Что выше техник или специалист

Что выше техник или специалист

…Вот в армии все просто: майор по чину старше лейтенанта, а генерал-майор младше генерал-лейтенанта 🙂 А можно ли сравнить «крутизну» математика и слесаря, повара и чиновника? Врачи, учителя, слесари, − у всех у них есть свои иерархии, категории и разряды. «Табель о рангах» в профессиях выглядит как сочетание разрядов, категорий и квалификационных требований.

Зачем нужны категории и разряды?

В ЕКДС (Единый квалификационный справочник должностей служащих) написано, что «присвоение квалификационных категорий специалистам осуществляется для более полного учета в должностных окладах различий в уровнях квалификации, сложности и ответственности, повышения заинтересованности специалистов в росте профессионального мастерства, улучшении качества труда. Присвоение категории не требует изменения характера труда, тем самым создаются лучшие возможности для роста профессионального мастерства в пределах своей квалификации».

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

В ряде профессий от категории зависит оплата труда.

Да, и еще категории «сгорают» и «протухают», — обычно через 5 лет.

Чем категория отличается от разряда?

Если совсем просто: это синонимичные понятия, но для профессий с высшим образованием характерны «категории», а для среднего специального образования – разряды.

Или так: разряды – для профессий, в которых надо работать в основном руками, телом, а категорию присваивают тем, кто работает в первую очередь мозгом.

Но это не точно. Например, у кассиров почему-то категории, а не разряды, хотя эта профессия требует среднего специального образования. Что поделаешь – традиция плюс бюрократия!

Но на самом деле все еще сложнее. по определенным профессиям закреплены одновременно и разряды и категории. Например, охранник может быть 1-6 разряда, в которых 1 разряд относится к категориям Б и В, 2–3 разряды — А, Б и В. Для 4–6 разрядов категории не определены.

«Водитель автотранспортных средств» определяется и категориями (А, В, С, Е и D), согласно которым означен также и вид транспортного средства, и классами (1, 2, 3). 3 класс – просто достаточно иметь права. 2 класс – стаж «три года в третьем классе» + права категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. 1 класс = В, С, Д, Е одновременно + два года во втором классе + умение ремонтировать машину в полевых условиях. Все вместе это называется «классность водителя».

Вы еще не уснули? Сделайте короткую разминку, и читайте дальше.

Какие бывают разряды

Со времен Советского Союза у нас есть шесть «квалификационных уровней/разрядов».

Наивысший квалификационный разряд — шестой. Скажем, у слесаря эта цифра означает, что он может то же, что и слесарь пятого разряда, плюс дополнительно ему по силам работа с экспериментальными соединениями, которые никто до этого еще не варил, выбор расходных материалов, режима и прочих параметров. Переводя на человеческий язык — «не просто крутой, а очень крутой, на пять с плюсом».

Пятый разряд − «просто крутой». Слесарь пятого разряда работает с любым материалом в любых положениях.

Четвертого — работа средней сложности, третьего — простая (но добросовестная).

Первый разряд присваивается ученикам, второй — выпускникам соответствующих учебных заведений.

Но, как мы уже писали в статье «Оптимальный квалификационный разряд», существует «новая система тарифных разрядов», отличная от «старой» (она введена труда в 2014 году). И в этой новой системе наивысший разряд – 8-й, а каждый новый разряд соответствует не одному старому, а целому диапазону!

2 = 1-3 старые разряды (новичок)

3 = 2-3 (новичок, но не совсем зеленый)

4 = 2-4 (вчерашний новичок, но есть шанс, что уже разбирается в теме)

5 = 2-6 (ура, мы просто знаем, что этот работник может как-то работать, может, даже хорошо)

6 = 3-6 (от простого исполнителя до мастера-виртуоза, круто)

7-8 разряды в «новой» системе оба соответствуют 4-5 разрядам старой и означают просто желание работодателей взять на работу сотрудников «на четверку» или «на пятерку» 🙂 А в некоторых случаях 7 и 8 разряды предполагают получение неполного (!) высшего образования и статуса «младший специалист».

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Проблема нестыковок разрядов, категорий и прочих элементов ЕТКС/ЕКС с профстандартами — настоящая головная боль для предприятий: квалификационные справочники (ЕТКС/ЕКС) не только лежат в основе наименований штатных единиц у сотен тысяч российских предприятий, но составляют каркас системы оплаты труда миллионов работников.

Интересный факт

Как повысить разряд

Обычно повышать разряды на более высокие можно через каждые 2 года на квалификационной комиссии. Однако если специалист имеет несколько образований или высшее образование — периодичность сдачи на разряд как правило уменьшается до 1 года.

Какие бывают категории

В разных профессиях – разная сетка категорий. Единой – нет!

Для учителей, врачей и специалистов культуры, искусства, предусмотрены следующие группы: без категории, 2 категории, 1 категории, высшей категории.

Для органов госуправления: без категории, 2 категории, 1 категории, ведущие специалисты, главные специалисты.

У техников две категории (плюс «без категорий»), а у конструкторов – пять: 1-3, без категории и «ведущий специалист».

Давайте для простоты разберем на мышах на инженерах.

А у бухгалтеров иначе:

У артистов иерархия еще сложнее, она разная для драматических артистов и кукольных, для балета и оркестра…

А ведь есть еще и звания! «Заслуженного артиста» дают через 20 лет работы при наличии заслуг (артистам балета – через 10 лет), а «народного» — еще спустя 10 лет. И тоже при наличии особых заслуг и народной любви.

В общем, хотите изучить категории и разряды конкретной профессии – это можно сделать здесь: https://classinform.ru/eksd.html

Зависит ли качество работы от категории?

Казалось бы, все просто: образование, стаж работы, аттестации. Но де-факто мы ждем, что вместе со стажем инженер (врач, учитель) прокачивает и свою фактическую квалификацию, умение качественно выполнять работу. Что врач 1 категории лечит лучше, чем врач 2 категории (почему-то ведь за визит к нему в частных клиниках берут дороже!). Так ли это?

Нет, конечно. Недавний выпускник медвуза может вкалывать с азартом, чувствовать больного, обладать врачебной интуицией и неравнодушием, зарываться в книги,− и в итоге лечить лучше, чем честно отсидевший срок в клинике врач с большим стажем.

Учтем еще, что квалификационную категорию специалистам устанавливает наниматель «на основании рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств специалиста. Присвоение очередной квалификационной категории производится при условии профессионального роста и способности выполнять работу более высокой степени сложности».

У педагогов категория зависит не только от стажа, но и от успехов и самого педагога, и его учеников, измеренных в проектах, наградах, «положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов», и т.п.

У медиков раньше категория зависела еще и от должности (руководитель, заведующий отделением), но сейчас это требование убрали (о должностях и специальностях мы вскоре расскажем вам отдельно).

В итоге категория говорит скорее о целеустремленности человека и его стаже в профессии, чем о качестве его работы. Врач, учитель, артист может быть отличным специалистом, но не иметь высоких категорий.

Как повысить категорию

С помощью аттестации. Это проверка уровня профессиональных знаний и навыков обязательна для работников определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации. При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в трудовом договоре допсоглашением.

Как правило, категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти аттестацию «на следующую категорию» и раньше. Действует категория независимо от места работы. Прокачал уровень – молодец.

Источник

Различие между техником и специалистом

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Чем профессия отличается от должности?


Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.

Чтобы выделить разницу, необходимо определить сущность этих понятий. Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки. Слово профессия имеет латинское происхождение и означает выступление на публике.

Жители Древнего Рима называли так род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь, и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.

В древние времена людей объединяло одно общее дело: добыча пропитания и поддержание жизни.

Разница между экспертом и специалистом

В том случае, если вы имеете хоть какое-то представление, касательно уголовного, гражданского или административного права, вы должно быть понимаете, что в таких процессах, помимо одних только переводчиков или секретарей, активное участие принимают эксперты и специалисты.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Чем отличается ведущий специалист от главного: описание и отличия

Каждое государственное предприятие предполагает обязательное наличие специальной иерархии должностей.

Это позволяет успешно распределять все рабочие обязанности между представителями коллектива, благодаря чему шансы на достойное сотрудничество повышаются до максимального показателя. Более того, каждый сотрудник предприятия получает возможность для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал и поспособствовать успешному продвижению компании на современном рынке. Специалисты – это специализированные работники, которые занимаются разработкой тактики действий.

В большинстве случаев сотрудники этой категории взаимодействуют с информацией, благодаря чему успешно решают функциональные, производственные, управленческие вопросы.

Специалистов принято подразделять с учетом функций и имеющегося уровня подготовки.

Специалист может быть разных категорий и классов, а также главным и ведущим. К специалистам относят инженеров, бухгалтеров, экономистов, психологов, социологов, юристов.

Чем отличается техник от автомеханика: особенности и отличия

Если раньше, автомобилем владел 1 человек из 50, а то и 100, то сейчас это уже не роскошь, а средство передвижения, которое может позволить каждый второй.

Значительно увеличилось количество женщин водителей, которые несмотря не глупые мужские стереотипы, управляют транспортным средством осторожно, придерживаясь, правил дорожного движения. Но как бы правильно не управляли автомобилем, это механизм который имеет свойство ломаться. Будь вы женщина или мужчина, всё равно прибегните к помощи специалиста, а именно автомеханика.

Автомеханик – человек, выполняющий ремонтные работы и диагностику вашего автомобиля. Данная профессия крайне востребована, из-за большого количества автотранспорта на дорогах.

Все эти работы должен уметь выполнять автомеханик.

Чем отличаются специалист и бакалавр

Поступая в ВУЗы, сегодняшние абитуриенты задаются вопросом: специалитет и бакалавриат – в чем отличия, что лучше, сколько учатся? Это связано с изменениями, проведенными после распада Советского Союза – из-за уменьшения срока обучения в ВУЗе многие считают степень бакалавра неполным высшим образованием. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: 8 (499) 703-15-47 — Москва 8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта! Все консультации у юристов бесплатны.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Дипломированный специалист – это профессиональная квалификация, которую получает студент по окончанию программы высшего образования.

Техник — это универсальный специалист

0 0 В самом начале появления профессии «техник» так обозначался человек, работающий с каким-либо оборудованием или механизмом. По прошествии времени в России для работы по данной профессии необходимо было получить средне-специальное образование.

А если посмотреть дальше, то теперь без вузовского диплома уже не обойтись. Так, техник может быть: авиационным, зубным, санитарным, техником ЖКХ и техником-программистом.Значение слова «техник» берет свои корни из греческого слова technike и переводится как «искусство». В начале все, что было сделано руками, обозначалось именно этим словом.

В эпоху Возрождения подход к технической деятельности стал более основательным.

Разница между экспертом и специалистом

В уголовном, гражданском и административном праве допускается участие лиц, незаинтересованных в исходе дела.

Источник

Что выше техник или специалист

5. Категории персонала

В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

классификатора профессий рабочих;

классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.

33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.

К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:

33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;

33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;

33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;

33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;

33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;

33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;

33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;

33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся:

директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.

К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.

Источник

Техник кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Поговорим об одной из самых интересных и востребованных профессий. Из этой статьи вы узнаете, техник кто это такой, что входит в круг его обязанностей, и какую пользу он несёт в народ.

Для того, что бы дать определение и рассказать, что за профессия это, обратимся к википедии, где сказано, что техник — это высококвалифицированный специалист, который работает с различными видами техники и механизмов.

О профессии

И лишь с расцветом различных технических средств и приспособлений техниками стали те, кто создаёт различные механизмы и технические узлы.

С развитием человечества, растёт спрос на профессиональных специалистов в технической сфере.

И не смотря на то, что каждый год в ряду техников прибавляется, спрос на рынке труда на таких сотрудников не снижается, а наоборот растёт. А если верить прогнозам, то востребованность этой профессии в ближайшее время будет стремительно увеличиваться.

Чем занимается техник

А теперь давайте разберём, чем занимается техник в своих трудовых буднях. Хотим обратить внимание на то, что весь труд специалиста основан на взаимодействии с различной техникой и механизмами.

Из этого следует перечень его обязанностей:

Какими бывают техники

А теперь пришло время рассказать о том, что техник- это общее название специалистов, работающих в сфере технического обслуживания.

Такие специалисты распределяются на следующие группы:

Очень часто техники являются универсальными специалистами и могут совмещать в себе должность инженера, механика или электрика. Это говорит о том, что такой профессионал свое рабочее время проводит не только возле техники, но и курсирует по всему предприятию, выполняя свои должностные обязанности.

Как стать техником

Ещё совсем недавно к профессии техник не предъявлялось требование иметь высшее образование. Но с развитием технологий и стремительного усовершенствования оборудования и механизмов, на должность такого специалиста требуется персонал с высшим образованием.

Личные качества техника

Давайте разберемся, каким должен быть техник, и какими личными качествами необходимо обладать, что бы работа складывалась максимально успешно.

К чему надо быть готовым

Плюсы и минусы профессии

А теперь об одном из самых важных, а именно плюсах и минусах профессии.

Преимущества:

Недостатки:

Подведем итоги

Данная статья будет полезна для детей, планирующих свою профессиональную деятельность. Здесь мы подробно рассказали, техник кто это такой, насколько эта профессия актуальна в настоящее время и чем занимаются профессиональные специалисты, выполняя свои обязанности.

Источник

Описание должностей работников, связанных с научно-педагогическим процессом¶

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

Должности профессорско-преподавательского состава:

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Что выше техник или специалист. Смотреть фото Что выше техник или специалист. Смотреть картинку Что выше техник или специалист. Картинка про Что выше техник или специалист. Фото Что выше техник или специалист

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

© Авторские права 2020, МГУ имени М.В. Ломоносова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *