самолет на дне байкала
Кладбище машин на дне Байкала: от легковушек до самолета
Снаряжают и наставляют свои же перед погружением. Задача у водолаза непростая: найти затонувший автомобиль и закрепить на нем тросы. Сегодня повезло с погодой. На озере штиль. А значит, волны не помешают.
На все про все у водолаза полчаса. Если не успел – обязательно всплыть и потом погрузиться заново. Глубина бывает разной. Сегодня работают на пяти метрах.
«Задача одних – найти, другие зацепляют, чтобы машина, которая, может, 10 лет пролежала, не развалилась по дороге. Сейчас условия для работы идеальные. А бывает, это все происходит подо льдом», – рассказывает водолаз, спасатель 1-го класса БПСО Николай Рыбаченко.
Сначала машина всплывает как поплавок, при помощи понтона. Затем ее вытаскивают на берег на тросе, прикрепленном к грузовику. Одна из легковушек затонула четыре года назад. Вместе с ней на дно Байкала ушли пассажир и водитель. Оба погибли.
«Существует мнение, что байкальский лед очень толстый. Безусловно, это так, толщина доходит до 80 сантиметров и местами до метра, но существует трещины, которые образуются в одном и том же месте. Все об этом знают, главным образом местные жители. Кроме того, Байкал дышит, уровень озера гуляет и подвижки льда постоянные. И трещины могут образоваться в совершенно неожиданных местах», – рассказывает спасатель 3-го класса БПСО Андрей Либе.
Машины, снегоходы, даже вертолеты и самолеты приходилось поднимать на поверхность. Сейчас на дне озера лежат свыше 70-ти транспортных средств. Оставить их под водой самого чистого озера в мире нельзя.
«Автомобиль с топливом и маслом, если он останется лежать, все это будет вытекать в воду», – отметил заместитель начальника БПСО Михаил Сукманов.
Каждую машину эвакуируют на штрафстоянку. А там уже владельцы или их наследники будут решать, что с нею, затонувшей, делать.
Со дна Байкала подняли почти сто автомобилей, трактор и самолет. ФОТО+ВИДЕО
Почти сто автомобилей, два десятка лодок, несколько снегоходов, трактор и даже два летательных аппарата достали спасатели со дна Байкала в ходе операции по очистке озера. Доставать транспортные средства профессиональным водолазам помогали местные дайверы-любители.
Как отмечают в МЧС, в основном в Байкале тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на тонкий лед.
В Сибири прошла масштабная операция под подъему затонувших в Байкале транспортных средств «Хрустальная глубина». За 15 лет дно озера превратилось в настоящее кладбище техники: по данным спасателей, в нем утонуло 163 автомобиля, 30 лодок, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактор и даже два летательных аппарата — вертолет и самолет. Об этом сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области.
«Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор,
— рассказал начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров. — Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов».
К чистке дна Байкала спасатели готовились заранее: сначала обследовали дно с помощью специального телеуправляемого подводного аппарата и локаторов. После этого закрепили на найденных автомобилях, катерах и воздушных судах накачиваемые воздухом понтоны, с помощью которых и подняли их на поверхность. После этого всех «утопленников» тросом отбуксировали на берег.
После подъема затонувшего транспорта спасатели вместе с полицией ищут собственников или их родственников и предлагают им забрать транспортное средство.
В региональном управлении МЧС «Газете.Ru» рассказали, что тел погибших в автомобилях не было — их спасатели достают сразу после того, как машина уходит под воду. Достать же сам автомобиль после происшествия бывает затруднительно, потому что большая часть таких инцидентов происходит в зимнее время.
«Обычно тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на лед в районе мысов, где хороший клев, но лед очень непрочный. Поэтому тела достать удается, а вот поднять затонувшую машину зимой сложно: спасатели не могут выехать на лед, ведь они тоже могут провалиться», — сказали в пресс-службе МЧС.
В ведомстве также отметили, что операции по очистке Байкала проводятся регулярно, причем участвуют в них не только профессиональные спасатели. «Обычно нам помогают дайверы-любители, они обследуют дно около берега и в районе пирсов, поднимают мусор. На берегу тоже работают активисты. У нашего спасательного отряда эта операция уже стала своего рода традицией — начиналось все с учебных погружений в Байкал, в ходе которых водолазы заодно находили и поднимали утонувший транспорт», — сказали в МЧС.
Спасатели МЧС подняли со дна Байкала 92 автомобиля, самолет и вертолет
В Сибири прошла масштабная операция под подъему затонувших в Байкале транспортных средств «Хрустальная глубина». За 15 лет дно озера превратилось в настоящее кладбище техники: по данным спасателей, в нем утонуло 163 автомобиля, 30 лодок, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактор и даже два летательных аппарата — вертолет и самолет. Об этом сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области.
«Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор,
— рассказал начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров. — Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов».
К чистке дна Байкала спасатели готовились заранее: сначала обследовали дно с помощью специального телеуправляемого подводного аппарата и локаторов. После этого закрепили на найденных автомобилях, катерах и воздушных судах накачиваемые воздухом понтоны, с помощью которых и подняли их на поверхность. После этого всех «утопленников» тросом отбуксировали на берег.
После подъема затонувшего транспорта спасатели вместе с полицией ищут собственников или их родственников и предлагают им забрать транспортное средство.
В региональном управлении МЧС «Газете.Ru» рассказали, что тел погибших в автомобилях не было — их спасатели достают сразу после того, как машина уходит под воду. Достать же сам автомобиль после происшествия бывает затруднительно, потому что большая часть таких инцидентов происходит в зимнее время.
«Обычно тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на лед в районе мысов, где хороший клев, но лед очень непрочный. Поэтому тела достать удается, а вот поднять затонувшую машину зимой сложно: спасатели не могут выехать на лед, ведь они тоже могут провалиться», — сказали в пресс-службе МЧС.
В ведомстве также отметили, что операции по очистке Байкала проводятся регулярно, причем участвуют в них не только профессиональные спасатели. «Обычно нам помогают дайверы-любители, они обследуют дно около берега и в районе пирсов, поднимают мусор. На берегу тоже работают активисты. У нашего спасательного отряда эта операция уже стала своего рода традицией — начиналось все с учебных погружений в Байкал, в ходе которых водолазы заодно находили и поднимали утонувший транспорт», — сказали в МЧС.
Напомним, что спасатели часто поднимают со дна затонувшие автомобили в разных регионах России, и порой подводные находки оказываются очень таинственными. Так, в конце июля в Чебоксарах любитель подводной рыбалки обнаружил на дне Волги в 35 метрах от берега покрытый слоем ила и ракушками ВАЗ-21099 с погребенными в салоне водителем и пассажиром.
После того как транспортное средство подняли на поверхность и вскрыли, выяснилось, что под водой оно пролежало более 11 лет. По данным полиции, легковушка с молодыми людьми — 25-летним Ильей Жирновым и его 22-летней подругой Кирой Черкасовой — бесследно исчезла 7 декабря 2006 года.
На поиски пропавших тогда были брошены все силы республиканского МВД и подключена общественность. Фотографии молодых людей размещали в СМИ и расклеивали на улицах, водолазы неоднократно обследовали дно реки, так как, по одной из версий, автомобиль мог скатиться в водоем, однако отыскать пару не удалось. По факту произошедшего правоохранители возбудили уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), которое долгие годы лежало на полках полицейских кабинетов без движения.
В связи с появлением новых сведений первый отдел по расследованию особо важных дел республиканского управления СК возобновил расследование. Правоохранители должны выяснить, как автомобиль оказался на дне реки.
Как ранее рассказывали «Газете.Ru» в региональном СК, при первичном осмотре автомобиля механических повреждений обнаружено не было, в салоне также нет свидетельств того, что водитель и пассажирка погибли насильственной смертью. Скорее всего, автомобиль просто скатился в реку.
Еще одну необычную находку в январе 2016 года во время учебных погружений в Енисей сделали спасатели из Красноярского края. В одной из проток реки на глубине 5–7 метров водолазы нашли старый седан Mitsubishi Galant. После извлечения автомобиля из воды в салоне были обнаружены тела женщины и мужчины, у которого не было головы. Чтобы извлечь их, спасателям пришлось срезать крышу, так как дверные замки в машине проржавели.
По данным правоохранительных органов, в автомобиле были найдены тела пропавших бесследно в середине девяностых годов жителей Кировского района Красноярска. В 1995 году родственники объявили их в розыск, а в 1996-м по заявлению жены пропавшего мужчины было заведено уголовное дело. Таким образом, автомобиль пролежал на дне реки около 20 лет.
По официальной версии, в водоеме иномарка оказалась в результате несчастного случая — вероятно, она просто провалилась под лед.
«Течение в этом месте довольно сильное, но определить, мог ли автомобиль уйти под воду здесь или в другом месте, сложно, — рассказывали после обнаружения автомобиля в краевом МЧС. — Никаких мостов, с которых автомобиль мог бы сорваться в воду, поблизости нет. Но подъехать к воде можно по берегу — в этих местах много отдыхающих, которые в том числе приезжают на машинах».
Трёхметровые гуманоиды Байкала: Почему гибель военных водолазов в 1982 году до сих пор засекречена
Байкал полон загадок. Буряты почитают его как божество, легенды рассказывают о событиях древности, словно это было вчера, но коварные течения, ночные огни, частые землетрясения могут испугать кого угодно.
Это на туристическом Ольхоне днём не страшно слушать байки экскурсоводов, а летние ночи такие ясные, тихие, что невольно закрадывается сомнение: может, и врут всё про это чудесное озеро? И не бывает здесь ни страшных штормов, ни ураганного ветра, вырывающегося из ущелья речки Сармы, и не гибнут здесь десятками каждый год люди. И всё же настоящий Байкал совсем не такой «ручной», каким кажется на первый взгляд.
Фото © ТАСС / Роман Денисов
Байку о «чёрных водолазах» Байкала можно прочитать в книгах известного подводника и уфолога Владимира Ажажи. Написано там буквально следующее: в 1982 году на Байкале проводились очередные плановые учения военных водолазов. Где именно всё было, покрыто мраком. Все склоняются к тому, что дело было на севере.
Во время отработки задания на глубине 50 метров водолазы заметили неких гуманоидов, очертания которых были весьма похожи на людей, однако трёхметровая длина тел говорила о том, что перед военными — не люди. Собственно, силуэты гуманоидов были не чёрными, а серебристыми, а на головах у них были некие прозрачные сферы: ни дать ни взять «ихтиандры». О гуманоидах было сразу доложено командирам, и кто-то из них якобы решил во что бы то ни стало изловить «зверюшку» для начальства.
Однако неизвестные пловцы сдаваться не собирались, они с лёгкостью расшвыряли военных водолазов, причём делали это с такой силой, что тех якобы сразу выкидывало на поверхность. В результате от кессонной болезни погибли трое водолазов. Ещё четверо успели пройти лечение в барокамере. На первый взгляд всё звучит довольно бредово.
Фото © ТАСС / Эдгар Брюханенко
Смертельная ловушка: Дело о гибели более 100 советских школьников в катастрофе под Красноярском до сих пор засекречено
Но история военных водолазов на Байкале прервалась ненадолго. Уже в 1976 году, во время строительства БАМа (Байкало-Амурской магистрали), там появился дивизион из 12 сторожевых катеров. Может быть, на базе этого дивизиона тоже тренировались водолазы? Они вполне могли приезжать из других регионов.
Рыбаки подтверждают: «Пловцы есть!»
Фото © ТАСС / Сергей Петров
Удивительно, но местные краеведы относятся к этой истории более чем внимательно. Например, известный в Бурятии краевед Алексей Тиваненко считает, что водолазы действительно могли что-то видеть. И это были не тушки нерп.
В своей статье «Следы реальной внеземной жизни на Байкале» он указывает, что местные рыбаки относились к побасёнкам о «серебристых пловцах» всерьёз. Так, например, рыбак Николай Киреев из посёлка Култук, что в сорока километрах от Слюдянки, рассказал краеведу, что в 1990-х годах однажды вместе с товарищами рыбачил у Кругобайкальской железной дороги, которая тянется от Култука до порта Байкал. Надо сказать, что Байкал в этом месте обрывается в глубину почти в 1400 метров сразу резко у берега. Если упасть здесь за борт, смерти не миновать, даже летом температура воды в таких местах не выше трёх градусов. До берега не доплывёшь — остановится сердце.
Соседняя цивилизация или НЛО: Кто подаёт подводникам сигналы из океана с глубины 8 км
И вот посреди ночи из ледяной глубины озера стали выпрыгивать, как бы играя, огромные серебристые тела. Рыбаки испугались: как бы эти существа не перевернули им моторку. Побросав сети и кое-как заведя мотор, они ретировались в посёлок и больше никогда не рыбачили у «Кругобайкалки». Однако с берега Киреев показывал Тиваненко место, где это случилось. Краеведу об этом случае рассказывали и другие рыбаки, бывшие вместе с Киреевым. Но из всех свидетелей вскоре в живых остался только Киреев — остальные как-то быстро поумирали.
Известно, что к рассказу Тиваненко всерьёз отнеслись исследователи, которые изучали Байкал в 2008–2009 годах на глубоководных аппаратах «Мир». Тиваненко был в экспедиции и сам спускался в Байкал. По его уверениям, произошло это в том месте, где военные водолазы как раз столкнулись с «пловцами». Однако встречи в тот раз не случилось.
По словам Тиваненко, специалисты МЧС, с которыми он беседовал, не только отнеслись к рассказу рыбака всерьёз, но и подтвердили, что трагедия в 1982 году действительно была. А Тиваненко вспомнил, что в том далёком году он и сам встречал на Байкале военных в Баргузинском заливе. На вопрос, что они здесь делают, вояки ответили уклончиво: мол, изучают глубины водоёма, ведь «учёные-лимнологи знают о его подводной жизни далеко не всё».
Слова краеведа косвенно подтверждает автор книги «Военные моряки на Байкале» Александр Колотило, который говорит о необыкновенном всплеске интереса к Байкалу начиная с 1960-х годов: тогда на берегах озера снова появились географы и картографы, а воды озера стали бороздить исследовательские суда.
То тарелочки летают, то озёра говорят
Краевед признаёт: на Байкале есть много странных явлений — и свечение из глубины идёт, и леденящие кровь звуки бывают, и блуждающие огни над водой можно увидеть, если скоротать пару-тройку ночей у костра на берегу.
Как в 80-е ликвидировали элиту КГБ: Почему до сих пор не известна причина рокового выстрела генерала Семёна Цвигуна
Тиваненко и сам трижды видел НЛО на озере: однажды из окна собственной дачи на станции Боярск — это был огромный белый шар на поверхности озера. Он не двигался и не дрейфовал и не был похож на газовый выброс. Второй раз это случилось тёплым летним вечером в Танхое. С неба на большой скорости упало «нечто небольшое и чёрное». Оно должно было упасть в озеро, но, не долетев до поверхности воды несколько метров, резко изменило траекторию и полетело над Байкалом. Краевед и его спутники — около 10 человек — ожидали, что объект сейчас врежется в рыбацкие лодки, но он вдруг исчез, словно его и не было. А прогуливаясь по Кругобайкальской железной дороге, Тиваненко однажды видел сигарообразный объект серебристо-оранжевого цвета, который вылетел со стороны Тункинской долины, пролетел над поверхностью Байкала и удалился к хребту Хамар-Дабан. Его размеры краевед определил как 200 метров в длину и около 50 в ширину. Над Байкалом НЛО выпустило три шарообразных объекта, которые разлетелись в стороны. Позже Тиваненко узнал, что этот же объект видели и над Улан-Удэ.
В старых архивах краевед нашёл два удивительных документа. Во-первых, он обнаружил, что подобный объект появлялся над Байкалом в 1909 году. Его видели на Забайкальской железной дороге — объект двигался в сторону Байкала.
А по поводу «пловцов» Тиваненко нашёл рассказ столетней давности тобольского крестьянина Кузьмы Морокова, который сообщал, что его товарищ — байкальский помор Федче Таразане (видимо, Фёдор, Федча. — Прим. Лайфа) рассказывал, будто в Байкале «водятся фараоны». Однажды эти «фараоны» так разыгрались, что потопили судно. Тогда жители села догадались и, закинув в Байкал крепкий невод, вытащили около пятидесяти «фараонов» на берег. «Фараоны» были совсем как люди: «голова, руки и всё человечье, и ноги, только где лапы, тут срослось, и хвост рыбий». Жители села отстегали «фараонов» розгами и «побросали в море». После этого случая «фараоны» ушли в другое место.
Верить или не верить, каждый решает сам. С одной стороны, Тиваненко кажется фантазёром, с другой — регалий у человека достаточно, чтобы принимать его всерьёз, да и открытий не меньше. Он один из основателей Этнографического музея народов Забайкалья. Работал директором Госархива Бурятской АССР, член Учёного совета архивистов Сибири и Дальнего Востока. Старший научный сотрудник Байкальского института природопользования, кандидат исторических наук, докторант. Открыл в Бурятии кладки яиц доисторических страусов, нашёл 500 новых памятников древности — петроглифов и святилищ, могилы членов российско-посольской миссии Ерофея Заболоцкого, убитых на Байкале монголами в 1650 году, отыскал мощи местного православного святого Варлаама Чикойского, обнаружил в Баргузине всеми забытую могилу венгерского поэта Шандора Петёфи и нашёл множество других не менее интересных объектов — древних святилищ, крепостей и поселений. Вот как такому человеку не верить?
Со дна Байкала подняли самолет
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021