Что говорят христиане о вакцинации

Вакцинация — грех или спасение?

— Петр Вальтерович, Вас спрашивали о вакцинации от коронавируса?

— Вопрос вакцинации не является духовным?

— В каждом деле свои специалисты. Соответственно, надо разделять вопросы духовные и медицинские. Я не хочу давать советы, как делать операцию на сердце или лечить онкологию, какие препараты использовать при той или иной болезни. Это вопрос для медиков. Стоматологи пусть лечат зубы, но мы не должны способствовать тому, чтобы зубы заговаривали. Если у человека болит зуб, он не идет к портному, он идёт к врачу-стоматологу. Верующие перед посещением доктора обычно молятся о том, чтобы Бог послал хорошего врача и было назначено правильное лечение. Современная эпидемия показала, как важно молиться о врачах. Позиция РС ЕХБ простая: есть вопросы духовные, за которые отвечает Церковь, а есть вопросы государственной системы. Например, где прокладывать дороги, какие строить города, с кем заключать союзы. Мы имеем право высказывать свое мнение насчет этих вопросов? Да, как граждане этой страны. Есть отдельные области, где решения принимают специалисты. Мы не решаем, что сеять и когда собирать урожай. Мы не решаем, какие поезда выпускать, из каких материалов и чем оснащать. Мы не решаем, как лечить какую болезнь и не разрабатываем для этого лекарства. И в плане лечения короновируса мы, христиане, не решаем, как лечить и чем лечить. Для этого есть специалисты.

— Но пасторы могут дать совет членам Церкви?

— Церковь должна прежде всего заниматься духовным трудом: молитва, проповедь, служение ближнему. Христос в Первосвященнической молитве говорил: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» (Иоа. 17:16, 18). Церковь не только отделена от мира, она служит в мире — в обществе она занимает проактивную позицию. Принести лекарство, навестить больного, приготовить поесть голодному — это служение христианина. Христиане не призваны к изоляции, они призваны к служению. В заботе о ближнем мы пересекаемся с людьми разных профессий. Даже можем частично выполнять профессиональные функции этих людей. Но это не значит, что мы стали медиками или водителями, или соцработниками. Проактивная позиция Церкви подразумевает заботу о безопасности тех людей, к кому мы идем. Во время эпидемии кому-то достаточно маски и перчаток, а кто-то решит сделать прививку. В самой вакцине я не вижу греха. В Священном Писании нет рекомендации делать прививки, но и запрета нет.

— В Библии ничего не сказано о врачах?

— В неканонической книге «Мудрость Иисуса, сына Сирахова» сказано о враче: «Почитай врача почестью для дома твоего», дальше сказано, что травы и многое другое, что создано Богом, могут быть использованы для лечения. Главное, что там сказано: «А кто согрешит, тот впадет в руки врача». Я в молодости работал врачом и заметил, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по-разному. Лечение предписано одинаковое, но один выздоравливает, а другому становится хуже. Почему? По-человечески можно придумать объяснение: одному досталось просроченное лекарство или у него наложилась скрытая болезнь, но я понимаю, что все зависит от Бога.

— Зачем же тогда делать прививку?

— Как работает любая вакцина? В организм привносится малая часть вируса, чтобы организм начал бороться и выработались антитела. После этого, даже если человек заболеет, он перенесет болезнь в легкой форме. Я не вижу в этом греха. Для меня это вопрос веры. Если человек не верит, что прививка ему поможет, то она ему и не поможет. Любое лечение связано с верой. Врачи называют это нейрогуморальным воздействием. Любая таблетка, принятая с верой, что она поможет, окажет положительное воздействие. Если мы не верим, то даже хорошее лекарство будет плохо помогать. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

— Но люди боятся.

— Страх парализует все. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй!» (Мар. 5:36). Можно бояться и всё критиковать, начиная от семьи, церкви, общества, кончая всем миром. Но жизнь-то идет, мы продолжаем трудиться, наши дети ходят в школу, и нам надо принимать решение, как поступать в этих условиях? Я в принципе отношусь к вакцинации положительно. Вакцинация в истории медицины принесла много добра. Когда были изобретены первые прививки от оспы, кори и т. п., сколько людей они спасли! Были остановлены эпидемии этих болезней. Сейчас уже в роддоме новорожденным делают первые прививки. Мы, например, с супругой своим детям сделали все прививки. В современном мире над вакцинами работают целые институты. Есть даже отдельный противохолерный институт. Мы живем в такое время, когда все чем-нибудь болеют, и христиане в том числе. У кого-то болезни появляются в старости, но они появляются. И жизненный опыт показывает, что самое эффективное средство от эпидемий — это вакцинация. Поэтому я положительно отношусь к прививкам. И готов сделать прививку от Covid-19. Но мне сейчас нельзя, потому что я переболел. Но антитела со временем уменьшаются, поэтому, когда придет время, я буду делать прививку.

— Вы уверены в своем решении?

— Меня укрепило в принятом решении свидетельство одного знакомого пастора. Сам я переболел в легкой форме, а он рассказывал, что переболел дважды и второй раз очень тяжело, за последние два месяца среди его знакомых от коронавируса умерли 20 человек. Не стоит думать, что если вас эта зараза не коснулась или вы переболели легко, больше вам ничего не грозит, не преуменьшайте опасность! Но не стоит впадать и в крайности, не поддерживайте всякие конспирологические теории. Бог даёт разум, посмотрите трезво на ситуацию, оцените риски и решите, надо вам делать прививку или нет.

— Какую именно вакцину Вы рекомендуете?

— Сейчас много существует вакцин, даже от новой болезни Covid-19 их около 10, только в нашей стране уже три вакцины от этой болезни. Как же выбрать? Доверять специалистам. А они уже несут ответственность перед Богом и людьми.

— Где лучше прививаться? В России?

— Некоторые говорят, что надо подождать, скажем год, а потом уже вакцинироваться.

— Но как жить этот год? В изоляции? Мы видим, как с началом вакцинации в Москве заболеваемость пошла на спад. Значит, этот способ работает! Но Москва — многомиллионный город, здесь три аэропорта, 7 железнодорожных вокзалов, мы не сможем изолироваться от мира, значит, нужно предохраняться, вакцинироваться.

— Какие еще причины прививаться сегодня?

— Заботясь не только о себе, но и об окружающих, я рекомендовал бы всем сделать прививку от коронавируса. Но это необязательное условие для посещения церкви, к этому много противопоказаний, поэтому каждый решает сам: делать или нет. В церкви свобода выбора. Точно так же, как мы даем свободу принимать присягу или нет, человек должен принять решение относительно прививки и нести за это ответственность.

— Вакцина от коронавируса — явление нового, из-за этого люди не знают, чего ждать.

— Я не поддерживаю конспирологические теории. Мне не нравится, что в обществе сеется недоверие к медицине и врачам. Многие с удовольствием смотрят по ТВ, как какой-то далекий от медицины человек все критикует, всем недоволен, и начинают распространять его идеи. Но слухи были всегда. Люди всегда боялись нового. Мне дедушка рассказывал, как в его время боялись паровозов: «Раньше были лошади! А тут? Что за чудовище для уничтожения населения!?» А радио? Первое радио воспринималось христианами как бесовский рупор. Конспирологические теории в ходу постоянно, странно, что люди на это «покупаются» в 21 веке. Здесь очевидно воздействие СМИ и социальных сетей. «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Пр. 21:23). Как противостать слухам? Надо учиться, повышать свой уровень образования, расширять кругозор. Сегодня каждый человек имеет такую возможность.

— Говорят также, что эта эпидемия — признак конца света.

— Не будем забывать, что в истории человечества уже были эпидемии, и более страшные. Например, эпидемия чумы, когда вымерло 2/3 населения Европы. Тем не менее, я скажу, что надо быть готовым к пришествию Господа. Не из-за пандемии, а потому что мы не знаем, когда Господь придет. Мы должны быть готовы в любой момент и каждый день проживать как последний. Мы должны быть духовно твердыми, знать в кого мы верим, и твердо держаться этой веры. Мы молимся «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). «Се, гряди, Господи!» (Отк. 22:20). Средства массовой информации сейчас нагнетают обстановку, дают очень много негативной информации, показывают разные чудовищные вещи, и люди находятся под воздействием этого негатива, что не может не отражаться на их поведении. Но у христиан есть есть радостная, Благая весть, давайте ей делиться, что мир стал лучше, чтобы приблизилось Царствие Небесное!

— Ваше пожелание всем сомневающимся?

— Любите Господа, живите полной жизнью, радуйтесь! Бог каждому отмерил свое время жизни. Жизнь человека коротка. Но все время жить, боясь выйти на улицу, невозможно. Пусть Господь руководит нашей жизнью. Кому-то Бог дает многие года, кому-то — нет, наша жизнь в Его руках. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28). Апостол Павел до уверования не знал покоя, он «дышал угрозами и убийством на учеников Христа» (Дея. 9:1). И сейчас многие дышат возмущением, даже христиане дышат недовольством и в обществе, и в церкви. Это не Божий путь. Любовь Божья все покрывает, наша вера способна горы двигать. Не ропщите, веруйте в Христа и Евангелие! И Бог даст и силы, и здравое понимание, и поможет принять решение. Аминь.

Источник

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть фото Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть картинку Что говорят христиане о вакцинации. Картинка про Что говорят христиане о вакцинации. Фото Что говорят христиане о вакцинации

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть фото Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть картинку Что говорят христиане о вакцинации. Картинка про Что говорят христиане о вакцинации. Фото Что говорят христиане о вакцинации

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть фото Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть картинку Что говорят христиане о вакцинации. Картинка про Что говорят христиане о вакцинации. Фото Что говорят христиане о вакцинации

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Источник

Те, кто сделал прививку — самоубийцы?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Батюшка. Как делающие прививку могут ходить в храм? Ведь, по сути, они самоубийцы, подписавшие бумагу на опыты над своим телом. Заразившись сами, заражают окружающих. Предавший Господа раз, предаст и в другой. И как же закон Божий — не убий, не навреди?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть фото Что говорят христиане о вакцинации. Смотреть картинку Что говорят христиане о вакцинации. Картинка про Что говорят христиане о вакцинации. Фото Что говорят христиане о вакцинации

Вы знаете, люди делают прививки по разным соображениям.

Напомню Вам, что многие лекарства их создатели испытывали на себе. Это самоубийство? Я бы назвал это иначе: в данном случае это скорее о том, чтобы душу свою положить за друзей своих. Может быть, Вы также знаете, что был обычай, когда инженеры, которые строили мосты, стояли под этими мостами, когда по ним впервые проходил транспорт. Это то же самое: люди готовы собой жертвовать, чтобы помочь другим людям.

Когда создают новую вакцину, на определенном этапе испытания начинают проводить на людях. И люди добровольно идут на эти испытания, чтобы помочь другим не заболеть какой-то болезнью, понимаете?

Я знаю верующих людей, которые сделали себе прививку именно из соображений помощи другим людям, мол, пусть я погибну, зато помогу другим.

Знаю людей, которые работают на ответственной работе. И прививаются, чтобы иметь возможность и дальше делать свое дело — не ради себя, ради дела, то есть ради других. Так что, как видите, мотивации у людей очень разные.

Что касается заражения, я не врач, чтобы брать на себя ответственность обсуждать медицинские вопросы. Насколько я понял, люди могут заразиться и без прививки, и с прививкой. И в этом смысле мы все в равных условиях — и привившиеся, и непривившиеся, и все можем стать невольной причиной заражения близких. Кроме того, Вы же понимаете, что вакцина — это не заражение. Иначе бы все дети, которым делают прививку от оспы, краснухи или туберкулеза, становились бы источниками заражения этими болезнями. Но этого ведь не происходит, так?

И последнее. Когда разговор идет о серьезных вещах, очень важно помолиться Богу и самому соблюсти определенную дисциплину мысли. Думаю, Вы видите, сколько споров сейчас происходит из-за вакцин, но часто причиной высокого градуса конфликтов является не что иное, как неаккуратность в мыслях, отсутствие базового понимания происходящего и при этом желание во что бы то ни стало донести до других свою точку зрения. Если бы люди аккуратнее относились к тому, как они сами воспринимают информацию, конфликтов было бы меньше. И я Вам за собственной дисциплиной мысли очень советую последить. Потому что, например, Вы очень легко смешали в одной фразе заповедь «не убий», которая дана нам в Ветхом Завете, и заповедь «не навреди», которая вообще восходит к античной клятве Гиппократа (кстати, на нее тоже многие ссылаются, но мало кто читал сам текст хотя бы в русском переводе) и которой в Священном Писании нет.

Все мы не хотим болеть. И да, можем по-разному относится к тем или иным медицинским подходам, но вряд ли кто-то будет прививаться из расчета навредить ближнему.

Так что, дорогой Михаил, как бы Вы ни нервничали, следите за внутренней дисциплиной, воздерживайтесь от поспешных выводов и смотрите за тем, каковы Ваши собственные поступки. Мне кажется, это единственный возможный адекватный вариант поведения в любой ситуации, в том числе в нынешней.

Источник

«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь

Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.

Большое количество «фейковых» новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового «индийского» штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми «троллями», так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.

COVID-19 и информационная война

Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.

При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер». К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.

В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. «Фейк» сразу же опровергли, но, как говорится, «осадочек остался». И этот «осадочек» продолжают использовать против Церкви.

С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые «паблики» и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) «в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области». В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин «встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его». И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:

А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?

Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:

Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.

Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: «Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа «сопротивлением светским властям и Патриарху». И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола». На что владыка ответил:

Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.

Хочется пожелать, чтобы этих «неизвестных людей» было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.

«Россию погубила сплетня»

И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент «ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации». Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.

Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:

Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.

И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность «утраты образа Божия» вследствие «генной модификации человека» посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.

А потому наиболее верной представляется срединная позиция: «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся». И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.

Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ «третьей мировой войны». Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.

И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *