Что значит коммерческое использование шрифта
Как использовать шрифт без нарушения авторских прав
15 минут на чтение
Долгое время страны постсоветского пространства были территориями буйствующего информационного пиратства. В девяностые и в начале нулевых жившие когда-то за железным занавесом люди жадно вбирали ранее недоступные фильмы, книги, музыку. Кое-как записывали фильм на одну кассету, потом перезаписывали еще на 10, 20, 100. Сперва — чтобы поделиться с другом, затем — чтобы заработать, предоставляя контент тем, кто не мог добыть его сам.
В такой среде неудивительно, что культура уважения авторского права и привычка оплачивать использование результатов чужого интеллектуального труда не формировались. Ситуация начала меняться в последние годы, во многом благодаря достаточно жестким регулирующим мерам, которые ограничивают оборот пиратского контента.
К примеру, сейчас большинство людей уже свыклись с мыслью, что за просмотр фильмов и сериалов чаще всего нужно платить. Ваше любимое кино кто-то создал, потратил на это немалый бюджет и силы, а теперь, выпустив его в широкий прокат, хочет получить деньги за свои труды. Снимать фильмы с экрана кинотеатра и распространять потом через торренты — плохо и карается законом. Эти понятия, кажется, уже стали известны повсеместно.
Сложнее обстоят дела с узкоспециализированным контентом, использование которого не контролируется на государственном уровне. К такому контенту относятся, например, стоковые картинки и различные шрифты. И то, и другое постоянно используется в digital-среде для создания постов, баннеров, статей и при разработке сайтов.
Какие бывают шрифты
Не путайте шрифты с леттерингами
Слова и тексты, написанные от руки или «нарисованные» с помощью графических элементов, — это леттеринги. С точки зрения авторского права леттеринги представляют собой графические произведения, а их использование регулируется так же, как использование любой фотографии или иллюстрации.
Для наборных шрифтов (всем известные Arial, Times New Roman и множество других) действуют особенные типы лицензий. Означает ли лицензионное использование шрифта обязательную оплату за него? Вовсе нет. Часть шрифтов абсолютно бесплатны в использовании, за другие же придется заплатить определенную сумму.
Бесплатные шрифты
К бесплатным относятся системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Знаменитые Arial, Times New Roman, Georgia и другие шрифты, которые, наверняка, знакомы всем пользователям ОС Windows, могут быть использованы повсеместно абсолютно бесплатно.
Интересное исключение — шрифт Helvetica, популярный в дизайнерской среде. Это системный шрифт MacOS, но бесплатным он остается только при использовании на устройствах Apple. Для применения в рекламных баннерах или на сайте придется приобрести отдельную лицензию.
Шрифты Google Fonts предназначены специально для использования в веб-среде. Они отлично работают в мобильных приложениях и на сайтах. Их также можно установить на ПК для создания дизайн-макетов, текстовых документов и т.д. Единственное явное ограничение — Google Fonts нельзя использовать для создания логотипов.
Такое ограничение существует и для многих платных шрифтов. Причина его в том, что потенциальная ценность и стоимость отдельно взятого логотипа очень велика. Соответственно, авторы шрифтов прекрасно понимают и потенциальную выгоду от использования их произведений в логотипах. Лицензия на создание логотипа с использованием конкретного шрифта обычно стоит довольно дорого.
Платные шрифты
Большинство шрифтов — платные. Именно их преимущественно используют дизайнеры.
На рынке шрифтов в плане установки цен все достаточно логично: чем более качественный, технически и эстетически проработанный шрифт, тем больше он стоит. Шрифт, разработанный начинающим дизайнером и поддерживающий только латинский алфавит, будет стоить немного, в то время как шрифты от ведущих разработчиков, поддерживающие множество алфавитов и форматов, само собой, будут гораздо дороже.
Выбор шрифта при создании фирменного стиля бренда или дизайн-концепции сайта зависит не только от эстетики, но и от тех задач, которые планируется решить. Так, для сайта трансконтинентальной корпорации предпочтительнее выбрать шрифт, поддерживающий максимальное количество языков, а не тот, который просто кажется более симпатичным.
Обычно дизайнеры подбирают шрифты из предустановленных библиотек. Это могут быть библиотеки, доступные по подписке, или же просто база шрифтов, наработанная за годы практики агентством, где работает дизайнер. В таком режиме подбора не всегда понятно, платный или бесплатный шрифт сейчас «примеряют» к макету.
Когда выбор сделан, необходимо проверить условия лицензирования конкретного шрифта. Именно в этот момент обычно и начинаются трудности и ошибки.
Как правильно проверить лицензию на использование шрифта
В дизайн-индустрии некоторое время назад получил широкую огласку конфуз, произошедший между издательством «Эксмо» и Студией Артемия Лебедева. Издательство использовало известный шрифт Студии — «Клементина» — для оформления обложки книги «Ковчег Марка» Татьяны Устиновой. Книга вышла в тираж, после чего на нее обратили внимание в Студии. Оказалось, что издательство не приобрело права на использование шрифта в типографском тираже, что повлекло за собой судебный иск от ООО «Студия Арт. Лебедева» на 1 500 000 рублей. Суд, кстати, команда Артемия Лебедева выиграла.
Что значит коммерческое использование шрифта
Что такое лицензия на шрифт? Нужна ли она мне?
Аудио перевод статьи
Почти каждый дизайнерский проект, с которым вы столкнетесь, будет включать шрифт.
Вполне вероятно, что он будет из сети, если только вы сами его не создали. При использовании компьютерных шрифтов вам следует придерживаться определенных правил, которые могут меняться в зависимости от проекта.
Что же такое лицензия на шрифт? Нужна ли она вам? Где можно найти инструменты и ресурсы, которые помогут вам правильно использовать шрифты?
К счастью, у нас есть для вас руководство на эту тему. (Изображения в этой статье включают шрифты, которые вы можете использовать в своих проектах при покупке лицензии).
Что такое лицензия на шрифт?
Лицензия на шрифт предоставляет ее владельцу право на использование шрифта таким образом, который там указан. (Обратите внимание, что в этой статье термины “шрифт” и “гарнитура» — взаимозаменяемые). У каждой гарнитуры есть та или иная лицензия — даже у бесплатных онлайн шрифтов.
Большая оговорка относительно лицензий на шрифты: каждая шрифтовая студия или дизайнер имеет право разработать лицензию любого типа.
Поэтому крайне важно проверять конкретную лицензию на каждый шрифт, который вы используете в коммерческих целях, прежде чем начать его применять. Вы можете найти правила в лицензионном соглашении с конечным пользователем (прим. EULA, End-User License Agreement). Оно “прилагается” к любому шрифту, который вы загружаете или покупаете (если у вас нет этого соглашения, его можно легко найти в интернете).
Типы лицензий на шрифты
Технически шрифты считаются частью компьютерного программного обеспечения. Как и любое другое ПО, вы не должны устанавливать или использовать их без лицензии. Эта система лицензирования начинает развиваться и в первую очередь относится к Десктопным шрифтам (прим. лицензия, которая позволяет использовать шрифты на компьютере в установленных программах). Правила для Веб шрифтов несколько отличаются.
Юридически гарнитуры, шрифты и их дизайнеры, как правило, защищены с помощью торговых марок, патентов на дизайн или авторских прав. Вот почему так важно получить соответствующую лицензию. Это гарантирует, что именно создатель (или компания) получит вознаграждение за свою работу.
Лицензирование Десктопных шрифтов и печатных материалов
Лицензия на десктопный шрифт или на печатные материалы — это самая базовая стандартная лицензия. Она применяется к большинству гарнитур или программному обеспечению, которые установлены на вашем компьютере. Эта лицензия позволяет вам использовать шрифт для создания статичных изображений, например для разработки чего-либо для печати. Это касается всего: от плакатов до футболок, визиток и кружек.
Лицензирование Веб шрифтов
Веб шрифт — это шрифт, который применяется в интернете. Его главное отличие заключается в том, что он отформатирован таким образом, чтобы браузеры могли его четко распознавать и показывать. Веб шрифт часто называют динамическим, потому что он должен правильно отображаться и у создателя, и у пользователя.
Часто они встроены в дизайн-проект, чтобы обеспечить его правильное функционирование. Веб шрифты могут быть добавлены дизайнером (но большинство лицензий этого не допускают) или размещаться на сервере (так работают почти все сервисы webfont).
Открытые лицензии ПО
Шрифты с открытым доступом — один из лучших вариантов для цифровых дизайнеров. Их можно бесплатно получить, использовать и распространять. Часто такие шрифты идут со стандартной лицензией Open Font License от SIL International, международного эксперта по языкам. OFL — это “бесплатная и открытая лицензия, которая специально разработана для шрифтов и связанного с ними программного обеспечения на основе опыта в создании лингвистического ПО и шрифтов».
Она дает больше возможностей, чем другие. Шрифт можно распространять и менять. Основное правило заключается в том, что вы не можете продавать гарнитуру OFL и обязаны должным образом относиться к ее использованию.
Например, Google Fonts, сайт и сервис шрифтов. Огромное количество дизайнеров применяют их шрифты в интернете. Google Fonts используют именно такой тип лицензии. Из Google:
“Все шрифты находятся в открытом доступе. Это означает, что вы можете свободно делиться своими любимыми гарнитурами с друзьями и коллегами. Предусмотрена возможность настроить их так, как вам нужно, или улучшить их с помощью дизайнера. Вы можете использовать шрифты как в личных целях, так и в коммерческих проектах — в печати, на своем компьютере или на сайте”.
Коммерческие лицензии
Почти все вышеперечисленные лицензии предназначены для личного использования. Коммерческое применение любого шрифта — совсем другое дело, и к нему следует относиться с осторожностью. Даже шрифт с пометкой «бесплатная загрузка» не всегда является бесплатным для коммерческих проектов.
Чтобы не ошибиться, внимательно прочтите лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA) для каждого шрифта.
Например, при работе над проектами для клиентов наиболее распространенной практикой является использование дизайнером шрифтов, лицензию на которые приобрела компания-заказчик. Сюда входят шрифты для логотипа и гарнитуры, которые указаны в гайде по стилю клиента. Дизайнеры должны быть осторожны — их нельзя применять для проектов других клиентов, если у последних нет на них лицензии.
Если вы, будучи дизайнером, используете шрифт из своей собственной коллекции для клиента, вероятно, вам потребуется несколько лицензий на этот шрифт. Один для личного пользования, другой для заказчика. Обязательно ознакомьтесь с лицензионным соглашением для каждого шрифта, чтобы все сделать правильно.
Нужна ли мне лицензия на шрифт?
Если коротко, то да. В случае сомнений дизайнер всегда должен исходить из того, что лицензия необходима. Далее проверьте конкретную лицензию на шрифт, который вы используете, и то, каким образом вы будете его применять. Следование такому алгоритму достаточно, чтобы уберечь вас от каких-либо проблем.
Для личных проектов
Лицензии на десктопные шрифты, как правило, достаточно для всего, что вы делаете на своем компьютере, но не для клиента. Скорее всего, у вас будет собрана хорошая коллекция шрифтов, которые можно установить вместе с программным обеспечением. Или вы можете загрузить понравившиеся гарнитуры. Их вам хватит для большинства ваших личных проектов.
Для клиентских проектов
Когда дело доходит до работы на кого-то другого, лучший вариант — работать со шрифтами, на которые у клиента есть лицензии. Прежде чем использовать какой-либо шрифт в коммерческих целях, убедитесь, что он подходит для проекта.
Коммерческие проекты часто требуют расширенных лицензий. Даже за некоторые из бесплатных шрифтов придется заплатить. При выполнении проекта по найму или для клиента (или даже для себя), если он будет реализован с целью получения денежной выгоды, обязательно сначала полностью прочтите лицензионное соглашение, даже те строчки, которые написаны мелким шрифтом.
Для цифровых проектов
Для цифровых проектов часто требуются шрифты, которые можно использовать в нескольких случаях. Тогда вам больше подойдёт сервис шрифтов по подписке. Он позволяет вам купить пакет шрифтов, который вы сможете применять в нескольких проектах по одной цене, со всеми соответствующими лицензиями. Adobe Typekit — популярный вариант с несколькими тарифными планами (включая небольшой бесплатный набор шрифтов). Google Fonts — еще один очень известный сервис для цифровых проектов.
Наведем порядок в шрифтах
Наиболее распространенные способы включают покупку или загрузку гарнитуры прямо у поставщика в составе большого пакета программного обеспечения, получение загрузочного файла у дизайнера или c сайта или подписку на онлайн-сервис.
Теперь, когда вы понимаете, зачем вам нужны лицензии на шрифты, как же их получить? Наиболее распространенные способы включают покупку или загрузку шрифта прямо у поставщика в составе большого пакета программного обеспечения (например, шрифты, которые предоставляются с программным пакетом Adobe Suite), получение загрузочного файла у дизайнера или c сайта или подписку на онлайн-сервис.
Но будьте осторожны с правилом, которое часто включено в лицензии на шрифты согласно SIL International: “Основное юридическое правило авторского права на шрифт заключается в том, что, если в лицензии не указано иное, то шрифты не могут использоваться совместно на нескольких компьютерах, даже если все устройства принадлежат одному и тому же лицу или корпорации. Шрифты не могут передаваться третьим лицам”. Если есть какие-либо вопросы относительно лицензии или использования шрифта, обратитесь к EULA или напрямую к поставщику.
Источники информация о лицензировании шрифтов
Ниже мы рассмотрим еще несколько ресурсов, которые помогут вам сориентироваться в мире лицензий на шрифты.
Заключение
Наиболее важные вещи, которые следует понимать в отношении лицензий на шрифты:
Обычно они различаются в зависимости от типа лицензии, выбранной создателем шрифта, а также от того, применяете ли вы шрифт для личного или для коммерческого проекта.
Внимательно проверяйте каждую лицензию на то, каким образом вы будете использовать шрифт.
Лучший совет — думать о цели применения шрифта каждый раз, когда вы начинаете проект. Убедитесь, что у каждого шрифта есть лицензия для работы, которую вы выполняете, а личные и коммерческие лицензии хранятся отдельно. Если вы много работаете с клиентами, вы можете даже купить программное обеспечение, чтобы поддерживать порядок в ваших шрифтах и лицензиях.
Вопрос по коммерческому использованию шрифтов
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, кто знает. Есть масса шрифтов, которые открыты для персонального доступа, но для коммерческих целей требуется оплата. Хотелось бы понять, что имеется ввиду под «коммерческим использованием».
Если я хочу использовать шрифт для своих открыток (написать им 1-2 слова на обороте). Открытки в дальнейшем будут продаваться, конечно же. Означает это, что я использую шрифт в коммерческих целях? Просто не хотелось бы обижать создателей.
поищите шрифт тут: www.rentafont.com
почасовая аренда шрифтов.
за регистрацию, кажется, полагается куча бонусов, на пару слов вам хватит
т.е. платить в начнете тогда когда уже точно будете уверены в полезности ресурса
спасибо! интересный ресурс, поизучаю!
там новая качественная кирилица, легально.
а в вашем случае получается что и бесплатно.
вариант написать кстати тоже неплохой.
:)) Илья, Вы кратко и по сути:)
не берите в голову, это история не про нашу страну
А если в другой стране продаваться будут? До нас всё равно руки не дотянуться?:)
ну, вот я об этом тоже думаю. как-то не красиво это получится, если просто взять
Я думаю если возьмете просто так то скорее всего ничо не будет)) но если там действительно пару слов надо, то я бы сама написала..можно по мотивам понравившегося шрифта сделать свой например
Бесплатно— только в мышеловке.
G.Bedarev не поняла немного..Вы там какие-то подводные камни увидели? Может я не со всем ознакомилась, но пару полистала, на лицензии галки стоят, что можно.
STANiSLAFF, спасибо за совет! Бутерброд поулыбал))
Нет, шрифт исключительно для себя ищу, для своих целей. В целом с заказчиками, я обычно так и делаю, сразу говорю в лоб, что это платно. Часто даже круг поисков сразу сужается до тех, что есть по умолчанию в Виндоус))
Да, я уже решила, что просто на основе тех, что нравятся напишу свои пару слов. А вот идея с созданием шрифта когда-то давно в голову приходила, но осела где-то на задворках. может, вот как раз время попробовать. И случай представился)) А Вы ещё так аппетитно подкрепили пользу 🙂
Судя по вашим работам, у вас могут получиться хорошие шрифты. Я бы тоже советовал вам попробовать себя в шрифтовом дизайне, есть немало успешных шрифтов, сделанных иллюстраторами.
Если начнете делать шрифты, я могу подсказать, что почитать, каких шрифтовиков послушать и так далее. Также могу связать вас с опытными шрифтовиками, которые берут шрифтовые работы в виде набора букв и доделывают все необходимое, чтобы получился полноценный шрифт. И могу подсказать про разные лицензионные условия, чем одно использование отличается от другого, (например личное, коммерческое, образовательное) и какие лицензии лучше подходят для печати, а какие для сайтов (веб-шрифты).
В комментариях упоминался сервис аренды шрифтов Rentafont. Он действительно может помочь вам с открытками. Я – его основатель и вместе с командой энтузиастов мы уже почти 2 года помогаем людям со шрифтами. От тех, кому они нужны для учебы или приглашений на свадьбу до владельцев крупных сайтов и дизайн студий. Людям, говорящим «скачивайте, они не обеднеют» мы помогаем стать легальными пользователями. Таким образом мы даем авторам шрифтов много новых пользователей. Потому что нет смысла красть шрифты, если их можно арендовать на время работы за пару центов. Также мы помогаем находить и держать шрифты в порядке, чтобы не вспоминать в какой папке они лежат и какие у них лицензионные условия.
Я против воровства шрифтов, но и не хочу заставлять простых пользователей покупать шрифты по 30 долларов на 1 начертание. Поэтому при аренде работают специальные условия, выгодные и для пользователей и для авторов. Кроме того, весь наш сайт и, самое главное, поиск шрифтов, работает на русском языке и все наши шрифты содержат кириллицу.
Если ваши открытки печатаются на цветном лазере или струйнике небольшим тиражом, вам не нужно ничего, кроме аренды шрифтов на время создания макета. Причем вы можете начать пользоваться арендой даже бесплатно, у нас есть много возможностей бесплатного пополнения шрифтового счета.
Лицензии на шрифты: большой обзор
Разбираемся, как правильно выбрать лицензию, в каких случаях шрифт можно использовать бесплатно, а когда его придётся купить и дизайнеру, и заказчику.
Некоторые компании заранее предупреждают заказчиков и дизайнеров, что произойдёт, если их права нарушат. Например, на сайте студии Артемия Лебедева есть раздел, посвящённый судебным делам. Большинство из них касаются именно неправомерного использования шрифтов. О защите своих авторских прав на своём сайте рассказывает и Paratype.
В мире по-разному относятся к защите авторских прав на шрифт. По законам США шрифт — это программа, которую вы устанавливаете на свой компьютер, и все EULA составлены исходя из этого. В России другая традиция: законодательство защищает шрифт и как софт, и как произведение графики. Это важно.
В создании этого материала нам очень помог сооснователь type.today и tomorrow Илья Рудерман и его лекция о шрифтовых лицензиях.
Из статьи вы узнаете:
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Бесплатные шрифты
Шрифт не бывает бесплатным сам по себе, за его разработку всегда кто-то платит. Здесь вариантов может быть несколько.
1. За создание шрифта заплатила корпорация
Самый известный пример — коллекция Google Fonts, которую компания разрешает использовать и в личных, и в коммерческих целях.
В коллекцию входит, например, семейство шрифтов IBM Plex, разработанное американской компанией IBM как альтернатива популярному платному шрифту Helvetica Neue. Plex охватывает больше ста языков, в нём есть и кириллица.
Гарнитуры из коллекции Google Fonts распространяются по свободным лицензиям SIL Open Font License — её разработали специально для шрифтов — и Apache License, которая относится не только к шрифтам, но и другим компьютерным программам.
2. Шрифт бесплатно распространяет студия или автор
В коллекции Paratype 12 шрифтов, которые можно использовать бесплатно практически без ограничений. Компания запрещает только перепродавать их и сохранять модифицированный шрифтовой файл под оригинальным именем.
Анна Якупова
— Работу над шрифтом всегда кто-то оплачивает, иногда сама студия. Например, шрифты PT Sans и PT Serif частично финансировала Роспечать, а частично — мы сами. Набор PT Root UI Paratype оплатил полностью самостоятельно.
Вообще, у каждого шрифта своя история: так, разработку гротеска Golos заказала компания «Смена». Изначально шрифт хотели использовать только для государственных сайтов, но позже это решение изменили. Тогда мы вместе со «Сменой» решили распространять Golos бесплатно.
А шрифт Ambidexter стал бесплатным благодаря его автору — дизайнеру Егору Белозёрову.
Начинающие дизайнеры могут бесплатно распространять свои шрифты в соцсетях за лайк или репост. Но качество таких проектов не всегда высокое.
Иногда авторы публикуют тестовые версии шрифта, чтобы дизайнеры могли попробовать его, убедиться, что он устанавливается и нормально работает. Это относительно новая практика, и такие шрифты стоит называть скорее условно-бесплатными — использовать их чаще всего можно с ограничениями.
Условно-бесплатные шрифты
Считать предустановленные на компьютере шрифты бесплатными — ошибка. Разработчики операционных систем предоставляют их только для персонального использования, а применять в коммерческих проектах запрещают. Обычно это прописано в EULA, с которым пользователь соглашается, устанавливая программы.
Шрифты, которые вам просто удалось «скачать из интернета», даже условно-бесплатными назвать нельзя. Они нелегальные. Такая копия не даёт никаких прав. Скорее всего, если вы используете такой шрифт в коммерческом или просто публичном проекте, вам придётся разбираться с правообладателем.
Шрифты в аренду
Если шрифт нужен вам не навсегда, а для конкретного проекта, вы можете взять его в аренду, так будет дешевле. Но в этом случае вы получите не файл со шрифтом, а его «облачную» версию, которая исчезнет, когда срок аренды закончится.
Одна из самых больших платформ, которые предоставляют качественные шрифты на время, — Fontstand. Любое начертание там можно протестировать бесплатно — на это дают три часа. Стоимость аренды составляет 10% от полной цены шрифта: от четырёх до девяти евро в месяц. Но, заплатив сразу за 12 месяцев, вы получаете право использовать шрифт бессрочно.
Ещё один проект для аренды шрифтов — Rentafont, он ориентирован на кириллицу. Здесь можно взять шрифт хоть на десять минут, однако чем больше срок аренды, тем дешевле выходит использование. Арендовать шрифт на неделю стоит от 1,2 доллара. А если вы берёте шрифты для оформления сайтов, то платите не за время, а за количество показов веб-страниц.
Важно, что здесь есть ограничения: арендованные шрифты нельзя использовать для создания логотипов, печати книг и журналов, разработки приложений и в наружной рекламе. На всё это уже нужно покупать лицензию.
Шрифты по подписке
Подписаться на шрифты — не значит арендовать их. Принцип шрифтовой подписки такой же, как у музыкальных стриминговых сервисов, — за ежемесячную или годовую плату вы получаете доступ к большой коллекции.
Самый известный из подобных сервисов — Adobe Fonts, он даёт право использовать шрифты и в личных, и в коммерческих проектах. Правда, есть ограничения — например, шрифты, полученные по подписке, нельзя встроить в мобильное приложение.
Анна Якупова
— Мы разрабатываем приложение «Фонтоскоп», с помощью которого можно будет подписаться на библиотеку шрифтов Paratype. Версия для PC находится на стадии бета-тестирования, версия приложения для Mac — пока в разработке.
Основные виды лицензий на шрифты
Классическая схема состоит из трёх основных типов шрифтовых лицензий: Desktop, Web и App. Её придерживаются многие шрифтовые студии, а также магазины, которые шрифты продают. Среди них type.today, Letterhead.store, Myfonts, Fontshop.
Desktop
Покупатели шрифтов по лицензии desktop чаще всего получают файлы в формате OTF.
Можно ли использовать шрифт с лицензией Desktop для создания логотипа? К этому студии и магазины относятся по-разному. Например, type.today не берёт за это дополнительной платы, а в Paratype нужно покупать отдельную лицензию «Лого». Такие нюансы обычно прописаны в лицензионном соглашении.
Лицензия Web даёт право использовать шрифт в оформлении сайта. Стоимость определяется трафиком, при этом одни правообладатели оценивают его по количеству просмотров страниц сайта, другие — по числу уникальных посетителей.
После покупки веб-дизайнеры обычно получают шрифт в формате TTF, WOFF, WOFF2 или EOT. Причём его нужно разместить на сервере — устанавливать такой шрифт на компьютер нельзя, для этого нужна лицензия Desktop.
Шрифты с такой лицензией можно использовать только в мобильных приложениях.
Стоимость зависит от количества приложений. Paratype и Brownfox считают версии для разных платформ — iOS и Android — одним приложением. Но бывает и по-другому.
Шрифт по лицензии App покупатели обычно получают в формате TTF.
Какие ещё бывают лицензии на шрифты?
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Если установить одну цену на все виды использования шрифта, то эта «одна цена» будет слишком высокой для большинства пользователей.
Сложная система лицензирования, которая есть сейчас, позволяет назначать справедливые цены на шрифты в зависимости от объёма использования — большие корпорации, которые широко применяют шрифт во всех мыслимых медиа, платят значительно больше, чем маленькие фирмы с одной вывеской и сотней визиток. Это справедливо.
Новые типы лицензий позволяют установить приемлемые цены на новые медиа. Например, раньше лицензию для видео покупали только телеканалы, и она была очень дорогой. Сейчас видеоформат стал доступным для всех — он есть почти в каждом аккаунте в соцсетях. Поэтому мы ввели лицензию для соцсетей, чтобы можно было использовать шрифт в видео по доступной цене.
Что такое пакетная лицензия?
Необычный вид лицензирования шрифтов — пакетный. Его используют дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий на второй витрине своего магазина — tomorrow, где продаются экспериментальные шрифты. Здесь цена лицензии зависит не столько от среды использования, сколько от масштаба: количества просмотров и числа сотрудников, которые будут работать со шрифтом.
Например, минимальный шрифтовой пакет даёт возможность:
Цена на всё это одна. Так, минимальная лицензия на шрифт CSTM Xprmntl 03 Юрия Остроменцкого стоит 2 800 рублей.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— В 2019 году, когда запускали tomorrow, мы собрали фидбэк от графических дизайнеров, пользователей, покупателей. Они говорили: «Друзья, разбираться в шрифтовых лицензиях очень сложно. Сделайте одну простую кнопку, чтобы разом можно было купить всё». Так мы придумали пакетный способ лицензирования, когда дизайнеру, купившему шрифт, передаются абсолютно все права и форматы.
Пакетов несколько: тестовый, минимальный, средний, максимальный и индивидуальный. Последний — для супербольших заказчиков, которые собираются использовать шрифт так, как мы даже не ожидали.
На уровне покупки пакеты — это очень просто. Если вы поняли их логику, то сразу видите цену и возможности использования. Вопросов по такой системе возникает гораздо меньше, чем по стандартной, которую мы используем в магазине type.today.
Нужно ли заказчику дизайна покупать лицензию на шрифт?
На этот вопрос нет однозначного ответа, нужно читать лицензионные соглашения каждого конкретного распространителя шрифтов.
К примеру, type.today не обязывает заказчика покупать лицензию, если дизайнер передал ему макет, переведённый в кривые. Исключение — случай, когда клиент дизайнера собирается использовать этот шрифт в будущих проектах.
У витрины tomorrow другая логика — заказчика здесь воспринимают полноценным пользователем если не шрифтовых файлов, то уникального дизайна, поэтому он должен купить второй пакет лицензий соразмерно масштабу бизнеса: для небольшого бренда пакет будет минимальным, для крупной фирмы — средним или большим.
Paratype считает, что лицензия должна быть у каждого, кто использует шрифт, в том числе у заказчика. Например, если клиент заказал у дизайнера книгу, которую собирается продавать, то лицензии Desktop должны купить оба.
Такие же принципы у студии Brownfox — клиент должен купить лицензию на шрифт даже в том случае, если дизайнер передал ему макет в кривых.
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Закон охраняет шрифт как произведение графики и как программу для ЭВМ. Дизайнер использует шрифт как программу, устанавливая её в операционную систему компьютера. Клиент дизайнера может использовать шрифт:
Независимо от того, как используется шрифт, нужна лицензия. Дизайнеру для всех нужд достаточно только desktop-лицензии. Клиенту дизайнера могут быть нужны разные типы лицензий в зависимости от характера использования шрифта.
В последние годы пользователи стали подходить к шрифтовому лицензированию более ответственно, и этот тренд укрепляется. Запросы на покупку лицензий, которые мы получаем, стали более осознанными и детальными.
Я считаю, что лицензии для дизайнеров должны быть бесплатными, потому что дизайнер не пользуется результатом своего труда, в который включён шрифт, им пользуется его клиент. Дизайнер же не платит, например, за бумагу, на которой напечатано то, что он сверстал. Он платит только за компьютер и графический редактор — это он не передаёт заказчику, а оставляет у себя.
Пока мир не готов к тому, чтобы сделать лицензии для дизайнеров бесплатными. Для этого нужно, чтобы у всех конечных пользователей шрифта (заказчиков) была собственная лицензия и чтобы все привыкли к тому, что она должна быть.
Как студии отслеживают, кто использовал их шрифты?
Если украденный шрифт дизайнер использовал в личных целях, например, оформил им письмо и отправил его другу, то правообладатель об этом, скорее всего, не узнает. Однако если такой шрифт «засветится» в коммерческом проекте, например, его используют в оформлении книги, которая будет продаваться в магазинах, то конфликта с разработчиком или студией не избежать.
Анна Якупова
— Пиратское использование шрифтов отслеживает наш партнёр — компания «Логард». Её сотрудники целенаправленно ходят по сайтам, просматривают печатные издания, вывески и проверяют, есть ли у тех, кто применил наш шрифт, лицензия. Если они её не находят, то обращаются к компании, которая использовала шрифт незаконно. Часто эти фирмы отвечают, что их
о необходимости купить лицензию не предупредил дизайнер.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— Мы просим разработчиков сайтов упоминать авторов шрифта в коде. Когда мы находим сайты, на которых есть наши шрифты, мы залезаем в код и, увидев упоминание о нас, понимаем, что шрифт, скорее всего, использован корректно. Если дизайнер прислал нам через код такую весточку, мы её получим.
Мы внимательно следим за использованием наших шрифтов не только для того, чтобы найти «пиратов». Разработчики шрифта редко получают фидбэк — не то что благодарности, а хотя бы какие-то комментарии. Единственный способ убедиться, что шрифт, который мы нарисовали, классный, — это увидеть его в классных проектах. Мы сидим и ищем такие проекты, часто офигеваем от того, как неожиданно дизайнер использовал наш шрифт, а параллельно проверяем, купил ли он на него лицензию.
Как проверить лицензию на шрифт?
Единой базы данных о всех шрифтах нет. Самый простой способ выяснить, платный перед вами шрифт или нет, погуглить: забить в строку поиска его название и слово «лицензия» или «license».
Полезные расширения для браузера, которые помогут узнать название использованных в дизайне сайтов шрифтов: WhatFont и Fonts Ninja. Также существует удобный онлайн-сервис WhatTheFont!.
О том, какими бывают лицензии на изображения, читайте в этом материале.