Улицкая сонечка о чем

Краткое содержание Улицкая Сонечка

Соня, девочка из еврейской семьи, с детских лет погружена в чтение. Превратившись в не очень складную и красивую девушку, она связывает свою жизнь с библиотекой. Когда начинается война, Сонина семья эвакуируется в Свердловск, где девушка работает в местном книгохранилище.

Однажды библиотеку посещает ссыльный художник Роберт Викторович. Его интересуют французские книги. Соня показывает их, но, к сожалению, не может выдать на дом: у мужчины нет местной прописки. Она готова взять их на свое имя под честное слово художника. Роберт Викторович поражен Соней и решает, что она должна стать его женой. Через несколько дней он делает девушке предложение, и она соглашается.

Роберту Викторовичу необходимо ехать в Уфу на поселение, Соня следует за ним. Там рождается их дочь Таня. Жизнь очень тяжела, не хватает еды, но Соня очень счастлива и живет полноценной жизнью, не убегая в выдуманный мир из книг.

После войны жизнь мало-помалу налаживается, и Роберту Викторовичу разрешают вернуться в Москву. Здесь семья, помыкавшаяся по разным городам, поселяется в деревянном доме. Дочь подрастает, Соня стареет и становится совсем некрасивой, она занимается бытом и хозяйством, и всем довольна.

Подросшая Таня рано начинает увлекаться мальчиками. Она не хочет учиться, с трудом заканчивает восемь классов и поступает в вечернюю школу. Здесь Таня знакомится с сиротой-полячкой Ясей, с которой у нее завязывается крепкая дружба. Таня очень жалеет подругу, чья жизнь была нелегка, и под Новый год приводит ее в дом. Соня также испытывает к Ясе жалость и предлагает ей пожить у них.

Роберт Викторович влюбляется в Ясю, и они начинают жить вместе в его мастерской. Художник снова начинает писать много, и, увидев его картины, Соня обо всем догадывается. Но она ничего не говорит мужу. Их старый дом предназначен под снос, семья переезжает в трехкомнатную квартиру. Таня, узнав о второй жизни отца, уезжает из дома в Ленинград. Соня, оставшись одна, снова погружается в мир книг.

Когда Роберт Викторович умирает, Соня организует его выставку. Яся уезжает к родственникам в Польшу, Таня живет за границей. Постаревшая Соня проводит свои дни в чтении.

Одна из основных мыслей повести – погружение человека в выдуманный мир, который оберегает ее от настоящей жизни и ее проблем. Кроме того, автор показывает судьбы людей на фоне тяжелой эпохи – репрессий, Великой Отечественной войны. Сонечка вынесла все эти тяготы на своих плечах. Но когда она растеряла своих близких, у нее не оставалось варианта, как вернуться в вымышленный мир литературных произведений: в реальном мире ее уже ничего не держало.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Улицкая. Все произведения

Сонечка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение повествует о парне, который отправился на розыски девушки, которая сбежала из дома. Встретившись с ней, юноша узнает о том, что у его подруги совсем не было желания вернуться к родным.

Отец, уезжая в командировку, дал мне 10 рублей на подарок маме ко дню Рождения. Я клятвенно обещал не подвести и купить для нее что-то стоящее.

Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.

В повести Марка Алданова «Святая Елена. Маленький остров» все строится вокруг множества героев, которые живут на острове Святой Елены. Также, некоторые действующие лица оказываются там по воле случая вместе

Источник

Сонечка – девушка высокого роста, не очень хороша собой и весьма стеснительна. Родилась в большой семье и с детства увлекалась книгами. Читала она всю свою сознательную жизнь, и росла, не отрываясь от книг. И пропадала она в этих книгах – полностью и без остатка. И, казалось, жизнь её заканчивалась там, на последней странице…

Сонечка отучилась в училище, или как раньше их было принято называть, в техникуме. Получила специальность библиотекаря. И уже собралась поступать в высшее учебное заведение, как наступила война. Та самая, Великая Отечественная Война. Вместе с семьёй они перебрались в Свердловск, где она устроилась на своё привычное место работы – в библиотеку.

С Робертом Викторовичем, своим будущим мужем, она познакомилась именно там. Однажды он зашел в библиотеку – уже совсем немолод, мал и худ. Увидев её, он понял: это судьба. Она – его жена. Сам Роберт был творческой натурой, художником и прошлая его жизнь – была связана с богемой и высшим обществом. В 47 лет – он многого добился за границей, в Европе. Там он был своим, постоянно вертелся в аристократических кругах, творил искусство. Вернувшись на родину, в СССР, его ждали пять лет заключения и жизни в колонии-поселении.

Роберт Викторович сделал предложение Сонечке уже на второй встрече. Она приняла это за шутку, но всё же они поженились. Сонечка полюбила мужа всей свое маленькой душой. Уже во время совместной жизни выяснилось, что Роберт – весьма приземлённый человек – он был практичен, раздражителен и даже немного зол. А книги, которые познакомили его с Сонечкой, он и вовсе не любил. Сонечка, так любившая мужа, и сама перестала читать книги, посвящая всё время своему любимому.

Во время беременности Сонечки – их семью сослали в Башкирию, в поселение, которое полагалось мужу в ссылке. И уже там, у них родилась дочь – Таня. В поселении им пришлось жить в голоде и холоде. И они бы погибли, если бы не помощь Сониной семьи. Роберт, такой практичный во всем, только и занимался обустройством их жизни. Он открыл в себе новый талант – создание реалистичных макетов из бумаги. Соня не воспринимала такое искусство, хотя и считала своего мужа – великим человеком. И считала, что не заслуживает такого счастья – быть рядом с ним.

Они долго скитались. В ссылке было запрещено жить в столицах, поэтому перебивались квартирам в провинциальных городках. Сонечка – тащила на себе всю их жизнь – она зарабатывала своим швейным мастерством, а Роберт – перебивался случайными подработками.

Однажды, Роберт Викторович встретил своего старого приятеля – художника Тимлера. Ознакомившись с работами, старый приятель признал в нем талант и пригласил к себе на работу. С этих пор Роберт прославился как художник-декоратор и свой дом – превратил в модный салон, куда стекалась вся аристократическая знать. Сонечка, тем временем, зарабатывала деньги и вскоре их семья смогла позволить себе часть большого дома в Москве. Всё это время, Соня гордилась успехами мужа и всячески поддерживала его.

Их дочь, Таня, внешне похожа на мать, но вот внутри – копия отца в молодости – свободной и привлекательной. Таня нравилась молодым людям и пользовалась этим – с завидным успехом. Так как особых способностей к обучению у нее не было – родители перевели её в вечернюю школу.

Подругой Тани в школе – стала Яся – сиротка, рано узнавшая вкус жизни. Яся мечтала стать артисткой, и не упускала ни одной возможности прославиться. Она с юных лет заводила полезные знакомства с мужчинами, чтобы получить взамен деньги, жилье и работу. Она была независимой, чем и привлекла Татьяну.

Таня, узнав про тяжелую судьбу Яси (без всяких сексуальных подробностей), прониклась к ней и рассказала о ней своей семье. Они пригласили Ясю в гости на празднование Нового года. Яся впечатлила и заинтересовала всех, особенно Роберта Викторовича. И в эту же ночь, ради благодарности – Яся отдалась Роберту. Из жалости она так и осталась жить в их доме.

Их романтические отношения с Робертом развивались в его мастерской. Новые ощущения вдохновили художника на создание новой серии работ с портретами Яси. Каждый в этих отношениях искал свою выгоду – Роберт хотел утолить жажду любви, а Яся надеялась на обеспеченную жизнь.

Дом, где они жили, пришел в негодность и было принято решение переезжать. В тот момент Сонечка – впервые зашла в мастерскую мужа, увидела портреты и догадалась обо всём. Соня была расстроена, но в глубине души – она радовалась за своего супруга – он вдохновлен и счастлив.

Таня тоже узнала о связи подруги с отцом, закатила скандал и выгнала Ясю из дома.

Спустя некоторое время Таня и Яся помирились, Яся жила с Робертом в его мастерской, а Соня – благодарила её за творческий полёт мужа. Таня вскоре переехала в Ленинград вместе со своим старым другом, за которого и вышла замуж. Соня осталась одна. С книгами наедине.

Роберт не оставил Соню, он всячески помогал ей и приезжал в гости. Конечно, вместе с Ясей. Такой большой дружной семьей они посещали друзей из высшего общества и званые ужины. Люди вокруг не понимали таких отношений и не знали – как правильно себя вести.

Роберт Викторович скончался внезапно. Яся осталась с Соней и помогала ей с шитьем. Яся стала тосковать по прежней жизни и Соня решила ей помочь – она отправила её жить к дальним польским родственникам. Там Яся познакомилась с французом и, выйдя за него замуж, отправилась с ним в Париж.

Таня же, познав другую жизнь, рассталась со своим мужем, выучила пару языков и уехала в Израиль, где устроилась в ООН.

Соня так и осталась в Москве. Она не могла оставить могилу мужа и не соглашалась переехать ни к Ясе во Францию, ни к Тане – в Израиль. Она осталась наедине с книгами.

Также читают:

Рассказ Сонечка (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Рассказ «Пляшущие человечки» был создан Артуром Конан Дойлом в 1903 году. В этом произведении талантливый сыщик Шерлок Холмс разгадывает новую загадку, касающуюся некоего необычного шифра.

По жанровой направленности произведение представляет собой рассказ об окружающей природе. Главными героями рассказа являются автор, от лица которого ведется повествование

Произведение под названием «Дом» принадлежит авторству русского писателя Федора Абрамова. Из столицы приезжает в гости к сестре Тане Миша Пряслин.

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» в течение нескольких лет. Произведение было опубликовано в 1841 году, «Княжна Мери» также входит в данный роман и является одной из центральных его повестей.

Источник

Сонечка: краткое содержание и анализ повести

Образ Сонечки в одноименной повести Людмилы Улицкой очень похож на образ современных женщин, женщин XXI века. В наше время многие девушки её же возраста ведут себя так же инфантильно и неверно. Женщины перестают уважать себя, перестают мыслить, они совершенно не помнят слова великого русского поэта С. Есенина: «Женщина — это звучит гордо…».

Эта проблема касается не только среднего класса общества, но и высшего, казалось бы, у женщины высшего класса есть все: материальное благополучие, признание в обществе, а все равно, во многих нет гордости и любви к себе. Так происходит, потому что у многих женщин низкая самооценка, и они не верят в себя, не признают свои достоинства, тем самым, тратя своё время совсем не на тех, кто им нужен. Такие женщины молчаливы и бесприцендентны.

Улицкая сонечка о чем. Смотреть фото Улицкая сонечка о чем. Смотреть картинку Улицкая сонечка о чем. Картинка про Улицкая сонечка о чем. Фото Улицкая сонечка о чем

Соня и Сонечка — 2 стороны одной медали

В заглавие произведения вынесено имя, данный факт не случаен. В тексте повести Л. Улицкой персонаж наделяется «несколькими именами»; так представлены следующие формы имени София: Сонечка, Соня, Софья Иосифовна.

Сонечка-девушка, а затем и женщина, которая всю свою жизнь боится потерять своего мужа. Она никогда не поступала против общества, потому что не могла поступить даже против себя, но все же на протяжении всей повести она никогда не прислушивалась к мнению окружающих, всегда поступала по собственному усмотрению, будь-то правильно, будь-то, нет.

Портретная характеристика Сонечки дана на первых страницах повести:

«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать — большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу. Сонечка сводила плечи, сутулилась, носила широкие балахоны, стесняясь своего никчемного богатства спереди и унылой плоскости сзади».

Её жизнь была весьма размерена, спокойна, никаких особых трудностей она никогда не знала, в трудную минуту ей всегда помогали родители. Её образ очень отличается от образа Сонечки Мармеладовой и Настасьи Филипповны, её нельзя назвать инфернальной женщиной, так же как и нельзя назвать сильной.

Что заставляет героиню измениться?

Ответ закрыт глубоко в её сердце — она всегда была девушкой обычной, и из мужчин на неё особого внимания никто не обращал. Хотя в тексте об этом не упоминается, но можно предположить, ведь при первой встрече с Робертом в ней нет четкой линии поведения, она словно цветок, то откроется, то снова уйдет в себя.

Роберт Викторович полюбил её такой, какой она была. Он видел в ней безропотного «человечка», который всю жизнь будет с ним. Предложив ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась, при этом совершенно его не зная. Именно с этого момента в произведении

Сонечка забывает о том, что она женщина, что в ней должно быть уважение к себе. На протяжении всей жизни она прощала мужу, а потом и дочери, все обиды, оскорбления, неуважение и даже смогла простить мужу измену, хотя тот позорным образом умер в постели с Ясечкой.

Улицкая сонечка о чем. Смотреть фото Улицкая сонечка о чем. Смотреть картинку Улицкая сонечка о чем. Картинка про Улицкая сонечка о чем. Фото Улицкая сонечка о чем

Цена единственной ошибки

Даже после этого Соня по-прежнему любит и уважает Роберта Викторовича, её поведение можно назвать благородным, она женщина, которая умеет прощать и не держать ни на кого зла, женщина, которая умеет делать добро бескорыстно, всегда поступает невероятно благородно. Но в этой женщине нет никакого уважения к себе. Это её единственный недостаток, но он самый ужасный для любой женщины.

Женщина, в которой нет гордости, чести, любви к себе, уважения к себе — это женщина, которая совершенно себя не ценит.

Она не в праве называться настоящей женщиной, ведь не зря про сильных женщин пишут романы, они входят в историю, они меняют судьбы других людей, они помогают перерождаться; при всех своих замечательных качествах и поступках они могут быть хитры, властолюбивы, эгоистичны, грубы и жестоки. В основном так оно и есть, истинная женщина, никогда не будет простой и домашней всю жизнь, она не сможет выполнять обыденную домашнюю работу постоянно. Женщина должна быть интересной она должна украшать мир, она должна быть горда, любима постоянно.

Нельзя сказать, что в образе героини наблюдаются эти качества, как раз она проста и несчастна в жизни. Её поступки глупы и необдуманны. Образ инфернальной женщины ей совершенно не подходит. Скорее она спокойная, миролюбивая, всепрощающая барышня, но весьма благородная.

Улицкая сонечка о чем. Смотреть фото Улицкая сонечка о чем. Смотреть картинку Улицкая сонечка о чем. Картинка про Улицкая сонечка о чем. Фото Улицкая сонечка о чем

Она после такого жестокого обмана мужа его прощает и совершенно не держит на него зла, Ясечку она берет к себе на попечительство (у неё нет никого, кроме Сони). Сонечка невероятно добра, но она не интересна и оттого, как только она чуть-чуть состарилась и потеряла некоторую часть своей красоты, именно некоторую, потому что женщина красива в любом возрасте, она теряет только облик молодого лица и тела.

Для Роберта Викторовича этого было достаточно, чтобы уже предать её и предать так бесстыдно и позорно, унизительно и низко. Соне безумно больно оттого, что уже в зрелом возрасте она понимает, что её муж, которому она посвятила всю свою жизнь, никогда по-настоящему её не любил, возможно, он и не знает, что такое любовь, за всю свою жизнь он не смог почувствовать этого прекрасного чувства.

Какое-то время Роберт любил свою жену, но он любил её так, как игрушку, которая всегда при нем. Муж Сонечки всегда знал, что она никуда от него не денется, никогда не бросит и не скажет что-то против. Не зря говорят, что любовь «жестока», что от любви страдают. Соне не пришлось страдать, но пришлось испытать чувство огорчения и боли из-за любви.

Видео: Аудио-повесть «Сонечка»

Повесть «Сонечка», написанная в жанре семейной хроники, — это история любви и разлуки, женского счастья и горьких лет одиночества, радости единения и боли измены. В тонком и умном повествовании о судьбе обыкновенного человека читается история нашей страны, общественного уклада, история ушедшего столетия. Читает: Юрий Заборовский.

Сонечка — образ христианской терпимости и толерантности

Улицкая выражает в Сонечке гиперболизированное понятие толерантности, которое проявляется в самоуничижении. О своих героях писательница говорит: «Думаю, что добрые дела могут обернуться для делающего их большим огорчением, но, уверяю вас, что все равно доброе остается добрым, вне зависимости от последствий».

На протяжении всего произведения Сонечка готова была принять позицию мужа, не входила с ним спор, не противоречила любым решениям дочери (уход из дома, чтение фантастической литературы), поддерживала Ясю на похоронах и не обращала внимания на мнение окружающих.

Таким образом, Сонечка живет мыслями и чувствами окружающих ее людей или героев книг. В ее душе нет чувства злости или огорчения, потому что если окружающие ее люди счастливы (с Сонечкой или без нее), то и ей приносит это радость. Источником подобной жизненной позиции является глубокое убеждение героини в собственной ущербности, она добровольно отказывает себе в праве на счастье.

Видео: Спектакль по повести Людмилы Улицкой «Сонечка»

Спектакль по замечательной вещи Людмилы Улицкой. Повесть «Сонечка», написанная в жанре семейной хроники, — это история любви и разлуки, женского счастья и горьких лет одиночества, радости единения и боли измены. А главное — в тонком и умном повествовании о судьбе обыкновенного человека читается история нашей страны, общественного уклада, история ушедшего столетия.

Литература для статьи:

Источник

Сонечка (Улицкая)

Высокая, некрасивая, застенчивая Сонечка выросла в большой семье с тремя детьми и с детства любила читать. Двадцать лет она читала без перерыва, впадая «в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги».

Был у неё незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость её к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми…

Сонечка окончила библиотечный техникум и стала библиотекарем. Она собралась поступать в вуз, когда началась Великая Отечественная война. Вместе с отцом её эвакуировали в Свердловск, где она продолжила работать в библиотеке.

Однажды туда зашёл немолодой, маленький, худой мужчина. Увидев Сонечку, он оказался «…в глубоком замешательстве от напавшего на него внезапно, как ливень с высоты безмятежно-ясного неба, сильнейшего чувства совершения судьбы: он понял, что перед ним — его жена». Роберт Викторович был художником и имел богатое богемное прошлое. К 47-ми годам он успел пожить в Европе, стал там известным живописцем, был вхож в европейские артистические круги, вернулся в СССР, отсидел пятилетний срок в лагерях и жил на поселении.

При следующей встрече художник сделал Соне предложение, и они поженились. Закомплексованная Соня влюбилась в мужа. В браке выяснилось, что муж желчен, практичен и совершенно не любит читать. В заботах о нём и героине стало некогда увлекаться литературой.

Незадолго до родов семья отправилась в башкирское село на поселение, положенное ссыльному мужу. Там Соня родила девочку Таню. Теперь они жили в холоде и нищете, и если бы не помощь Сониных родителей, то погибли бы. Роберт оказался практичным и без устали обустраивал быт семьи. Он развивал свой талант, научившись делать объёмные макеты из бумаги. Соня обожала мужа, считала его гением, хотя и не понимала его искусства. Своё женское счастье она считала незаслуженным.

Они много раз переезжали по провинциям, без права жить в столицах. Семью кормила, в основном, Соня шитьём, а муж перебивался случайными заработками.

Однажды Роберт встретил давнего знакомого, художника Тимлера, и показал ему свои работы. Тот признал его талант и устроил на работу в театр. Вскоре Роберт прославился как художник по декорациям. Соня желала бытовой обустроенности, копила деньги, много работала, и вскоре семья купила часть двухэтажного дома в Москве, где всем хватило места. Роберт вошёл в сообщество художников, и его дом сделался модным артистическим салоном. Соня гордилась мужем и преданно служила ему.

В статье американского журнала художника Роберта представили классиком современности и гением живописи. Вследствие этого его приняли в Союз художников и предоставили мастерскую. Семья, наконец, перестала нуждаться и зажила в достатке.

Таня росла внешне похожей на мать, а внутренне — на отца в юности: любопытной, артистичной и свободной. Родители её баловали, и она не знала ни в чём отказа. В отличие от матери, Таня нравилась мальчикам и с успехом пользовалась этим. У неё было много поклонников, самый верный — певец Алёша. Учиться девочка не желала, и отец перевёл её в вечернюю школу.

Подругой Тани в школе стала Яся, дочь ссыльных поляков, сирота, детдомовка, рано познавшая изнанку жизни. Пробивная девочка с детства решила выбраться из нужды и стать актрисой, используя для этого свою привлекательность. Она с детства спала с мужчинами ради комнаты, денег, работы. Вела себя девушка независимо и надменно, была сексуально привлекательна и этим очаровала благополучную Таню.

Яся рассказала Тане про свою тяжёлую жизнь, утаив неприглядные подробности. Таня прониклась сочувствием к подруге, рассказав про неё родителям. Те пригласили Ясю в гости на Новый год. Девушка очаровала всю семью, ей самой очень понравился дом и его семейная атмосфера. В первую же ночь нового года просто так, из благодарности, она стала любовницей Роберта. Из жалости Соня решила оставить Ясю жить у них, благо места всем хватало.

Благодаря Ясиной кошачьей приспосабливаемости и врождённой деликатности, она не только заняла угловую комнату, но сверх того определилась в семье в статусе полуродственницы.

Её роман с Робертом продолжился в его мастерской, куда Яся ежедневно заходила. Эта поздняя страсть вдохновила старого художника на творческую активность. Он писал портреты девушки, очарованный её юностью и белизной кожи. Его влечение было сугубо сексуальным, а девушка гордилась одержанной победой, предвкушая собственные достаток и значимость.

Когда дом решили сносить и расселять, Соня впервые пришла к мужу в мастерскую, увидела портреты Яси и всё поняла. Она шла домой и плакала, одновременно радуясь за мужа, что он влюблён и творчески мотивирован.

Таня заподозрила подругу в наличии тайной жизни и вскоре увидела её с отцом. Она закатила Ясе скандал, и та съехала из их дома.

Семья переехала. Таня и Яся помирились, Соня по-прежнему хорошо относилась к любовнице мужа, которая поселилась с Робертом в мастерской. Таня переехала к Алёше в Ленинград, а Соня осталась в новой квартире одна. Она вновь отдалась юношеской страсти — чтению. Роберт не бросил Соню, а помогал ей, приезжал с Ясей в гости. Втроём, импровизированной семьёй, они делали визиты. Художественное сообщество поражалось таким нетрадиционным отношениям и даже не знало, как на это реагировать.

Роберт написал много картин «Белой серии», вдохновлённых образом Яси. Они даже сблизились духовно. Художник умер внезапно, во время занятий любовью. Его хоронили Соня с Ясей, которых соединило общее горе.

Таня вышла замуж за Алёшу, стала ленинградкой. Яся осталась жить у Сони, они вместе шили на заказ. Заметив тоску Яси, Соня нашла и списалась с её польскими родственниками, к которым и отправилась жить девушка. Там она вышла замуж за француза и уехала с ним в Париж.

Таня выучила несколько языков, разошлась с Алёшей, побывала ещё раз замужем, родила ребёнка и эмигрировала в Израиль. Там она получила должность в ООН.

Сонечка одиноко живёт в Москве, ухаживает за могилой мужа. Она не соглашается уехать ни в Израиль к дочери, ни в Париж к Ясе, куда обе дочери её зовут. Она читает.

Источник

Рецензия на Сонечка. Людмила Улицкая

Хорошие «инженеры человеческих душ» давно не в почете, заметили?

На самом деле – это полбеды. Все хотя бы понимают, что этот сорт литературы развлекательного плана (litterture, как остроумно заметила мой преподаватель английского языка) – аналог передач Регины Дубовицкой и Петросяна на ТВ.

Гораздо хуже ситуация, что в России появился класс литераторов (писателями их язык не поворачивается назвать), которые «приватизировали» в свою пользу понятие «русской литературы» и успешно под этой маркой торгуют своей «продукцией» на Запад. Рецензируемое произведение – ну просто классика такого литературного направления «For export only».

А теперь, собственно, рецензия.
Кратко сюжет: середина 30-х годов прошлого века. Не слишком успешный сорокалетний еврей-художник неклассического направления живописи (якобы, немотивированно) репатриируется из Франции в СССР. Здесь ему дают пять лет лагерей, из которых он реально сидит два, остальные три пишет портреты жен лагерных начальников и копирует картины «официальных» художников. Зимой 1941 года находясь в ссылке на Урале женится на еврейской девушке Сонечке (эдакая «книжный червь»). Дальнейшее развитие сюжета связано с описание тягот их жизни в СССР в период Великой отечественной войны (в эвакуации) и послевоенное время в духе обличения «свинцовых мерзостей социализма» вплоть до середины 70-х годов, когда их дочь покинет СССР с волной еврейской эмиграции.

Собственно, на этом рецензию можно было бы и закончить, трудно осуждать человека в стремлении выжить любой ценой, но возникает соблазн остановиться на некоторых особенностях творчества г-жи Улицкой относительно данного произведения в контексте «For export only».

А). Исторический фон «Сонечки».
Любопытно проследить, каким образом г-жа Улицкая формирует у читателя негативное представление об СССР: В тексте с темпом пулеметной очереди вылетают следующие перлы.

1. «Большая и нелепая программа для поступления в университет» на отделение русской филологии (куда готовилась поступать Сонечка).

2. Оригиналы картин, которые копировал Роберт Викторович в лагере, были «нищенскими образчиками падшего искусства».

3. Роберт Викторович находил русскую литературу «голой, тенденциозной и нестерпимо нравоучительной. Для одного только Пушкина неохотно делал исключение».

4. В вагоне, где ехали Сонечка и Роберт Викторович, «мягкие диваны и откидные столики были давно выломаны и пульмановская роскошь заменена дощатыми скамьями».

5. Родильный дом – «убогое строение с маленькими мутными окнами».

6. Башкиры, живущие в «большом плоском селе, в безлесном растоптанном? месте» считают излишней роскошью доску с вырезанным очком и обходились недальним местом, что называлось «до ветру».

8. Прилетевшая «птица крупная кривоногая ржаво-железного цвета».

9. Артель производившая «чудовищные железные скобы неизвестного назначения».

10. «Скучное и унылое государство с его тупой кровожадностью и бесстыдной лживостью».

11. «Анархическая одежда школьников конца пятидесятых годов, придуманная в припадке ностальгического слабоумия каким-то престарелым министром наробразования».

13. Мать Яси с грудной девочкой была «человеколюбиво сослана в Казахстан».

14. Детский дом, куда после смерти матери попала Яся, «был как будто специально создан для медленного умирания души и тела».

15. «Чудовищное ремесленное училище для детдомовских», куда была «зачислена» Ася.

16. Парты – «деревянные станки, специально придуманные для мучительства малолетних».

17. «Убогие уроки засыпающих учителей».

18. «Вымирающие пьесы Островского».

19. «Деловито созидали прилично оплачиваемое социалистическое искусство, вынося время от времени в унылые коридоры громоздкие изводы лысого гиганта мысли».

20. «Припадок моды на большие пуговицы».

21. «Гадкая, с размытой печатью бумажка – постановление о сносе дома и расселении жильцов, зловещая бумажка».

22. «В удручающие Лихоборы, в неудобную трехкомнатную квартиру, где все, решительно все было унизительно убогим: тощие стены, крохотная, узкая Соне в локтях, недоношенная ванна», «жуткие Лихоборы».

23. «Небытовой, страшный беспорядок, который образовался в мастерской после пребывания двух бригад, медиков и труповозов»

Читаешь, и словно не было Великой Победы, ни смерти Сталина, ни 20-го съезда, не было ни спутника, ни Гагарина, атомного ледокола «Ленин», не было атмосферы, которую так правдиво описал Аксенов в «Апельсинах из Марокко», ну ничего не было – не было поэтических вечеров в Политехническом, фестиваля молодежи и студентов в Москве, открытий новых станций метро.

Б). Перейдем теперь к рассмотрению образов действующих лиц произведения.

Персонажи «Сонечки» четко разделены на две группы:
Первая группа – положительные образы, «европейцы»/евреи, описываемые автором с симпатией, и включающая в себя Роберта Викторович, Сонечку, их дочку Таню, полячку Ясю, художника Тимлера, знакомого Роберта Викторовича еще по Парижу, «поляка-врача пана Жувальского, представителя касты попранной европейской интеллигенции» (кем попранной то, г-жа Улицкая? – разве не нацистами, что ж вы не договариваете).

Ну, до чего в Европе все «перфектно», что даже у женщин «выхоленные дорогостоящие гениталии с молочно-сладковатым запахом».

Вторая группа, люди, симпатии не заслуживающие, часто имеющие какой-либо изъян, описываемые автором с некоей долей брезгливости. Практически всегда это обычные граждане/жители СССР, даже если они выступают в роли друзей/хороших знакомых лиц первой группы.

Не отстают от них друзья Роберта Викторовича: «пестроволосый (это как интересно? – волосы, выкрашенные в разные яркие цвета, надо полагать), с перебитым носом поэт Гаврилин», «лысый украинский дзэн-буддист Грирогий Л, устраивающей на бумаге прозрачный фарфор и шелк, десятки раз перекрывая акварельные слои то чаем, то молоком», российский барбизонец, покровитель бездомных котов и подбитых птиц, Александр Иванович К., писавший свои буйные картины, сидя на сырой земле, и утверждавший, что это Антеево прикосновение его седалища придает ему творческие силы, девственник и монах от чрева матери, не замеченный во всю жизнь ни в каких шашнях с дамами и на этом основании подозреваемый в каких-то более интересных грехах».

Но, вернемся к образам действующих лиц «Сонечки». ИМХО главный герой произведения – Роберт Викторович, поскольку автор рисует его личностью яркой, и даже знаменитостью. При внимательном анализе этого образа в голове читателя складывается какая-то каша.

На самом деле, если почитать произведения других авторов о жизни Латинского квартала в предвоенном Париже, то образ прожигателя жизни и бабника прекрасно вписываются в ту обстановку, а вот аскета, ну, очень никак.
Но, по-вашему, Роберт Викторович одновременно и любитель плотских утех и аскет. Это как, товарищ автор?

Вторая линия характера главного героя – «диссидентство/инакомыслие». В лагере сидел, Сталина и Гитлера ставит на одну доску, «на государство», в принципе, работать не хочет, трудится в артелях, сторожем и пр. Но потом, как только подвернулась возможность, начинает делать макеты для спектаклей государственных театров (других театров тогда не было), соглашается быть принятым в Союз художников, мастерскую получает не хуже чем «в Париже на улице Гей-Люссак».

Начинает как диссидент, заканчивает как конформист. Такие переломы в характере/мировоззрении не делаются моментально, значит, были причины, их надо как-то показать хотя бы на бытовом уровне – Сонечка «запилила», ради дочки Тани отказался от убеждений, или ЧТО?

В целом, если говорить, Роберт Викторович, как рисует его автор, какое-то жизненное недоразумение.

Рецензия и так получается очень длинная, поэтому косяки и исторические нелепицы я подробно разбирать не буду, заступлюсь только за жителей «большого плоского села Давлеканово, в безлесном растоптанном месте», которые ходили «до ветру». … Вот, например, зима…минус 30. Значит сельчанин/сельчанка, если приспичит, через все село в степь…там оглядывается, заголяется. Попробуйте, ради любопытства, г-жа автор, такое проделать.

На самом деле в произведении есть по-настоящему интересный образ, но он, к сожалению, что называется, абсолютно нераскрыт. Это отец Сонечки. Человек, который, собственно и вынес на своих плечах и Роберта Викторовича и Сонечку и их дочку, потерял на войне сына и старшего зятя, ранее внучку в результате несчастного случая. Это, очевидно, его стараниями (работал он в инструментальной мастерской эвакуированного на Урал завода и был талантливым механиком-самоучкой) молодая семья получила комнату в подвале заводоуправления, а истопник варил им картошку. В ссылке в Давлеканово только благодаря его посылкам молодая семья физически выжила… Доживал он своей век почти ослепшим…

В тексте упоминается термин «формализм». Уж сколько копий и человеческих судеб сломано в спорах об этом…Я не могу дать точного определения формализма в живописи, но, что касается литературы, то я бы определил это следующим образом.
В своем произведении «451 градус по Фаренгейту» (некоторые называют эту книгу антиутопией, ИМХО, это книга исключительно о литературе и литературном процессе) Рэй Бредбери дал удивительно точное определение хорошей книги и, соответственно, хорошего писателя.

Владимир Тендряков. «Свидание с Нефертити». Постарайтесь разыскать даже если и на бумаге. Не пожалеете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *