Что вызывает дискуссию требует обоснования
Педагогика
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
Дискуссия – действенный метод обсуждения изучаемого вопроса. Она предполагает коллективное обсуждение какой-либо спорной проблемы, во время которого познается истина.
«Сущность дискуссии, – по мнению Ч. Куписевича, – заключается в обмене мнениями на определенную тему между учителями и учащимися или только между учащимися». Эти мысли могут быть как собственными, так и опираться на мнения других людей. Эффективную дискуссию характеризует разнообразие мнений, желание отыскать наиболее приемлемый вариант решения дидактической проблемы и активное участие в ней собеседников. По сравнению с лекцией и беседой она создает более благоприятные условия для активизации учащихся и воздействия на их психику, в частности на творческое воображение. Дискуссия требует от учащихся не простого ответа на вопрос, а наоборот – обоснованного, эмоционально окрашенного и содержательного варианта решения дидактической проблемы, ясного и четкого выражения своих мыслей. Она вызывает сильные эмоциональные чувства у участников, способствует возникновению различных групповых социально-психологических явлений, формирует навыки коллективной работы и умение выслушать позиции других учеников.
Различные виды учебной дискуссии можно применять во время дидактической работы с различными категориями учащихся.
Итак, дискуссия является действенной тогда, когда стимулирует познавательный интерес ее участников, обогащает их знания и умения, формирует творческие умственные навыки и умения, способствует их совершенствованию, учит уважать оппонента, отстаивать свои аргументы и уважать других.
Учитывая специфику и методические особенности дискуссии, отдельные ее элементы рекомендуется применить уже в средних, а в полном объеме – в старших классах.
Что такое дискуссия и как научиться в ней участвовать?
Чем полезны обсуждения?
Способствуют более глубокому пониманию предмета или изучаемой темы
Позволяют делиться идеями и обмениваться полезной информацией, помогают расширить кругозор
Повышают уверенность в себе при публичных выступлениях
Могут изменить вашу точку зрения
Помогают группе людей принять единое решение или прийти к общему заключению
Помните утверждение, что в споре рождается истина?
Развиваем навык ведения дискуссии
Если вам сложно выступать на семинарах или задавать вопросы на публике, вот несколько советов.
Практика, практика и еще раз практика. Практикуйтесь в обсуждении учебных тем не только в классе, но и за его пределами. Поговорите с кем-то из одноклассников. Вы можете задать коллегам вопросы по материалу курса, узнать их мнение о теме предстоящего занятия, а также попросить совет или поделиться своими переживаниями.
Тренируйтесь выражать собственное мнение и учитесь слушать оппонентов. Используйте как можно больше специализированной лексики и обменивайтесь информацией с коллегами. Благодаря постоянной практике вы привыкнете выражать свое мнение перед собеседниками, что поможет вам и на занятии чувствовать себя уверенно.
Если вы чувствуете, что вам все еще трудно принимать участие в дискуссиях, попробуйте ставить себе определенные цели и с каждым разом постепенно увеличивать свою вовлеченность.
Добрый день уважаемые коллеги!
Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.
По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:
l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;
l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;
l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;
l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;
l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.
Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:
ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)
ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)
ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)
ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)
ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)
ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)
ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)
Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:
1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);
2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);
3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).
Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.
Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».
2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.
Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.
Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.
Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.
Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.
Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.
Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.
Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.
ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.
Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».
Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.
Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
6 приемов, превращающих спор в увлекательную дискуссию
Продуктивное несогласие
По словам Джулии Дхар, поведенческого экономиста и директора Boston Consulting Group, участие в спорах позволяет нам научиться новому. Специалист по дебатам проводила тематические тренинги и верит, что для улучшения отношений и получения удовольствия от повседневных дискуссий достаточно запомнить несколько правил тактики ведения конфликтного диалога. Она называет ее «продуктивным несогласием», при этом уточняя, что все без исключения разговоры дают возможность проявить навыки убеждения. Основная стратегия — превращать аргументы во взаимообогащающий опыт независимо от темы.
1. Признайте разногласия
Иногда люди не признают конфликт. Жесткие дебаты — результат решительных убеждений, и важно учитывать как свою, так и чужую точку зрения, уважать мнение собеседника, но оставаться верным себе. Нужно делать это спокойно, без нападок и обвинений. Джулия Дхар предлагает говорить «Я понимаю, что у нас разные позиции касательно этой темы» вместо «Я знаю, как вы должны думать и поступать».
2. Определите «общую реальность»
«Общей реальностью» Дхар называет те факты, с которыми согласны и вы, и собеседник. Люди часто вступают в споры в надежде заставить другого понять, что он неправ. Некоторые рьяно рвутся в бой, пытаясь «исправить» оппонента и донести до него свою точку зрения, бросаясь фактами. Если последние противоречат мировоззрению другого человека, то он лишь сильнее укрепится в своей точке зрения, а переубедить его станет еще труднее. Попробуйте превратить «врага» в «друга». Для этого нужно задавать наводящие вопросы, чтобы определить убеждения, которые подходят вам обоим.
3. Сосредоточьтесь на теме, а не на личности
Даже когда вы стараетесь осознанно общаться с людьми, некоторые стереотипы и ассоциации могут заставить вас относиться к собеседнику по-особенному. Например, если он живет с родителями или работает в госструктуре, ему легко заочно приписать качества характера, которых у него может не быть. Следует избегать абсолютизма и обобщений, а тем более привлекать факты о личности оппонента в качестве доказательств. Концентрируйтесь на аргументах и прислушивайтесь к рассуждениям.
4. Помните, что можете ошибаться
Иногда можно встретить мнение, что уверенность в себе — залог победы, а самое важное — безоговорочно верить в свою правоту. На самом деле, это затрудняет возможность приятного общения. Если вы вступаете в конфликт с намерением изменить мнение собеседника, то стоит признать, что и он имеет право влиять на ваши взгляды. Эта тактика делает вас более объективным, снижает вероятность занять излишне оборонительную позицию, а в итоге позволяет стать убедительным. Дайте понять собеседнику, что вы готовы к новой информации и она вам интересна, вместо того чтобы забрасывать его своей правдой. Это можно сделать разными способами: тоном голоса, жестами и мимикой.
5. Используйте проверенные аргументы
Когда можно прочесть миллионы мнений по любому вопросу, легко поддаться искушению взять самые яркие и запоминающиеся факты из непроверенного источника. Представьте, что вы выступаете на международной конференции и от вашей речи зависит многое. В такой ситуации не стоит подкреплять слова фразами и сомнительной статистикой с неизвестных форумов и пересказывать увиденное в соцсетях. Если вы готовитесь с дискуссии заранее, то есть смысл провести поиск и анализ информации и убедиться, что ваши источники надежны и беспристрастны.
6. Умейте вовремя остановиться
Лучше вежливо прекратить спор, как только поймете, что обмен знаниями произошел, а в дальше в ход идут повторения и эмоциональные манипуляции. Признайте, что каждый остался при своем мнении, сделайте выводы и переключитесь на другие процессы. Завершать дискуссию можно формальным подведением итога: «Я все еще согласен с доводами N, но вы помогли мне понять противоположную точку зрения». Если необходимо продолжать общение с человеком прямо сейчас, найдите более отвлеченную тему, чтобы и вы, и собеседник могли успокоиться. «Волшебство дебатов как соревнования идей заключается в том, что всегда есть новые способы их продолжения», — говорит Джулия Дхан.
Теория спора, давайте дискутировать по правилам
Теория спора
Истины в политике сначала согласовываются,
затем решаются в споре
Введение
Леди – не джентльмен
Термины
Термин (от лат. terminus — предел, граница); слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений.
Доказательство – процесс обоснования истинности аргументов.
Силлогизм – умозаключение, в котором на основании нескольких суждений с необходимостью выводится новое суждение, называемое заключением (выводом из доказательства).
Причины, по которым, как правило, возникает дискуссия:
— противоречивость объекта, по мнению субъекта,
Цели, которые достигаются в итоге дискуссии:
Знание закона освобождает от ответственности
2.1. Законы
Правила закона тождества:
— Полная определенность тезиса и ясности его формулировки. Ошибки: тезис начинается словами «никто», «все без исключения», «все как один», так как достаточно найти лишь один факт – исключение и всё суждение рушится; другая ошибка – формулировка сложного тезиса.
— Тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всей дискуссии и не подменяться другим (нарушение: начав доказывать один тезис, переходят к доказательству другого, уходят в сторону или уводят в сторону, переходят на «личности»).
Нарушения закона тождества:
— не владение оборотами речи,
— невнимание к высказанным другой стороной терминам, тезисам,
— подмена понятий и суждений,
— замена понятий суждением.
Нарушения закона исключенного третьего:
— выявление парадоксальной ситуации, привлечение противоречивых суждений,
— создание комического эффекта,
— показ глупости какого-либо мнения, решения, распоряжения.
Нарушения закона противоречия:
— построение своего вывода на выявлении ложности доказательства соперника.
Нарушения закона достаточного основания:
— использование в качестве главного обоснования ложного или недоказуемого аргумента,
— использование многих аргументов – не основание для решающего вывода: все аргументы должны быть доказаны,
— использование для компрометации главного доказательства одного неверного аргумента.
Если вы получили не тот ответ,
значит, вы задали не тот вопрос
— вспомогательные – «эти факты Вы, конечно, признаете?!»;
— альтернативные – подтверждающие только Вашу точку зрения;
— контрвопросы – встречные, задаются вместо ответа на вопрос соперника;
— перефразирующие – «По Вашему мнению…», «Как я понял, Вы говорите, что…», «Другими словами, Вы считаете, что…».
Обилие доказательств вызывает сомнение
2.3. Методы аргументирования [5]
Срыв дискуссии
Блокирование дискуссии
Чем песня хуже, тем она длинней
2.4. Способы привлечения внимания [8]
Активные элементы долго не живут
2.5. Способы успокоиться, успокоить
[1] Рассуждение – логически последовательная цепь аргументов.
[2] Доказательность – логическая принудительность рассуждений, в конце которой формулируется аргумент.
[3] Убедительность – психологическое воздействие, когда доказательство воспринимается априори.
[4] Не следует браться за ответ на вопрос, в котором Вы не компетентны.
[5] Вежливость снижает внутреннее предубеждение соперника, презренье к аргументам заводит дискуссию в тупик.
[6] Ошибка – чрезмерная апелляция к разуму партнера, в ущерб убедительности и эмоциональному воздействию.
[7] Один из любимых приемов В.И.Ленина. Он почти никогда не спорил именно с оппонентом, а «заваливал» его через апеллирование к свидетелям спора. В первичном разговоре мы добиваемся поддержки свидетеля спора, а затем ведем основной разговор — с главным оппонентом. И ждем (или провоцируем), когда соперник «споткнется» на чем-то (пусть даже на малозначительной детали), и обращаемся к свидетелям разговора: «Нет — вы только вслушайтесь, что он несет! Надо же до такого доболтаться!» Доверие к сопернику подорвано, что существенно отнимает у него энергию и желание продолжать спор.
[8] Правило: не выпускать убеждаемого из виду на протяжении всей дискуссии, внимательно наблюдать за его реакциями, интонацией, мимикой, позами, жестами. Для этого нужно говорить не быстро, с паузами, вызывая на выражение соперником своего отношения в паузах.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов