Что входит в экзамен на категорию а
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Экзамен в ГИБДД 2021 на категорию А — новые упражнения с комментариями
Что изменилось в 2021 году
Кроме короновируса и прочей дичи в 2020 году случилось еще одно событие, которое коснулось всех обучающихся вождению мотоцикла и автомобиля — утверждения нового регламента “по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений”. Закон вступил в силу 1 апреля 2021 года.
Плюсы и минусы изменений для получения категории В пропустим. Нас интересуют мотоциклы.
В двух словах произошло следующее:
Когда в 2017 году восьмерку предписали выполнять в ограниченном линиями пространстве прямоугольной формы размерами 6*12, подумалось, что в кое-то веки приняли закон, основываясь на здравом смысле, а не на желании нажиться на людях, желающих открыть водительскую категорию.
Но, как говориться, “не долго музыка играла”. Проанализировав статистику успешной “бесплатной” сдачи экзаменов и сравнив доходность от экзаменов с периодом до 2017 года (мнение автора, не претендующее на истинность), видимо, чиновники “одумались”, и вернули “круглую” восьмерку с частоколом из конусов в регламент. Сложно представить реальную ситуацию в жизни, которую моделирует данное упражнение. Но в “их вселенной”, видимо, все иначе.
Очень хотелось бы посмотреть, как данное упражнение выполнит кто-то из тех, кто ставил подписи на этом законопроекте и тех, кто голосовал за эти изменения.
Нет, проехать это упражнение вполне возможно, хотя оно и сложнее того, которое было в период с 2017 по 2021, но это упражнение не научит вас уверенно поворачивать на мотоцикле. А жаль.
Что же касается отмены посадки-высадки — думается, что зря. Конечно по закону первые два года на мотоцикле запрещено перевозить пассажира, и экзаменовать навык посадки пассажира (пусть и виртуально) не логично. Но ведь по факту дело просто в названии. Если переименовать задание, например, в “параллельную парковку”, то противоречие исчезает. Умение точно остановиться после манёвра вполне может пригодиться в жизни. Однако не думаю, что кто-то из учеников мотошкол огорчился из-за отмены этого элемента, и их можно понять!
Что касается Габаритного коридора — выполнять его стало проще и сейчас он имитирует междурядье, хотя расстояние между стойками можно было бы и поменьше.
Регламент экзамена на категорию А 2021 года
Для сдачи практического экзамена по вождению мотоцикла необходимо выполнить 5 упражнений, по возможности не допуская ошибок. Большинство ошибок считаются грубыми и каждая из них влечет за собой оценку НЕ СДАЛ. Так же есть незначительные ошибки, которые допускается совершить два раза (суммарно). Третья незначительная ошибка — это тоже оценка НЕ СДАЛ
Что именно считается ошибкой и как они классифицируются:
Кроме этого запрещено использование телефонов либо иных технических устройств, позволяющих вести переговоры.
Суммарное время выполнения всех упражнений рассчитывается по специальной формуле. Для каждой площадки оно будет разное, но если суммировать время выполнения упражнений без учета перемещения по площадке, то значение не должно превышать 3,5 минут. Время выполнения упражнения “Скоростное маневрирование” — не более 35 сек. (замеряется отдельно).
Очерёдность выполнения упражнений законом не регламентируется. На каждой экзаменационной площадке она своя, и объявляется во время обязательного инструктажа перед сдачей экзамена.
Выполняя упражнения не советую вам подсчитывать количество совершённых ошибок и тем более принимать решение о том, что вы провалили экзамен и самовольно “сходить с маршрута”
Повода для того, чтоб завершить выполнение задания может быть только два: либо вы выполнили все упражнения, либо инспектор дал команду прекратить выполнение упражнений. В остальных случаях продолжайте выполнять программу, как ни в чем не бывало. Ведь инспектор мог и не заметить вашей ошибки, если только вы не наехали ему на ногу.
Штрафные баллы начисляются только во время выполнения упражнений. Ошибки, совершенные при перемещении от одного упражнения к другому не учитываются.
Упражнение “Габаритный коридор”
Описание упражнения
• осуществлять прямолинейное движение (рисунок 1);
• остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла);
• включить нейтральную передачу, коснувшись одной ногой (ногами) поверхности площадки;
• продолжить движение, пересекая линию «СТОП».
Габаритный коридор 2021
Рекомендации
Не смотря на желание убедиться, что руль не цепляет стойки, делать этого не нужно. Смотрите вперёд на конец упражнения или немного дальше.
Не напрягайте руки. Удерживайте равновесие с помощью смещения корпуса. Избегайте подруливания.
Упражнение будет выполнить проще, если в начале упражнения вы сделаете небольшой разгон, а вторую половину проедете накатом на выжатом сцеплении. Это не совсем “канонично” и “круто”, но работает. Тормозите плавно, используя оба тормоза.
На тренировках сдвигайте стойки максимально узко и старайтесь ехать максимально медленно в “серой зоне” сцепления. Стандартная ширина упражнения 1,2 метра, а такое расстояние в междурядьи бывает далеко не всегда.
Упражнение “Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места”
Описание упражнения
После пересечения на мотоцикле линии начала выполнения упражнения остановиться так, чтобы проекция заднего габарита мотоцикла пересекла линию начала выполнения упражнения, выключить двигатель и спешиться (рисунок 2).
Далее, удерживая мотоцикл в равновесии, пешком, располагаясь от мотоцикла с удобной стороны, откатить его задним ходом и установить на подножку в пределах обозначенного места парковки так, чтобы он по проекции переднего габарита пересек линию окончания выполнения упражнения. Затем сесть на мотоцикл, запустить двигатель и выехать с парковочного места.
Упражнение необходимо выполнить применив движение задним ходом только один раз.
Рекомендации
Проезжайте через контрольную линию вперед подальше — лучше проехать лишний метр,чем не доехать 1 сантиметр.
Не забудьте заглушить двигатель.
Старайтесь удерживать мотоцикл перпендикулярно земле, сохраняя его в состоянии равновесия. Чем сильнее вы наклоняете мотоцикл на себя, тем тяжелее его перекатывать, сохраняя намеченную траекторию.
Держитесь одной рукой за руль, а другой за багажник. Удерживайте взгляд на точке, к которой движетесь.
Находясь слева от мотоцикла не забудьте убрать подножку. Иначе во время движения можно повредить ногу.
Во время остановки убедитесь, что откинули подножку до упора.
Упражнение “Габаритная Восьмерка”
Описание упражнения
Рекомендации
Выполняя это упражнение избегайте излишнего наклона мотоцикла. Двигайтесь не слишком быстро, регулируя скорость задним тормозом, при необходимости “травите” сцепление. Обороты двигателя удерживайте немного выше холостых.
При движении по кругу переднее колесо направляйте как можно ближе к внешней линии. Не смотрите на ограничительные конусы — взгляд должен быть направлен на противоположную часть окружности.
Упражнение “Змейка”
Описание упражнения
Осуществлять движение по заданной траектории, последовательно объезжая разметочные конусы с левой и правой сторон (рисунок 4).
Рекомендации
Избегайте движения на холостых. Удерживайте ручку газа слегка приоткрытой, регулируя скорость движения задним тормозом. Будет отлично, если при этом получится слегка “травить” сцепление.
Во время смены направления загружайте подножки, наклоняя мотоцикл под собой, применяя контруклон. Рулите ногами а не рулём.
Следите, чтоб проезжая очередной конус мотоцикл был уже направлен во внутрь траектории поворота, а не к габаритной линии. Это получится, если повторить траекторию, изображенную на рисунке.
Упражнение “Скоростное маневрирование”
Описание упражнения
• объезжать последовательно с левой и правой сторон 5 разметочных конусов (рисунок 6);
• совершить разворот в ограниченном разметочными конусами пространстве;
• последовательно проехать габаритные ворота;
• остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла);
• включить нейтральную передачу, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;
• выехать из зоны выполнения упражнения, пересекая линию «СТОП».
Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 35 секунд.
Рисунок 5
Скоростное маневрирование
Рекомендации
Выполняя змейку удерживайте взгляд на дальней линии упражнения (зона разворота).
Рулите ногами, а не рулём.
Начиная разворот поверните голову налево, удерживая взгляд на точке выхода из поворота.
Выполняя проезд ворот удерживайте взгляд не на текущем элементе, а на следующем. Взгляд скользит впереди “на шаг вперед”.
Перед началом торможения включите нейтральную передачу — это существенно сократит время выполнения упражнения.
Не забудьте о том, что упражнение считается выполненным тогда, когда мотоцикл выехал за линию “СТОП”. Не мешкайте после остановки — включайте первую передачу и выезжайте за стоп-линию.
Не стоит ехать слишком быстро. Тренируйтесь проезжать упражнение за 27-30 секунд. Это отличный результат. За скорость вам не дадут бонусов, а вот риск совершить ошибку увеличивается.
Если эти советы вам показались полезными, но хочется больше практики — добро пожаловать на курс вождения по категории А. Мы с радостью поможем Вам подготовиться к экзаменам и повысить свои навыки управления мотоциклом.
Ну и главное: как показывает практика, чаще всего терпят неудачу те, кто не справляется с волнением. Несколько советов о том, как не волноваться на экзамене я публиковал ранее.
Экзаменационные упражнения, отменённые 1 апреля 2021 года
Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров
ОТМЕНЕНО С 1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА
Описание упражнения
• осуществлять движение по обозначенной полосе (рисунок 6);
• подать сигнал поворота левой рукой и совершить маневр перестроения к месту остановки так, чтобы проекция левого габарита мотоцикла пересекла контрольную линию;
• остановиться на расстоянии, не превышающем 30 сантиметров от линии «СТОП» и не превышающем 30 сантиметров от линии разметки по проекции правого габарита мотоцикла, опираясь на землю правой ногой;
• включить нейтральную передачу и удерживая мотоцикл неподвижно, опустить левую ногу на землю;
• продолжить движение, пересекая линию «СТОП».
Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 15 секунд.
Рисунок 6
Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров
Рекомендации
Наберите комфортную скорость. Постарайтесь подать сигнал левой рукой заблаговременно, чтоб к моменту начала маневра обе руки были уже на руле. Перед манёвром выключите сцепление.
Заезжая на место парковки рулите ногами, а не рулём. Так же, как на змейке.
Перед тем, как затормозить, сместите корпус немного вправо. Это позволит совершить остановку с опорой на правую ногу. Не нажимайте на передний тормоз слишком резко.
Упражнение “Габаритная Восьмерка”
по регламенту в период с 2017-по 2021 год.
Отменена 1 апреля 2021 года
Описание упражнения
Двигаться по заданной траектории (рисунок 7).
Время выполнения не должно превышать 35 секунд.
Рисунок 7
Габаритная восьмёрка
Рекомендации
Начинайте развороты от боковой линии, оставляя максимальное пространство для маневра.
Во время разворота удерживайте взгляд на конусе, вокруг которого совершается манёвр. Отклоните корпус наружу, сохраняя баланс.
Избегайте движения на холостых. Удерживайте ручку газа слегка приоткрытой, регулируя скорость движения задним тормозом. Будет отлично, если при этом получится слегка “травить” сцепление.
Как открыть категорию А, если есть Б? Как получить права на мотоцикл
Федеральные порядки
Как открыть категорию на мотоцикле? По правилам к сдаче экзамена на получение прав категории А допускаются подростки, достигшие возраста 16 лет. Если человек уже взрослый и у него есть сразу два транспортных средства, которые он планирует водить, то права с категориями А и В можно получать одновременно либо по очереди.
Категория А в удостоверении о вождении дает человеку право управлять трициклом, мотоциклом, и квадроциклом, попадающими в категорию А, В1 и А1. Также разрешено пользоваться скутером и мопедом категории М.
Особенности открытия категории А
Как и при получении любой другой категории человеку важно подтвердить свои знания теории и практики посредством сдачи специальных экзаменов в мотошколе. Для получения соответствующих знаний и практики важно пройти курсовое обучение в автошколе на отделении для подготовка на категорию А либо в лицензированной мотошколе.
Теоретическая сторона
Как открыть категорию А, если есть Б? Открытая категория В при повторной сдаче на расширение водительских возможностей дает лишь одно преимущество: если экзамен по теории был сдан недавно (не больше 3 месяцев назад), то сдавать повторно его не обязательно. Таким правом по причине сильной ограниченности по времени получается воспользоваться только тем, кто обучается сразу же по нескольким категориям: А и В.
Теоретический экзамен по правилам дорожного движения осуществляется в автошколе, где обучается будущий водитель, либо в подразделении ГИБДД.
Как получить категорию А, имея категорию Б? До 2013 года у конкурсантов был шанс самостоятельно выучить правила дорожного движения, а в конце самостоятельного обучения прийти в учреждение и сдать экзамен. Сейчас самостоятельная подготовка к экзамену отменена, поэтому человеку, желающему сдать на категорию А, если есть В, придется пройти полный курс обучения. Для претендентов на управление мотоциклом теоретическая часть обучения будет продолжаться на протяжении 108 часов.
Теоретическая часть идет в обязательном порядке для любого водительского удостоверения, по этой причине подготовиться к экзамену и положительно сдать его будет довольно просто.
Практическая часть подготовки
Как добавить категорию А в права? После сдачи теоретической части и получения удовлетворительного результата от инструктора кандидату на права категории А разрешают пройти экзамен на проверку практических знаний и умений. Она будет заключена в управлении транспортным средством из категории А под контролем инспектора.
При проведении подготовки и тренировки конкурсант знакомится с автодромом, изучает отведенную для него трассу, учится самостоятельно управлять мотоциклами от различных производителей, использует полученные из теоретической части знания на практике.
Длительность всего курса будет определена во время занятий, в зависимости от навыков человека и его знаний, но она не должна длиться меньше, чем устанавливает закон. Обучение вождению должно продолжаться не меньше 18 часов. При практическом вождении учитывается астрономическое, а не академическое время, общее время занятий должно доходить до одного часа.
Экзамен по получению прав категории А при наличии В категории осуществляется на авто- либо мотоплощадке. Для этого создан специальный обязательный комплекс испытаний, который в результате оценивается самим инструктором. В него входят следующие группы испытаний:
Как получить права категории А, если есть Б? При прохождении последних и главных испытаний на мототрассе испытуемый может получить не больше 4 штрафных баллов. При получении большого числа штрафов сдаваемый экзамен считается проваленным. В этом случае человеку придется сдавать права повторно по прошествии какого-то количества времени.
Возможные штрафы
Классификация штрафных балов за нарушения бывает следующей:
В отличие от сдачи прав на другие категории вождения, водителю мотоцикла не требуется сдавать экзамен с выездом на проезжую полосу.
Как открыть категорию А, если есть Б? Если испытуемый провалили свой главный, последний экзамен, то ему может быть назначено повторное время сдачи (чаще всего по прошествии 7 дней). По закону испытуемый, который хорошо справился с теоретической частью тестирования, может проходить практические занятия по вождению мотоцикла на протяжении следующего полугода.
При успешном окончании практики и сдачи главного экзамена на мотоплощадке подготовка водителя к получению прав на мотоцикл, если есть категория В, заканчивается. В учетное удостоверение водителя вносится пометка о том, что получено право открыть категорию А.
Какие документы нужны, чтобы оформить категорию?
Изменения в удостоверении водителя вносятся при предоставлении ГИБДД определенного ряда документов:
Причины отказа
В некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут отказать в выдаче водительского удостоверения на категорию А. Такое может произойти по следующим причинам:
Как можно заключить, права на мотоцикл, если есть категория В, получаются почти также, как при получении водительского удостоверения на управление транспортным средством в первый раз. Чтобы значительно упростить такую процедуру и уменьшить количество сдаваемых экзаменов на теорию, следует воспользоваться возможностью пройти подготовку сразу по нескольким категориям.
Что такое категория А?
Как открыть категорию А, если есть Б? Категория А дает человеку возможность водить мотоцикл, весящий меньше 400 килограмм. Такой транспорт может обладать боковым прицепом (коляской). Но водить мотоцикл в этом случае разрешено лишь с возраста 18 лет.
Существует также подкатегория А1 – сюда включена группа мотоциклов, мощность которых составляет меньше 15 лошадиных сил. Управлять ими разрешено с возраста 16 лет.
Чтобы начать водить легковой автомобиль с весом 3,5 тонны, при условии, что он сможет везти за собой прицеп массой до 750 килограмм, человеку понадобится получить удостоверение с категорией Б.
Помимо этого, в такой машине должно находиться восемь мест для пассажиров и одно водительское. Если дополнительно есть прицеп, то общая масса не должна быть больше 3,5 тонн.
Зачем выдают удостоверения?
Требование выдачи водительских удостоверений на вождение автомобилем и другими транспортными средствами появилось сразу после того, как такой тип движения стал массовым и приобрел популярность.
Впервые такой вид удостоверения был выдан еще в 1893 году, и уже с 1899 года появилась обязательная необходимость в сдаче экзаменов. С этого времени права вождения стали важной частью жизни человека.
Все страны, Россия не исключение, присоединились к конвенции дорожного движения. В результате у стран возникла обязанность выдавать водительские удостоверения определенной формы, которые наделяют человека правом управлять конкретным транспортным средством.
Владелец такого удостоверения перед его получением должен был сдать экзамен на знанием правил дорожного движения, а также показать на практике, что он умеет водить транспорт.
Усовершенствование выдачи
В течение длительного времени водительские права выдавались лишь на вождение определенного вида транспорта. И лишь в 1970-х годах возникла возможность получить квалификацию по разным категориям.
Такой процесс сильно облегчил жизнь водителям и инспекторам дорожного движения. После введения такого правила управлять транспортным средством могли лишь те люди, которые получили все необходимые основные знания и навыки.
В категории заключены те знания, которыми должен в обязательном порядке располагать водитель мотоцикла, грузовика или же легкового автомобиля.
В начале процесса развития автомобильной индустрии существовало всего 4 категории управления транспортом, сейчас же их всего девять, не учитывая дополнительные 6 подкатегорий.
Стоимость процедуры получения прав
Стоимость за открытие прав на мотоцикл, если есть категория В, устанавливается в зависимости от определенных факторов:
Общая цена
В среднем возможность управлять новым транспортным средством будет стоить человеку в 20 000 рублей. Если инспектор определит, что вождение производится без прав на категорию, то владельцу транспорта придется заплатить штраф до 15 тысяч рублей. При этом сам мотоцикл будет изъят и перемещен на штрафстоянку. Также у человека забирают водительское удостоверение, что по своему значению значительно превышает стоимость законного оформления прав на вождение мотоцикла.