Что выше министр или губернатор
У кого статус выше: у министра или губернатора?
Сравнивать должности этих двух высокопоставленных чиновников некорректно, пояснил «АиФ» адвокат Владимир ГОРБАЧЕВ.
Полномочия министра, например здравоохранения, распространяются на всю территорию Республики Беларусь, но в узкой отрасли и только по вопросам здравоохранения. Полномочия губернатора, представляющего исполнительную власть, распространяются только на территорию области, которой он руководит, и вопросы, решаемые им, охватывают все отрасли деятельности на обозначенной территории.
Говорить о том, чьи полномочия выше, не приходится, так как сравнивать полномочия в различных отраслях народного хозяйства и на различных территориях некорректно.
Если говорить о престижности должности, то, пожалуй, должность губернатора области более значима для конкретного региона, на который распространяется его власть. Да и губернаторов в Республике Беларусь гораздо меньше, чем министров.
Напомним, что 22 августа президент назначил Владимира Караника, который до настоящего времени руководил Министерством здравоохранения, на пост губернатора Гродненской области.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Субъекты РФ, где разделены полномочия глав региона и регправительства
Депутаты Московской областной думы приняли за основу в четверг закон о разделении должностей губернатора и главы правительства Подмосковья, в окончательной редакции он будет принят после доработки.
Волгоградская область
В соответствии с Уставом Волгоградской области от 14 февраля 2012 года, законом от 15 марта 2012 года «О Правительстве Волгоградской области», правительство Волгоградской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области.
Красноярский край
В соответствии с Законами Красноярского края от 5 июня 2008 года «Устав Красноярского края» и от 10 июля 2008 года «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края.
Пермский край
Губернатор формирует правительство края и принимает решение об его отставке; назначает на должность и освобождает от должности председателя правительства по согласованию с Законодательным Собранием в порядке, установленном Уставом Пермского края.
Кабардино-Балкарская Республика
В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 года, законом от 20 февраля 1999 года «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», правительство Кабардино-Балкарской республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской республики.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики назначается главой Кабардино-Балкарской Республики с согласия парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Карачаево-Черкесская Республика
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 года, законом от 6 января 1998 года «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, правительство Карачаево-Черкесской республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской республики.
Председатель правительства назначается на должность главой республики с согласия Народного Собрания (парламента) республики.
Республика Адыгея
Кабинет Министров Республики Адыгея является высшим исполнительным органом государственной власти республики. Правительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Адыгея и Указом президента Республики Адыгея от 14 ноября 2002 года № 248 «О распределении полномочий между членами Кабинета Министров Республики Адыгея».
Премьер-министр Республики Адыгея назначается президентом республики с согласия Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Кабинет министров формируется президентом республики.
Республика Башкортостан
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года, законом от 14 марта 2003 года «О правительстве Республики Башкортостан», правительство республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан формирует правительство и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке правительства; назначает премьер-министра с согласия Государственного Собрания республики.
Республика Дагестан
Председатель правительства Республики Дагестан назначается президентом Республики Дагестан с согласия Народного Собрания республики.
Республика Ингушетия
Правительство Республики Ингушетия является высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия, принятой всенародным голосованием 27 февраля 1994 года (с последующими изменениями) и Конституционным законом Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года «О Правительстве Республики Ингушетия».
Назначает председателя правительства республики президент Республики Ингушетия с согласия Народного Собрания.
Республика Калмыкия
Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 года и Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 года «О Правительстве Республики Калмыкия» (в последующих редакциях).
Глава Республики Калмыкия вносит кандидатуру на должность председателя правительства на утверждение Народного Хурала (парламента). Правительство Республики Калмыкия ответственно перед главой Республики Калмыкия.
Республика Мордовия
Правительство Республики Мордовия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Мордовия, принятой 21 сентября 1995 года. Структура правительства определена Законом «О структуре Правительства Республики Мордовия» от 22 ноября 2005 года.
Председатель правительства Республики Мордовия назначается главой республики по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия, правительство формирует глава республики.
Республика Саха (Якутия)
Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. Осуществляет свою деятельность на основании Конституционного закона Республики Саха (Якутия), принятого постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 15 февраля 1995 года (с последующими изменениями).
Председатель правительства назначается на должность президентом Республики Саха (Якутия) с согласия Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Правительство Республики Северная Осетия-Алания является высшим коллегиальным исполнительным органом государственной власти республики.
Осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2005 года и Республиканского конституционного закона «О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания» от 23 июня 2003 года.
Председатель правительства республики назначается на должность президентом республики с согласия парламента.
Республика Татарстан
Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. В своей работе руководствуется Конституцией РТ от 30 ноября 1992 года (с последующими изменениями), Законом РТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», Указом президента РТ «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан» и другими правовыми документами.
Президент РТ формирует кабинет министров, вносит предложения в Государственный Совет республики об утверждении кандидатуры премьер-министра.
Чувашская Республика
Кабинет министров Чувашской Республики как высший орган исполнительной власти республики осуществляет свою деятельность на основании Конституции Чувашской Республики, принятой Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 года, а также Закона Чувашской Республики «О Кабинете министров Чувашской Республики», принятого 19 апреля 2002 года Государственным Советом Чувашской Республики.
Председатель Кабинета министров назначается президентом республики с согласия Государственного Совета республики.
Чеченская Республика
Правительство Чеченской Республики как высший исполнительный орган государственной власти республики осуществляет свою деятельность на основании Положения «О Правительстве Чеченской Республики», утвержденного указом президента Чеченской Республики от 16 января 2006 года, Конституции Чеченской Республики от 23 марта 2003 года, федеральных конституционных законов. Правительство республики формирует глава ЧР.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
21 октября депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении внесенный президентом проект федерального конституционного закона о правительстве РФ. Ничего удивительного в этом нет – российское законодательство продолжает обновляться после принятия поправок в Конституцию. Но экспертов насторожила одна норма – о статусе министра. Теперь вице-премьеры и «рядовые» министры смогут параллельно занимать другие должности, в том числе губернаторов, мэров, сотрудников администраций. Что это означает? Будет ли назначение министров главами регионов массовым? В чем все же суть этой нормы, читайте в материале «ФедералПресс».
Кремль новичкам не доверяет
Статья 4 будущего закона о правительстве РФ гласит, что заместители председателя правительства, федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, госдолжности субъектов, а также должности госслужбы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральным законодательством.
О чем это говорит? По сути министры могут становиться губернаторами или мэрами при необходимости. Политолог Константин Калачев считает, что максимальное расширение пространства институциональных возможностей при сокращении имеющихся процедурных ограничений – это то, к чему сейчас стремится Кремль. «Скамейка запасных невелика. Точнее будет сказать, что кандидатов на должности, может, даже избыток. Но вот тех, кто борозду не испортит, не хватает», – считает эксперт.
Мишустин обсудил с руководством «Единой России» проект бюджета на 2021–2023 годы
По словам Калачева, не все можно доверить новичкам. «Есть то, что поручить можно только опытным игрокам, проверенным временем и делом, – убежден политолог. – Совместительство расширяет для руководства страны ресурс кадровых решений как при управлении федеральными территориями или укрупненными регионами, так и субъектами на «особом положении».
То есть новый закон еще не означает, что всем министрам раздадут в управление регионы. Речь, скорее, об особых случаях, полагает директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов. Президент сможет прибегнуть к подобной норме при необходимости. Например, если в том или ином регионе понадобится поставить на короткое время федерального управленца. Бывает же на предприятиях антикризисное управление. В случае банкротства, допустим. И вот неким подобием «антикризисного менеджера», только для региона, может стать федеральный министр, или же вице-премьер.
Другой пример: глава условного региона Х не справился со своими обязанностями, и его убирают с должности указом президента. Глава государства может назначить в качестве врио губернатора какого-нибудь министра. И тут возникает вопрос: если на выборах министр/врио губернатора побеждает, кем же он станет после? Министром и губернатором одновременно? По мнению Дмитрия Фетисова, ответ на этот вопрос будет зависеть от того, каким получится законопроект после рассмотрения в Госдуме. Пока эта норма не раскрывается. Просто указано, что есть возможность совмещать должности министра и другую госслужбу, но подробности могут раскрыть иные законы и указы президента. «По логике федерального центра практика будет реализовываться для временных и экстренных случаев», – добавил Фетисов.
Аналогичной позиции придерживается и руководитель Агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг» Алексей Игнатов. На примере Иркутской области он показал, как федеральный центр год назад после сильного наводнения в регионе принял отставку губернатора Сергея Левченко и назначил на его место замминистра МЧС Игоря Кобзева. «Новая норма позволила бы возложить обязанности губернатора сразу на министра, чтобы оперативно решить проблему. Или если понадобится усилить территорию, чтобы придать ей импульс развития. Чиновник в ранге федерального министра или зампреда правительства может эффективнее решить этот вопрос», – считает Игнатов.
Таким случаем также может быть ситуация, когда старый губернатор уходит, а нового кандидата пока еще не нашли. При этом в регионе реализуются серьезные федеральные целевые программы и проекты, отмечает директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. По словам эксперта, в такой ситуации в качестве действительно временно исполняющего обязанности назначается чиновник федерального уровня. Такое, по мнению ряда экспертов, могло случиться, если бы врио губернатора Хабаровского края был назначен Юрий Трутнев (он, кстати, совмещает должность полпреда по ДФО с должностью вице-премьера) после ареста экс-главы региона Сергея Фургала. Или, например, в Крыму, где в случае отставки Сергея Аксенова врио главы республики стал бы замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров.
А вот совмещать свою работу в правительстве с работой в федеральном или региональных парламентах министры, согласно будущему закону, не смогут.
Федеральные территории
Чиновникам разрешат управлять бизнесом после работы
Есть еще один момент, который раскрывает тайну принятия нормы о совместительстве в новом законе. По мнению соучредителя Российской ассоциации политических консультантов Олега Молчанова, это может касаться федеральных территорий, которых пока нет, но которые должны появиться, – соответствующие поправки внесены в Конституцию. «Как там будет функционировать исполнительная власть, пока непонятно. Первой федеральной территорией могут стать острова в Северном Ледовитом океане. То, что губернатором там будет министр по делам Арктики, будет абсолютно нормально», – считает Молчанов.
Хитрый ход?
Что если новая норма в законе о правительстве – это просто хитрый ход, который позволит чиновникам законно управлять регионами более двух сроков подряд? По мнению политолога Константина Калачева, допустимость совмещения должностей создает такую возможность для самых влиятельных и заслуженных глав в особых субъектах РФ. «Это, например, Москва или Санкт-Петербург. Сюда же можно добавить Татарстан. Наверняка можно найти в истории примеры, когда в той или иной стране министр или вице-премьер был одновременно губернатором или мэром столицы», – заметил Калачев.
Впрочем, текущие запросы показывают, что, скажем, мэр Москвы Сергей Собянин вполне может покинуть свой пост менее чем через три года, если, конечно, за это время не изменится устав столицы либо же не появится другой способ обойти ограничение «не более двух сроков подряд». Вряд ли Собянин захочет, да и должен уйти «в никуда». А новый пост «губернатор-мэр» вполне себе повод пересмотреть столичное законодательство.
Политконсультант Дмитрий Фетисов считает, что на практике случаи совмещения должности губернатора с министерским портфелем все-таки маловероятны в том числе потому, что это повлияет на декларируемый Кремлем принцип кадровой подготовки.
Да и регионов в России почти втрое больше, чем федеральных министров. Политтехнолог Алексей Игнатов считает, что наделение министров губернаторскими полномочиями будет происходить избирательно и только «для точечных кардинальных решений, улучшения управляемости исполнительной власти вертикали».
Правовой статус губернатора в системе государственной власти
Политология
Похожие материалы
Актуальность темы состоит в том, что губернатор является высшим должностным лицом, который руководит системой исполнительных органов, определяет основные направления развития возложенной на него области и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России.
На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в соответствующих конституциях и уставах. Структура исполнительных органов, объем и содержание юрисдикции и даже то, как юридическая функция более высокой гражданской службы и исполнительного органа юридически определена, различаются в разных регионах Федерации.
Губернатор является высшим должностным лицом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, отвечая на этот вопрос, мы сделаем сравнительное описание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации. В дополнение к федеральным органам исполнительной власти единая исполнительная система Российской Федерации включает в себя исполнительные органы государств-членов Российской Федерации, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, и полномочия федерации в отношении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В этих пределах исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют собой независимый горизонтальный уровень исполнительной системы Российской Федерации. Принцип единства этой системы предполагает, что это старшие должностные лица — исполнительный орган субъектов Российской Федерации. Это означает, что их отношения с органами федерального правительства включают элементы организационного подчинения. Они подчиняются федеральному президенту и федеральному правительству в вопросах компетенции Российской Федерации и общей ответственности федерации и ее субъектов.
В соответствии с Законом «Об общих принципах законодательной организации (представителей) и органов исполнительной власти государств Российской Федерации» Президент Российской Федерации имеет право удалить высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации имеют право контролировать осуществление исключительной компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Федерации и ее субъектов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, предоставленных субъектам Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов координирует деятельность руководителей органов исполнительной власти, правительств Республики и администраций других субъектов Федерации. Целью этой координационной деятельности является обеспечение последовательной государственной политики в тех секторах и областях, где это предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В то же время руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются независимыми на своей территории, и федеральные власти не имеют права вмешиваться в свою оперативную деятельность, осуществляемую в пределах их юрисдикции. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации управляют комитетами секторов и секторов, созданных на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, отделы и т. Д.). Руководители этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности руководителем исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют те, которые отвечают за совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Их руководители назначаются компетентным федеральным министром по согласованию с руководителем исполнительного органа субъекта РФ. Эти «общие» подразделения имеют двойное подчинение: вертикальное (функциональное подчинение) центральному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему общее методологическое руководство, и горизонтальное (линейное подчинение) руководителю исполнительной власти члена Российской Федерации. Ввиду исключительной компетенции субъекта Федерации они создают органы исполнительной власти со специальными полномочиями, которые подчиняются исключительно исполнительному органу субъекта Федерации и не входят в систему исполнительного органа Российской Федерации.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется.
Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом.
При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Изучив федеральный закон «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует отметить, что губернатор обладает обширными полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти Российской Федерации,
Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-вторых, это высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, он взаимодействует с законодательным (представительным) государственным органом субъекта Российской Федерации.
Представительная власть. После абзаца. «A» ч. 7 статей. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации его субъектом федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федерации, местных органов власти и отношений с правом подписи договоров и соглашений от имени Российской Федерации.
Поэтому следует отметить, что высшее должностное лицо члена Российской Федерации обладает широкими полномочиями. Эти полномочия указывают на то, что губернатор субъекта Российской Федерации является ключевой фигурой в системе региональных органов власти, поскольку он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Полномочия в области исполнительной власти. Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.
Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями.
Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.