Что значит металл в голосе
«Металл в голосе»: высота тембра человека зависит от социального статуса собеседника
Высота голоса человека меняется в зависимости от того, с кем он говорит, сообщают психологи. Основную роль играет социальный статус слушателя. Посвященное этому исследование было опубликовано в журнале PLOS ONE.
Совместное исследование ученых Великобритании и Колумбии позволило сделать научный вывод о том, что, меняя высоту голоса, человек дает понять собеседнику, как он к нему относится. Исследователи провели эксперимент, в котором предложили добровольцам пройти собеседование при приеме на работу.
Выяснилось, что если участник воспринимал интервьюера как человека, стоящего выше него на социальной лестнице, то его голос становился выше. По мнению авторов работы, это может быть демонстрацией покорности с целью избежать конфликта. И наоборот, тембр голоса понижался, если участник чувствовал себя более властным.
Также доминантные участники, склонные запугивать и шантажировать собеседника, реже меняли тембр голоса и понижали его, общаясь с кем-то, кто превосходил их по социальному статусу.
Люди, высоко оценивающие свой социальный статус, не меняли громкость голоса, что, вероятно, свидетельствовало об их спокойствии и ощущении контроля над ситуацией.
Также низким голосом испытуемые обсуждали вопросы межличностного взаимодействия, например, о конфликтных ситуациях.
Авторы работы отмечают, что голосовая модуляция помогает людям коммуницировать, посылая невербальные сигналы. А знание этих сигналов позволит лучше понимать окружение и существенную часть человеческого поведения.
Металлический трансовый голос
Металлический голос редко бывает дарован людям от рождения. В основном его вырабатывают, слушая других обладателей металлического голоса.
Скрипучий голос
Однако в трансах автоматического письма и рисования он может быть очень полезным для реанимации трансовых откликов из прошлого. Не старайтесь походить на старух во время сеансов трансформации, используя длинные формулы. Формулы для скрипучего голоса должны быть краткими и состоять из 3-5 слов. Повтор или продолжение другой части формулы хорошо ложится через 1-2 трансовых такта и вызывает трансовый отклик по закону подобия.
Необходимо отметить, что во время использования скрипучего голоса сильно изменяется цветовое восприятие как у терапевта, так и у пациентов.
Скрипучий голос легко вводит пациентов в трансовое состояние, и на последующих этапах сеанса его можно уже не использовать.
Скандирующий голос
Скандирующий голос обладает прекрасными гипногенными свойствами, погружая в транс психически неустойчивых пациентов или упрямцев, не желающих вникать в инструкции терапевта. Этот голос целесообразно применять в тех случаях, когда под влиянием негромкого трансового голоса основная группа пациентов вошла в транс, а один или два человека активно сопротивляются. Переход от негромкого голоса к громкому и скандирующему вызывает у них оцепенение и спокойное погружение в транс. Для остальных членов группы, погруженных в транс, скандирующий голос также полезен в качестве средства, поддерживающего транс.
Техника трансогенного скандирования заключается в следующем. Опустите взгляд на поверхность тела пациента в области лица или груди и медленно отводите его в сторону. На расстоянии 2-4 сантиметров от поверхности тела вы неизбежно попадете в такую точку пространства, при взгляде на которую вы будете слегка покачиваться вперед-назад или вправо-влево. Медленно и глубоко вдохните и медленно выдыхайте, следя за реакциями пациента и продолжая смотреть в эту точку.
Иногда терапевты проводят пробу на скандирующий голос, предупреждая пациента о том, что голос терапевта во время сеанса может быть необычным и не следует этого пугаться. Подобное предупреждение, как показал опыт, не бывает лишним.
Применять скандирующий голос следует осторожно, у части пациентов любой громкий звук, а тем более скандирующая речьвызывает обострение болезненной симптоматики. Скандирующий голос применяют тогда, когда возможности других голосовых техник исчерпаны или перед вами упрямый и негативно настроенный пациент, ищущий повод сорвать сеанс и уйти победителем. Когда пациент привык к терапевту и доверяет ему, можно широко варьировать голосовыми техниками. Эффективность скандирования возрастет, если в группу отобраны пациенты, которым показано применение скандирующего голоса.
«Пулеметный» голос
Формула, произнесенная «пулеметным» голосом, практически полностью «въезжает» в подсознание и вызывает не только рисовальный транс, но и в значительной степени кодирует пациента. Несмотря на высокий гипнотический эффект, «пулеметный» голос следует применять с величайшей осторожностью.
Крик
Крик, точнее, выкрикивание очень короткой формулы, состоящей из одного или двух слов, также обладает трансогенным эффектом. Выкрикивание применяют для очень узкой группы пациентов, нечувствительных к громкой, негромкой и тихой речи, а также не реагирующих на скважность речи. Строго говоря, выкрикивать можно не только лечебную формулу, но и любой звук или слово. Рисовальный автоматический транс с хорошим лечебным эффектом развивается даже в ответ на выкрикивание бессмысленных звукосочетаний.
Эффективность крика зависит от предварительной предтран-совой подготовки пациента. Подготовку осуществляют следующим образом: пациенту долго и терпеливо объясняют существо его проблемы, стремясь вызвать в нем замешательство или недоумение. Когда эффект замешательства достигнут, самое время выкрикнуть формулу.
Торжество резонанса
Излишняя эмоциональность речи не способствует вызыванию трансовых откликов, поэтому следует избегать эмоциональных подтекстов в речи. Монотонность голоса также может «убить» транс. Оживляют голос и увеличивают его трансовость состояние «паутинки» или внутренней улыбки терапевта. Тренировка голоса и оттачивание техник вызывания трансового отклика приведут к автоматизму в использовании трансовых стилей. Во время сеанса вам даже в голову не придет размышлять, какой голос лучше использовать. Голос будет литься сам собой или трепетать, как паутинка, в зависимости от складывающегося диалога, и пациентохотно погрузится в транс. Однако естественность возникает в результате долгих и вдумчивых тренировок голоса.
При анализе ключевых слов обращайте внимание на тональность вашего собственного внутреннего голоса, возникающего в ответ на слышимую речь. Ваш внешний голос должен точно сре-зонировать с тональностью внутреннего голоса. Внешний голос не может и не должен быть идентичен внутреннему. Каждому звуку внутреннего голоса соответствует определенный звук голоса внешнего. Внутренний звук проецируется в звук, произносимый обычным голосом. Звук внешнего голоса, настроенный на звук внутреннего голоса, становится мелодичным и трансовым.
В каждом движении пациента, в его руках, мимике, интонации речи заложена инструкция о том, каким голосовым стилем следует пользоваться при взаимодействии с ним. Ваш голос не обязательно должен совпадать с голосом пациента по звучанию, но должен точно соответствовать резонансной настройке на внутренний голос. Слушайте голос пациента и ищите глазами то место на его теле и в пространстве вокруг него, при взгляде на которое вы услышите свой внутренний голос, резонирующий (откликающийся) на речь пациента. И тотчас ваш внешний голос отреагирует изменением тембра, тональности и паузности. Ваш внешний голос в точности соответствует возможностям восприятия пациента. Он вас слышит и понимает инструкцию, заложенную в вашей речи. Как только вы отведете свой взгляд от этой точки, ваш внутренний голос замолчит, внешний голос не будет резонировать с внутренним и ваша речь перестанет быть значимой для вашего пациента.
Что значит металл в голосе
1. Чем сильнее мы даём напряжение давления в низу, от диафрагмы до основания брюшных мышц, тем звук ярче попадает в нёбную маску и кроется сам. Внизу и держи его всегда и там пой.
2. В голосе появляется металл. Такой голос пробивает оркестр. Это хорошо.
3. Связки и диафрагма — здесь организуется звук и более ничего не надо.
4. Связки соедини с опорой и звук сам попадёт в нос. Звук даже хочется взять перед собой, потому что он вперёд вышел из нас.
5. Правильно поём мы тогда, когда не понятно, где рождается звук; не в носу, не в связках, ни в горле, ни в диафрагме. Он звучит везде, льётся легко и свободно.
6. Все правильно делаем внизу, а звук сам попадает в нос, и кажется, что мы сознательно его туда загоняем.
7. Грудь вперёд выступает при правильном пении.
8. Уметь правильно формировать звук.
9. Концентрированность, собранность в звуке — это хорошее его качество, полётность.
10. Главное, не выпускай вожжи, всегда придерживай управление связками, чтобы воздух между ними не вылетал, а наоборот, концентрировался. Не расслабляйся.
11. При правильном пении тело не зажато, не сковано, а наоборот, расслаблено и устаёт живот, т.к. все давление нагрузки переводим на него. При пении требуется даже больше энергии, чем при игре на фортепьяно, т.к. работает при звукоизвлечении весь организм.
12. Концентрированный металлический звук пробивает оркестр.
13. Правильное пение — когда всё в нас внизу напряжено: грудь, живот, диафрагма, до шеи; а вверху раскрыто, свободно, не напряжено — горло, глотка, лицо.
14. При правильном пении раскованны мышцы всего тела, напрягаются они лишь тогда, когда это нужно. Бегун не побежит, если какая-то часть тела его застыла, скована.
15. Правильно когда поёшь, можешь голову повернуть в стороны, вверх, вниз — и голос не изменится.
16. Пение — это связки и дыхание, надо только уметь ими управлять.
17. От правильного пения после занятий, от вибраций верхних носовых резонаторов и полостей пустых, может ударять в голову слегка, повышается температура и бывает иногда покачивание.
18. Пой собранным концентрированным звуком на сомкнутых связках.
19. Главное, внизу звук правильно извлечь, а где и как покрыться, он сам найдёт.
20. Как будто хочешь кашлянуть, так концентрируй звук.
21. Вдохнул, опёр дыхание, диафрагма как бы расширяется и в центре её место освобождается, где и должен рождаться звук, соединяясь со связками.
22. Чтобы пение было не напряжённым, организм не скован и в звукоизвлечении работало лишь то, что нужно. Это похоже, как при игре на фортепьяно, напряжены лишь кончики пальцев, которые с клавишами соприкасаются, а рука свободна.
23. На верхах Карузо пикирует вниз, звук рождается в одном месте.
24. Напрягли прямые мышцы живота, живот стал плоским, а боковые мышцы живота раздались в стороны и их напрягаем тоже, и так поём.
25. Накладываем ладонь на грудную клетку и начинаем петь: при правильном пении грудь вибрирует, как колокол, или пустая бочка, и мы это чувствуем рукой с растопыренными пальцами. Это признак правильного естественного пения.
26. Когда правильно поём, можем головой крутить, наклоняться, двигаться — звук при пении не изменится.
27. Если напряжён живот, то связки легко смыкаются и не напряжены — правильно поём.
28. При правильном звукоизвлечении голос будет звучать и когда под стол залезем, и согнёмся в разных положениях тела, техника исполнения сохранится.
29. Когда воздух не выпускаем сразу, то и поём на одном вздохе долго.
30. Звук не должен выходить выше солнечного сплетения, здесь и пой, воспроизводи звук.
31. Хорошая школа пения такова, когда у одного педагога если запоют несколько учеников, то голос их сольётся как один; неправильная же школа такова — голоса прозвучат по-разному, характер звука неоднородный.
32. Вдыхаем воздух, грудная клетка приподнимается, расширяется и напрягается сильно с животом, и начинаем петь — звук будет, но на связках и только громкий; быстро устанем, связки и тело скованно и зажато, что является признаком неправильного пения.
33. Когда голос озвучиваем в нос, это обкрадывает тембр.
34. Афония — полная потеря голоса, а не различной степени расстройство его.
35. Не надо подавать напор воздуха на связки излишний, т.к. он пробивает связки, и звук снимается с опоры и воздушное давление, нужное для звучания, пропадает.
36. Певица знаменитая с хорошим голосом уже сейчас не поёт. Это потому что она им злоупотребляла и пела немного на связках, отчего голос постепенно стирается и изнашивается.
37. При неправильном пении — громко поют, и вроде голос звучит, но давятся, долго не могут петь, а тише и тихо совсем петь не могут, сразу зажимается гортань. Признак же правильного пения: поём и громко, и тихо, без напряжения меняем громкость.
38. Неправильная школа пения — когда внизу всё расслаблено, мертво, а вверху идёт перенапряжение: горло зажато, морщины на лбу, лицо искажено. От этого связки стираются, верхов нет, быстрая утомляемость.
39. Когда озвучивают голос искусственно в нос, и даже если делают это на опоре, то поют барашком — это неправильно.
40. «Козлиный голос» — неприятное для уха звучание голоса с очень мелкой вибрацией, или «горошек», или с крупной вибрацией.
41. При неправильном звукоизвлечении воздух выходит из нас быстрой и широкой струёй, связки при этом не напряжены, болтаются туда-сюда, подсвязочное давление отсутствует. Такой звук далеко не летит, а вблизи от него глохнешь. Глотка сдавлена, перенапряжена, а низ не работает.
42. От простуды, душевных волнений связки исцеляются посредством голосовой гимнастики.
43. При пении могут быть зажаты мышцы у лопаток, я это чувствую, т.к. звукоизвлечение от этого скованное.
44. Если возникают неприятные ощущения при пении, разговоре — звукоизвлечение неправильное.
45. Зажми горло, напряги пресс, грудную клетку, пережми шею и начни петь — неправильный подход к пению. Через несколько лет — профнепригоден певец. Голос хорошо звучит, но… до времени.
46. На концерте один певец пел сильно на горле, я, выйдя с концерта, почувствовал, что сели связки у меня на две недели. Так быстро передаётся неправильное пение. Опасно даже слушать плохих певцов, а не то что с ними петь. Не зря знаменитые певцы Карузо, Шаляпин, Руффо пели вместе в операх, они пели одной манерой.
47. Неправильное дыхание и постановка — взяли воздух в себя, всё напрягли: живот, шею, грудную клетку, и выдавливаем из себя голос — звук идёт сильный на короткое время; через год-два связки испортим.
48. Неправильное звукоизвлечение порождает и неправильное интонирование. Где-то мышцы перенапряжены, где-то расслабленны. У слушателей подсознательно внутреннее напряжение возникает, неудобство, неуютность.
49. Вначале дать посыл воздуха и медленно мягко усиливать. Если вначале сомкнуть связки, а после послать струю воздуха, от этого напора воздуха и связки перегружаются, и будет перед извлечением звука призвук короткий, что несколько неприятно.
50. Неправильно петь — это петь и мучиться.
51. Если связки напряжены, то живот пропорционально не напряжён — неправильно поём.
52. Не пой плоским белым звуком, он противно звучит, бедно, сухо, вблизи от него глохнешь, а вдали его не слышно. Петь надо объёмным звуком из глубины, на опоре, и даже тихо будешь петь, а везде будет он слышен.
53. Учись петь, чисто извлекая звук только связками, естественно, свободно, вначале тихо, мягко, а после и жать смело и сильно на них. Всякие призвуки в носу, в горле и других местах искажают звук и неприятны.
54. Голова и связки — чтобы весь ум был на связках: как их сомкнуть, как они работают; вожжи держи на них и ими управляй.
55. Всё зависит от того, как ты смыкаешь связками: сильно, слабо и т.д. — такой и звук пойдёт.
56. Свисток, а не звук — всё пережато.
57. В пении участвуют не только связки, но и живот.
58. У трубачей к 40 годам растягивается диафрагма, и они уже уходят на пенсию.
59. Вот так — пою на горле, а так — нет: контролировать, в первую очередь, это.
60. Чем связки короче, тем звук выше.
61. Голосовые связки обладают исключительной способностью к восстановлению.
62. Никуда от связок не уходи. Это твой инструмент, умей им пользоваться. Есть смычок, им можно ударить, ткнуть, а можно и плавно по струнам провести. Всё зависит от тебя.
63. Не загоняй звук в нос, в затылок — там ничего нет, кроме резонаторов, пой здесь: от связок до низа живота, верха как будто и нет.
64. Не оставляй звук на связках, иначе зажмётся.
65. Голос сел — связки плохо подчиняются, плохо управляются от усталости или перенапряжения, от форсирования звука излишнего, долгого пения, неправильного пения.
66. Голос не должен подниматься выше солнечного сплетения, всё время там внизу, на опоре держать его.
67. Знать, что поют связками, это всё равно, что иметь кусок золота и не уметь им пользоваться и обработать его. Требуется ещё и умение ими владеть.
68. Петь на опоре — при этом выходящий воздух смазывает связки и они трутся, хлопают друг о дружку не так жёстко и менее устают.
69. В солнечном сплетении будто у тебя динамик, так и пой.
70. Пой связками, чисто их смыкай — это твой инструмент.
71. Пои связками, познай их, как они смыкаются, как работают, и никогда от них не уходи во время пения. Ощущай их всегда и работай ими.
72. Немного воздух лишний проходит при пении — поплотней смыкать связки.
73. Никуда не уходи от своего певческого инструмента — связок, ни в голове не пой, ни в носу, ни зубами…
74. Между связками и диафрагмой как будто канатик натянут.
76. Вдыхаем воздух в спину, чувствуя холодок на задней стенке носоглотки, рёбра поднимаются; после напрягаем грудную клетку и диафрагменное кольцо, особенно на спине, и низ живота и бока; живот подаётся вперёд, воздух опёрт и звук от этого концентрируется, петь легко.
77. Всё напряжение со связок, с горла надо перевести на живот.
78. Формируй звук не на связках, а на диафрагме, в груди.
79. Не уходи от диафрагмы, пой здесь, как будто рот у тебя там, где солнечное сплетение. Связки рождают звук, а диафрагма, дека, усиливает его. Связки и дека — чувствуй их.
80. Связки, как инструмент, с ходу воспроизводят то, что от них хотят.
81. Диафрагма не держит, голос качается, в старости это бывает.
82. При пении чувствуй — как медленно выходит воздух и связки от этого колеблются, издавая звук.
83. От связок никуда не уходи, пой связками.
84. Голос не должен подниматься выше диафрагмы.
85. Пытаемся взять высокую ноту, и у нас это не получается — связки не смыкаются. Низкие ноты — связки смыкаем в одном месте, а высокие — в другом, выше. Несмыкание — от несовершенного или нездорового голосового аппарата, простыли, мало тренирован.
86. Связки смыкай плотно и мягко, а не жёстко.
87. Почувствуй связки.
88. Звук в тоне идёт, но противный, как будто сто бесов поют, это от нечистоты души. Чистый звук приятный рождается в чистой душе.
89. Найти место, где петь, там и звук извлекать, оттуда никуда не отходить, всё на одном месте, любым стилем пения, любой манерой, при любых нотах.
90. Сильней нажимай животом, грудью, чтобы протолкнуть звук, застрявший между связок.
91. Звучание голоса пусть будет у тебя не во рту или на связках, а в груди, как динамик, на диафрагме.
93. Связки опирать на деку, т.е. диафрагму.
94. Не оставляй звук на связках, переводи его в живот. От этого он благороднее и легче петь.
95. Мы хорошо тогда владеем голосом, когда его не выпускаем и поём в области солнечного сплетения.
96. Голос должен проходить, а не застревать в связках.
97. Живот, связки, головные резонаторы — необходимо соединить их все воедино.
98. Петь желательно на диафрагме, в области солнечного сплетения.
99. Не забывай о связках, от них не уходи и работай ими, чтобы не ослабевали.
100. Чувствуй связки, как они смыкаются.
Металлический голос
Смотреть что такое «Металлический голос» в других словарях:
металлический голос — (иноск.) звонкий, звучный (напоминающий звон металла) Ср. Здравствуйте! неожиданно произнес в эту минуту под самым моим ухом звонкий, металлический голос. Григорович. Сон Карелина. 4 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
металлический — ая, ое. métallique adj. <лат. metallicus. 1. Сделанный, изготовленный из металла. БАС 1. Отн. к металлу, металлам; связанный с обработкой металла. БАС 1. ♦ Металлическое муаре. Разнообразные рисунки на жести, напоминающие морозные рисунки на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
металлический — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. металлически 1. Металлическим является предмет, сделанный из металла вещества, которое блестит, хорошо проводит тепло и электричество. Металлическое кольцо. | Он носил металлическую бляху с номером. 2.… … Толковый словарь Дмитриева
голос — беззвучно пронзительный (Городецкий); беззвучный (Арцыбашев, Мельник Печерский); визгливый (Серафимович, Сергеев Ценский); вкрадчивый (Ленский, Григорович); властный (Тихонов); волшебный (Надсон); гармоничный (Каренин); гибкий (Башкин, Северцев… … Словарь эпитетов
металлический — ая, ое. 1. к Металл (1 зн.). М. блеск. М ая пыль. М ие деньги. 2. Связанный с обработкой металла, изготовлением чего л. из металла. М. завод. 3. Такой, как у металла. М. привкус. М. блеск. М. звук (звонкий, резкий). М. голос (высокий, звонкий). ◁ … Энциклопедический словарь
металлический — ая, ое. см. тж. металлически 1) к металл 1) Металли/ческий блеск. М ая пыль. М ие деньги. 2) Связанный с обработкой металла, изготовлением чего л. из металла. Металл … Словарь многих выражений
Джобс, Стив — Стив Джобс Steve Jobs … Википедия
Деятельность Троцкого на посту наркомвоенмора (1918—1924) — Приложение к статье Троцкий, Лев Давидович В 1918 году Троцкий Л. Д. фактически возглавляет Красную армию в качестве наркомвоена (наркомвоенмора, предреввоенсовета), сохраняя этот пост в течение практически всей Гражданской войны. Вплоть до 1923… … Википедия
Деятельность Троцкого на посту наркомвоенмора (1918—1925) — Приложение к статье Троцкий, Лев Давидович В 1918 году Троцкий Л. Д. фактически возглавляет Красную армию в качестве наркомвоена (наркомвоенмора, предреввоенсовета), сохраняя этот пост в течение практически всей Гражданской войны. Вплоть до 1925… … Википедия
МЕТАЛЛ — (греч.). Простое тело, тяжелое, непрозрачное, с более или менее сильною степенью блеска, тягучести и способности проводить теплоту и электричество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТАЛЛ лат.… … Словарь иностранных слов русского языка
Что значит металл в голосе
Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса
Глава 1. Мой образ жизни. Связь вокальной деятельности и физической активности
Привет, меня зовут Андрей, я являюсь автором канала «Andre Serba» на видеохостинге YouTube.
Канал посвящен изучению физиологии и техники пения. На своем канале в течение пяти лет я рассказываю о голосовом аппарате, визуализирую сложную информацию, открываю приемы, средства и методы развития певческого голоса, показываю примеры звукообразования собственным пением. Я являюсь онлайн-педагогом по вокалу, поддерживая три формы обучения: вербальная консультация, дистанционный урок пения по видео-связи, а также монтированный видео-анализ голоса ученика со своими комментариями, анимациями и методическими указаниями. Кроме этого я самостоятельно изучаю основы звукорежиссуры, практикуясь в записи и сведении собственного вокала, чистке интонации, корректировке темпа, динамического баланса и т. д. Данная деятельность также помогает мне изучать голос, закономерности его образования, объективное и субъективное его восприятие на слух, благодаря компьютерным программам и оценке моего исполнительства зрителями канала. За пять лет такой работы на канале постепенно появились новые рубрики (разделы, плейлисты, темы):
1. Анимации биомеханизмов пения
2. Важный урок пения
3. Понижение голоса
4. Видео-анализ голоса
5. Хор из меня (хор из одного человека)
На данный момент мне 35 лет (1985 год рождения), из них 20 лет я занимаюсь физической культурой (начиная с 15 лет), стараюсь вести здоровый образ жизни. По первому образованию я являюсь учителем физической культуры и руководителем спортивной секции (клуба) по легкой атлетике, а так же организатором спортивно-массовых мероприятий.
В 16 лет я поступил в педагогический колледж имени Л. С. Выготского на физкультурный факультет, где получил много знаний из анатомии, спортивной физиологии, гигиены и биохимии. Здесь я твердо освоил принципы обучения, которые впоследствии стал применять в своей педагогической вокальной практике: принцип объективности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип доступности при необходимой степени трудности; принцип наглядности, разнообразия методов; принцип активности обучаемых; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Пою я 15 лет (начиная с 20 лет, когда поступил в колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на вокальный факультет). В 29 лет я закончил БГАМ (Белорусская государственная академия музыки) по специальности «академическое пение».
За весь свой певческий период я успел поработать в разных сферах вокальной деятельности: около пяти лет пел в православных храмах Беларуси, был членом трех мужских вокальных ансамблей, а так же работал в хоре Белорусской государственной филармонии.
Гомель, мужской ансамбль «Глас»
Хор кафедрального собора св. Петра и Павла г. Гомеля. Регент – протоиерей Владимир Петручик
Мужской ансамбль кафедрального собора г. Гомеля. Руководитель – протоиерей Владимир Петручик
Народный академический хор Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского
Руководитель Маргарита Варфоломеева
Город Минск, хор «Всехсвятский». Руководитель и преподаватель вокала – Дмитрий Токмаков
Ансамбль «Vies Bonum», мужское трио
Тенор – Буренков Семен, баритон – Эдуард Орловский, бас – Андрей Щербаков
На протяжении всего периода я, как истинный приверженец физической культуры (по первому образованию), не оставлял телесных практик:
– стретчинг (развитие гибкости)
– домашняя аэробная тренировка
– контрастные процедуры (душ, баня, обливания)
Поначалу, когда я стал вокалистом, физическая активность, временами, вызывала сухость слизистой поверхности дыхательных путей, а так же нарушала процесс приобретения навыка певческого дыхания. Но временами, наоборот, я чувствовал подъем работоспособности, хороший смык и запас дыхания. Данные состояния были изменчивы и непредсказуемы, голос был нестабилен. В начале вокального пути у меня не было нужных вокальных навыков, достаточной подготовки фонаторных мышц, не было опыта совмещения активного образа жизни и пения. Я просто, можно сказать, насильно совмещал физическую активность и процесс вокального обучения, не особо заботясь о правильном питании, сне, умеренности физической нагрузки на организм. Со своим юношеским максимализмом я, скорее, относился к организму, как к совершенной машине, способной восстанавливаться, независимо от интенсивности и размеренности нагрузки. Такой подход к себе вызывал противоречия в общем состоянии организма, дыхательной системы и голосового аппарата. Во время исполнения романсов и арий зачастую был кашель с мокротами, поверхностное (ключичное) дыхание, ощущения зажатия в области живота и гортани (особенно, если в день, предшествующий уроку вокала, я яростно закачивал прямую мышцу живота (пресс) или гонял спринт). Но были и положительные моменты. Благодаря физическим упражнениям я был организован, дисциплинирован, достаточно вынослив физически, эмоционально устойчив. Такие качества, конечно же, способствовали не оставлять начатое и продолжать учиться и развиваться мне, как вокалисту.
Со временем я приобрел опыт совмещения телесной нагрузки с пением, чем хочу поделиться с Вами… Важно понимать, что наш организм – это совокупность тканей, органов и систем органов, подчиняющихся высшей нервной деятельности, а высшая нервная деятельность (центральная нервная система), в свою очередь, напрямую зависит от их состояния, работоспособности, адекватного взаимофункционирования. В организме различают 12 взаимосвязанных систем: центральная нервная система, периферическая нервная система, система органов дыхания, система органов кровообращения, система органов кроветворения, система пищеварения, система органов выделения и кожа, репродуктивная система, эндокринная система, костно-мышечная система, лимфатическая система, иммунная система. Все это – один организм, но скорость восстановления каждой из систем различна. Именно в этом заключаются подводные камни, проблемы и ошибки человека, желающего развить все и сразу. Неграмотно построенная система физических нагрузок, несбалансированное питание и хроническое обезвоживание может вызвать состояние перетренированности, что обязательно скажется на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей, на гормональной и нервной системе. В таком случае человек получает букет функциональных нарушений: перепады настроения, тревожный сон, дистабилизация пульса и кровяного давления, нарушение аппетита (как в сторону обжорства, так и в сторону отсутстия аппетита), пониженное либидо (половые функциональные нарушения), панические атаки и тревога. Но в случае методичной физической активности, грамотного, последовательного подхода к своему телу вокалист защищен: его настроение устойчивое (он уверен в своих начинаниях и мотивах); сон глубокий (полное восстановление энергии и нейромедиаторов); сексуальная активность в норме (что позволяет получать примитивное удовольствие и не терять вкус к жизни); он стрессоустойчив (например, перед экзаменом по вокалу его не бросает в пот, благодаря чему вокалист не обезвоживается и не теряет жизненно важные электролиты); давление стабильно (это сохраняет нормальную работу внутренних и внешних мышц гортани, их питание и насыщение кислородом); правильный аппетит (употребляет пищу с удовольствием, получает все необходимые жиры, белки, углеводы, минералы и витамины для восстановления гладкой мускулатуры дыхательных путей, фонаторных мышц, хрящей трахеи и гортани, слизистой оболочки дыхательных путей, диафрагмы, гормонов радости и роста, а так же для восстановления иммунитета в целом, как основы вокальной профессиональной деятельности). Иммунитет, в свою очередь, это совокупность органов иммунной системы, центральным из которых является ТИМУС (вилочковая железа), который, кстати, находится в верхней части грудной клетки. При правильном, свободном пении вилочковая железа подвергается благотворным вибрациям, исходящим от голосовых связок и проходящим путь резонирования в трахее (см. «Низкая певческая форманта»), что способствует его функциональной стимуляции, кровоснабжению и межклеточному обмену веществ в данном органе.