Что входит в состав флейты
Что входит в состав флейты
Музыкальный инструмент: Флейта
Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук флейты
Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.
Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.
Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.
Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.
Фото
Интересные факты
Популярные произведения для флейты
Конструкция флейты
Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.
Средний вес флейты – 600 грамм.
Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.
Разновидности флейты
Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.
Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.
Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.
Применение и репертуар
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.
Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .
В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.
Приемы игры
При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:
Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.
История флейты
Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.
Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.
Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.
Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Флейта
Изучаем разновидности флейт.
Историки музыки относят флейту к древнейшим духовым инструментам, созданным человеком. Появление поперечной модификации связывают с периодом заката античности. Впервые такая конструкция была применена в IX столетии до нашей эры. В минувшие времена для изготовления флейт чаще всего использовали дерево. Эта традиция сохранилась и поныне.
Многие мастера по-прежнему предпочитают самшитовую или кленовую древесину. Несколько реже применяются дорогие сорта красного дерева.
Для массового изготовления инструментов используют более практичные материалы: металл нескольких видов и прочный пластик. Изредка можно встретить стеклянные или костяные экземпляры.
Как устроена флейта
Сначала немного истории. Изначально существовало два типа концертных флейт: прямая и косая. До XVII века музыканты предпочитали широко распространенную прямую или продольную модель с верхним наконечником. При игре ее держали вертикально. Поперечная или косая флейта, оснащенная боковым амбушюром, использовалась в горизонтальном положении. В 1832 г. ее механика была усовершенствована Теобальдом Бемом.
Он изменил систему клапанов и улучшил резонанс. С той поры поперечная флейта завоевала множество поклонников и получила мировое признание. В память о немецком мастере ее часто называют флейтой Бема. Прямая модель постепенно утратила былую популярность. В наши дни используется преимущественно блокфлейта для исполнения старинной музыки.
Многие музыканты считают поперечную флейту самым виртуозным инструментом сопранового регистра. Она обладает четырьмя октавами (1─4) и способна издавать разнообразные звуки: чистые и прозрачные в piano высокого регистра, свистящие и пронзительные в forte. Тембр низкого регистра может быть холодным, суровым, глуховатым. В средней тональности инструмент звучит светло, мелодично и нежно.
Основные части конструкции
Флейта состоит из 3 частей: головки, тела и колена.
Строение головки
Эта верхняя часть инструмента иначе называется мундштук. С боковой стороны она оснащена губным отверстием или дульцем, через него вдувают воздух. Сверху головку закрывает коронка или венец. Дульце имеет специальную накладку или губки. Важная деталь помогает плотно и правильно приложить инструмент ко рту, уменьшает потерю воздуха.
Настроечную пробку с винтом на верхушке головки задвигают внутрь до оптимального положения. С этой целью используют насаженный деревянный колпачок. Правильно установленная пробка обеспечит максимально точное звучание каждой из октав. Крутить ее для подстройки какой-либо ноты ни в коем случае нельзя. Это неизбежно приведет к потере всего строя.
Корпус или тело
Так принято называть среднюю, самую длинную часть флейты. На ней располагаются «дырочки» и система связанных друг с другом клапанов. Их предназначение – закрывать и открывать звуковые отверстия. От настройки клапанного механизма зависит звучание инструмента. Обращаться с ним нужно с предельной осторожностью.
Существуют 2 типа конструкции. Первая из них линейная, с клапанами, расположенными в один ряд, что выглядит более эстетично, но создает некоторое неудобство при игре. У второй 2 клапана ноты «соль» немного выдвинуты вперед, безымянному пальцу легче до них дотянуться. Выбор конструкции зависит от личных предпочтений исполнителя, на акустику это не влияет.
Что такое «колено»
Третья часть поперечной флейты или колено выглядит, как цилиндрическая трубка либо стержень. На нем расположены отверстия, рычажки и клапаны. От особенностей этой детали зависит самая нижняя нота инструмента.
Выделяют две разновидности колена: «си» и «до». В первом варианте нижней будет нота «си» (малая октава), во втором «до» (первая октава). У модели с коленом «си» есть специальный рычаг «гизмо», он помогает извлекать «до» в третьей октаве. Для нажатия на клапаны используют мизинец.
Ученические и детские флейты
Для учебных целей предпочтительны инструменты с закрытыми клапанами, на них легче играть. Специально для детей и людей небольшого роста были разработаны модели с изогнутой головкой. Такой тип конструкции нужен для того, чтобы небольшие руки и пальчики могли дотянуться до нужного клапана. Экземпляры стандартных размеров могут вызвать затруднения и, как следствие, утрату энтузиазма.
Подросшим детям и взрослым, научившимся играть на «облегченном» инструменте, можно осваивать флейту с резонаторами. Модели с открытыми клапанами предоставляют исполнителям гораздо больше возможностей, поэтому их предпочитают профессионалы. Улучшается звучание флейты, расширяется диапазон использования музыкальных эффектов.
Для производства детских и ученических инструментов часто применяют металлический сплав, включающий никель с серебром. Такой материал стоит дешевле, но в отличие от серебра, гораздо прочнее. Кроме того, внешний вид флейты ничем не уступает серебряным моделям. Людям с аллергией на никель следует обратить внимание на состав материала.
Инструменты для продвинутых исполнителей
Прежде всего, это будут флейты с резонаторами. Как уже говорилось выше, к открытым клапанам нужно приспособиться. Для того, чтобы быстрее привыкнуть к новой механике, лучше начинать с моделей с временными заглушками. Когда отпадет необходимость, их можно легко убрать. Нужно иметь в виду, что использование заглушек отражается на резонансе и звучании инструмента, но это временное решение.
Следующий отличительный признак флейт профи-уровня связан с конструкцией колена. В частности, речь идет о третьем дополнительном клапане для извлечения ноты «си» в малой октаве. Добавление рычага «гизмо» обеспечивает чистоту выдуваемых звуков, включая третью октаву.
В отличие от ученических флейт, инструменты для профессиональной игры делают из более качественных и дорогих материалов. Кроме того, их можно узнать по клапанам, имеющим специальную напайку. Их в музыкальных кругах называют французскими. Такая особенность служит дополнительной опорой и помогает плотному контакту с пальцами исполнителя. Безупречность механики гарантирует высокую скорость отклика, легкость и мягкость движений.
Разновидности поперечных флейт
Оркестровые флейты подразделяются на несколько основных видов: большая, малая, басовая, альтовая. Другие разновидности инструмента, такие как окто- и гипербасовая флейта или большая ми-бемоль используются редко, в рамках отдельных музыкальных направлений.
Большая флейта или флейта-сопрано
Инструмент принадлежит к категории концертных флейт сопранового регистра и входит в постоянный состав оркестра. Большой флейтой музыкант должен владеть в совершенстве, поскольку она всегда востребована. Остальные разновидности инструмента он изучает позднее и использует по необходимости.
Малая флейта-пикколо
Возможно, кто-то посчитает пикколо маленьким аналогом большой флейты, к тому же у обеих одинаковый строй «до». В действительности между этими инструментами имеется несколько существенных отличий. Это не только размер флейты-пикколо – миниатюрного представителя семейства. Инструменты различаются высотой звучания (у большой флейты она на октаву ниже) и тембром, у пикколо он более резкий.
Начинающий музыкант может столкнуться с определенными трудностями. При игре на малой флейте требуется форсированное вдувание воздуха. Клапаны на укороченном корпусе расположены плотнее обычного, к этому нужно будет приспособиться.
Есть несколько нюансов, которые полезно учесть при выборе малой флейты из разных материалов:
1. Инструмент с головкой и телом из пластика отличается прочностью, что немаловажно для процесса обучения. Внешние факторы – погода и климат не влияют на звучание.
2. Пикколо с металлической головкой и деревянным корпусом станет оптимальным вариантом для начинающего. Благодаря удобной форме губок и головке из металла, упрощается управление воздушным потоком, легче извлекать звуки.
3. Металлический корпус с такой же головкой способствует яркому, выразительному звучанию. Отлично подходит для игры в уличном оркестре. Не боится осадков и влажности.
4. Корпус с головкой, сделанные из древесины, способствуют большей мелодичности инструмента. Такой вариант часто предпочитают профессионалы для исполнения соло в духовом ансамбле. Плохо переносит влажность.
Альтовая флейта
Эта разновидность флейты характеризуется своеобразным густым тембром. Часто входит в постоянный состав духовых ансамблей. Начиная с конца XX столетия, активно используется для исполнения сольных партий в сопровождении оркестра. От сопрановой флейты отличается шириной и длиной тела, а также более низким звучанием (преимущественно, строй «соль»). Верхний регистр несколько резкий, пронзительный, средний – приятный для слуха и полнозвучный, с гибкими, красивыми нюансировками.
Басовая флейта
Инструмент приобрел популярность у продвинутых исполнителей, играющих в составе флейтовых квартетов и квинтетов. Чтобы добиться чистого звучания басовой флейты, от музыкантов требуется высокий уровень мастерства. Подобная особенность связана с немалым размером инструмента. По этой причине в оркестрах он встречается нечасто.
То же самое относится к субконтрабасовой и контрабасовой флейтам с более низким тембром. Эти разновидности духового инструмента используются только в ансамблях флейтистов.
Флейта
Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, повлиявший на множество мировых культур.
Что такое флейта
Тип — деревянный духовой музыкальный инструмент, аэрофон. Принадлежит к группе деревянных духовых, относится к классу лабиальных. В музыке используется во всех жанрах, от фольклорного до эстрадного.
Русское наименование инструмента имеет происхождение от латинского названия – «flauta».
Строение
Классический вариант состоит из цилиндрического вытянутого тела, пробки, губки, дульца, клапанов и нижнего колена. Самые распространенные цвета — коричневый, серебряный, темно-красный.
Большая флейта характеризуется прямой головкой. На альтовых и басовых моделях используется загнутая. Материал изготовления — дерево, серебро, платина, никель. Вид головки — цилиндрический. Слева расположена пробка, держащая строй инструмента.
Существует 2 дополнительные разновидности конструкции:
Звучание
Флейта создает звук, когда струю воздуха пересекает отверстие, из-за чего создается колебание. Вдуваемый поток воздуха действует по закону Бернулли. Музыкант меняет диапазон звука открывая и закрывая отверстия на теле инструмента. Так изменяется длина резонатора, что отражается в частоте резонирующей поверхности. Управляя давлением воздуха, музыкант также может менять диапазон звучания с помощью одного рта.
Модели открытого типа звучат на октаву ниже закрытых аналогичного размера. Диапазон звучания большой модели: от H до C4.
В отличие от остальных музыкальных инструментов, разновидности флейт сильно отличаются как строением, так и звучанием.
Флейты без свисткового устройства имеют самую простую конструкцию. Музыкант вдувает воздух в одно отверстие, который выходит из другого со звуком. Звучание регулируется силой дыхания и перекрываемыми отверстиями для пальцев. Пример — традиционная индейская кена. Стандартная длина кены — 25-70 см. Используется в творчестве коренных народов Южной Америки. Схожие вариации без свисткового устроства: японская сякухати из бамбука и китайская деревянная флейта сяо.
Поперечная
Аэрофоны со свистковым устройством выдают звук образованный от прохождения потока воздуха через специальный механизм. Механизм называется мундштуком, в него дует исполнитель. Пример свистковой версии — блокфлейта. В головной части установлен блок. Нижние отверстия двойные. Нота берется с помощью вилочных аппликатур. Характер звучания — слабый, поперечные модели звучат громче.
Похожий тип — свирель. Распространен среди славянских народов. Характеризуется диапазоном звучания в 2 октавы. Длина 30-35 см. Родственные русские народные инструменты: дудка, пыжатка, двойная жалейка.
Двойная флейта представляет собой спаренную конструкцию с двойным свистковым устройством. Белорусский вариант называется парной дудкой. Длина первой трубки 330-250 мм, второй — 270-390 мм. При игре их держат под углом друг от друга.
Многоствольные версии выглядят как ряд скрепленных трубочек разной длины. Музыкант попеременно дует в разные трубочки, конец которых звучит разным тембром. Примеры: сиринга, панфлейта, кугиклы.
Современная флейта изготавливается из металла. Характеристика звука — сопрано. Высота звука меняется передуванием, а также закрытием и открытием клапанов. Относится к поперечным аэрофонам.
История происхождения и развития
История флейты насчитывает около 45 000 лет. Предшественница флейты — свисресток. Так называют примитивные свистковые трубочки с двумя отверстиями — для вдыхания воздуха и его выхода. Возникновение флейты связывают с началом появления отверстий для пальцев.
Останки древнейшей флейты были найдены в Словении, на археологическом объекте Дивье Бабе. Приблизительный возраст находки — 43 000 лет. Считается, что это древнейшая найденная часть музыкального инструмента, а на территория современной Словении он мог впервые появиться. Большинство ученых приписывают изобретение флейты из Дивье Бабе неандертальцам. Исследователь из Словении М. Бродар считает, что находка изобретена кроманьонцами эпохи позднего палеолита.
В конце 2000-х годов была найдена еще одна древняя вариация в Германии возле Ульма. Имеет небольшой размер. Конструкция с пятью вырезами имеет У-образный вырез для рта исполнителя. Изготовлена из костей стервятника. Позже на территории Германии были обнаружены более древние аэрофоны. Находки возрастом в 42-43 000 лет найдены в пригороде Блаубойрен.
Несколько аэрофонов были обнаружены в ущелине Холе-Фельс, недалеко от наскальных рисунков. Рассказывая о находке, ученые выдвинули теорию, что она «показывает существование музыкальных обычаев во времена, когда современные люди колонизировали Европу». Ученые также заявили, что находка инструмента поможет объяснить культурную и умственную разницу между неандертальцем и ранним современным человеком.
Сохранившая игровые свойства костяная флейта была извлечена из склепа Сяху в Хенане, Китай. Вместе с ней находились еще 29 сломанных экземпляров с небольшими отличиями в строении. Возраст — 9 000 лет. Число отверстий для пальцев 5-8.
Древнейшая сохранившаяся китайская поперечная флейта найдена в гробнице князя И. Китайцы называют ее «чи». Изобрести ее могли в 433 году до н.э, во времена поздней Династии Чжоу. Корпус сделанный из лакированного бамбука. Сбоку находятся 5 вырезов. Чи упоминается в текстах Конфуция.
Старейшая письменная памятка о духовом инструменте датируется 2600-2700 годами до н.э. Авторство приписывается шумерскому народу. Также духовые инструменты упоминаются в недавно переведенной табличке с поэмой о Гильгамеше. Эпическая поэма была написана в 2100-600 годах до нашей эры.
Среди интересных фактов: был переведен ряд шумерских табличек известных как «музыкальные тексты». Таблицы содержат инструкции к точным настройкам гамм музыкальных инструментов. Одна из гамм называется «embubum», что в переводе с аккадского означает «флейта».
Флейты занимают важное место в индийской культуре и мифологии. Индийская литература 16 века до н.э. содержит множество упоминаний перекрестной вариации. Исследователями истории музыки считается, что Индия является родиной перекрестной версии.
Продольная флейта появилась на территории современного Египта примерно в 3000-х годах до н.э. В настоящее время она продолжает оставаться главным духовым инструментом в мусульманских странах Ближнего Востока.
Продольная
В эпоху Средневековья в Европе стала популярна поперечная флейта, имеющая популярность по сей день. В XV веке в Европу попали продольные экземпляры.
В XVII веке французский композитор Жак Оттетер улучшил устройство инструмента. Пальцевые отверстия были оборудованы клапанами. Результат — охват полного хроматического звукового ряда. Создание новой конструкции привело к угасанию популярности продольной блокфлейты. С XVII века обновленная флейта в оркестре заняла важную роль. Симфонический оркестр без этого инструмента стал считаться неполноценным.
В XIX веке Теобальд Бём внес значительные изменения в конструкцию. Мастер расположил отверстия по акустическим принципам, добавил кольца и клапаны, установил канал сечения цилиндрической формы. Новая версия была сделана из серебра, став выглядеть дороже. С тех пор инструмент не получил больших изменений в конструкции.
Известные флейтисты
Один из самых известных современных флейтистов — итальянец Никола Мадзанти. Он записал несколько альбомов полностью посвященных флейте-пиколло. Также он издает книги пособия по игре на пиколло.
Советский флейтист Николай Платонов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его популярные сочинения: опера «Лейтенант Шмидт», «Увертюра для симфонического оркестра», «12 этюдов для соло».
Американская певица Лиззо исполняющая альтернативный хип-хоп, активно использует флейту в своих песнях. В 2020 году Лиззо получила премию «Грэмми» за лучший альбом современной городской музыки.
В рок-музыке первой использовать флейту стала группа «Jethro Tull». На инструменте играет вокалист группы Йэн Андерсон.