Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Основные структурные компоненты учебной деятельности по теории Д.Б. Эльконина

Основные структурные компоненты учебной деятельности

по теории Б. Эльконина.

Учебная задача – основной компонент УД. Более близкую характеристику можно дать путем ее сравнения с конкретно-практической задачей. Так, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако его результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Учебные действия школьников – освоение предметного способа действия. Производимые ребенком действия по состоянию предварительного представления о способе действия и по его первоначальному воспроизведению есть собственно учебные действия.

Учебное действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.

Действие контроля в процессе решения учебной задачи имеет особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем над выполнением действий в соответствии с образцом.

Источник

Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)

Тема 8 «Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет).

План.

1. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

3. Развитие личности младшего школьника.

4. Развитие психических функций.

I. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет. Младший школьный возраст от 6-7 до 9-10 летэто особый период в жизни ребёнка. Этот возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, ВВ. Рубцова, Г.А. Цекурман и др.

В период кризиса 7 лет происходит смена социальной ситуации развития, которая характеризуется возникновением нового типа отношений со взрослыми. Появляется социальный статус школьника. У него формируется новая внутренняя позиция, что коренным образом меняет самосознание. Приобретает ценность все то, что имеет отношение к учебной деятельности. Перестраивается эмоционально – мотивационная сфера. Меняются сами мотивы. По мнению Л.С. Выготского, сем лет – это возраст потери непосредственности. Поведение ребенка перестает быть естественным, непосредственным. Источником кризиса является несоответствие нового личного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства.

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:

1. потеря детской непосредственности;

2. манерничанье (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает);

3. кривляние (симптом «горькой конфеты», ребенку плохо, он старается это скрыть).

Новообразования семи лет:

1. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

2. Возникновение произвольности действий.

Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)

1. мотивация учения –система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл;

2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий;

3. учебные действия те, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке;

4. действия контроля– те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5. действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

III. Развитие личности младшего школьника.В школе в новых условиях у ребёнка развиваются:

— рефлексивные способности: рефлексия на других (помогает ребенку в отношениях с учителем, одноклассниками) и рефлексия, связанная с умственными операциями (анализ учебных задач, контроль, и пр.);

— ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей;

— в учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению учебных целей;

— мотивационная сфера является ядром личности (А.Н. Леонтьев). В младшем школьном возрасте выделяют следующие мотивы:

1. социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. К широком социальным мотивам можно отнести долг, ответственность, необходимость получить образование. Данные мотивы остаются на уровне «знаемых».

3. мотивы самосовершенствования.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважение и самопринятии. Создаются предпосылки к развитию «чувства взрослости»: ребёнок думает, что он может всё делать как взрослый.

IV. Развитие психических функций.В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка:

2. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно (то есть ребенок, иногда путает похожие буквы или цифры: 9 и 6). Появляется синтезирующее восприятие (то есть устанавливать связи между предметами).

3. Память:развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Продолжает развиваться механическая память, совершенствуется смысловая память.

4. Внимание:развивается в учебной деятельности произвольное внимание.

5. Воображение: преобладает воссоздающее.

6. Речь. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка: звуковую, грамматическую. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь, формируется эмоциональная культура речи. Ребёнок овладевает письменной речью.

Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Источник

Презентация на тему «Структура и характеристика учебной деятельности младшего школьника в теории Д.Б. Эльконина»

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Структура
и характеристика
учебной
деятельности
младшего
школьника
в теории
Д.Б. Эльконина

Описание слайда:

Презентацию
Выполнила
Лабудина
Лариса
Владимировна
2015 г.

Описание слайда:

Даниил Борисович ЭЛЬКОНИН

Описание слайда:

Ему принадлежат замечательные теории
периодизации детского развития и детской
игры, а также методики обучения детей
чтению.
Он обладал незаурядной и щедрой душой
жизнелюбивого и жизнестойкого человека,
сумевшего до последних дней сохранить большой
ум и доброту, имел поистине
благородный характер ученого и
гражданина.
Родился Д. Б. Эльконин в
Полтавской губернии, учился в
полтавской гимназии и в
Ленинградском педагогическом
институте им. А. И. Герцена.

Описание слайда:

С 1929 г. работал в этом институте;
несколько лет в сотрудничестве с
Л. С. Выготским изучал проблемы детской
игры.
С 1937 г. и до начала Великой Отечественной
войны он был учителем начальных классов в одной
из ленинградских школ, преподавал в педагогическом
институте, создавал школьные
учебники по русскому языку для
народностей Крайнего Севера.
В 1940 г. Д. Б. Эльконин защитил
кандидатскую диссертацию,
посвященную развитию речи
школьников.

Описание слайда:
Описание слайда:

Это деятельность направленная на
усвоение знаний и умений, выработанных
человечеством.
Это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).
Это деятельность, которая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей.
Учебная деятельность

Описание слайда:

Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Ребенок должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого он должен захотеть изменять себя в ученье и постепенно становиться таким же, как все современные взрослые люди.
Роль учебной деятельности выражается в формировании не только отдельных психических качеств, но и личности младшего школьника в целом.
Учебный мотив, стремление овладеть способами учебной деятельности, контроль и другие учебные действия постепенно становятся достоянием ребенка, и он психологически входит в учебную деятельность.

Описание слайда:

Учение – специфическая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.
Учение предъявляет требования к:
Познавательным процессам
Память, сообразительность, воображение, гибкость ума
Волевым качествам
Управление вниманием, регуляция чувств и т.д.

Описание слайда:

Основные характеристики учебной деятельности:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;
она ведет к изменениям в самом человеке-ученике;
в ней осваиваются общие способы действий и научных понятий;
происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий.

Описание слайда:

Особенности учебной деятельности по Д.Б.Эльконину.
общественна по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
общественна по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
общественна по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Описание слайда:

Предмет.
Средства.
Способы.
Продукт.
Действия и операции.
Результат.
Учебные задачи.
Внешнюю структуру.
Учебная деятельность имеет:

Описание слайда:

Предмет учебной деятельности (содержание):

Овладение обобщенными способами действий;
Отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов;
Развитие самого обучающегося;
Основным содержанием обучения должны
стать научные знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления.

Описание слайда:

Средства учебной деятельности:

интеллектуальные мыслительные действия
(анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.);
языковые знаковые средства, в форме которых
усваивается знание;
фоновые исходные значения.

Способы учебной деятельности:

Репродуктивный;
Проблемно-творческие;
Исследовательско-познавательные действия;
Переход от внешних предметных действий к
внутренним умственным действиям.

Описание слайда:

Продукт учебной деятельности:
структурированные знания;
умение решать научные и профессиональные
задачи;
внутренние новообразования: формирование
теоретического мышления;
накопление индивидуального опыта через усвоение
общественно-исторического опыта человечества.
Результат учебной деятельности:
потребность продолжать учение, интерес,
удовлетворенность от учебы;
нежелание учиться, отрицательное отношение
к школе, избегание учебы, непосещение занятий,
уход из школы.

Описание слайда:

Внешняя структура учебной деятельности:
Учебная мотивация.
Контроль преподавателя.
Оценка преподавателя.

Учебная ситуация:
учебная задача;
решение задачи посредством учебных действий.

Описание слайда:

Учебные задачи:
1. Цель, требования задачи.
2. Исходные условия предмета задачи: отношения между объектами.
3. Модель требуемого состояния предмета задачи.
4. Оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить её решение).

Описание слайда:

Действия и операции
2. Действия целеполагания.
1. Общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия.
3. Действия программирования.
7. Действия оценки (самооценки).
4. Действия планирования.
5. Исполнительные действия: вербальные, материальные, практические, мыслительно-логические и др.).
6. Действия контроля (самоконтроля).

Описание слайда:

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
1. Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения.
2. Учебная ситуация
а) Учебная задача, предполагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым.
б) Решение учебной задачи посредством учебных действий – предметных и вспомогательных.
3. Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль.
4. Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку ученика.

Описание слайда:

Характеристика структуры учебной деятельности
Мотивы учебной деятельности делятся на: внешние (социальные, лежащие за пределами учебного процесса и связанные лишь с его результатом) и внутренние (учебно- познавательная мотивация, потребности в интеллектуальной активности).

Описание слайда:

Учебные действия:
это приемы учебной работы;
это изменения учебного материала,
необходимые для его освоения;
это то, что ученик должен сделать, чтобы
обнаружить свойства того предмета,
который он изучает;
это то, что ученик должен делать, чтобы
сформировать образец усваиваемого
действия и воспроизводить этот образец.

Описание слайда:

Действия контроля (указание на правильность выполнения), т.е. сопоставление воспроизведенного действия с образцом:
прогнозирующий контроль (до начала работы);
пошаговый контроль (по ходу работы);
итоговый контроль (после завершения работы).
Действие самоконтроля (действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель), т.е. это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Описание слайда:

Действия оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке, определение того насколько успешно выполнена учебная задача.
По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает: адекватной и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.
Центральная задача начальной школы – формирование «умения учиться».
.

Описание слайда:

Учебная деятельность включает умения:
Выделять и удерживать
учебную задачу;
Самостоятельно находить и
усваивать общие способы
решения задач;
Адекватно оценивать и контролировать себя и
свою деятельность;
Владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
Использовать законы логического мышления;
Владеть и пользоваться разными формами обобщения,
в том числе теоретическими;
Уметь участвовать в коллективно распределенных
видах деятельности;
Иметь высокий уровень самостоятельной творческой
активности.

Описание слайда:

.
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала в готовой форме, её нужно построить.
На начальных этапах– процесс развития учебной деятельности (процесс передачи отдельных её звеньев) осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть интересной и полезной для педагогов и родителей.

Общая информация

Похожие материалы

Методическая разработка занятия по внеклассному чтению «Рассказы о животных в творчестве русских писателей» (2 класс)

Презентация по литературному чтению на тему «Домашние животные» (2 класс)

Родительское собрание «Учебная мотивация обучающихся».

Презентация к родительскому собранию «Учебная мотивация».

Презентация к открытому классному часу «Законы бесконфликтного существования».

Открытый классный час в 4 классе «Основные законы бесконфликтного существования».

Презентация на семинар «Системно-деятельностный подход»

Анализ воспитательной работы в 1А классе за 3 четверть 2013-2014 г.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5335460 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чёрная пятница

На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Источник

Система Эльконина-Давыдова.

Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Смотреть картинку Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Картинка про Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину. Фото Что входит в структуру учебной деятельности по д б эльконину Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л. С. Выготского, ученик Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Василий Васильевич ДавыдовТеоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ. Кроме того, Давыдов профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др. Его дружба с известными философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике — Э. В. Ильенковым, А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и др., дала возможность поставить и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э. В. Бесчеревных, В. В. Давыдова и др. «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под редакцией В. В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в 1983 был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.

Система Эльконина-Давыдова
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

Чем образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отличается от других систем?
В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.

Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.

Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.
В итоге учащийся не только знает о числах и операциях с ними, но и понимает их смысл. По-новому в таком подходе вводятся и основные арифметические действия. Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:

* конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
* решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т. е. решать задачи в новых условиях;
* освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.

История системы Эльконина-Давыдова
Образовательная система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования:

* в- 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д. Б. Эльконина «Психология младшего школьника»;
* в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;
* в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;
* в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В. В. Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
* в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова;
* в 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
* в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;
* в 2000 году был создан (идея принадлежала также В. В. Давыдову) Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.

В настоящее время образовательная система Эльконина-Давыдова набирает силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

* разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка) а также программы и учебные пособия для основной школе по русскому языку и литературе;
* в 2000 году создана Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина-Давыдова», которая работает по сетевому принципу и на базе которой идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;
* налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского Проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова, Г. Г. Микулиной и О. В. Савельевой.

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:

* уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
* изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
* перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.

Развитие мышления по методике Эльконина-Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления – рассудок и разум. Рассудок – это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление – это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности – главного и второстепенного.
Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей. Задача сегодняшнего дня – методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие – учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?
Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления – это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач ( это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося.

Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное. Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.

Как понимается «воспитание» в образовательной системе Эльконина-Давыдова?
Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В. В. Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.

Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.

Мораль — это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это — подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание. Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей подростковой школы, имеют главный дефицит в своей жизни — неумение общаться. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы — это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.

Ответы составлены на основе материалов В. В. Давыдова, В. В. Репкина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др. ведущих специалистов РО. Материалы подготовлены А. Б. Воронцовым.

Профессиональная консультация и литература по методике Эльконина-Давыдова.
В настоящее время в России существуют ряд учреждений и Центров, которые могут помочь родителям и учителям освоить образовательную систему Эльконина-Давыдова. Назовем некоторые из них:

* Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва (директор А. Б. Воронцов, ректор Б. Д. Эльконин);
* Сибирский институт «Развивающее обучение» ( директор О. Л. Тузов, ректор В. В. Репкин) г. Томск;
* Методический центр «Развивающее обучение» при АПКиПРО (директор Т. П. Данилина, ректор Академии Э. М. Никитин.

В ближайшее время в ряде регионов России (гг. Пермь, Магнитогорск, Волжский, Калининград, Южно-Сахалинск, Междуреченск) будут созданы региональные центры одна из целей которых оказание методической помощи учителям развивающего обучения.

При Открытом институте «Развивающее образование» ((095) 413-60-05) организовано дистантное обучение учителей. Для самостоятельного освоения системы мы рекомендуем следующие книги:

1. В. В. Давыдов. Теория развивающего обучения.- М.»Интор»,1996.
2. В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, «Пеленг», 1997.
3. В. П. Зинченко. Психологические основы педагогики. М.»Гардарики»,2002.
4. А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.
5. А. Б. Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.»РассказовЪ»,2002.
6. Г. А. Цукерман Виды общения в обучении. Томск, «Пеленг, 1994.
7. Г. А. Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.
8. Г. А. Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *