Что входит в читательскую грамотность
Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?
О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».
Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.
Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.
Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.
В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.
С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.
Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.
В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:
Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.
Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.
Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?
Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет.Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Печальный и, я бы даже сказала,постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?
Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.
В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд,их много:
-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).
-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).
-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?
Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.
Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.
Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.
Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.
Лаборатория функциональной грамотности
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
2. Естественно-научная грамотность
3. Математическая грамотность
Читательская грамотность
Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.
Эксперимент № 1
В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.
Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.
Эксперимент № 2
Опыт читательской грамотности
Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.
Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.
Опыт креативного мышления
Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!
Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.
Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________
Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.
В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.
Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет
Измените сценарий каким-либо образом:
Опыт глобальных компетенций
В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.
Опыт функциональной грамотности на уроке
Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.
Посмотреть запись вебинара можно здесь.
Статья «Формирование читательской грамотности»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ ������������ ����������� � ���� ����⨥ 9 ��� ���� �� PIRLS.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Центр национальных и международных Центр оценки качества образования
РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ – ЛУЧШИЕ ЧИТАТЕЛИ В МИРЕ!
(по результатам международного исследования PIRLS-2016)
В 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге странучастниц международного исследования PIRLS, в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области чтения и понимания текстов выпускниками начальных школ.
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International
Association for the Evaluation of Educational Achievement).
В исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие более 340 000 учащихся из 50 стран и 11 территорий, среди которых 20 стран мира, в том числе и Россия, участвовали во всех четырех проведенных к настоящему времени циклах исследования PIRLS – в 2001,
2006, 2011 и 2016 годах. В исследовании 2016 года Россия была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны.
Полученные результаты позволяют получить ответы на следующие вопросы:
1. Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками из других стран?
2. Какие изменения произошли в результатах читательской грамотности российских учащихся за последние годы?
3. Как семья и школа способствуют развитию читательской грамотности?
4. Какие факторы определяют наивысшие результаты российских четвероклассников?
Основные результаты международного тестирования
Результаты учащихся 4 класса по чтению [1]
13 Венгрия 554 (2,9) Ý
23 Канада 543 (1,8) Ý
27 Казахстан 536 (2,5) Ý
33 Новая Зеландия 523 (2,2) Ý
Среднее значение шкалы PIRLS
38 Тринидад и Тобаго
44 Саудовская Аравия
48 Марокко 358 (3,9) Þ
Ý Средний балл страны статистически значимо выше среднего значения шкалы PIRLS
Þ Средний балл страны статистически значимо ниже среднего значения шкалы PIRLS
Российская школа лидирует!
В 2016 году учащиеся России и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением. Четвероклассники этих стран показали лучшие среди
50 стран-участниц результаты. Различие в средних баллах этих стран не является значимым. Результаты всех остальных стран-участниц существенно ниже.
В ряде стран международное тестирование проводилось в отдельных городах или территориях независимо от выборки страны с целью получения сравнительных данных со страной и миром.
В исследовании 2016 года такой территорией впервые стала Москва – московские школы вошли как в состав общероссийской выборки, так и в состав независимой представительной выборки г. Москвы. Представительная выборка московских учащихся формировалась независимо от общероссийской, она включала 4289 четвероклассников из 150 московских школ.
Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий. Их средний результат составил 612 баллов.
3 Квебек (Канада) 547 (2,8) Ý
5 Андалузия (Испания)
6 Норвегия (4 класс)
9 Буэнос-Айрес (Аргентина)
11 Англ./Африкаанс/Зулу языки – ЮАР
Тенденции изменений в обучении чтению в мире
Российская школа на подъеме!
В 2016 году российские четвероклассники значительно улучшили свои результаты по сравнению со всеми предыдущими годами.
Отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников.
За последние 15 лет в мире увеличилось число «хороших читателей»!
Читательская грамотность – как она оценивается
Исследование PIRLS оценивает успешность юных читателей в решении двух основных читательских задач:
• получить опыт эстетического
• приобрести и использовать информацию.
PIRLS выделяет четыре читательских умения, необходимых для решения обеих читательских задач:
• найти в тексте информацию, изложенную в явном виде;
• на ее основе сделать простые умозаключения;
• интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста;
• оценивать содержание и форму текста.
Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно!
Российские учащиеся показали самые высокие результаты как при чтении художественных (584 балла), так и при чтении научно-популярных текстов (579 баллов), продемонстрировав баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации:
• найти информацию и сделать простые умозаключения, 581 балл;
• интегрировать, интерпретировать и оценивать содержание и форму текста, 582 балла.
* Здесь и далее звездочками на диаграммах отмечены значения результатов в циклах исследования PIRLS, в которых были зафиксированы статистически значимые различия.
В России 70% выпускников начальной школы имеют высокий уровень читательской грамотности!
понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800–1000 слов. Они воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи; опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.
Число учащихся с низким уровнем читательской грамотности сократилось с 16% в 2001 году до 5% в 2016 году. Исследование PIRLS раскрывает пути работы с этими детьми:
«Если эти дети читают сложные тексты, то они могут только найти и извлечь из текста ясно описанную деталь. Но если детям дают несложные тексты или текст предлагается по частям, то они могут найти и извлечь информацию, сообщенную вербально и невербально (с помощью графиков или диаграмм), могут сделать простые умозаключения о событиях повествования и причинах действий героев, начинают интерпретировать события и основную мысль повествования».
Примеры заданий, оценивающих различные читательские умения.
Умение найти в тексте информацию, изложенную в явном виде
Комментарии эксперта. Результаты выполнения задания определяются следующим: во-первых, ответ на вопрос надо разыскать (в четвертом абзаце текста). Во-вторых, ответ надо записать. В-третьих, отсутствуют ключевые слова для поиска, необходимо отождествить синонимы «знаменитый» (в вопросе) и «известный» (в тексте). 80% российских учащихся правильно ответили на поставленный вопрос (средний международный результат – 62 %).
Умение делать простые умозаключения на основе информации, изложенной в тексте в явном виде Пример 2.
_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Комментарии эксперта. Более половины текста о Леонардо да Винчи посвящены его записным книжкам. Описываются отдельные изобретения, приводятся общие утверждения о ценности записных книжек великого мастера. Однако отвечая на вопрос, читатель должен не просто пересказывать фрагменты текста, а установить связь между текстовыми сообщениями о записных книжках Леонардо и их ценностью для нас. Вот примеры ответов, которые принимаются (оцениваются одним баллом):
— Они показывают, как он изобретал свои изобретения.
— Благодаря им мы можем знать немного больше о нем.
— Для воссоздания его изобретений.
Не принимаются (оценка – 0 баллов) ответы, в которых не прослеживается связь между заметками Леонардо и их важностью для современных людей. Например:
— Они показывают, как хорошо он умел рисовать.
— Потому что он был знаменитым.
— Потому что он изобрел некоторые вещи.
Получили 1 балл за выполнение задания 59% российских учащихся (средний международный результат – 46%).
Умение интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста
Комментарии эксперта. При выполнении задания учащиеся должны продемонстрировать обобщенное понимание того, что сообщает автор текста, и подтвердить его примером из текста. Если ответ ученика отражает связь названия текста и его содержания, ученик приводит пример провидческого изобретения Леонардо («летательная машина», парашют, робот) и указывает, как именно этот пример раскрывает смысл названия текста, то он оценивается двумя баллами. Например:
— Он придумал, как люди могут летать. Это показывает, что он опередил свое время, так как самолеты были построены через много лет после его смерти.
38% российских учащихся получили высший балл за выполнение этого задания (среднее международное значение – 47%).
Если ученик приводит только пример изобретения Леонардо без объяснения, то он получает один балл. Например:
— Он придумал, как сделать робота.
Частично принимаемый ответ дали 59% российский учащихся (среднее международное значение – 46%).
Умение оценивать содержание и форму текста
Комментарии эксперта. Суждение о том, насколько заголовок соответствует общему смыслу текста, – одна из задач, которые требуют умения оценивать содержание и форму текста. В данном случае задача осложняется тем, что дистракторы В и С содержат совершенно справедливые утверждения, которые, однако, не выражают главного смысла текста. Иными словами, отвечая на вопрос, читатель должен разграничить все то, что он знает о герое рассказа, и то, что именно сообщается в тексте. С этой задачей успешно справились 84% российских школьников. Средний международный показатель – 69%.
Примеры заданий, показывающих особенности достижения различных уровней понимания текста.
Литературный текст. Примеры 5-8.
Комментарии эксперта. Практически все российские учащиеся (92%) смогли найти и извлечь из текста ясно описанную информацию (средний международный результат – 80%).
Средний уровень читательской грамотности
Комментарии эксперта. Деревенский дом бабушки Гунн в тесте описан достаточно подробно: «Её дом в деревне был похож на кукольный домик. В нём были крошечные окошечки, и на крыше росла трава. И цветы тоже росли на крыше!»
Это описание найти не слишком трудно: оно расположено на первой странице, во втором абзаце. Но его надо искать, то есть опираться на первое читательское умение – извлекать из текста требуемую информацию. Однако для ответа на вопрос одного этого умения недостаточно: необходимо сделать простые умозаключения типа: если сказано, что «в нём были крошечные окошечки», то дом без окон (дистрактор D) не соответствует этому описанию. С таким умозаключением не смогли справиться всего 1% российских четвероклассников. А вот отклонить варианты, где трава и цветы растут не на крыше, а в земле (дистрактор А) или где окна не крошечные (дистрактор В), не смогли 7% и 8% четвероклассников.
Правильный ответ выбрали 80% российских учащихся (средний международный результат – 78%).
Высокий уровень читательской грамотности
Комментарии эксперта. Вопрос предполагает короткий письменный ответ. Принимаются ответы, в которых выражена мысль о том, что бабушка Гунн подмигнула мальчику, потому что ей понравилась его мысль, которая подсказала ей план действий. Например:
— Потому что мальчик подал ей хорошую идею.
— Она подумала: «Да, я это сделаю». Она решила перевезти своих кур.
В России на него правильно ответили 76% четвероклассников. Международное среднее – 64%.
Лишь 1% российских четвероклассников не приступили к письменному ответу, но 23% не справились с ответом по содержанию. Почему?
Трудно предположить, что подмигивание и хитрая улыбка в ответ на высказанную мысль выходит за пределы житейского опыта детей. Однако для понимания значения этих обычных мимических знаков в контексте рассказа «Цветы на крыше», надо связать то, что непосредственно предшествует подмигиванию, и то, что происходит сразу же после него: вопрос мальчика – подмигивание (и некая невысказанная в тексте мысль бабушки Гунн) – действия бабушки Гунн, в которых эта невысказанная мысль реализована. Иными словами, по предшествующим и последующим действиям героев надо воссоздать и перевести на язык слов значение жеста, то есть языка тела. Эта задача неэлементарна для читателя любого возраста: обычно язык тела «читается» непосредственно, без перевода в слова.
Высший уровень читательской грамотности
Комментарии эксперта. При выполнении этого задания учащиеся должны были связать детали текста для понимания общей идеи автора; интерпретировать события и действия героев для понимания их чувств, а также обосновать свои интерпретации, опираясь на содержательные элементы всего текста. 38% российских учащихся получили 2 балла за выполнение задания, проявив полное понимание текста: они смогли понять чувства мальчика к бабушке Гунн и причины их изменения. Они описали испытываемые мальчиком отрицательные чувства, когда он встретил бабушку Гунн, и положительные чувства в конце рассказа. Например,
— Он был разочарован, что въехали не дети, но в конце она ему понравилась.
— Сначала он волновался, потому что он думал, что въедут дети. Потом он загрустил, потому что это была бабушка. В конце он был счастлив.
Один балл получили 60% учащихся за частичное понимание чувств мальчика: описывалось негативное чувство к бабушке Гунн в начале истории ИЛИ его положительное чувство к ней в конце истории.
Для сравнения средний международный результат: 2 балла – 27%, 1 балл – 48%.
Как организовано обучение чтению в странах мира
Страны, демонстрирующие высокие результаты по читательской грамотности, поразному организуют не только обучение чтению, но и весь учебный процесс.
Страны сильно отличаются по общему числу учебных часов на изучение всех предметов. Например, в Сингапуре этот показатель составляет 1040 ч в году (по результатам опроса директоров и учителей школ), а в Финляндии – 731 ч. В России на изучение всех предметов в 4 классе в среднем отводится 652 ч. Из них на изучение родного языка отводится 263 ч (41%, максимальный процент среди всех стран), а на обучение чтению – 171 ч (27%).
Страны (средний балл)
Общее число часов в год
Обучение родному языку, включая чтение, письмо, литературу и т.д.
Обучение чтению, включая чтение в рамках всех предметов
% от общего числа часов
% от общего числа часов
2 Англия (559)
12 (1,1)
3 Гонконг (569) 987 (10,3)
4 Северная Ирландия (565) 958 (10,5)
5 Ирландия (567) 915 (0,3)
6 Тайвань (559) 845 (9,2)
7 Норвегия (559) 827 (11,1)
8 Польша (565) 754 (5,4)
9 Финляндия (566) 731 (7,5)
10 Российская Федерация (581) 652 (5,4)
В рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов на обучение чтению и результатами по читательской грамотности. Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т.е. эффективность использования времени урока.
Хорошие читатели растут в хорошей образовательной среде
Наличие в семье значительного числа ресурсов для обучения ребенка (книги, условия для учебных занятий, высокий уровень образования и
профессиональной квалификации родителей)
Наличие дома достаточно большого числа электронных устройств
Положительное отношение родителей к чтению
В России, как и во всех странах мира, наивысшие достижения учащихся по чтению связаны со следующими факторами:
Хороших читателей готовят с детства!
Хорошие читатели посещают хорошо оснащенные школы с высокой степенью направленности на успешное обучение
Все участники учебного процесса нацелены на высокие достижения
Большинство поступающих в 1 класс детей имеют высокий уровень готовности к обучению чтению
Имеется достаточное количество образовательных ресурсов, а возможный их недостаток не оказывает значительного влияния на результаты обучения
Обеспечены безопасность и порядок
В России, как и в других странах, учащиеся имеют более высокие результаты по чтению, если в их школе:
О степени направленности образовательной организации на высокие достижения своих учащихся в исследовании 2016 года можно было судить по ответам директоров и учителей. Их оценки практически совпали – о высокой степени направленности на успешное обучение заявили 48% директоров и 53% учителей. Это означает, что в этих школах сами учащиеся, их учителя и родители демонстрируют высокую степень заинтересованности в повышении успеваемости: учителя хорошо понимают цели обучения, успешно реализуют программы обучения и ожидают от учащихся высокой успеваемости, учащиеся хотят хорошо учиться, а их родители помогают в этом своим детям. Результаты учащихся из таких образовательных организаций в среднем выше, чем у остальных.
По сравнению с другими странами российские учителя и директора школ имеют более высокий уровень образования и профессиональной подготовки.
Число учащихся классов,
Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы во всем мире негативные проявления отношений все активнее переходят в информационное пространство – возрастает число случаев запугивания детей со стороны их сверстников с использованием мобильной связи и Интернета.
Хорошие читатели любят читать, уверены в своих силах и прекрасно чувствуют себя на уроках чтения
Положительно относятся к чтению
Высоко оценивают свою успешность в овладении чтением
Чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса на уроках чтения
Во всех странах более высокие результаты по чтению показывают учащиеся, которые:
В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения (с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году). Эти учащиеся имеют самые высокие результаты по грамотности чтения – 582 балла по международной шкале. Число российских детей, которые не любят читать и очень редко читают для собственного удовольствия, немного уменьшилось (с 13% в 2011 году до 10% в 2016 году), однако если в 2011 году различия в результатах по чтению этих двух групп учащихся составляли 33 балла, то в 2016 году в России впервые зафиксирована очень слабая связь между результатами исследования PIRLS и отношением учащихся к чтению – не любящие читать учащиеся показали результаты всего на 10 баллов меньше, чем их сверстники, которые читать очень любят.
В России некоторое
По результатам исследования PIRLS наиболее успешными в выполнении заданий международного теста по чтению оказались учащиеся 4 классов всех стран, имеющие высокую степень вовлеченности в учебный процесс, которая характеризуется эффективностью взаимодействия учителя с учениками (понятно ли объясняется материал урока, оказывает ли учитель индивидуальную помощь учащимся, поддерживает ли интерес учащихся к своему предмету и др.).
Россия не исключение: различие в результатах по чтению между вовлеченными и не вовлеченными в учебный процесс составляет 14 баллов по международной шкале. Это различие меньше, чем в среднем по странам, где оно равно 26 баллам.
Обращает на себя внимание, что в 2016 году зафиксировано увеличение числа российских учащихся, в полной мере вовлеченных в учебный процесс по чтению, – с 53% до 65%.
Мнения экспертов
Почему нам так важны результаты международного мониторинга читательской грамотности? Исследование PIRLS – это международный мониторинг читательской грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест PIRLS признан международным сообществом экспертов лучшим современным измерителем читательской грамотности начинающих читателей.
Начиная с 2001 года страны, участвующие в PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, неситуативные стратегические решения. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения.
• Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью закончит школу и продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем читательской грамотности.
• Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения.
Почему существенна читательская грамотность детей, заканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. В переводе на реалии отечественного образования, судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному и наименее технологизированному результату образования – к умению учиться. Следовательно, имеет смысл пристально всмотреться и основательно вдуматься в свежую информацию теста PIRLS 2016.
Анализ отдельных вопросов к текстам PIRLS 2016 сделан для того, чтобы:
1) отечественные специалисты по оценке качества знаний могли ориентироваться на мировые стандарты педагогических измерителей;
2) учителя начальной школы, а главное – все учителя-предметники основной школы получили образцы работы с текстами, которая должна вестись на каждом уроке.
Лишь общими усилиями всего педагогического сообщества мы сможем не только сохранить высокое качество читательской грамотности выпускников начальной школы, но и поднять уровень читательской грамотности на всех следующих ступенях образования.
При подготовке данной публикации использовались материалы Международного координационного центра исследования PIRLS.
Результаты международного исследования PIRLS-2016 представлены на сайтах:
+7-495-621-76-36 – Ковалева Галина Сергеевна – национальный координатор России
(электронная почта – centeroko@mail.ru )
+1-617-552-1600 – Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin – международные координаторы
(электронная почта – pirls@bc.edu )
Список субъектов РФ, принимавших участие в программе PIRLS-2016
1. Республика Башкортостан 22. Курганская область
2. Республика Дагестан 23. Московская область
3. Кабардино-Балкарская Республика 24. Нижегородская область
4. Республика Марий Эл 25. Новгородская область
5. Республика Саха (Якутия) 26. Новосибирская область
6. Республика Татарстан 27. Оренбургская область
7. Чувашская Республика 28. Пермский край
8. Алтайский край 29. Ростовская область
9. Краснодарский край 30. Рязанская область
10. Красноярский край 31. Самарская область
11. Приморский край 32. Саратовская область
12. Ставропольский край 33. Сахалинская область
13. Астраханская область 34. Свердловская область
14. Брянская область 35. Томская область
15. Владимирская область 36. Тульская область
16. Вологодская область 37. Ульяновская область
17. Воронежская область 38. Челябинская область
18. Иркутская область 39. Забайкальский край
[1] Результаты приводятся по международной 1000-балльной шкале. В скобках даются стандартные ошибки измерения.
[2] В скобках даются стандартные ошибки измерения.
[3] OECD (2010). PISA 2009 Framework: Key competencies in reading, mathematics and science. Paris: OECD.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.