Что входит в упаковку франшизы
5 шагов чтобы упаковать франшизу самостоятельно
Я консультант по франчайзингу и занимаюсь разработкой франшиз или как еще говорят, упаковываю франшизы. В статье я опишу, из чего состоит проект по упаковке франшизы. Прочитав этот материал, у предпринимателя может сложиться картинка, что именно нужно делать, чтобы упаковать франшизу самостоятельно. Я сознательно пишу стать в формате «простыми словами» и не ухожу в детали чтобы у читателя сформировалась четкая картина процесса и внимание не отвлекалось на нюансы.
Перечислим основные этапы упаковки франшизы и опишем содержание каждого из них.
На этом этапе нужно определиться, для чего вообще вашей компании нужен франчайзинг, какие цели вы хотите решить этим инструментом, а главное, подходит ли франчайзинг вашему бизнесу. Об основных критериях франчизируемости бизнеса в здесь. На этом же этапе нужно понять, что именно делает ваш бизнес таким успешным, что именно вы будете передавать будущим партнерам вашей франшизы в качестве ноу-хау. Хорошо бы еще понять, кто именно станет вашим партнером и почему они должны предпочесть ваш проект запуску своего бизнеса и бренда с нуля.
С целями, стратегиями разобрались, определили, что бизнес прибыльный и нужен в каждом регионе, каждом городе. А что нужно, чтобы стартовать торговую точку по вашей франшизе? Сколько вложить, какую прибыль стоит ожидать, работая по вашей франшизе. Для этого необходимо построить финансовую модель. Именно ее вы будете презентовать франчайзи и инвесторам чтобы подтвердить работоспособность и устойчивость бизнеса.
Финансовая модель показывает высокую рентабельность. Ваша франшиза входит в список самых прибыльных франшиз, вашу франшизу все захотят купить. Но что вы хотите получить как основатель, как будете зарабатывать на франшизе, как построите региональную политику, какие платежи будет предполагать ваша франшиза нужно определить на этом этапе.
Разработка пакета документов
Все разработанные правила, процессы, стандарты необходимо закрепить на бумаге. К тому же, отношения с вашими будущими партнерами должны быть закреплены документально договором коммерческой концессии. Обычно пакет документов будет содержать бренд-бук для унификации всех торговых точек сети, партнерский мануал для закрепления всех стандартов франшизы, презентация для первичного ознакомления потенциальных франчайзи, ну и финансовая модель, которая у вас уже есть с позапрошлого пункта.
Как видно из описания, ваша задача построить три блока франчайзинга: продажи, открытие, сопровождение. Подробнее о том, как прокачать франшизу по системе спиннера можно прочитать здесь. Это постоянно повторяющийся конвейер, где потенциальный франчайзи оставляет заявку, подписывает договор, открывает торговую точку, благодаря правильному сопровождению окупается в заявленные в фин. модели сроки окупаемости и открывает вторую точку, снова возвращаясь на этап продажи. Если все три этапа работают корректно, ваша франчайзинговая сеть будет быстро расти.
10 шагов для создания (упаковки) франшизы из своего бизнеса
Франчайзинг – это не волшебная пилюля, которая в мгновение сделает вас миллионером, а имя компании поставит наравне с мировыми брендами. Многие предприниматели замораживают развитие своего продукта и определяют главной целью только максимальное масштабирование. Хоть продажа франшизы и отличный способ заработка, но акцентирование внимания только на этом со временем приведет ваш бизнес в упадок. Совершенствуйтесь и развивайте свой продукт, бизнес-процессы, элементы управления. Только такой путь приведет вас к успеху.
Наша страна действительно переживает настоящий «бум» франчайзинга. На высокий спрос рынок отреагировал еще более высоким предложением. Тренинги, коучинги, консультации по упаковке франшиз. Но не забывайте, что всегда есть три способа создать свою франшизу: можно делать самостоятельно, можно обратиться в начинающую компанию, которая это делает недорого, или пойти к профессионалам с большим опытом. Каждый способ имеет как преимущества, так и недостатки. Главное – изучите все предложения и трезво оценивайте собственные возможности.
Регистрация товарного знака и получение патента на ваши уникальные разработки – одна из самых важных частей будущей франчайзинговой сети. Товарный знак и любая интеллектуальная собственность – капитал, стоимость которого со временем только растет. Но все же основная задача регистрации интеллектуальной собственности – защита, как от недоброжелательных франчайзи, так и от других игроков на рынке.
Главная цель любого юридического договора – обеспечение максимальной правовой защиты для заинтересованной стороны. И хоть в Российской Федерации нет четкого регулирования франчайзинговой деятельности, началом истории правового регулирования франчайзинга можно считать введение главы 54 ГК РФ от 1996 года, когда было впервые использовано понятие «коммерческая концессия». Несмотря на то, что в этой главе термин «франчайзинг» отсутствует, коммерческая концессия имеет ряд общих признаков с франчайзингом, что позволило говорить о франчайзинге, изучать и применять близкие схемы на практике. Кроме подготовки основного договора на передачу ноу-хау, вам необходимо подготовить сопутствующий пакет юридических документов. Например, договор поставки товара, о неразглашении коммерческой информации или договор на оказание услуг и т.д., в зависимости от сферы вашего бизнеса. Цель юридического пакета четко разграничить деятельность сети, позволив каждому её участнику получить доступ к благам совместного сотрудничества без ущерба для других.
Всякий бизнес стремится к повышению рентабельности и минимизации операционных затрат. Выделить для себя, а также для будущих партнеров болевые точки и векторы развития – основная задача финансовой аналитики франшизы. Лучшими инструментами для проведения финансовой аналитики являются экспресс-анализ конкурентной среды и финансовая модель франшизы.
Экспресс-анализ – базовый документ для внутреннего пользования, в котором определяются рыночные тенденции, будущий состав франшизы, паушальный взнос, прямые и косвенные конкуренты. Имея на руках этот документ, вы будете точно знать в какой регион РФ лучше всего нацелить продажи вашей франшизы.
Корпоративная идентичность является одним из основополагающих факторов любой франчайзинговой (и не только) сети. Концепции и атрибуты бренда, систематизация всех идеологических элементов, создание комплексной картины бренда, а также рекомендации по его использованию поможет сформировать целостное восприятие вашей компании у конечного потребителя. Существует большое разнообразие документов для формирования фирменного стиля компании. Основные из них: руководство по использованию фирменного стиля, брендбук и гайдлайн.
Руководство по использованию фирменного стиля – наиболее востребованный формат создания корпоративной идентичности бренда для начинающих франчайзинговых сетей. В нём задаются базисные требования по использованию логотипа, фирменных цветов компании, а также элементов фирменной атрибутики. Если же ваша компания планирует выйти на международный уровень, либо имеет продукт, который будут использовать для коммерческой выгоды другие компании, рекомендуем вам выбрать создание полноценного брендбука.
Профессиональный маркетинг может дать вашему бизнесу существенный толчок и помочь в привлечении внимания клиентов, то есть именно то, что нужно для успеха. Это касается как конечного продукта вашей компании, так и франшизы. В 21 веке все большее количество людей фильтрует поступающую информацию. Навязчивая реклама, повторяющие друг друга предложения накладывают негативный отпечаток на восприятие людей. По этой причине, основной задачей современного маркетинга становится формирование уникального торгового предложения.
Деловые коммуникации все больше перемещаются в сеть интернет и основными инструментами рекламы становятся маркетинг-кит (фирменная презентация) и Landing Page (одностраничный сайт для продаж). Профессиональный подход к созданию этих продуктов поможет вам привлечь большое количество потенциальных покупателей вашего продукта, услуги или франшизы.
Без передачи ноу-хау и бизнес-модели у франчайзи вряд ли получится повторить успех вашей компании. Определение ключевых инструкций для будущих франчайзи – основа всей сети и формирования положительного имиджа компании. Какие знания передать, что включить в инструкции и как направить будущих партнеров? Для этого мы рекомендуем создать единый документ – руководство по запуску и управлению франшизой. В нём необходимо определить пошаговый план открытия и подготовительные действия, организацию работы франчайзинговой точки, нюансы найма и адаптации персонала, правило ведения бухгалтерского учёта, в общем всё, благодаря чему ваш франчайзи сможет успешно работать и получать прибыль.
Продажи – двигатель любого бизнеса. Существует много путей настроить эффективную коммуникацию с потенциальными покупателями франшизы. Это может быть, как участие в специализированных форумах и выставках по франчайзингу, так и прямые продажи по «холодным базам» и «теплым заявкам». Однако, независимо от способа, навыки и опыт продаж играют ключевую роль. Вы можете нанять менеджеров, разместить информацию о вашей франшизе в каталогах на специализированных ресурсах или воспользоваться услугами опытных брокеров. Лучше всего использовать все способы, это позволит увеличить конверсию и вероятность успешных продаж. Но в первую очередь рекомендуем вам научиться продавать самому. Для этого подойдет работа в «поле». Звоните, встречайтесь, проводите презентации с вашими потенциальными покупателям самостоятельно хотя бы первые три-четыре месяца. Так вы обретёте необходимый опыт и сможете эффективно контролировать собственный отдел продаж.
Если продажи – двигатель бизнеса, то сопровождение – его колеса. С появлением первых франчайзи вы будете курировать каждого партнера. Но вряд ли у вас останется свободное время, когда их станет 20, 40, 100 и больше. Успех сопровождения сети кроется в формировании системы управления и бизнес-аналитике. От того, как успешно будут функционировать все ваши партнеры, будет зависеть репутация компании на рынке. Для начала можно порекомендовать вам пошаговый план по открытию франчайзи и выстроить систему обучения с подробными инструкциями. Затем – сформировать и описать бизнес-процессы для сотрудников отдела сопровождения и разработать стратегию будущего развития сети.
Как упаковать свой бизнес во франшизу
В 2017 году я захотела запустить франшизу собственного бизнеса, однако все оказалось гораздо сложнее, чем кажется — документы были готовы, но до продаж дело не дошло. Поэтому я детально изучила вопрос о том, как правильно упаковать собственный бренд и какому бизнесу это нужно. Хочу поделиться с читателями своим исследованием.
Основные понятия франшизных отношений
Сначала познакомимся с основными понятиями франшизы, которыми будем оперировать. Франшиза — это вид отношений, когда организация продает модель бизнеса, которая позволяет приобретателю открывать бизнес, не создавая ничего нового, а использовать купленные разработки, методики и действовать под известным брендом.
Франшизный пакет — это полноценный пакет документов и материалов для франчайзи. В него входит:
Некоторые фирмы дают полный пакет документации: от рекомендаций, как регистрировать ИП и ООО, до готовых трудовых договоров с сотрудниками, поставщиками.
Другие предлагают приобретателю франшизы следующее:
У разных компаний пакет франшизы может различаться и в некоторых случаях иметь больше составляющих, но вышеуказанная структура является стандартным набором.
Франчайзер — это компания, которая создала франшизный пакет и продает права на использование делового имени или торговой марки на определенных условиях. Франчайзи — это бизнесмен, который покупает франшизу.
Он получает: возможность работать под брендом, право использовать деловую репутацию и фирменный стиль франчайзера, а также отработанную концепцию идеи, в которую входят знания, методики, технологии, бизнес-процессы, модель поведения; консультационную и маркетинговую поддержку.
Роялти — это ежемесячный установленный платеж, который выплачивает приобретатель франшизы правообладателю. Паушальный взнос — единоразовый платеж, который бизнесмен производит при первичной покупке франшизы.
Плюсы открытия франшизы собственного бизнеса: вы имеете действующий бизнес и планируете масштабировать его. Один из путей развития проекта — это создание франшизной сети.
Какие преимущества получает предприниматель-франчайзер:
Риски создания франшизы
Запуск франшизной сети имеет не только плюсы — предприниматель несет определенные риски.Например, существует вероятность утечки коммерческой информации; потеря репутации, потому что франчайзи не добросовестно работал под брендом. Необходимо постоянно контролировать работу всех франшизных предприятий. Требуется регулярная поддержка и помощь франчайзи — нужно создать специальный отдел или должность для этого.
Также нужны вложения ресурсов (финансовых, временных) на программу обучения персонала для франчайзи:
Когда создавать франшизу собственного бизнеса
Итак, вы оценили все плюсы и минусы создания франшизы и приняли решение о запуске проекта. Однако, нужно понимать, что далеко не каждое предприятие может запустить франшизу и не в любой момент деятельности предприятия.
Для начала — оцените свое предприятие по нескольким критериям. Успешен ли ваш бизнес: чтобы передать свою систему ведения бизнеса франчайзи, вы должны подтвердить работоспособность предприятия. И лучше, если вы удачно запустили не одну точку — только в таком случае бизнес готов тиражироваться.
Сколько существует бизнес: успешность вашего проекта должна быть подтверждена временем. За первые годы работы фирмы нельзя делать выводы о прибыльности предприятия: могут быть колебания, а оценка ситуации — неадекватна. Изучите цикличен или стабилен доход, через какой период времени окупились расходы. Для запуска франшизы ваше предприятие должно отработать хотя бы 2 года и иметь стабильную ежемесячную прибыль минимум 1 год.
Налажены ли процессы бизнеса: у вас должна быть хорошо отрегулированная и регламентированная система, проверенная временем в разных ситуациях. Это так, если: ваше предприятие действует больше года без постоянного вмешательства и не требует усовершенствований; не происходит ошибок и никакие бизнес-процессы ни разу не выходили из строя хотя бы 1 год; все сотрудники знают свои обязанности и выполняют свой функционал эффективно; вы находитесь «над» бизнесом, а не внутри; вашего регулярно участия в проект не требуется, предприятие может функционировать самостоятельно.
Есть ли у вас достаточный бюджет на запуск франшизы: существует ли ваше предприятие стабильно и не требует вложений, а вы владеете определенным объемом суммы для открытия сети.
Рассмотрим, от чего зависит бюджет для запуска франшизы.
Бюджет на запуск франшизы необходимо считать каждому бизнесу индивидуально, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности действующего предприятия, а также учитывая оценку рынка. Для этого лучше обратиться за помощью к экономисту.
Имеются ли у вас соответствующие специалисты: юрист, маркетолог, дизайнер для создания франшизного пакета и дальнейшего сопровождения ваших взаимоотношений с франчайзи. Если таких специалистов в штате вашего предприятия нет, то вам нужно иметь возможность найти профессионалов на аутсорс. Подбор хороших специалистов — важный пункт, от их работы зависит привлекательность вашей франшизы.
Готовы ли вы полностью вовлекаться в процесс: есть ли у вас в настоящий момент достаточно времени и желания, чтобы посвятить себя новому направлению — от 3 месяцев плодотворной работы. Известен ли ваш бренд: насколько узнаваема компания, какая объективная оценка ее популярности.
Зарегистрирован ли официально ваш бренд. Согласно ст. 1027 ГК РФ, наличие у правообладателя (франчайзера) права на зарегистрированный знак в установленном порядке на товарный знак является обязательным условием. Без зарегистрированного знака нельзя заключить договор коммерческой концессии, то есть продать франшизу.
Является ли предлагаемый продукт уникальным. Уникальность продукта заключается не только в самом эксклюзивном товаре, который производит компания, но и в самом подходе к организации бизнеса: авторские разработки, методики продаж или технологии производства. Например, две пекарни готовят схожие продукты, но по-разной технологии или рецептуре. Обе их них имеют уникальный продукт и могут продавать собственные разработки франчайзи.
Есть ли наработанная клиентская база и проработанная документация для работы с персоналом. Насколько технически настроены все процессы работы бизнес-проекта, удобно ли это для будущих франчайзи, насколько быстро они смогут вникнуть в информацию. Для начала вспомните как вы открывали предприятие; какие были сложности и исправлены ли сейчас; через какой промежуток времени вы создали успешный бизнес, как вы сократили это время для франчайзи; готово ли у вас понятное и простое руководство для будущего предпринимателя.
Поставьте себя на место начинающего бизнесмена и оцените свой проект с его стороны, а затем проведите эксперимент со сторонними участниками: предложите им ознакомиться с франшизным проектом или его частью для получения обратной связи. Узнайте, какие вопросы у них остались и что вызывает затруднения. Привлеките несколько людей, отличающихся друг от друга (пол, возраст, образование, профессия, положение и статус), чтобы получить наиболее полную картину.
Конкурентоспособность предприятия. Будущий партнер имеет право требовать сформированную стратегию конкурентоспособности организации и ожидать от вас готовых решений по работе с конкурентами. Если вы сами не можете противостоять конкурентам, то предложить франчайзи вам нечего. В первую очередь у вас должна быть разработана маркетинговая стратегия на несколько лет вперед, включающая разные ситуации на рынке: от положительной динамики роста предприятия до форс-мажоров. И вы можете создать аналогичную для франчайзи с учетом специфики нового предприятия.
Во-вторых, проведена оценка конкурентоспособности предприятия в сравнении с существующими конкурентами: SWOT-анализ, матричные, динамические и операционные методы. Если нет соответствующих знаний, то правильно оценить конкурентоспособность будет невозможно. Вы можете обратиться к стороннему специалисту, поручить данную функцию соответствующему отделу организации или изучить научную литературу (учебные пособия для экономистов и финансистов) и провести исследование самостоятельно.
Насколько вы мобильны и адаптивны: не каждая бизнес-модель может тиражироваться и быть реализована на любой территории. Бизнес в автомобильной сфере (автосалоны, автомастерские, мойки) можно успешно развивать по всей территории страны. Но существует бизнес, который можно масштабировать только в пределах региона. Например, открытые аквапарки. Данный бизнес привязан к климатическим условиям, поэтому реализовать его можно только в определенном регионе. Предварительно придется просчитать несколько вариантов запуск франшизы в разных городах, учитывая их особенности.
Доступность. Действительно ли ваш бизнес будет выгодным для франчайзи; готовы ли вы давать каникулы или оказывать помощь в случаях форс-мажоров. Обращались к вам уже с запросам об открытии франшизы или филиала, интересен ли ваш проект будущим франчайзи. Достаточно ли у вас самого опыта ведения бизнеса: сколько проектов запустили, какие кейсы создавали, как справлялись с трудностями и какой процент неудач в вашей бизнес-деятельности в целом.
Проанализировав предприятие по вышеуказанным критериям, вы поймете слабые стороны своего предприятия, а также его готовность к запуску франшизы. Существует понятие «Франчайзинговая зрелость» — это совокупность факторов, которые удостоверяют, что бизнес готов к запуску франшизы. Сюда относятся: узнаваемость, репутация и имидж, проверка на прочность, налаженные технологии сервиса, и самое главное есть у вас уникальный товарный продукт.
Скот А. Шейн — профессор экономики и предпринимательства в школе Менеджмента, доктор философии изучил вопросы франшизных отношений со всех сторон, и в своей книге «От мороженого к интернету» дает 9 признаков, которые свидетельствуют о целесообразности использования франчайзинга в той или иной отрасли:
Инициативность действий местных менеджеров. Целесообразно открывать франшизу тогда, когда успех предприятия зависит от умения вести переговоры с клиентами — предприниматель мотивирован больше наемного сотрудника, так как его доход зависит от количества продаж:
Высокая производительность труда
Не слишком высокий уровень расходов и рисков, связанных с организацией торговых точек. Трудовые затраты франчайзи сложнее измерить, чем их эффективность.
Таким образом, ваше предприятие готово к запуску франшизы, если:
Для вас целесообразно запускать франшизу, если:
4 этапа запуска франшизы
Рассмотрим, как запустить франшизу собственного бренда по этапам.
Первый этап. Нужно провести предварительную подготовку: аудит действующего бизнеса и анализ планируемого рынка с помощью компаний, специализирующихся на этом. Важна оценка конкурентов, которую может сделать штатный экономист или маркетолог либо сторонняя экспертная фирма. Также сюда входит разработка идеи и концепции проекта.
Второй этап. Упаковка франшизного пакета: у вас есть представление о франшизе и реальном положений вещей — значит, вы можете приступать к упаковке франшизного пакета.
Можно сделать это 3 способами:
1. Обратиться к профессионалам: к компаниям, которые подготовят весь пакет документов, разработают дизайн-проект, а иногда и возьмут на себя функции продвижения и продажи франшизы.
Плюсы: экономия вашего времени; если вы не владеет навыками создания франшизы — за вас это сделают специалисты с опытом.
Минусы: высокая цена услуг; риск получить неудовлетворительный продукт, потому что ошиблись с выбором компании.
2. Подготовить пакет франшизы самому. Особенно актуально для тех компаний, которые имеют штатных юристов, дизайнеров, работников ИТ, маркетологов. Вы можете составить подробный бриф и задание каждому из отделов, а затем собрать информацию воедино и получить готовую франшизу.
Плюсы: экономия средств; полное руководство создание франшизы.
Минусы: риск, что сотрудники компании не смогут выполнить задание в нужном качестве; если у вас нет опыта создания франшизы, то вы можете совершать ошибки при создании франшизного пакета.
Важно: если у вас небольшое предприятие без штатного юриста, маркетолога, дизайнера, экономиста, программиста — не стоит планировать создание франшизы самостоятельно с нуля. Вы не сможете охватить все сферы — ни один человек не может обладать полноценными знаниями сразу во многих сферах. Привлекайте фрилансеров или сотрудников на аутсорсинг в тех сферах, где вы не уверены.
3. Обратиться за бесплатной помощью в Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент Фонд оказывает консультационную поддержку для предпринимателей по упаковке франшизы.
Третий этап. Нужно зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. Перед регистрацией знака лучше проверить его на сходство с другими (графически, фонетически, семантически). Регистрация товарного знака занимает до 18 месяцев, поэтому отправляйте пакет документов сразу же, как приняли решение о запуске франшизы.
Четвертый этап. Продвижение и продажа: как только вы подготовили все, что требуется — создайте сайт и презентацию для франчайзи, запустите рекламу (маркетинг должен просчитать либо ваш отдел, либо сторонний специалист).
Таким образом, создание франшизы и запуск собственной сети — трудоемкий процесс, требующий достаточно много времени, усилий и затрат. Если вы пришли к выводу, что франшиза подходит вашему предприятию, то будьте готовы к долгому запуску. Но развитие франшизных предприятий позволит вам масштабировать свой проект в сжатые сроки и с минимальными рисками.
В настоящий момент в России существует более 2000 франшиз, но лишь часть из них являются успешными. Это обусловлено тем, что предприятия не осознают насколько важна подготовка франшизного пакета. Кажется, что развитие франшизной сети — легкий и быстрый способ заработать средства. На самом деле, франшиза — серьезная и детально продуманная работа над проектом, а также эффективная работа с будущим партнером на долгий срок. После заключения паушального договора сотрудничество только начинается.
Выводы
Итак, как сделать, чтобы запуск франшизы был успешным:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как упаковать франшизу самостоятельно своего бизнеса [чек-лист]
Как проверить готовность к упаковке франшизы?
Не будем углубляться в сложный аудит, а зададим себе несколько простых вопросов:
Сюда можно добавить еще вопрос про количество уже открытых вами филиалов (2 и более), но это опционально. На первом шаге три «Да» на эти вопросы достаточно, чтобы продолжить.
✅ Кстати! У нас недавно вышел БЕСПЛАТНЫЙ видео-курс по упаковке франшизы своего бизнеса ➡️ https://packmy.biz/free/ В курсе 23 видео на 8 часов и 20+ файлов и шаблонов. Весь наш опыт в одном курсе!
За что платит покупатель франшизы?
На vc.ru уже столько рекламных статей написано по поводу упаковки франшизы, что кажется, разобрали вопрос полностью.
Все советую примерно одно и тоже: придумать условия, написать договор франчайзинга, сделать лендинг, запустить рекламу, продать и передать покупателю шаблоны должностных инструкций, про регистрацию ИП и пару файликов с логотипом.
Я категорически не согласен с такой схемой!
Убежден, что настоящая ценность франшизы в поддержке! В том, насколько франчайзер (продавец франшизы) готов поддерживать франчайзи, снимать с него часть задач в бизнесе и «вести его за ручку».
Алексей Сумин — Руководитель франчайзингового агентства Packmy.biz
Поэтому прежде, чем начать создавать франшизу, нужно решить, как вы сможете помочь своим франчайзи запустить бизнес и развивать его.
На этом шаге вам нужно понять, какую поддержку вы можете оказаться своим франчайзи на этапе открытия бизнеса и на этапе развития бизнеса.
Концепция франшизы
На основе понимания объема поддержки формируется ценообразование самой франшизы: разовый паушальный взнос (до открытия) и ежемесячное роялти (после открытия).
Это крайне важный момент! Нужно запомнить, что у хорошей франшизы, рассчитывающей работать долго, стоимость паушального взноса и роялти соответствуют объему поддержки, а не жадности франчайзера.
Конечно, тут цифры не берутся с потолка, а требуют расчета на основе многих факторов. Процесс это довольно сложный, поэтому я просто перечислю инструменты, которые мы используем, и сошлюсь на наш блог, в котором можно найти более подробную информацию по упаковке франшизы.
Когда становятся понятны условия франшизы и весь комплект поддержки для франчайзи, мы можем перейти к маркетингу франшизы.
Маркетинг франшизы
Здесь все довольно банально. Самое главное, подробно описать комплекс поддержки франшизы, основные цифры бизнеса, познакомить с владельцем франшизы.
Уже после этого этапа можно переходить к продажам франшизы, параллельно продолжая ее упаковывать. (Самое интересное еще впереди.)
Продажа франшизы
Обычно цикл сделки по продаже франшизы может длиться от 1 до 3 месяцев. Поэтому можно начать продавать франшизу еще до ее полной упаковки.
По нашему опыту во франчайзинге самый лучший способ продвижения новой франшизы — это продвижение по уже существующей клиентской базе.
То есть вначале нужно продавать франшизу своим же клиентам.
Объясню, почему так.
Дело в том, что когда вы только упаковали франшизу и у вас ноль франчайзи, то вам довольно сложно человека «с улицы» убедить, что ваш бизнес достоин повторения в другом городе.
Вас не знают, не знают ваш продукт, не знают бизнес, не знают репутацию. Вам просто не доверяют.
Поэтому любое продвижение на холодную аудиторию в интернет-рекламе или каталогах франшиз потратит весь ваш рекламный бюджет и может не дать никаких результатов. Это разочарует вас во франчайзинге.
Продать клиентам франшизу становится в разы проще!
Вспомните фильм «Основатель» про Макдоналдс. Там как раз Рей Крок заинтересовался франшизой, когда попробовал их бургеры. Если в ваш бизнес уже приходят запросы «А вы продаете франшизу? », то это очень хороший знак.
Поэтому в рамках упаковки франшизы мы готовим индивидуальные рекомендации по бесплатному продвижению франшизы. А для самостоятельной упаковки прочитайте отдельную статью в нашем блоге на тему продвижения.
База знаний франчайзи
Это самый последний шаг в упаковки франшизы. И он же самый важный на наш взгляд.
База знаний — это как правило облачный сервис типа Яндекс Диск или Облако Mail.ru. В котором хранятся все материалы для франчайзи: инструкции, шаблоны, руководства по бизнесу, макеты, видео, фото и прочее.
Не так важно, что вы используете. Главное, чтобы там была возможность разделять права доступа к разным материалам.
Это часть того самого информационного комплекса поддержки, о котором говорили вначале статьи.
Все эти материалы собираются под нашим руководством, чтобы точно ничего не забыть и не оставить белых пятен в понимании бизнеса у франчайзи.
Ну и само собой, это База должна переодически обновляться по мере развития вашего бизнеса.
И что еще важно, База знаний никак не отменяет консультации франчайзера по открытию и ведению бизнеса и постоянное общение с ним. Инструкции только помогают, но не заменяют.
Надеюсь, я смог помощь предпринимателям понять лучше, что такое франшиза, в чем ее ценность и как происходит упаковка франшизы. И мою статью не заминусут как все остальные статьи по упаковке франшизы 🙂
На нашем сайте можно посмотреть развернутое описание всех элементов упаковки франшизы и получить бесплатную консультацию с примерами наших работ на почту.