Что значит коллегиальный орган управления
Коллегиальный орган управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Коллегиальность как принцип принятия решения органом управления
Коллегиальный орган управления – это элемент системы публичного управления, характеризующийся относительной самостоятельностью и участвующий в реализации управленческих функций государства в рамках своих полномочий посредством принятия решений по осуществлению поставленных управленческих задач группой должностных лиц.
Современная государственно-правовая наука не сформировала единого подхода к пониманию принципов коллегиальности и единоначалия. При этом большая часть правоведов относит эти категории к организационным принципам управления, которые могут реализовываться как обособленно, так и в сочетании.
Выбор конкретного инструмента принятия управленческих решений связан со следующими факторами, характеризующими, как сферу управления, так и субъекта управления:
Единоначалие как принцип принятия управленческих решений представляет собой специфическую организационно-управленческую деятельность, в процессе которой управленческие решения принимаются по воле одного лица, например, руководителя органа или отдельного подразделения. Коллегиальность как форма принятия управленческого решения требует участия в управленческой деятельности определенной группы должностных лиц или ее представителей.
Единоначальная и коллегиальная формы принятия управленческих решений дополняют друг друга и строятся на взаимодействии руководителя и коллектива. Итак, единоначалие как форма принятия управленческого решения реализуется через делегирование полномочий от высшего уровня управления к низшему; коллегиальность, в свою очередь, реализуется посредством представительства низшего уровня управления в высшем или непосредственного взаимодействия низшего уровня и высшего. Таким образом, управленческое воздействие сочетает в себе как единоначалие, так и коллегиальность, и все субъекты управленческого процесса в различной степени являются участниками коллегиального или начального принятия решений.
Готовые работы на аналогичную тему
Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления
Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:
Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником.
Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.
Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.
Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.
Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.
Правительство как коллегиальный орган управления
Конституционное и федеральное законодательство характеризуют федеральное правительство в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти. Управленческие решения принимаются правительством страны на заседании. Управленческое решение считается принятым при наличии общего согласия членов правительства страны. При этом имеются исключения: член правительства может предложить председательствующему на заседании провести голосование по вопросу, по которому общее согласие достигнуто не было или по которому голосование еще не проводилось. В таком случае управленческое решение может быть принято большинством голосов от числа тех членов, которые присутствуют на заседании. Когда в процессе голосования определяется равенство голосов, решающим является голос председательствующего.
Итак, орган публичного управления признается коллегиальным в том случае, когда управленческие решения, входящие в его компетенцию, принимаются посредством участия, образующих его состав членов.
Понятие коллегиальности в управлении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении – это принцип организации управления, противостоящий единоначалию и подразумевающий совместное участие людей в принятии решений и их реализации.
Суть коллегиальности сводится к тому, что принятие решения, направленного на выполнение определенных задач или устранение проблем, организацию деятельности или иные вопросы, осуществляется группой должностных лиц или иных лиц, уполномоченных на это.
Наиболее ярко сущность коллегиальности проявляется в сфере государственного и муниципального управления, также данный принцип управления используют коммерческие организации, политические партии и некоммерческие организации.
Коллегиальность в управлении призвана обеспечить учет различных мнений и предложений при принятии решения.
Коллегиальность проявляется в различных формах групповых принятий решений при обсуждении определенных проблем и задач. Предложенные в такой форме варианты и высказанные мнения позволяют выработать и принять единое решение.
Причины необходимости коллегиальности в управлении
Внедрение коллегиальности в систему государственного управления обусловлено исторически рядом следующих факторов:
Готовые работы на аналогичную тему
Коллегиальность по своей сути выступает в качестве противовеса единоначалию, обеспечивая механизм предотвращения субъективизма и так называемого человеческого фактора у лиц, допущенных к власти на любом уровне.
В сфере государственного и муниципального управления существуют различные органы, основанные на коллегиальном принципе управления. Коллегиальные органы управления существуют во всех ветвях власти. Так, в законодательной власти роль коллегиального органа выполняют представительные органы государственного и муниципального управления, такие как парламенты федерального, регионального и муниципального уровней. В судебной власти коллегиальный принцип лежит в основе формирования верховных судов, высших квалификационных коллегий судей и так далее.
Для исполнительной власти характерно формирование таких коллегиальных органов как кабинеты министров, муниципальные советы и так далее.
В практике международного взаимодействия также существует коллегиальные органы, такие как Североатлантический совет, осуществляющий управление НАТО, Совет министров иностранных дел СНГ.
Коллегиальность получает свое проявление в различных отраслях деятельности. Так, в системе образования действуют педагогические советы или научно-технические советы; в здравоохранении – консилиумы, представляющие собой совещание врачей по вопросам постановки диагноза и выбора лечения определенного пациента; в религии – конклавы, советы улемов и так далее.
Характеристика типов коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении делится на два типа, к числу которых относятся следующие:
Коллегиальность вертикального типа, которая подразумевает привлечение к постановке проблемы, ее обсуждению и принятию по итогу решений персонала, независимо от содержания его функциональных обязанностей.
В качестве форм коллегиальности вертикального типа можно обозначить следующие:
Коллегиальность горизонтального типа, которая подразумевает коллективное решение задач и проблем, входящих в сферу компетенции участников группы.
В качестве форм коллегиальности горизонтального типа можно назвать следующие:
Что значит коллегиальный орган управления
Сейчас нет времени для внимательного изучения?
Скачайте описание решения в формате pdf, чтобы ознакомиться с ним позже:
Описание общего бизнес-решения
С ростом бизнеса и самой компании растет количество и масштаб задач, которые решаются в интересах бизнеса. Организация становится сложнее, растет важность принимаемых решений и цена возможной ошибки. Осуществлять единоличное управление становится все сложнее. В системе управления бизнесом становится целесообразным применение такого принципа, как коллегиальность. С привлечением коллег, обладающих нужными знаниями и компетенциями, необходимой информацией и полномочиями.
Основные вопросы в рамках компетенции этих органов решаются по принципу большинства членов коллегии с предварительным обсуждением соответствующего вопроса и учетом высказанных замечаний
Примеры коллегиальных органов управления:
Также в коммерческой организации существуют экспертные советы по различным вопросам, рабочие группы, комиссии и комитеты, составленные из компетентных должностных лиц для решения вопросов в рамках своих компетенций (Кредитный комитет, Комитет по вознаграждениям, Комитет по управлению рисками, Бюджетный комитет, Аттестационная комиссия и т. п.).
Для чего бизнес создает КОУ?
Типичные проблемы с функционированием КОУ
Проблемы функционирования КОУ, как правило, вытекают из плохой организации процесса и дисциплины его участников. К типичным проблемам функционирования КОУ можно отнести:
Элементы эффективной организации КОУ
Устав КОУ (Положение о КОУ)
Для эффективного функционирования КОУ очень важно наличие управляющего документа, описывающего ключевые вопросы работы КОУ. Хорошо структурированного, логичного и однозначно толкуемого.
Обычно управляющий документ КОУ носит название «Устав КОУ» или «Положение о КОУ». И носит характер внутреннего нормативного документа или регламента. В регламенте описывается цель КОУ, его полномочия, роли и функции участников и алгоритмы функционирования КОУ.
В структуре Устава КОУ целесообразно наличие следующих разделов:
Ролей в КОУ, как правило, всего три: председатель, секретарь и член КОУ.
Повестка заседаний КОУ
Важная организационная составляющая заседаний КОУ – повестка. Повестка заседания КОУ составляется предварительно секретарем КОУ и представляется для ознакомления всем членам КОУ. В повестку включаются материалы по вопросам, запланированным к обсуждению (вопросам повестки). Такой подход позволяет планировать заседание как содержательно, так и по длительности. А члены КОУ могут заблаговременно ознакомиться с представляемыми вопросами и материалами в повестке и подготовиться к обсуждению.
КОУ может планировать рассмотрения вопросов не только на предстоящее заседание, но и на определенный период в будущем (например, на полгода). Ответственность за составление такого плана лежит на Секретаре КОУ, утверждается такой план КОУ на заседании.
Формирование повестки по заседаниям регулируется Уставом (Положением) КОУ. Секретарь заблаговременно добавляет в повестку вопросы из планов КОУ. Также в повестку могут добавляться вопросы, выносимые по инициативе сотрудников компании (неплановые вопросы). Секретарь КОУ формирует повестку исходя из следующих принципов:
Утверждает повестку Председатель КОУ. Повестка текущего заседания может корректироваться в начале заседаний по предложению любого члена КОУ и по согласованию со всеми остальными членами КОУ.
План рассмотрения вопросов КОУ регулярно актуализируется Секретарем. Также в обязанности Секретаря входит оповещение докладчиков о порядке рассмотрения их вопросов и контроль качества выносимых на КОУ материалов (соответствие утвержденным форматам).
Процедура заседаний КОУ регулируется Уставом (Положением). Ответственность за соблюдение процедуры лежит на Председателе. Целесообразно структуру рассмотрения вопросов привести к единообразию, примерно в таком виде:
В процессе рассмотрения вопросов повестки КОУ принимает решения по рассматриваемым вопросам. Решение принимается согласно зафиксированным в Уставе КОУ правилам принятия решений КОУ.
Важным результирующим документом по итогам заседания КОУ является протокол заседания. Ведет / составляет протокол Секретарь КОУ. Формат и процедура составления протокола регулируется Уставом. Вопросы и решения в протокол заносятся в порядке их рассмотрения. В протоколе отражаются решения, принятые КОУ по каждому из рассматриваемых вопросов. По окончании заседания задача Секретаря в отведенный для этого регламентом КОУ срок согласовать протокол со всеми участниками КОУ. Как только протокол согласован, его решения считаются легитимными и вступают в силу.
Решения КОУ — этот именно тот, самый важный, продукт деятельности КОУ, ради которого он и создан и функционирует, ради чего тратятся (порой немалые) организационные ресурсы. Поэтому крайне важно обеспечить такие условия, чтобы решения, вырабатываемые КОУ, были своевременны и высокого качества. А еще не менее важно добиться того, чтобы эти решения неукоснительно исполнялись! Наличие эффективной системы контроля над исполнением решений КОУ — обязательное и приоритетное требование к любому коллегиальному органу управления.
Решения КОУ чаще всего вырабатываются, исходя из принципа коллегиальности, то есть как результат работы в группе и принимаются большинством голосов членов КОУ, участвующих в обсуждении вынесенного в повестку вопроса. Однако могут возникать вопросы, где решения принимаются, исходя из других принципов и по другим процедурам. Например, решение о выходе из КОУ одного из его участников, или решения, находящиеся также в компетенции и других органов управления компании (на стыке). Важно, чтобы эти процедуры также были прописаны в Уставе КОУ.
Секретарь фиксирует решение в протоколе, который далее согласовывается со всеми членами КОУ. Не всегда, но бывает так, что решения согласовываются в том числе и в первую очередь с докладчиками. Ведь именно они глубже всех погружены в соответствующий вопрос, и, как правило, именно они больше всех заинтересованы в принятии определенных решений по их вопросам.
Целесообразность использования (электронной) системы управления КОУ
Как было сказано ранее, инструмент КОУ применяется для повышения эффективности управления бизнесом в условиях развития и усложнения его. Деятельность по оптимизации бизнес-процессов в таком случае состоит из их анализа, проектирования улучшенных бизнес-процессов и последующей алгоритмизацией (написание и внедрение различных регламентов для процессов и процедур в том числе). Если мы говорим о КОУ, то это оптимизация и алгоритмизация процедур проведения заседаний и принятия решений с целью повышения их эффективности для бизнеса. Все эти задачи решаются путем разработки и внедрения управляющего документа (Устава/Положения КОУ).
В ходе развития бизнеса неизбежно увеличивается количество и важность принимаемых решений. Растет объем перерабатываемой информации. В качестве логичного инструмента по оптимизации процедур учета, обработки и анализа информации для бизнеса являются программные решения по автоматизации этих процессов и процедур, созданию систем сбора, учета и хранения управленческой информации, алгоритмов поддержки принятия решений.
Отметим те моменты, которые оптимизируют и повышают эффективность управления КОУ путем перенесения ее в электронную программную среду:
Преимущества Платформы SCIM для реализации решения
Использование Платформы SCIM в качестве информационной системы управления коллегиальным органом имеет следующие преимущества:
Повышение эффективности принятия управленческих решений
Автоматизация процедур КОУ в SCIM обеспечивает скорость принятия управленческих решений без потери качества. В SCIM встроены все процессы и процедуры формирования, согласования и контроля исполнения решений.
Повышение эффективности контроля над исполнением решений
В SCIM сформирована эффективная схема контроля исполнения принятых КОУ решений до конечного результата. Все решения к исполнению автоматически трансформируются в систему постановки задач с соответствующим контролем и встраиваются в календари не только исполнителя, менеджера соответствующего проекта и его кураторов, но и секретаря КОУ, который должен выносить в соответствующий срок в повестку КОУ вопрос о выполнении решений КОУ.
Формирование и хранение единой базы протоколов и решений КОУ
В SCIM формируются и хранятся все повестки, протоколы и решения в единой базе для всех КОУ. Формируется и хранится история принятия и реализации управленческих решений в деталях: даты, повестки, материалы, принятые решения и отчеты об их исполнении.
КОУ встраиваются в единую информационно коммуникативную систему
В систему бизнес-коммуникаций SCIM встраивается согласование повестки, протоколов, решений, материалов со всеми участниками процессов и процедур КОУ: секретарем КОУ, председателем, членами КОУ и докладчиками.
Все решения КОУ в SCIM встроены в систему управления задачами. Это означает автоматическое внедрение всех задач в календари исполнителям и их кураторам с соответствующими напоминаниями как в персональных аккаунтах SCIM, так и на почту.
Формирование корпоративной культуры управления проектами и задачами
Повышение уровня безопасности использования и хранения конфиденциальной информации
Разграниченный доступ к информационным материалам SCIM обеспечивает, с одной стороны – безопасность сохранения конфиденциальной информации, а с другой – возможность руководителям, имеющий соответствующий уровень доступа, получать полную и оперативную информацию для принятия качественных управленческих решений.
Гибкость архитектуры SCIM. Возможности для развития системы управления
Работа различных КОУ в SCIM производится по единым алгоритмам и шаблонам. При этом сохраняется возможность наполнять работу КОУ разным функциональным содержанием.
В SCIM есть возможность сформировать в единой информационной среде любое количество КОУ с разными задачами, разным составом участников с разными уровнями доступа к информации.
Алгоритм и процедуры внедрения бизнес-решения
Внедрение бизнес-решения нужно произвести в два этапа:
I. Регламентация КОУ
II. Автоматизация КОУ в SCIM
Для того, чтобы встроить работу своих КОУ в SCIM необходимо Уполномоченному лицу, отвечающему за автоматизацию системы КОУ и имеющему соответствующий доступ в SCIM войти в блок SCIM «Коллегиальные органы».
В модуле «Установки» добавить КОУ – например, Проектный комитет.
Особенности управления в ООО и АО в силу вступления новых положений Гражданского кодекса РФ
Успешность деятельности компании во многом зависит от эффективности управления ею. Какие органы управления могут создаваться в фирме, какими полномочиями они наделены, какую несут ответственность – все эти вопросы играют существенную роль в бизнесе. Остановимся на указанных моментах в отношении фирм с организационно-правовыми формами ООО и АО с учетом последних изменений гражданского законодательства.
Участники компании: их права и обязанности
В последних двух случаях участники действуют от имени юридического лица.
В уставе компании могут быть предусмотрены и другие права ее участников.
Участники (акционеры) компании имеют следующие обязанности:
В уставе компании могут быть предусмотрены и другие обязанности ее участников.
Кроме того, участники непубличных обществ могут единогласно принять решение о том, чтобы:
Данные положения необходимо закрепить в уставе компании. А если в силу закона они не подлежат обязательному включению в устав, то их можно включить в корпоративный договор, но при условии, что его сторонами являются все участники организации.
Высший орган управления
В рамках исключительной компетенцией высший орган управления должен:
Правомочия, указанные в четырех последних пунктах, могут быть отнесены законом или уставом к компетенции иных коллегиальных органов компании.
Коллегиальный орган управления
Основная цель деятельности такого органа – контроль над деятельностью исполнительных органов компании, но законом или уставом для данного органа могут быть предусмотрены и другие функции.
Члены КОУ в целях выполнения своих функций наделены следующими правами:
Единоличный и коллегиальный исполнительный органы
В соответствии с новыми нормами ГК РФ несколько представителей компании могут представлять ее интересы одним из следующих способов:
Кроме того, в компании может быть назначен коллегиальный исполнительный орган (например, правление, дирекция). Назначение подобных органов управления может быть предусмотрено в законе или в уставе компании.
К компетенции исполнительных органов относятся вопросы, которые не отнесены к ведению высшего органа управления и КОУ.
Ответственность
1) члены КОУ корпорации (наблюдательный совет, правление и т.п.);
2) лицо, выступающего от имени компании в силу закона;
3) лицо, выступающее от имени компании в силу иного правового акта;
4) лицо, выступающее от имени компании в силу учредительного документа.
Убытки, которые причинены компании, подлежат возмещению лицами, чьи виновные действия стали причиной их возникновения. Закон обязывает возмещать данные убытки следующих представителей компании:
Нельзя ограничить или устранить ответственность указанных лиц за недобросовестные (непубличные компании) или недобросовестные и неразумные действия (публичные компании) путем заключения соглашения. Оно будет ничтожно.
Если такие убытки причинены совместно указанными лицами, то у них возникает солидарная ответственность по их возмещению.
Ответственность лиц, которые указаны в пунктах 2-4, возможна только в том случае, если будет доказано, что они осуществляли свои права и исполняли свои обязанности недобросовестно и неразумно (например, действия указанных лиц не соответствуют обычным условиям гражданского оборота).
ВАС РФ в своем Постановлении от 30 июля 2013 г. N 62 более подробно остановился на вопросах недобросовестности и неразумности действий (бездействий) директора компании.
Под недобросовестностью действий (бездействий) руководителя суд понимает:
Под неразумностью действий (бездействий) руководителя суд понимает:
Уведомление участников об обращении в суд
Также таким участникам необходимо предоставить иную информацию, которая имеет отношение к данному вопросу.
Порядок такого уведомления может быть предусмотрен в законе или в уставе компании.
Необходимость уведомлять других участников о предстоящем судебном разбирательстве связана с тем, что участники корпорации, которые не изъявили желания присоединиться к исковому заявлению, уже не смогут в дальнейшем обращаться в суд с тождественными требованиями. Единственное исключение из данного правила – наличие уважительных причин для обращения, установить которые вправе только суд.
Аудит в компании
АО – обязано каждый год привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами ни с самим обществом, ни с его участниками. Аудит может проводиться по требованию акционеров, которые обладают совокупной долей в УК компании составляющей 10 и больше процентов.
Документы
1. Решение об учреждении компании.
Впервые в ГК РФ с 01.09.2014 была введена статья, полностью посвященная решению об учреждении юридического лица (ст. 50.1). Согласно указанной норме, решение об учреждении должно отражать следующие сведения:
Если в учреждении корпорации участвует один учредитель, то он принимает решение единолично. Для компаний, учредителями которых выступают несколько лиц, решение об учреждении должно приниматься единогласно (то есть по всем вопросам, которые обязательно подлежат включению в данное решение, все учредители должны проголосовать «за»).
Следует обратить внимание на некоторые расхождения в ФЗ об ООО, ФЗ об АО и ГК РФ в части избрания органов управления компанией. Так, законы об ООО и АО предусматривают возможность избрать указанные органы большинством голосов (не менее ¾) от общего числа голосов. Новые нормы ГК РФ с 01.09.2014 требуют ужеединогласного решения по данному вопросу. При учреждении компании стоит руководствоваться новыми нормами ГК РФ.
Относительно наименования данного документа можно отметить следующее. Многие специалисты привыкли называть данный документ решением, если компанию учреждает всего один учредитель, и протоколом, если в данном процессе принимают участие два и более лиц. В настоящее время статья ГК РФ, посвященная документу о создании корпорации, указывает лишь на решение об учреждении. Но закон не содержит запретов относительно такого названия документа о создании компании как «протокол». Кроме того, согласно ст. 181.2 ГК РФ принятые на собрании решения заносятся именно в протокол. И в иных статьях ГК РФ содержится указание на протокол (например, ст. 67.1).
2. Решение участников общества.
Новая редакция ГК РФ обязывает подтверждать:
Закон предусматривает следующие способы подтверждения:
— Другой способ подтверждения можно указать в решение ОСУ. Но данное решение должно быть принято единогласно. Данное решение можно включать в каждый протокол компании и каждый раз голосовать по нему. Или сделать это отдельным протоколом, а в последующих протоколах просто делать на него ссылку.
Новеллой для гражданского законодательства стала и норма о корпоративном договоре (далее по тексту – КД). Закон предоставляет всем участникам компании или части из них заключить между собой КД. Данный документ отражает договоренность участников корпорации определенным образом осуществлять свои права или воздержаться от их осуществления. Например, проголосовать определенным образом на ОСУ, предпринимать другие действия по управлению компанией согласовано, покупать или продавать доли в УК или акции по определенной цене, либо при наступлении определенных обстоятельств. Кроме того, если закон допускает изменение структуры органов компании и их компетенции уставом, то в КД можно отразить обязанность сторон данного документа голосовать на ОСУ за включение в устав фирмы положений, которые определяют структуру и компетенцию органов управления.
Такие же условия можно предусмотреть и в договоре, заключенном между кредиторами компании, третьими лицами и участниками корпорации для обеспечения защиты интересов третьих лиц. К такому договору будут применяться положения о КД.
Закон содержит требования к форме КД:
В КД нельзя включать условия, которые бы обязывали участников компании:
Подобные положения ничтожны.
Участников компании, которые заключили КД, закон обязывает сообщить о данном факте самой компании. Обратите внимание, что при этом не требуется раскрывать содержание КД. Если стороны КД пренебрегут данной обязанностью, то остальные участники корпорации, которые не принимали участия в подписании договора, смогут потребовать возмещения убытков, причиненных им. Для тех участников компании, которые не участвуют в КД, он не может создавать обязанностей.
Для публичных акционерных обществ после внесения изменений в ФЗ об АО будут установлены свои пределы, порядок и условия, на которых будет раскрываться информация о КД.
В непубличных обществах, если иное не установлено законом, информация о содержании КД является конфиденциальной и не может быть раскрыта.
Если одна из сторон КД по тем или иным причинам утратит свое право на долю в УК или акции, это еще не означает, что КД прекратил свое действие в отношении остальных его участников. Но самим договором могут быть предусмотрены и иные последствия.
Участники компании, которые заключили КД, не могут ссылаться на его недействительность по причине того, что он противоречит положениям устава корпорации.
В случае, когда нарушается КД, его стороны могут обратиться в суд с иском о признании недействительным решения органов управления компании. Для этого необходимо, чтобы на момент принятия такого решения сторонами КД являлись все участники организации. При этом следует учесть, что даже признанное недействительным решение компании по данному основанию само по себе не влечет недействительность сделок, которые компания заключила на основании данного решения.
При заключении сделки стороной КД, которая противоречит ему, участник КД может подать в суд для признания такой сделки недействительной. В этом случае сделка может быть признана недействительной, если другая сторона знала или должна была знать о предусмотренных КД ограничениях.
Внутренние регламенты.
Помимо учредительных документов в компании могут быть утверждены и внутренние регламенты и документы, которые будут регулировать корпоративные отношения. В таких документах можно предусмотреть вопросы, которые не нашли своего отражения в учредительных документах, например:
Примером для составления таких документов может стать Кодекс корпоративного управления, утвержденный ЦБ РФ (письмо от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463).
Вместе с тем, практика показывает, что подобные документы требуются в достаточно крупных компаниях или организациях, где распространены корпоративные споры.