наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой

Наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой

Глава 9. Взаимосвязь науки и культуры

Наука изучается сегодня и как культурное явление.Культура в целом — это сложнейший феномен. Имеется более двухсот определений культуры. Прежде всего само понятие “культура” противопоставляется природному. Культура (лат. cultura — “возделывание, уход”) — это. измерение человеческой жизни, связанное с надприродными качествами человека; культура — это и среда, и одновременно продукт специфически человеческого бытия. Культурные образования имеют как материальные, так и духовные составляющие. В общее содержание культуры вносят свой вклад такие взаимодействующие сферы, как религия, искусство, наука, право, быт, нравственность и т.д. Помимо того, что культура является средой обитания человеческого общества в целом, можно выделить конкретные функции, которые имеет культурное измерение социальной жизни. Не вдаваясь в подробности культурологического анализа, укажем лишь на нормативную и мнестическую функции.
Нормативная функция выражается в том, что культурное поле в том или ином срезе исторического времени задает обществу и составляющим его людям систему ценностей, оценок, критериев и норм. Нормативный план культуры оказывает решающее влияние на поведение людей, их базовые представления о категориях должного во всех областях человеческой деятельности. Мнестическая функция состоит в том, что культура выступает носителем, хранителем и транслятором социально значимой информации (Ю.М. Лотман, М.К. Петров и др.). Эта информация по определению является генетически не наследуемой, поэтому по аналогии с генетическим кодом говорят о социокоде, обеспечивающем передачу когнитивной, нормативной, поведенческой и других видов социально необходимой информации.
Как соотносятся понятия “культура” и “наука”? Разумеется, наука представляет собой одну из сфер культурного континуума социальной жизни. Однако наука имеет и ряд специфических свойств, которые придают ей весьма яркое, самобытное, самостоятельное значение. Наличие у науки специфических свойств позволяет говорить об определенном противопоставлении науки и остальной культуры. Именно это различение и имеется в виду, когда рассматривают тему “наука и культура”. Перечислим некоторые специфические свойства науки, выделяющие ее из общей системы культуры.
1. Наука новационно заострена. Она выделяется из остальной культуры своей динамикой, предельно быстрым обновлением.
2. Деятельность науки (и только науки) регулируется принципиально познавательной целью. Прочие цели науки (внепознавательные, или социальные) имеют для нее лишь побочную значимость (§ 7.3, 7.5).
3. Для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества. Пожалуй, именно научная сфера обнаруживает самые жесткие (или по крайней мере одни из самых жестких) критерии отбора людей, способных реализовать себя в этой области. Для прочих социокультурных сфер критерии в целом оказываются мягче. Для дилетанта шире возможности попробовать себя, например, в искусстве, политике, предпринимательстве.
4. Наука представляет собой деятельность, стремящуюся в пределе к идеальной рациональности. В некотором смысле наука вообще представляет собой институциолизированную (или по крайней мере максимально возможную в данных познавательных условиях) рациональность. В прочих сферах культуры внерациональные составляющие играют в той или иной степени более значимую роль.

9.1. Научная картина мира
9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
9.3. Наука и искусство
9.4. Наука и религия
9.5. Наука в общем культурном проекте

Источник

Взаимосвязь науки и культуры.

Взаимодействие науки с другими формами культуры реализуется, в первую очередь, через духовный мир личности исследователя. Наука — влиятельная и относительно самостоятельная форма культуры, подчиняющаяся общим закономерностям культурного развития.

Так, в средневековой Европе религия доминировала в духовной культуре, поэтому религиозные смыслы определяли систему познавательных смыслов науки, и такое влияние не всегда было отрицательным. Известно существенное влияние мировоззрения протестантизма на генезис науки Нового времени, а творчество многих великих исследователей (И. Кеплер, Р. Бойль, И. Ньютон и другие) непосредственно мотивировалось их рели- гиозными взглядами. Протестантизм трактовал научное творчество как священное Деяние, как познание истины о сотворенном Богом мире для того, чтобы впоследствии стать сотворцом этого мира.

Факты из истории науки

Царь-реформатор Петр I нуждался в науке и хорошо подготовленных специалистах для преобразований в армии, создания военной техники, организации промышленности и систем коммуникации, государственной бюрократии. Однако культурные основания европейской науки, которую Петр I пытался импортировать, были чужды не только деспотическому социально-экономическому строю, но и всей системе российской культуры конца XVII — начала XVIII столетия.

Именно поэтому, несмотря на то что среди первых русских академиков были всемирно известные ученые, например, Л. Эйлер, Д. и Н. Бернулли и другие, — внедрение науки в российскую культуру происходило медленно и болезненно. Такому внедрению противоречили духовные традиции, моральные устои, весь уклад русской жизни. Поэтому по-настоящему российская наука стала развиваться лишь полтора столетия спустя, а именно — с началом новых общественных процессов, связанных с реформой 1861 г.

К началу XX в. па первый план выдвигается практическая ценность научного знания, а занятия наукой перестают рассматриваться как удел избранных и особо любознательных — наука стала разновидностью профессиональной интеллектуальной деятельности.

Наука в современном обществе — важнейшее ерсдство формирования как духовных, так и материальных ценностей культуры, поскольку наука превратилась в непосредственную производительную и духовную силу. Тем самым она становится силой, формирующей культуру. Однако и развитие науки зависит от культурной среды конкретного общества: культурный облик исследователя существенно влияет на его познавательные возможности, а культурный климат общества определяет его отношение к науке как к ценности. Поэтому система социокультурных факторов в существенной мере определяет генезис и развитие конкретного типа науки.

Источник

Культурологические характеристики науки

Представление науки как специфической формы культуры оправдано лишь тогда, когда удается доказать, что общие родовые черты культуры присутствуют в научной культуре как особом виде культуры. Рассмотренное представление культуры как единства четырех миров позволяет выполнить эту задачу.

В самом деле, наука целиком принадлежит к миру артефактов, поскольку наука как целое и система ее результатов – это продукты целенаправленной и при этом одной из наиболее сложных форм человеческой деятельности.

Средством выражения результатов научного познания является язык науки, имеющий, если можно так сказать, «двойную» культурную природу: он не только стихийно складывается в процессе научной деятельности (как видовой разновидности культурной деятельности), подобно естественным языкам, но проходит дальнейшую «культурную обработку» на предмет четкости, однозначности, недвусмысленности. Таким образом, через посредство своего языка наука оказывается принадлежащей и миру знаков, и миру смыслов.

В современной культуре, рассматриваемой как мир информационных процессов, наука играет системообразующую роль в том смысле, что она задает информационное содержание культуре, формирует мировоззренческие и смысловые образцы для так называемой «высокой» культуры, которая в известном смысле противостоит «массовой», «популярной» культуре, ориентированной на повседневные, обыденные образцы поведения. Благодаря науке в современной культуре формируется технологическая основа глобальных сетевых информационных процессов.

Наконец, наука вносит существенный вклад в реализацию основной функции культуры – функции человекотворчества. В своей ипостаси социального института наука воспроизводит особый тип человека-творца – ученого, исследователя. Рассматриваемая в качестве системы знаний наука выполняет человекотворческую функцию в общечеловеческом масштабе и смысле, поскольку определяет содержательную основу образования (как общего среднего, так и высшего профессионального) практически во всех развитых странах мира.

Таким образом, наука по своим содержательным характеристикам и реализуемым функциям выступает как особая форма культуры и при этом – как наиболее развитая ее форма.

Взаимосвязь науки и культуры

В ряду основных форм культуры: философии, искусства, религии – наука является относительно самостоятельной формой культуры, обусловленной вместе с тем общими закономерностями культурно-исторического процесса, поэтому под определяющим влиянием культурных смыслов формируется и научное отношение к миру, и предмет науки, и тип научной рациональности, и специфика научно-исследовательской деятельности, и система ценностей науки.

Реальное взаимодействие науки и других форм культуры осуществляется прежде всего через личность исследователя, через процесс его творческой самореализации. Если, например, в данном типе общества религия составляет духовную основу культуры, то религиозные смыслы влияют на систему познавательных смыслов науки, причем далеко не всегда в отрицательном смысле.

Так, протестантизм существенно повлиял на становление науки Нового времени, и творчество ряда ученых (И. Кеплер, Р. Бойль, И. Ньютон и др.) непосредственно вдохновлялось религиозной мотивацией. Путь к вершинам науки требует от человека постоянной мобилизации творческих сил, а это возможно при наличии чрезвычайно сильной внутренней мотивации. В науке всегда были выражены ценностные смыслы, связанные с жаждой познания, служения истине, человечеству. В духе протестантизма научное творчество переживалось как священное деяние.

Однако в современном мире эти великие культурные идеалы заземляются, и, по мнению М. Вебера, уже в начале XX в. наука исходит из вполне прагматической идеи: «Законы природы стоят того, чтобы их знать».

К этому времени стало очевидно, что знание законов природы приносит прежде всего технические и экономические успехи, поэтому практическая ценность знания выходит на первый план. В результате занятия наукой перестали рассматриваться как особое призвание, как удел избранных, и наука превратилась в разновидность профессиональной деятельности наемных работников умственного труда. Как писал М. Вебер, «наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящих спасение и откровение, и не составная часть размышлений мудрецов и философов о смысле мира».

Профессионализация науки в какой-то мере противоречит ее изначальному ценностному смыслу, связанному с бытием науки как особой формы культуры.

Основная функция науки – производство знания. Эта функция носит культуротворческий характер, поскольку знания, производимые наукой, расширяют пространство свободы, обогащают духовный мир человека, а значит, обладают самостоятельной духовной ценностью. Особенно важная роль в этом смысле принадлежит социально-гуманитарным наукам, обосновывающим и в известном смысле формирующим ценностные императивы конкретного общества, составляющие базис его культуры.

Научные знания участвуют в создании материальных благ, позволяют находить новые возможности использования природных сил и ресурсов, поэтому духовная ценность знаний неразрывно связана с их практической применимостью. Наука в современном обществе играет роль непосредственной производительной силы, поскольку производимые ею знания оказывают огромное и постоянно возрастающее влияние на все производственные процессы, изменяют их структуру, характер, цели. Таким образом, наука – средство формирования как духовных, так и материальных ценностей культуры.

Наука становится силой, формирующей культуру, и вместе с тем ее развитие зависит от специфики культуры конкретного общества. Упрощенно говоря, наука не может достаточно далеко «забегать вперед» по отношению к развитию культуры, поскольку сама является важнейшей формой последней. Такая зависимость наглядно выявляется на примерах Петровской эпохи.

Петр I нуждался в науке и обученных специалистах для преобразований армии и военной техники, для создания промышленности и систем коммуникации, для организации государственной бюрократии. Однако культурные основания той европейской науки, которую царь-реформатор пытался импортировать, были чужды не только деспотическому социально-экономическому строю, но и всей системе российской культуры конца XVII – начала XVIII в. Именно поэтому, несмотря на наличие среди первых русских академиков всемирно известных ученых Леонарда Эйлера (1707–1783), Даниила Бернулли (1700–1782), Николая Бернулли (1695–1726) и др., внедрение науки в российскую культуру происходило медленно и болезненно, поскольку этому противоречили духовные традиции, моральные устои, весь уклад русской жизни. Ориентация науки на рациональное исследование природы и общественной жизни противостояла как традиционным ценностям русской культуры допетровской эпохи, так и сугубо прагматическим ориентациям самих реформаторов. В связи с этим по-настоящему российская наука стала развиваться лишь полтора столетия спустя, а именно с началом новых общественных процессов, связанных с реформой 1861 г.

Историческое развитие науки показывает, что по мере изменения типа культуры меняются важнейшие аспекты организации и содержания науки: стандарты изложения научного знания, способы осмысления реальности в науке, стили мышления. Система социокультурных факторов является важнейшим детерминантом генезиса и развития конкретного типа науки.

Таким образом, наука может изучать всё в человеческом мире, но в особом аспекте, со специфической точки зрения. Этот особый аспект выражает одновременно и безграничность, и ограниченность науки. Чем определяется ограниченность научного познания?

Человек как сознательное существо обладает свободой воли и выступает субъектом, а не только объектом деятельности. Субъектное бытие человека не может быть в полном объеме исчерпано научным знанием, а наука не может заменить собой всех форм познания мира, всей культуры, и все, что остается за пределами ее рассмотрения, компенсируется другими формами духовного постижения мира – через искусство, религию, нравственность и т.д.

Источник

Взаимосвязи культуры и науки.

Взаимосвязи культуры и науки.

Науку можно представить как систему понятий о явлениях и законах природы и человеческого бытия.

Культура- совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых в обществе в качестве условия развития и бытия человека в конкретный историч.момент. Культура- явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное в знаково-символической форме. В знании предыдущего сосредоточен потенциал к развитию человеческой духовности.

Наука представляет собой сложную многофункциональную систему, существующую в пространстве культуры. В широком понимании наука является сферой культуры. Основная ее цель – познание мира как единой системы на основе экспериментов, рациональных суждений, доказуемых теорий и формулировки парадигм, которые объясняют окр.мир. Наука и научное познание (как инструмент для познания, изучения, объяснения мира) в дальнейшем стремятся его преобразовать

1) Наука функционирует под влиянием социокультурных фактов, таких как ценности, традиции, установленные обществом норма и правила.Т.к. эти факторы изменяются, наука включается в динамику культуры.

Наука аппелирует к культурному опыту, ее изменения зависят от научного потенциала общества (ресурсов, определяемых отдельными науч.открытиями)

Наука вырастает из обыденного знания, обращается к потребностям общества чтобы человек был более полно описан и мог понимать окр.реальность.

Увеличение интел.потенциала общества приводит к оформлению науки как социального института. Кун: «процесс перехода от группы, ранее интересовавшейся учением природы, к научному обществу обусловлен принятием парадигм. Так предмет изучения превращается в научную дисциплину».

2) Идея о том, что культурные ценности и потребности общества задают ориентиры научным институтам. Наука- 1.удовлетворяет потребности общества в знании 2.сама находится в обществе. Это общество и культура обеспечивают науку необходимыми ресурсами, задают вектор ее развитию.

3) Отвечая потребностям общества и культуры, научное знание выбирает направление общественного развития, становится социально ориентированным.Благодаря науке предметы повседневной материальной культуры преобразились, появились новые (раньше радио, сейчас ноутбуки).

На науку оказывают влияние процессы, происходящие в рамках сфер культуры – политика, мода и др. Но возможно и обратное- когда научные идеи становятся двигателем мысли, что приводит к развитию культуры. В последние 10-летия наука стала не только сферой д-ти человека, но и особым мировоззрением. Стала делом государственной важности.

4) С процессом НТР прирост научного знания происходит стремительным образом. Облик современной науки в соединении ценностей разных сфер: экономической, производственной, научной. Техногенный характер привел к тому, что научные и технич.достижения воспринимаются как основа будущего существования с одной стороны и глобального кризиса с другой.

5) Развитие увеличения технического потенциала привело к появлению технократии в культуре. Техника вовлекается в непосредственную связь человека с человеком, человека с социумом. Она – инструмент передачи культурного опыта, знаний. А наука и науч.достижения становятся ключом к преобразованию культуры повседневности.

Наука формирует среду обитания человека. Происходит смена ценностей и морально-нравственных норм. Меняется представление о преобладающей роли чел-а по отношению к окр.миру.

Наука задает тенденции к развитию основных компонентов культуры, как материальной, так и духовной. Научные открытия трансформируют не только окружающую среду, но меняют и самого человека, его картину мира, ценности, традиции, установленные нормы и правила. Плодами этих перемен является возможность видоизменить культуру, как целостную систему.

Проблема перспектив человеческой истории

наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой. Смотреть фото наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой. Смотреть картинку наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой. Картинка про наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой. Фото наука и ее взаимосвязь с общественной жизнью и культурой

В условиях нестабильной и тревожной ситуации, все более возрастающего беспокойства социума, особенно важно осознать, что единственно верной стратегией, направленной на сохранение мироздания и не усугубления существующих проблем, является стратегия защиты мира и бережного отношения к природным богатствам планеты, а также воспитание сознания, направленного на созидание, а не разрушение. Тем не менее, данная стратегия звучит утопически и наивно позитивно. Как минимум потому, что современный этап развития человечества можно описать, как неравномерный, противоречивый, неоднозначный и неустойчивый. Это отражается во всех сферах жизни людей. С одной стороны люди активно развивают науки, постоянно идет поиск и разработка новейших устройств и препаратов, способных значительно облегчить жизнь людей и даже исцелить неизлечимые болезни, а с другой стороны значительная часть населения Земли страдает от нехватки воды, продуктов питания и лекарств. При этом даже в развитых, благополучных странах неуклонно растет количество суицидов, а проблемы снижения эмпатичных способностей детей и одиночества становятся повсеместными.

Каким я вижу будущее человечества? Честно говоря, все позитивные тенденции, такие как все большая автоматизация труда, которая регламентирует «упрощение» жизни, активное развитие научного прогресса, поиск искусственного интеллекта и др., не кажутся мне таковыми, а наоборот пугают. Складывается впечатление, что люди, открывая богатства Вселенной и получая все больше знания, не знают толком, как с ними обращаться… И все это напоминает сценарий сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», когда человек, получая что-то, требует еще и еще.

Взять, например, термин «серая слизь», смысл которого гласит о гипотетическом конце света, связанным с молекулярными нано технологиями и где нанороботы, над которыми так усердно работают ученые поныне, поглотят все возможно доступное на Земле, выполняя свою программу саморазмножения. Сейчас все это звучит, как сюжет кинофильма, но все к тому и идет.

Развитие науки и образования, на мой взгляд, будет все более обогащаться новыми знаниями, технологиями; позитивной является тенденция развития динамичной, креативной личности, способной и готовой адаптироваться к меняющемуся миру. Однако проблемы автоматизации касается и данной сферы, что приводит к специфическим проблемам: запрос модернизации поступил, внедрены новые технологии, но проект не продуман полностью, не хватает методического оснащения и т.п.

Принципы

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Закономерность — объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

· относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);

· законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);

· законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);

· законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);

· законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;

· законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

13. Современная ситуация реформирования высшего образования в России

· Внедрение системы «Бакалавриат-Магистратура». Существовавшая в советское время система специалитета как матрицы получения высшего образования включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет обучения по очно-заочной форме. Внедряемая на сегодняшний день в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата предписывает переход к четырехлетней системе обучения. В результате, имеющиеся в образовательной программе базовые учебные курсы урезаются до минимума и часто ставятся к преподаванию на младших курсах института, что весьма существенно отражается на их усвоении студентами ВУЗов. Дисциплины же, имеющие специальный и узкопрофильный характер, либо подаются вперемежку с базовыми учебными предметами, либо имеют фрагментарно-мозаичный характер. Такая образовательная матрица естественным образом формирует специалистов-недоучек, не способных ни глобально мыслить, ни выполнять разнообразные практические задания. Не лучше сложилась ситуация и во второй ступени современного высшего образования – магистратуре. Как правило, специализации, по которым впоследствии должны идти магистранты, в спешном порядке придумываются в рамках профильных кафедр, после чего под них «подбивается» некая система спецкурсов, читаемых иными кафедрами (и формулируемых ими же). Как результат – создание в голове у магистранта некоего хаотичного разнобоя «на заданную тему». Если же учесть, что многие магистранты не имеют базового профильного образования, описываемая нами картина приобретает еще большую яркость.

14. Многоуровневая система образования и особенности построения психологических курсов

Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышаетгибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3—3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система высшего образования коснулась как структуры, так и содержания образования. В 1992 г. была разработана новая модель вузовского обучения, в которой «знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого». Современный выпускник вуза любого уровня обучения должен уметь адаптироваться к складывающимся условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Но главное, за годы обучения в вузе он должен развить в себе черты творческой личности, сформировать навыки исследователя, способность находить и выделять существенное, предвидеть и предотвращать или сводить к минимуму аварийные ситуации, разрабатывать или учитывать экологически чистые технологии.

15. Гос стандарт образования по направлению «Психология», его назначение

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

1. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

o диагностическую и коррекционную;

o экспертную и консультативную;

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 “Психология”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020400 «Психология».

Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС — дисциплины специализации;

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

Взаимосвязи культуры и науки.

Науку можно представить как систему понятий о явлениях и законах природы и человеческого бытия.

Культура- совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых в обществе в качестве условия развития и бытия человека в конкретный историч.момент. Культура- явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное в знаково-символической форме. В знании предыдущего сосредоточен потенциал к развитию человеческой духовности.

Наука представляет собой сложную многофункциональную систему, существующую в пространстве культуры. В широком понимании наука является сферой культуры. Основная ее цель – познание мира как единой системы на основе экспериментов, рациональных суждений, доказуемых теорий и формулировки парадигм, которые объясняют окр.мир. Наука и научное познание (как инструмент для познания, изучения, объяснения мира) в дальнейшем стремятся его преобразовать

1) Наука функционирует под влиянием социокультурных фактов, таких как ценности, традиции, установленные обществом норма и правила.Т.к. эти факторы изменяются, наука включается в динамику культуры.

Наука аппелирует к культурному опыту, ее изменения зависят от научного потенциала общества (ресурсов, определяемых отдельными науч.открытиями)

Наука вырастает из обыденного знания, обращается к потребностям общества чтобы человек был более полно описан и мог понимать окр.реальность.

Увеличение интел.потенциала общества приводит к оформлению науки как социального института. Кун: «процесс перехода от группы, ранее интересовавшейся учением природы, к научному обществу обусловлен принятием парадигм. Так предмет изучения превращается в научную дисциплину».

2) Идея о том, что культурные ценности и потребности общества задают ориентиры научным институтам. Наука- 1.удовлетворяет потребности общества в знании 2.сама находится в обществе. Это общество и культура обеспечивают науку необходимыми ресурсами, задают вектор ее развитию.

3) Отвечая потребностям общества и культуры, научное знание выбирает направление общественного развития, становится социально ориентированным.Благодаря науке предметы повседневной материальной культуры преобразились, появились новые (раньше радио, сейчас ноутбуки).

На науку оказывают влияние процессы, происходящие в рамках сфер культуры – политика, мода и др. Но возможно и обратное- когда научные идеи становятся двигателем мысли, что приводит к развитию культуры. В последние 10-летия наука стала не только сферой д-ти человека, но и особым мировоззрением. Стала делом государственной важности.

4) С процессом НТР прирост научного знания происходит стремительным образом. Облик современной науки в соединении ценностей разных сфер: экономической, производственной, научной. Техногенный характер привел к тому, что научные и технич.достижения воспринимаются как основа будущего существования с одной стороны и глобального кризиса с другой.

5) Развитие увеличения технического потенциала привело к появлению технократии в культуре. Техника вовлекается в непосредственную связь человека с человеком, человека с социумом. Она – инструмент передачи культурного опыта, знаний. А наука и науч.достижения становятся ключом к преобразованию культуры повседневности.

Наука формирует среду обитания человека. Происходит смена ценностей и морально-нравственных норм. Меняется представление о преобладающей роли чел-а по отношению к окр.миру.

Наука задает тенденции к развитию основных компонентов культуры, как материальной, так и духовной. Научные открытия трансформируют не только окружающую среду, но меняют и самого человека, его картину мира, ценности, традиции, установленные нормы и правила. Плодами этих перемен является возможность видоизменить культуру, как целостную систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *