Что значит коммуникабельный ребенок
Как развить и повысить коммуникабельность ребенка: 10 полезных советов
Общение детей со сверстниками — одна из важнейших категорий развития личности. От того, насколько малыш научится выстраивать коммуникативные связи, взаимодействовать с окружающими, зависит его дальнейший успех. Психологи уверены, что раннее социальное развитие детей важнее, нежели интеллектуальные или академические навыки. Если индивидуум не научится выстраивать отношения в социуме, формировать и проявлять другие способности будет трудно. Как не допустить ошибок и развить общительность малыша, предлагаем узнать от специалистов Coral Travel.
Общительность — путь к успеху личности
Стремление к коммуникации с окружающими — врожденная потребность каждого человека. Все дети от природы общительные, но не все в одинаковой мере умеют контактировать с окружающим миром. Навыки общения — приобретенные качества, которые зависят от воспитания и среды обитания. Основная задача развития ребенка ложится на плечи родителей. Взрослые порой даже не догадываются, что является причиной замкнутости и одиночества их чад.
Этапы формирования навыков общения
Первый контакт малыша с окружающим миром происходит через родителей: это первая улыбка ребенка и первые звуки при виде знакомого человека. Очень важно замечать и поддерживать попытки коммуникации детей. Рассмотрим этапы формирования коммуникативности в раннем возрасте.
Возрастной период
Формирование коммуникации
Проявление коммуникации
малыш пытается наладить контакт с мамой
улыбка и первые эмоции
ребенок проявляет привязанность, повторяет звуки взрослых
мимика и жесты, первые звуки «агу»
малыш активно узнает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать
тактильный контакт, эмоции
контакт с чужими людьми, смена обстановки
интерес к чужим людям
общение со взрослыми и другими детьми
первые слова, умение играть самостоятельно, а также со взрослыми и детьми
становление личности, идентификация своего «я» в социуме
общение посредством игры, умение договориться
Причины отсутствия контактности
Специалисты выделяют три основные причины, которые влияют на снижение или полное отсутствие коммуникативных навыков у детей:
внутриличностные психологические проблемы — тревожность, заниженная самооценка, страхи.
Как показывает опыт педагогов Coral Family, часто детям не хватает знаний и опыта, алгоритма действий выстраивания коммуникативных связей. Ребенок хочет общаться со сверстниками, но не знает, как наладить контакт, как познакомиться и как взаимодействовать. Типичная ситуация, когда малыш активно контактирует со взрослыми людьми, не проявляет дефицита навыков общения, но в компании сверстников «теряется». Дети с раннего возраста должны общаться в «своем» кругу, начиная с игровых площадок у дома и заканчивая специальными игровыми комнатами.
Когда есть проблема: как распознать?
Взрослым зачастую очень сложно понять, насколько контактный и общительный их ребенок. Чтобы не дожидаться апофеоза проблемы, важно вовремя распознать ее первые звоночки. Это легко определить посредством наблюдения. Если малыш способен без проблем завязать разговор с незнакомым человеком, познакомиться со сверстником, взаимодействовать во время игры, то проблемы с общением нет. Можно дополнительно провести опыт: попросить ребенка на детской площадке взять что-то у сверстника, например, лопатку или ведерко. Если он без видимых трудностей выполнит просьбу, нет причин волноваться. В противном случае эксперты Coral Family рекомендуют обратить на ситуацию внимание и при малейших признаках замкнутости обратиться к психологу. Современные тесты и практические методики помогут выявить проблему на ранних этапах ее формирования.
Как улучшить коммуникабельность ребенка
Три последовательных этапа обучения ребенка навыкам общения и советы родителям
Не всем детям нужна помощь в работе над своей коммуникабельностью, к тому же определенные навыки общения, в которых нужно практиковаться вашему ребенку, могут меняться в зависимости от его возраста. Главное, это знать нормативы, которые соответствуют разным возрастным группам, и своевременно определять, когда и в чем ребенку требуется помощь.
Обучение детей соответствующим навыкам коммуникабельности можно разделить на три этапа: определение навыков, нуждающихся в развитии, выяснение способов обучения этим навыкам и закрепляющие уроки с необходимыми средствами.
В данной статье вы пройдете через все три этапа и узнаете примеры того, как ребенок, поборовший робость и социальную тревогу, может стать дружелюбным малышом, чувствующим себя комфортно и готовым справиться с любой социальной ситуацией.
Определение этапов социального развития
К определенному возрасту у детей развиваются соответствующие социальные навыки и социальные сигналы.
Улучшение социального развития
Игры в компании являются важной частью взросления, но дети с проблемами коммуникабельности могут испытывать трудности при планировании своего игрового времени. Совместные игры (с приглашенными домой детьми) – это отличный способ познакомить ребенка с принципом соблюдения правил и научить вежливости по отношению к своим гостям.
Заранее обсуждайте любую потенциально возможную дискомфортную ситуацию и непременно составьте план. Обсудите различные мероприятия, в которых дети могут участвовать вместе, после чего ваш ребенок сможет предложить своему гостю три возможных совместных занятия на выбор. Пусть они по очереди выбирают занятия, чтобы избежать ссор и научиться компромиссу. Предварительно поговорите о том, как, по мнению вашего ребенка, все будет происходить. Вы можете даже инсценировать и потренироваться в приветствии и хороших манерах. Если это необходимо, напишите сценарий, чтобы снизить уровень стресса вашего ребенка.
Для дальнейшего совершенствования социального развития ребенка детские психологи и эксперты по воспитанию советуют следующие четыре стратегии.
Подкрепление конкретных навыков коммуникабельности
Различные виды деятельности и игры могут предоставить дополнительную помощь в развитии конкретных навыков. Вы можете подкреплять социальное развитие вашего ребенка и его взаимодействие с другими детьми, играя в «Имена» или «Следуй за лидером». Игра в «Имена» разработана, чтобы научить маленьких детей привлекать внимание к себе, прежде чем они начнут говорить по существу. Пусть дети сядут в круг, и один ребенок возьмет мячик. Затем он должен назвать по имени еще одного игрока в круге и подкатить ему мячик. Этот игрок, в свою очередь, называет по имени следующего ребенка и катит мяч ему, и так далее. Классическая игра «Следуй за лидером» учит детей соблюдать очередь и проявлять терпение. Назначьте лидером себя или своего ребенка, и пусть последователи повторяют, копируют действия лидера.
Специалисты рекомендуют следующие мероприятия для развития отдельных навыков коммуникабельности.
Если у вашего ребенка еще остаются трудности с развитием навыков коммуникабельности, соответствующих его возрастной группе, скорее всего, настало время немного помочь ему. Некоторые дети испытывают сложности с контролем над своими импульсами, побуждениями (проявляют несдержанность) и саморегуляцией, а другим бывает сложно обрабатывать информацию. Такие проблемы могут привести к затруднениям при взаимодействии со сверстниками. Поэтому, если социальные проблемы вызывают страх вашего ребенка или заставляют его чувствовать себя изолированным, обратитесь за помощью к вашему педиатру.
Что значит коммуникабельный ребенок
Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Детские развивающие игры, уроки, поделки
Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты.
Коммуникабельный ребенок
Чем раньше вы поможете своим детям стать общительными – тем проще и легче им будет в общении не только со сверстниками, но и со всеми людьми, которые встретятся им на жизненном пути.