Что значит историческая проза

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического повествования, т. е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малую форму — монографию, посвященную какому-либо событию или лицу. События недавнего прошлого, объединенные общеисторической концепцией, впервые описаны в «Истории» Геродота. Вершиной античной историографии является «История Пелопоннесской войны» Фукидида.

Во II в. до н. э. складывается римская И. п.: летописные обзоры («анналы»), монографии (сочинения Саллюстия), публицистические записки о своем времени (сочинения Цезаря), большие сводные обзоры всей предшествующей истории («Жизнь 12 цезарей» Светония, «Римская история от основания города» Тита Ливия, «История» Диона Кассия). И. п. эпохи Римской империи развивается по двум линиям: анналистическая, достигшая вершины у Тацита (начало II в.), мастера драматической композиции и психологической характеристики; биографическая — у Плутарха, избравшего предметом жизнеописания выдающихся людей классического периода истории Греции и Рима. Плутарх вдохновил многих писателей (в т. ч. У. Шекспира, Ж. Ж. Руссо).

Античная И. п. была школой стиля для новоевропейской прозы. Она дала литературе нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой художественной обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними античными историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могущественных монархов, о тирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но все же сыгравшие свою роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма XVII в. и Просвещения, литературы периода Великой французской революции.

Для раннего этапа развития средневековой литературы характерна нерасчлененность И. п., включение в нее сказаний, исторических повестей, преданий.

Характер синтетических литературных памятников, отражающих состояние культуры данной эпохи в целом, носят, например, древнерусские летописи (X—XVII вв.), анонимная грузинская летопись «Обращение Картли» (IX в.), японская летопись «Кодзики» (VIII в.), «Исторические записки» китайского историка Сыми Цяня, «История» арабского историка ат-Табари, «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Достижения средневековой И. п. связаны также с созданием «Хронографии» Михаила Пселла, «Истории Дании» Саксона Грамматика. «Истории Полыни» Яна Длугоша. Литературным мастерством, свежестью, обилием деталей отмечены «Мемуары, или История и хроника христианнейшего короля Людовика Святого» Жана де Жуанвиля. Ценный источник изучения быта и нравов Италии на исходе средневековья — «История Флоренции» Джованни, Маттео и Филиппе Виллани. Крупнейшим летописцем своего времени был Жан Фруассар, автор «Хроники», охватывающей события с 1325 по 1400.

Возрождение, ориентируясь на античные образцы, обновило И. п., заложило основы буржуазной историографии нового времени. Эта эпоха выдвинула ряд значительных мастеров И. п.: Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, хронисты Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции и др.; их исторические сочинения, как и произведения ряда средневековых историков, служили источниками сюжетов, мотивов для поэтов (например, Жофруа де Виллардуэн — для Т. Тассо; Саксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У. Шекспира). Подняв И. п. на большую эстетическую высоту, Ренессанс вместе с тем отделил историографию от художественной литературы.

Значительные образцы И. п. выходят из-под пера Вольтера («Век Людовика XIV»), Ф. Шиллера («История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества»), Н. М. Карамзина («История государства Российского»); А. С. Пушкин написал «Историю Пугачева» и другие сочинения И. п.

В конце XVIII — начале XIX вв. представителями И. п. выступили Ф. Гизо и О. Тьерри во Франции, Т. Карлейль в Англии и др. Во 2‑й половине XIX и XX вв. историография окончательно отделяется от литературы; однако исторические сочинения П. Мериме, некоторые труды Ж. Мишле, Т. Маколея, И. Тэна, Э. Ренана, русских историков — С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, советских историков — Е. В. Тарле, А. З. Манфреда стоят на высоком литературном уровне и могут рассматриваться как произведения художественной И. п. Образцами И. п. в XX в. являются биографии великих людей, созданные А. Моруа, С. Цвейгом, жизнеописания серии «Жизнь замечательных людей».

М. Л. Гаспаров, А. Д. Михайлов.

Источник

историческая проза

разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны» Фукидида), какому-либо периоду в истории («История» Геродота), а также представлять собой тематический обзор («Жизнеописания» Плутарха с их особой попарной композицией – сравнение и биография двух исторических деятелей, которых можно сопоставить по какому-либо признаку). Античные образцы исторической прозы можно разделить также на анналистические (посв. событиям, напр. «Римская история от основания города» Тита Ливия) и биографические (напр., «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). В дальнейшем европейская историческая проза развивается в основном по античным образцам. Более того, античная историческая проза оказала значительное влияние на понимание истории Греции и Рима новыми историками. Многие авторы исторической прозы сформировали определённое понимание событий античности. В Средние века основной жанр исторической прозы – летопись, характерные признаки которой – запись событий по годам (если в каком-то году ничего примечательного не происходит, то в летописи ставится просто цифра, обозначающая этот год), обязательное начало – изложение библейских событий, начиная от Адама или от Всемирного потопа, вставные эпизоды – повести о святых, о чудесах и т. д. Летописи велись, как правило, в монастырях. Летописные своды различных монастырей зачастую объединялись в один. Самые известные летописные своды Древней Руси – «Повесть временных лет», Новгородская летопись. В Западной Европе в Средневековье писались хроники – также подробная запись событий определённой эпохи (например, хроника Жана Фруассара, охватывающая период с 1325 по 1400 г.). Для этого периода характерно объединение исторической прозы с легендами, преданиями и пр. – т. е. включение в текст большого количества недостоверной и назидательной информации. В эпоху Возрождения мастерами исторической прозы были Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, С. Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции. Произведения исторической прозы вдохновляли писателей и драматургов на создание исторических произведений – напр., «Хроники» У. Шекспира, романы В. Скотта. В Новое время образцы исторической прозы появляются у известных писателей – «Век Людовика XIV» Ф. Шиллера, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, незаконченная «История Пугачёва» А. С. Пушкина и т. д. В кон. 18 – нач. 19 в. историческая проза отделяется от художественной литературы, появляются труды профессиональных историков в жанре исторической прозы – напр., работы С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского.
К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов; 1858, Стрельна – 1915, Павловск), русский поэт, драматург, переводчик.

Что значит историческая проза. Смотреть фото Что значит историческая проза. Смотреть картинку Что значит историческая проза. Картинка про Что значит историческая проза. Фото Что значит историческая проза
К. К. Романов. Портрет работы М. Рундальцева

Внук императора Николая I. Наряду с государственной и военной службой великий князь Константин в течение многих лет профессионально занимался литературой, выступая в печати под акронимом К. Р. Первый сборник «Стихотворения К. Р.» (1886), изданный небольшим тиражом, был замечен и получил ряд одобрительных отзывов в критике. К. Р. ориентировался в первую очередь на традиции поэтов «чистого искусства» – Я. Н. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Стихи К. Р. в течение двух десятилетий неизменно привлекали внимание композиторов: романсы на тексты К. Р. написаны П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром, А. К. Глазуновым и многими др. С приходом на литературную арену символизма читательский интерес к поэзии К. Р. заметно угас, а после Октябрьской революции его имя практически не упоминалось исследователями. Поэт был автором знаменитой песни «Умер бродяга в больнице военной», посвящённой военной теме. В нач. 20 в. К. Р. выступает в качестве переводчика драм У. Шекспира, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Также он пробует свои силы в роли автора оригинальных драм: одно из наиболее известных произведений – мистерия «Царь Иудейский» (1914), написанная на евангельский сюжет. Единственное прижизненное исполнение мистерии состоялось в Царскосельском театре, причём в роли одного из персонажей выступил сам К. Р. Эта постановка осуществилась благодаря личному распоряжению Николая II, который разрешил проведение спектакля вопреки запрету, наложенному духовной цензурой.

Полезное

Смотреть что такое «историческая проза» в других словарях:

Историческая проза — Историческая проза условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или… … Википедия

историческая проза — сочинения историков и писателей, которые не только передают факты прошлого, но и художественно их перерабатывают, делая яркими и живыми, например: Сравнительные жизнеописания Плутарха, История государства Российского Н.М. Карамзина, История… … Словарь литературоведческих терминов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

альтернативно-историческая проза — (от лат. alter один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) прозаический жанр современной литературы, основанный на предложении автором своего хода развития исторических событий в противовес существующему в реальности и… … Словарь литературоведческих терминов

проза — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прозы, чему? прозе, (вижу) что? прозу, чем? прозой, о чём? о прозе 1. Проза это разновидность художественной речи нестихотворная повествовательная речь. Пробовать себя в прозе. 2. Прозой… … Толковый словарь Дмитриева

проза — ы; ж. [лат. prosa] 1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэзия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… … Энциклопедический словарь

проза — ы; ж. (лат. prosa) 1) Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэ/зия) Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2) Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… … Словарь многих выражений

Проза историческая — жанр античной лит., ставивший своей задачей яркое и живое изобр. событий прошлого. П. и. возникла в Др. Греции в нач. VI в. до н. э. и была обязана своим появлением росту крит. и науч. мысли, разрушавшей мифолог, систему представлений о… … Античный мир. Словарь-справочник.

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Шкловский, Виктор Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шкловский. Виктор Шкловский Виктор Шкловский Имя при рождении … Википедия

Источник

Историческая проза

Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был Вальтер Скотт, хотя он имел предшественников (например, Мария Эджуорт). Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Алессандро Мандзони, Генрих Клейст, Александр Дюма-отец, Лион Фейхтвангер, в русской литературе — Александр Пушкин, Михаил Загоскин, Иван Лажечников, в советской — Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Василий Ян, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Булат Окуджава, Юрий Давыдов, Чарльз Буковски и др.

См. также

Источник

Что значит историческая проза. Смотреть фото Что значит историческая проза. Смотреть картинку Что значит историческая проза. Картинка про Что значит историческая проза. Фото Что значит историческая проза

Полезное

Смотреть что такое «Историческая проза» в других словарях:

историческая проза — разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами,… … Литературная энциклопедия

историческая проза — сочинения историков и писателей, которые не только передают факты прошлого, но и художественно их перерабатывают, делая яркими и живыми, например: Сравнительные жизнеописания Плутарха, История государства Российского Н.М. Карамзина, История… … Словарь литературоведческих терминов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

альтернативно-историческая проза — (от лат. alter один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) прозаический жанр современной литературы, основанный на предложении автором своего хода развития исторических событий в противовес существующему в реальности и… … Словарь литературоведческих терминов

проза — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прозы, чему? прозе, (вижу) что? прозу, чем? прозой, о чём? о прозе 1. Проза это разновидность художественной речи нестихотворная повествовательная речь. Пробовать себя в прозе. 2. Прозой… … Толковый словарь Дмитриева

проза — ы; ж. [лат. prosa] 1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэзия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… … Энциклопедический словарь

проза — ы; ж. (лат. prosa) 1) Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэ/зия) Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2) Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… … Словарь многих выражений

Проза историческая — жанр античной лит., ставивший своей задачей яркое и живое изобр. событий прошлого. П. и. возникла в Др. Греции в нач. VI в. до н. э. и была обязана своим появлением росту крит. и науч. мысли, разрушавшей мифолог, систему представлений о… … Античный мир. Словарь-справочник.

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Шкловский, Виктор Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шкловский. Виктор Шкловский Виктор Шкловский Имя при рождении … Википедия

Источник

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Смотреть что такое ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА в других словарях:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документаль. смотреть

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического повествования, т. е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малую форму — монографию, посвященную какому-либо событию или лицу. События недавнего прошлого, объединенные общеисторической концепцией, впервые описаны в «Истории» Геродота. Вершиной античной историографии является «История Пелопоннесской войны» Фукидида.

Во II в. до н. э. складывается римская И. п.: летописные обзоры («анналы»), монографии (сочинения Саллюстия), публицистические записки о своем времени (сочинения Цезаря), большие сводные обзоры всей предшествующей истории («Жизнь 12 цезарей» Светония, «Римская история от основания города» Тита Ливия, «История» Диона Кассия). И. п. эпохи Римской империи развивается по двум линиям: анналистическая, достигшая вершины у Тацита (начало II в.), мастера драматической композиции и психологической характеристики; биографическая — у Плутарха, избравшего предметом жизнеописания выдающихся людей классического периода истории Греции и Рима. Плутарх вдохновил многих писателей (в т. ч. У. Шекспира, Ж. Ж. Руссо).

Античная И. п. была школой стиля для новоевропейской прозы. Она дала литературе нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой художественной обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними античными историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могущественных монархов, о тирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но все же сыгравшие свою роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма XVII в. и Просвещения, литературы периода Великой французской революции.

Для раннего этапа развития средневековой литературы характерна нерасчлененность И. п., включение в нее сказаний, исторических повестей, преданий.

Характер синтетических литературных памятников, отражающих состояние культуры данной эпохи в целом, носят, например, древнерусские летописи (X—XVII вв.), анонимная грузинская летопись «Обращение Картли» (IX в.), японская летопись «Кодзики» (VIII в.), «Исторические записки» китайского историка Сыми Цяня, «История» арабского историка ат-Табари, «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Достижения средневековой И. п. связаны также с созданием «Хронографии» Михаила Пселла, «Истории Дании» Саксона Грамматика. «Истории Полыни» Яна Длугоша. Литературным мастерством, свежестью, обилием деталей отмечены «Мемуары, или История и хроника христианнейшего короля Людовика Святого» Жана де Жуанвиля. Ценный источник изучения быта и нравов Италии на исходе средневековья — «История Флоренции» Джованни, Маттео и Филиппе Виллани. Крупнейшим летописцем своего времени был Жан Фруассар, автор «Хроники», охватывающей события с 1325 по 1400.

Возрождение, ориентируясь на античные образцы, обновило И. п., заложило основы буржуазной историографии нового времени. Эта эпоха выдвинула ряд значительных мастеров И. п.: Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, хронисты Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции и др.; их исторические сочинения, как и произведения ряда средневековых историков, служили источниками сюжетов, мотивов для поэтов (например, Жофруа де Виллардуэн — для Т. Тассо; Саксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У. Шекспира). Подняв И. п. на большую эстетическую высоту, Ренессанс вместе с тем отделил историографию от художественной литературы.

Значительные образцы И. п. выходят из-под пера Вольтера («Век Людовика XIV»), Ф. Шиллера («История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества»), Н. М. Карамзина («История государства Российского»); А. С. Пушкин написал «Историю Пугачева» и другие сочинения И. п.

В конце XVIII — начале XIX вв. представителями И. п. выступили Ф. Гизо и О. Тьерри во Франции, Т. Карлейль в Англии и др. Во 2‑й половине XIX и XX вв. историография окончательно отделяется от литературы; однако исторические сочинения П. Мериме, некоторые труды Ж. Мишле, Т. Маколея, И. Тэна, Э. Ренана, русских историков — С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, советских историков — Е. В. Тарле, А. З. Манфреда стоят на высоком литературном уровне и могут рассматриваться как произведения художественной И. п. Образцами И. п. в XX в. являются биографии великих людей, созданные А. Моруа, С. Цвейгом, жизнеописания серии «Жизнь замечательных людей».

М. Л. Гаспаров, А. Д. Михайлов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны» Фукидида), какому-либо периоду в истории («История» Геродота), а также представлять собой тематический обзор («Жизнеописания» Плутарха с их особой попарной композицией – сравнение и биография двух исторических деятелей, которых можно сопоставить по какому-либо признаку). Античные образцы исторической прозы можно разделить также на анналистические (посв. событиям, напр. «Римская история от основания города» Тита Ливия) и биографические (напр., «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). В дальнейшем европейская историческая проза развивается в основном по античным образцам. Более того, античная историческая проза оказала значительное влияние на понимание истории Греции и Рима новыми историками. Многие авторы исторической прозы сформировали определенное понимание событий античности. В Средние века основной жанр исторической прозы – летопись, характерные признаки которой – запись событий по годам (если в каком-то году ничего примечательного не происходит, то в летописи ставится просто цифра, обозначающая этот год), обязательное начало – изложение библейских событий, начиная от Адама или от Всемирного потопа, вставные эпизоды – повести о святых, о чудесах и т. д. Летописи велись, как правило, в монастырях. Летописные своды различных монастырей зачастую объединялись в один. Самые известные летописные своды Древней Руси – «Повесть временных лет», Новгородская летопись. В Западной Европе в Средневековье писались хроники – также подробная запись событий определенной эпохи (например, хроника Жана Фруассара, охватывающая период с 1325 по 1400 г.). Для этого периода характерно объединение исторической прозы с легендами, преданиями и пр. – т. е. включение в текст большого количества недостоверной и назидательной информации. В эпоху Возрождения мастерами исторической прозы были Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, С. Брантом и Т. А. д Обинье во Франции. Произведения исторической прозы вдохновляли писателей и драматургов на создание исторических произведений – напр., «Хроники» У. Шекспира, романы В. Скотта. В Новое время образцы исторической прозы появляются у известных писателей – «Век Людовика XIV» Ф. Шиллера, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, незаконченная «История Пугачева» А. С. Пушкина и т. д. В кон. 18 – нач. 19 в. историческая проза отделяется от художественной литературы, появляются труды профессиональных историков в жанре исторической прозы – напр., работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского. смотреть

Источник

Историческая проза

Историческая проза это сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение. В античном мире различали большую форму исторического повествования, т.е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малую форму — монографию, посвященную какому-либо событию («Заговор Каталины», 6-3 век до н.э., Саллюстия) или лицу («Агесилай» Ксенофонта, 5-4 век до н.э.; «Жизнеописание Агриколы», Тацита). В обеих формах изложение велось с помощью некоторых общепринятых приемов (географические и философские экскурсы, описания сражений, фиктивные речи действующих лиц). Деятельность ионийских логографов 6-5 веков до н.э. (Гекатей, Гелланик и др.), повествовавших в основном о мифической древности, еще связана с традицией исторического эпоса. На рубеже между логографией и историей стоит Геродот, впервые сосредоточивший внимание на событиях недавнего прошлого и внесший в рассказ известную общеисторическую концепцию. Вершиной античной историографии является «История» Фукидида, описавшего современную ему войну (5 век до н.э.). У его продолжателей (Ксенофонта) слабеют и научные и художественные достоинства. С 4 века до н.э. историография разветвляется на два главных направления: прагматическое и риторическое. Цель прагматической истории — воссоздание внутреннего смысла событий, их причинно-следственной связи; виднейший ее представитель — Полибий (2 век до н.э.). Цель риторической истории, наиболее близкой к художественной литературе, — воссоздание внешней картины событий во всей их яркости и живости. Внутри риторического направления имеются две тенденции — эпическая и драматическая; первая тяготеет к широте и обстоятельности, вторая — к глубине и напряженности; образец первой — Тит Ливий, второй — Тацит.

Римская историческая проза

Во 2 веке до н.э. складывается римская историческая проза: летописные обзоры («анналы»), монографии (сочинения Саллюстия), публицистические записки (сочинения Ю.Цезаря). Образование Римской империи дало толчок к созданию больших сводных обзоров всей предшествующей истории. Таковы «Римская история от основания города» Тита Ливия (на латинском языке, 1 век), «История» Диона Кассия (на греческом языке, 3 век); их труды стали основными источниками для позднейших компиляторов. Историческая проза эпохи империи развивается по двум линиям: анналистическая, достигающая вершин у Тацита (начало 2 века), мастера драматической композиции и психологической характеристики; биографическая — у Плутарха, избравшего своим предметом жизнеописания выдающихся людей классического периода истории Греции и Рима. Плутарх вдохновил многих писателей — У.Шекспира, Ж.Ж.Руссо и др.

Античная историческая проза

Античная историческая проза была школой стиля для новоевропейской прозы. Она дала литературе Нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой художественной обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними античными историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могущественных монархов, отирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но сыгравшие огромную роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма 17 века и Просвещения, литературы периода французской буржуазной революции.

Для раннего этапа развития средневековой литературы характерна нерасчлененность исторической прозы, включение в нее сказаний, исторических повестей, преданий. Характер синтетических литературных памятников, отражающих состояние культуры данной эпохи в целом, носят, например, древнерусские летописи (10-17 веков), анонимная грузинская летопись «Обращение Картли» (9 века), японская летопись «Кодзики» (8 века). Эти произведения сыграли выдающуюся роль в становлении национальных литератур.

Историческая проза на Востоке

Широко распространяется историческая проза как особый литературный жанр на Востоке. Особенно большое значение для литературы имела деятельность китайских историков Сыма Цяня и его последователя Бань Гу (1 век н.э.). Их произведения оказали влияние не только на дальнейшее развитие историографии, но и на художественную прозу. Блестящий стилист, Сыма Цянь умел создавать образные характеристики исторических деятелей прошлого. Отдельные места из раздела «Лечжуань» («Жизнеописания») его обширного труда «Ши цзи» («Исторические записки») стали классическим образцами древней китайской прозы. Затем литературное мастерство китайских историков приходит в упадок; Историческая проза вырождается в простые компиляции и хронику событий уже в Танскую эпоху, уступая место историческому роману.

Историческая проза в арабской литературе

Давние традиции имела историческая проза в арабской литературе; она зародилась в 8 веке. Ее крупнейшим представителем был ат-Табари (839-923), автор обширной «Истории», в которой сделана попытка объединить в одной книге все исторические предания арабов, как бытующие в устной традиции, так и зафиксированные в более ранних трудах. В Северной Африке и на Иберийском полуострове арабская историческая проза процветала до 15 века; последним ее крупным представителем был Ибн Хальдун (1332-1406), автор «Книги поучительных примеров», излагающей историю мусульманских народов. Арабская историография оказала влияние на историческую прозу других стран, в том числе Испании. В Иране, Ираке и Турции историческая проза преимущественно сводилась к изложению преданий о жизни пророка. В свою «Историю Армении» Мовсес Хоренаци (5-6 век) широко включил предания и легенды армянского народа. Его творчество, а также сочинения Егише (5 век), Себеоса (7 век), Иоанна Мамиконяна (8 век) оказали значительное воздействие на формирование художественной прозы.

Историческая проза в Западной и Центральной Европе

В Западной и Центральной Европе античная традиция в области исторической прозы практически не прерывается. В Византии, начиная с 4-5 веков, расцветает жанр агиографии (жития святых и мучеников), в которой религиозно» церковный элемент сочетался с легендарным и историческим. Историческая проза представлена также собственно «историей» (повествование об отдельном историческом событии) и хроникой (краткий обзор важнейших событий мировой истории). Это разделение оформляется к началу 6 века. Витиеватым языком написана «История» позднего эпигона античности Феофилакта Симокатты (7 век), но появляются и произведения, более простые по стилю. К 10 веку историческая проза в Византии принимает форму монашеских хроник; выдвинув ряд крупных писателей (патриарх Никифор, Георгий Амартол, 9 век, Симеон Метафраст, 10 век), она постепенно приходит в упадок.

В Западной Европе первоначально историческая проза развивается на латинском языке. Таковы сочинения Григория Турского (6 век), Фредегара (7 век), Эйнхарда (770-840). В ряде стран исторические сочинения пишутся на латыни и позднее, например, «Деяния датчан» Саксона Грамматика, «История Польши» Яна Длу гоша. Латинская историография повлияла на формирование исторической прозы на национальных языках, которая появляется в конце 12 века. Из массы посредственных сочинений следует выделить «Завоевание Константинополя» — простой и точный рассказ о 4-м крестовом походе, принадлежащий французскому рыцарю Жоффруа де Виллардуэну (начало 13 века), «Саксонскую всемирную хронику» (около 1225 года), «Хронику» итальянца Дино Компаньи (1260-1324), «Историю Шотландии» Джона Фордуна. Литературным мастерством, свежестью, обилием деталей отмечены «Мемуары, или История и хроника христианнейшего короля Людовика Святого» (закончены в 1309) Жана де Жуанвиля (1224-1317). Ценный источник изучения быта и нравов Италии на исходе Средневековья — «История Флоренции» Джованни, Маттео и Филиппе Виллани (14 век). Крупнейшим летописцем своего времени был Жан Фруассар (около 1337 — после 1404), автор «Хроники», охватывающей события с 1325 по 1400. На стиль его сочинения, напоминающего увлекательный авантюрный роман, повлияла модная в то время куртуазная литература; в свою очередь, оно оказало влияние на развитие других прозаических жанров. К концу Средневековья историческая проза утрачивает простоту и непосредственность более ранних образцов; опыт античности забыт, вытесненный риторикой и фактографией историографов и хронистов, писавших при феодальных дворах. Даже стиль Ф.де Комина (1447-1511) в его «Мемуарах» неуклюж и тяжеловесен, но стремление разобраться в сущности описываемых событий, отбросив ссылки на «провидение», уже предвещает Возрождение.

Историческая проза в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения обновила историческую прозу, приблизив ее к памятникам античности, заложила основы буржуазной историографии Нового времени. В центре внимания представителей исторической прозы 15-16 веков, кроме вопросов политических, социальных и морально-этических, находились также вопросы языка и стиля. Историческая проза выдвинула в эту эпоху ряд значительных писателей: Н.Макиавелли и Ф.Гвиччардини в Италии, хронисты Р.Холиншед и Г.Холл в Англии, П.де Б.Брантом и Агриппа д’Обинье во Франции; их исторические сочинения, как и произведения ряда средневековых историков, служили источниками сюжетов и мотивов для поэтов (Жофруа де Виллардуэн — для Т.Тассо; С аксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У.Шекспира).

Значительные образцы исторической прозы выходят из-под пера Вольтера, автора сочинения «Век Людовика XIV» (1851), Ф.Шиллера, написавшего «Историю отпадения Соединенных Нидерландов от испанского владычества» (1788), Н.М.Карамзина, чья «История государства Российского» (1804-18, опубликована 1816-29) является своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал историка, но и художественную концепцию русского национального характера; написанное сочным и ярким языком, это сочинение дало А.С.Пушкину материал для его драмы «Борис Годунов» (1824-25), а В.Г.Белинский назвал «Историю» «великим памятником в истории русской литературы». Сам Пушкин написал «Историю Пугачёва» (1834).

В конце 18 — начале 19 века историческая проза не только оказывала влияние на исторический роман (А.Дюма, В.Гюго), но, в свою очередь, использовала опыт писателей-романтиков, а также В.Скотта (Ф.Гизо и О.Тьерри во Франции, Т.Карлейль в Англии). Во второй половине 19 и 20 века историография окончательно отделяется от литературы; однако исторические сочинения П.Мериме, некоторые труды Ж.Мишле, Т.Маколея, И.Тэна, Ж.Э.Ренана, русских историков — С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Е.В.Тарле стоят на высоком литературном уровне и могут рассматриваться как произведения художественной исторической прозы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *