Что входит в учебные пособия
Учебные пособия
Смотреть что такое «Учебные пособия» в других словарях:
учебные пособия — mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч. воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого… … Российская педагогическая энциклопедия
Учебные пособия — в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь
Учебные пособия — обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь
Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ» — Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия
УЧЕБНЫЕ КАРТЫ — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Большой Энциклопедический словарь
Учебные заведения — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия
учебные карты — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь
УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ — применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия
Учебное пособие
Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.
Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:
временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):
1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.
2. Введение включает следующие аспекты:
· цель (назначение) издания, соответствие учебной
· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по
дисциплине, актуальность, степень
новизны, особенности авторской концепции
· методические рекомендации по использованию УП в
· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).
3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе
дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
4. Тематические разделы должны содержать выводы,
обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
* основные итоги и выводы,
* характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
* рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,
перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1
авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).
Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
Критерии экспертной оценки рукописи
Требования к структуре и содержанию рецензии
Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее
достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.
Рецензия состоит из трех
разбора («постраничных замечаний»);
Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:1
– соответствия требованиям образовательного
– соответствия современным научным
представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных
– соответствия содержания учебного и
учебно-методического материала целям
– соответствия требованиям, предъявляемым к
структуре и методическому аппарату учебных материалов,
– корректности в аспекте межпредметных связей,
– наличия конкретных целей и задач в логике
компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,
внутренним стандартам качества учебного заведения,
– степени инновационности, новизны, наличия
оригинальной авторской концепции,
– корректности использования специальной
терминологии и обозначений,
четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты
использования литературы, наличия ссылок на источники,
степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного
целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими
соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление
связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста,
помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций,
наличия логических и стилистических ошибок.
часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:
замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные
формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);
указание на отдельные
места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.
В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.
Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.
* название вида документа (рецензия);
* точное название рукописи, на которую дается рецензия;
* фамилия, и. о. автора;
* фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
* фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
* дата удостоверения подписи;
печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит:
* дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
* фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
* рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.
Чем учебник отличается от учебного пособия
Обновлено: 01 Июня 2021
У новоиспеченных студентов всегда масса вопросов. Для них открывается новый мир, в котором легко запутаться. Одним из вопросов для первокурсника может быть: в чем же разница между учебником и учебным пособием? В этой статье мы попробуем разобраться, для чего нужно одно и другое понятие.
Что такое учебник
Учебники отлично знакомы нам со школы. Мы знаем, что учебник — это книга со систематически изложенными знаниями по той или иной теме. Используется как в государственной или частной системе образования, так и для самостоятельного обучения.
Что такое учебное пособие
Это отдельное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник. Важно, чтобы оно было официально утверждено в качестве такого вида издания, соответствовало стандартам и допущено к выпуску Министерством образования Российской Федерации.
Характерные черты учебника
Чтобы лучше разобраться в отличительных качествах учебника, давайте присмотримся поближе к его основным характерным чертам. Что отличает его от другой литературы?
Характерные черты учебного пособия
У учебного пособия тоже есть свои отличительные качества. Ими являются:
Сходство и разница
Как видите, оба этих издания необходимы при прохождении учебного материала и в школе, и в вузе, и в колледже. Причем одно может зависеть от другого, так как для учебника важна актуальность, которую он не всегда может дать. А учебное пособие бессмысленно без основного материала. Также и один, и другой вид литературы используется при подготовке к экзаменам и контрольным работам.
Что касается различий, в учебнике дается более фундаментальная информация, которая ранее была доказана на практике. В пособии же содержится, как правило, дополнительная информация к уже имеющимся фактам из основного материала. При этом информация в приложении подаётся более легким языком, чтобы учащийся смог разобраться без помощи наставника.
Плюс ко всему, учебник обычно составляется группой людей, у которых есть определенные ученые звания и достижения. Процесс его написания довольно сложный и длительный. Учебное пособие же может быть написано одним квалифицированным человеком и за более короткий промежуток времени.
Если нет времени на изучение материала, а сроки сдачи письменной работы уже горят, могут помочь специалисты из Феникс.Хелп. Контрольная, курсовая или диплом — это неважно. Просто отправляй заявку и все успеешь!
Поиск
Обзор:
Как защитить школы от нападения | Добавлено 26.11.2021
Еще один проект создания “новых школ” России | Добавлено 26.11.2021
43 профессиям обучать больше не будут | Добавлено 26.11.2021
Колледжы переходят на новый уровень | Добавлено 23.11.2021
Робот-учитель — уже реальность | Добавлено 19.11.2021
В чем особенность учебных пособий?
В чем особенность учебных пособий?
В чем особенность учебных пособий?
В университетах помимо обычных учебников используются учебные пособия. Многие учащиеся приравнивают их к простым учебникам. На самом деле у учебных пособий есть несколько особенностей, и они точно отличаются от учебников.
Главные преимущества
Учебные пособия отличаются:
Если в учебнике много деталей, то пособие дает информацию очень кратко, при этом в такой книге содержится самое главное, суть. По пособиям легче готовиться к экзаменам, хотя это не отменяет необходимости читать обычные учебники — в них могут быть раскрыты детали.
Студентам нравится такая литература, и они интуитивно выбирают пособия. Ведь в них есть самое главное, они порой заменяют конспекты. Если студент не успел сделать конспект, то ему не обязательно перепечатывать у сокурсников лекции из тетрадей. Достаточно найти хорошее учебное пособие.
Виды пособий
Существует несколько видов учебных пособий:
Для того, чтобы быстро ознакомиться с пропущенными лекциями, лучше использовать так называемые конспекты лекций. Методические пособия позволят лучше подготовиться по предмету — такие руководства составляют преподаватели.
Если в учебниках содержится обычно только теоретический материал, то во многих пособиях можно найти смесь теории и практики. Практические материалы могут быть очень полезны учащимся.
Стоит ли учить предмет по пособию?
Многие студенты выбирают перед экзаменами учебные пособия, чтобы быстро ознакомиться с предметом. По пособиям студентам, бесспорно, легко учить. Но на какую оценку они могут рассчитывать в этом случае? Чаще всего, на тройку. Потому что в пособиях не раскрыты детали, которые могут быть интересны преподавателю. Между прочим, преподаватели в вузах считают главным источником информации учебник, а не пособие. По пособию можно просмотреть материал кратко, но углубиться в него студент сможет только при работе с учебником.
Пособие имеет ряд особенностей:
Учебник объемный, но он написан более простым языком и дает общие знания по теме. Поэтому при подготовке стоит использовать полноценный учебник, а не пособие.
Требования к структуре и содержанию учебного пособия. Критерии экспертной оценки рукописи учебного пособия
Требования к структуре и содержанию учебного пособия
Критерии экспертной оценки рукописи учебного пособия
Определение ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»:
Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:
временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):
1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.
2. Введение включает следующие аспекты:
· цель (назначение) издания, соответствие учебной программе
· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции
· методические рекомендации по использованию УП в учебном процессе
· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т. п.).
3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВПО и утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
- основные итоги и выводы, характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем, рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета, перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).
7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т. д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту УрАГС (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в УрАГС. Утверждено решением РИС УрАГС. Протокол № 3 от 01.01.01 г.). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).
Критерии экспертной оценки рукописи
Требования к структуре и содержанию рецензии
Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.
Рецензия состоит из трех частей:
· постраничного разбора («постраничных замечаний»);
Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:
1 – соответствия требованиям образовательного стандарта,
2 – соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ,
3 – соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины,
4 – соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов,
5 – корректности в аспекте межпредметных связей,
6 – наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,
7 – соответствия внутренним стандартам качества УрАГС,
8 – степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции,
9 – корректности использования специальной терминологии и обозначений,
10 – четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники,
11 – степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала,
12 – целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества,
13 – наличия логических и стилистических ошибок.
Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:
· подробный перечень замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т. д.);
· указание на отдельные места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.
В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине ………………….. для специальностей (направлений)……………………… Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет и по какой причине.
Текст рецензии оформляется на бланке (Приложение 1).
- название вида документа (рецензия); точное название рукописи, на которую дается рецензия; фамилия, и. о. автора; содержание рецензии фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации; подпись рецензента; дата; фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента; дата удостоверения подписи; печать.
Коллективная рецензия дополнительно содержит:
- дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи; фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи; рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.
Не допускается оформление коллективной рецензии в виде выписки из протокола заседания коллектива, на котором проходило обсуждение рукописи.
Приложение 1
Ф. И.О. автора__________________________________________________________________
Ф. И. О. рецензента, ученая степень, звание, должность, наименование организации
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Рецензент / подпись / ____________________________
«_________»________________ 20______ г.
Приложение 2
Определение ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»:
Виды вузовских учебных изданий
1.1. Вузовские учебные издания в зависимости от целевого назначения подразделяются на учебно-программные, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-методические.
Вузовские учебные издания (материалы) могут быть опубликованы или размещены на сайтах университета. Вне зависимости от места размещения или публикации учебные материалы должны полностью соответствовать (содержательно и структурно) заявленному виду издания.
Объем учебно-программного издания составляет не менее 1 авторского (учетно-издательского) листа.
Учебный план определяет также виды занятий (лекции, лабораторные работы, семинары и др.), формы контроля знаний (экзамен, зачет), виды и длительность периодов практики.
Учебная программа конкретизирует учебный план на уровне отдельной учебной дисциплины. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, её связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые студент должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной.
Все остальные учебные издания по дисциплине должны полностью соответствовать учебной программе.
Объем учебно-теоретического издания определяется как 0,25 авторского (учетно-издательского) листа на 1 час лекционных занятий.
Объем издания, претендующего на получение грифа РУМЦ, УМО, МО, должен составлять не менее 5 авторских (учетно-издательских) листов.
В учебнике должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта ВПО. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и раскрывать методические аспекты их получения.
Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и применения в конкретной области.
Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:
временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста, манера изложения не должны затруднять восприятие основного содержания учебного материала. Причем лекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине.
Текст лекций в курсе составляется на базе уже прочитанного материала. Автор (авторы) раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию. Все это имеет серьезный обучающий эффект так как показывает студенту методологические аспекты учебного материала.
Конспекты лекций выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику.
В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности.
Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания, упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса и методические рекомендации по их выполнению. Каждую рассматриваемую тему практикума может сопровождать краткое изложение теоретического материала и/или справочная информация.
Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.
Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методические указания ориентируют студента при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят.
Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ.
Объем учебно-методического издания составляет 1,5-3 авторских листа.