Что выше сенсей или семпай

Звания, должности, обращения в каратэ

В японских боевых искусствах существуют несколько десятков слов, которые используют для того, чтобы установить отношения между старшими и младшими учениками в додзё, между учениками и учителем и обозначающих различные звания и должности, которые каратэка занимают в различных административных структурах управления. При этом в различных видах и стилях боевых искусств используют различные термины для обозначения одинаковых понятий, поэтому существует путаница понятий. Ниже перечислены наиболее часто используемые термины, независимо от стилей каратэ.

Далее следует учесть, что в Японии всегда сначала называют имя, а потом звание, а в Европе и США принят обратный порядок.

Все термины указаны в алфавитном порядке.

ДОСЮ (doshu)

Звание, используется в айкидо. Означает “Наследник Великого Мастера”. Передаётся по наследству.

КАЙСЁ (kaisho)

Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.

КАЙТЁ (kaicho)

Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.

КАНТЁ (kancho)

Должность и звание, используется в каратэ Кёкусинкай. Дословно означает «Председатель». Ояма Масутацу носил это звание первоначально. Сейчас это звание носит Акиёси Мацуи, его наследник в iko(1) и Ояма Тияко, вдова мастера, в iko(2).

КЁСИ (kyoshi)

Среднее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Учитель”. Кандзи “кё” означает “учить”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.

В каратэ эти требования следующие:

Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен носить звание рэнси не менее 10 лет, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 40 лет.

КОХАЙ (kohai)

О-СЭНСЭЙ (o-sensei)

Звание, обращение. Используется в различных видах японских боевых искусств для обозначения основателя конкретного вида или стиля. Дословное значение “Большой Учитель”. Используют в третьем лице при упоминании таких мастеров, как Фунакоси Гитин, Уэсиба Морикэи, Ояма Масутацу, Оцука Хиронори и другие.

РЭНСИ (renshi)

Низшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Тренер”. Кандзи “рэн” означает “тренер”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.

В каратэ эти требования следующие:

Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь уровень 6 дан, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 30 лет.

САЙКО КОМОН (saiko komon)

Должность и звание. Обозначает “самого главного советника”. Используется в каратэ Кёкусинкай. Эту должность занимали, например, Рояма Хацуо и Года Юдзо при кантё Мацуи.

САЙКО СИХАН (saiko shihan)

СЁСЭКИ СИХАН (shoseki shihan)

Звание. Это титул означает «высший сихан» и очень похож на «сайко сихан».

СИХАН (shihan)

СИХАН ДАИ (shihan dai)

Звание и обращение. Используется в некоторых стилях каратэ. Мастера 5 дан могут иногда называться «сихан даи», что означает дословно нечто вроде «младший сихан».

СОКЭ (soke)

Звание и обращение. Это слово означает “Основатель” и используется во многих окинавских и японских боевых искусствах (кроме Кёкусинкай).

СОСАЙ (sosai)

СОСЮ (soshu)

Звание. Это слово буквально означает «Основатель» и так называет себя Ояма Сигэру, который основал собственную организацию каратэ Кёкусинкай ( «Всемирное Ояма Каратэ» (world oyama karate).

СЭМПАЙ (sempai)

В качестве звания это слово используется редко и относится к мастерам с уровнем нидан, а, иногда, и сёдан. Таким образом, каждый каратэка от уровня 10 кю до 10 дан может называть таких людей сэмпай.

СЭНПАЙ (senpai)

Обращение. Синоним слова “Сэмпай”.

СЭНСЭЙ (sensei)

СЭНСЭЙ-ХО (sensei-ho)

УТИ-ДЭСИ (uti-deshi)

ХАНСИ (hanshi)

Высшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Мастер” или “Инструктор учителей”. Кандзи “хан” означает “образец, закон или идеал”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.

В каратэ эти требования следующие:

Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь звание кёси и продолжать при этом работу по развитию каратэдо, иметь “выдающийся уровень” в каратэ и благородный дух, иметь большие заслуги в развитии каратэдо, иметь возраст не менее 60 лет. В Японии это звание присваивают очень редко.

С большим количеством уникальных материалов по каратэ можно познакомиться здесь.

Источник

Иерархия, этикет: сенсей, семпай, кохай

Прежде всего, я хочу чтобы вы запомнили, что независимо ни от чего все мы должны уважать друг-друга. Неважно, кто мы, мы не должны непочтительно относиться к кому-либо.

Теперь хочу отметить, что все, что я здесь скажу, может отличаться от места к месту, даже в Японии. Всё это может быть очень сложно, так что я расскажу только о ситуациях касательно додзё. Не думайте, что это единственный вариант ответа. Некоторые могут со мной не согласиться.

Семпай (sempai) – это обычно те люди, у которых больше опыта в той области, в которой вы занимаетесь. При этом не важно, старше вы или нет, если эти люди занимаются кендо дольше вас, то они – семпаи.

Теперь по поводу того, что будет, если вы получаете выше ранг, чем семпай. Ваше положение в додзё будет выше, чем у ваших семпаев. Но они не будут называть вас «семпай». Они по-прежнему ваши семпаи, только вы теперь обладаете более высоким рангом.

Таким образом, вы получаете звание семпай или кохай, когда начинаете заниматься кендо. И эти отношения на самом деле не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг. Иерархия в додзё
Во главе всего сенсей. Затем семпай и кохай.
Тем не менее, вы не должны задирать кохаев или людей, у которых ниже ранг, чем у вас.

Роль сенсея, семпая и кохая
Сенсей обучает техникам кендо, отношению к кендо и т.д. Семпай и кохай являются учениками сенсея, поэтому, конечно же, они должны слушать своего сенсея.

Семпаи все еще ученики, только они являются учениками в додзё дольше, чем их кохаи, поэтому они и семпаи.
Т.к. семпаи знают больше о своем додзё и о кендо, они обучаю кохаев. Они должны обучать кохаев правилам додзё, этикету и манерам в додзё.
Семпаи должны обучать кохаев, исходя из своего понимания вещей. Многие кохаи жалуются на своих семпаев за то, что те чересчур командуют. Семпай не является командиром для кохай. Семпай должен быть хорошим наставником.

Кохаи должны слушать не только сенсея, но и то, чему их учат семпаи. Иногда кохаи не особо понимают, зачем они должны делать определенные вещи. Все равно делайте их, а почему нужно было это делать, спросите потом.

Иногда никто не знает, почему действительно нужно что-то делать. Спрашивать «Почему?» нормально. Но, на самом деле, у нас может и не быть ответа. Кендо – это древнее боевое искусство. Я должен сказать, что оно несет в себе традиции, философию и движения Японии, которые иногда и сами японцы не понимают.

Я хочу, чтобы вы понимали, что вашему учителю, если он не японец 7 или 8 дана, тяжело знать традиционные аспекты кендо. Так что, мой совет в том, что мы все должны смиренно учиться, особенно без опытного сенсея 7-го или выше дана.

Тренировка сильного киай

Вопрос: Есть такое упражнение, когда мы наносим подряд, например, три удара мен на одном дыхании, не делая при этом промежуточных вдохов.

Если я стараюсь кричать громче и сильнее, у меня заканчивается дыхание уже после второго мен. А если я кричу не так громко и сильно, тогда дыхания хватает и на пять ударов без промежуточных вдохов. Нужно ли мне продолжать кричать так громко, как только могу, во время подобных упражнений или же здесь лучше использовать такой киай, чтобы я мог продержать его до конца упражнения, не делая промежуточного вдоха?

И еще один момент по поводу киай. Если я кричу так сильно, как только могу, я устаю намного быстрее, чем обычно. Правильный ли это способ тренировать сильный киай? Или же я должен найти какой-то определенный уровень киай, чтобы не уставать очень быстро?

Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос.

Действительно, есть такое тренировочное упражнение, как вы описали, т.е. непрерывное нанесение ударов мен на одном дыхании.

Если вы произносите длинный киай перед тем, как начать наносить удары, и этот киай входит в «на одном дыхании», тогда, наверное, очень и очень сложно выполнить даже 3 удара мен без промежуточного вдоха.

Грудное и брюшное дыхание

Похоже на то, что вы все еще используете грудное дыхание. Когда вы кричите, используя грудную клетку, ваше лицо краснеет и вы чувствуете головокружение. Это действительно делает вас уставшим.

Перед тем как перейти к некоторым деталям о тренировке, я бы хотел кое-что посоветовать по поводу киай.

Почему мы кричим?

Существует много причин, таких как, чтобы приободрить себя и т.д. Но это также хороший метод изучения брюшного дыхания. Поэтому, когда вы кричите, уделяйте внимание мышцам брюшного пресса.

Представьте, что внутри, в нижней части вашей брюшной полости находится надувной шар, который становится больше во время вдоха. Делайте выдох так, чтобы не помять шар. В конечном счете ваш пресс станет плоским, но перед тем, как у вас совсем не останется воздуха, быстро сделайте вдох.

Это легкий способ улучшить киай.

И вы правы по поводу того, что вы должны найти свой способ произносить киай. Но как вы узнаете, что вы достаточно наполнены киай?

Вот мой личный взгляд на тренировку.

Каждый тренировочный метод имеет свою определенную цель. Поэтому:

1. Знайте цель тренировочного метода; зачем вы что-то делаете? Но
2. По-прежнему вкладывайте всё, что имеете, в каждое упражнение.

Второй пункт, на мой взгляд, является фундаментальным.
Что бы вы ни делали, это не должно быть просто упражнение. Вы не должны думать о том, чтобы подольше продержаться. Многие пытаются экономить энергию, чтобы продержаться до конца одно- или двухчасовой тренировки.

Вот что я думаю и говорю своим ученикам.

Как выработать хороший киай

Вопрос: У меня много проблем с киай. Помимо того, что мне кажется, что что мой киай звучит смешно, каждый раз после тренировки у меня болит горло и еще около дня голос охрипший.

Есть какие-то предложения или идеи, как лучше всего разработать хороший киай?

Ответ Масахиро Имафудзи:
Вы на правильном пути. Говорят, что киай должен идти из живота, правильно? Но если вы не привыкли это делать, вам придется сначала терять голос.

Это работает примерно так:

1. Кричите так громко, как только можете.
2. Вы потеряете голос.
3. Вы будете вынуждены использовать мышцы пресса, чтобы кричать после потери голоса.
4. Вы начнете учиться, как кричать, используя пресс вместо горла.
5. У вас будет хороший мощный киай.

Когда я был ребенком, я пытался быть самым громким в моем додзё, где еще тренировалось более 50 человек.

Конечно, мой киай звучал смешно и это забавляло людей. Но не переживайте. Вы должны понять, как использовать пресс, так что потеря голоса — это часть процесса.

Разные киай (kiai)

Существуют ли какие-нибудь правила для киай? Имеют ли какие-либо типы киай определенное значение? Как человек должен выбирать свой киай (когда и что именно кричать)?

Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос! Требований по киай нет, однако произносить что-то невежливое нельзя. Наиболее распространенный киай — «Йиааааа».

В Японии есть такое понятие как «какегоэ» (kakegoe) (выкрикивать/ восклицать) когда мы танцуем, играем в перетягивание каната и многое другое.

Какегоэ предназначено для того, чтобы взбодрить себя (и других, если в команде) и синхронизировать движения, как в танцах и перетягивании каната. Так и в кендо, некоторые люди применяют разные какегоэ. Поэтому мы и слышим разные киай.

Как мы выбираем киай?

Для начала вам нужно попробовать стандартный тип киай — «Йиааааааа!». Практикуйте громкий и долгий киай довольно продолжительное время. Затем, когда вы будете знать, как «заряжать» себя с помощью киай, вы можете попробовать какие-либо другие типы киай.

Многие среди не японских кендо-ка — обладателей кю (kyu) — произносят очень тихий и короткий киай. Возможно, они пытаются копировать обладателей данов, но, к сожалению, здесь это так не работает. С тихим и коротким киай очень сложно подавить оппонента, если вы еще не развили настоящий киай.

Через годы и годы тренировок вы придете к тому киай, который больше всего вам подходит.

Семе

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Источник

Что выше сенсей или семпай

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

«Дан» (яп., «уровень, ступень») — обозначение уровня при изучении какого-либо предмета, как в спорте и боевых искусствах, так и во вполне мирных занятиях, подобно как и «КЮ» – ученические разряды. Но в отличие от «КЮ», это мастерские разряды. Нумерация «данов» идет уже от 1 к 10. Количество ступеней «Дан» отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также школах. В айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ от 10 до 1 кю (хотя иногда может быть и 12, или 8 – в зависимости от федерации, рю-стиля, или школы). Степени «Дан», как и «Кю», присуждаются и в японских играх го, рэндзю и сёги. А также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии «тядо». Если носителей «Кю» в Японии называют «муданся» – «тот, у кого нет дана». Достигший первой ступени «Дан» зовётся уже «Шоданся». Имеющие «дан» выше первого зовутся – «тот, у кого есть дан». Будока, достигший «Шодана» или «Нидана» (1, 2-го дана) называется «сэмпай». Будока, достигший 3-го и 4-го дана – «сэнсэй». Затем с 5 дана идет звание «Шихан», немного особняком стоит «Канчо», но в иерархии он считается выше «Шихана». 10 дан присуждается великим мастерам «Мэйдзин», основателям своего вида или стиля будо.

Термин дан изобретен Хонъимбо Досаку, профессиональным игроком в «Го» в период Эдо. Сам он получил тогда высший ранг 9 дан и звание «Мэйдзин».

В Будо систему рангов кю-дан ввел Дзигоро Кано, основатель дзюдо. По началу Кано присудил Шодан (первую ступень) лучшим своим двум ученикам (Сиро Сайго и Цунэдзиро Томита) в 1883. Пояса оби для «юданша» — yūdansha — черного цвета Кано ввел с 1886. Те пояса «оби» еще не были подобны нынешним у каратистов (karateka) или дзюдоистов (jūdōka)— Кано тогда еще не изобрел дзюдоги (jūdōgi) – спортивную одежду для дзюдо. Его ученики занимались в Додзё в повседневном кимоно, и первые черные пояса были обычными «Оби» для кимоно. Только в 1907 году Кано ввел современное дзюдоги и современный пояс «Оби», белого и черного цветов для рангов «кю» и «дан».

Разноцветие поясов степеней «кю» появилось позже, с появлением спортивного каратэ на Западе. В системе дан-рангов пояса обычно черного цвета, но в некоторых видах и стилях есть бело-красные (6-8 дан) и красные – 9 и 10 дан. Очень часто на поясе нашивают полоски, количество их соответствует «дану».

Не все виды будо используют пояса. Так в иайдо и кэндо пояса не используются, так как у них в спортивную униформу входит «хакама» (юбка-штаны). Цвет хакама может иногда означать подобно цветности поясов уровень ранга «дан». В то же время бывает параллельное использование «хакама» и поясов (оби).
В японских играх Го, Рэндзю и Сёги обладатели 7 и выше дана обычно становятся профессиональными игроками.
Подобную японской систему кю-дан используют в корейских кэмпо: хапкидо, тхэквондо – при этом ступени называются «кып» и «тан» соответственно.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Вьетнамские «Водао» (воинские искусства) также используют ступени «дан» – по-вьетнамски «доан», только цветность поясов очень отличается (нижайший черный, высший – белый).
С 1998 года Китайская Ассоциация Ушу совместно с Национальной Спортивной комиссией и Китайским Исследовательским Институтом Ушу ввели систему из девяти рангов «дуань». В международной практике рекомендовано использовать японский термин дан.

Система «ДАН»:
1. Шодан \shodan\ Sempai
2. Нидан \nidan\ Sempai
3. Сандан \sandan\Sensei
4. Йондан \yodan\ Sensei
5. Годан \godan\ Shihan
6. Рокудан \rokudan\ Shihan
7. Нанадан, Шичидан \nanadan, shichidan\ Shihan
8. Хачидан \hachidan\ Hanshi
9. Кудан \kudan| Hanshi
10. Дзюдан \jūdan\ Meijin

Мэйдзин, Ханши, Кёси, Рэнши, Канчо, Шихан, Сэнсэй, Сэмпай и Кохай.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

«Сэмпай» (яп, букв. «товарищ, стоящий впереди») — японский термин, обычно обозначающий того человека, у которого больше опыта в той или иной области. При этом возраст не имеет значения. Если этот человек занимается чем-то дольше вас, то он – «сэмпай». «Сэмпай» также используется как именной суффикс, который добавляется к имени «сэмпая».

В Будо, «сэмпаями» называют тех, кто занимается данным видом Будо больше времени.
Звание «сэмпай» относительное. Если один человек опытнее другого в определенном виде Будо, то он будет «сэмпаем», менее опытный же будет «кохаем».

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

«Кохай» (яп., «ко:хай», букв. «товарищ, стоящий позади») – человек, менее опытный в данном виде Будо.
В «Додзё» (зал для занятий) вы получаете звание «сэмпай» или «кохай», когда начинаете заниматься конкретным видом Будо. И эти отношения на самом деле не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг по этому Будо.
Возможна такая ситуация, когда «кохай» получает более высший ранг, чем «сэмпай». В этом случае положение «кохая» в «додзё» будет выше, чем у его «сэмпая». Но он по-прежнему остается «кохаем», только с более высоким рангом.
«Сэмпаи» все еще ученики, только они являются учениками в «Додзё» дольше, чем их «кохаи», поэтому они и называются «сэмпаями».
Так как «сэмпаи» знают больше об их «Додзё» и виде боевого искусства, которым они занимаются, то они обучают «Кохаев». Обучают правилам, этикету, манерам в «додзё».
Многие «кохаи» жалуются на своих «сэмпаев» за то, что те чересчур командуют. «Сэмпай» не является командиром для «кохая». «Сэмпай» должен быть хорошим наставником. «Кохаи» должны слушать не только «сэнсэя», но и то, чему их учат «сэмпаи».

И «сэмпаи», и «кохаи» в «додзё» должны относиться друг к другу с уважением независимо ни от чего.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

«Сэнсэй» (яп.,букв. «рождённый раньше», прежде рождённый) в Японии — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку. То же самое слово в Китае («сяньшэн») — официальное вежливое обращение «господин».
В восточной культуре распространено почитание старших по возрасту людей. Считается, что старший человек всегда мудрее младших, поэтому младшие обязаны его уважать и спрашивать совета. Учитель отождествляется со старшим и, соответственно, более мудрым человеком (чаще всего это совпадает и с реальным возрастом), поэтому к учителю принято такое же уважительное отношение, как и, например, к предкам.

Хотя слово «сэнсэй» по смыслу никак не связано с учёбой, учителей в Японии всегда называют «сэнсэями», даже если они оказываются по возрасту младше учеников. Обращение к человеку, например, «Ямада-сэнсэй» может считаться более вежливым, чем «Ямада-сан». В классическом Будо, так называют «будока», достигшего 3-го и 4-го «дана». Перед ступенью «сэнсэй» идёт «Шидоин» — Инструктор (от низшей 6 категории — до высшей1 категории), ниже — «сэмпай», а выше «Сэнсэя» идёт «Шихан Дай», дальше «Шихан» и «Сайко Шихан».

«Шихан Дай» — помощник Шихана, «Шихан» (яп., мастер) — Будока, который достиг высшего уровня познания в своём виде или стиле Будо, и привнёс свой вклад в его развитие. В отличие от званий «Сэнпай», «Шидоин» и «Сэнсэй», аттестацией заработать титул «Шихан» — нельзя, его присваивают только людям, привнесшим серьезный вклад в развитие стиля и школы. Сайко Шихан (Saiko Shihan) — главный мастер.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Ранги Будо в системе рангов, разработанной организацией боевых искусств «Дай Ниппон Бутокукай» (яп., «Общество Воинской Добродетели Великой Японии»), введены с июня 1901 года:

«Ренши» \ Renshi — «Мастер в физических навыках», начальный из трёх официальных титулов.

«Ханши» \ Hanshi — «Учитель Мастеров», «Образец для подражания», высший из трёх официальных титулов. Не может быть младше 8 дана, требуется не менее 15 лет стажа в титуле «Кёши», возраст не менее 55 лет.

«Ханши Дай» — немного меньше «Ханши», относится к наследнику «Рю».
Ранг «Ханши» присвоен основателю Шинвакан айкидо, второму Канчо Айкидо Йошинкан — Кёичи Иноуэ.
Выше чем «Ханши» по иерархии рангов в Будо находится только «Мэйдзин» (яп., «Великий мастер»). Ранг «Мейдзин», был присвоен основателю Йошинкан Айкидо – Годзо Шиода.

Канчо\ Kancho — титул в Будо, присуждается Будоке очень высокого уровня, освоившему все аспекты Будо, которое он изучал, основавшему свою организацию (вид, стиль-рю или школу) и ставшему её главой. Среди всего сообщества Будока, очень мало обладателей титула «Канчо».

«Дошу» \ Doshu — «Мастер Пути», наследственный титул. Например в Айкидо Айкикай, передаётся в семье Уешиба, сейчас им владеет внук основателя Айкидо — Моритеру Уешиба.

«Додзё Чо» \ Dojo Cho — «Первый в Додзё»

О-сэнсэй (O-Sensei) — «Великий Учитель», например основатель Айкидо — Морихей Уешиба. Уважительный термин, используемый учениками при упоминании о своём мастере, после его смерти.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Ояма о поясах в карате

Одновременно, каратека должен проявлять новые уровни зрелости, его характер должен становиться шире и уравновешеннее с каждым новым уровнем. Никогда не поддавайтесь искушению быстро прорваться через все степени. Научитесь сначала ползать, а потом ходить. Работайте как можно усерднее, но будьте терпеливы.

Однако, с опытом терпение теряется. Печально слышать, как сегодняшняя молодежь кричит: «Мне скучно!» Мало значения предается сейчас развитию терпеливости и самодисциплине. Конечно, детям прививается дисциплина во многих вещах, но им не говорят зачем это нужно.

Сегодня большинство молодых людей относится к терпеливости и самодисциплине так как к дополнительной работе, которую они могут выполнять по желанию, и имеют право выбирать сами, нужна она им или нет. Но правда состоит в том, что терпение и дисциплина могут рассматриваться как ключи к счастью и самореализации в жизни.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Эта притча демонстрирует два момента. Во-первых, дела не всегда обстоят так, как кажется, и часто случается так, что лучше сделать шаг назад и рассмотреть происходящее на расстоянии, в данном случае на расстоянии 30 дней.

Будьте бесконечно терпеливы, но точно столько же решительны и настойчивы. Давайте в деталях рассмотрим каждый пояс, от белого до черного. Пояс темнеет, начиная с первой тренировки, но как только вы получаете черный пояс, круг замыкается, и все вновь идет по кругу. Пояс медленно становится все светлее, так как он становится изношенный и оборванный, и, в конце концов, становится вновь белым.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Цвета новичков в карате

Белый, оранжевый, синий, желтый пояса

Белый пояс – уровень чистоты и потенциала

Как черный, так и белый цвет, редко, если вообще когда-либо, встречаются в чистой форме в природе, поэтому оба явления часто рассматриваются как не-цвета. Белый отражает все цветовые волны и не поглощает никаких, потому что он уже содержит все цвета спектра. Таким образом, белый пояс символизирует потенциал нового студента в достижении других степеней, а тренировка поможет его реализовать. Все, о чем вы мечтаете, все, на что вы надеетесь, уже спрятано внутри. Это драгоценный камень, покрытый слоем грязи, которую нужно только отколоть резцом решимости и веры.

Нан-ин, японский учитель, ары Мвйя (1868-1912), принял у себя профессора из университета, который пришел расспросить вао о Дзен. Нан-ин подал чай. Он налил своему гостю полную чашку, а затем продолжал лить сверху. Профессор наблюдал, как переливался чай, пока не смог больше сдерживать себя:

— Она полная. Больше не поместится! — Как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны собственных мнений и наблюдений. Как могу я вам показать Дзен, пока вы перед этим не опорожните свою чашку?

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Белый – это символ чистоты. Новый студент на уровне белого пояса чист, потому что ничего не знает о требованиях искусства и совершенно не имеет в нем опыта. Сердце студента белого пояса полно надежды. Из этой надежды исходит росток первого энтузиазма тренироваться и учиться. Это – первое опорожнение чашки. Слушайте инструктора, и учитесь действовать в соответствии с его указаниями.

С первой тренировки навсегда уходит безусловность белого пояса, поэтому дороги назад нет. Пояс впитывает пот и частицы пыли, и теряет первоначальный чистый цвет. Начинается путь вперед через весь спектр цветов. Ставьте себе цели в тренировке, и идите к ним без устали.

Наряду с черным поясом, белый пояс – самый важный в жизни каратека. Всё новые техники, все правила и требования Додзё, всё новые требования ума могут похоронить самые важные моменты этого уровня – при самоотречении вы можете навсегда изменить свою жизнь. Расстояние, которое вы сможете пройти, зависит всецело и только от вас. Будучи студентом белого пояса, не нужно торопиться. Сконцентрируйтесь на изучении основных указаний этикета в Додзё, и развивайте в себе привычку регулярно посещать тренировки. Постоянно работайте над собой. Никто вас не осудит, если вы не сможете выполнить какую-то определенную технику, но если вы покажете, что хотите сделать то, что необходимо для обучения, – каждый будет рад помочь вам. Негласное правило Додзё гласит, что человек познается по его желанию сделать усилие. Нет стыда в том, что у вас только белый пояс. Носите его с гордостью. Даже инструктор начинал когда-то с белого пояса. Главное, старайтесь изо всех сил. Это все, что от вас требуется.

Человек способен на поистине безграничную деградацию. Он также способен на поистине безграничное совершенство и достижение. Успех зависит от целей и от усердия на пути к их достижению.
Мас Ояма

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Оранжевый пояс (десятый и девятый кю) – уровень стабильности

Оранжевый пояс соответствует массе, или качеству препятствия. Это цвет Mooladhara – мооладхара чакра, копчикового спинного центра, элементом которого является земля, самый большой из всех элементов. Через несколько месяцев серьезных занятий, пояс нового студента становится грязным, и поэтому становится слегка более темного цвета. На этот момент, он готовится сдать экзамен на оранжевый пояс.

Для студента, который стремится к оранжевому поясу, элемент земли означает, что тренировка на этом уровне должна быть сконцентрирована на стабильности. По мере приближения к экзамену на оранжевый пояс, главная забота должна быть направлена на понимание физической основы. Это понимание приходит через практику концентрации в стойках стабильности – Дзенкутсу дачи, Санчин дачи и Киба-дачи – и через контроль тела, направленный на правильность выполнения движений через пол в этих стойках. Сосай Ояма часто напоминал своим студентам tachi san-nen или “три года для стойки”. Каратека начинает свой серьезный путь, учась правильно чувствовать стойку. С улучшенной стабильностью приходит элементарное понимание динамического баланса. Фундаментальный контроль баланса в карате приходит, когда вы учитесь чувствовать свой вес с центром в себе. Это помогает сделать стойку правильной, как объясняет Мае Ояма, является центром нашего боевого искусства. Правильная стойка позволяет вам четко видеть вашего противника и полностью сосредоточиться на его намерениях, как и на ваших. Через такую тренировку развивается основа, но, практикуя чувствительность ступней и ног, человек чувствует, когда стойка выполнена правильно. Сила и прогресс строятся на твердой основе.

Для равномерного движения, студент, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, должен тщательно изучать этикет и процедуры Додзё, на которых основаны тренировка и жизнь каратека.

Белый пояс, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, осознает карате в большом объеме, и его карате отражает это. Происходит осознание твердой мышечной ткани и кости тела, тренировка концентрируется на этих моментах.

Только таким образом можно заложить основу для сильной и прямой тропы. Среди всего прочего, прочная основа имеет жизненно важное значение, если человек хочет достичь огромных высот. Миямото Мусаши сравнивает образ жизни в боевом искусстве с жизнью плотника, который должен иметь хорошие инструменты, и всегда великолепно подточенные, если он хочет сделать тонкую работу.

Ко времени экзамена на оранжевый пояс, уже устанавливаются основные привычки хорошего физического состояния Человек принимает новый стиль жизни – амбиции, благодарность, настойчивость и жизненные силы. Человек должен поставить перед собой обязательство посещать занятия, превозмочь несущее поражение упрямство, которое заставляет сопротивляться желанию улучшить себя, которое не дает прийти в Додзё по самым мелким, ничтожным причинам. Оранжевый пояс должен постараться быть энтузиастом в тренировке, и оберегать мечты о великом будущем.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Синий пояс (8 и 7 кю) – уровень изменчивости, способности к приспособлению

После периода укрепления знаний уровня понимания, присущих оранжевому поясу, боец готовится к экзамену на 8 кю, или на синий пояс. В Японии этот уровень известен под названием “степень цвета воды”. Этот цвет – символ элемента Воды, который расположен в Схвадхистана Чакре, крестцовом спинном центре. Хотя цвет этого центра – оранжевый (и т.о. в некоторых Других системах боевых искусств этому уровню соответствует оранжевый пояс), синий пояс напоминает каратека об изменчивости элемента Воды. Тренировка каратека на синий пояс развивает, в соответствии с определенным стимулирующими воздействиями, основную способность адаптироваться и гибко реагировать, так же как вода адаптируется к форме сосуда, ее содержащего. Эта способность к приспособлению возрастает через кумитэ, сначала – якусоку кумитэ – заранее подготовленный трех и одношаговый спарринг, а затем дзю кумитэ, или свободный стиль.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Начинает укрепляться независимость, и будущий синий пояс начинает задумываться над тем, как адаптировать карате, чтобы это лучше всего соответствовало его физическим силам и слабостям. Синий пояс концентрируется на мастерстве рук, особенно на чувстве верного захвата, таком важном, но очень часто выпускаемом из виду. Сочетая его с правильной позицией, он затем попытается развить чувство правильного удара в карате.

Такая тренировка разовьет сильное тело, особенно туловище и руки. Для лучшего развития он может заниматься любыми видами общеобразовательных упражнений для верхней части туловища, по желанию, но особое внимание уделяется отжиманиям на кулаках и кончиках пальцев. В то же время, элемент Земли (оранжевый пояс) не игнорируется. Все больше стоек, понятий движения и образцов работы ногами вводится для поддержки растущих знаний.

Свыше всего, синий пояс учится превозмогать ворчливо-надоедливые желания “не усердствовать чрезмерно” и перестать тренироваться, не лишаться мужества.

Это очень важно. Эти сухие периоды, как о них говорят, когда энтузиазм иногда снижается до уровня отчаяния, могут появиться у каратека в любое время его жизни. Они – неотъемлемая часть тренировки и никто не застрахован от их действия. Важно уметь распознать их и превозмочь.

“Такова жизнь – семь раз вниз, восемь раз вверх!” — Японская поговорка

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Тренировка на синий пояс – энергична. Студент начинает действительно чувствовать положительное влияние карате на здоровье, благодаря улучшению циркуляции крови и тонусу мышц, улучшенному состоянию сердечно-сосудистой системы, снижению жировых отложений, увеличенной общей силе тела, и общему ощущению хорошего самочувствия. Студент становится более уверенным в своих отношениях к карате-до. Он стремится превозмочь негативные свойства элемента Воды: невежество (он должен дальше изучать историю карате, терминологию, этикет и т.п.) и гордость, зная свою ограниченность – понять, что еще очень многому нужно научиться. Синий пояс – это стадия объединения данных оранжевого пояса и изучение, и принятие требований желтого пояса.

Вода в процессе своей деятельности практически не терпит изменений. Тихое ли это, успокаивающее журчание ручейка, или сила огромного водопада, или свирепость волны прилива, элемент везде один и тот же – вода. В жизни точно так же, каратека должен учиться приспосабливаться, производя все действия с одним и тем же спокойным духом. При спокойствии и во время отдыха, или среди бушующей битвы, дух и ум истинного каратека остается непоколебимым.

Это состояние известно под названием хейошин (heljoshin), неизменное и не подверженное влиянию состояния ума. Будучи каратека, мы должны стремиться всегда к такому состоянию, потому что только те, кто во все времена способен сохранить не поддающиеся влиянию присутствие духа, может пойти по Пути боевого искусства. Потеря контроля ведет к необузданной злости и страху. Это означает, что борьба становится физической деятельностью. Борьба – это деятельность ума. Не показывайте эмоции. Потеря умственного равновесия означает потерю умственной грани. Самый опасный человек – тот, кто не показывает эмоций, глядя в лицо угрозе. Это и есть хейошин.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Желтый пояс (6 и 5 кю) – Уровень утверждения

Сосай Ояма постоянно подчеркивает на тренировках что нужно сфокусировать концентрацию на хара. Если не концентрироваться на хара во время тренировки, появляется чувство подъема и падения, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Напрягите пальцы ног, опустите свой вес и почувствуйте себя прикованным к земле невидимыми струнами, которые тянут вас от пояса книзу. Сконцентрируйтесь на хара и почувствуйте энергию, текущую из этого центра. Ваши способности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. Тоже можно сказать и о силе удара; он практически не зависит от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, не может оправдать силу выстрела из ружья. Слабая рука не сможет поддержать энергию, правильно выработанную из хара.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

До желтого пояса студент концентрировался на чисто физическом мастерстве – баланс, устойчивость, координация глаз/рук, и общая техническая способность. Желтый пояс требует от студентов серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но также заставляет задуматься и о психологических аспектах тренировки – восприятии, осознании, утверждении и других проявлениях силы воли.

На первом уровне медитации карате, концентрация сфокусирована на Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух. Элемент Огня оживляет нас и заставляет нас осознать физическую силу воли в карате. С желтым поясом студент применяет свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий карате с его собственным потенциалом ума. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях. Он совершенствует свое знание карате и учится выполнять все движения быстро и правильно. Это жизненно важно, потому что, если не обращать внимание на техническую точность, прогресс студента на более высоких степенях становятся исключительно тяжелым. Тот, кто не уделил время закреплению базовых принципов позиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет сталкиваться с серьезными проблемами на высоких степенях коричневого и черного поясов, исключительно из-за фундаментальных недостатков, которые легко можно было бы “задушить в зародыше” на этом раннем этапе. Ответственность за это лежит столько же на инструкторе, сколь и на студенте, может даже и больше. Попытка координировать тело и ум для технического совершенства, впервые выполняется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости техник без потери формы. Понимание, как применить силу через технику, – это двойной прогресс. Первый шаг – тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы. Поняв это, желтый пояс двигается дальше ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью. Тренировка на тяжелых мешках, макиваре, или энергичное кумитэ (спарринг) – необходимы, главным образом, для подготовки тела, чтобы оно смогло дать и принять огромный шок, образовавшийся через усовершенствованную технику, объединенную со скоростью, чтобы научить тело, что это значит – применять такую силу, и в каких пределах тело может справиться с ней. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости. Мелочные психологические недостатки, такие как мстительность, пессимизм и неискренность должны быть встречены с полной серьезностью, и должны быть приложены все усилия, чтобы контролировать их. Рассматривая, какую важную роль в карате играет ум, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии. Наоборот, его тренировки вдохновлены огнем энтузиазма, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум.

Что выше сенсей или семпай. Смотреть фото Что выше сенсей или семпай. Смотреть картинку Что выше сенсей или семпай. Картинка про Что выше сенсей или семпай. Фото Что выше сенсей или семпай

Подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела.
Мас Ояма

Так как элементом желтого пояса является Огонь, мы начинаем осознавать чувства тела в движении и динамическую природу жестокой агрессии, как полезный, энергетический инструмент Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к карате у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолеваются, если противостоять им с уверенностью в себе. Желтый пояс должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник Дэен всунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: “Ты можешь сделать все, если только будешь действовать с уверенностью в себе”.
Сущностью карате является тренировка ума через тело. Вот почему карате, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Искусство карате стремится к чему-то болев глубокому, чем просто культ физической силы. Мас Ояма

Желтый пояс – это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратека начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *