Что говорят малыши в 1 и 4 месяца
Все, что нужно знать о развитии ребенка в 1 год и 4 месяца
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
Мелкая моторика
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
Гигиена
Одевание
Способность сосредотачивать внимание
Восприятие речи и жестов
Игровая деятельность
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игрушки
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца: навыки, питание, режим дня
После того, как ребенок отпраздновал свой первый день рождения, его физическое развитие становится чуть менее динамичным, зато интеллект, навыки, особенности характера меняются постоянно. Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца? Какие нормы соответствуют этому возрасту?
Физическое развитие
После года врачи уже не так тщательно следят за изменениями в весе и росте ребенка, проходить осмотр достаточно раз в три месяца, при хорошем самочувствии визиты к педиатру делают раз в полгода. Ориентироваться в показателях можно по следующей таблице:
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 78-80 см | 80-83 см |
Вес | 11-12 кг | 10-11 кг |
Окружность головы | 48-50 см | 45-48 см |
Обхват грудной клетки | 45-48 см | 50-53 см |
Зубы | 8-12 шт. | 8-12 шт. |
Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Развиваем малыша
Развитие ребенка в этом возрасте имеет четыре основных направления: крупная и мелкая моторика, речь, интеллект. В первом случае вы помогаете малышу совершенствоваться физически, зарядка, подъемы по ступенькам, любые упражнения отлично скажутся на его здоровье. Очень полезные тренажерные комплексы, мягкие ступеньки, коврики, туннели, ортопедические коврики. Подобные занятия всегда проходят в движении.
О пользе развития мелкой моторики не стоит говорить. Она напрямую связана с речевым становлением, поэтому очень важна в раннем возрасте. Для работы пальчиков создано множество игр, большинство из которых мамы могут сделать из подручных материалов. Например:
В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.
Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:
Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
Правила и особенности питания
По мере взросления питание детей становится все более разнообразным. Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:
Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.
Завтрак | Обед | Ужин |
---|---|---|
Овсяная каша с яблоком | Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями | Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью |
Омлет, хлеб с маслом | Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров | Овощное рагу с мясом |
Рисовая каша с курагой, компот | Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей | Картофельная запеканка с рыбой |
Блинчики со сметаной, джемом | Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени | Рисовая каша с котлетами из индейки |
Творожная запеканка с изюмом | Тыквенный суп – пюре, рагу | Омлет с курицей и помидором |
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба | Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат | Лодочки из кабачков |
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом | Суп со шпинатом, ежики с гречей | Отварная курица с овощным салатом |
Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами.
Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 – 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен. Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.
Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения.
Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д.
Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?
Развитие детей от 1 до 2 лет
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Список использованной литературы: