Что выбрать на махр

Махр – подарок жене

Что выбрать на махр. Смотреть фото Что выбрать на махр. Смотреть картинку Что выбрать на махр. Картинка про Что выбрать на махр. Фото Что выбрать на махр

Махр (или сыдак) – то, что является желательным (сунной) определить и упомянуть в момент заключения брачного договора. Нежелательно не упоминать об этом в брачном договоре. А раз определять – сунна, а не фарз, то, значит, брак считается действительным и без упоминания махра, но все же его обязательно нужно выплатить жене.

Махром может быть любое имущество. Сунной является, чтобы он составлял не менее 10 и не более 500 дирхемов (1 дирхем – 2,8 граммов серебра, и итого – приблизительно от 30 до 1300 граммов), можно выплатить его стоимость и соответствующими купюрами вместо серебра.

По мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше десяти дирхемов, жена все-таки должна получить 10 дирхемов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его отсутствию.

Имам аль-Бухари приводит следующие слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): «Найди (дай махр), даже если это будет железное кольцо (для махра)».

Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, нежели остаться без семьи. Не говоря о том, что невеста может вовсе простить ему махр.

Но можно махр выплатить какой-то пользой, например, обучением Корану или ремеслу.

Известен такой случай, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женил одного из своих сподвижников на мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает такую-то и такую-то суру, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему жениться на этой женщине, обучив ее тому, что знает из Корана.

Из этого случая ученые вывели, что женившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. И, конечно же, все это делается, только если женщина будет согласна с таким махром.

В случае развода до совершения полового акта жена имеет право на половину назначенного ей махра. Если он не был определен при совершении акта никах, и после этого муж имел с женой половые отношения, жена имеет право требовать такой махр, какой получают женщины, равные ей по красоте, положению и достоинствам. Например, она может получить в такой ситуации такой же махр, какой получила ее сестра или дочь брата с учетом возраста, ума, красоты, воспитания и того, являлась ли она девственницей.

Если махр определяется, он должен быть определен конкретно.

При разводе, если муж не имел с женой половых отношений, он получает обратно половину махра, если уже отдал его жене, или немедленно должен отдать половину махра, если тот был определен как долг.

Если же он пока не выплатил махр, то жена имеет право отказать ему в близости. Но если муж попросил жену продлить срок выплаты махра, и она согласилась, то она имеет право требовать его только по истечении срока.

Жена может законно освободить своего мужа от уплаты части или даже всего махра, потому что после совершения брачного договора она одна имеет право на него.

И отпадает весь махр (то есть муж не обязан выплатить даже половину) после расторжения брака с ее (жены) стороны по причине существенных недостатков мужа (например, половое бессилие), или же если он (муж) расторгает брак по причине ее существенных недостатков.

Следует отметить, что в настоящее время некоторые упоминают махр в брачном договоре, но впоследствии не выплачивают его жене, забывают и т.д. Будьте бдительней, дорогие братья, ибо махр обязательно необходимо выплатить своей жене.

Да поможет Всевышний нам следовать Его религии и выполнять то, что нам велено.

Саид Абдулаев

Что выбрать на махр. Смотреть фото Что выбрать на махр. Смотреть картинку Что выбрать на махр. Картинка про Что выбрать на махр. Фото Что выбрать на махр

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что выбрать на махр. Смотреть фото Что выбрать на махр. Смотреть картинку Что выбрать на махр. Картинка про Что выбрать на махр. Фото Что выбрать на махр

Финик за любовь

Размер махра, или брачного дара, подарка будущей жене при заключении с ней мусульманского брака, является предметом дискуссий современных мусульман уже не первый год. И в этом вопросе российских последователей ислама по-прежнему бросает из крайности в крайность. Одни считают махр пустой условностью, почти бессмысленным атрибутом, который необходимо соблюсти как дежурный пункт никаха; другие же требуют, чтобы махр стал гарантией безбедного существования будущего семейства на протяжении всей оставшейся жизни. Как определяется «золотая середина», и уместны ли в этом вопросе стандарты и нормы?

К сожалению, именно так и рассуждают юные и вовсе не юные мусульманки, и их можно понять, ведь нам известен хадис, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выдал женщину замуж за мусульманина «за то, что ты знаешь из Корана», а знал тот две суры. Правда, из всего имущества у жениха был только изар (подобие брюк), половину которого он готов был отдать в качестве махра. В наше время надо сильно постараться, чтобы найти себе в мужья мужчину, у которого ничего нет, кроме одних лишь брюк.

Махр – это не «золотые» слова, иначе ислам бы дозволял вступить в брак любому красноречивому мошеннику. Махр неизменно представляет собой материальную ценность и дает невесте определенные гарантии, главная из которых – серьезность намерений жениха и его рациональный подход к будущей семейной жизни. Семья не «продержится» на одних лишь аятах Корана и клятвах, ведь люди, помимо совершения молитв, еще принимают пищу, носят одежду и живут в домах.

Вечное против мирского

Помня о «земной» стороне брака, некоторые невесты под «материальным» понимают самый минимум. Конечно же, это понимание поддерживается соответствующими хадисами, примерами из жизни сподвижников и другими историями, отсылающими нас в далекий VII век. Сестры готовы жить в землянках и питаться мукой и водой, и это кажется им столь романтичным, что их не смущает отсутствие работы и внятных планов на жизнь у 25-летнего здорового мужчины.

Принимая во внимание наставления различных ученых о том, что махр не должен быть слишком большим, эти сестры не просят слишком много. Они хотят в махр всего лишь один финик. Раньше это звучало как анекдот, но кто-то принял его всерьез – и вот уже мода на «финик в махр» покоряет умы и сердца невест. Как правило, эти невесты пришли в ислам не так давно, а потому в них столь сильно желание показать себя «отреченной от этой дуньи».

В «идеальном» мусульманском обществе, где благочестивый жених преподносит благочестивой невесте финик, у невесты имеются родственники-мусульмане – отец, братья, на попечении которых она останется в случае развода или смерти супруга, мусульманская община поддержит одинокую женщину с детьми, ей помогут снова выйти замуж. В современных реалиях молодые невесты, выдающие замуж «сами себя», зачастую не имеют мусульман-родственников, а российская умма просто не в состоянии содержать и кормить всех одиноких мусульманок с детьми или без.

Казалось бы, в этой ситуации махр – неплохая помощь разведенной или овдовевшей женщине на первое время, пока она не устроит свои дела или не выйдет замуж снова. Но тут логика «финиковых» сестер делает крутой поворот: обеспечивать их будет Сам Аллах, а «достойно пройти испытание» – значит, самостоятельно создать себе трудности и героически их преодолеть. Поэтому от жениха требуется только «быть на правильной акыде», а все остальное – мирское, ненужное, пыль.

Совсем иначе обстоит дело в регионах, где устраиваются пышные свадьбы и дарятся роскошные подарки. Здесь невеста, окруженная многочисленными родственниками, обеспечивается одеждой, украшениями и деньгами одновременно. Сторона жениха «собирает» на свадебный подарок, бывает, несколько лет, и в итоге молодожены въезжают в новый дом на новой машине.

Такая щедрость нередко оборачивается для семей серьезными трудностями. Семья невесты, желая достойно показать себя, залезает в долги, чтобы купить красивое свадебное платье и сводить девушку в дорогой салон красоты, а семья жениха в это время берет кредиты, чтобы устроить грандиозное угощение и арендовать свадебный кортеж из иномарок.

К этому добавляется приданое для невесты от ее родных и тот список подарков, которые жених предоставляет в качестве брачного дара. Где-то принято дарить целый «гардероб» для будущей жены и золотые украшения, а в последние годы главным требованием для жениха стала отдельная жилплощадь новой семье: квартира или дом.

Долги приходится отдавать несколько лет, включая ситуации, когда молодые супруги уже давным-давно развелись. А над теми девушками, кто пытается «снизить» требования к жениху и уговаривает родителей принять дар меньшей стоимости, в обществе посмеиваются: «не знают себе цену!».

В исламе нет однозначных рекомендаций относительно махра – просто потому, что материальные возможности мужчин разные и при бракосочетании это следует учитывать. Общеизвестно, что брачный дар не должен вызывать затруднений, то есть не должен вынуждать мужчину годами копить нужную сумму, чтобы иметь возможность вступить в брак. В ряде стран с такими свадебными традициями борются, поскольку невозможность молодым мужчинам вступить в брак сказывается на демографической ситуации и приводит к увеличению внебрачных связей.

В то же время махр не должен сводиться к словам или ничего незначащим подаркам, не имеющим материальной ценности, поскольку одна из его задач – гарантировать женщине материальную стабильность на протяжении времени, когда она окажется одна. Сама невеста часто не допускает мысли о том, что ей придется расстаться с будущим мужем, поэтому шариат и назначает ей в помощь опекуна – мужчину, который следит за выполнением всех условий бракосочетания и представляет интересы невесты в переговорах со стороной жениха.

Российские имамы, разъясняя молодоженам в мечетях суть и значение махра, иногда бывают просто вынуждены «уговаривать» невесту принять минимальный брачный дар. Нередко девушки бывают удивлены тем фактом, что они имеют право просить у жениха в махр денежную сумму или украшения. К слову сказать, мужчины, как правило, хорошо осведомлены о своей обязанности, но считают, что «если невеста не настаивает, то можно обойтись и без махра».

Рекомендации имамов, как правило, сводятся к следующему: снизить сумму махра, если она оказывается завышенной, или, напротив, увеличить сумму махра, если эта сумма крайне мала. В зависимости от мазхаба (правовой школы), минимальная сумма отличается.

Умерить свой излишний романтизм или, напротив, излишнюю меркантильность – эта задача возникает не только в момент бракосочетания. Для одних брак – трогательный шалаш на берегу моря, для других – неиссякаемый источник материальных удовольствий, и обе эти стратегии – в убытке, поскольку проигнорированы главные исламские критерии семьи: соблюдение прав друг друга, выполнение обязанностей и здоровый баланс между материальным и духовным.

Источник

Что выбрать на махр

Что выбрать на махр. Смотреть фото Что выбрать на махр. Смотреть картинку Что выбрать на махр. Картинка про Что выбрать на махр. Фото Что выбрать на махр

Махр – это свадебный подарок мужа жене.

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души»

Коран, сура 4, аят 4

Махр – это свадебный подарок мужа жене. Он является обязательным условием каждого бракосочетания. Как говорят ученые, одна из мудростей существования махра заключается в том, что он служит неким «предохранителем» от развода со стороны мужчины, так же как в этом предписании проявляется и защита женщины, и почтение к ней, и опеку ее на случай ухудшения семейных отношений. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не требуя больших жертв, обязывал мужчин дарить женщинам свадебные подарки. Как передается в Сахих Муслим и Бухари, одному из мужчин, который собирался жениться, он сказал: «Найди что-нибудь (в качестве приданого), даже если это будет железное кольцо».

Махр бывает двух видов – назначенный (мусамма) и типовой (мисль). Назначенный махр – это определенный подарок, согласованный между бракосочетающимися. При назначении махра следует учитывать такие качества невесты, как ее религиозность, происхождение, красота, обеспеченность, ум, образование, нравственные качества и другие значимые признаки. Если у женщины есть какая-то особенность, которая дает ей преимущество, или недостаток, которого нет у других женщин, то махр может быть увеличен и уменьшен в соответствии с этим. Типовой махр – обобщенный вид свадебного подарка.

Все ученые согласны в том, что нет предельного (максимального) размера махра. Однако в отношении минимального есть условие: он должен быть размером либо в 10 дирхемов (либо чуть больше или меньше этого). По поводу увеличения размера махра об Ибн Маджы, да будет доволен им Аллах, передается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Давая приданое женщине, не переходите грани, потому как если это было знаком чести и достоинства в этом мире или знаком набожности перед Аллахом, тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бы это до вас. Но он не давал ни одной из своих жен и ни одной из своих дочерей больше двенадцати укия. Мужчина может увеличивать сумму приданого до тех пор, пока не почувствует негодование к ней и не скажет: «Ты стоишь мне всех денег, которые у меня есть, и приносишь мне трудности».

Ас-Синди сказал по поводу этого: «Не переходите границ» означает не увеличивайте чрезмерно приданое. «Мужчина может увеличивать сумму приданого до тех пор, пока не почувствует негодование к ней» означает «до тех пор, пока он не начнет ненавидеть ее, в то время, когда он платит долги по причине этого махра, потому что это слишком тяжело для него или когда бы он не подумал об этом».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о небольшом махре как о превосходящем по степени, как передается об этом в хадисе: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)». Также в другом хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен им Аллах, говорится: «Признаком благословения женщины будет облегчение ее дела и малость ее брачного дара» (Ибн Хиббан)

Также Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах) и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне продолжить брак». Он ответил: «Даруй ей что-нибудь». Я сказал: «У меня ничего нет». Он спросил: «А где твой щит Хутами?» Я ответил: «Он при мне». На что он сказал: «Отдай его ей» (ан-Насаи)

По поводу огласки размера махра – стороны могут договориться, чтобы часть его огласить окружающим, а часть – оставить в тайне.

Махр может быть выплачен сразу, а может быть отложен на определенный срок, который должен быть точно известен. В случае неопределенного срока, им будет считаться момент развода или смерти супруга.

Женщина не обязана обустраивать жилище, покупать мебель, нужные для дома вещи. Так как это входит в категорию «обеспечение семьи» и является частью обязательства мужчины. Если же женщина добровольно сделает покупки, то это будет расценено как пожертвование (садака).

Источник

Каким должен быть махр при заключении никях?

Господь миров говорит в Кур’ане:

وَءَاتُوا۟ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحْلَةً

«Давайте женщинам их махр от чистой души» (4:4)

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«Не будет на вас греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (махр)» (60:10)

وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً

«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)

В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.

Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:

جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.

فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن

Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.

Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»

Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»

Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»

И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».

Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».

Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.

Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.

Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».

(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).

Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:

Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:

وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)

Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.

А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?

حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا ‏.‏ قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ ‏.‏ قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ ‏.‏ فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ‏.‏

Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»

(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).

مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً ‏.‏

Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:

«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).

И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).

Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.

Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.

Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.

Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:

خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ

«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).

«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).

إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا

«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:

يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

А пророк ﷺ говорил:

يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو

«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).

إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ

«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).

Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)

Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.

При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.

В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.

Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *