Что значит инклюзивный класс
Инклюзивное образование: мини-ликбез для тех, кто ничего об этом не знает
Вы неоднократно сталкивались со словом «инклюзия», но до конца так и не поняли, что это? Тогда мы идем к вам. На простые, сложные, приличные и неприличные вопросы об инклюзивном образовании отвечает благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни».
1. Что это вообще такое?
Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В широком же смысле это означает равный доступ к образованию для каждого ученика. Такой подход признает, что все без исключения — личности с различными потребностями в обучении. И речь тут, конечно, не о пандусах (или не только о них). Говоря об инклюзии, мы имеем в виду комплексное развитие среды, подготовку учителей, работу с родителями, освещение проблемы через СМИ и многие другие факторы, которые позволят детям с особенностями получить образование.
2. Почему инклюзия важна?
Если коротко, то так будет честно. Представьте, вы заходите в пекарню за чем-то к чаю, и в витрине лежат шоколадные эклеры, пончики в карамельной стружке и свежий французский круассан. Есть все. Вы выбираете, что понравилось, и счастливый идете домой. Но как быть, если в этом магазине (или вообще во всех пекарнях и булочных мира) будут продаваться только эклеры, а на шоколад у вас аллергия? В этом суть инклюзии: мы все разные и условия для образования должны быть вариативны. Инклюзивное образование индивидуальная история, но у каждого особенного ребенка должен быть выбор в формате получения знаний, будь то домашнее образование или инклюзивный класс.
3. Как происходит такое образование сейчас — в период карантина и ограничений?
Пандемия оказала негативный эффект на обучение всех детей. Безусловно, уникальным ребятам сложнее обучаться дистанционно, чем детям без особенностей. Как показал опрос, самым проблематичным оказалось отсутствие у детей доступа к реабилитационным занятиям и дополнительному образованию. Вторая проблема касается отсутствия у многих родителей возможности полноценно обучать ребенка дома: нет нужных учебников и знаний о том, как использовать онлайн-технологии. Карантин показал, что любое образование не было готово к таким внешним факторам, а инклюзивное тем более.
4. Какие дети попадают в инклюзивные классы?
Ответ есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Нуждающимися могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, одаренные дети и дети-сироты, которые рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Большинство из них сейчас обучаются дома, следовательно, не имеют возможности социализироваться в обществе.
Важно понимать, что если на улицах мы не видим людей с физическими или психологическими отклонениями, это не значит, что в нашей стране их нет. Вывод совсем другой: среда не приспособлена для комфортной жизни всех групп населения.
5. Как вести себя родителям «обычных» детей, которые обучаются в инклюзивных классах?
Для начала понять, что особенный ребенок в классе — это не проблема, а подарок. В таких классах учебный процесс расширяется и выходит за рамки школьной программы. Инклюзия учит заботиться о ближних, учит гуманизму. Также существует мнение, что в инклюзивных классах дети лучше усваивают знания. Простой пример: одноклассников могут попросить помочь особенному ребенку в обучении, а когда ты что-то объясняешь другому, то и сам запоминаешь лучше. И конечно, родителям не стоит переживать за возможное ухудшение уровня обучения детей — идея подхода, как мы уже говорили выше, как раз в том, чтобы ни один ребенок не упустил возможность получить необходимое образование. Это, к слову, показывают и исследования : «обычные» дети, которые учатся в инклюзивных классах, лучше справляются с учебными нагрузками и легче находят общий язык со сверстниками. Ну и, конечно, в инклюзивной среде дети видят жизнь с разных сторон, благодаря чему спустя время человек, например, в инвалидной коляске будет восприниматься детьми как равный, а не «другой». Все это возможно в совокупности с квалифицированными учителями и подготовленными родителями, которые помогут максимально комфортно погрузиться в инклюзию.
6. Выходит, любое учреждение, где учится особенный ребенок, инклюзивное?
Есть нюансы. Изначально нужно понимать, что такая школа редко возможна только за счет бюджетных средств. В Москве, где инклюзия законом закреплена с 2010 года, есть хороший опыт: ресурсы, технологии, подготовленные специалисты. В других регионах все более формально. Формальная инклюзия — не выход. Конечно, дети могут физически находиться в классах, но при этом быть полностью отрезанными от совместной деятельности.
York, Vandercook, MacDonald, Heise-Neff, and Caughey. Effects of Inclusion on the Academic Performance of Classmates Without Disabilities. A Preliminary Study, 1992
Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра.
Инклюзивные классы. Стратегия и структура
Национальный центр реструктуризации образования и инклюзивного обучения (NCERI) определяет термин «инклюзивность» следующим образом:
Обеспечение всех учащихся, включая тех, кто имеет серьезную степень инвалидности, равными возможностями получения качественных образовательных услуг с оказанием необходимой дополнительной помощи или сопровождения в классах ближайших школ, соответствующих возрасту, чтобы подготовить учащихся к роли полноценных членов общества.
Сегодня многие классы, как виртуальные, так и реальные, являются интегрированными. Учащиеся с разными потребностями обучаются согласно общим образовательным методикам. Физически они находятся вместе, и при этом ожидается, что они должны выполнять одинаковую работу одним и тем же способом.
Целью создания инклюзивного класса не является сбор всех учащихся в одном месте, выполняющих одну и ту же работу идентичными способами. Главная задача — дать возможность всем в классе достигнуть одних целей, даже если методы их достижения разные. В инклюзивных классах основное внимание уделяется учебной задаче, а не ее оценке. Все учащиеся должны выполнять одинаковые учебные задачи, которые оцениваются посредством специальных методов, отвечающих потребностям отдельного учащегося.
Как и в случае курса «Универсальный дизайн для обучения», инклюзивные классы отвечают интересам всех учащихся. Но учащиеся с разными потребностями в большей степени вовлечены и социально активны в инклюзивных классах. Наряду со своими сверстниками, развивающимися типичным образом, они получают больше преимуществ благодаря совместному обучению и позитивной среде, в которой все имеют равные возможности быть успешными.
Понимание разных потребностей
Создание инклюзивного класса начинается с понимания разных потребностей, которые могут иметь ваши учащиеся.
Учащийся с нарушением зрения.
Учащийся с нарушением слуха.
Учащийся с ограниченными физическими возможностями.
Учащийся с ограниченными умственными способностями.
Создание инклюзивных классов
Многие учителя ощущают нехватку навыков, знаний или времени создать инклюзивный класс. Мы разработали данную структуру, чтобы предоставить вам сведения об основных принципах создания инклюзивных классов.
Необходимо учитывать три ключевых аспекта, чтобы создать по-настоящему инклюзивный класс.
Шаг 1: Инклюзивная педагогика
Думать инклюзивно о своих педагогических методах означает по-новому смотреть на методы обучения и предоставлять учащимся возможности для достижения успеха. Пересмотрите свой учебный план, чтобы найти способ применить эти рекомендации.
Шаг 2: Инклюзивное содержимое
Думать инклюзивно означает пересматривать содержимое и следить за тем, чтобы оно было универсально для восприятия. Это также предусматривает отказ от использования содержимого, не соответствующего ожиданиям. Оцените все материалы курса, учитывая следующие аспекты:
Шаг 3: Инклюзивная технология и инструменты
Думать инклюзивно означает понимать, как люди должны взаимодействовать с разными инструментами, которые вы используете, и регулировать их соответствующим образом. При выборе инструментов и технологии для использования в классе учитывайте то, как это может повлиять на людей с разными потребностями.
Краткие выводы об инклюзивном классе
Может показаться, что создание инклюзивных классов требует много дополнительной работы. Ценность заключается не в выполнении работы, а в размышлении. Нужно помнить о том, что не бывает единого решения для всех. Думать инклюзивно означает настроить всех учащихся на успех.
Хотите узнать больше? Посмотрите запись вебинара Создание инклюзивных классов (доступен только на английском). Кроме того, можно загрузить список контрольных вопросов для инклюзивного класса (доступен только на английском языке).
Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?
Инклюзивное образование для России – явление относительно новое. Поэтому у всех, кто к нему причастен – детей, родителей, педагогов, – оно вызывает множество вопросов. И мы ответим на самые популярные из них.
Что означает термин «инклюзивное образование»?
Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.
Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.
Преимущества инклюзивного образования
Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.
Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.
Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?
Интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.
Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.
Что мы хотим знать об инклюзивном образовании – ответы на 9 важных вопросов
«Как быть, если ребенок избалован, не умеет общаться с другими детьми? Стоит ли ему учиться в обычном классе или лучше его изолировать?»
Нужно понимать, чем вызвано нетипичное поведение ребенка. Может быть это действительно невоспитанность. Но нередко за проблемами с поведением стоят серьезные нарушения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности или расстройство аутистического спектра. Ребенок с такими нарушениями не может концентрироваться и контролировать себя, быстро устает, особенно при высоких сенсорных нагрузках (при громких звуках, нахождении в скоплении людей и т. д). Проблемы со здоровьем – не вина человека, а его беда. Поэтому к «невоспитанному» ребенку в группе или классе стоит относиться с пониманием и не требовать его изоляции.
«Если ребенок болен, не лучше ли ему учиться дома? Ведь из-за него будет страдать обучение других детей»
Позиции, что дети с ОВЗ не должны «мешать» здоровым сверстникам, увы, придерживаются многие родители в нашей стране. Но ведь изоляция больного ребенка – это гарантия того, что он не будет нормально развиваться и жить. А в законодательстве России закреплено право на образование для всех граждан. Не являются исключением и лица с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта. Поэтому только родители больного ребенка и врачи могут решать, как ему учиться – дома или в школе.
«В обычной школе ребенка с особенностями развития будут обижать. Может быть, его лучше отдать в специализированное учебное заведение?»
Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Кому-то действительно нужна коррекционная школа. Но многие дети с нарушениями могут успешно учиться по обычной общеобразовательной программе, общаться со здоровыми сверстниками. Инклюзия закаляет ребенка, готовит его к жизни в обществе, где будут не только победы и радостные моменты, но и обиды, неудачи и разочарования. Поэтому все больше родителей, опираясь на мнение специалистов, предпочитают отдавать своих детей с ОВЗ в обычные школы, а не растить их в «тепличных» условиях.
«Инклюзия – это когда ребенка с ОВЗ просто сажают в обычный класс? Но ведь это может негативно отразится на учебном процессе»
Когда ребенка с нарушениями развития зачисляют в общеобразовательный класс без какой-либо подготовки – это настоящая трагедия и для него самого, и для родителей, и для одноклассников, и для учителей. В законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия – разрабатываться или адаптироваться программы обучения, готовиться среда жизнедеятельности, выделяться тьютор или ассистент и т. д. Только так ребенок с ОВЗ может постепенно социализироваться и преодолеть проблемы поведения.
«Как выглядит инклюзия, при которой всем участникам образовательного процесса хорошо?»
Инфраструктура школы адаптируется под детей с ОВЗ с помощью пандусов на лестницах, информационных табличек, отдельных туалетов и душевых для маломобильных детей, специальной мебели и т. д. Для учеников с особыми потребностями выделяют тьюторов (наставников) и ассистентов (помощников). Они помогают детям в решении разных задач – от передвижения из класса в класс до ведения записей в тетрадях и дневниках. Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений и отклонений в поведении, он может на протяжении всего дня быть со здоровыми сверстниками. Дети, которые в силу особенностей развития не могут проходить общую программу, должны двигаться по персональным образовательным траекториям. Они пересекаются с детьми без ОВЗ на переменах, спортивных и культурных мероприятиях, в столовой, раздевалке и т. д.
«Как быть, если в класс пришел ребенок с ОВЗ, а специальных условий для него нет?»
В такой ситуации учителя, родители ребенка с особенностями развития и его одноклассников должны обратиться к директору с просьбой предоставить необходимые условия. Даже если в школе всего один ученик с ОВЗ, администрация обязана адаптировать учебную среду под него, в том числе ввести ставку ассистента или тьютора и найти соответствующего специалиста.
«Как быть, если ребенок с ОВЗ агрессивен? Можно ли ему учиться с другими детьми?»
Безусловно, некоторые болезни делают детей агрессивными. Если это мешает нормальному пребыванию ребенка в обществе, психолого-педагогическая комиссия не станет рекомендовать ему учиться вместе со здоровыми сверстниками. При этом стоит помнить, что в реальной жизни агрессию по отношению к окружающим в большинстве своем проявляют люди с сохранным интеллектом и отсутствием серьезных заболеваний. Например, среди всех преступлений всего около 1,5% совершаются людьми с психическими отклонениями.
«Зачем инклюзия нужна здоровым детям?»
Общение со сверстниками, у которых есть особенности развития, формирует у детей потребность проявлять по отношению к непохожим на них людям уважение, заботу, участие, а не испытывать к ним жалость или агрессию. Этот воспитательный эффект усиливается, когда учителя грамотно распределяют между здоровыми учениками поручения, касающиеся помощи однокласснику с ОВЗ – кого-то просят сопроводить в столовую, кого-то – помочь надеть куртку и т. д. Когда дети с самых ранних лет общаются с разными по умственному и физическому развитию людьми, они растут толерантными и терпимыми. И это будет сильно помогать им в будущем, ведь инклюзия постепенно проникает не только в образование, но и во всю нашу жизнь.
Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?
Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:
Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.
Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Правовые основы инклюзии в школе: что нужно знать учителю
Валентина Фролова
22 декабря 2020 • 19:11
Инклюзивное образование в российских школах развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Какие у ребёнка и его родителей есть права, что может сделать учитель и школа в целом? Об этом рассказывает Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ
Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.
Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.
Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.
В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.
Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.
Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ
Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.
Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.
Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.
В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.
Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ
В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.
Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.
Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.
Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ
Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.
Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.
Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.
Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.
Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью
Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет. Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую. Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться. Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно.
Как действовать учителю
Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.
Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель».
В правовом блоке курса «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» разъясняются права ребенка, учителям даются советы о том, как себя вести, если в классе появился ребенок с инвалидностью, и подчеркивается, что у любых проблем всегда есть решение. Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».
Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ