обыкновенные истории жизни адуевых
Обыкновенная история Александра Адуева
Обыкновенный ждал удел.
Главный герой романа – молодой романтик Александр Адуев. Мы следим
Перед нами два мира: патриархальная деревенская глушь, с ее праздностью, застоем, и столица – Петербург, воплощение жизни, деловитости, активности.
В Грачах прошли детство и юность Александра Адуева. Любимец и баловень матери, он не знал ни забот, ни огорчений, жизнь в родной усадьбе была для него сплошным праздником. “Ты первый в мире”, – внушала ему мать. “Он пойдет далеко”, – твердили профессора. Юноша, поверив в свою исключительность, бездельничал.
Праздный образ жизни выработал в нем “преждевременные сердечные склонности” и пустую
Собираясь в столицу, Александр рисовал в воображении картины своего славного будущего, уверенный, что успех ему принесут литературные занятия. Петербург ошеломил молодого провинциала великолепием и красотой. Но не меньше поразила его встреча с дядюшкой – Петром Ивановичем Адуевым: дядя не выразил радости по поводу приезда племянника и не одобрил планов Адуева-младшего стать писателем, полагая, что “делать карьеру и фортуну” надо иным путем.
Одна за другой рушатся мечты молодого романтика. “Забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”, “Твоя глупая восторженность никуда не годится”, “С твоими идеями хорошо сидеть в деревне”, – не устает повторять дядюшка. Он наносит Александру еще один, быть может, самый болезненный удар: доказывает, что у него, юного мечтателя, нет литературного таланта.
При этом дядюшка по-своему заботится о племяннике: достает ему “настоящую работу” – переводы агрономических статей. Но это все не то. Александр впадает в апатию, вздыхает, целые дни проводит на диване, не знает, что делать.
Здесь, в столице, разбились и его мечты о вечной, идеальной любви.
Но кто же все-таки виноват во всех неудачах Александра? По его мнению, человечество, судьба, ну и, конечно, дядюшка, но только не он сам.
Разочаровавшись в этой действительности и ничего не сделав, чтобы изменить ее, молодой Адуев покидает столицу и возвращается в усадьбу матери. Но как можно (жить в провинции после блестящего Петербурга!
И он снова уезжает в Петербург. Из “сумасброда” и “мечтателя” Александр превращается в человека, “каких в Петербурге много”, – в самоуверенного и самодовольного ограниченного чиновника-карьериста.
Освободившись от беспочвенных надежд, романтических иллюзий и мечтательности, Александр начинает преуспевать в делах, быстро продвигается по служебной лестнице. Забыты прежние “возвышенные” представления о вечной Любви, бескорыстной дружбе, родственных привязанностях.
Восемь лет возился с ним дядюшка и добился успеха. В эпилоге романа вместе юного мечтателя перед нами другой человек – пополневший, с лысиной, с орденом на шее, крупный чиновник и обладатель большого состояния, который к тому же собирается выгодно жениться на девушке с большим приданым.
А когда жена дяди, Лизавета Александровна, упрекает племянника в измене юношеским идеалам, тот отвечает: “Что делать… век такой. Я иду наравне с веком: нельзя же отставать!”
Такая вот обыкновенная история: мечтательный романтик предпочел иллюзиям доходное место, богатство, выгодную женитьбу.
Такое перерождение было типичным для русской действительности 30-40-х годов XIX века, периода зарождения капиталистических отношений.
В прежнем облике Адуева были и привлекательные черты, свойственные юности: вера в “высокие” чувства, бескорыстие, любовь ко всему прекрасному. Но барское воспитание, надежда на “авось”, желание получить все, не затрачивая усилий, привели к тому, что он, по словам И. А. Гончарова, “пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился…”. В этом и заключается “обыкновенная история”.
Related posts:
Александр Адуев в романе «Обыкновенная история»: образ, характеристика, описание в цитатах
Адуев сжигает свои рукописи. В. Табурин |
Александр Адуев является главным героем знаменитого романа «Обыкновенная история» Гончарова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Александра Адуева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание внешности и характера героя в цитатах.
Смотрите:
Образ и характеристика Александра Адуева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание в цитатах
«. в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой. «
«Нет; каких‑нибудь сто душонок.» (у Александра и его матери есть около 100 крепостных)
«И это ты вез за тысячу пятьсот верст?» (имение Адуевых находится в 1500 верстах от Петербурга)
«. сам Александр Федорыч, белокурый молодой человек, в цвете лет, здоровья и сил.»
«. все господское семейство только и состояло, что из Анны Павловны да Александра Федорыча.»
«. ведь мы не хуже других: отец был дворянин, майор. «
«. может быть, он годится: он учился в университете.»
«Он прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков.»
«. учась в университете и живучи в губернском городе, он не очень усердно посещал церковь. «
«Я знаю по‑французски, по‑немецки и немного по‑английски.»
«Ты, должно быть, мечтатель, а мечтать здесь некогда. «
«Да еще такие мечтатели, как ты: водят носом по ветру, не пахнет ли откуда‑нибудь неизменной дружбой да любовью…»
«Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству.»
«Он мечтал о благородном труде, о высоких стремлениях и преважно выступал по Невскому проспекту, считая себя гражданином нового мира…»
«Меня влекло какое‑то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности. «
«Всего же более он мечтал о славе писателя. Стихи его удивляли товарищей.»
«Я чувствую призвание к творчеству…» (Александр о себе)
«Все‑таки он умный чиновник, заводчик – и больше ничего, а я поэт…» (Александр о себе и дяде)
«Малый добрый, умный, порядочно воспитанный, а пропадает ни за копейку. «
«. он же сам такой ласковый: вы только увидите его, так и не отойдете.»
«. обращался бы с ним понежнее пуще всего: он у меня был нежненький.»
«Александр бросился и поцеловал дядю в щеку.»
«Ему было двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо. «
«О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху. «
«Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью.»
«Ты, вон, изнежен и избалован матерью; где тебе выдержать все, что я выдержал?»
«Гораздо более беды для него было в том, что мать его, при всей своей нежности, не могла дать ему настоящего взгляда на жизнь и не приготовила его на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди.»
«От этого будущее представлялось ему в радужном свете.»
«. развили, например, в нем преждевременно сердечные склонности, поселили ко всему доверчивость до излишества.»
«Почет, деньги! особенно деньги! Зачем они? Ведь я сыт, одет: на это станет.»
«Денег у него, по его мнению, было больше, нежели сколько нужно. «
«Все такие натуры, какова была его, любят отдавать свою волю в распоряжение другого. Для них нянька – необходимость.»
«Александр скромен – не то, что ты, повеса.»
«Это же самое, может быть, расшевелило в нем и самолюбие. «
«Особенность его странной натуры находила везде случай проявиться.»
«Кажется, вот еще бы недели две, так чудак и успокоился бы совсем. «
«Нашелся между ними один чувствительный, способный любить и заставить любить себя…»
«У меня сердце любящее; я распахнул широкие объятия для людей, а они что сделали?»
«Эта глупая восторженность никуда не годится, ах да ох!»
«. молодого человека и особенно пылкого и восторженного?»
«Как, дядюшка, разве дружба и любовь – эти священные и высокие чувства, упавшие как будто ненарочно с неба в земную грязь…»
«Любовь… святые волнения!» (Александр о любви)
«Это какая‑то деревянная жизнь! – сказал в сильном волнении Александр, – прозябание, а не жизнь! прозябать без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…»
«Да, этот клапан недаром природа дала человеку – это рассудок, а ты вот не всегда им пользуешься – жаль! а малый порядочный!»
«Бедный Александр! У него ум нейдет наравне с сердцем, вот он и виноват в глазах тех, у кого ум забежал слишком вперед, кто хочет взять везде только рассудком…»
«Лизавете Александровне стало жаль Александра; жаль его пылкого, но ложно направленного сердца. Она увидела, что при другом воспитании и правильном взгляде на жизнь он был бы счастлив сам и мог бы осчастливить кого‑нибудь еще; а теперь он жертва собственной слепоты и самых мучительных заблуждений сердца. Он сам делает из жизни пытку.»
«Как жаль, что от фальшивого взгляда на жизнь гибнет у нас много дарований в пустых, бесплодных мечтах, в напрасных стремлениях к тому, к чему они не призваны. » (издатель об Александре)
В 20 лет Александр уезжает из родной деревни в Петербург, чтобы сделать карьеру и добиться успеха и славы:
«. мне в деревне надоело – все одно и то же…»
«. Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать.»
«Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. Что ему эта любовь? Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги. Он любил Софью пока маленькою любовью, в ожидании большой.»
«Тебе решительно улыбается фортуна, – говорил Петр Иваныч племяннику. – Я сначала целый год без жалованья служил, а ты вдруг поступил на старший оклад; ведь это семьсот пятьдесят рублей, а с наградой тысяча будет.»
«Она была свидетельницею двух страшных крайностей – в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения.»
«В службе заметили способности Александра и дали ему порядочное место.»
«В редакции журнала Александр тоже сделался важным лицом. Он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве.»
«Прошло более двух лет. Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке – все исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер. Лилии и розы исчезли, как будто под легким загаром. Пушок заменился небольшими бакенбардами. Легкая и шаткая поступь стала ровною и твердою походкою. В голосе прибавилось несколько басовых нот. Из подмалеванной картины вышел оконченный портрет. Юноша превратился в мужчину. В глазах блистали самоуверенность и отвага. «
«Прежняя восторженность на лице Александра умерялась легким оттенком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу недоверчивости и, может быть, единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал все, что проносилось в глазах и в сердце Александра. Александр усвоил наконец и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Он не бросался всем на шею. «
«И вот он начал учиться владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения и реже говорил диким языком, по крайней мере при посторонних.»
«Служба, журнальные труды – все забыто, заброшено. Его уж обошли местом: он едва приметил это. «
«Он был уверен, что он один на свете так любит и любим.»
«. и я, в двадцать пять лет, потерял доверенность к счастью и к жизни и состарелся душой.»
«Измена в любви, какое‑то грубое, холодное забвение в дружбе… Да и вообще противно, гадко смотреть на людей, жить с ними!»
«Я теперь гадок самому себе. Презирал, ненавидел людей, а теперь и себя.»
«В Александре, напротив, все показывало слабое и нежное сложение, и изменчивое выражение лица, и какая‑то лень или медленность и неровность движений, и матовый взгляд, который сейчас высказывал, какое ощущение тревожило сердце его или какая мысль шевелилась в голове. Он был среднего роста, но худ и бледен. от беспрерывных душевных волнений; волосы. спускались по вискам и по затылку длинными, слабыми, но чрезвычайно мягкими, шелковистыми прядями светлого цвета, с прекрасным отливом.»
«Только эта любовь уж не так пылка… – думал он однажды, глядя на Юлию, – но зато прочна, может быть вечна! Да, нет сомнения.»
«. он охладел, не любит Юлию. А за что? Бог знает!»
«. я… я не люблю ее больше. я не хочу жениться. Я холоден к ней, как лед!»
«Любовь? Да, вот еще! Он знает ее наизусть, да и потерял уже способность любить.»
«Он никому и ничему не верил, не забывался в наслаждении. «
«. и что получил? горькое разочарование, узнал, что все обман, все непрочно, что нельзя надеяться ни на себя, ни на других – и стал бояться и других и себя…»
«Мало‑помалу Александр успел забыть и Лизу, и неприятную сцену с ее отцом.»
«Знайте же, что жизнь давно опротивела мне, и я избрал себе такой быт, где она меньше заметна. Я ничего не хочу, не ищу, кроме покоя, сна души.»
«Это ужасно! Александр, – сказала тетка, – в эти лета такое охлаждение ко всему…»
«Нет! моя жизнь исчерпана; я устал, утомился жить…»
«У меня таланта нет, решительно нет. У меня есть чувство, была горячая голова; мечты я принял за творчество и творил.»
«Точно, дядюшка, вам нечему удивляться, – сказал Александр, – вы много помогли обстоятельствам сделать из меня то, что я теперь; но я вас не виню.»
«. я утратил жизненные силы и состарился в двадцать девять лет; а было время…»
«Я по вашей теории знаю все, смотрю на вещи вашими глазами; я воспитанник вашей школы, а между тем мне скучно жить, тяжело, невыносимо…»
«Я здесь восемь лет стоял лицом к лицу с современною жизнью. » (о Петербурге)
«. говорил он, покачивая головой и хватаясь за свои жиденькие волосы. «
«. отчего он стал худ, бледен и куда девались волосы.»
«. Александр все был задумчив, худ, и волосы не росли. «
«Она не могла нарадоваться, глядя, как Александр полнел, как на щеки его возвращался румянец, как глаза оживлялись мирным блеском. «Только волоски не растут, – говорила она, – а были как шелк».»
«Не удивляйтесь и не бойтесь моего возвращения: к вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много и каким бы давно мне пора быть.»
«Вот когда только очнулся – в тридцать лет!»
«Скоро скажу опять: как хороша жизнь! но скажу не как юноша, упоенный минутным наслаждением, а с полным сознанием ее истинных наслаждений и горечи.»
«И теперь уже в душу веет неведомое спокойствие: ребяческих досад, вспышек уколотого самолюбия, детской раздражительности и комического гнева на мир и людей, похожего на гнев моськи на слона, – как не бывало.»
«. в тридцать с небольшим лет – коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами зарабатываешь много денег, да еще вовремя женишься на богатой…»
«Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее! Глаза его сияли радостью.»
«Одиночество наскучило; пришла пора, ma tante, усесться на месте, основаться, обзавестись своим домком, исполнить долг… Невеста же хорошенькая, богатая…»
«Женишься на тридцать пятом году, – говорил Петр Иваныч. «
«А теперь женишься, да любовь не дается, – прибавил дядя, и оба они засмеялись.»
«. от вас, Александр, я не ожидала этой перемены…» (Лизавета Александровна)
«. как четыре года назад: помните, какое письмо вы написали ко мне из деревни? Как вы хороши были там! Там вы поняли, растолковали себе жизнь; там вы были прекрасны, благородны, умны… Зачем не остались такими?» (Лизавета Александровна о 30-летнем Александре)
Это был цитатный образ и характеристика Александра Адуева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание характера и внешности героя, история его жизни в цитатах.
И.А. Гончаров и его «Обыкновенная история»
И.А. Гончаров и его “Обыкновенная история”
СОДЕРЖАНИЕ:
Творчество Ивана Александровича
Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков “Фрегат «Паллада»”, несколько нравоописательных рассказов, крити- ческих статей и мемуары. Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры,указывал на важнейшие проблемы и явления современности.
Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений, переходя от поколения к поколению русских читателей, не иссякли в наши дни. Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей Х1Х в.
Гончаров не скрывал того, какие литературные образцы владели в это время его воображением: он охотно цитировал Пушкина и Гоголя, предпослал рассказу “Счастливая ошибка” эпиграфы из произведений Грибоедова и Гоголя.
Независимость позиции Гончарова, поиски им своих тем сказались, между прочим, в том, что в произведениях, созданных в пору наибольшей близости к майковскому кружку, он выражал ироническое отношение к романтической экзальтации и сентиментальному мечтательству, которые были не ненужны многим членам майковского кружка.
Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность).
Образ Александра Адуева, Петербург и провинция
Исследователи обратили внимание на настойчиво подчеркиваемую в романе деталь: Петр Иванович Адуев, разговаривая с племянником, все время забывает имя предмета бурного увлечения Александра, называет красавицу Наденьку всеми возможными женскими именами.
Александр Адуев готов из своей неудачи, из “измены” Наденьки, которая предпочла ему более интересного кавалера, сделать выводы о ничтожестве человеческого рода, о коварстве женщин вообще и т. д., так как его любовь представляется ему исключительным чувством, имеющим особое значение.
Белинский придал “Обыкновенной истории” важное значение в деле очищения общества от устарелых форм идеологии и мировосприятия.
Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа
Называя свой роман “Обыкновенной историей”, Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социальнопредопределено. В 40-х гг. рассадником новизны был Петербург.
Особенность “карьерной” повести Гончарова
Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Так, например, в ответ на возмущение Адуева-младшего изменой Наденьки Петр Иванович производит сравнение племянника и его соперника, доказывая, что преимущество не на стороне Александра, и оправдывает выбор барышни. Стихи Александра он сравнивает с образцами подлинной поэзии и, забравав, уничтожает, а повесть, написанную племянником, отдает на суд специалиста редактора журнала. Получив о ней отрицательный отзыв, он категорически не рекомендует племяннику продолжать литературные занятия, кроме переводом научных статей, которые удаются молодому человеку и ободряются редакторами и читателями, следовательно приносят пользу, Петр Иванович Адуев не отрицает в принципе искусство. Он знает наизусть многие стихи Пушкина, он постоянно бывает в театре и на концертах, несмотря на свою занятость и усталость, но от искусства он тоже требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения, т. е. той формы художественного творчества, которая была распространена в дворянской среде и до ‘.0-х гг. служила питательной почвой искусства.
Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них (не без основания) обесценивание личности. Ему не дано сразу уразуметь, что, ставя личность в условия жесткой конкуренции, Петербург (объективно складывающиеся в столице условия и отражены в требованиях дяди Адуева) выковывает воли и характеры, побуждает молодых людей работать, сове- ршествовать свои знания, способности, мобилизовать все свои творческие ресурсы.
Гончаров был первым русским писателем, почувствовавшим проблемы, которые ставят перед человечеством городская куль- тура, перенаселенность городов, разделение труда, профессионализация и обезличивание человека. Возможно, что автор “Обыкновенной истории” именно потому столь остро ощутил эту проблематику, что столкнулся с нею на заре ее возникновения, «равнивая буржуазную городскую культуру с феодально-сельской. Отметив прогрессивные черты этой новой культуры, он указал и на потери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни.
Адуевы, представляющие на протяжении большей части романа разные, во многом взаимоисьлючающие нравственные системы, соответствующие разным формациям существования общества, не находятся в ситуации конфликта, борьбы. Сюжетные коллизии развертываются в стороне от их споров и отношений и помимо них.
Сходство Адуева с Владимиром Ленским
Главное сходство ситуаций, изображенных в “Обыкновенной истории” и “Евгении Онегине”, состоит в том, что в обоих произведениях герой зрелый, разочарованный в романтических идеалах, ведет беседу с юным энтузиастом, “милым невеждой”, скептически предвидя неизбежный отказ своего собеседника от иллюзий.
Типологическое родство Александра Адуева и Владимира было замечено уже Белинским. Белинский видел в изображении Адуева разоблачение романтического идеализма как устарелой идеологии, уводящей молодое поколение от реального дела. Сходство Адуева с Ленским коренится в том, что умонастроения этого героя, его идеализм, романтизм, склонность к экзальтации трактуются в романе как проявление раннего периода жизни человека и вместе с тем как порождения определенной, пройденной обществом стадии. Оценивая этот идейный комплекс как обреченный, изживший себя, автор пронизывает свое повествование лирическим подтекстом воспоминаний своей романтической молодости.
В “Евгении Онегине” Пушкин рассказал о романтической эпохе своей музы и о том, что молодежь минувших дней за нею буйно волочилась”, от лица Ленского он сочинил романтическую элегию, сопроводив ее иронической оценкой. Гончаров пережил период увлечения романтизмом. Александру Адуеву он приписал собственные стихи, выдержанные в традициях романтической поэзии. Через “искусство романтизма прошел сам Белинский, не миновали этой стадии и другие писатели его круга.
Критика произведения разных авторов
Критика литературной системы романтизма и связанных с ее влиянием умонастроений в “Обыкновенной истории” составляет один из существенных мотивов ее содержания.
В литературе последнего времени справедливо отмечено, что Александру Адуеву автор романа “поручает” важные заключения о бюрократическом аппарате как машине, о рабстве женщин при торжестве “деловой” буржуазно-бюрократической морали.’
Александру романист отдал патетику и лирический пафос, Петра Ивановича Адуева наделил иронией, а так как каждый из героев какой-то стороной своей души близко автору, в сочетании голосов двух центральных персонажей романа воплотилось характерное для стиля самого писателя совмещение лиризма и юмора.
Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей
Таким образом, деревенское житье не соответствует сентиментальным о нем представлениям. Создавая благоприятную почву для отвлеченного романтического “мечтания помещика, оно вместе с тем наводит на серьезные мысли человека, познавшего иные, буржуазные отношения.
Именно из деревни Александр пишет петербургским Адуевым письма, в которых, по мнению Лизаветы Александровны, выражен момент наиболее гармоничного состояния его личности равновесия способности к критике и анализу и идеальных устремлений, на уровне которого ему впоследствии не удается удержаться. Возвратившись в Петербург, он погружается в поток практической деятельности, неовеянной никаким идеалом.
Основная композиция романа и его значение
Ясная и свободная композиция романа, разнообразие ситуаций и убедительность каждого нового “превращения” героя придавали особенную непосредственность и жизненность повествованию Гончарова. Писатель легко и естественно показывал, как просто и органично совершается процесс перевоплощения “деревенского юноши в петербургского делового человека.
Александр проходит путь, аналогичный пути Петра Ивановича, и в конце этого пути становится полным подобием дяди (вплоть до боли в пояснице); тавтологичность, адекватность героев окончательно выявляется в эпилоге.
40-е гг. были эпохой наплыва в Петербург молодых небогатых дворян, а отчасти и разночинцев, жаждущих приобщиться к новой городской культуре, найти применение своим способностям,получить профессию и сделать карьеру.
Ради чего должен трудиться юноша, к чему должен он стремиться, каков общий смысл его деятельности и каково ее отношение к судьбам страны, к историческому прогрессу? Эти вопросы, которые вставали уже перед молодыми людьми 40-х гг., сделались особенно актуальными позже, когда социальный “состав интеллигенции резко изменился, когда “утроить себя приходилось уже не высокообразованным философствующим дворянам, а разночинцам, для которых выбор пути был неотложным, жизненно необходимым делом и осложнялся социальными препятствиями.
Критикуя в своих разборах повести Гончарова отвлеченность миросозерцания его героя, “литературность” его чувств,Белинский объективно закладывал основы новой морали, нового идеала человеческой личности, который обрел конкретные, реальные черты лишь в 60-е гг. Этот идеал, а не делячество Петра Ивановича Адуева в сознании Белинского противостоит романтизму Александра, хотя об Адуеве-дяде он и замечает: “. это в полном смысле порядочный человек, каких, дай бог, чтоб было больше”.
В стремлении подчеркнуть неисправимую консервативность натуры Александра Адуева, сущностное значение его необоснованных претензий на исключительность и его отрыва от реальности Белинский утверждает, что превращение героя из романтика в “положительного человека”, практически действующего даже в том ограниченном смысле, который заключен в его карьере, неправдоподобно. Он “предлагает” свою программу эпилога романа: “Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом. Еще бы лучше и естественнее было ему сделать его мистиком, фанатиком, сектантом; но всего лучше и естественнее было бы ему сделать его, например, славянофилом.