Что вы знаете о жизненном цикле по
Что такое Жизненный Цикл Разработки ПО и какие проблемы возникают на каждом этапе SDLC?
Жизненный цикл разработки ПО (англ. SDLC – Software development lifecycle) – это серия из шести фаз, через которые проходит любая программная система.
Абсолютно любое ПО проходит через 6 основных шагов, начиная от простой идеи и заканчивая использованием её конечным пользователем.
Но как это выглядит изнутри? С какими сложностями сталкивается команда разработчиков и как их решает на каждой фазе Жизненного Цикла ПО? Об этом расскажет Павел Гапонов, Project Manager компании-разработчика SolveIt.
Типичный жизненный цикл разработки состоит из следующих фаз:
Это, пожалуй самый ответственный и важный из всех шагов к созданию успешной программной системы. Вся собранная информация используется для планирования базового проектного подхода.
Дополнительно идет планирование требований по обеспечению качества и выявления различных рисков, связанных с проектом. Результатом анализа является определение различных технических подходов, которые можно использовать для успешной реализации проекта с минимальными рисками. Планируйте то, что вы можете контролировать, и помните о вещах, планировать которые вы не сможете. Это поможет вам получить прочную основу для перехода ко второму этапу.
Проблема: Не соответствующие ожидания и часто изменяющиеся требования: заказчик и команда не понимают, какую реально пользу принесёт продукт.
Решение: Определить скоп работ, согласовать четкий, краткий документ с требованиями, создать прототипы (макеты) для подтверждения и уточнения окончательных требований.
Как только базовый анализ требований будет выполнен, следующим шагом будет четкое определение и документирование требований к продукту, утверждение со стороны клиента. Если одной из целей первого этапа является понимание и анализ требований, то на этом этапе все цели должны быть прописаны, это защита обеих сторон.
Важно четко определить и прописать, что требуется выполнить, это делается с помощью SRS (Software Requirement Specification). Документ содержит все требования к продукту, которые должны быть спроектированы и разработаны в течение жизненного цикла проекта.
Проблема: Большой многостраничный список требований
Решение: Выяснить высокоуровневые требования и, в ходе разработки и коммуникации с заказчиком, дописывать ТЗ. То есть разработка идет параллельно с Техническим заданием, а в процессе корректируется план.
В SolveIt мы всегда стараемся быть гибкими и подстраиваться под клиента. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
SRS это ориентир для разработчиков, чтобы предложить лучшую архитектуру для продукта. Обычно предлагается несколько подходов к проектированию архитектуры продукта. Все предложенные подходы документируются в спецификации DDS (Design Document Specification) и выбирается наилучший подход к проектированию. Данный подход очень четко определяет все архитектурные модули продукта, а также его связь с внешними и сторонними модулями.
Проблема: Выбрали неправильную архитектуру.
Решение: Наличие в команде разработчиков опытных лидов, которые смогли бы предложить подходящую архитектуру, на основе своего успешного опыта в схожих проектах.
Здесь начинается разработка и сборка продукта. Весь программный код, новые модули и фичи разрабатываются на основании DDS. Чем лучше написана эта документация, тем быстрее будет идти имплементация. На этом этапе подключается команда разработчиков. Написанный код должен покрываться Unit-тестами, а взаимодействие новых фич с другими модулями тестироваться с помощью интеграционных тестов. Эти активности выполняются именно командой разработчиков, а не QA специалистами.
Проблема №1: Слабая коммуникация между командой
Разработчик не интересуется прогрессом проекта, проблемами коллег.
Решение: Daily meetings, 100% вовлеченность, Скрам доска (интерактивность).
Проблема №2: Невыполнимые сроки
Заказчик хочет, чтобы его продукт был готов в ближайшее время. Менеджер проекта пытается объяснить клиенту к чему приведет такая спешка, но этого не достаточно. Клиент ставит невыполнимые дедлайны и не слушает возражения менеджера проекта. В результате, команда разработчиков сдается и пробует закрыть задачи в слишком короткие сроки. Как следствие – критические баги из-за спешки: команда не успевает, качество продукта снижается, клиент не доволен и решает, что виновата команда.
Решение: Менеджер проекта должен стоять на своём и аргументировать дедлайны. Клиент должен понять, что если команда разработчиков будет торопиться, то не реализует часть функционала. Если всё же такой срок реализации критичен для клиента, мы стараемся выявить какие задачи находятся у заказчика в приоритете.
Проблема №3: Добавление не оговоренных фич
Решение: Менеджер проекта должен объяснить клиенту, к чему приведет добавление новых фич в проект, отстаивать свою позицию и держаться SRS. Поэтому так важна вторая фаза Жизненного цикла разработки ПО.
Именно тестирование, в основном, затрагивает все этапы жизненного цикла. Дефекты продукта регистрируются, отслеживаются, исправляются и повторно тестируются. Это происходит до тех пор, пока продукт не достигнет стандартов качества, которые прописаны в SRS. На данном этапе в процесс разработки подключается команда мануальных тестировщиков или автоматизаторы.
Проблема: Тратится слишком много времени на поиск причин багов. Попытки найти и исправить дефекты после завершения разработки – сложный процесс, который может привести к большому количеству исправлений.
Решение: Проводить тестирование параллельно задачам, сразу же по их завершению.
Как только продукт протестирован, он выходит в релиз. Иногда внедрение происходит поэтапно, в соответствии с бизнес-стратегией. Продукт сначала может быть выпущен в ограниченном сегменте и протестирован в реальной бизнес-среде, это UAT-тестирование (User Acceptance Testing). Затем, основываясь на отзывах, продукт может быть выпущен как есть, или с предлагаемыми улучшениями. После того, как продукт выпущен на рынок его обслуживание выполняется для существующей клиентской базы, и на этом этапе подключаются Support-команды.
Проблема №1: Отсутствие обратной связи, реальных отзывов потенциальных пользователей продукта.
Решение: Не ждать конца разработки, а как можно скорее запускать продукт, чтобы получить отзывы от реальных пользователей и на основе их предпочтений приоритезировать дальнейший функционал.
Проблема №2: Слабая инфраструктура проекта на стороне клиента.
Часть заказчиков предпочитают размещать сервера приложений не на Azure, AWS, Google и т.д, а в своей внутренней сети. Команда не может гарантировать стабильную работу, из-за сбоев, которые происходят на стороне клиента.
Решение: Предупредить клиента, о возможных проблемах, предложить решения для их устранения.
Если вам нужен качественный продукт, свяжитесь с нами и мы сделаем оценку вашего проекта!
QA evolution
Жизненный цикл программного обеспечения
Следует начать с определения, Жизненный цикл программного обеспечения (Software Life Cycle Model) — это период времени, который начинается с момента принятия решения о создании программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.
Модели Жизненного цикла программного обеспечения
Каскадная модель
Процесс разработки реализуется с помощью упорядоченной последовательности независимых шагов. Модель предусматривает, что каждый последующий шаг начинается после полного завершения выполнения предыдущего шага. На всех шагах модели выполняются вспомогательные и организационные процессы и работы, включающие управление проектом, оценку и управление качеством, верификацию и аттестацию, менеджмент конфигурации, разработку документации. В результате завершения шагов формируются промежуточные продукты, которые не могут изменяться на последующих шагах.
Жизненный цикл традиционно разделяют на следующие основные этапы :
Каскадная модель хорошо зарекомендовала себя при построении относительно простых ПО, когда в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования к продукту.
Реализовать Каскадную модель жизненного цикла затруднительно ввиду сложности разработки ПС без возвратов к предыдущим шагам и изменения их результатов для устранения возникающих проблем.
Область применения Каскадной модели
Ограничение области применения каскадной модели определяется её недостатками. Её использование наиболее эффективно в следующих случаях:
Инкрементная модель
(поэтапная модель с промежуточным контролем)
Поэтапная модель с промежуточным контролем
Разработка программного обеспечения ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
В начале работы над проектом определяются все основные требования к системе, подразделяются на более и менее важные. После чего выполняется разработка системы по принципу приращений, так, чтобы разработчик мог использовать данные, полученные в ходе разработки ПО. Каждый инкремент должен добавлять системе определенную функциональность. При этом выпуск начинают с компонентов с наивысшим приоритетом. Когда части системы определены, берут первую часть и начинают её детализировать, используя для этого наиболее подходящий процесс. В то же время можно уточнять требования и для других частей, которые в текущей совокупности требований данной работы были заморожены. Если есть необходимость, можно вернуться позже к этой части. Если часть готова, она поставляется клиенту, который может использовать её в работе. Это позволит клиенту уточнить требования для следующих компонентов. Затем занимаются разработкой следующей части системы. Ключевые этапы этого процесса — простая реализация подмножества требований к программе и совершенствование модели в серии последовательных релизов до тех пор, пока не будет реализовано ПО во всей полноте.
Жизненный цикл данной модели характерен при разработке сложных и комплексных систем, для которых имеется четкое видение (как со стороны заказчика, так и со стороны разработчика) того, что собой должен представлять конечный результат. Разработка версиями ведется в силу разного рода причин:
Достоинства и недостатки этой модели (стратегии) такие же, как и у каскадной (классической модели жизненного цикла). Но в отличие от классической стратегии заказчик может раньше увидеть результаты. Уже по результатам разработки и внедрения первой версии он может незначительно изменить требования к разработке, отказаться от нее или предложить разработку более совершенного продукта с заключением нового договора.
Схема не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к ПО. Согласование результатов разработки с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, а общие требования к ПО зафиксированы в виде технического задания на всё время её создания. Таким образом, пользователи зачастую получаю ПП, не удовлетворяющий их реальным потребностям.
Спиральная модель
Спиральная модель: Жизненный цикл — на каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки — анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов.
Спиральная модель жизненного цикла
Данная модель представляет собой процесс разработки программного обеспечения, сочетающий в себе как проектирование, так и постадийное прототипировнаие с целью сочетания преимуществ восходящей и нисходящей концепции, делающая упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ и проектирование. Отличительной особенностью этой модели является специальное внимание рискам, влияющим на организацию жизненного цикла.
На этапах анализа и проектирования реализуемость технических решений и степень удовлетворения потребностей заказчика проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позволяет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить качество разработки, спланировать работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.
Основная проблема спирального цикла — определение момента перехода на следующий этап. Для её решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование производится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах и личного опыта разработчиков.
Область применения спиральной модели
Применение спиральной модели целесообразно в следующих случаях:
Ещё раз про семь основных методологий разработки
Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.
1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)
Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.
С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.
Когда использовать каскадную методологию?
2. «V-Model»
Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.
Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.
Когда использовать V-модель?
3. «Incremental Model» (инкрементная модель)
В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.
Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.
Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.
Когда использовать инкрементную модель?
4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)
RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.
Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:
Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.
5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)
В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.
В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:
Когда использовать Agile?
6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)
Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна.
На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.
Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.
Когда оптимально использовать итеративную модель?
7. «Spiral Model» (спиральная модель)
«Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.
Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:
Подытожим
На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.
В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.
Жизненный цикл разработки ПО: основные этапы и модели
Чтобы разработать программное обеспечение, нужно использовать специальный алгоритм. Его называют SDLC (Software Life Cycle Model), или жизненный цикл ПО. Это своеобразная основа, которая делает процесс разработки последовательным и упрощает техническую поддержку масштабных IT-проектов. В статье расскажем, что такое SDLC, перечислим его основные этапы и модели.
Что такое SDLC
SDLC – это алгоритм создания IT-продукта, который состоит из 6 этапов и охватывает период с момента принятия решения о его разработке и заканчивается, когда ПО перестают использовать. Каждый этап опирается на результат предыдущего и дает пул необходимых указаний для выполнения последующего.
Его функции – регламентирование и формализация процесса разработки. Это важно при командной работе, когда задействуют десятки специалистов.
Модели жизненного цикла программного обеспечения
Есть 5 моделей жизненного цикла программного обеспечения. Чаще используют каскадную, инкрементную и спиральную. V-образная и итеративная пользуются меньшим спросом в силу своей «неуниверсальности».
Каскадная
Это цикл последовательно сменяющих друг друга уровней этапов, идущих в определенной последовательности, которую нельзя менять. Каскадная модель позволяет строить относительно простые ПО, четкий список требований к которым можно сформулировать изначально.
Например, такая модель подойдет, если нужно создать усовершенствованную версию проекта или перенести готовый продукт на новую платформу.
Каскадная модель жизненного цикла ПО подходит для выполнения проектов, в которых задействовано несколько крупных команд разработчиков. Линейная структура упрощает управление и формализует взаимодействие участников.
Инкрементная
Эта модель предполагает линейную последовательность действий, поэтапную обратную связь и контроль результатов. В процессе выполнения проекта создается несколько версий – инкрементов продукта.
Использование этой модели позволяет осуществлять последовательное финансирование дорогих проектов, находить дополнительные незапланированные ресурсы и внедрять продукт поэтапно, предлагая пользователям не готовую модель с массой неочевидных недостатков, а нечто вроде тестовых версий, которые можно постепенно усовершенствовать.
Инкрементную модель используют для разработки многокомпонентных систем. Чтобы ее реализовать, заказчик должен четко понимать, как должен выглядеть желаемый результат.
Спиральная
Модель объединяет в себе два процесса – проектирование и поэтапное прототипирование ПО для проверки жизнеспособности сложных и нестандартных технических решений. Основная задача – уменьшить риски, которые влияют на организацию жизненного цикла.
Каждый условный «виток спирали» соответствует представлению очередной рабочей версии. Такая схема позволяет объективно оценить реальность выполнения отдельных задач и качество работы над проектом в целом, а также исключить серьезные баги и функциональные недочеты.
Спиральная модель хорошо себя зарекомендовала при разработке инновационных систем или новой серии продукта. Он подходит для долгосрочные проектов, в ходе разработки которых возникает необходимость в представлении промежуточных версий или внесение изменений и новый требований в ТЗ.
V-образная
По сути, это та же каскадная модель, только более усовершенствованная. От прототипа она отличается тем, что тестирование проводят на каждом этапе. Это позволяет свести к минимуму количество ошибок в архитектуре программного обеспечения.
Основной минус – такой же, как и у классической каскадной модели – нет права на ошибку. Если на каком-то из этапов разработчики допустили недочет, его исправление окажется очень трудоемким и дорогим.
Применение V-модели оправдывает себя при разработке надежных и точных продуктов. Например, систем видеонаблюдения.
Итеративная
Преимущество этой модели в том, что она позволяет «ориентироваться на местности» – заранее определять закрытый список требований и составлять объемное техническое задание не нужно. Выявить актуальность и полезность продукта, а также возможные ошибки можно на этапе черновика.
Например, вы хотите создать планировщик задач для бизнеса. Вы схематично составляете список пожеланий к функционалу и интерфейсу продукта и ставите разработчикам задачу создать пробную версию, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.
Когда пробная версия готова, вы тестируете ее самостоятельно и предлагаете попробовать ее использовать друзьям, коллегам, партнерам – тем, чье мнение для вас авторитетно.
Допустим, что версия оправдала самые смелые ожидания – планировать дела на неделю в ней действительно удобно, все пользователи подтвердили, что с помощью вашего продукта стали работать эффективнее.
Вы понимаете, что продукт стоит того, чтобы его доработать, предложить более широкой аудитории и начать на нем зарабатывать деньги. И уже на этом этапе целесообразно писать подробное ТЗ для разработчиков, чтобы они устранили выявленные баги, добавили полезные функции, адаптировали продукт к требованиям рынка.
К недостаткам итеративной модели следует отнести сложности в использовании баз данных или серверов и невозможность спрогнозировать сроки и спланировать бюджет. Непонятно, как будет выглядеть готовый продукт и когда его можно будет запустить.
Такая разновидность жизненного цикла ПО подходит для разработки крупных эксклюзивных проектов с постоянно меняющимися требованиями.
Этапы разработки жизненного цикла ПО на примере каскадной модели
Выделяют 6 этапов реализации каскадной модели жизненного цикла ПО. Это основные шаги, которые применяют при планировании, разработке, тестировании и развертывании программного обеспечения.
Импровизировать и менять последовательность действий в данном алгоритме нельзя – это чревато последствиями: от неоправданного увеличения трудозатрат до серьезных сбоев в командной работе и финансовых потерь.
Согласованность и целесообразность всех действий в рамках разработки ПО обусловлена жесткой последовательностью этапов и их влиянием друг на друга.
Идея. Допустим, вы хотите открыть интернет-магазин одежды. Это и есть идея, для воплощения которой нужна команда специалистов: разработчик, дизайнер, оптимизатор, специалист по юзабилити, маркетолог, копирайтер.
Ограничиться тем, что вы соберете команду и сообщите ей, что вам нужен интернет-магазин, не получится. Сам замысел необходимо развернуть. Описать, что именно вы собираетесь продавать, для какой целевой аудитории, на какой территории; озвучить общие пожелания к дизайну, примерному количеству разделов.
Анализ и разработка требований. На этом этапе в процесс включаются тестировщики. Их основные задачи – собрать, проанализировать, систематизировать и задокументировать требования к создаваемому ПО. Тестировщики озвучивают свое видение продукта, корректируют процесс, выявляют возможные противоречия.
Если вы убеждены, что все участники команды правильно понимают задачи, и ясно представляете, как именно они будут реализовывать требования к ПО на практике (и что их точно можно реализовать), можно переходить к следующему этапу.
Проектирование. Этот этап нужен для того, чтобы ответить следующие вопросы:
После того, как будут сформулированы ответы, можно разрабатывать и предлагать конкретные проектные решения. Например, на этом этапе разрабатывается и утверждается дизайн сайта.
Чтобы сделать сайт привлекательным для пользователей и повысить конверсию, можно использовать виджеты Calltouch. Они позволят автоматизировать обработку обращений клиентов и облегчить работу менеджеров компании.
Виджеты Calltouch
Программирование и разработка. К написанию кода можно приступать не ранее, чем будут утверждены требования к ПО и его дизайн. Круг задач четко очерчен и распределен – сисадмины работают над программным окружением, фронтенд-разработчики создают пользовательский интерфейс ресурса и формируют логику его взаимодействия с сервером.
Другие члены команды тем временем доводят до логического завершения дизайн, оптимизаторы составляют технические задания на тексты, копирайтеры готовят оптимизированный контент, контент-менеджер наполняет сайт товарами.
Тестирование. Тестирование – проверка готового к запуску сайта на всевозможные баги. Тестировщики досконально изучают ресурс, выявляют ошибки и передают информацию о них разработчикам в виде подробных отчетов. После устранения ошибок тестирование выполняется снова.
Этот цикл повторяется до тех пор, пока количество багов не станет минимальным или равным нулю. У каждого ресурса есть свой порог, после которого можно прекратить его тестировать.
Основная задача этапа – удостовериться, что продукт находится полностью в рабочем состоянии, и его можно запускать в работу.
Запуск, аналитика и сопровождение. Как только вы поймете, что в ПО не осталось серьезных дефектов и оно полностью готово к запуску, пришла пора официально выпустить готовый качественный программный продукт.
На данном этапе в процесс включается специалист по технической поддержке, который будет давать обратную связь пользователям, оказывать консультации, исправлять недочеты в соответствии с их пожеланиями и замечаниями.
Пользователи могут столкнуться с пострелизными багами и обратиться в техподдержку в нерабочее время. Чтобы не упустить ни одного обращения и показать клиентоориентированность компании, подключите обратный звонок Calltouch. Клиент оставит заявку, а система свяжет с ним специалиста, как только начнется рабочий день.
Виджет обратного звонка для сайта
Другая важная функция отдела технической поддержки – сбор, анализ и систематизация различных метрик – показателей того, как работает продукт в реальных условиях. Это лучший способ понять, насколько он соответствует ожиданиям.
Закрытие. Это завершающий этап жизненного цикла ПО. Он наступает, когда вы понимаете, что достигли при помощи вашего продукта всех поставленных целей и готовы его закрыть и перейти на новый уровень.
Коротко о главном
При выборе модели жизненного цикла ПО ориентируйтесь на особенности продукта, который вы хотите получить, и потребности целевой аудитории. Для реализации сложных многоступенчатых систем, простых продуктов и их новых версий подходят разные модели SDLC. Грамотно выбрав вид алгоритма, вы запустите действительно успешный продукт, который будет востребован у пользователей, и потратите разумное количество времени и денег на воплощение идеи.