Что вывела ангара на орбиту
Россия запустила вторую за шесть лет «Ангару-А5» На ракету потратили миллиарды долларов и четверть века разработки
Пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» состоялся с космодрома Плесецк (Архангельская область) Минобороны России сегодня, в понедельник, 14 декабря, в 08:50 по московскому времени. На геостационарную орбиту носитель должен вывести груз массой 2,4 тонны, предположительно не несущий практической пользы. Произведенный старт стал вторым для «Ангары-А5» и третьим для ракет семейства «Ангара». Первый и единственный пуск легкой «Ангары-1.2ПП» (ПП — первый пуск) состоялся 9 июля 2014 года с Плесецка. Ракета пролетела по баллистической траектории до района полигона Кура на Камчатке. Полет длился 21 минуту, за которые носитель вместе с неотделяемым макетом нагрузки массой 1,43 тонны преодолел 5,7 тысячи километров. Первый старт «Ангары-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» и грузомакетом массой 2 тонны состоялся 23 декабря того же года, тоже с Плесецка. Разгонник и неотделяемый от него грузомакет были выведены, по разным данным, на геопереходную либо геостационарную орбиту.
В ноябре ТАСС, ссылаясь на источник в ракетно-космической отрасли, сообщил, что на уже вывезенной на стартовый стол «Ангаре-А5» «было выявлено заниженное сопротивление изоляции между вторым и третьим блоками», вследствие чего носитель был снят с площадки, а пуск перенесен на декабрь. Собеседник отметил, что данная неполадка не была выявлена в ходе проверок, предшествующих установке ракеты на стартовый стол. В августе гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в ходе доклада вице-премьеру Юрию Борисову на форуме «Армия-2020» обещал, что данный носитель стартует в ноябре. Переносы пуска «Ангары-А5» происходят регулярно. Например, еще в августе 2018 года Рогозин, в мае того же года назначенный на должность гендиректора госкорпорации, заявлял, что летные испытания «Ангары» продолжатся в 2019 году.
«Ангара-1.2ПП» на стартовом столе в Плесецке
В ноябре главный конструктор комплекса «Ангара» Дмитрий Петров сказал, что тяжелые носители первого и второго летных испытаний конструктивно не отличаются друг от друга. В октябре Рогозин сообщил, что проведенное в 2014 году первое летное испытание «Ангары-А5» «не подтвердило заложенные требования заказчика», поскольку «выводимая масса оказалась ниже, чем нужно». В марте менеджер объявил, что «Ангара-А5» подвергнется модернизации. В ходе посещения производственного объединения (ПО) «Полет» (омский филиал Центра Хруничева) Рогозин рассказал, что принято решение немедленно открыть работы по облегчению ракеты и увеличению ее тяговооруженности. В частности, новая «Ангара-А5М» от старой «Ангары-А5» должна отличаться модернизированным двигателем РД-191М повышенной грузоподъемности. В августе гендиректор Научно-производственного объединения (НПО) «Энергомаш» Игорь Арбузов признал, что первый доводочный образец РД-191М может быть готов не ранее конца 2021 года.
Согласно финансовому отчету Центра Хруничева за 2019 год опубликованному в июне, стоимость производства «Ангары-А5» составляет семь миллиардов рублей, что в три раза дороже тяжелой ракеты «Протон-М», которую ей предстоит заменить. В мае 2019 года, согласно данным системы «СПАРК-Маркетинг», стало известно, что легкая ракета «Ангара-1.2» дороже средних носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» в полтора раза. В июле бывший гендиректор, экс-конструктор Центра Хруничева Владимир Нестеров объяснил причины дороговизны «Ангары-А5»: «Заработная плата, электроэнергия, газ, тепло, накладные расходы, транспортные услуги нужно куда-то вписать. И когда трехкратный цикл изготовления вешают на одно изделие, естественно, его цена растет в три раза». В 2012 году генерал армии в запасе Владимир Поповкин оценил объем уже потраченных на разработку «Ангары» средств в 5,33 миллиарда долларов.
Первый пуск «Ангары-А5»
Фото: Пресс-служба МО РФ / РИА Новости
Распоряжение о начале работ над семейством «Ангара» первый президент России Борис Ельцин подписал 6 января 1995 года. План работ по проекту, утвержденный постановлением правительства страны от 26 августа 1995 года, предусматривал готовность ракеты к 2005 году. «Ангара» начала создаваться Центром Хруничева практически тогда же, когда в США приступили к работе над тяжелыми носителями Atlas V и Delta IV, эксплуатация которых в первой половине 2020-х годов завершится. Место тяжелых одноразовых носителей в Соединенных Штатах уже заняли или займут частично многоразовые носители Falcon 9, Falcon Heavy, New Glenn и Vulcan (в перспективе), а также полностью многоразовая транспортная система Starship. Ведущиеся с 2009 года в Центре Хруничева работы по кислородно-водородному тяжелого класса (КВТК) разгонному блоку до сих пор не завершились созданием образца для летных испытаний и требуют все большего финансирования (совершившая еще в ноябре 2002 года первый пуск ракета Delta IV версии Medium+ уже изначально использовала исключительно двигатели на водороде и кислороде).
В сентябре 2019 года Рогозин и уволенный в октябре текущего года за хищения Евгений Рогоза, занимавший тогда должность руководитель дирекции «Роскосмоса» по строительству космодрома Восточный, заявили, что строительство стартового стола под «Ангару» на данном космодроме обойдется в 38 миллиардов рублей. Соответствующее технологическое оборудование потребует еще 27,5 миллиарда рублей. Первый пуск «Ангары» с Восточного намечен на 2023 год.
В августе 2018 года Рогозин заявлял, что основные негативные финансово-экономические проблемы, которые достались в наследство новой администрации госкорпорации, сводятся к долгу Центра Хруничева, тогда превышавшему 100 миллиардов рублей, и отсутствию промышленной кооперации, якобы создающему «условия для злоупотреблений со стороны ряда руководителей предприятий». «Третье — ранее госкорпорация жила на средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности, если конкретно — от продажи американцам кресел для полетов на МКС (Международной космической станции — прим. «Ленты.ру») на наших кораблях. Теперь эти деньги иссякли, а дивидендов корпорация получает мало», — признавался менеджер. В настоящее время США прекратили закупку мест на российских пилотируемых космических кораблях «Союз МС» и разработали замену ракетных двигателей РД-180 производства НПО «Энергомаш», которые используются в Atlas V.
Информация о чистой прибыли организаций «Роскосмоса» за 2019 год
С 1 января по 14 декабря «Роскосмос» провел 15 пусков ракет космического назначения. Из них 13 стартов обеспечены средними носителями «Союз-2» самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс», и только два — тяжелыми ракетами Центра Хруничева («Протон-М» и «Ангара-А5»). После того как Рогозин занял должность руководителя госкорпорации, Центр Хруничева был внедрен в совместные проекты подмосковной Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» и РКЦ «Прогресс» — создаваемый последними сверхтяжелый носитель «Енисей» должен получить КВТК, а их средне-тяжелая ракета «Союз-5» («Иртыш») лишилась пилотируемого космического корабля «Федерация» («Орел»), который теперь планируется запускать на «Ангаре-А5П». В настоящее время на РКЦ «Прогресс» проводятся массовые сокращения, а «Роскосмос» выводит деньги из данного предприятия. В июле 2018 года Рогозин анонсировал объединение в «производственную кооперацию» прибыльного РКЦ «Прогресс» и убыточного Центра Хруничева. «Нам надо оперативно принять план финансового оздоровления Центра Хруничева», — объяснил свое решение менеджер.
Ракета-носитель «Ангара» успешно вывела макет спутника в заданную точку на геостационарной орбите
«Ангара» — название реки на карте Сибири и новейшей ракеты-носителя. Сегодня с космодрома Плесецк стартовала самая мощная, «Ангара-А5». Шесть лет ждали полета, который продлился девять часов. И макет спутника на расстоянии 36 тысяч километров от Земли.
Трудно представить более захватывающее зрелище — «Ангара» покидает Землю с неистовым рокотом, который оглушает даже здесь, в трех километрах от стартовой площадки.
«Это большой успех, много лет мы его ждали. Поздравляю предприятия промышленности, корпорацию «Роскосмос». Надеюсь, следующий пуск «Ангары» пройдет так же слаженно, так же успешно», — сказал заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.
«Ангара-А5» — первая тяжеля ракета-носитель, созданная после распада СССР центром имени Хруничева, входящим в госкорпорацию «Роскосмос», полностью из российских комплектующих. Пока идут испытательные пуски, настоящими спутниками не рискуют и отправляют в космос макеты. В перспективе же «Ангара» — надежный транспорт для доставки на орбиту военных и гражданских космических аппаратов.
«Ракета-носитель «Ангара» вывела полезную нагрузку, которая, по сути дела, подтверждает высокие технические характеристики этого носителя. Когда он перейдет на серийное производство в производственном объединении «Полет» в Омске, мы уверены, что достигнем всех необходимых и конкурентных параметров этой ракеты, которая станет одной из лучших в мире», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.
До первой космической скорости ракету разгоняют двигатели РД-191, куда более безопасные для окружающей среды, чем их предшественники. Вместо высокотоксичного компонента топлива гептила в них используют только кислородно-керосиновую смесь.
Подготовка к пуску ведется в прямом смысле на разных уровнях. За несколько часов до старта на площадке не должно быть ни одного человека. Заправка происходит автоматически. Кто же все контролирует? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спуститься под землю. Комплекс управления подготовкой и запуском — это пять километров подземных коридоров, 211 помещений и более 400 гражданских и военных специалистов, которые работают годами, чтобы в назначенное время все получилось.
«Ангара» взлетает с так называемого универсального стартового комплекса. Это большое преимущество запусков из Плесецка. С одной и той же установки российские военные могут отправлять в космос ракеты разного класса.
По планам «Роскосмоса», еще два испытательных пуска «Ангары-А5» пройдут в будущем году. На подходе следующая ракета этой линейки — в разработке сейчас сверхтяжелая «Ангара-А5В». Она уже сможет забрасывать на геостационарную орбиту объекты весом до восьми тонн. Со временем новые космические грузовики должны полностью сменить разработанные еще в советские времена «Протоны» и «Союзы».
Большие надежды: о чем говорит успешный старт российской «Ангары»
В начале недели с космодрома Плесецк в Архангельской области была запущена тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5». Испытательный пуск и последующий вывод на орбиту массо-габаритного макета космического аппарата прошли успешно. Контроль за проведением пуска и полета ракеты осуществляли наземные средства Космических войск Воздушно-космических сил, отмечает Минобороны. Почему России сегодня нужна тяжелая ракета-носитель — разбирались «Известия».
Проблемы переходного периода
В настоящее время в России есть только одна ракета-носитель тяжелого класса, способная вывести на низкую околоземную орбиту более 20 т полезной нагрузки. Это «Протон», впервые полетевший в 1965 году. Именно с его помощью в космос выводятся тяжелые военные космические аппараты и спутники связи, чаще всего работающие на геостационарной орбите. Собственные ракеты тяжелого класса — пропуск в ряды элиты мировой космонавтики, и такие имеют лишь США, Китай, Россия и Евросоюз. Почти попала в этот клуб Япония, ее ракета H-IIB может вывести на низкую околоземную орбиту 19 т полезной нагрузки.
У российского «Протона» кроме возраста есть несколько серьезных проблем. В качестве топливной пары в этой ракете используются токсичные вещества — несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота. Несимметричный диметилгидразин, он же гептил, очень ядовит. В топливных баках первой ступени ракеты, после запуска падающих на территорию Казахстана, остается немного гептила, и это служит причиной постоянных претензий казахских природоохранных организаций.
Российская ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-5»
Что еще хуже, для запуска «Протона» в настоящее время есть лишь три работоспособных стартовых площадки, но все они находятся в Казахстане, на территории космодрома Байконур. Расположенная там же четвертая площадка в настоящее время неисправна и не функционирует. Получается, что запуски единственной российской тяжелой ракеты напрямую зависят от позиции Казахстана и могут оказаться под угрозой, например, в случае смены политического курса в этой стране.
Кроме того, «Протон» сложно использовать для пилотируемой программы, опять-таки из-за токсичной и чрезвычайно опасной топливной пары. В Советском Союзе во время разработки транспортного корабля снабжения (ТКС) «Протон» получил сертификат на возможность совершения пилотируемых полетов. Тогда предполагалось использовать ТКС как большой многофункциональный пилотируемый корабль. Но даже несмотря на получение разрешений, ни одного пилотируемого запуска с «Протоном» так и не было сделано.
Впрочем, стоит отметить, что ракеты на гептиле использовались для запуска пилотируемых кораблей и в других странах. Это американская Titan II GLV, использующая аэрозин (смесь гептила и гидразина), и китайская CZ-2F.
Проблему замены «Протона» в «Роскосмосе» и его предшественниках пытаются решить уже достаточно давно. Во многом именно для этого и была задумана еще в 90-х годах прошлого века «Ангара». Предполагалось, что это будет целое семейство ракет, в том числе и тяжелая кислород-керосиновая «Ангара-А5», способная заменить собой «Протон» и имеющая возможность совершать запуски с российских космодромов. Главным преимуществом семейства «Ангара» специалисты считают возможность использования универсальных ракетных модулей (УРМ). Ракеты в зависимости от грузоподъемности должны собираться из отдельных модулей, как из детского конструктора.
Один переезд как два пожара
Руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин так говорил в 2018 году о необходимости быстрого перехода с «Протона» на «Ангару»: «Чем быстрее мы совершим этот переход, тем эффективнее у нас будет экономика данного предприятия и тем больше у нас появится возможностей свободного доступа России в космическое пространство. Поэтому задача поставлена так: в соответствии с уже подписанными контрактами произвести необходимое количество наших легендарных «Протонов» и затем этот проект закрыть. Далее летать исключительно на «Ангаре».
Однако переходный период несколько затянулся.
Основной причиной такого длительного перехода стал переезд производства ракет из Москвы (Центр имени Хруничева) в Омск (ПО «Полет»). Процесс перемещения производства стартовал еще в 2015 году и растянулся на пять лет, а вместе с тем растянул и программу летно-конструкторских испытаний ракеты. Первый полет «Ангары-А5» был проведен в декабре 2014 года, а второй спустя почти шесть лет, 14 декабря 2020 года.
Судя по всему, теперь переходный период подходит к концу. Российская космонавтика, по мнению многих наблюдателей, переходит на качественно новый этап развития, позволяющий вернуть утраченные было позиции.
Вся жизнь впереди
Сейчас для «Роскосмоса» важнее всего как можно быстрее завершить программу испытаний «Ангары» и начать ее полноценное применение. В ближайшей перспективе «Ангара», скорее всего, будет использоваться лишь для отечественных заказчиков. Пока объем выпуска этих ракет будет невелик, они будут дороги и, соответственно, вряд ли смогут полноценно конкурировать на мировом коммерческом рынке. Однако согласно данным в официальном Twitter «Роскосмоса», после перехода от штучного производства к серийному экземпляр будет обходиться менее чем в 5 млрд рублей. Это достаточно конкурентоспособная цена для запуска тяжелой ракеты.
Впрочем, у тяжелой «Ангары-А5» в любом случае найдется работа по запускам «Роскосмоса» и Министерства обороны. В 2023 году должна быть достроена стартовая площадка для «Ангары» на космодроме «Восточный». Башня обслуживания возводится в расширенном виде, с возможностью запуска пилотируемых миссий.
Запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-5»
Предполагается, что именно с Восточного в конце 2023 года состоится первый полет пилотируемого космического корабля «Орел». Первый полет будет беспилотным, затем по плану через год должен состояться полет на Международную космическую станцию, со стыковкой, но тоже в беспилотном варианте. В 2025 году, после тщательных испытаний, «Орел» выйдет на орбиту в пилотируемом варианте — естественно, при помощи «Ангары».
Кроме того, модернизированные версии «Ангары» будут использоваться на первых этапах российской лунной программы. Как говорит сам Дмитрий Рогозин, «Ангара» в ее различных новых версиях (5М, 5В) становится основным средством выведения тяжелых полезных нагрузок и универсальным инструментом начала исследования дальнего космоса. Основной инструмент для начала лунных исследований мы уже нащупали».
При помощи тяжелых ракет можно попробовать реализовать многопусковые схемы, когда лунный модуль собирается прямо на орбите, за несколько запусков. Отдельно стоит упомянуть «Ангару-5В» — вариант «Ангары-А5М» повышенной грузоподъемности за счет применения водородной ступени. Эта ракета сможет выводить на орбиту в полтора с лишним раза больше груза, чем «Ангара-А5» — 38 т против 24 n. Судя по тому, что на космодроме Восточный журналистам показывали строящееся хранилище для водорода на стартовой площадке «Ангары», производство этого варианта ракеты вопрос уже решенный.
Стране нужна тяжелая ракета-носитель — и для военных спутников, и для спутников связи на ГСО. И если сейчас не доводить до ума «Ангару», а начать делать что-то с нуля, то будет потеряно лет 10, не меньше. А этого допустить просто нельзя. Кроме того, пригодится «Ангара» и мировой космонавтике, также испытывающей нужду в ракетах такого класса.
Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» успешно вывела макет спутника на расчетную геостационарную орбиту
Ракета «Ангара-А5» успешно вывела макет спутника в заданную точку на геостационарной орбите, а это примерно 36 тысяч километров от поверхности. На этот маневр ушло около девяти часов.
Пуск (всего второй для «Ангары») был осуществлен боевым расчетом российских ВКС с космодрома Плесецк в Архангельской области. Полет испытательный, поэтому в качестве груза — макет, а не настоящий спутник. Однако успешный результат позволяет уже думать о регулярном использовании подобных ракет.
Такого пуска в Плесецке не было почти шесть лет. Второй раз в своей истории тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» отрывается от стартового стола, чтобы доставить на орбиту макет спутника весом две с половиной тонны.
8:50. Еще темно, но так даже лучше для наблюдателей. Вообще, конечно, трудно представить более захватывающее зрелище. «Ангара» покидает Землю с неистовым рокотом, который оглушает даже здесь, в трех километрах от стартовой площадки.
Через три минуты после старта «Ангара» отбрасывает первую ступень над Республикой Коми. Вторая ступень и створки головного обтекателя отделяются еще спустя две минуты и падают в Томской области вдали от населенных пунктов. Третья ступень сброшена над Филиппинском морем, в районе, где ее падение не угрожает судоходству. Потом еще два витка вокруг Земли. Окончательный успех, когда макет спутника оказывается на геостационарной орбите. От момента старта проходит 9 часов 10 минут.
«Это большой успех, много лет мы его ждали. Также поздравляю предприятия промышленности, корпорацию «Роскосмос». Надеюсь, следующий пуск «Ангары» пройдет так же слаженно, так же успешно», — поздравил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.
«Ангара-А5» — первая тяжеля ракета-носитель, созданная после распада СССР центром имени Хруничева, входящим в госкорпорацию «Роскосмос», полностью из российских комплектующих. Пока идут испытательные пуски, настоящими спутниками не рискуют и отправляют в космос макеты. В перспективе же «Ангара» — надежный транспорт для доставки на орбиту военных и гражданских космических аппаратов.
«Ракета-носитель «Ангара» вывела полезную нагрузку, которая, по сути дела, подтверждает высокие технические характеристики этого носителя. Когда он перейдет на серийное производство в производственном объединении «Полет» в Омске, мы уверены, что достигнем всех необходимых и конкурентных параметров этой ракеты, которая станет одной из лучших в мире», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В «Ангаре» реализованы самые передовые отраслевые разработки. До первой космической скорости ракету разгоняют двигатели РД-191, куда более безопасные для окружающей среды, чем их предшественники. Вместо высокотоксичного компонента топлива гептила в них используют только кислородно-керосиновую смесь.
Подготовка к пуску ведется в прямом смысле на разных уровнях. За несколько часов до старта на площадке не должно быть ни одного человека. Заправка происходит автоматически. Кто же все контролирует? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спуститься под землю. Комплекс управления подготовкой и запуском — это пять километров подземных коридоров, 211 помещений и более 400 гражданских и военных специалистов, которые работают годами, чтобы в назначенное время все получилось.
«Ангара» взлетает с так называемого универсального стартового комплекса. Это большое преимущество запусков из Плесецка. С одной и той же установки российские военные могут отправлять в космос ракеты разного класса.
«Нам нет необходимости строить разные пусковые установки для разных ракетоносителей. Какую нам пригнали ракету, такую мы собрали, установили», — говорит начальник отделения стартового и подъемно-транспортного оборудования космодрома Плесецк Сергей Гренко.
По планам «Роскосмоса», еще два испытательных пуска «Ангары-А5» пройдут в будущем году. На подходе следующая ракета этой линейки — в разработке сейчас сверхтяжелая «Ангара-А5В». Она уже сможет забрасывать на самую высокую геостационарную орбиту объекты весом до восьми тонн. Со временем новые космические грузовики должны полностью сменить разработанные еще в советские времена «Протоны» и «Союзы».