Что выступает правовой основой идеологии белорусского государства
Политические основы идеологии белорусского государства
Политические основы идеологии белорусского государства
Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.
Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии: референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.
Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 гг. позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.
Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001 гг.), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.
Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.
Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнений по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.
Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.
Политический плюрализм ** Ст. 4. «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». Ст. 33. «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». Ст. 36. «Каждый имеет право на свободу объединений».
Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.
Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.
После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.
Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.
Разделение властей ** Ст. 6. «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Ст. 79. «Президент Республики Беларусь … осуществляет посредничество между органами государственной власти».
Суверенитет ** Ст. 1. «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику». Ст. 3. «Единственным … носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Ст. 8. «Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». Ст. 9. «Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь».
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.
Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.
Существует диалектическая взаимосвязь между народным и государственным суверенитетами. Народовластие составляет основу Республики Беларусь, а государство выступает полномочным представителем народа и обязуется обеспечивать надлежащие условия жизнедеятельности своим гражданам. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демократии.
Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. Эти международные организации оказывают финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся стран. Неудивительно, что руководство страны неоднократно высказывалось против получения Беларусью крупных иностранных кредитов.
Проблемы Беларуси на международной арене обусловлены не внутренними причинами (якобы имеющими место нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза с Беларусью, а в перспективе и с другими странами СНГ, противоречит реализации данных планов.
Беларусь стала мишенью информационной войны, развернутой против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке (информационной, финансовой и др.) радикально настроенных сил с целью создания на их основе так называемой «пятой колонны», деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.
Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.
Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:
политическая и экономическая независимость;
сильная и эффективная государственная власть;
стабильность и правопорядок;
дееспособные вооруженные силы;
интеграция в рамках СНГ.
Признаки правового государства:
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина;
развитое гражданское общество.
Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование «среднего» класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.
Создание правового государства требует сбалансированных усилий в различных сферах жизнедеятельности общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.
Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических и социальных потребностей.
Построение правового государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.
Права человека * Ст. 21. «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». Ст. 60. «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности». Ст. 79. «Президент Республики Беларусь является … гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина».
Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином. Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.
В реализации прав и свобод белорусских граждан большое значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных дел.
С целью определения основных направлений деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята «Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан».
Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и предпринимает все меры по их защите.
Роль Президента как гаранта прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.
Белорусское государство будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных управленческих решений.
Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как «Права человека», «Основы законодательства Республики Беларусь» и др.
Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
Понятие Конституции Беларуси как правовой основы идеологии государства, ее назначение и функции. Политико-правовое значение суверенитета. Основные черты конституционного строя страны. Этнополитические, религиозно-политические и экстремистские идеологии.
Рубрика | Политология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.05.2015 |
Размер файла | 33,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
По предмету: «Основы идеологии белорусского государства»
1. Теоретические задания
1.1.1 Понятие, назначения и функции конституции Республики Беларусь
1.1.2 Понятие и политико-правовое значение суверенитета
1.1.3 Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
1.2 Этнополитические, религиозно-политические и экстремистские идеологии
2. Практические задания
2.1 Изучив источники по теме, укажите, как происходила кристаллизация идеологических предпочтений белорусского народа в постсоветский период
2.2 Охарактеризуйте основной вектор реализации концепции идеологической работы в своем органе или подразделении внутренних дел, дайте оценку приоритетным направлениям проводимых мероприятий
3. Тестовые задания
Список использованных источников
В настоящее время практически во всех современных государствах независимо от их формы государственного устройства и господствующей политической идеологии существуют конституции. Однако наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле этого слова.
Основы идеологии белорусского государства официально сформированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси [1, с. 5].
В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции забыли, что конституция является историческим памятником своего времени и следствием произошедших в стране социально-экономических и политических перемен.
1.1.1 Понятие, назначения и функции конституции Республики Беларусь
Термин «конституция» использовался и в древности, в период рабовладельческого строя, однако это не были документы, хотя бы отдаленно напоминающие современные конституции, которые отличаются от иных юридических актов по форме, содержанию, обладают определенными юридическими свойствами.
Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и других.
Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие.
В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме.
Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:
1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
2) организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должны стремиться общество и государство.
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение, по меньшей мере, трех задач:
1) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
2) определение основ правового статуса граждан данного государства;
3) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим. Оценивая эти составляющие конституционного текста, мы можем понять сущность конституции, формируемый его механизм власти, статус человека и гражданина в национальном праве.
Юридические, политические и идеологические свойства конституции:
Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В силу того что Конституция Республики Беларусь прежде всего юридический документ, рассмотрим сначала юридические свойства.
Юридические свойства Конституции:
* Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
*Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.
*Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.
*Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.
*Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений.
Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.
Политические свойства Конституции:
*Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством ее норм создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее.
*Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.
Идеологические свойства Конституции:
*В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.
Но эти идеологические свойства, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялись в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития.
Современные конституции, к которым относится и действующая Конституция Республики Беларусь, свободна от явных идеологических «нагрузок». Демократия в Республике Беларусь, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не могут устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Пятая Конституция Беларуси лишена таких радикальных идеологических определений и установок, как «социалистическое государство», классового характера правового регулирования. Более того, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение [1, с. 11].
Таким образом, в ней формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. [7, ст.1].
Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям белорусскому парламенту и народу, которые утвердились в практике его деятельности после референдума 1996 г. [6, с.2].
Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний с его участием [8, с. 224].
1.1.2 Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 года. 25 августа 1991года был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994 года. Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию Республики Беларусь.
Признаки суверенитета РБ проявляются в:
* Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу. Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику. конституция беларусь идеология суверенитет
*Наличии своей территории. Наличии собственных вооруженных сил. Наличие своего гражданства[1, с. 6].
*Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы,
*Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.
*Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).
*Неотъемлемым признаком гoсударственнoгo суверенитета является гражданство. Это всегда пoдчеркивалoсь учеными. Действительно, без этoгo нельзя гoвoрить o самoстoятельнoсти государства. Республика сoгласнo Декларации принимает в гражданство и решает вoпрoсы o выхoде из гражданства. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы всех граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь [1, с. 6]. Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это вoзмoжнo тогда, когда власть его распространяется на всю территорию. Суверенитет вoзмoжен тогда, когда государство самостоятельно решает территориальные вoпрoсы.
1.1.3 Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.
Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел «Основы конституционного строя». Уже сам факт начала текста Конституции с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.
Что же представляет собой конституционный строй?
Под конституционным строем понимают такой общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):
1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);
2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);
3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;
4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;
5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти[2, с. 74].
Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом [2, с. 75].
Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.
Все изложенное позволяет сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь не только провозглашает, но и всем своим содержанием гарантирует реальное осуществление важнейшего конституционного установления, которое гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества государства» [1, с. 4].
Здесь проявляется не только содержательно-смысловое, но и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции Республики Беларусь и идеологии белорусского государства. Тем самым создается широкий и прочный конституционно-правовой фундамент для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах и направленной на реальное созидание стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности.
1.2 Этнополитические, религиозно-политические и экстремистские идеологии
К числу влиятельных политических идеологий современности относятся также этнополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.
Этнополитическая идеология обосновывает свободу, политическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологически формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидарность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. Подобная идеология широко распространена в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где государственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма. Особую разновидность этнополитической идеологии представляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «землю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессивный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жизненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных государств)». В зависимости от обстоятельств сионизм инициирует применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, милитаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских земель, национальную вражду между арабами и евреями. Сионизм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос[9, с. 353].
Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного национализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национального государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий равенства гражданских и политических прав для представителей других наций.
Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.
Вот почему неолиберализм «можно определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма».
2.1 Изучив источники по теме, укажите, как происходила кристаллизация идеологических предпочтений белорусского народа в постсоветский период
Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:
1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;
Национальная идея является важнейшей системообразующей частью идеологии Белорусского государства.
Общечеловеческие ценности как важнейшая составная часть мировоззренческой основы идеологии государства представляют собой определенную совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.
2.2 Охарактеризуйте основной вектор реализации концепции идеологической работы в своем органе или подразделении внутренних дел, дайте оценку приоритетным направлениям проводимых мероприятий
Организация, проведения и основные направления идеологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь определены Инструкцией о порядке организации идеологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утверждённой приказом МВД Республики Беларусь от 29.10.2014 №370.
Основными целями идеологической работы отдела внутренних дел Мстиславского райисполкома являются:
Ї воспитание у сотрудников управления чувства патриотизма и формирование адекватного понимания, принимаемых государством по укреплению общественного порядка и безопасности в стране.
Ї достижение и поддержание высокого морального духа сотрудников органа внутренних дел,
Идеологическая работа организуется и проводится со всеми категориями сотрудников с учетом специфики выполняемых задач по следующим основным направлениям:
Ї воспитательная работа,
Ї информационно-пропагандистская работа,
Ї психологическая работа,
Ї социально-правовая деятельность,
Ї социокультурная деятельность.
Воспитательная работа в отделе внутренних дел Мстиславского райисполкома проводится по следующим основным направлениям:
Ї гражданско-патриотическое воспитание;
Ї государственно-правовое воспитание;
Ї профессиональное воспитание;
Ї духовно-нравственное воспитание;
Ї семейно-бытовое воспитание;
Ї индивидуальная воспитательная работа.
Ї идеологическая подготовка;
Ї текущее информирование;
Ї наглядная агитация и стенная печать;
Ї пропагандистские и контр пропагандистские мероприятии, с использованием средств массовой информации, наглядной агитации и стенной печати ;
Основными формами профессионального воспитания в отделе внутренних дел являются:
Ї проведение торжественных ритуалов;
Їпроведение празднования дней служб;
Їпроведение конкурсов профессионального мастерства;
Їпроведение на базе отдела внутренних дел дня открытых дверей;
Їорганизация деятельности наставников;
Основными формами семейно-бытового воспитания являются:
Ї изучение и наставление сотрудников управления в соблюдении законодательства о браке и семье;
Ї изучение жилищно-бытовых условий семей сотрудников;
Ї проведение бесед и собеседований с сотрудниками и их близкими родственниками;
Ї привлечение членов семей сотрудников к воспитательным и культурно-досуговым мероприятиям.
а) образование среды общения, влияющей на развитие социально-политических качеств граждан;
б) деятельность по поддержанию отношений субъекта с его социальной средой;
в) процесс выработки общественного мнения под действием средств массовой информации;
г) распространение идей с целью выработки у широких слоев населения определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам.
г) распространение идей с целью выработки у широких слоев населения определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам.
2. Какая функция социальной политики заключается в воздействии на образ жизни населения через поощрение или пресечение определенных видов деятельности?
3. Что является важнейшей предпосылкой выработки идеологии белорусского государства?
а) попытки вмешательства стран Запада во внутренние дела Республики Беларусь;
б) расстановка политических сил в стране;
в) необходимость консолидации общества вокруг реализации белорусской модели развития;
г) воля белорусской политической элиты.
в) необходимость консолидации общества вокруг реализации белорусской модели развития;
а) национальная идея;
б) совокупность ментальных черт и ценностей народа;
в) идейное обоснование укрепления государственной власти;
г) национальная идея, сформулированная в соответствии с интересами государства;
а) национальная идея;
5. Назовите религиозные конфессии, зарегистрированные на территории Республики Беларусь:
Белорусская православная церковь
Христиане веры евангельской
Адвентисты седьмого дня
Белорусская православная церковь
Адвентисты седьмого дня
Основы идеологии белорусского государства официально сформированы в конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: всё должно делаться для человека и в интересах Беларуси.
К ним относятся принципы социального правового государства и гражданского общества, жизнеспособной социально-экономической системы, которые в состоянии обеспечить концентрацию духовных и материальных факторов, направленных на достижение экономической и политической стабильности, прогрессивного развития белорусского общества в XXI веке. В концепцию государственной идеологической политики органично входят идеи народовластия, общественного блага, приоритета прав и свобод человека. Диалектическая взаимосвязь ценностей общественных и ценностей личных. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь государственная идеологическая политика зиждется на гуманистических началах и направлена на реальное достижение общественного блага и развития человеческого потенциала.
Как и любое иное суверенное гoсударствo, Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн.
Конституционный строй Республики Беларусь определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.
Список использованных источников
9. Сионизм. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 353.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Современное понимание, основные функции и задачи идеологии. Проблема формирования и этапы становления идеологии белорусского государства. Создание национальной государственности на советской основе. Развитие сотрудничества с Российской Федерацией.
курсовая работа [27,8 K], добавлен 29.11.2015
Основные подходы к определению понятия «идеология», его эволюция в процессе исторического развития. Особенности и уровни политической идеологии, ее роль и значение в обществе. Направления и принципы формирования государственной идеологии Белоруссии.
контрольная работа [34,1 K], добавлен 07.10.2012
Исследование проблемы формирования идеологии национальной государственности Республики Беларусь. Анализ предмета, целей и задач курса «Основы идеологии белорусского государства». Изучение содержания основных идейно-политических течений современности.
реферат [25,5 K], добавлен 05.04.2017
Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история их развития и современное состояние. Анализ идеологии либерализма. Сущность идеологии консерватизма. Особенности социалистической идеологии, ее основные черты и разновидности.
реферат [20,8 K], добавлен 04.05.2012
Теоретические основы политической идеологии, ее сущность, признаки, функции и уровни. Основные идеологические течения в современном мире, их особенности. Понятие и специфика политической психологии. Механизмы реализации современной политической идеологии.
реферат [47,0 K], добавлен 24.12.2010