Что значит коммуникативный дизайн
Коммуникационный дизайн
Коммуникационный дизайн стал одним из самых перспективных и быстро развивающихся направлений графического дизайна. Его цель – создание визуальных образов, на которых будет строиться коммуникация с потенциальным потребителем продукта или пользователем предлагаемой услуги. Коммуникативный дизайн рекламы направлен на продвижение продукции при одновременном решении двух задач: передаче информации о продукте и формировании к ней требуемого эмоционального отношения. Специалисты по этому направлению дизайна востребованы на предприятиях самых разных отраслей.
Что такое коммуникационный дизайн?
Коммуникативный дизайн – это создание изображений, направленных на передачу информации зрителю с одновременным формированием нужной эмоциональной реакции. Это только примерное определение, так как данное направление дизайна активно развивается и приобретает дополнительные возможности. Специалисты могут работать с самыми разными визуальными графическими средствами от логотипа до сайта или рекламного билборда.
От графического дизайна это направление отличает цель создания образов. Специалисты по этому направлению создают не просто нейтральный рисунок, а графическое сообщение, ориентированное на конкретную целевую аудиторию. Оно должно одновременно передать информацию и вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Это направление также можно назвать частью дизайна визуальной коммуникации. Зрительные образы проникают в сознание намного быстрее слов и помогают формировать нужное отношение к продвигаемому продукту или бренду. Коммуникативный дизайн быстро развивается, специалисты используют все новые инструменты и приемы для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией.
Виды коммуникативного дизайна
Сферы коммуникативного дизайна продолжают расширяться. Можно перечислить несколько наиболее востребованных видов графической коммуникации:
Это только некоторые перспективные направления, продолжающие активно развиваться. Многие из них тесно связаны друг с другом.
Где обучают на коммуникативного дизайнера?
Графический коммуникативный дизайн становится востребованным у абитуриентов. Профильные программы обучения предусмотрены в ВШЭ, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГУ им. А. Н. Косыгина и в других крупных вузах. Абитуриенты поступают на программы бакалавриата с 4-летним сроком обучения, причем специальность может называться по-разному. В некоторых вузах есть общее направление «Дизайн», в котором абитуриент может выбрать направление «Информационно коммуникационные технологии в дизайне».
Чтобы освоить профессию и получить перспективную работу, специалист должен:
Специалист в области коммуникативного дизайна может работать в самых разных компаниях: это рекламные агентства, дизайнерские студии, креативные бюро и многое другое. Также он может работать на себя: фрилансеры создают индивидуальные проекты по заказу. Уровень зарплаты существенно отличается: в среднем для начинающего специалиста он составляет 40 тыс. рублей, а верхнего предела практически не существует.
Важно понимать, что недостаточно один раз получить диплом: впоследствии специалисту придется постоянно повышать квалификацию. Для этого можно проходить различные курсы, самостоятельно осваивать новые программы и совершенствовать навыки.
Где можно встретить примеры коммуникативного дизайна?
Коммуникативный продукт – это визуальный образ, в который заложено сообщение для определенной целевой аудитории. Примеры повсеместно встречаются в брендировании товаров и в рекламе:
Это только некоторые примеры сообщений, зашифрованных в графических образах. Коммуникационный дизайн повышает эффективность рекламы и делает товар более привлекательным для потребителя.
Коммуникативный дизайн: где учиться и кем работать?
Коммуникативный дизайн представляет собой определенный подход к проектированию, заложенный в учебно-методической работе. Предполагается обращение к потребителю, выразительность, информационность, актуальность. Дизайнер выступает коммуникатором между спроектированным им материалом и потребителем.
Почему «коммуникативный» дизайн
Предполагается связь, передача сообщения от одного человека к другому. Она подразумевает использование графических визуальных средств. Факультет коммуникативного дизайна занимается подготовкой специалистов, владеющих основами менеджмента, маркетинга, психологией общения. Чем занимаются выпускники?
Вам будет интересно: Ковалентная химическая связь. Типы химической связи: ковалентная связь
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает передачу графической информации рекламного характера. Искусство заключается не только в ее разработке, но и в грамотном расположении материала на транспорте, в витринах магазинов, на фасадах домов.
Страницы истории
Коммуникативный дизайн появился в конце прошлого века. Среди тех направлений, которые наиболее интересны в данной области в настоящее время, выделим суперграфику на современном транспорте, декорирование многоэтажных домов, оформление супермаркетов.
Особенности профиля
Вам будет интересно: Концептуальное проектирование: методы, средства, цели и задачи
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает владение не только методами графического дизайна, но и комплексом возможностей для визуального общения с клиентом. Это направление предполагает осознание профессионалом значимости коммуникабельности.
Как преподается в высшей школе коммуникативный дизайн? В БГУ, например, обучают студентов по программам, в рамках которых они знакомятся со всеми приемами, позволяющими привлекать в магазин покупателей, побуждать их к совершению покупок.
Отличительные черты
Чем выделяется коммуникативный дизайн? Профиль предполагает связь сразу нескольких специальностей. В нем сочетается реклама, компьютерный дизайн, полиграфическая сфера, веб-дизайн, промышленная графика, фотография. Эти инструменты в совокупности составляют особенность специальности, функционируют они на основе информационных технологий. Реклама в наши дни не является произведением искусства.
Коммуникативная функция дизайна заключается в быстром и эффективном продвижении определенной группы товаров на рынке.
Благодаря тому, что студенты приобретают навыки владения ИКТ, они способны с минимальными временными затратами проанализировать несколько вариантов, изменить составляющие, создать макет.
Сферы деятельности: особенности и отзывы
Заказчик знакомится с проектом на мониторе компьютера, при необходимости вносит изменения, дополнения. Именно в этом и заключается коммуникативный дизайн. Где работать выпускникам данного направления? Студенты, которые освоили основные графические программы, получившие диплом об окончании учебного заведения, могут трудоустраиваться в рекламные компании, полиграфические студии.
Какие требования предъявляются к абитуриентам, поступающим на направление «коммуникативный дизайн»? Отзывы свидетельствуют о том, что преподаватели особое внимание уделяют оценке художественных способностей абитуриентов. От владения навыками создания графического рисунка, демонстрации членам приемной комиссии заинтересованности в творческом подходе к созданию рекламных материалов зависит поступление в БГУ на бюджетной основе.
Какой вуз выбрать
В коммерческих институтах в приоритете компьютерные технологии, а в государственных вузах программы обучения выстраиваются на классическом преподавании графического дизайна.
Подходы к подготовке специалистов
В БГУ особое внимание уделяется «работе руками». В университет поступают ребята, закончившие художественные училища, школы искусств, имеющие навыки работы с карандашом. Применение компьютерных графических редакторов в государственных вузах начинается только с третьего-четвертого курса. Безусловно, за незначительный временной срок сложно приобрести профессиональные навыки компьютерного дизайна. Однако, благодаря подобному распределению программного курса, студенты БГУ «нарабатывают мозоли», вручную создавая графические изображения. В коммерческих учебных заведениях довольно много таких студентов, которые не имеют представления о том, как пользоваться карандашом при создании эскиза. Преподаватели вынуждены тратить огромное количество времени на то, чтобы привить им первоначальные умения и навыки. Для обучения с нуля идеальным помощником становится персональный компьютер. Именно поэтому в методике обучения графическому дизайну в коммерческом вузе преподают с первого курса информатику.
Первоначально студенты изучают устройство компьютера, знакомятся с оперативными системами, учатся работать с текстовым редактором. Далее изучается точечная (растовая) графика, разнообразные иллюстративные эффекты. К примеру, среди заданий, выполняемых студентами коммерческого учебного заведения, можно упомянуть совмещение двух изображений для получение определенного эффекта.
На следующем этапе студенты осваивают векторную графику. Это работа с логотипами, нестандартными шрифтами, создание оригинальных иллюстраций.
Третий семестр предполагает изучение студентами программ верстки. В курс включена работа с текстом, иллюстрациями. Четвертый семестр базируется на специализации будущего дизайнера. Предполагается изучение цветоделения, допечатной обработки материала, дизайна компьютерных сайтов. Есть и 3D-графика, являющаяся специфической дисциплиной, изучаемой в рамках факультатива.
Заключение
Отличаются и требования к процедуре поступления в коммерческих и государственных вузах. Претендент, подавший документы в государственное учебное заведение высшего звена, обязан пройти собеседование, в рамках которого он знакомит членов жюри со своими работами по живописи и рисунку, т.е. у поступающего должно быть портфолио с некоторым количеством готовых работ.
В процессе обсуждения материала, принесенного абитуриентом, он должен ответить на простые логичные вопросы, связанные с дизайном. По результатам собеседования комиссия делает вывод об уровне подготовки претендента по общехудожественным дисциплинам, целесообразности его зачисления в вуз на бюджетной основе. Средний конкурс в БГУ на данное направление составляет 3-4 человека на место. В более выгодном положении оказываются выпускники художественных училищ, ведь у них уже есть определенные профессиональные навыки.
Коммуникативный дизайн: «С чем его едят»?
Коммуникативный дизайн – это сфера дизайна, главной задачей которой является передача человеку информации любого характера с помощью визуальных графический средств. Это может быть рекламное сообщение, товарный знак, WEB-сайт, или, к примеру, знак дорожного движения. Это что-то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознаёт. Хороший коммуникативный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете и на улицах, в помещениях и в журналах.
Главная задача рекламы – познакомить клиента с преимуществами товара или услуги и вызвать желание приобрести новинку. Каждый человек уникален, и восприятие одного и того же предмета у всех разное, поэтому дизайнерам приходится использовать методы психологического подхода при создании рекламы. От их таланта и профессионализма зависит, насколько тот или иной продукт будет востребован. При разработке рекламы специалисты всегда учитывают следующие особенности:
Эти пять пунктов являются ключом к успеху. Если правильно подобрать их, то коммуникативный дизайн будет эффективным, а прибыль увеличится в разы.
Существует несколько наиболее популярных средств визуальной рекламы:
Дизайн визуальных коммуникаций должен быть ярким и примечательным. Главная задача состоит в том, чтобы потенциальный клиент запомнил её, и впоследствии приобрёл товар. Что касается визуальных коммуникаций отвечающих за безопасность, то здесь главным критерием является количество информации. Чем её меньше и чем она проще, тем легче человеку получить ответ на свой вопрос. Не стоит также забывать о таком понятии как маркировка. Она необходима для идентификации товара и доведения до потребителя необходимых данных.
Однако вернёмся непосредственно к товарам и услугам. Помимо качества самого продукта потребитель обращает внимание и на “обёртку”, и на известность бренда. Что касается современных тенденций в дизайне упаковок, то это:
Важно, чтобы упаковка “звала” купить продукты. Это может быть призывающая надпись или изображение, которое приглянется покупателю.
Потребителю всегда приятно, когда товар будто бы сделан исключительно для него: например, написано его имя или нарисован похожий человек. Привлекают также добрые и смешные изображения животных и детей. К наиболее известным товарам с подобным дизайном стоит отнести Coca-Cola, чай Brandbox Branding, конфеты Mousegraphics и детское питание “Сами с усами”.
В моде сейчас всё натуральное, поэтому люди скорее купят продукт на котором написано “без ГМО” или “Экологически чистый”. Дизайн в этом вопросе играет важную роль: важно создать упаковку в наиболее естественном и привлекательном виде. Например, использовать прозрачную ёмкость или крафтовые пакеты. Подходящие цвета – зелёный, белый и коричневый. Наиболее популярные бренды: косметика Ahhaproject, кофе Chad Roberts Design, вода Bon Aqua.
Все взрослые с теплотой вспоминают своё детство, поэтому продукты, которые производятся по старым рецептам, особенно популярны. Это относится и к упаковке. На территории стран СНГ для увеличения продаж на товарах обычно изображают советский быт или людей. В Европе отдают предпочтение упаковкам со старинным картами или с ботаническими книгами в стиле ретро. В Америке популярны плакаты 1960-70-ых гг.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
В последнее время дизайнеры больше внимания уделяют форме и материалу, а не красочности и стилю упаковки. В моде минимализм, поэтому не надо использовать слишком много изображений и разномастных шрифтов.
Однако дизайн упаковки – это далеко не всё, что необходимо учесть при создании продукта. Важную роль играет и сам бренд, который состоит из логотипа, слогана, рекламы, репутации и роли, которую играет компания на рынке. При создании вышеперечисленных пунктов следует делать акцент на уникальности и неповторимости бренда. Важно дать понять потребителю, чем Ваш продукт лучше остальных и в чём его преимущества перед конкурентами. Также важно найти свою целевую аудиторию и создать логотип, который будет “лицом” бренда.
Ещё одна важная часть коммуникативного дизайна – это типографика (искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на присущих языку правилах). Дизайнеры руководствуются следующими правилами:
Что такое коммуникационный дизайн и как он делает сложные вещи простыми
Мы пообщались с экспертами агентства визуальных коммуникаций Graph Visual Communications и, разобравшись во всех тонкостях и специфике этого направления, готовы рассказать о нем тебе.
Что такое коммуникационный дизайн
В широком смысле это отдельная ветвь дизайна, основной целью которой является упрощение передачи информации посредством визуальных образов. Обусловлено это физиологическими особенностями человеческого восприятия: более 70 % всей информации человек получает при зрительном контакте, почти 50 % мозга задействовано в обработке зрительных образов, а среднее время его распознавания составляет 0,01 секунды. Именно поэтому любой текст, начиная с инструкции и заканчивая рекламой, воспринимается быстрее и проще, если в нём есть соответствующие иллюстрации.
Коммуникационный дизайн может не только упрощать восприятие, но и формировать психологический настрой и отношение к визуальному объекту, вызывая подсознательные приятные или отрицательные ассоциации. Правильное изобразительное сопровождение может вызывать комбинацию разных эмоций — от интереса и любопытства до удивления и недоумения. Поэтому коммуникационный дизайн часто используют в маркетинге и рекламе.
— Алексей Меркулов, совладелец агентства Graph
Почему он актуален и востребован
Окружающий нас мир переполнен рекламой в самых разных её проявлениях, и она не воздействует нужным образом. Например, рекламные баннеры на стенах и придорожные билборды — из-за статичности и однообразия мы перестали их воспринимать. Другой пример — аудиореклама в разных музыкальных плеерах и видеореклама, которая хоть и запоминается, но вызывает неприятные эмоции, накладывая отрицательный образ на её заказчика.
В отличие от вышеупомянутых способов, коммуникационный дизайн не навязывает себя, а лишь наглядно, лаконично и интересно рассказывает о ключевых особенностях рекламируемого бренда. Это в совокупности с использованием технологий и внедрением в разные каналы потребления информации делает его оптимальным инструментом для продвижения. Поэтому в эту сферу сейчас стремятся не только дизайн-студии и крупные коммуникационные агентства, но и бренды, желая иметь в своих штатах квалифицированных специалистов.
— Алексей Меркулов, совладелец агентства Graph
Что важно для работы в коммуникационном дизайне
Подводя небольшой итог, хотим отметить, что специалист в области коммуникационного дизайна должен обладать качественным всесторонним образованием, иметь широкий кругозор, быть начитанным, смотреть много фильмов. Это нужно для того, чтобы постоянно пополнять копилку образов. Если ты умеешь находить отсылки и внимателен к деталям, то самая тяжелая часть пути проделана. В идеале ты должен обладать следующими качествами:
— Уметь точно интерпретировать образы. Художник должен использовать ассоциации, которые точнее всего описывают объект. Если у зрителя не получается сразу определить, что изображено, — значит, образ подобран неверно. Для этого нужно уметь подстраиваться под тип мышления аудитории конкретных проектов, начиная с бабулек у подъезда и заканчивая фанатами «Игры престолов».
— Уметь объяснять сложные вещи простыми и понятными иллюстрациями. Это может быть инструкция по безопасности на производстве, карта парка аттракционов или выставок, инфографика по потреблению энергии домашними приборами, сделанные без скучных диаграмм, столбцов, сторилайна. Вместо этого используется необычная и креативная визуализация.
— Разбираться в технологиях. Одними иллюстрациями и инфографикой коммуникационный дизайн не ограничивается. Например, в Graph Visual Communications успешно выполняли заказы, связанные с инфографикой в дополненной реальности, или проект «360 градусов» для Facebook. Они видят будущее коммуникационного дизайна в объемных 3D-изображениях, рисованной авторской графике, веб-анимации, видеографике и VR.
Не художник: кто такой дизайнер коммуникаций, и какие задачи бизнеса он решает
Вы знаете про пасхалку в логотипе FedEx, известной логистической компании? Между буквами E и X аккуратно спрятана стрелка, которая символизирует скорость и точность их доставки. Таким образом компания использует уникальный и универсальный инструмент, чтобы тонко и ненавязчиво вызвать у людей подсознательные ассоциации, позволяющие быстро прийти к нужному для бизнеса выводу. Этот инструмент — коммуникационный дизайн.
Илья Соболев, коммуникационный дизайнер Инфомаксимум, кратко о том, как пришел в профессию, что считает здесь самым интересным, и почему вдохновляется промышленными постерами.
О профессии
Если идти от истоков, то коммуникационный дизайн — способ компании общаться с внешним миром. 70% информации человек получает, опираясь на визуальные источники — и это факт. И задача такого специалиста — правильно «упаковать» все ценности компании в графическое сообщение, которое будет легко и правильно считываться целевой аудиторией. Есть интересное наблюдение: то, что вы видите вокруг — продукт дизайна. Как вы со всем взаимодействуете — инструменты, т.е. технологии. А то, как вы это воспринимаете — коммуникации.
О моем пути
По профессии я разработчик, в теме диплома даже фигурирует процессная аналитика. Однако по специальности никогда не работал. Со школы увлекался темой видеопродакшена и motion-анимации, изучал разные графические редакторы. Терялся, страдал, а потом понял, что открыл для себя непростой, но очень интересный мир дизайна.
Во время учебы в вузе начал сопровождать соц.сетки как контентом, так и дизайном. Сначала свои проекты, потом знакомым, знакомым знакомых. Так и завертелось. Стали обращаться с заказами. Занимался всяким — от коллажей «Замени диван на Лондон» до оформления коммерческих предложений. Учился самостоятельно: литература, статьи, youtube, лекции и митапы местного design-сообщества. Пытался не только повторять, но и придумывать что-то свое. Мог не спать ночами, но не жаловался. Меня завораживал сам процесс. Постепенно пришел к мысли, что дизайн — это система со своими принципами, правилами и методиками, в которой картинки лишь эпизод.
Прошлых ошибок я не повторил и получил заветный оффер. Первое время было нелегко: изучал специфику всех ИТ-решений компании, экспериментировал с простыми задачками, без конца правил. Спустя какое-то время вышел на уровень, где уже мог полноценно работать. Однако случилось неожиданное: появилась важная задача, связанная с внутренним корпоративным сайтом. Собрать референсы, отрисовать в Figma, обсудить и согласовать — одна задача превратилась в ряд многих других. Времени на все не хватало, я вернулся к интерфейсам.
Перед началом «нерабочих дней» в штат приняли нового дизайнера, а мне поступило предложение вернуться к собственным наработкам и попробовать себя в коммуникационном дизайне. Решиться было непросто, я все еще хотел развиваться в интерфейсах, однако возможность развернуться и воплотить идеи в жизнь искушала. И я дал согласие.
В начале мы называли нашу область брендингом, однако чуть позже отказались от этого. Бренд-дизайн — это лишь часть философии коммуникационного дизайна, одно из ответвлений. И в нем нам было бы весьма тесно в дальнейшей работе.
О hard и soft skills
ТОП ресурсов, чтобы поучиться и вдохновиться
Быть коммуникационным дизайнером не равно быть художником. Он четко выполняет поставленные бизнесом задачи и «говорит» с аудиторией при помощи визуальных образов, а не концентрируется на собственном творчестве.