Что выращивают на фермах
Что такое ферма? Фермерское хозяйство. Развитие фермерства в России
Сельское хозяйство — важнейшая для экономики любой страны отрасль. И одной из его основных составляющих являются, конечно же, фермерские предприятия. Специализироваться такие хозяйства могут как на растениеводстве, так и на животноводстве. В России в наше время развитию фермерства уделяется максимум внимания.
Определение
Прежде чем приступать к рассмотрению этой формы хозяйствования в РФ, стоит, конечно же, выяснить, что такое ферма. Согласно официальной формулировке, КФХ в России — это разновидность малого или среднего бизнеса, напрямую связанного с сельскохозяйственной деятельностью. Базовыми специализациями таких предприятий могут быть:
переработка и производство сельхозпродукции;
ее транспортировка, хранение и реализация.
Во избежание путаницы, следует отличать фермерское или крестьянское хозяйство (КФХ) от личного приусадебного (ЛПХ) или же крупных агропромышленных холдингов и обществ.
Типы КФХ России
Итак, что такое ферма — понятно. Но какие же существуют типы подобных хозяйств? К настоящему моменту у нас в стране сложилось два основных вида подобных предприятий:
На фермах первого типа производится обычно 1-2 разновидности продукции. Многоотраслевые КФХ, как и когда-то колхозы и совхозы, зачастую могут поставлять на рынок одновременно как продукты растениеводства, так и животноводства.
Семейные фермы
Организация у КФХ, как и любого другого предприятия, может быть разной. На Западе, к примеру, огромное распространение получили семейные хозяйства этого типа. Популярными такие фермы в последнее время становятся и в России.
Семейных КФХ в РФ становится все больше и больше. А поэтому такой методикой ведения хозяйства заинтересовались даже в таком серьезном учреждении как Гипронисельхоз. Специалисты этого научно-исследовательского института по результатам проведенных исследований опубликовали в том числе и рекомендации по организации семейных КФХ в РФ. Как считают ученые, в сфере животноводства на настоящий момент целесообразно организовывать:
молочные фермы на 5, 10 или 25 голов коров;
хозяйства по выращиванию молодняка молочного КРС на 50 или 100 голов;
фермы по выращиванию молодняка мясных пород скота на 25, 50 или 100 голов;
птицеводческие хозяйства на 1, 3 или 5 тыс. голов в год;
свиноводческие семейные фермы на 250 либо 500 маток.
В сфере же растениеводства, по мнению специалистов, в России к данному моменту выгодно организовывать семейные предприятия, специализирующиеся на выращивании зерновых или овощей, располагающие 1 га пахотной земли и 0.5 площадей закрытого грунта.
Наиболее распространенные виды хозяйств
Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое ферма, понятен. Это частное предприятие, поставляющее на рынок сельхозпродукцию разных типов.
В большинстве же случаев в РФ КФХ специализируются все же на животноводстве. То есть выращивают КРС, МРС, свиней или птицу. Есть в России и множество КФХ:
звероводческих (кролики, нутрии, норки и пр);
Фермерские организации
Однако, как известно, сельское хозяйство у нас в стране долгое время находилось в упадке. Поэтому разного рода производственные связи в этой сфере были утеряны. И, хотя в последнее время ситуация и начала более-менее исправляться, трудности, связанные со сбытом продукции, закупками натуральных кормов, удобрений и оборудования, КФХ все еще испытывают.
Решают эту проблему отечественные фермеры часто путем объединения в кооперативы и ассоциации. При этом первые могут быть:
Потребительскими. Целью создания таких кооперативов является оказание своим членам услуг по хранению, переработке и реализации продукции и организации материально-технического обеспечения.
Перерабатывающими. Кооперативы этой разновидности специализируются на производстве готовых товаров (подсолнечного масла, колбас, круп и пр.) из продуктов, поставляемых КФХ.
Фермерские ассоциации, в свою очередь, могут организовываться в результате:
объединения самостоятельных КФХ;
путем преобразования бывших совхозов и колхозов.
В России сегодня существует, помимо всего прочего, и единая ассоциация фермерских хозяйств и кооперативов АККОР, являющаяся негосударственной некоммерческой организацией.
Общие проблемы фермерства в России
Развиваются КФХ у нас в стране при условии получения в том числе и государственной поддержки сегодня относительно неплохо. Но определенные трудности подобные хозяйства в России сегодня, конечно же, все еще испытывают. Главной проблемой КФХ в нашем государстве, по мнению многих фермеров, является отсутствие квалифицированных кадров. Молодежь в сельское хозяйство у нас в стране, к сожалению, и сегодня еще идет не слишком охотно.
Еще недавно одной из проблем, стоящих перед играющими огромную роль в развитии отечественного сельского хозяйства фермами, была необходимость ежегодного прохождения владельцами КФК торгов на аренду земли. Вкладываться в участок, который через 12 месяцев может стать чужим, предпринимателям было просто-напросто невыгодно. Однако весной 2016 г. был принят закон, согласно которому КФХ разрешили продлевать аренду без торгов.
Конечно же, фермеры в России испытывают и другие трудности. Как отмечают многие владельцы подобного бизнеса, цены на электроэнергию, комплектующие для техники, удобрения в России с 2009 г. к 2017 г. выросли в 4, 6 и даже 8 раз. При этом стоимость самой сельскохозяйственной продукции увеличилась всего примерно в 2 раза. Из-за такого перекоса многие фермеры у нас в стране сегодня разоряются.
Также многие владельцы подобного бизнеса отмечают и недостаточность в России господдержки КФХ. Согласно закону, предпринимателям, работающим в сфере сельского хозяйства, положены кредиты на развитие бизнеса под 3-5% годовых. Однако на практике получают такую поддержку лишь единичные фермеры. В реальности малые и средние хозяйства в РФ могут брать кредиты лишь под 17-25%. Помимо всего прочего, у нас в стране в настоящее время зачастую для оформления выгодных ссуд регистрируются липовые мясные, растениеводческие и молочные фермы.
Агрохолдинги и КФХ
Сдерживает развитие малого сельскохозяйственного бизнеса, как считают фермеры, у нас в государстве, к сожалению, и процветание агрохолдингов. Перекупать аренду у КФХ, после выхода закона о необязательности для них торгов, последние возможности не имеют. Однако выделяемые государством на развитие сельского хозяйство деньги пускать на ветер эти с/х монстры все еще могут.
Запрет на фермерство
Создают КФХ агрохолдинги и другую проблему. Фермеры обычно выращивают скот на более-менее натуральных кормах. Агрохолдинги же зачастую используют для этой цели анаболики. Поэтому мясо на рынок они поставляют гораздо менее качественное. К тому же, фермеры продают этот продукт часто и по более низким ценам. А следовательно, такие хозяйства способны составить холдингам на самом деле серьезную конкуренцию. И чтобы этого избежать, крупные сельхозкомпании зачастую начинают силовыми методами вставлять КФХ «палки в колеса».
К примеру, в Белгородской области, «оккупированной» холдингами, очень быстро, по мнению многих фермеров, была придумана несуществующая опасность эпидемии африканской чумы свиней. В результате таких сельскохозяйственных животных разводить в КФХ и на личных подворьях в этом регионе запретили.
Развитие фермерства в России: перспективы
Конечно же, КФХ у нас в стране испытывают определенные трудности. Однако форма хозяйствования эта в России все же является перспективной. Признается это в том числе и на государственном уровне. К примеру, в 2017 г. на форуме «Российское село — 2017» заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам В. Н. Плотников отметил, что именно фермы, специализирующиеся на производстве молока и мяса, в России должны стать драйвом всего сельского хозяйства в целом.
И конечно же, такая позиция вполне оправдана. Ведь, согласно статистике, фермерские хозяйства в РФ на данный момент работают наиболее производительно и эффективно. И именно семейные КФК и являются в России на сегодняшний день основной точкой роста в сфере животноводства.
Все в сад: где и зачем могут пригодиться вертикальные фермы
Об эксперте: Бесо Туразашвили, основатель Electric Brand Consultants.
Бизнес на стыке ИТ, сельского хозяйства и промышленности
В прошлом году мы столкнулись с интересным вызовом. Тогда за новым брендом к нам обратился резидент инновационного центра Сколково iFarm — производитель вертикальных ферм и ПО для них. На тот момент создатели стартапа планировали экспансию на международный рынок, а также стремились расставить приоритеты в продуктовой линейке. Столкнувшись со сложностями позиционирования, iFarm обратились к нам, так как у нас уже был опыт в области бренд-коммуникаций и вывода новых продуктов на российский и международный рынок.
Рынок вертикальных ферм еще находится в процессе становления. Сочетание достижений в сельском хозяйстве, промышленности и ИТ позволяет создать принципиально новый продукт. iFarm был необходим бренд, который бы объединил в себе принадлежность сразу к нескольким индустриям, был интересен как бизнесу, так и конечному потребителю, и создавал образ «зеленой», но в то же время технологичной компании.
Что такое вертикальные фермы и как они устроены?
Вертикальные фермы принципиально отличаются от традиционных тем, что растения выращиваются внутри помещений в искусственных условиях. Это позволяет создавать для них оптимальную среду и увеличить интенсивность использования пространства. Такие фермы можно устанавливать где угодно: в городах, пустынях, под землей, на воде, в магазинах, аэропортах и жилых домах.
Для передачи питательных веществ к растениям в вертикальных фермах используются несколько различных методов: гидропоника, аэропоника и аквапоника. Эти технологии позволяют растениям обойтись без почвы. В качестве источника света применяют светодиодные лампы, способные заменить солнечные лучи. Обслуживание таких ферм роботизировано, умные датчики анализируют почву, состояние растений и уровень освещения, передавая информацию системам полива и подпитки удобрениями, регулируя тип и интенсивность света, содержание питательных веществ, температуру, влажность и уровень углекислого газа.
Запрос на вертикальные фермы
Интерес к вертикальным фермам связан с вызовами, с которыми столкнулось человечество в последние десятилетия:
беспрецедентный рост населения планеты, чьи растущие потребности сказываются на экологии. Важнейшей из них является потребность в пище — в следующие 30 лет население планеты вырастет более чем на 2 млрд человек. Это увеличит нагрузку на сельское хозяйство и агрохимический сектор;
увеличение средней продолжительности жизни людей также стало большим вызовом. Чем дольше человек живет, тем больше у него хронических заболеваний, тем острее необходимость поддерживать себя в форме, которая диктует высокие требования к питанию.
Хотя мы редко задумываемся об этих факторах в повседневной жизни, они напрямую влияют на формирование потребительских трендов, которым мы следуем. Среди них агентство-измеритель Nielsen выделяет:
локально произведенные продукты — они реже подвергаются химической обработке, так как не транспортируются на дальние расстояния;
эко-лейблы — интенсивное использование сельскохозяйственных угодий часто приводит к злоупотреблению химическими удобрениями, в связи с чем эко-лейблы становятся почти так же значимы, как бренды производителей;
прозрачность в коммуникациях продукта — доступ к цифровым коммуникациям формирует запрос на полную информацию о процессе производства продукта и его влиянии на окружающую среду и общество;
функциональность — продукты с полезными свойствами становятся важной составляющей рациона, позволяя компенсировать нехватку полезных веществ.
Эти тренды оказывают огромное влияние на сельское хозяйство — как на технологии производства, так и на технологии маркетинга конечной продукции. Воплощением этих изменений стала индустрия вертикальных ферм, подвергающая пересмотру все этапы цепочки производства.
Преимущества и недостатки вертикальных ферм
Идея высотного здания, предназначенного для разведения сельскохозяйственных культур в городских условиях, появилась еще в 1909 году в иллюстрации к футуристической статье в одном из журналов. Термин «вертикальная ферма» появился шесть лет спустя благодаря работе американского геолога Гилберта Бейли, а в 1960-х годах появилась и первая такая ферма. Впрочем, тогда эта идея еще не была популярна, а ее реализация требовала слишком больших вложений, так что первый успешный опыт состоялся только в 2009 году в Корее, а первая коммерческая вертикальная ферма появилась лишь в 2012 году в США.
Сторонники вертикальных ферм говорят, что могут компенсировать затраты на электричество, питая их солнечными батареями — получается, что они хотят использовать их для сбора естественного света, чтобы создавать искусственный. Критики утверждают, что куда выгоднее создавать на эти средства больше теплиц.
Авторы отчета Agroecology Capital решили проанализировать потенциал вертикальных ферм на каждом этапе производственных цепочек и выявили, что вертикальные фермы значительно увеличивают затраты на освещение и обеспечение воздуха, компенсируя это экономией на ирригации и удобрении. Высокий потенциал по сравнению с традиционным фармингом они увидели только в двух частях цепочки: в выведении сортовых семян и в брендинге. Комментируя последнюю, они пишут, что декоммодитизация и продуктовый брендинг могут позволить фермерам извлекать из продукта больше ценности.
Бизнес-модели и бренды вертикальных ферм
Хотя сами вертикальные фермы работают по одному принципу, их бизнес-модели могут отличаться, в зависимости от того, на какую часть производственной цепочки они делают акцент. Соответственно, различается и их позиционирование.
В большинстве случаев вертикальные фермы — это b2b-продукт, ориентированный на рестораны и ресторанные сети, офисы крупных корпораций или авиакомпании, а также продуктовый ретейл, которому необходимо получать один и тот же продукт круглый год, не завышая цену на сезонные предложения.
Впрочем, каждая из этих компаний стремится выйти на конечного потребителя, ведь именно так бренды их продукции — локальной, экологичной, прозрачной и полной полезных веществ — способны приносить им максимальную доходность. Неудивительно, что компании в индустрии вертикального фарминга уделяют повышенное внимание своему брендингу. Интересный кейс здесь представляет AeroFarms — компания, позиционирующая себя как промышленное решение, была вынуждена создать для своей продукции отдельный бренд Dream Greens.
Другие производители вертикальных ферм, с меньшим наследием и отличной стратегией делали после привлечения инвестиций ребрендинг, чтобы их дизайн лучше соответствовал визуальным и потребительским трендам. Например, Infarm ушли в своем позиционировании от чисто технологической компании, и в дизайне произошла настоящая революция. Ранее в логотипе использовался технологичный шрифт с острыми углами, который был набран в верхнем регистре; после ребрендинга он приобрел скругленные очертания, а название теперь набрано строчными буквами, что также сделало его более «дружелюбным».
Будущее вертикальных ферм
Известный идеолог вертикальных ферм Диксон Депомье утверждает, что если бы каждый город на Земле производил 10% потребляемых продуктов внутри зданий, мы бы смогли вернуть лесу 880 тыс. кв. км пахотных земель. Для сравнения — в ходе лесных пожаров в Сибири в 2019 году пострадали от 30 до 55 тыс. кв. км.
Вместе с тем, вертикальные фермы уже меняют образ мегаполисов. Стремление к гармонии с природой и экологическое сознание оказывают значительное влияние на стиль жизни современных горожан и создают запрос на иную городскую среду. И у брендов вертикальных ферм, которые смогут удовлетворить этот запрос, есть шанс найти немало клиентов, которые захотят приобщиться к городскому фермерству. Текущие тренды позволяют предположить, что в скором времени многие захотят не только питаться более здоровой пищей, но и участвовать в ее производстве наравне со своими соседями. «Бренды единства», которые предложат им зеленые фермы, станут полноправными участниками в строительстве нового будущего.
В России, к слову, в 2020 году наконец разрешили использовать крыши жилых домов для озеленения. Возможно, что и там будут использоваться технологии вертикальных ферм.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
«Если кто-то хочет открыть ферму, пусть позвонит мне — я отговорю»
Глава фермерского хозяйства начал с одной козы — друзья подарили, чтобы у его дочери всегда было свежее молоко. Потом появилась корова, и молока стало так много, что его стали отдавать соседям. Сейчас ферма каждый день производит полтонны молока, а ее владелец Алексей Бурков никому не советует начинать такой бизнес.
Взял кредит, чтобы купить первых коров
Мое фермерское хозяйство началось с личного подворья и нужды кормить семью. Я жил в Москве и потихоньку строил дом в Наро-Фоминском районе Московской области — где-то четыре года катался туда-сюда. В 2000 году дом был готов, и мы переехали туда с женой и сыном. Через год у нас родилась дочка, и нам подарили козу — чтобы в доме всегда было свежее молоко.
С дочкой помогала няня, такая двуспальная женщина, которая всё время причитала: «Зачем вам коза, от нее молока чуть, давайте заведем корову». Собрали семейный совет.
Так в хозяйстве появилась племенная корова Звезда, племенная значит породистая. Она давала хорошее молоко, его было много, поэтому стали делать домашний творог, сметану, раздавать молоко соседям и друзьям.
В 2008 году грянул кризис, и мы решили, что нужно завести хозяйство побольше — чтобы уже не только для себя, но и на продажу. У нас уже была земля в полтора гектара и постройка для коров. Чтобы купить животных, я обратился в банк. Это был первый и последний раз, когда я брал кредит на ферму.
795 000 рублей на старт
Как только мы решили открыть хозяйство, я зарегистрировался как ИП на упрощенке. И сразу понял, что кредит просто так не получу. У меня был неплохой доход и имущество, чтобы дать в залог, но кредитовать упрощенцев 6% никто не хотел — думаю, потому что банки не видят расходы и не знают, куда уходят деньги.
В итоге я взял кредит под залог самих животных — это как ипотека или автокредит, только у банка остаются животные. За коров внес 20% от стоимости, остальное доплатил банк. Так купил сначала четырех коров, потом еще трех — на всё ушло где-то 700 000 рублей.
Больше к банкам не обращался — считаю, что нужно обходиться тем, что есть, особенно в сельском хозяйстве. Ведь тут не получится взять пять миллионов, потратить на развитие и успокоиться. Коровы помрут, ферма придет в упадок, а кредит отдавать придется.
Вместе с покупкой первых коров я занимался коровником — это помещение, где коровы спят, едят и живут. У меня уже был небольшой коровник, но его нужно было оборудовать. Я купил:
Вакуум нужен, чтобы доить не в одно ведро, а сразу в несколько — так можно быстро получить больше молока. Всего же потратил 95 000 рублей. Если сложить с затратами на коров, ушло 795 000 рублей.
Творог на сковородке для блинчиков
Когда появились коровы, я оборудовал цех для переработки молока и при нем открыл маленький фермерский магазин: тянуть было нельзя, ведь молоко пропадает, его сразу нужно продавать или перерабатывать.
Тогда творог, сметану, кефир и простоквашу я делал не промышленным способом, а домашним: купил большие кастрюли и электрическую сковороду-круг для блинчиков. В кастрюли наливал молоко, ставил их на теплый пол — за сутки молоко сквашивалось. Затем переставлял их на горячий круг, под нагревом получался творог. Оставалось только слить лишнюю жидкость и откинуть творог в форму.
Для сметаны я купил бытовой сепаратор. Он работает так: сверху заливаешь молоко, а внизу из двух желобков в две разные емкости вытекают обезжиренное молоко и сливки. Представьте, если домашнее молоко поставить на стол в банке, через некоторое время сливки поднимутся вверх, их даже зрительно заметно. Сливки можно слить, этим и занимается сепаратор.
Затем полученные сливки держал сутки в тепле и перекладывал в холодильник. Так получалась слабокислая, но вкусная и жирная домашняя сметана.
Потихоньку осваивал производство ряженки, йогурта, простокваши, кефира, но какого-то специального оборудования не было: обходился большими кастрюлями, в которые наливал молоко, кипятил, остужал, добавлял закваску и разливал по баночкам. Затем баночки ставил на сутки при 40 градусах в расстоечный шкаф — это пекарская духовка, в которой можно регулировать температуру и влажность.
Такими домашними методами проработал пять-шесть лет. Но объемы росли, и вручную работать стало тяжело, поэтому я стал покупать промышленное оборудование, всё б/у. Вот что купил:
В итоге потратил 110 000 рублей. Еще у нас есть пищеварочный котел на 250 литров, его не покупал — подарила крестная.
С 2017 года на своей молочной кухне я делаю еще и сыр. Он зреет в подвале: там кирпичные стены, всегда прохладно, еще мы его тщательно вычистили и сделали полки — в общем, есть всё, что нужно для сыра.
Делаю разные сыры, в основном мягкие и полутвердые. Из мягких есть сыр страккино — это итальянский сыр, который меня научил делать настоящий итальянец на своем мастер-классе. Еще есть балканские сыры, они похожи на брынзу, только несоленые — для них я покупаю закваску в Сербии.
Из полутвердых сыров делаю грюйер и томм — не прям оригинальные, но по рецептуре. Я всегда говорю так: «Технология их, а молоко наше». Грюйер — это швейцарский сыр, а томм — французский, из Альп.
Также у меня есть твердый фермерский сыр и плавленый, но их делаю реже.
Еще люблю сыры с плесенью вроде бри, камамбера, с голубой плесенью, но сам не делаю: сыры разных сортов нельзя варить в одной сыроварне, они «засаживают» друг друга плесенью и портят.
Покупатели берут все сыры одинаково, нет такого, что какой-то сорт самый популярный. Но иногда один сыр раскупают быстрее — когда он получается особенно вкусным. Как-то сделал страккино, а он просто тает во рту, его разобрали за полтора дня. А иногда сыр вкусный, но не такой удачный — его могу продавать три-четыре дня.
Вкус сыра зависит от миллиона внешних факторов: что съела корова, какой вкус молока, какая температура на улице, какие бактерии попали в молоко из воздуха и посуды. Поэтому я всегда сначала даю попробовать кусочек сыра.
Сделали магазин из морского контейнера
Сейчас у меня поголовье из 80 коров, из них дойных 27. В среднем каждый день получаю 500—700 литров молока, которые распределяю по спросу: часть оставляю молоком, часть на сыр, часть на молочную продукцию.
Если в целом, из такого объема молока можно сделать 100 кг творога, или 50 кг сыра, или 20 кг масла. Что нужно, то и делаем.
Продукцию продаем по-разному:
Во всем этом мне помогает семья, а еще сотрудники: в хозяйстве работают 12 человек. Каждый занимается своим делом: убирают ферму и коровники, ухаживают за животными, доят коров, готовят молочную продукцию, формируют и распределяют заказы, еще есть водитель.
В среднем я плачу за работу от 25 000 до 45 000 рублей, еще у нас бесплатное питание.
Отказались от свиней, потому что боимся африканской чумы
В основном мы занимается молоком и молочной продукцией, но ведь за одним только молоком люди не поедут, поэтому еще мы предлагаем курицу, яйца, овощи с нашего огорода.
Параллельно с развитием молочной фермы мы завели куриц-несушек — сначала для себя, а потом и на продажу. Затем купили бройлеров, кроликов, посадили огород. Вот что у нас есть:
Еще у нас были свиньи, но из-за распространения африканской чумы больше их не держим. Эта болезнь не лечится, а если хотя бы одна свинья в радиусе 25 км заразится, твоему хозяйству тоже не поздоровится. Рисковать мы не стали.
Кормить ферма сразу будет, а деньги приносить — нет
Сельское хозяйство — низкорентабельный и трудоемкий бизнес. Постоянно надо покупать животных, обновлять оборудование, следить за трактором, машинами.
Если человек хочет открыть ферму, пусть позвонит мне — я его отговорю. А если серьезно, фермерским хозяйством можно заниматься — главное, чтобы душа к этому лежала.
Начинать можно с любой более-менее значимой суммы, но лучше иметь сторонний источник дохода: кто-то сдает квартиры, у кого-то жена продолжает работать. Это небольшие деньги, но подспорье. Не стоит рассчитывать, что ферма сразу будет вас кормить. Вернее, кормить в прямом смысле она будет, а деньги приносить — нет.
Если денег на ферму нет совсем, а заниматься сельским хозяйством хочется, попробуйте получить грант. Так, в Подмосковье на строительство семейной фермы можно получить 30 млн рублей, а фермерам, которые только начинают, дают 2—3 млн рублей.
Единственное, с грантами нужно быть осторожнее: государство дает деньги не просто так, а вкладывает в тебя и хочет получить работающую ферму. Поэтому каждый рубль должен тратиться только на ферму: покупку животных, технику, обустройство коровников. Нельзя тратить деньги, как хочешь и на что хочешь, если это не связано с хозяйством или в хозяйстве не нужно, а вы купили.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ