Что говорят про тело если оно наэлектризовано
Технологическая карта урока «Электроскоп. Электрическое поле» (8 класс)
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Юдина Евгения Александровна
2. Класс: 8а, 8б Дата: ___________ Предмет Физика
3. Тема урока: Электроскоп. Электрическое поле.
4. Цель урока: Познакомить с устройством электроскопа, сформировать представления об электрическом поле, с помощью опытов выяснить основные проявления поля.
— познакомить детей с новыми приборами и их назначениями; дать понятие проводников и непроводников электричества; объяснить взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них.
— развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
— прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в паре, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели;
— содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза;
— развитие интереса к науке и умение работать с научно-популярной литературой.
6. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
7. Основные понятия: жидкие, твердые и газообразные тела.
8. Межпредметные связи: химия, биология
9. Материально-техническое обеспечение урока: стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, газета, электроскоп, электрометр, ватка, штатив, мультимедийный проектор, ноутбук.
Дидактическая структура урока
Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание
Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, уметь слушать и слышать.
Про, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано
Что телу сообщён электрический заряд
В электризации может участвовать только два тела.
Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.
Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются
Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
Существует только два рода зарядов.
Положительные и отрицательные
Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».
Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?
А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?
Сколько тел может участвовать в электризации?
Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?
Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?
Сколько родов электрических зарядов вы знаете?
Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?
Объясните явление, часто встречающееся в быту и на производстве: листы
бумаги при соприкосновении «слипаются», а при их отделении могут даже рваться.
Работа по рисункам- задачам
Самостоятельно с последующей проверкой и объяснением.
1). Как взаимодействуют между собой наэлектризованная палочка и подвешенный шарик?
2). Определите знак заряда шарика, подвешенного на нити
Докажите, что стеклянная и эбонитовая палочка при электризации получают заряды противоположных знаков.
гильза из фольги, подвешенная на нити.
развитие внимания, умений применять знания к решению задач, развитие монологической и диалогической речи
развитие экспериментальных умений, умений делать выводы, повышение познавательной активности
Мотивация к деятельности.
Сообщение темы урока
Участвуют в формировании темы урока
Записывают тему урока.
Участвуют в формировании целей урока.
Итак, мы только что повторили, что наэлектризованные тела могут притягиваться и отталкиваться, т.е. они взаимодействуют. По взаимодействию между телами можно судить, сообщён ли телу электрический заряд.
А вот теперь у меня есть только эбонитовая палочка, и мне нужно определить, заряжена она или нет. Как вы думаете, что в таких случаях применяют?
Прибор, с помощью которого это выясняют, называется электроскопом.
— Итак, тема нашего урока:
Электроскоп. Электрическое поле.
— Какова цель нашего урока?
Цель : Познакомиться с устройством электроскопа, сформировать представления об электрическом поле, с помощью опытов выяснить основные проявления поля
научиться предвидеть возможные результаты своих действий, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах выдвигаемых гипотез
фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Постановка целей занятий, планирование деятельности;
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса
Изучение нового материала
Слушают учителя и выдвигают свои версии
На шкале нет чисел, значит, числовое значение заряда с помощью него определить нельзя. Можно определить только наличие заряда.
Нет. Можно определить, только зная палочку («-» эбонит, «+» стекло).
Если листочки расходятся сильнее, значит мы добавляем заряд того же знака.
По углу между его листочками.
Он имеет шкалу. Это позволяет качественно определить значение величины заряда.
Давайте дадим определение электроскопа.
Слово электроскоп происходит от греческих электрон и скопео (наблюдать).
Действие прибора основано на взаимодействии заряженных тел.
Рассмотрим устройство и действие электроскопа.
Металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон застеклён.
Опыт (познакомить с принципом действия электроскопа).
Если к незаряженному электроскопу поднести заряженную эбонитовую палочку, то его листочки разойдутся. Значит, электроскоп заряжен.
Обратите внимание, в чём отличие прибора от всех других, известных вам ранее?
А можно определить, каким зарядом наэлектризован электроскоп?
А теперь ещё раз поднесём к электроскопу заряженную эбонитовую палочку. Что происходит с его листочками?
Поднесём к электроскопу кусочек меха, которым натирали палочку. Угол между листочками уменьшится. Значит, заряд на электроскопе уменьшается.
Сделаем вывод, как определить, уменьшается или увеличивается заряд на электроскопе?
(развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы).
Существует ещё один вид электроскопа – электрометр. В нём вместо листочков находится металлическая стрелка, которая закреплена на металлическом стержне. Когда она заряжается от электрометра, то отталкивается на некоторый угол.
В чём ещё отличие приборов?
узнают, что такое электроскоп, электрометр, устройство и действие приборов.
умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию
Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами
умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию
Личностные: осознают личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон
Первичное закрепление знаний
(Второму, т.к. его листочки разошлись на больший угол).
На втором рисунке – отрицательный. Так как угол увеличился, то ему добавили заряд того же знака).
(Палочка и электроскоп имеют заряды одного знака, т.к. угол между листочками электроскопа увеличился).
Работа в парах самостоятельная с последующей проверкой.
1.Какому электроскопу сообщили больший по модулю электрический заряд?
2.На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки.
3. К заряженному электроскопу поднесли заряженную палочку. Что можно сказать о зарядах палочки и электроскопа?
Применяют полученные знания при объяснении явлений
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Личностные: Формирование мотивации к самосовершенствованию.
Изучение нового материала
Учащиеся выдвигают гипотезы, которые затем обсуждаются всем классом
Электрический заряд взаимодействует на расстоянии и вокруг заряженного тела возникает электрическое поле.
(Это поле действует на стержень электрометра с определенной силой ).
Вывод: Под действием поля, возникшего вокруг заряженного тела, ватка поднимается вверх.
Вывод: тело может изменить свою скорость под действием силы.
Вывод : величина этой силы зависит от расстояния между шариками и величины
зарядов, находящихся на электризованном теле.
— Основным свойством электрического поля является его способность действовать на
электрический заряд с некоторой силой.
Электрическое поле материально, т. е. реально существует.
Учащиеся приводят примеры, доказывающие существование электрического поля во круг заряженных тел.
Отвечают на вопросы
Мы рассмотрели взаимодействие наэлектризованных тел. Давайте выясним, как оно передается?
Заряженной эбонитовой палочкой не прикасаюсь к стрежню электрометра, показываю, что стрелочка отклоняется.
Я ведь не прикасаясь в электрометру воздействую на стрелочку.
Как вы думаете, что происходит
Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались Д. Максвелл и М.Фарадей, и было установлено, что вокруг наэлектризованной палочки обнаруживается электрическое поле, которое действует на легкие кусочки бумаги, гильзу и т. д., вызывая их движение.
Электрическое поле невозможно увидеть или воспринять каким-либо органом чувств. Обнаружить его существование можно только по его действию на другие электризованные тела.
Так, эбонитовая палочка в результате трения о шерсть приобретает свойство образовывать электрическое поле. Заряд является источником электрического поля, т. е. вокруг любого электрического заряда существует электрическое поле.
Опыт с наэлектризованной эбонитовой палочкой и кусочком ватки. Подносим наэлектризованную эбонитовую палочку к ватке. Ватка прилипает к палочке. Затем резко встряхиваем палочку, чтобы ватка отпала, и сразу подносим к ней снизу наэлектризованную палочку. Ватка поднимается вверх.
-Поднявшись вверх, ватка изменила свою скорость?
-В результате чего тело может изменить свою скорость?
Электрическое поле, созданное зарядом, находящимся на палочке, действует с силой на заряд, находящийся на ватке. Чтобы ответить на вопрос, от чего зависит величина этой силы, посмотрим опыт.
Отклонение заряженного шарика от наэлектризованного тела.
Анализируя предыдущий опыт, скажите, каким характерным свойством обладает электрическое поле?
Особенности поля и вещества:
1. Электрическое поле связано с электрическим зарядом, без поля заряд не существует.
2. Электрическое поле не воспринимается органами чувств. Оно обнаруживается только по его действию на другие заряженные тела. С удалением от заряженного тела электрическое поле ослабевает, при приближении — усиливается.
3. Вещество занимает определенный объем, а поле не ограничено пространством.
4. Вещество непроницаемо, т. е. там, где расположено одно тело, не может находиться другое. В одной и той же точке пространства может находиться несколько полей.
Определение: электрическое поле есть один из видов материи, который существует вокруг заряженных тел и действует на заряженные тела или частицы вещества.
Ребята, приведите примеры, доказывающие существование электрического поля во круг заряженных тел.
1. Как можно обнаружить электрическое поле?
2. Как на опытах можно доказать, что электрическое поле действует на заряженные тела с силой?
узнают, как осуществляется передача зарядов на примере опытов, делают выводы об особенности поля и вещества:
умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию
Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами
умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию
Личностные: осознают личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон
Рефлексия, подведение итогов урока
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:
Учащимся предложено ответить на вопросы:
1.Что нового вы узнали?
2.Выполнили мы поставленные на уроке задачи?
3. Чему вы научились и можете научить других?
На столах у учащихся находятся цветные круги.
Далее, учителем предложено поднять круг, с целью убедиться на каком уровне учащиеся осмыслили результат труда.
Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию
построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость
умение осуществлять итоговый контроль
умение познавать цель и результат
Коммуникативные : умение проявлять активность в деятельности
Записывают домашнее задание
Упражнение 19(стр. 82).
1. Как взаимодействуют между собой наэлектризованная палочка и подвешенный шарик? (рисунок 1)
2. Определите знак заряда шарика, подвешенного на нити (рисунок 2)
3. Какому электроскопу сообщили больший по модулю электрический заряд?
4. На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки.
5. К заряженному электроскопу поднесли заряженную палочку. Что можно сказать о зарядах палочки и электроскопа?
1. Как взаимодействуют между собой наэлектризованная палочка и подвешенный шарик? (рисунок 1)
2. Определите знак заряда шарика, подвешенного на нити (рисунок 2)
3. Какому электроскопу сообщили больший по модулю электрический заряд?
4. На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки.
5. К заряженному электроскопу поднесли заряженную палочку. Что можно сказать о зарядах палочки и электроскопа?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по физике по теме: «Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле»
Описание разработки
Цель урока:
— познакомить детей с новым прибором и его назначением;
— дать понятие проводников и непроводников электричества;
— воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.
— формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.
— развитие мышления и памяти;
— умение правильно говорить.
Задачи:
раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.
создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Исторический экскурс.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление знаний.
6. Изучение нового материала.
7. Закрепление и коррекция знаний.
8. Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.
1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?
Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано
2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?
Что телу сообщён электрический заряд.
3. Сколько тел может участвовать в электризации?
В электризации может участвовать только два тела.
4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?
Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.
5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?
6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?
Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?
Существует только два рода зарядов.
Положительный и отрицательный
9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?
Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».
Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.
«Запишите число и тему урока» (написаны на доске).
Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.
Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь
У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:
1. Пластмассовой пробки;
2. Металлической оправы;
3. Металлического стержня;
4. Двух листочков из тонкой бумаги;
(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)
1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.
(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)
2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.
Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.
Содержимое разработки
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.
— познакомить детей с новым прибором и его назначением;
— дать понятие проводников и непроводников электричества;
— воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.
— формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.
— развитие мышления и памяти;
— умение правильно говорить.
Образовательная: раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.
Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.
Форма урока: работа с текстом учебника, групповые формы: работа
(в парах), самостоятельная работа, экспериментальное исследование.
Метод обучения: системно-поисковый.
Местоположение урока: промежуточный: урок может быть проведен после изучения понятия «электрический заряд» и взаимодействия электрических зарядов.
Оборудование к уроку:
1 демонстрационный электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/)
Видеоролик «Как установить знак заряда электроскопа»
Видеоролик «Отрицательный заряд электрометра»
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Закрепление и коррекция знаний.
Итоги урока, домашнее задание.
Приветствие, готовность к уроку.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.
1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?
Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано
2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?
Что телу сообщён электрический заряд.
3. Сколько тел может участвовать в электризации?
В электризации может участвовать только два тела.
4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?
Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.
5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?
Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.
6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?
Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?
Существует только два рода зарядов.
Положительный и отрицательный
9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?
Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».
Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.
«Запишите число и тему урока» (написаны на доске).
Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.
Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь
У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:
1. Пластмассовой пробки;
2. Металлической оправы;
3. Металлического стержня;
4. Двух листочков из тонкой бумаги;
(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)
1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.
(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)
2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.
Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.
Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.
Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит, он разрядился.
Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.
Давайте убедимся в этом на опыте:
1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.
2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.
Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.
К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).
Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.
5. Первичное закрепление знаний.
металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,
растворы солей, янтарь, резина, шёлк,
кислот в воде капрон, пластмассы
керосин, воздух (газы).
6. Этап получения новых знаний.
Изучение нового материала осуществляется с опорой на демонстрационный эксперимент с двумя электрометрами (электроскопами), на стержнях которых находятся одинаковые сферические кондукторы, и на анализ его результатов. Я заряжаю один из двух одинаковых электрометров и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что произойдет, если соединить эти электрометры стеклянной палочкой?». Ответы проверяются на опыте, который показывает, что никаких изменений не происходит. Это подтверждает, что стекло является диэлектриком.
Если для соединения электрометров использовать металлический стержень, держа его за непроводящую электричество ручку, то первоначальный заряд разделится на две равные части: половина заряда перейдет с первого кондуктора на второй.
Подвесим на нити заряженную гильзу и поднесем к ней наэлектризованную стеклянную палочку. Гильза отклонится от вертикального положения, притягиваясь к палочке. Следовательно, заряженные тела способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается действие от одного из этих тел к другому? Может быть, все дело в воздухе, находящемся между ними? Выясним это на опыте. Поместим заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) под колокол воздушного насоса, после чего откачаем из-под него воздух. Мы видим, что и в безвоздушном пространстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, в передаче электрического взаимодействия воздух не участвует. Тогда посредством чего все-таки осуществляется взаимодействие заряженных тел?
Ответ на этот вопрос дали в своих работах английские ученые М. Фарадей (1791 — 1867 гг.) и Дж. Максвелл (1831 —1879 гг.), которые доказали, что «агентом», передающим взаимодействие, является электрическое поле.
Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.
После этого с опорой на простые опыты выясняются основные свойства электрического поля:
Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое другое заряженное тело, оказавшееся в этом поле. Об этом свидетельствуют все опыты по взаимодействию заряженных тел. Так, отрицательно заряженная гильза, оказавшаяся в электрическом поле положительно наэлектризованной палочки, подвергается действию силы притяжения к ней.
Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали— слабее.
Электрическое поле изображается графически с помощью силовых магнитных линий.
Изображение магнитного поля
Этап обобщения и закрепления нового материала.
1. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?
Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.
2. Назовите основные части электроскопа?
Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.
3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?
По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.
4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?
Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.
5. Как ещё называют непроводники электричества?
6. Приведите примеры диэлектриков.
К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).
7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?
Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.
В нашей атмосфере действуют сильные электрические поля. Земля заряжена обычно отрицательно,
а низ облаков – положительно. Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы. Содержание ионов в воздухе меняется в зависимости от времени года, чистоты атмосферы и от метеорологических условий. Вся атмосфера пронизана этими частицами, находящимися в непрерывном движении, причем преобладают то положительные, то отрицательные ионы. Как правило, только положительные ионы отрицательно действуют на здоровье человека. Большое их преобладание в атмосфере вызывает неприятные ощущения.
Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.
Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок.
Первое упоминание об электрических рыбах датируется более чем 5000 лет назад. На древних египетских надгробьях изображен африканский электрический сом.
«Электрическое» зрение рыб.
Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы. Некоторые рыбы все время генерируют электрические импульсы. Вокруг их тела в воде текут электрические токи. Если в воду поместить посторонний предмет, то электрическое поле искажается и электрические сигналы, поступающие на чувствительные электрорецепторы рыб меняются. Мозг сравнивает сигналы от многих рецепторов и формирует у рыбы представление о размерах, форме и скорости движения предмета.
Самым сильным электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.
Живые часы.
Африканская рыба гимнархе посылает в окружающую среду электрические сигналы, продолжительность которых настолько точна и периодична, что может сравниться с кварцевым осциллятором. Французский инженер А. Флорион обработал сигналы, которые издает рыба, и получил оригинальные «рыбные» биоэлектрические часы. Они могут «ходить» 15 лет, надо лишь ежедневно кормить рыбку.
Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, в этом случае регистрируются электрическое поле, которое создает работающее сердце рыбы-добычи.
Некоторые рыбы, пытаясь спастись, зарываются в песок и замирают там. Но и у них нет никаких шансов, поскольку пока они живы, их тела генерируют электрические поля, которые улавливает, например, своей необычной головой акула-молот, бросающаяся, как кажется, прямо на пустой грунт и вытаскивающая из него бьющуюся жертву.
Скаты могут обнаруживать лакомых для них крабов по их электрическим полям, а сомы могут обнаружить даже электрополя, создаваемые закопавшимися в грунт червями. Акула, реагируя на электрическое поле, тоже может очень точно напасть на камбалу, зарывшуюся в песок.
Электрические органы акул и скатов отличаются очень высокой чувствительностью: рыбы реагируют на эл. поля напряженностью 0,1 мкВ/см.
Электрические рыбы используют электрические сигналы для общения между собой. Они оповещают других особей, что данная территория занята или, что ими обнаружена пища. Есть электрические сигналы: «вызываю на бой « или «сдаюсь». Все эти сигнали хорошо принимаются рыбами на расстоянии порядка 10 метров.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, познакомились с понятием электрического поля, а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»
Сделать электроскоп в домашних условиях.