Что говорить перед едой мусульманину
Что говорить перед едой мусульманину
Перевод: С именем Аллаха!
Транслит: БисмиЛлях!
Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет
بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه
Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!
Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!
Дуа перед едой
اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه
Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!
Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.
Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!
Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!
Дуа за того, кто угостил
اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ
Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!
Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!
Дуа за того, кто накормил / напоил человека
اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني
Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!
Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!
Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой
Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.
Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.
Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:
بسم الله الرحمن الرحيم
«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل
«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)
Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)
Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:
اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله
«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)
Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ
«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)
Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».
Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.
Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.
В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.
В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дуа, которые следует произносить до и после еды
По традиции каждый понедельник мы знакомим наших читателей с дуа – молитвами, которые должен знать мусульманин. Верующий обращается к Господу не только тогда, когда его постигают трудности или проблемы, признак истинной веры – в благодарности и довольстве.
К сожалению, в современном мире сохранить и развить в себе эти качества не так уж легко. Стремление к наилучшей жизни, конечно, хорошо, но часто это превращается в бессмысленную погоню за материальным, где нет место духовности и искренности. Поэтому важно всегда помнить об Аллахе. Даже прием пищи может стать поклонением, если осознать ценность того, чем нас одарил Всевышний.
В Сунне есть определенные правила приема пищи. Например, наилучшим является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине. Кроме того, не желательно есть горячую пищу, также не рекомендуется нюхать ее или дуть на нее. Кстати, разговаривать о благом во время еды допускается. Об этих и других суннах вы можете почитать в статье: 11 сунн приема пищи
И, конечно же, важно до и после еды совершать дуа.
اَللَّهُمَّ باَرِكْ لَنَا فِيماَ رَزَقْتَناَ وَ قِناَ عَذاَبَ النَّارِ
Транслитерация: Аллахумма барик ляна фима разактана ва кына азабан-нар;
Перевод : О, Аллах! Благослови то, что Ты даровал нам в качестве удела и защити нас от мучений огне;
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا ْمُسْلِمِينَ
Транслитерация: Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа муслимийн;
Перевод: Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами;
Дуа после еды и перед приемом пищи
Мусульманину следует читать дуа после еды, а также перед едой. Тот, кто истинно верует, обращается со своей молитвой к Господу не только в жизненных трудностях и невзгодах, но и тогда, когда просто доволен и благодарен. Это говорит об истинной вере.
Почему всегда нужно помнить о Всевышнем
Когда мусульманин читает дуа, он молится Аллаху о благе. Сунна Пророка Мухаммада (мир Ему) содержит много дуа, которые можно читать в самых разных жизненных обстоятельствах. Это мольбы, посвященные тому или иному событию в течение года, а также молитвы на каждый день. К последним можно отнести дуа, которые читаются до и после еды.
Перед тем как начать трапезу, верующий должен подумать о том, что Аллах – создатель всех земных благ. Именно ему принадлежит все сущее. Творец сумел напоить и накормить всех верующих, обеспечил их кровом и пропитанием, поэтому нужно поблагодарить его за посланные дары.
В наши дни, наполненные суетой и борьбой за земные ценности, особенно трудно развивать и сохранять в себе подобные качества. В своем стремлении к обеспеченной жизни мы часто теряем голову в погоне за материальными благами. А вот духовность и искренность мы теряем из виду, забывая об этих подлинных сокровищах. Вот почему всегда нужно помнить о Всевышнем. Даже трапезу можно превратить в поклонение, если все время помнить о бесценных дарах Аллаха.
Дуа после еды текст на русском языке
Дуа (молитва) читаемая после еды, приведем текст на русском языке:
«Альхамдулилляхи-ллязи атъ-амана уа сакъана ва джа-’аляна миналь-муслимин»
Смысл: «Вся хвала Всевышнему Аллаху, Который даёт нам еду и питье, и сделал нас мусульманами» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Чтение дуа, мытье рук до и после еды — сунна. В хадисе сказано: «Баракатом еды принято считать мытьё рук до и после приема пищи» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Дуа перед едой (молитва перед едой по Исламу)
Трапезу всегда нужно начинать словом:
«БисмиЛлях! (Именем Аллаха)».
А если кто забудет сказать это перед едой, если вспомнит что забыл, то пусть скажет:
«БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!»
Смысл: «С именем Аллаха в начале и конце еды!»
Дуа перед едой
«Аллахумма, барик ляна фихи ва ат’ымна хайран минху»
Перевод смысла на русский: «О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого»
Дуа после приема пищи на арабском
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ
Дуа после еды на татарском языке
“Әл-хәмдү лилләәһилләзии әтъгамәнәә үә сәкаанәә үә җәгаләнәә минәл мүслимиин. Үәл-хәмдү лилләәһи раббил гааләмиин”.
Аш догасы, татарча мәгънәсе:
(Алла һыга мактау булсын. Безне ашаткан, эчерткән һәм мөселман булуыбызны насыйп әйләгән Аллаһыга мактау булсын. Мактау булсын Галәмнәрнең Раббысы – Аллаһыга).
Пусть Всевышний Аллах примет наши молитвы и запишет нас в список своих благодарных рабов.
Правила приёма пищи у мусульман
Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:
«БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим» «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»
или же молитву-дуа (на любом языке, не обязательно на арабском): «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».
О важности произнесения имени нашего Создателя перед едой упоминается в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Когда раб Всевышнего входит в своё жилище и поминает Его, переступая порог, а также во время еды, шайтан предупреждает своих приспешников: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошёл (в дом), не помянув своего Творца при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если в семье не поминают Господа миров и во время еды, (шайтан) радует своих приспешников: «Вы получили и приют, и ужин» (приводится Муслимом, Абу Даудом, Ибн Маджей).
Завершив трапезу, желательно сказать: «Благодарю Аллаха, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами». В исламе важное место занимает чистота и личная гигиена. Этот принцип соблюдается и в еде. Как до, так и после еды обязательно помойте руки, а после того, как вы встали из-за стола, желательным (сунной) является ещё и полоскание рта простой водой. В хадисе Пророка Мухаммада (с.г.в.) говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после приёма пищи» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и заканчивает её последним. Т.е. как только хозяин перестал есть, гостям желательно последовать его примеру.
Мусульмане притрагиваются к еде и напиткам исключительно правой рукой, как того требует этика по Шариату. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому вопросу сказал: «Вы ешьте и пейте правой рукой, берите и отдавайте тоже правой. Поистине, шайтан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой рукой» (хадис передал Ибн Маджа).
Запрещается заглатывать воду залпом – следует пить её небольшими глотками, особенно, если она прохладная. В целях общей гигиены и соблюдения приличия возбраняется пить из горлышка бутылки или кувшина. У многих народов принято пить горячий чай или кофе, подув на него немного, чтобы тот остыл. В исламе рекомендуется подождать, пока он остынет, а потом уже приступать к трапезе.
Не следует оставлять еду недоеденной. Во-первых, это будет считаться исрафом (расточительством). Мусульманину следует наложить на тарелку столько, сколько он сможет съесть. Если человек чувствует, что не голоден, лучше отказаться от приёма пищи.
«Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно нескольких кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (хадис передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).
А в хадисе, переданном Анасом (р.а.), приводится ещё одна сунна: «Пророк (с.г.в.) повелел нам есть то, что на блюде, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим). У восточных народов принято есть из одной общей посуды. Это может быть большая тарелка второго блюда посередине стола, которое едят не ложками, а лепёшками. Сейчас всё чаще можно встретить, как из общей посуды каждый накладывает себе в тарелку столько, сколько он желает съесть.
Для общей трапезы в исламе тоже есть свой этикет. Так, каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. В достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмилля», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».
Другой интересной особенностью процесса приёма пищи мусульманами является беседа. Если советским людям с детства прививали молчание во время еды («Когда я ем, я глух и нем»), то в исламе разговоры поощряются. В одном из хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) побуждает к беседе, пусть даже это будет разговор об оружии. Мудрость этого совета заключается в том, что человек, разговаривая во время еды, прожёвывает пищу более тщательно, медленнее, что способствует лучшему её усвоению. К тому же не стоит забывать, что до сих пор во всём мире различные переговоры, встречи, заключение сделок проводится за обеденным столом.
Как видим, исламские кулинарные традиции включают в себя не только определённые блюда и ингредиенты, но и особое отношение к еде как к дару Всевышнего, а также свойственный мусульманам этикет приёма пищи.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Здравствуйте. Я учусь на японоведении, изучаю японскую культуру, историю, язык. Летом я планирую поехать в Японию. В связи с этим у меня появились вопросы относительно застольного этикета. У японцев принято перед началом еды говорить «итадакимасу». Этим они выражают благодарность богам и/или повару. В Японии много ресторанчиков, где повар готовит перед клиентами. Можно ли мусульманину, который посетил такое заведение, после традиционной фразы «бисмиллахи рахман иррахим» из уважения к традициям другого народа и из благодарности к повару произнести фразу «итадакимасу»? Никакой благодарности языческим богам в это слово при этом не вкладывать, только благодарность повару. В конце концов в Японии очень много атеистов, но они всё равно говорят эту фразу. Да и переводится она как «приятного аппетита». Так можно ли её произносить мусульманину, если он хочет выразить благодарность повару? В конце концов люди и были созданы народами и племенами, чтобы познавать друг друга. В конце трапезы японцы говорят «готисо сама дэсита», что значит «было очень вкусно». На этот раз это лишь похвала. Так что эту фразу, наверное, можно произносить в любом случае. Но всё равно можно ли? Не является ли произношение этих традиционных японских фраз греховным? Буду очень благодарен за ответ.
А каким образом мусульманину следует вести себя в случае, если он обедает за одним столом с людьми, которые придерживаются общих светских правил этикета. В данном случае нужно следовать исламским правилам? Или же подстроиться под них, чтобы не выделяться?
Здравствуйте! В большинстве своем правила исламского и классического этикетов совпадают, а поэтому Вы не будете особо выделяться на фоне людей, соблюдая исламские правила приема пищи.
глупый вопрос наверное но что делать если руки не можешь помыть и для намаза например взял таяммум? руки же все равно грязные остаются
мухаммад, Если нет возможности помыть руки, то перед едой можно их максимально очистить подручными средствами. Например влажными салфетками, бумагой, на крайний случай протереть тряпочкой. Ну и в таком случае можно есть аккуратно и как можно меньше прикасаться голыми руками к пище.