Что значит кодифицированный правовой акт
Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Что такое кодификация
Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.
Понятие
Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.
Данный список можно дополнять бесконечно долго. Однако целесообразным будет перейти к тому, что в правотворчестве систематизация нормативно-правовых актов была известна уже в 1833 году в плане практического рассмотрения. Так, один из самых уважаемых кодификаторов не только российской Федерации, но и Европы, Сперанский Михаил Михайлович, отмечал, что «приведение законодательных актов в единый состав» служит «одной их первоначальных нужд государственного значения». Помимо этого, он указывал и на весомость систематизации в юридической науке. Михаил Михайлович подчеркивал, что «ученое законоведение ни при каких обстоятельствах не может быть основано тогда, когда законодательные акты не приведены в грамотный состав».
Необходимость систематизации
Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:
Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.
Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды
Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.
Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:
Инкорпорация. Пример инкорпорации
В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:
Особенности инкорпорации
Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:
Внешний тип обработки
В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:
Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:
Консолидация
Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.
Кодификация
Особенности кодификации
Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:
Кодификационные акты
Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:
В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:
В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.
Кодификация
Добавлено в закладки: 0
Что такое кодификация? Описание и определение понятия.
Кодификация – в общем понятии – это переработка какого-либо текста, его упорядочивание, путем разделения на абзацы, графы, главы и подглавы, выделения цитат и ссылок, для более легкой работы с этим текстом. Кодификация повсеместно используется для написания книг, газетных и журнальных статей и везде, где необходима работа с текстами. В юриспруденции кодификация применяется, как способ систематизации, совершенствования законодательства. В результате кодификации принимаются новые кодифицированные акты, среди которых имеются своды законов, положения, уставы, регламенты, основы законодательства и кодексы.
Кодификация — это упорядочивание определенного текста, то есть перенумерация его частей или разделение на главы, подглавы и параграфы. Также применяется для облегчения цитирования и ссылок в момент работы с имеющимся текстом. Кодификация является важной и прогрессивной частью в разного рода древних и современных текстов. Кодификация используется для составления дайджестов, книг, журналов и прочего.
Кодификация в юриспруденции — это метод систематизации, состоящий в глубокой переработке, изменении и обновлении некоторых правовых норм указанной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта.
К таковым кодификационным актам относят своды законов, положения, основы законодательства, кодексы, регламенты, уставы и прочее.
Рассмотрим, более детально, что значит кодификация.
Кодификационный акт характеризуется качественной новизной нормативно-правовых положений, которые в нем содержатся. Это совершенно новый акт
и по форме, и по нормативно-правовому содержанию, а также характеру. Определенные кодификационные акты, включая уголовный кодекс, гражданский кодекс и семейный кодекс РФ, носят так называемый общеотраслевой характер и включают в себя абсолютно все основные нормы указанной отрасли права. Другие акты кодификационного характера объединяют в себе нормы права указанной правовой подотрасли, например, таможенный кодекс таможенного союза, бюджетный кодекс и прочие; или даже института, например, устав патрульно-постовой службы, устав железных дорог, и прочие.
Систематизация законов страны по конкретным отраслям права происходит зачастую с пересмотром уже имеющегося или отменой несколько устаревшего законодательства.
Проведение кодификации
Кодификация всегда носит официальный характер. При проведении кодификации часть устаревшего нормативно-правового материала отбрасывается, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта вместе с сопутствующим специфическим содержанием.
Для кодификации присущи определенные признаки, среди которых таковые: ею занимаются исключительно компетентные правотворческие организации на базе конституционных или иных законных полномочий. По сути, кодификация – это деятельность, направленная на формирование нового нормативно-правового акта, который включает нормы, определенно отличающиеся от действовавших ранее.
Кодификационный акт представляет собой сводный акт, который соединяет воедино нормы разных актов, что регулируют ту же самую область отношений общественного характера. Кодификационный акт служит основным актом в указанной правовой отрасли, например, семейный кодекс и земельный кодекс. Кодификационные акты в принципе рассчитаны на продолжительное регулирование отношений общественного характера.
Кодификационные акты по своему содержанию, а также наименованию могут подразделяться на ряд основных видов.
Основы законодательства – это определенный вид кодификационного акта, который устанавливает одни из важнейших положений конкретной отрасли права или сферы госуправления. В федеративных государствах законодательные основы составляют нормативно-правовую базу в отношении кодификационной деятельности отдельных субъектов федерации.
Кодекс – это традиционный вид кодификационного акта, который детально регулирует конкретную сферу схожих общественных отношений. Создание
кодексов – это один из самых эффективных способов решения проблем с ликвидацией множественности актов, которые действуют по одним и тем же вопросам.
Устав – это нормативно-правовой акт, который регулирует определенную сферу госдеятельности, например, устав железных дорог или общественные уставы.
Положение – это нормативно-правовой акт, который детально регламентирует ряд вопросов, касательно статуса либо организации деятельности субъектов права, например, государственного органа, учреждения или организации.
Правила – это нормативно-правовой акт, который определяет порядок организации любого рода деятельности.
Кодификация как форма систематизации государства
На сегодняшнем этапе общественного развития систематизация нормативно-правовых актов осуществляется уже на стадии их опубликования в официальных информационных источниках. В таких изданиях они расположены по конкретной системе, в зависимости от юридической силы, принявшего их органа, юридической природы – нормативные они или ненормативные и прочее. Также каждому акту присваивается номер.
Кодификация законодательства – это вид коренной переработки нормативных актов, которые уже действуют в указанной сфере отношений, а также способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности и расчистки нормативного массива, а также уход от устаревших или не рентабельных норм.
При проведении процесса кодификации составитель спешит объединить и систематизировать рентабельные действующие нормы и переработать их содержание, а также согласованно изложить нормативные предписания, организовать наибольшую полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Ее цель – критически переосмыслить уже действующие нормы и устранить противоречия или несогласованности.
Можно сказать, что кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация. Ведь при проведения кодификации происходит качественный пересмотр действующих юридических норм, устранение несогласованностей, дублирований, противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отменяются неэффективные и устаревшие нормы.
Нормативный материал приводится законодателем в стройную, то есть во внутренне согласованную правовую систему. Таким образом, в замен ранее действовавшему большому количеству юридических нормативных документов предложен единый сводный акт, а его изданием достигается четкость, а также эффективность правового регулирования.
Кодификация — это также форма правотворчества. Она служит обобщением работающей регуляции, которая направлена на ликвидацию новых норм, отображающих возникшие потребности общественной практики и преодолевающих пробелы правовой регуляции.
Кодификация — это и форма усовершенствования законодательства в сущности.
Ее итогом есть новый возведенный законодательный акт относительно стабильного содержания, например, кодекс, положение, устав. Он замещает ранее действующие нормативные акты по этому вопросу. Сочетание в кодификации упорядочивание и обновление законодательство позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация – это также деятельность определенных правотворческих государственных органов по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта. Она осуществляется при помощи глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства, а также внесения в него необходимых изменений. Кодификация может сопровождаться обработкой нормативных актов, с целью придать им последовательность, непротиворечивость и полноту.
Отличительные особенности кодификации
Кодификация характерна рядом отличительных черт:
Кодификация в юридической практике
В юридической практике принято различать несколько видов кодификации:
Кодифицируемые акты внешне могут выражаться в разного рода формах. Одна из них — это основы законодательства, активно используемые законодательной практикой.
Основы законодательства обычно возглавляют те или другие отрасли или институты права, обеспечивают взаимная согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они разделяются на больших, отделены подразделы. У них определяются единственные для всех субъектов принципы регуляции, предоставляются определения важных понятий, которые используются в соответствующей сфере.
Однако наиболее употребляемым видом кодифицируемого акта является кодекс. Это большой возведенный акт, что детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному приложению. Он может полностью поглощать все нормы определенной отрасли, например, криминальный кодекс, или содержать значительную по объему и наиболее важную часть таковых норм, например, кодекс законов о труде, гражданский кодекс. Рядом с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственной регуляции, конкретные варианты поведения, что составляют основное их содержание.
Кодекс — это оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенным направлениям, а также это действенное средство ликвидации большей части актов по одинаковым вопросам.
Теория права по характеру отношений, которые регулируются, делит все кодексы на отраслевые или межотраслевые. Отраслевые регулируют указанную сферу отношений общественного характера, которая определяет разделение права на определенные отрасли, включая криминальный и гражданский кодексы, а также кодекс законов о труде и т.д. Межотраслевой кодекс систематизирует нормы, которые собранны вместе не по отраслям права, а по другим основаниям, например сфера госдеятельности или отрасль хозяйства и социально-культурного строительства, а также объединенные
единственной концепцией, общими принципами регуляции значительной сферы отношений, включая воздушный кодекс, таможенный кодекс и т.д.
Интересы создание единой и логично согласованной системы законодательства подразумевает наличие преимущества в законодательной деятельности отраслевым кодексам как актам, непосредственно отображающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правовой регуляции. Если речь идет о принятии комплексных кодексов, тогда оно призвано быть дополнительным направлением выполнения кодификационных работ.
В юриспруденции существуют и иные виды кодификационных актов, среди которых: уставы, правила, положения и т.д.
Уставы — это своего рода комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение конкретных органов или определенную сферу госдеятельности. Как пример, можно выделить устав железных дорог.
Положения – регламентируют правовое состояние, задание и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций и учреждений. Это кодификационные акты специального действия, выдающиеся не только лишь законодательными, однако и иными правотворческими органами.
Правила обычно содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации любого рода деятельности.
Иногда кодифицируемый акт может быть принят в форме закона без дополнительного названия, например, закон об образовании и другие. Отнесение того или другого закона к разряду кодификационных осуществляется в зависимости от его содержания, объема и сферы регуляции общественных отношений, направленности, на объединения действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.
Кодификация очень сильно способствует усилению стабильности действующего законодательства, а также созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов и обеспечивает оптимальную сбаласированность между уже действующими нормами. Также она является базой для создания в действующем законодательстве укрупненных нормативных блоков. Кодификация дает возможность решить две взаимосвязанные задачи – совершенствование и содержания, и формы законодательства. В перспективе, такие кодификационные акты должны стать основой для правотворческой и, конечно, законодательной деятельности.
Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика — это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углублением правовой регуляции. Но, несмотря на это, необходимость быстро и оперативно заполнять пробелы в уже действующей регуляции, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, последующей демократизации общественной жизни, динамика социальных превращений объективно, требует от законодателя принимать отдельные акты из узких вопросов. В итоге, нормативный массив довольно интенсивно растет и, одновременно с этим, создается больше возможностей для появления новых несогласованностей и противоречий в действующей регуляции.
В перспективе, издание таких кодификационных актов должно перерасти в важную форму законотворчества. Главный путь преодоления множественности ряда нормативных актов, а также несогласованностей и противоречий регуляции — это рост внимания к кодификации законодательства и принятие соответствующих законов из увеличенных блоков регуляции. Необходимо совмещать отраслевую и межотраслевуе кодификации, при этом предоставляя определенное преимущество последний.
Основную линию совершенствования законодательства РФ в будущем следует направить на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. Чтобы реализовать данную задачу, требуется создание кодификационных блоков, которые бы и отвечали заданию действующего упорядочивания законодательства, и были бы рассчитаны на включение в предстоящий кодификационный свод. Уже действующие акты необходимо составлять таким образом, чтобы их, по мере возможности, не разделять на части, а включать в объемные кодификационные подразделы, то есть в единые тома свода или кодексы.
Итак, кодификация являет собой особый метод правотворчества. При проведении процесса кодификации, нормативный материал подвергается глубокой, коренной переработке и по своей форме, и по своему содержанию. Целью кодификации служит структурирование отрасли, под отрасли или правового института.
Мы коротко рассмотрели что такое кодификация, ее виды, суть и целесообразность проведения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
§ 4. Кодифицированные нормативные правовые акты
В системе законодательства традиционно центральное место занимают кодифицированные акты. Их особенности и значение находятся в нескольких плоскостях. С одной стороны, они должны выполнять роль фундамента, основы законодательства. На основе их норм возникают текущие законы и подзаконные акты. С другой стороны, эти акты принимаются особым способом, получившим название кодификация.
Кодифицированная форма используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую меру концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.
Особенность кодифицированных актов состоит в том, что они занимают центральное место в отрасли или институте права. Эту роль кодифицированный акт выполняет в силу того, что он содержит всю или основную массу соответствующих норм, например Жилищный кодекс РФ. Для обширных отраслей права кодекс (например, Гражданский кодекс РФ) выполняет роль фундамента, основы иных актов, которые возникают только на основании его разрешения или указания. Эти положения очень высоко поднимают планку требований к кодифицированным актам. Современные акты, и не только положения, уставы, но и кодексы, не выдерживают такого уровня требований.
Текущее и кодифицированное законодательство отличается своими целями. При текущем правотворчестве законодатель ставит своей целью решение назревших конкретных вопросов политической, экономической, культурной жизни, тогда как при кодификации – кроме того, цель состоит в упорядочивании ранее изданных норм по всему кругу вопросов данной отрасли законодательства. Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу, обладающую свойствами отрасли права.
Кодифицированные акты создаются с использованием специфических правил законодательной техники. Они характеризуются большим объемом (например, в четырех частях Гражданского кодекса РФ содержится 1551 статья), сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.
Процедура кодификации более емкая и продолжительная, нежели обычный правотворческий процесс. В идеальном варианте эти работы включают ревизию действующего законодательства по предмету кодификации с целью выявления норм, требующих отмены или изменения. Таким образом, одновременно осуществляются два процесса: принятие нового акта и приведение иных актов в соответствие с ним. Вследствие соблюдения указанных условий результат кодификации действует достаточно продолжительный период времени, обеспечивая устойчивость общественных связей.
Таким образом, кодифицированные документы выделяются в системе нормативных правовых актов по содержательным и процессуальным основаниям.
Виды кодифицированных актов достаточно разнообразны: положение, устав, модельный закон, основы законодательства, кодекс, правила и др.
Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.
Устав — это комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций либо ту или иную форму государственной деятельности.
Устав может выполнять роль учредительного документа, в котором формулируются основные нормы, определяющие правовой статус ряда субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Учредительные акты субъектов Российской Федерации с наименованием «устав» негативно воспринимаются, так как они выступают формальным доказательством неравенства субъектов. Республики – субъекты Федерации принимают конституции, а другие субъекты, например, края и области – уставы. Однако термин «конституция» куда более значителен в сравнении с «уставом».
Примером устава является «Устав Организации Объединенных Наций», принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945.
Место уставов в транспортной сфере заняли соответствующие законы: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Модельный закон — вид кодифицированного акта, который представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.
ЗАКОН ГЛАСИТ –
на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 27 октября 1998 года
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).
Статья 1. Право отзыва
1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.
Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.
Этот документ выделяется из числа кодифицированных актов. Во-первых, использование термина «закон» в данном контексте является условностью, так как законодатель, как правило, в создании модельных актов не участвует. Такие документы вообще не являются нормативными, не имеют властной природы, они носят рекомендательный, направляющий характер. Во-вторых, очевидна их систематизирующая роль. Принципиальная особенность модельных законов в том, что они не возникают в результате систематизации, а сами эти документы выполняют систематизирующую роль, поскольку на их основе могут возникнуть единообразные нормативные правовые акты.
Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.
Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.
В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.
Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.
Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.
В результате кодификации конца XX – начала XXI в. большая часть основ советского периода прекратила действие. Действуют следующие основы законодательства: об охране здоровья граждан (1993 г., в ред. 2004 г.), об архивном фонде (1993 г.), о нотариате (1993 г., в ред. 2004 г.), о культуре (1992 г., в ред. 2003 г.), основы гражданского законодательства (1991 г., в ред. 2001 г.). Имеются основы законодательства в международной практике правотворчества, например Решение от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств участников СНГ». Межгосударственные основы тяготеют к модельным законам.
Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.
Наиболее известной разновидностью кодифицированных актов, бесспорно, является кодекс. Определенную роль в этом сыграло созвучие слов «кодификация» и «кодекс», что популяризирует последний. На латыни кодекс означает – книга. Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодексы могут быть подвергнуты классификации по разным основаниям. Так, например, по отраслевому признаку кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые).
Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).
Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).
В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
С точки зрения законодательной техники кодекс отличается достаточно сложной структурированной системой. Нормативные понятия, принципы и предписания отдельных правовых институтов объединяются в параграфы, главы, разделы, подразделы, части. Основу для регулирования отдельных институтов могут создавать нормы, объединенные под названием «общие положения» или «основные положения», которые обычно являются начальными статьями всего кодекса или его частей, разделов.
Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.