Что вы вкладываете в понятие цель развития
Индивидуальный план развития: Цель – постановка и достижение. Часть 3.
Цель – Постановка и достижение. Когда зоны развития определены далее важно определить, а какой результат мы хотим получить? Что должно быть, чтобы я понял что приобрел/улучшил навык?
Чтобы достичь желаемого результата важно правильно сформулировать свою цель!
Наверно, многие из вас уже знают самую популярную технологию постановки целей, которая называется SMARTER:
S – конкретность (Specific). Цель должна быть четко сформулирована и понятна. Под одной и той же формулировкой разные люди должны понимать одно и тоже. Поэтому прописывайте свою цель максимально конкретно.
M – измеримость (Measurable). Поставленная цель должна быть измеримой. Это значит, что цель всегда выражена в конкретных числовых/временных/качественных показателях.
A – достижимость (Achievable). Цель, как и способ ее достижения должны быть реалистичными и доступными. При этом цель должна быть амбициозной и требовать приложения усилий для её достижения.
R – актуальность (Relevant). Каждая цель в ИПР должна быть согласована с другими целями. Развитие одного навыка не должно мешать развитию другого навыка.
Т – ограниченность по времени (Time-bound). На достижение каждой цели необходимо предусмотреть конкретные временные рамки. Иначе цель так и будет болтаться и не иметь четкого конца.
E – цель должна вдохновлять (Exciting). Цель может быть идеально сформулирована по SMART, но если она не вдохновляет у нас не появляется энергии для её достижения.
Рутина, непонятные задачи, бессмысленная работа или то, что не соответствует нашим ценностям и не находит отклика, будут сделаны плохо или не сделаны вовсе. Именно на этот параметр стоит обратить внимание, если ИПР оказался не выполнен. Возможно, главная цель ИПР была ложной.
R – цель должна быть зафиксирована (Recorded). Записана в таком месте, где вы будете её видеть каждый день, чтобы не потерять её в потоке информации. Цель должна постоянно находиться на «видном месте» – только тогда вы про нее будете помнить и она будет вас мотивировать. Поэтому план ИПР важно всегда держать под рукой. Если убрать ИПР в стол и вспомнить о нем через год, результата как правило здесь не будет.
И последнее, важно формулировать цель в совершенном виде (освоено, достигнуто, сделано). С помощью таких формулировок мы дополнительно программируем свой мозг на достижение целей, снижаем уровень страха перед трудностями.
При подборе методов развития главное соблюдать два принципа: принцип 70/20/10 и принцип равномерного развития.
Принцип развития 70/20/10. Данный подход позволяет рационально сочетать теорию и практические подходы к обучению, в котором основное внимание уделяется неформальному обучению.
Еще 20% знаний – при взаимодействии с более опытными коллегами, руководителем посредством:
И только 10% знаний сотрудник получает через формальное обучение. К нему можно отнести чтение профессиональной литературы, самообучение (просмотр обучающих видеоматериалов, электронные курсы), посещение семинаров, конференций, тренингов и других курсов.
Далее представлены возможные методы развития по принципу 70/20/10
Принцип равномерного развития.
Суть принципа распределить во времени развитие навыков таким образом, чтобы в конкретный момент времени развивался какой-то один навык.
Почему нельзя формировать одновременно несколько навыков?
Выработка навыка – это стресс и чем больше уровень стресса, тем выше вероятность что освоение будет заброшено. Поэтому важно концентрироваться на чем-то одном. Вначале освоили один навык, затем начали осваивать второй, но первый не бросаем, применяем его в своей практике и дальше, но уже не нужно «закладывать фундамент» для его освоения. Навык начинает все больше становиться автоматизированным.
В квартал можно развить не более 1 soft и 1-2 hard skills. Опять же, при планировании развития обращаем внимание на загруженность в рабочих и личных делах. Не берем на себя сразу освоение кучи навыков.
Если необходимо, то увеличиваем время на развитие навыка. Скорость освоения новых навыков у всех разная. Что-то получиться освоить быстрее, а что-то будет требовать увеличения срока усвоения. Главное стараться придерживаться графика и не затягивать развитие без надобности.
Для того чтобы понять когда стоит сделать подвижку по времени и в принципе внести корректировки в ИПР нужно регулярно проводить оценку/мониторинг ИПР.
Оценка результатов ИПР
1 р/мес делаем ревизию ИПР. Смотрим как укладываемся в сроки. Что сделано, что еще нужно сделать. Корректируем при необходимости.
Если есть острая потребность заменить какой-то навык на другой – замените. Не стоит развивать то в чем отпала потребность.
По окончании года/полугода проводиться полная оценка выполнения ИПР. Смотрится достигнутый результат. Проводиться разбор причин по которым не были реализованы какие-то цели. Вырабатываются действия по устранению этих причин.
И конечно мы помним, что развитие сопровождает человека на протяжении всей жизни, поэтому после подведения итогов ИПР важно разработать новый ИПР.
Всем приятного и успешного развития! Остались вопросы – задавай в разделе “Вопрос специалисту”.
Цели развития организации
Категория «цели» носит общенаучный характер и не ограничивается рамками менеджмента. Любая сознательная деятельность подразумевает ориентацию на достижение результата и соответственно наличие целей. В общенаучном плане цель можно рассматривать как ожидаемый результат сознательной деятельности. Будем рассматривать цель (или цели) как категории стратегического менеджмента.
Цель развития организации – конкретное состояние организации в определенном будущем, достижение которого является желательным, на что направляются все усилия субъекта управления.
Показатели, которые могут быть положены в основу целеполагания, определим, учитывая, что цель является значительно более конкретным понятием, нежели миссия, и, как правило, выступает исходной категорией в процессе принятия управленческих решений, осуществления планирования и последующего контроля.
Увеличение стоимости активов организации – самый распространенный показатель. Например, металлургический завод планирует в течение 3–5 лет построить еще одну электроплавильную печь, энергетическая компания – ввести в действие новый энергоблок, туристская компания – освоить новый маршрут и т. д.
Увеличение прибыли является не менее распространенным показателем. Планируя свое дальнейшее развитие, организация может поставить цель в течение последующих 3–5 лет ежегодно увеличивать прибыль, выразив этот показатель в процентах от нынешнего состояния или в фиксированной цифре. В итоге это повлечет за собой повышение благосостояния собственников и, как следствие, рост стоимости акций на фондовом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Увеличение доли организации на рынке тех или иных товаров до определенного уровня. Например, в данный момент организация реализует такой объем товаров, который составляет 5 % общего объема продаваемых в течение года в стране или регионе товаров этой группы. Такие масштабы позволяют организации войти в десятку наиболее крупных производителей. Однако по каким-либо причинам (например, смена собственника или приход новой команды менеджеров) амбиции руководства значительно повысились, и такое положение его уже не устраивает. Поэтому ставится цель довести долю рынка до 15 % и войти в тройку лидеров в производстве и реализации данного товара.
Технологические факторы – закупка нового, более современного и, следовательно, эффективного оборудования, освоение новых, прогрессивных технологий и т. д. Следствием этого становится повышение качества производимой продукции, снижение себестоимости и другие факторы, что влечет за собой увеличение конкурентоспособности организации и улучшает ее положение на рынке.
Положительные изменения в деятельности работников организации – еще один критерий, который может рассматриваться как цель. К числу таких изменений могут быть отнесены: увеличение заработной платы, улучшение условий труда и др., от чего зависит качество жизни конкретного человека.
Эти и другие показатели могут быть положены в основу формирования целей развития организации. Следует учитывать, что показатели взаимосвязаны и изменение любого из них отражается на остальных. Так, увеличение активов организации позволяет производить больше товаров или услуг и, как следствие, дает возможность увеличить долю организации на рынке, а это в свою очередь, равно как и снижение себестоимости продукции в результате освоения новых технологий, отражается на прибыли организации, часть которой можно направить на улучшение положения собственных работников.
Цели развития организации должны отвечать следующим требованиям:
• достижимость – состояние организации, которое ей предстоит приобрести к концу периода реализации стратегии, должно соответствовать реальным возможностям: опираться на соответствующие материальные и финансовые ресурсы, а также потенциал персонала; именно недостижимые цели отбивают у людей желание работать, сводят к минимуму их мотивацию;
• измеримость – все показатели, которые лежат в основе целеполагания, выражаются в цифровых показателях, определенных объективными расчетами;
• определенность во времени – период, отведенный на реализацию цели, совпадает с периодом реализации стратегии (если речь идет о стратегии) или решения какой-либо менее масштабной проблемы, запланированной в рамках реализации этой стратегии;
• гибкость – возможность коррекции цели, которая становится или недостижимой в связи с ухудшением ситуации, или, напротив, у организации открываются дополнительные возможности и старая цель начинает сдерживать развитие, что не предусматривалось при формулировании цели вследствие сложности и возрастающей неопределенности окружающей среды, изменения многих факторов.
Цели развития организации становятся инструментом стратегического менеджмента только тогда, когда они:
• четко определены и сформулированы;
• доведены до работников и стали известны им;
• приняты работниками, и они готовы трудиться для их достижения.
Классификация целей развития организации осуществляется по разным основаниям.
В зависимости от важности и степени влияния на результаты деятельности организации выделяют цели:
• необходимые – это те цели, которые определяются в сфере основной деятельности организации и без достижения которых невозможно ее успешное развитие, проще говоря, это те цели, которых необходимо достигнуть обязательно. Например, автомобильный завод планирует освоить выпуск новой модели автомобиля и удержать с помощью этой модели свои позиции на рынке;
• желательные – добавляются к необходимым целям и позволяют еще более укрепить положение организации. Вместе с тем если они не будут достигнуты, то это не станет катастрофой для организации. Например, автомобильный завод с помощью новой модели стремится не только сохранить позиции на рынке, но и усилить их, освоив новый сегмент или географический регион;
• возможные – цели, не относящиеся напрямую к основной деятельности организации, однако способные косвенно повлиять на ее эффективность, например стремление руководства автомобильного завода ввести в эксплуатацию дом отдыха для своих работников, построить для них жилой дом или еще каким-либо способом улучшить положение персонала.
В зависимости от адресата выделяют цели:
• официальные – имеют внешнюю направленность, т. е. декларируются официально и поэтому носят обтекаемый характер. Главная их задача – сформировать положительный имидж организации;
• оперативные – предназначены для «внутреннего использования» и разъясняют работникам, каким образом предстоит реализовывать официальные установки;
• операционные – содержат цифровые показатели и трансформируются в конкретные задания работникам или каким-либо структурным подразделениям организации по реализации стратегических установок.
В зависимости от масштабов целей и временных рамок их реализации выделяют цели:
• долгосрочные, или стратегические, как правило, охватывают организацию в целом и ориентированы на длительную (10–15 лет) перспективу;
• среднесрочные, или оперативные, связаны с реализацией того или иного проекта, запланированного в рамках стратегии развития организации. Данный проект может осуществляться в масштабах организации в целом или какого-то структурного подразделения. Временные рамки таких проектов достигают 5 лет;
• краткосрочные, или тактические, подчинены стратегическим или оперативным целям и направлены на их реализацию. По времени они рассчитаны на 1 год. Субъектом реализации таких целей может быть организация в целом, однако в большинстве случаев их реализуют отдельные подразделения организации.
Порядок формулирования целей организации может быть систематизирован, но не формализован, так как каждая организация имеет специфические особенности, функционирует в уникальной окружающей среде и, соответственно, требует индивидуального подхода к оценке результатов своей деятельности и дальнейших перспектив развития. Речь может идти лишь о самых общих подходах к содержанию данной процедуры. Одним из них является построение дерева целей, предусматривающее упорядочения иерархии целей и их согласование между собой. Данная процедура состоит из нескольких этапов.
Главная цель развития организации определяется на первом этапе. Речь идет о стратегической цели, которая должна содержать описание состояния организации в целом к моменту завершения процесса реализации стратегии.
Цели второго уровня формируются в соответствии с главной целью. Как правило, к ним относят цели деятельности функциональных подразделений – маркетинговых, производственных,
снабженческих структур, а также цели деятельности служб управления персоналом и финансовых служб. Данные цели должны носить стратегический характер, ориентировать деятельность подразделений на длительную перспективу и быть подчинены главной
цели, обеспечивая в совокупности ее реализацию.
Цели третьего уровня следуют из целей второго уровня. Реализация стратегии подразумевает осуществление двух или трех хронологически последовательных проектов. В связи с этим целесообразно определить состояние организации, которого она должна достигнуть при реализации каждого проекта, и, соответственно, сформулировать цели деятельности функциональных структурных подразделений.
Цели четвертого уровня носят тактический характер и направлены на реализацию целей третьего уровня, т.е. должны обеспечивать реализацию проектов. Они ставятся перед всеми структурными подразделениями организации – отделами, цехами, участками, бригадами и отдельными работниками, а по времени рассчитаны на период до 1 года.
Схематично дерево целей представлено на рисунке.
Цели на всех уровнях должны согласовываться между собой и по вертикали, и по горизонтали, т. е. любая цель нижнего уровня должна вносить свой вклад в реализацию цели более высокого
уровня и в то же время не только не препятствовать реализации других целей одного с ней уровня, но всячески способствовать их достижению.
Подведем итоги:
1. Определение направления развития организации включает в себя решение двух взаимосвязанных задач – формулировку миссии и ее конкретизацию.
2. Миссия организации в широком смысле – то своего рода жизненная философия – ценности, верования и принципы, соответствии с которыми данная организация намеревается осуществлять свою деятельность. Под миссией организации в узком смысле понимается сформулированное утверждение, определяющее, для чего существует организация и чем она отличается от других, подобных ей организаций.
3. Следствием оформления и последующего распространения миссии организации должен стать положительный имидж ее среди клиентов, контрагентов и собственных работников.
4. Миссия организации конкретизируется в целях ее развития, под которыми понимается конкретное состояние организации, достижение которого желательно в определенном будущем, на что направляются все усилия субъекта управления.
5. Наиболее распространенным способом формулирования целей развития организации является построение «дерева целей», подразумевающее определение стратегических, оперативных и так
тических целей и согласование их как по вертикали, так и по горизонтали.
Цели развития
Неприятие нового, непонимание его говорит о наличии дефектов в психике человека и тонких конструкциях. Они (дефекты) препятствуют принятию и пониманию новых знаний, служат тормозом к последующему совершенствованию. Неправильные построения в душе приводят к дальнейшему искажению восприятия. Прогрессирование души заключается в постоянном накоплении ею нового, которое постоянно дополняет старое, приобретённое душой ранее. В этом состоит эволюционирование. Поэтому когда индивид отказывается принять новое, уверяя, что только старое может быть истинным, то это говорит о том, что он обрывает свою связь с будущим.
Имея представление об эволюции, можно заключить, что любое развитие мира совершается через развитие материи от грубой к тонкой через трансформацию частот энергии. Таким образом идёт обновление и омоложение мира или некоего огромного космического организма.
Человек был создан Высшими Силами для того, чтобы производить для иерархических Систем и Земли энергии, требуемые Им на данный промежуток времени.
Этим объясняются все его функции и этому подчинена вся его конструкция: наличие врéменных и постоянных энерготел, чакр, энергетических каналов, чувств, эмоций.
Данная биомашина работает на трёх основных видах топлива: тонкой энергии, получаемой от Определителя; энергии Солнца и продуктов питания. Также она участвует в энергообмене с планетами Солнечной системы и окружающим земным миром. Такая активная функциональная позиция требует особого тонкого строения человека и разнообразных механизмов по преобразованию одних типов энергий в другие. При этом он работает и с физическим спектром энергий, и с тонким.
Таким образом, развитие не есть самоцель, оно является частью общих мировых процессов: человек, совершенствуясь, получает энергии от одних форм, перерабатывает их и передаёт другим формам. Через процессы развития происходит переработка одних видов энергий в другие, а также ведётся энергообмен с другими формами и одновременно происходит совершенствование души. Развивая душу, человек трансформирует низкие спектры энергий в высокие.
Мы говорим об этом, чтобы лишний раз напомнить человеку о его космических и человеческих обязанностях. Он должен трудиться и, как сказано в Библии, «в поте лица добывать хлеб свой насущный». Труд, усилия воли формируют личность, совершенствуют душу и дают Высшим то, что Им требуется для Их собственного существования.
«Развитие Человека», авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы: «почему развивается» и «как развивается», то есть установить причины психического развития и его механизм. Однако если само развитие — это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать еще один вопрос: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Проще говоря, какова цель или цели развития человека?Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И. М. Сеченовым в работах 90-х гг. Однако она не была понята его современниками и только в XX в. наиболее полно была развита в трудах Н. А. Бернштейна (Бернштейн Н. А., 1990).
На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы — формирование навыков у спортсменов. Кроме этого, разработки Бернштейна были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.
Созданная им общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947).
В сформулированной им концепции активной саморегуляции цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации».
Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено некой цели и содержание этой цели обусловливает содержание процесса развития.
БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896-1966)
Отечественный психофизиолог. Создал и применил новые методы исследования — кимо-циклографию и циклограмметрию, с помощью которых изучал движения человека (в процессе труда, занятия спортом и др.). Анализ полученных исследований позволил ему разработать концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии. В ходе проводимых исследований Бернштейн сформулировал идею «рефлекторного кольца».
28 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития
Целью развития человека, обладающего, в отличие от всех животных, интеллектом, может быть только его духовное развитие, т.е. удовлетворение его духовных потребностей.
Но положение (1), изложенное выше, даже, если бы оно было принято и осуществлено современным человечеством, всё равно не является достаточным для обеспечения объективно существующей цели человеческого развития. Оно обеспечивает средство для достижения цели, но не саму цель. Для достижения цели нужно ещё наличие особого «блага», о котором современное общество даже не вспоминает. Речь идёт о благе «свободное время».
Свободное время – это тот отрезок времени, которым человек может распоряжаться так, как он хочет, учитывая, что время, которое ему потребовалось и для работы, и для всех физиологических процессов своей жизнедеятельности, он уже потратил, что обеспечивает ему в данном вопросе «свободу выбора». Время – само по себе «благо», дарованное человеку природой. И от того, как он его использует, зависит, прежде всего, общее время его жизнедеятельности. «Свобода воли» человека в вопросе о том, каким временем он располагает для своей жизни вообще, хотя и ограничена, но во многом зависит от него самого.
Новые взгляды, особенно на такие бытовые явления, как труд, отдых, семья и т.п. могут существенно измениться только со сменой поколений. В данном вопросе смены одного поколения будет, вероятно, мало. Однако предположить последствия такого фундаментального пересмотра понятия «цель» вполне возможно.
1. Происходит смена системы ценностей в человеческом обществе, при которой меняется и роль человека в обществе, и отношение к нему со стороны общества.
2. Целью человека становится духовное развитие, которое возникает у него не за счёт других членов общества, как это происходит с деньгами, а вместе с другими членами общества, что приводит к социальной консолидации всего общества.
3. Главным фактором, с помощью которого достигается цель, становятся не деньги, как это имеет место сегодня, а «свободное время».
4. Значение денег, как удобной формы товарно-денежного обращения сохраняется. Но их «способность» создавать» деньги и миллионеров больше обществом не признаётся. В представлениях людей она становится очевидной глупостью, в которой человечество упражнялось в XX-XI веках.
5. Главным производственным фактором признаётся человеческий капитал. Имущественный и денежный капитал служат человеку так же, как и лопата садоводу.
6. Деньги, как главное средство достижения человеком своей цели утрачивает свою роль, ценные бумаги существуют только, как финансовые обязательства, что не создаёт искусственной материальной дифференциации в обществе. Процессы денежного обращения, «создающие деньги» («деньги делают деньги») признаются финансовой аферой и запрещаются.
7. Необходимость обеспечения благом «свободное время» требует перехода на интенсивную форму экономического развития, обеспечивающую рост производительности труда при одновременном сокращении ИФРВ, влечёт за собой ликвидацию огромных потерь времени, связанных с неустройством быта современного человека и безработицей.
В течение многих тысячелетий своего развития человечество продвинулось достаточно далеко в своих представлениях об окружающем нас мире. И одновременно оно до сих пор не смогло сформулировать ответ на, казалось бы, простой и естественный вопрос:
«Какая цель развития человеческого общества?»
Не смогло, или не захотело? Вероятно, придётся признать, что не захотело. Не смотря на то, что человек в силу своей биологической природы, обречён вести общественное существование, при котором цель одной особи вторична, а первичной является цель всего человечества, как вида, в современном обществе торжествует принцип «Человек – свободен». При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что человек, как биологическое существо, не может быть свободным, так как слишком ограничены естественные условия его существования. По существу, вся его «свобода» заключается в выборе методов собственного обогащения, да и та, на поверку, оказывается мифом, созданным им самим.
Кроме первобытно-общинного строя, в котором при распределении благ царила примитивная «справедливость», в последующих периодах утвердился способ существования одной части общества за счёт другой, который постепенно приобретал всё более изощрённые формы. Современная коррупция, особенно, финансовая, имеет под собой и морально-политическое, и психологическое, и законодательное обоснование, как в сознании большинства членов общества, так и в действующем законодательстве. Пока жива «свобода» в выборе человеком способов своего жизнеобеспечения, будет жить и коррупция, не подвластная в её современном исполнении правоохранительным органам.
Россия провозгласила себя «социальным государством», продемонстрировав перед всем миром полное непонимание этого вопроса. Государство становится «социальным», т.е. имеющим своей целью удовлетворение интересов всех членов общества не путём «провозглашения». Любое государство является «социальным» изначально, так как создаётся обществом в качестве инструмента (или «приказчика»), обеспечивающего общественные потребности. Все государства готовы подписаться, что имеют именно такую цель. Подлинный характер государства проявляется именно в сфере распределения экономических благ. Много производить, это, конечно, важно. И современное общество приближается к этому уровню. Но «социальным» и государство, и всё общество могут стать только тогда, когда в обществе не останется ни одного нищего и ни одной формы неэкономического обогащения, признаваемой «законной». Это трудная задача, но при желании она выполнима.
Авторы надеются, что «Элементарная экономика» окажется полезной для любых категорий населения, так как затронутые в ней вопросы касаются каждого члена общества. Но мы адресуем её, прежде всего, молодёжи, потому, что сложность предстоящих перемен, которые объективно будут происходить в любом случае, вероятнее всего, потребует такого времени, что станут их реальными проводниками в жизнь станут именно современные школьники.