николаевич работал паромщиком на р. Пине. Каждый год работники переправы заготавливали дрова на зиму, чтобы отапливать сторожку рядом с паромом. В тот год, по осени, лесорубы привезли ольховые дрова из соседней д. Пешково, предварительно порезав их на чурки. Поленья сложили недалеко от сторожки. Когда Николай Николаевич стал рубить одно полено на дрова, оно никак не хотело колоться. Только после нескольких сильных ударов, полено все же раскололось. Внутри него очевидец увидел потемнение в виде креста, размерами 30×15 см. Сам крест представлял собой темную структуру, образованную однородной массой, как бы «вложенной» внутрь полена. На верхней и нижней перекладинах четко были заметны ровные прямоугольные углубления. Создавалось впечатление, что контур креста меньших размеров изначально был вырезан на дереве, но позже, вероятнее всего, заплыл ядровой гнилью и оброс древесиной [5].
Н.Н. Колодич удивился, но не растерялся и решил показать обнаруженное диво своей матери. По утверждению автора находки, в жизни кроме этого случая, никаких необычных событий с ним не происходило, но он был весьма удивлен тому, как при распиле лесорубами дерева они сделали это так аккуратно, что крест остался цел. Позже было решено отвезти удивительную находку в соседнюю д. Яечковичи, в которой находится церковь преподобномученика Афанасия Бресткого.
Настоятель церкви отец Олег Ильюшин решил попросить разрешения у владыки (епископа) Бресткого и Кобринского Иоанна благословить и освятить необычное полено с крестом. После того, как это было сделано, полено было помещено в церкви д. Яечковичи. Нам удалось встретиться с отцом Олегом, который рассказал, что такой находке удивились все местные жители, и он в том числе. По словам настоятеля, «господь постоянно являет людям свои чудеса, но в повседневной жизни мы их практически не замечаем или не хотим замечать; в наш век вера людей колеблется, сердца людей становятся закрытыми и «деревянными», и чтобы люди не забывали о боге, он являет чудо уже через деревья».
Священнослужитель также не исключает, что крест внутри полена имеет искусственное происхождение. Вдоль дороги часто находятся аварийные деревья, поэтому лесники и дорожные службы следят за этим и постоянно спиливают их в целях безопасности. Одно из таких деревьев стояло вдоль дороги около д. Пешково, в котором вскоре нашли православный крест. Спиленной ольхе было примерно 60-80 лет, возможно дерево посадили еще перед Великой Отечественной Войной примерно в 1930-1941 годах. По словам отца Олега, когда в советское время были гонения на православную церковь, верующие люди могли совершать религиозные обряды в лесах, поэтому на дереве могли вырезать православный крест, который со временем мог обрасти древесиной. А возможно, на еще молоденьком дереве кто-то вырезал крест по поводу некого события, состоявшегося здесь десятки лет назад. Также отец Олег не исключает, что возможно при дороге умер человек или произошла трагедия. В наше время мы часто видим вдоль дорог памятники или кресты в память о погибших водителях или места, где произошел несчастный случай: умер человек, пешехода сбила машина, произошла авария и т. п.
Посмотреть на крест и поцеловать его приезжают люди и из Пинска – известие о необычной находке передается из уст в уста. Однако никакой сенсации из этого события делать здесь не хотят: мол, кто знает, пусть приходит…
В нашем предыдущем материале «Изображения крестов в стволах деревьев: факты, закономерности, возможные объяснения» [2] мы обозначили проблему, связанную с появлением ликов крестов и разобрали характерные черты, присущие таким находкам. Также мы коротко коснулись сербского обряда о дереве-записи – особом дереве, на западной стороне которого вырезался крест. Абстрагируясь сейчас от механизмов, вследствие которых такое изображение со временем может перемещаться в сердцевину дерева, вспомним еще о нескольких подобных традициях.
По мнению известного британского религиоведа и антрополога Дж. Дж. Фрэзера, тесную связь креста и дерева можно издавна проследить в разных культурах по всему земному шару [7]. Так, в 2010 году чешскими учеными было объявлено об обнаружении метки в виде шестиконечного креста на дубе, датированном VI веком н. э. [8]. Обычай вырезать на живом дереве (обычно на березе или сосне) кресты в ходе похорон сохранился до наших дней в ряде мест Видземе (Латвия). В рамках проекта «Деревья с крестами в Латвии – языческий реликт в современном мире» Г. Эныньш, А. Опманис и С. Стиебре описали 66 подобных деревьев. Похоронная процессия обычно останавливалась перед каким-то местночтимым деревом и вырезала на его коре крест, с целью предотвращения возвращения с «того света» души покойника [6]. Этот обычай также был распространен в южных областях Эстонии и в Карелии, где он носит название карсикко (от глагола karsie – обрубать сучья) [3].
Традиция карсикко фиксировалась на территории таежной зоны Северной Европы, от Северной Норвегии и Северной Швеции на западе до Приуралья на востоке. В ходе погребального, свадебного или календарных обрядов на стволах или коре деревьев отесывались сучья, а также вырубались (вырезались) различные знаки, чаще всего – крест. Считается, что карсикко изображались на границе упорядоченного человеком пространства (которое находится под защитой умерших предков) и внешнего мира (который находится под патронажем высших сил), между землей и небом [3].
К сожалению, пока не удалось найти документальных подтверждений, что в Беларуси такие обряды также были широко распространены. Имеются лишь косвенные сведения. Так, сообщается, что в деревнях Большие и Малые Жаберичи Крупского района Минской области среди местных жителей существовала традиция вырезать на деревьях кресты в честь Ю. Монича (1890-1924), занимавшегося антисоветским сопротивлением [4].
Как рассказал нам Андрей Петрович Олехнович, краевед из Крупского района, как таковой традиции вырезать кресты на деревьях среди местных жителей не существовало, но в 20–40 годы XX века на территории страны массовый характер получило антибольшевистское движение. На местах казни и захоронений подпольщиков в то время устанавливали кресты. Но так как большевики боролись с любым проявлением инакомыслия, кресты по их указу лесники спиливали и срубали. Поэтому зачастую кресты вырезали тайком на деревьях, дабы сохранить память о том, что здесь были похоронены люди. Это же касалось придорожных и межевых крестов. Установленный крест убрать легче, а если вырезать крест на дереве, то приходилось спиливать все дерево, но через некоторое время крест могли тайно вырезать на другом дереве, таким образом выражая свое недовольство относительно существующей власти и тем самым сохраняя память о людях. Пока нам не удалось установить, была ли эта традиция распространена на всей территории Беларуси или ей присущ локальный характер. Можно предположить, что в силу своей специфичности эта тема во времена СССР была табуирована, ныне же этнографы также не концентрируют на ней своего внимания.
Еще один нерукотворный крест был случайно найден активистом «Космопоиска» Сергеем М. в Нижегородской области осенью 2014 года на выселках поблизости от деревни Лесная Городецкого района. Артефакт был обнаружен на полке самодельной стойки в заброшенном строении, предположительно использовавшемся для хранения инструментов и сельхозинвентаря. В дальнейшем находка попала в Пензу к исследователю Владимиру Кукольникову.
Крест представляет собой фрагмент цельного ствола дерева с поперечными ветками в виде классического шестиконечного креста: его высота – 30,5 см, ширина верхней поперечной перекладины 19,2 см, нижней – 6,0 см. Концы креста грубо обломаны, а задняя часть сильно расщеплена, поэтому возможно, что вертикальная часть была отделена от более крупного массива дерева. Датировать находку не удалось. При довольно большой величине узловых сочленений дерева, крест очень лёгкий, а в задней части полуистлевший. Непонятно только, почему человек, впервые нашедший эту природную аномалию, не использовал инструмент для обработки, чтобы придать задней части креста более правильную форму или удалить небольшой сучок на правой верхней перекладине.
Мог ли вырасти этот культовый символ без влияния человека и, если всё-таки воздействие было, то каким возможным образом или способом? По всей вероятности перед нами все же естественная мутация дерева, умело подмеченная кем-то и использованная в своих целях. Однако в своем роде этот крест уникален и представляет очередной пример, так называемого, народного православия. В данном случае на дереве был обнаружен крест, который могли посчитать наделенным некой особой «силой», в дальнейшем он, по всей вероятности, переходил через поколения из рук в руки и во времена воинствующего атеизма был спрятан в сарае.
Похожий крест хранится в д. Микашевичи Лунинецкого района Брестской области в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Он был найден в начале 2000-х годов в траншее возле храма во время прокладки коммуникаций и представляет собой причудливо переплетенные корни деревьев. Этот и другие подобные кресты, как мы уже отмечали ранее, обрастают рассказами о чудесах, связанных с ними. Так, например, утверждают, что возле микашевичского креста «произошло несколько исцелений, в том числе людей, одержимых бесами».
В преданиях также часто описывается, как нерукотворные кресты появляются на деревьях, часто в неком сиянии. Например, в легенде о появлении иконы Купятичской Божьей Матери на Полесье, упоминается, что шестилетняя девочка трижды находила на одном и том же дереве крест.
Стоит отметить, что иной раз и целые деревья-кресты становятся объектом паломничества. Похожая береза растет на Соловецких островах. К ней регулярно направляются крестные ходы, проводятся молебны.
Тщательный осмотр креста из Ивановского района показал, что он, вероятнее всего, был ранее вырезан на стволе дерева, в результате чего через открытую рану, словно через ворота, проникла инфекция – одно из грибковых заболеваний. Так в сердцевине дерева могла образоваться бурая трещиноватая ядровая гниль (которая часто встречается в хвойных и лиственных породах) или же произойти так называемое побурение (или же задыхание древесины). Последнее образуется в результате развития биохимических процессов с участием грибов или без них и распространяется вглубь древесины от торцов и боковых поверхностей, что как раз и соотвествует нашему случаю. Наблюдается только на свежих разрезах древесины: на торцах – в виде пятен различной величины и формы и сплошного поражения заболони, на боковых поверхностях – в виде вытянутых пятен, полос и сплошного поражения заболони. Свойственно древесине лиственных пород, особенно березе, буку и ольхе [5]. Временной интервал между разрубом и появлением изображения действительно характерен некоторым случаям, например тому, что произошел в южноосетинском селе Корнис в 2011 году.
Можно предположить, что в советское время в Беларуси на таких крестах не акцентировали внимания или уничтожали, а свидетельства о подобных находках следует искать в дореволюционной литературе, в частности в региональных «Епархиальных ведомостях». Но, возможно, мы имеем дело с новой традицией, начало которой было положено в прошлом веке, когда в некоторых местах Беларуси возник обычай вырезать кресты на деревьях. Эти деревья начали спиливать по достижении ими определенного возраста – начиная с рубежа XX-XXI веков и до настоящего времени.
1. Арлова I. Захіні нас покрывам тваім // Народная газета [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ng.sb.by/sem-tsuda-belarus/article/zakh-n-nas-pokryvam-tva-m.html. 25.02.2012.
2. Изображения крестов в стволах деревьев: факты, закономерности, возможные объяснения // Уфоком [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=6432. 08.04.2013.
3. Конкка А. П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 85–112.
4. Памятный знак жертвам сталинских репрессий открыт в Крупском районе // Белорусские новости. 2009. 24 мая.
5. Пороки древесины / А. Т. Вакин, О. И. Полубояринов, В. А. Соловьев. М.: Лесная промышленность, 1980. 111 с.
6. Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 12–14.
7. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина; Ред., послесл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Политиздат, 1986. – 703 с.
8. Dagmar Dreslerova, Radek Mikulas. An early medieval symbol carved on a tree trunk: pathfinder or territorial marker? // Antiquity. 2010. V. 84. № 326, P. 1067–1075.