Что значит истребитель 5 поколения

Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок — физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I — это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.

И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя — УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

Кабина истребителя поколения 5 — это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500−700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

Последнее очень важно для пилота как руководителя выполнения сетевого задания, а не просто как оператора при бортовых датчиках. Именно поэтому вся информация выводится на экран в заранее обработанном виде и появляется только в нужные моменты, что удобно для человека и существенно увеличивает своевременную ситуационную осведомленность. Особое место в составе ИУП кабины занимает нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), которая также помещает пилота внутрь события.

Вся необходимая информация в удобных для работы бинокулярных формах выводится на смотровой щиток шлема и всегда, несмотря на повороты головы, находится перед глазами пилота, для чего постоянно отслеживается положение его головы. Шлем обладает функцией дополненной реальности, поэтому пилот может как бы видеть сквозь кабину и быть более информированным о том, что происходит вокруг самолета.

Такие шлемы уже есть на головах пилотов F-35 — это HMDS Gen II «Божий глаз» американской компании VSI. А в скором времени они будут и у европейских пилотов: шлем Striker II производит британская компания BAE Systems. Аналогичные разработки ведутся и для наших Су-35С и Т-50.

Особенности воздействия на организм пилота МФИ 5-го поколения

Скольжение и резкие разгоны и торможения на больших углах атаки вызывают новые, ранее неизвестные иллюзии, приводящие к дезориентации, дискомфорту и тошноте.

Маневрирование с перегрузкой 10 g приводит к потере пространственной ориентации и возникновению зрительно-вестибулярных иллюзий при восприятии закабинного пространства: перегрузки нестандартно воздействуют на вестибулярный аппарат, а он в ответ формирует ощущения кажущейся вертикали. Врожденный механизм пространственной ориентации перестает работать.

Полет с высокими перегрузками усугубляется сопутствующими проблемами: ухудшением зрительных функций, травмами мышц спины, связок и позвонков, физическим дискомфортом и болями.

Дефицит времени в скоростных боях с мгновенными переходами из одного пространственного состояния в другое вызывает, как говорят пилоты, ощущение, когда «скорее чувствуешь, чем понимаешь происходящее», что также является новым психологическим феноменом.

Скоротечность воздушного боя может вызвать ощущения когнитивного диссонанса при работе с высокодинамичными форматами кабинных дисплеев вплоть до потери с ними информационного контакта.

Ведение боя в сжатых границах воздушного пространства с резкими изменениями угловых скоростей линии визирования цели требует интенсивных поворотов головы в шлеме с системой прицеливания, от чего возникают добавочные иллюзии пикирования, кабрирования и крена в зависимости от движений головы.

Добавленная реальность на щитке шлема, позволяющая видеть «сквозь кабину», вызывает иллюзию самостоятельного полета вне самолета, что затрудняет работу с кабинными органами управления.

Источник

Крадущиеся в воздухе. Истребители 5 поколения

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Концепции захвата господства в воздухе менялись вместе с возможностями техники и изменением концепций войны.

Сегодня передовым «бойцом воздуха» в военной науке считается истребитель пятого поколения.

Что такое пятое поколение и «с чем его едят»?

— малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне (в т.ч. внутренняя подвеска вооружения);

— крейсерская сверхзвуковая скорость полета;

— усовершенствованное БРЭО (бортовое радио-электронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и РЛС (радиолокационная станция) с АФАР;

— наличие круговой информационной системы;

Российские военные прибавили к этому еще один критерий (реализованный, правда, уже на истребителях поколения 4++):

На самом деле, если подойти дотошно, всем критериям одновременно не соответствует ни один из представленных самолетов.

Распределение различных самолетов по поколениям можно оценить по данной картинке:

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

К 2011 году единственным принятым на вооружение истребителем 5-го поколения был F-22 Raptor (2001 г.), созданный по программе ATF (Advanced Tactical Fighter).

Уже реализован «в железе», но находится в начале пути и вообще является всего-лишь демонстратором технологий японский ATD-X Shinshin.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Кстати, о малозаметности.

Небольшое отступление, которое нам впоследствии еще пригодится.

Серийные Еврофайтеры, кстати, до сих пор не получили обещанные в 2013 г. (в рамках партии «Транш-3») РЛС с АФАР «CAESAR».

Помимо вышеперечисленных самолетов, есть еще несколько претендентов на звание самолета пятого поколения, находящихся в стадии разработки или демонстрационных концептов: китайский J-31, индийский FGFA (на базе российской программы ПАК ФА) и AMCA (программа приостановлена в 2014 г.), турецкий TF-X, корейско-индонезийский KF-X/IF-X и иранский Qaher F-313.

Их (а также японца) мы в данном материале рассматривать не будем ибо зелены еще. Японцу выделим отдельный пост. 🙂

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Первоначальное ТТЗ (тактико-техническое задание) 1981 года по программе ATF предусматривало работу самолета в качестве ударника, но уже в 1984 году Пентагон требования к программе ATF обновил, практически исключив работу в режиме «воздух-поверхность».

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

F-22 cоздавался, главным образом, для борьбы с советскими истребителями Су-27 и Миг-29 и должен был постепенно заменить истребители F-15.

Из критериев самолета 5 поколения Раптор пасует в двух позициях: всеракурсном обстреле и наличии круговой информационной системы.

Аэродинамика его конечно пострадала в угоду малозаметности, но не была принесена ей в жертву, как у F-117 Nighthawk или B-2 Spirit. Кроме того, самолет получил управляемый вектор тяги (правда только в вертикальной плоскости), расширяющий его возможности.

F-22 с мощной РЛС с АФАР позиционировался, как мини-АВАКС. Но тут вышла закавыка.

Дело в том, что система связи самолета предусматривала только обмен данными в группе F-22, между собой и со специальным беспилотником-ретранслятором. От других самолетов информацию Раптор мог только получать. Потому отрабатывать роль АВАКСа, наводя другие истребители на цели, пилоту F-22 пришлось бы голосом, либо через специальный беспилотник-ретранслятор (коих построено 6 штук).

К тому же работая включенная РЛС будет демаскировать самолет, сводя его малозаметность на нет.

Из ракет «воздух-воздух» F-22 может нести 6 ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM в подфюзеляжных отсеках вооружения и по одной ракете ближнего боя с ИК ГСН (инфракрасной головкой самонаведения) AIM-9 в двух боковых отсеках. Итого: 8 ракет.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Кстати, режим картографирования земной поверхности с синтезированной апертурой (SAR), обещанный с первого дня производства (как и некоторые другие возможности), РЛС Раптора получила только в Increment 3.1..

Кроме того, уже после постановки на вооружение самолет преподносил немало сюрпризов.

Только начиная с 2005 года, когда Раптор был официально поставлен на вооружение ВВС США, с истребителями произошли десятки аварий различной сложности, в том числе пять крупных (потеряно 5 самолетов), а также две авиакатастрофы, унесшие жизни двух летчиков.

На сегодняшний момент F-22 является самым дорогим истребителем в мире.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Разрабатывая Т-50 в рамках программы ПАК ФА, конструкторы КнААПО пошли по пути, отличному от американских коллег. Между малозаметной геометрией и аэродинамикой был найден компромисс (в пользу последней).

Во многом, наверное поэтому, даже с менее мощными двигателями первого этапа ПАК ФА превосходит по летным характеристикам своего оппонента.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Даже по забугорным данным:

Максимальная скорость: 2440 км/ч у Т-50 против 2410 км/ч у Раптора.

Дальность полета: 3500 км у Т-50 против 2960 км у Раптора.

Хотя точные цифры мы узнаем еще очень не скоро.

Похожи ли эти цифры на правду?

Что будет, когда вместо «изделия 117» с максимальной тягой на форсаже 14500 кг поставят двигатель второго этапа с тягой на форсаже 18000 кг?

Российски истребитель гораздо ближе к соответствию по предпоследнему критерию (наличие круговой информационной системы), ибо в отличие от «Раптора», так и оставшегося с одной РЛС. Сухой несет их несколько!

БРЛС Н036 включает в себя пять АФАР:

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Помимо традиционной 30-миллиметровой авиапушки самолет может нести ракеты и бомбы на 6 внутренних и 6 наружных точках подвески.

Ракетное вооружение представлено гораздо более широкой номенклатурой.

Ракеты «Воздух-Воздух» (УРВВ).

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

РВВ-ПД («изделие 180-ПД»)

Кроме вооружения «Воздух-Воздух» Т-50 может нести широкую номенклатуру средств поражения «Воздух-Поверхность».

Это и корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500 различных модификаций.

И новая многоцелевая ракета для работы по земле Х-38М (с различными видами ГСН и БЧ).

И противорадиолокационные ракеты Х-58УШК и Х-31П/Х-31ПД (на внешней подвеске).

И противокорабельные Х-35У, Х-31АД (в перспективе авиационный вариант «Оникса»/»Брамоса»).

В этом году должно начаться производство серийных истребителей для ВВС. Так что скоро узнаем, как минимум, официальное «имя собственное» самолета и перестанем его обзывать «Т-50». Ждем!

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Помните поговорку про универсальный инструмент, который может делать все, но одинаково плохо?

Как раз тот случай. Получился, наверное, самый скандальный истребитель 5 поколения.

Первый полет самолет совершил в 2000 году. Мелкосерийное производство началось в 2006 году. Прошло 11 лет, а самолет до сих пор не готов.

Самое интересное, что больше всех свой F-35 ждет корпус морской пехоты США (ибо в отличие от ВВС и ВМС у них нет альтернативного кандидата). Но мало того, что морпеховский F-35B обрезали по бомбовой нагрузке (может нести в отсеках вооружения только бомбы калибром 450 кг в отличие от 900-килограммовых в двух других модификациях). У него постоянно вылазят какие-то проблемы. Доходило даже до того, что в 2012 году программу F-35B собирались закрывать.

Морпехи США уже от безысходности продлили ресурс своих AV-8B (самолетов вертикального взлета и посадки, которые должен был сменить F-35B) до 2030 года, прикупив у британцев 72 списанных «Харриера» для потрошения на запчасти.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

F-35 изначально должен был заменить даже. штурмовик А-10!

Вообще на данный момент уже выпущено 154 серийных (!) F-35 и 174 самолета всего. А принятие на вооружение все отодвигается и отодвигается.

Недавно F-35 даже попал в пятерку худших истребителей США за всю историю авиации, по версии журнала National Interest.

Главный минус F-35 это низкие летно-технические характеристики: недостаточные тяговооруженность и маневренность, и малая максимальная скорость.

Не зря австралийцы из аналитического центра «Air Power Australia» предъявляют претензии F-35, говоря, что он «не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооруженности, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и маневренности».

Но помимо минусов есть у Лайтнинга-2 перед Раптором и преимущество: F-35 получил аналог нашего оптико-электронного локатора (ОЛС). Электронно-оптическая система (ЭОС) AN/AAQ-37, в отличие от наших ОЛС имеющая 360° постоянного обзора и расположенная в низу фюзеляжа, «заточена» в основном на работу по земле.

РЛС с АФАР AN/APG-81 по заявлению разработчиков позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности в 150 км.

Тут надо сказать, что разработчики РЛС лукавят. Ибо речь идет о цели с ЭПР 3 м² и вероятности обнаружения 0,5 при сканировании в секторе 0.1 от общего сектора РЛС в течении 2 сек.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Вооружение F-35 располагается на 4 точках подвески в двух внутрифюзеляжных отсеках. Также у самолета есть еще 6 точек внешней подвески.

Для работы по воздушным целям F-35 может нести УРВВ средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракеты малой дальности: AIM-9M «Сайдуиндер», AIM-9X, либо британские AIM-132 ASRAAM.

На внешней подвеске он будет нести ракеты от уже проверенных временем HARM’а и «Мейверика», до сравнительно новых AGM-158 JASSM или SLAM-ER; ПТУР «Brimstone» и разовые бомбовые кассеты CBU-103/104/105.

Ну да ладно, будем верить в заявленную производителем стоимость. А двукратное удорожание самолета спишем на очередной попил честную дележку между «Локхид Мартин» и чинами КПМ США. 😉

Впору, кстати, вспомнить цену российского Т-50, озвученную выше.

Самолет, выполненный по необычной для 5 поколения аэродинамической схеме «утка», при взгляде сверху напоминает несостоявшийся истребитель 5 поколения МиГ МФИ (прототип которого мы знаем под наименованием «МиГ 1.42»). Видимо, сотрудничество с российским институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» в начале 90-х не прошло даром.

Так, если посмотреть спереди, то мы увидим «брата F-22». Форма воздухозаборников, беспереплетный фонарь кабины, схожий силуэт. правда его быстро выдают при взгляде спереди ПГО и нижние аэродинамические гребни.

При этом самолет имеет S-образный изгиб воздухозаборников, как на F-22.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Хотя в вину китайскому самолету ставят слабую параллельность передних и задник кромок горизонтального оперения, а так же торчащие сзади аэродинамические гребни. самолет все-таки можно отнести к малозаметным.

Самые уязвимые элементы программы J-20 это силовая установка и БРЭО.

Самолет должен получить китайский двигатель WS-15 с тягой до 18000 кг, разрабатываемый в «624-м Институте», известном сейчас под аббревиатурой CGTE (China Gas Turbine Establishment). Но пока с двигателем проблемы. И это у Китая традиционно.

Можно вспомнить проблемы китайского WS-10 «Тайхан», устанавливаемого на китайские «клоны» семейства Су-27. и последующую закупку в России большой партии двигателей АЛ-31Ф.

Аналогичные проблемы испытывают с двигателем WS-13 для легкого экспортного истребителя FC-1. Двигатель в разработке более 10 лет, а серийные истребители летают на российских РД-93 (модификация двигателя РД-33).

Правда, тут ситуация, еще интереснее, чем с двигателями. Поскольку максимальный уровень для Китая до сей поры был на уровне наших РЛС 001 «Меч» 80-х годов. Откуда внезапно взяться АФАРу? Китайцам бы суметь скопировать доделать РЛС тип 1473, разработанную на базе нашего «Жемчуга» (который они закупают у нас для своих истребителей J-10).

Но что можно уже сказать определенно?

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

— б0льшими по объему отсеками вооружения;

— более разнообразной номенклатурой вооружения (имеет дальнобойные ракеты «воздух-воздух» и широкий выбор боеприпасов «воздух-поверхность»);

— всеракурсным УВТ (сверхманевренностью);

— самолет может применяться с грунтовых ВПП (взлетно-посадочных полос).

При этом вроде бы несколько уступая Раптору в малозаметности. Что, кстати, еще не факт, ибо «Бегемотик» X-32 от Boeing (прототип-конкурент Х-35, проигравший в программе JSF) удовлетворял требованиям к малозаметности, не имея S-образного канала от воздухозаборника к двигателю, а прикрывая его радар-блокером, а кили, например, у него значительно меньше. Потому в передней полусфере ЭПР его и F-22 могут не сильно отличаться.

Сзади Т-50 будет «светиться» определенно лучше конкурента (вследствие «неостелсованных» круглых сопел), но окончательную оценку его малозаметности можно будет дать только после появления двигателя второго этапа.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Малозаметность (пресловутая технология «стэлс») в свое время подсказала американцам идею качественного, а не количественного превосходства над всеми остальными.

На сегодня ясно, что данная ставка себя не оправдала. Поскольку, во-первых, основные соперники США в «большой игре» (Россия и Китай) тоже уже обзаводятся своими самолетами 5 поколения. А во-вторых, критерий «эффективность/стоимость»; по отношению к сверхдорогим американским «пятеркам» еще ждет своей беспристрастной оценки.

Так ли они превосходят самолеты предыдущего поколения, чтобы стоить настолько больше? Будет ли в разы большая цена компенсироваться соответствующей в разы большей эффективностью? Заслужена ли она? Например, существует устойчивое мнение, что в дуэльной ситуации истребитель «5-го поколения» F-35 проиграет истребителю 4-го поколения Су-35С.

Источник

Пять признаков истребителя пятого поколения

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Самые яркие впечатления на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) под Москвой зрители всегда получают от пилотажных выступлений современных истребителей МиГ-29 и Су-27. Машины невероятной мощи и захватывающих возможностей стоят на вооружении военно-воздушных сил РФ уже достаточно давно и относятся к 4-му поколению самолетов-истребителей.

Однако сменить еще не устаревшую армию воздушных гигантов уже готовы машины 5-го поколения. Способности этих богатырей небесных сражений не оставляют сомнений в уникально передовой мощи современных судов воздушной армии России. Новая разработка получила название «Перспективный авиационный фронтовой комплекс» Т-50.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения
Российский истребитель пятого поколения Т-50
Источник: InfoStep

Способность новых летательных аппаратов делать так называемую мертвую петлю (замкнутое кольцо в вертикальной плоскости) вокруг собственного хвоста — это заслуга всеповоротных сопел двигателей АЛ-41Ф1, высокотехнологичного компьютерного управления и беспрецедентного мастерства пилотов.

Невидимость Т-50 по сравнению с предыдущим поколением авиамашин увеличена в 15 раз. Особая форма фюзеляжа и специальные покрытия превращают громадину на экранах радаров в точку размером с футбольный мяч.

3. Высокоинформационный радар.

Самолеты 5-го поколения обладают всеракурсной способностью обозревать воздушную обстановку. Радары последнего поколения без вращающихся антенн и «умная» обшивка корпуса дают эти привилегии.

4. Внутреннее размещение вооружения.

Малозаметный истребитель может быть вычислен по размещенным под корпусом ракетам. В новых Т-50 предусмотрены внутренние отсеки для вооружения, рассчитанные на 10 ракет категории «воздух-воздух» или 8 авиабомб.

5. Длительные полеты на сверхзвуке.

Скорость выше скорости звука стала принадлежностью стандартного крейсерского режима полета. Предыдущие модели истребителей могли летать на сверхзвуке ограниченное время только при включении форсажа.

Более подробная информация о новых самолетах доступна на сайте ВТБ.

Почему ВТБ рассказывает об этом?

Банк ВТБ с особым вниманием относится к социальной миссии бизнеса. Корпорация взяла на себя обязательства генерального спонсорства МАКС, который был организован с 25 по 31 августа текущего года в подмосковном Жуковском. Возможность приобщить десятки тысяч россиян и гостей страны к выставке сильнейших достижений авиакосмической отрасли в руководстве ВТБ считают полезной перспективой для укрепления позиций России на мировом поле в качестве сильного игрока.

Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть фото Что значит истребитель 5 поколения. Смотреть картинку Что значит истребитель 5 поколения. Картинка про Что значит истребитель 5 поколения. Фото Что значит истребитель 5 поколения

Когда банкиры становятся авиатехниками это всегда весело)))

Способность новых летательных аппаратов делать так называемую мертвую петлю (замкнутое кольцо в вертикальной плоскости) вокруг собственного хвоста.

Дас! Знал ли великий Нестеров, что на самом деле петля, названная его именем, и никакая не мёртвая, возможно контуженная, но никак не мёртвая. Ведь мёртвую петлю можно крутить только вокруг собственного хвоста. А у него ни хвоста, ни даже реактивного двигателя с отклоняемым вектором тяги не было.

Так что же это получается? Что нас всё это время обманывали. А сотрудники ВТБ решили исправить это безобразие и восстановить первозданный порядок вещей. Спасибо вам бухгалтеры! Спасибо и низкий поклон от всех авиаторов и любителей авиации. Вразумили. Теперь становится понятно, что те, кто крутит петлю и при этом не имеет хвоста, выполняют на самом деле простую незамысловатую петлю Нестерова, а вот крутить мёртвую петлю могут позволить себе исключительно счастливые обладатели хвостов.

Кстати, в этой связи имеет смысл пересмотреть теорию Дарвина. Ведь тот факт, что мы произошли от обезьяны, после громкого заявления профсоюза бухгалтеров, больше не может вызывать никаких сомнений. Однако появляется весьма примечательная деталь, оказывается развитие видов движется в обратном направлении, а не как предполагал великий любитель приматов, то есть человек на самом деле не вершина эволюции жизни на планете Земля, а её бесславное завершение. Иначе как объяснить, что мы остались без хвоста в процессе своего развития и вынуждены теперь идти на разные ухищрения, чтобы овладеть сверхманевренностью.)))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *