Что выше мастер или эксперт

Для начала прочтите притчу 🙂

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки (см. дилетантизм)

Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего уровня знаний, навыков

Профессиона́л — человек в совершенстве владеющий своим ремеслом

Мастер — суперпрофессионал(эксперт), человек в совершенстве владеющий своим ремеслом, знающий все секретиы и тонкости профессии, сделавший определённый вклад в свою профессию

Рекомендую к просмотру документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», которое многое скажет, что такое мастерство.

Еще один наглядный пример, как мастерство в любом деле может быть доведено до совершенства

Равновесие, доведённое до крайности от японки Мийоко Шида, актриса показывает уровень мастерства, которого можно достичь шлифуя простые действия.

На данный момент не существует оценочного стандарта, шкалы градаций по профпригодности, но они есть 🙂

Уровни мастерства, которым я пользуюсь :

Дилетант

Специалист

Профессионал

Мастер(эксперт, гуру)

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Удел мастера работать на уровне 5+ или выше, «или выше» означает, что качество мастерство настолько филигранно сделано, что обыватель не может ее оценить. Обыватель может оценить качество только до уровня 4+, выше этого не обладает «инструментами измерения», не хватает измерительной шкалы. Обыватель не может правильно оценивать, т.к. не имеет ПРАКТИКИ, он не видел много и разных работ, тем более разных и ХОРОШИХ работ. Обывателю сравнивать особо нечего. Понятия «обыватель» и «дилетант», в нашем случае это оно и то же.

Качество Мастера может оценить только Мастер и Профессионал, даже Специалист не в состоянии дать оценку уровня мастерства Мастера.

Есть еще одна интересная особенность.

Специалист не может прыгнуть выше уровня 3+. Хуже может делать, лучше нет.

Профессионал может делать на 4+ или 5, но хуже делать не может в отличие от специалиста, но выше уровня 5 тоже не может, т.к. это шкала, которою он может разобрать, дальше идет «неопознанная область», это уже не его уровень.

Мастер может сделать работу любого качества, от 2 до 5+ или выше, как захочет 🙂

Возникает вопрос, допустим это так, ну и что 🙂 для чего все это нужно знать, в чем зерно этой сортировки, спросит другой читатель?

Этой градации есть вполне практичное применение, хотя оно НЕочевидное, но тем не менее, имеющий практическую пользу.

Ситуация№2. Данная ситуация по содержанию схожа с предыдущей, по содержанию, но отличается по форме. Вам требуется выполнить какую-то работу в компании, не важно что, установить кафель в ванной или дизайн новой упаковки. Вы нашли подходящего исполнителя, посмотрели отзывы/рекомендации, вроде то что надо. Тут исполнитель спрашивает нас: «Хозяин, а сколько вы платите за работу?». Вот тут нам нужно сообщить оплату исполнителю за предстоящую работу, а не знаем какую сумму назвать. Особенно такая проблема возникает при выполнении творческих, разовых заказов. Придерживаясь выше изложенной градации разделения уровней мастерства можно назвать сумму. Данный критерий оценки облегчает нам решение данной проблемы.

Уровни мастерства, которые сейчас употребляются при оценке компетенций( в частности в интернете), расширенная версия:

Источник

Эксперт, специалист, исполнитель (или как выделить профи)

В таких случаях, на помощь руководителю приходит служба персонала, которая может привлечь эксперта в данной области, для проведения оценки уровня квалификации и профессионализма кандидатов на вакантную должность, либо пригласить консалтинговую компанию, которая может, к примеру, провести профессиональное тестирование.

Все мы знаем, что при встречи с претендентами прежде всего нам необходимо будет сформировать свое мнение:

а) с кандидатами на руководящую должность – об их квалификационном уровне (образованности, опыте работы), личностных качествах, мотивации и поведенческих компетенциях (шаблонов поведения в различных рабочих ситуациях), развитости навыков руководства подчиненными (каков он как руководитель, каковы навыки построения эффективного взаимодействия с подчиненными и умение организовать их работу)
б) с кандидатами на должность специалиста – все вышесказанное, соответственно кроме навыков руководства.

В данной посте я остановлюсь на том, как оценить квалификационный уровень кандидат и научить отличать экспертов от добросовестных исполнителей. Для этого нам необходимо ответить фактически на три поставленных вопроса:

1. каков данный кандидат в роли непосредственного исполнителя специализированных работ (например, в качестве бухгалтера, мерчендайзера, логистика и т.д.)

2. каков данный кандидат в роли специалиста

3. каков данный кандидат в роли эксперта.

Кратко опишем отличия и особенности каждой из представленных ролей:

б) специалист – это профессионал, который фактически владеет различными способами выполнения рабочих задач. Он обладает как опытом решения аналогичных задач (т.е. знает возможные готовые решения), так и может выработать потенциальные решения поставленной ему задачи, разработать средства и методы выполнения. Также он может определить способ выполнения работы в новых, нестандартных условиях, которые, как правило трудно формализовать. Квалификационный уровень определяется вариативностью возможных решений задач. Чтобы продемонстрировать данный уровень кандидату необходимо ответить на ваши поставленные вопросы – «как бы вы достигли…», «какие варианты решения…» и т.п.

в) эксперт – это сотрудник, который умеет решать проблемы, другими словами, в проблемной ситуации, он самостоятельно анализирует условия и факторы, влияющие на ситуацию, далее вырабатывает цель и задачи, которые необходимо достичь для решения проблемы. Он фактически определяет направление, в котором необходимо двигаться и вырабатывает лучший вариант их всех возможных в данной проблемной ситуации решений. Квалификационный уровень определяется фактически числом проблем, которые знает эксперт или может описать при заданных условиях. То есть для того, чтобы оценить его уровень нужно описать ситуацию, а потом уточнить у него какие проблемы необходимо будет решить в такой ситуации. Например, вы описываете состояние проекта, а потом интересуетесь у кандидата какие проблемы могут возникнуть на пути реализации проекта, что необходимо изменить, дабы не столкнуться с данными проблемами, какой возможный лучший выход из ситуации и почему и т.д.

Как вы можете построить саму встречу с потенциальными кандидатами:

1. вначале опишите саму ситуацию, в которой окажется данный кандидат, и постарайтесь четко сформулировать, чего вы ждете от него

2. постарайтесь выяснить у него «как» (оценка роли «специалист») он будет решать поставленные ему задачи в случае его выхода на работу

3. далее, «каким образом» может быть реализовано то, что он назвал из п.2. (оценка роли «исполнитель» – имеет четкое представление о процессе)

4. предложите ему назвать потенциальные проблемы, с которыми он может столкнутся при выполнении своих обязанностей (оценка роли «эксперт»), если он не может назвать, то назовите ему пару проблем из числа тех, которые называли предыдущие кандидаты и переходите к следующему пункту

5. уточните у него возможные сценарии развития ситуации и что определяет их (факторы, влияющие на рабочую ситуацию) (оценка роли «эксперт»), какие задачи необходимо будет решить, чтобы предотвратить возникновение названных им проблем

6. запросите у него возможные варианты решений названных им задач (оценка уровня «специалист»)

В процессе разговора вы можете постоянно опускаться как бы «сверху вниз» – от проблем и формализации задач к потенциальных решениям и конкретным способам реализации данных решений и выполнению процедур и операций, и наоборот. Строя разговор подобным образом, вы сможете получить полное представление о широте и глубине знаний и опыта данного кандидата.

Данную технологию оценки уровня квалификации, вы можете использовать и для оценки уровня развития навыков руководства и оценки поведенческих компетенций потенциальных претендентов на вакантную должность в вашем подразделении, компании. Также данную технологию вы можете использовать при оценке подчиненных, проводя с ними периодические беседы, по результатам которых вы сможете четко представлять – кому необходимо точные указания и распоряжения, кому достаточно поставить четкую задачу, а кому просто предоставить возможность самому оценить ситуацию и принять решения, что предпринять.

И последний совет, всегда помните, что лучший способ убедиться в компетентности кандидата – это испытательный срок, когда вы сможете сопоставлять «слова» и «дела» кандидата, и принять окончательное решение

Источник

Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

Эксперт vs Мастер своего дела.

Сейчас, куда ни глянь, советуют: «Стать известным? Повысь экспертность!» Статьи, вебинары, курсы, тренинги и коучинги раскручивают вас как эксперта. «Чем выше экспертность, тем больше денег«. А денег хочется… А вот экспертить — как-то не очень. Так может, заставить себя? Или есть другой путь?

Я задумался о разнице между экспертом и мастером своего дела. Чем они сходны? Есть ли вообще отличия, или это тупо синонимы? Приглашаю изучить вопрос вместе. Начнём с этимологии и Этимологического Словаря.

Происхождение слова ЭКСПЕРТ.

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Эксперт — от лат. expertus «проверенный, доказанный, опытный». От ex- «из-, вы-» и peritus «бью, повреждаю, изведываю на опыте».

Эксперт — тот самый битый, за которого двух небитых дают.

Второй вариант происхождения слова эксперт — peritus «ходивший». Получается, эксперт — тот, кто выходил, выбродил. Тот, кто бывал там, где другие не ходят. И тот, кто может рассказать, как ходить — и вернуться. Возможно, даже, провести.

Эксперт везде побывал, всё видел, многое заметил. Он расскажет вам, чем питаются людоеды Суматры — если он эксперт в этом деле. Он посоветует, как лучше приготовить ваши сапоги, если он — эксперт в выживании. Он объяснит, чем шотландская поэзия 12 века отличалась от нормандской поэзии 11 века — если он в этом эксперт.

Этимология слова МАСТЕР.

Мастер — от слова магистр. На латыни magister — превосходная степень слова magnus «большой». Магистр — самый большой. Старший. Начальник и хозяин. Учитель.

Помните обращение «Мистер»? Раньше так говорили холопы своим господам: «Хозяин». Потом различия забылись, и мы вежливо называем собеседника «мистер», и уже забыли, что это. Примерно как у нас используют «господин» или «пан».

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Определение слов МАСТЕР и эксперт.

Определения из английского викисловаря:

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Эксперт — чрезвычайно способный и знающий.

Мастер — тот, кто управляет кем-то или чем-то. Владелец животного или раба. Работодатель. Капитан или глава. Хозяин.

Наши толковые словари заявляют:

Эксперт — сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела, вопроса.

Мастер — специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.
Мастер — ловкий, искусный в каком-либо деле человек.

Мастеров как начальников не рассматриваем пока, нам интересен именно мастер своего дела. Но держим в уме — вдруг, пригодится?

Мастер связан с управлением. Причём исторически он управлял людьми и имуществом, а потом уже, в средние века — своим делом. Значит, в основе мастерства лежит хорошее, уверенное управление.

Эксперт, будь то битый или ходивший — его привлекают ради редких и специфических знаний и умений.

И мастер, и эксперт — специалисты. А в чём отличия? Интересно, что значений у слова эксперт на порядок меньше, чем у слова мастер.

Дело мастера боится. Выходит, эксперта — нет?

Знания за плечами не носить. Так мне говорили в школе… И растили кого? Мастера или эксперта?

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Главное отличие мастера своего дела от эксперта:

1. Эксперт высказывает мнение — чтобы ему поверили.

2. Мастер своего дела изменяет что-то так, чтобы что-то заработало.

То есть, у них разные задачи. К ним обращаются по разным вопросам — если понимают разницу. А когда не понимают — начинаются проблемы. Но о проблемах — ближе к концу. Сейчас пройдёмся по отличиям более подробно.

Что будет, если эксперту и мастеру задать вопрос «Как это работает?»?

Мастер — он может и не объяснить. Показать — возможно, если захочет. А вот объяснить — не обязательно. У меня есть знакомый мастер-плиточник. Он горд собой, и если дать ему повод — он не остановится, пока подробно не объяснит, как он круто делал крутую кучу крутых ремонтов для крутых хозяев и круто выбивал из них круто денег.

А вот спроси его: «А как плитку укладывать в ванной?», и он: «Ты чего, Ютубом пользоваться не умеешь?»

Он же: «Ко мне просятся в ученики… А я не беру. Не хочу обучать».

Мастер — он опасается, что его технологию украдут. Он заставляет вещи работать — и это его хлеб. Если кто-то подключится, такой же мастеровитый, в такой же области — он останется без половины заказчиков.

Спроси эксперта «Как это работает», и если это его тема — то берегись! Он и покажет, и нарисует, и объяснит…

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Один мой знакомый — эксперт по самоварам. Настоящий самовар на угле он не то что никогда не топил, но и не видел вживую. А кто видел? Да никто 🙂

Но вот если он (не самовар, эксперт) выпьет — вы попали! Вы уже сами — эксперт по работе самоваров. А он всё не успокоится 🙂

Эксперт — он не боится, что его знания украдут. Он их добыл. Он был там, где никто не был — и никто не побывает. А если побывает — он не будет знания красть. Эксперту не жалко, он исследует ещё и ещё.

Эксперт — он высказывает мнение. Его мнение не совпадает с мнением другого эксперта. Поэтому какая разница, сколько экспертов в этой нише? Свои люди, которым нравится именно этот стиль подачи, именно этот способ выражения именно этого мнения — они никуда не уйдут. А если уйдут — вернутся. А не вернутся — придут новые.

Эксперт разбрасывает знания. Чем больше людей знают его как эксперта — тем больше его статус эксперта.

Мастер собирает людей. Чем больше у него лично людей, чем больше штук он заставил работать — тем больше он ценится, как мастер.

Кто склонен балагурить — мастер или эксперт?

Эксперт — это статус. Эксперт серьёзен. Если эксперту хиханьки-хаханьки — это шут гороховый, а не эксперт. Если эксперт мнётся, хихикает, заикается — он не уверен. А значит — он не эксперт. Почему-то в нашем обществе ожидается: раз эксперт — значит, говорит бодро, уверенно, неспеша, с царственной спиной и строгим взглядом прямо в глаза.

За эксперта говорит он сам. Знания без его уверенности — просто слова.

За мастера говорит его дело. Мастер может угрюмо молчать, высокомерно зыркать, балагурить и зашучивать. Может горбится, смотреть в сторону, вонять перегаром или непристойно шутить. Вне зависимости от обрамления, дело будет сделано. Ведь его главная цель — чтобы вещи заработали.

К эксперту по воспитанию детей приводят «сложного» подростка. А эксперт такой «хахаха, шо это за барана вы привели? Ваша проблема в том, что он — лох и вы лохи. Советую вам трижды в неделю общаться со своим ребнком по 10 минут — а не со своим телефоном. За два года в таком режиме вы найдёте точки пересечения. Но должен предупредить: если бы вы привели ребёнка раньше…».

Вы так смотрите на него и говорите: «Чи не эксперт… Пойду другого найду… А ещё всем расскажу, что он с придурью».

И бах — статус эксперта зашатался.

К мастеру по воспитанию детей приводят «сложного» подростка. Мастер такой: «Хахаха! Шо это за бугай? Ему не к психологу надо, а в бордель! Заходи, крендель, сейчас посмотрим, что тут можно сделать». Через полчаса объявляет: «Случай запущенный, но справиться можно. Потребуется 1, 2, 3, 4 и 5 от него. От вас — 6, 7, 8, 9 и 10». Вы, такие: «А точно можно справиться?» Мастер: «Да я впятеро сложнее исправлял! Вот фотки на телефоне».

Мастеру мы простим многое — если дело сделано.

Эксперт нас не убедит, если он не серьёзен.

Эксперт ссылается на авторитеты. Он заставляет экспертов более высокого уровня работать на свой статус.

Мастер ссылается на свои достижения — что он заставил работать. Его достижения усиливают его.

Вспомните мастера-плиточника. У него полный телефон, как он плитку клал. Вспомните мастера-сантехника: полный телефон, как он трубы паял и фильтры ставил.

Вспомните эксперта-плиточника. У него одна-две фотки его ремонта, и тысячи картинок, как делают другие эксперты. У эксперта-водопроводчика — та же история. Он был в сложных местах, он там выжил — и может дать экспертный совет, что делать, если зимой замёрзла и канализация, и водопровод, и отопление в доме. Но это было один раз. И повторения он — не хочет.

Сравнительная таблица мастера и эксперта:

Эксперт — больше по теории.

Эксперт советует методики.

Ссылается на авторитеты

Цель эксперта — чтобы поверили в его знания и умения.

Стремится разбросать знания как можно большему количеству людей — рост статуса эксперта.

Мастер — больше по практике.

Мастер использует рецепты.

Ссылается на свои работы

Цель мастера — заставить что-то работать.

Стремится ограничить знания и охватить на себя как можно больше людей — рост признания как мастера.

У мастера и эксперта взаимная ненависть.

А ведь работает. Например, был я как-то на тренинге по энергетике и управлению телом. Дядька-ведущий заявляет: «Существуют древние славянские руны. Например, в О — крест, получаем вокрест. Или в О — круг, получаем вокруг. Руна в О — кал, получаем — вокал».

Смешно? Странно? А потом он ведёт занятие, управляет, ставит движения, получается сделать натяжку, тело бодреет, силы прибывают…

Он заставил нас работать и получать результат.

Примечательно, что после тренинга мне не удалось достичь даже десятой доли такого подъёма настроения и состояния тела. Имеем дело с мастером 🙂

Белое пальто vs Грязный халат

На ком мы ожидаем увидеть белое пальто — на мастере или на эксперте? А на ком — грязный халат, в смазке и подпалинах?

Одно из отличий — мастер погружён, он внутри, в работе. Помните Фиксиков? «Проблема понятна изнутри». Похоже, Фиксики — мастера своего дела, а не эксперты. И поэтому у них грязный халат.

Но когда мастер внутри — мы не видим общей картины, а за деревьями — леса.

Когда эксперт снаружи — прекрасно даются советы со стороны. Идеальные советы. Но вот вблизи… Зато пальто белое 🙂

Как будто разделились функции людей — работать руками и осматривать со стороны.

В идеале, эксперт должен регулярно путешествовать по своим областям, и пачкать белое пальто.

Мастеру неплохо было бы отстраняться периодически от катавасии, делать выдох — и снова за работу. Грязный халат, кстати, снимать не обязательно.

Если учесть, что новые открытия делаются на стыке дисциплин — умение отойти и посмотреть со стороны — золото, а не умение. Брулиант 🙂

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Проблемы с мастерством и экспертностью.

Проблема начинается тогда, когда эксперт начинает нарабатывать мастерство. Его статус уменьшается — чисто механически, он меньше времени уделяет выражению экспертного мнения, он меньше общается с широкой публикой, он делает ставку на себя, а не на чужую экспертность. У эксперта начались тернии: он познал, что теория, когда становится практикой, изменяется и мутирует, не работает и сбоит.

Легко сказать: «Если ваш сын не даёт маме спокойно поработать, то он просто не понимает, что маме тоже нужна свобода. Сядьте и поговорите с сыном, убедите, что вы — такой же человек, как и он, и что вам, как и ему, нужны моменты выдоха».

Теория прекрасна! А на практике мы видим: «Мама! Ты меня не любишь! А если любишь — то давай сюда, дорогой!»

Эксперт хмурится — теория должна была сработать. Эксперт трепещет — его экспертность дала трещину. Он даёт новый совет: «Маме не хватает ресурса. Просто выделяйте в день несколько часов, чтобы наполниться новыми силами».

Мама смотрит на эксперта, крутит мысленно пальцем у виска (часы? На себя? Ну и ну…») и уходит разносить анти-пиар. Эксперт вздыхает и думает: «Действительно ли я хочу становится мастером?».

Проблема начинается тогда, когда мастер начинает нарабатывать экспертность. Тут вообще страх и ужас: вместо чтобы заставить что-то работать, он даёт советы. Но он часто даже близко не представляет, почему это работает и каковы теоретические основы!

Мастер: «Смотрите, уважаемая. Когда у вас ребёнок встаёт? В 7.20? Вы ставите будильник на 7.20 утра. Вы просыпаетесь вместе с ним. Вы вместе с ним чистите зубы, готовите завтрак. Вы спрашиваете его 1) как прошёл его день в школе — 5 минут, 2) как он собирается провести сегодняшний день — 6,5 минут, 3) рассказываете, что планируете вы — 3 минуты. Затем вы подтверждаете его слова и желаете счастливого дня».

Вы так, недоумённо: «Почему 5 минут? Почему 6,5? Почему именно эти вопросы? Что такое подтверждение? Обязательно ли желать счастливого дня?»

Мастер: «Ну как вы не понимаете! В 7 утра активируется мередиан общительности, и именно в это время…»

Да, этот мастер именно так оценивает, что делать и когда — чтобы заработало. У него работает. Значит, и у вас должно. Вы не можете так сделать? Вы идиот! Дайте, я сам сделаю. Видите? Меня ребёнок любит, общается, делится. И вы так делайте. Не можете? Блин, ну ёлки палки. У меня же работает! Вокруг меня одни дибилы.

Ещё и потому, что математическим добавлением недостающего делу не поможешь.

Родится недоэксперт-недомастер.

Как выйти из положения? И существуют ли они вообще, мастера-эксперты?

Вероятно, это как-то связано с изменением состояний… С переменой ролей… Или эксперту нужно найти своего мастера, а мастеру — свою маргариту, и всё будет пучком?

Эксперт — уверенность. Мастер — работа.

Для себя на данный момент решил: хочу уверенности в знаниях — иду к эксперту. Хочу сделанную работу — иду к мастеру.

Читал книгу «Помощь» Эдгара Шейна. Существует несколько ролей помогания. Среди них — две, которые нам могут помочь разобраться:

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

И таки правда — если путаются роли помощника, начинаются беды. Мы хотим, чтобы нам унитаз починили — а тут советчики роем советуют. «Повбивав би!»

Нужен совет, чтобы развить свой навык работы с Эксель — а он мышку вырывает и норовит сам всё сделать. Да пошёл он, такой помощничек!

Буду копать в этом направлении.

А пока сижу и думаю: «Мне к умным или к красивым?» «Эксперт я или мастер своего дела?» или «рыбу заворачивали» 🙂

А вы что думаете про отличия мастеров и экспертов?

Источник

Что выше мастер или эксперт

…Вот в армии все просто: майор по чину старше лейтенанта, а генерал-майор младше генерал-лейтенанта 🙂 А можно ли сравнить «крутизну» математика и слесаря, повара и чиновника? Врачи, учителя, слесари, − у всех у них есть свои иерархии, категории и разряды. «Табель о рангах» в профессиях выглядит как сочетание разрядов, категорий и квалификационных требований.

Зачем нужны категории и разряды?

В ЕКДС (Единый квалификационный справочник должностей служащих) написано, что «присвоение квалификационных категорий специалистам осуществляется для более полного учета в должностных окладах различий в уровнях квалификации, сложности и ответственности, повышения заинтересованности специалистов в росте профессионального мастерства, улучшении качества труда. Присвоение категории не требует изменения характера труда, тем самым создаются лучшие возможности для роста профессионального мастерства в пределах своей квалификации».

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

В ряде профессий от категории зависит оплата труда.

Да, и еще категории «сгорают» и «протухают», — обычно через 5 лет.

Чем категория отличается от разряда?

Если совсем просто: это синонимичные понятия, но для профессий с высшим образованием характерны «категории», а для среднего специального образования – разряды.

Или так: разряды – для профессий, в которых надо работать в основном руками, телом, а категорию присваивают тем, кто работает в первую очередь мозгом.

Но это не точно. Например, у кассиров почему-то категории, а не разряды, хотя эта профессия требует среднего специального образования. Что поделаешь – традиция плюс бюрократия!

Но на самом деле все еще сложнее. по определенным профессиям закреплены одновременно и разряды и категории. Например, охранник может быть 1-6 разряда, в которых 1 разряд относится к категориям Б и В, 2–3 разряды — А, Б и В. Для 4–6 разрядов категории не определены.

«Водитель автотранспортных средств» определяется и категориями (А, В, С, Е и D), согласно которым означен также и вид транспортного средства, и классами (1, 2, 3). 3 класс – просто достаточно иметь права. 2 класс – стаж «три года в третьем классе» + права категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. 1 класс = В, С, Д, Е одновременно + два года во втором классе + умение ремонтировать машину в полевых условиях. Все вместе это называется «классность водителя».

Вы еще не уснули? Сделайте короткую разминку, и читайте дальше.

Какие бывают разряды

Со времен Советского Союза у нас есть шесть «квалификационных уровней/разрядов».

Наивысший квалификационный разряд — шестой. Скажем, у слесаря эта цифра означает, что он может то же, что и слесарь пятого разряда, плюс дополнительно ему по силам работа с экспериментальными соединениями, которые никто до этого еще не варил, выбор расходных материалов, режима и прочих параметров. Переводя на человеческий язык — «не просто крутой, а очень крутой, на пять с плюсом».

Пятый разряд − «просто крутой». Слесарь пятого разряда работает с любым материалом в любых положениях.

Четвертого — работа средней сложности, третьего — простая (но добросовестная).

Первый разряд присваивается ученикам, второй — выпускникам соответствующих учебных заведений.

Но, как мы уже писали в статье «Оптимальный квалификационный разряд», существует «новая система тарифных разрядов», отличная от «старой» (она введена труда в 2014 году). И в этой новой системе наивысший разряд – 8-й, а каждый новый разряд соответствует не одному старому, а целому диапазону!

2 = 1-3 старые разряды (новичок)

3 = 2-3 (новичок, но не совсем зеленый)

4 = 2-4 (вчерашний новичок, но есть шанс, что уже разбирается в теме)

5 = 2-6 (ура, мы просто знаем, что этот работник может как-то работать, может, даже хорошо)

6 = 3-6 (от простого исполнителя до мастера-виртуоза, круто)

7-8 разряды в «новой» системе оба соответствуют 4-5 разрядам старой и означают просто желание работодателей взять на работу сотрудников «на четверку» или «на пятерку» 🙂 А в некоторых случаях 7 и 8 разряды предполагают получение неполного (!) высшего образования и статуса «младший специалист».

Что выше мастер или эксперт. Смотреть фото Что выше мастер или эксперт. Смотреть картинку Что выше мастер или эксперт. Картинка про Что выше мастер или эксперт. Фото Что выше мастер или эксперт

Проблема нестыковок разрядов, категорий и прочих элементов ЕТКС/ЕКС с профстандартами — настоящая головная боль для предприятий: квалификационные справочники (ЕТКС/ЕКС) не только лежат в основе наименований штатных единиц у сотен тысяч российских предприятий, но составляют каркас системы оплаты труда миллионов работников.

Интересный факт

Как повысить разряд

Обычно повышать разряды на более высокие можно через каждые 2 года на квалификационной комиссии. Однако если специалист имеет несколько образований или высшее образование — периодичность сдачи на разряд как правило уменьшается до 1 года.

Какие бывают категории

В разных профессиях – разная сетка категорий. Единой – нет!

Для учителей, врачей и специалистов культуры, искусства, предусмотрены следующие группы: без категории, 2 категории, 1 категории, высшей категории.

Для органов госуправления: без категории, 2 категории, 1 категории, ведущие специалисты, главные специалисты.

У техников две категории (плюс «без категорий»), а у конструкторов – пять: 1-3, без категории и «ведущий специалист».

Давайте для простоты разберем на мышах на инженерах.

А у бухгалтеров иначе:

У артистов иерархия еще сложнее, она разная для драматических артистов и кукольных, для балета и оркестра…

А ведь есть еще и звания! «Заслуженного артиста» дают через 20 лет работы при наличии заслуг (артистам балета – через 10 лет), а «народного» — еще спустя 10 лет. И тоже при наличии особых заслуг и народной любви.

В общем, хотите изучить категории и разряды конкретной профессии – это можно сделать здесь: https://classinform.ru/eksd.html

Зависит ли качество работы от категории?

Казалось бы, все просто: образование, стаж работы, аттестации. Но де-факто мы ждем, что вместе со стажем инженер (врач, учитель) прокачивает и свою фактическую квалификацию, умение качественно выполнять работу. Что врач 1 категории лечит лучше, чем врач 2 категории (почему-то ведь за визит к нему в частных клиниках берут дороже!). Так ли это?

Нет, конечно. Недавний выпускник медвуза может вкалывать с азартом, чувствовать больного, обладать врачебной интуицией и неравнодушием, зарываться в книги,− и в итоге лечить лучше, чем честно отсидевший срок в клинике врач с большим стажем.

Учтем еще, что квалификационную категорию специалистам устанавливает наниматель «на основании рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств специалиста. Присвоение очередной квалификационной категории производится при условии профессионального роста и способности выполнять работу более высокой степени сложности».

У педагогов категория зависит не только от стажа, но и от успехов и самого педагога, и его учеников, измеренных в проектах, наградах, «положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов», и т.п.

У медиков раньше категория зависела еще и от должности (руководитель, заведующий отделением), но сейчас это требование убрали (о должностях и специальностях мы вскоре расскажем вам отдельно).

В итоге категория говорит скорее о целеустремленности человека и его стаже в профессии, чем о качестве его работы. Врач, учитель, артист может быть отличным специалистом, но не иметь высоких категорий.

Как повысить категорию

С помощью аттестации. Это проверка уровня профессиональных знаний и навыков обязательна для работников определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации. При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в трудовом договоре допсоглашением.

Как правило, категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти аттестацию «на следующую категорию» и раньше. Действует категория независимо от места работы. Прокачал уровень – молодец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *