семенов день на руси

Симеон-летопроводец: почему 14 сентября хоронят мух, и как встречать бабье лето

06:00, 14 сентября 2019г, Общество 1452

семенов день на руси. Смотреть фото семенов день на руси. Смотреть картинку семенов день на руси. Картинка про семенов день на руси. Фото семенов день на руси

14 сентября в народном календаре называется Симеон-летопроводец (потому что по старому стилю это было 1 сентября – проводы лета), а в православии в этот день поминают преподобного Симеона Столпника – знаменитого сирийского монаха.

В этот день на Руси начинали ходить на смотрины невест и играли первые осенние свадьбы. Также 14 сентября мальчиков 3 лет впервые стригли, посвящая в воины и землепашцы. И проводили обряд похорон… тараканов и мух!

Какие традиции на 14 сентября

Симеон провожает лето обычное, а встречает бабье. Его начало нужно отмечать народными гуляниями.

Также на 14 сентября было принято перезжать: день благоприятствует такому делу, но нужно было не забывать в старом доме своего домового, обязательно позвать его с собой.

Накануне, 13 сентября начинались посиделки у молодежи, а для тех, кто хотел жениться – устраивались смотрины на Симеона. И начинались свадебные недели.

Малышам, которым исполнилось 3 года, постригали волосы. Мальчикам выстригали пучок волос с головы, а крестный отец сажал его на коня и водил лошадь с ребенком по двору. Так ребенок посвящался в воины и землепашцы. С этого времени воспитывать мальчика разрешалось только отцу и другим мужчинам семьи.

Как хоронят тараканов

14 сентября проводили обрядовые похороны тараканов и мух, которые считались символами бедности. Гробик для насекомых делали из морковки или репки. В него клали убитое членистоногое, отловленное в доме, и закапывали очень далеко от жилища, чтобы бедность не вернулась.

Источник

Семенов день на руси

семенов день на руси. Смотреть фото семенов день на руси. Смотреть картинку семенов день на руси. Картинка про семенов день на руси. Фото семенов день на руси

Народно-христианский праздник Семён Летопроводец отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю) каждого года. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери.

Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.

В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника… Парни состязались в ловкости – залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать (снять куклака), доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон – делалась к уборке урожая.

Традиции и обряды на Симеон-летопроводец

семенов день на руси. Смотреть фото семенов день на руси. Смотреть картинку семенов день на руси. Картинка про семенов день на руси. Фото семенов день на руси— «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.

— День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.

— С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.

— Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки – рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.

— 14 сентября проводится обряд пострига – посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.

— Существовал обычай Семёнова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам этого обряда.

В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.

С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

— У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семёнов день чёрт меряет воробьёв. «Сперва соберёт всех воробьёв в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнёт тех, которые выше краёв его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых чёрт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнёзда и заботятся о размножении своей породы»

Источник

Семенов день на руси

семенов день на руси. Смотреть фото семенов день на руси. Смотреть картинку семенов день на руси. Картинка про семенов день на руси. Фото семенов день на руси

В простонародье и в отечественных летописях 14 сентября (1 сентября по старому стилю) известно под именем Семенова дня. Преподобный Симеон (390-459 гг.) жил в Сирии. Там он соорудил башню из камней — столп, и много лет с нее не спускался. Особенно широко он почитался в первом тысячелетии в Византии. А оттуда почитание Симеона Столпника, как человека святого, перешло на Русь.

С середины XIV века до 1700 года Семенов день был на Руси большим праздником — с него отсчитывалось начало года. Этот день, заканчивая лето (сезон), а также отныне и старое лето (год), получил в народе название Летопроводца (Семён-Летопроводец).

Семенов день, по установившемуся с давних времен и вошедшему в силу закона обычаю, являлся сроком уплаты оброков, даней и пошлин. Им начинались и заканчивались условные договоры между поселянами и торговыми людьми. С него сдавались во временное пользование земли, рыбные ловли и всякие другие угодья.

В Семенов день на Руси обычаи — «постриги» и «сажания на коня» — о которых сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного прокатиться. То-то смелый вырастет наездник!

На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечесть. Утром в день новоселья выгребала большуха (старшая в доме) все уголья из печи старого дома в два чугуна: в один, маленький, и в другой — большой. Маленький чугунок предназначался для домового. Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.

Со времени Семена-дня повсеместные сельские работы назывались бабьими. Этому названию способствовало самое время: ни холодное, ни теплое, которое как нарочно выгоняло женщин из избы, чтобы работать на открытом воздухе. На женские работы стекались молодые люди, чтобы им помочь, и помогали преимущественно молодкам и красным девушкам. Ввечеру начинались посиделки, и тут просиживали за работами до первых петухов. В первые посиделочные дни угощали разными кушаньями и пивом;

С еще более давних времен был обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год пропали.

Семен-день с давних пор чествовался не только работниками, но и охотниками. В старину в этот день выезжали бояре охотиться за зайцами. Существовало поверье, что «от семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют», и что «первая затравка наводит зимою большие добычи».

Время с Семёна дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
С Семёна дня до Гурия (15 ноября) — свадебные недели.

Источник

Почему славяне в сентябре мух хоронили

Славяне 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю) отмечали Новолетие. День этот был особый – по нему о погоде судили, с него начинали водить осенние хороводы и устаивать посиделки (засидки) в избах при огне. Рассказываем, что это за праздник и какие развлечения на Руси были наиболее популярны в сентябре.

семенов день на руси. Смотреть фото семенов день на руси. Смотреть картинку семенов день на руси. Картинка про семенов день на руси. Фото семенов день на руси

Семёнов день – начало индикта

1 (14) сентября отмечается Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семён-летопроводец) – это день памяти преподобного Симеона Столпника. Он был пастухом, пас овец на территории современной Турции – в Каппадокии. Потом ушёл в монастырь, стал послушником, а затем иноком (монахом). Прославился аскетичным образом жизни и тем, что сложил столп высотой 4 метра, а на вершине соорудил келью. Из неё он читал проповеди, и был известен по всей Римской империи. Многие знатные люди и вельможи обращались к нему за советом. На столпе он прожил более 40 лет из своих ста трёх.

С Семёновым днём на Руси совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, поэтому Симеон Столпник стал в народе называться ещё и «летопроводец».

На 1 (14 сентября) ранее приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия – «начало индикта». Это было связано с важным событием, состоявшимся в 325 г. на первом в истории христианства Вселенском соборе (Никейском соборе). Тогда руководителями церкви было принято решение перенести начало нового года с 1 марта на 1 сентября. Дата была важна не только как праздник, но это было и начало нового периода в 15 лет (индикта), по окончанию которого с подданых Империи собирали налоги.

Позже «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». А у славян «новый индикт» – «новое лето» или «новолетие», по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви новолетие, назначенное на 1 сентября, превратилось в церковный праздник. В этот день молились и просили у Бога благословение на наступивший новый год.

Славянский Новый год и чем он был замечателен

В Новолетие люди ходили друг к другу в гости и часто засиживались до утра. Встречать новое лето было принято у самого старшего в семье. После семейных посиделок шли в церковь к заутрене. Москвичи отправлялись на службу в Успенский собор, что в Кремле. Там патриарх проводил особое богослужение с участием царя, для которого строили специальный помост, укрытый коврами. Зрителями были и простые горожане, и вельможи, и иностранные послы, и духовенство, и служивые люди. По окончанию действа из царской казны раздавали щедрую милостыню.

Последнее такое торжество прошло в 1699 г., а в 1700 г., согласно Указу Петра I, празднование нового года перенесли на 1 января.

А пока… 1 (14) сентября подводили итоги и намечали планы на будущий год. Не случайно новолетие было ещё и «судным днём». Если какие-то споры не были завершены, в этот день они обязательно решались самим Государем. Его решение – царёв суд – приравнивался к Божьему, о чём говорилось и в приговорах: «Пойманы вы есть Богом и Государем Великим».

Этот день именовался ещё и «срочным днём» – он был последним для уплаты податей и пошлин. Сезон заканчивался и вместе с ним заканчивались все хозяйственные договоры.

Семёнов день – праздник псарных охотников. Они отправлялись в первый выезд в поля, притравливать зайцев. Говорили, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи».

Что делали в Новолетие русские крестьяне

Важен был Семёнов день для крестьян – «Семён лето провожает» и «Семён бабье лето наводит». В этот день встречали осень и начинали «старое» бабье лето. Оно в то время продолжалось до 8 (21) сентября – до дня Рождества Богородицы. Неделю потепления называли «семёновской» или «семенскою» и приговаривали: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё глядит осенина – матушка. На дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!».

С 1 (14 сентября) связано много народных примет, говорящих о будущей погоде осенью и зимой:

У крестьян свободного времени становилась чуть больше, и они могли себе позволить подумать о завтрашнем дне – то есть о своей смене. Известна поговорка: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Она связана с обрядом «постригов» и «сажания на коня», главными героями которых были крестьянские и вельможные сыновья 3-4 лет. Волосы, состриженные с детской головы, матери зашивали в ладанку (маленькие мешочки с ладаном) и её было принято хранить всю жизнь. После этого мальчика сажали на объезженного смирного коня и, держа лошадь под уздцы, проводили несколько кругов. Потом передавали ребёнка куму и куме, а те уже – матери. Взамен крёстные получали подарки, а те одаривали своего крестника и над его остриженной головой разламывали пирог с пожеланиями богатства и счастья.

В Великом Новгороде и окрестностях ходило поверие, что на Новолетие на утренней заре из воды на берег выходит рыба-угорь и ходит по лугам. Утренней росой она смывает с себя все хвори, передавая их человеку. Поэтому в этот день нельзя было выходить на берег реки, пока солнце не высушит росу. На Руси угорь был табуированной рыбой. Есть её разрешалось только во время голода, да и то нельзя было касаться головы и хвоста. Эту рыбу представляли в образе водяного змея, за грехи лишённого возможности жалить людей и животных.

Вообще Новолетие было днём, связанным не только с рыбой и лошадьми, но и с птицами и насекомыми. Считалось, что в Новолетие чёрт меряет воробьев мерою: сколько взять себе, а сколько выпустить. В этот день действительно было трудно увидеть маленьких птах.

Что касается насекомых, особенно приносящих неприятности людям – от мух и комаров и до клопов и тараканов, их было принято в этот день хоронить. Ответственность за этот обряд лежала на незамужних девицах. Сначала они из твёрдых корнеплодов (репы, свеклы, брюквы или из капустной кочерыжки) делали маленькие гробики. Потом одевались в нарядное, и с особыми песнями, присказками, а порой и розыгрышем целых мизансцен закапывали гробики с насекомыми в землю. В некоторых регионах даже устраивали поминки, которые заканчивались гуляниями и угощениями. В чём смысл этой неожиданной затеи? Конечно, мухи и прочие «вредные» насекомые не шли никогда на пользу крестьянскому хозяйству – их во все времена стремились из дома выгнать, но похороны мух были, прежде всего, смотринами! Женихи выходили смотреть на невест и выбирали самую красивую или самую нарядную, самую голосистую или самую рукодельную – кому что любо было. Ведь если наступило Новолетие, значит приближается время свадеб. В народе считалось: «С Семёна-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) идут свадебные недели».

Источник

Семенов день на руси

О жизни и подвигах христианского подвижника писали его ученик Антоний, христианские историки Феодорит Киррский, Феодор Чтец, Евагрий и др.

Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета.

Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе.

Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.

Кроме того, по народным представлениям считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.

С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *