Что говорит о нас одежда
Что говорит о нас наша одежда
Вещи, в том числе, и гардероб, люди приобретают, сообразуясь со своим образом жизни, воспитанием, вкусом, мировосприятием. Одежда не только прикрывает наготу человека, она служит отражением внутреннего мира.
Предметы гардероба как рассказывают о жизни человека, так могут и изменить ее
Стиль одежды
Одежда свободного кроя из мягких тканей выдает человека, стремящегося к комфорту. Она не будет сковывать движений, человек в любой обстановке будет чувствовать уютно.
Джинсы не требуют большого ухода, на них не нужно наводить стрелки. Даже если порвутся, это не считается недостатком. Это одежда практичных, демократичных людей без особых фантазий.
Девушка в джинсах и блузе свободного кроя
Некоторые девушки считают, что джинсы скрывают неровности ног. Свободно сидящие джинсы-клеш – да, но только не в обтяжку. Такие только подчеркивают недостаток фигуры. Замаскировать форму ног помогут свободные брюки или длинная юбка. Насколько будут свободными брюки и длина юбки, решают, учитывая рост. Чем выше девушка, тем большую свободу можно себе позволить.
Классические костюмы обычно являются деловой одеждой. Их ношения требует дресс-код, следовательно, человек в костюме зачастую работает в офисе.
Деловой костюм
Одежда известных брендов не всегда говорит о большом достатке обладателя. Это может быть очень рациональный человек, который строго придерживается мнения, что не настолько богат, чтобы носить дешевые вещи.
Брендовые вещи могут говорить о закомплексованности владельца, если, по его мнению, так можно повысить свой социальный статус
Откровенный лиф, мини-юбки также многозначительны. Конечно, это может выражать скрытые желания. Только при этом нужно учитывать погоду и обстоятельства. В курортном городе в жаркую погоду просто не хочется носить на себе много одежды. Девушки подставляют тело солнцу, чтобы использовать весь световой день для получения загара. В этой ситуации откровенная одежда считается нормальным явлением. Если в таком наряде приходят на занятия в университет, это можно считать, по меньшей мере, отсутствием вкуса.
Любимый цвет
Выбирая наряд, люди бессознательно отдают предпочтение определенным цветам.
Красный цвет говорит о силе, решительности, целеустремленности, а также о вспыльчивости. Люди, которых раздражает красный цвет, стремятся к одиночеству, неконфликтные, стабильные. Розовый – наивность. Хотя иногда это крик о помощи, говорящий о том, что рядом не хватает близкого человека. Некоторые девушки используют его как маску, демонстрирующую беззащитность и нежность.
Красный наряд
Любители синего консервативны и серьезны. Приверженность к голубому оттенку говорит о завышенных требованиях к окружающим. Сиреневый – нежность и романтика. Лиловый может говорить о скрытой агрессии. С таким человеком нужно быть осторожным.
Сиреневый наряд
Фиолетовый – это смесь красного и синего, женского и мужского начал, поэтому часто нравится детям, не достигшим половой зрелости. Этот цвет очень противоречивый. С одной стороны, он говорит о некой торжественности, с другой – придает оттенок грусти и меланхоличности.
Зеленый цвет может говорить как о загадочности женщины, так и сомнениях, терзающих ее душу
Любители желтого по большей части спокойные, приветливые, жизнерадостные люди. Коричневые оттенки в одежде говорят, что человек привык ко всему относиться рассудительно. Близкие друзья, уютный диван – это то, что нужно в жизни.
Серый цвет не соответствует безликости, наоборот, часто скрывает интересную творческую натуру.
Классические черный и белый цвета не только внешне противопоставлены друг другу, они так же характеризуют человека. Белый – спокойный, идеальный, но в то же время лишенный информации, его может носить любой человек. Черный – цвет роскоши и элегантности. Ношение исключительно черного цвета может говорить о недовольстве собой.
Классические цвета
В течение жизни предпочтения человека могут меняться вместе с ним самим.
Влияние одежды на жизнь человека
Предпочтение в выборе гардероба зачастую является привычкой. Это как футляр, в котором можно спрятаться от внешнего мира, чувствовать себя защищенным. Здесь все привычно, уютно, комфортно. Для некоторых изменение стиля одежды аналогично землетрясению.
А ведь, изменив облик человека, можно изменить его самовосприятие и отношение к жизни
Не нужно забывать, что создаваемый образ должен соответствовать ситуации. Не стоит одевать дорогие яркие вещи, если вы идете к людям с низким достатком. Этим вы только расположите их против себя.
Если появилось недовольство жизнью, начинать нужно с гардероба:
Новая одежда дарит новые ощущения. Выпрямляется осанка, становится увереннее походка, на лице появляется улыбка, мысли становятся более светлыми и радостными. Жизнерадостный человек вызывает позитивные эмоции у окружающих.
Все в жизни взаимосвязано. Гардероб раскрывает внутренний мир человека, он же может его изменить.
Дополнительную информацию о том, как узнать характер человека по его одежде, вы узнаете, посмотрев видео:
«Одежествленные способности»: как вещи влияют на наше самоощущение
Что такое «одежествленные способности»
В 2012 году профессоры американской Школы менеджмента Kellogg Адам Хэйо и Адам Галинский предложили термин enclothed cognition — в дословном переводе «одежествленные способности». Суть его заключается в том, что, надевая определенную одежду, мы начинаем чувствовать себя по-особенному — в зависимости от выбора наряда. Хэйо и Галинский проводили несколько исследований: например, предлагали разным группам людей пройти один и тот же тест, но одни выполняли его в своей привычной одежде, а другие — в лабораторных халатах, которые обычно носят ученые. Лучше с задачей справились участники второй группы.
В своей книге Mind What You Wear: The Psychology of Fashion профессор Карен Пайн пишет: «Когда мы надеваем какую-либо вещь, то неосознанно начинаем отождествлять себя с ней, перенимать определенные ее характеристики». Наверняка вы сами не раз замечали, что в расслабленной повседневной одежде и строгом костюме или нарядном вечернем платье чувствуете себя по-разному — вещи порой словно диктуют нам, как мы должны вести себя, ходить и держать осанку.
Подобным опытом делится в видео на своем Youtube-канале стилист Лорен Мессиа. Она рассказывает, что на начальном этапе построения бизнеса не раз сталкивалась с неоднозначным отношением инвесторов и клиентов — к ней, в отличие от ее бизнес-партнера, относились как к ассистенту, хотя основной спектр задач лежал именно на ее плечах. Тогда Лорен решила поменять собственный имидж, сделав его более репрезентативным и ориентированным на серьезную карьеру, — после этого все изменилось в лучшую сторону.
Какое значение имеет стоимость вещей?
Нередко бывает, что одна и та же вещь с разным ценником вызывает неодинаковые чувства — нам кажется, что более дорогая одежда лучше, качественнее и красивее, что далеко не всегда соответствует действительности. По тому же принципу, надевая дорогие брендовые вещи, мы будто перенимаем их ценность — и в материальном, и в метафизическом смысле; очередной пример тех самых «одежествленных способностей». Совсем не обязательно сообщать каждому встречному, сколько стоит ваше пальто или обувь, но сам факт осознания «Я смог себе это позволить» заставляет нас чувствовать себя увереннее.
В исследовании, проведенном в 2014 году профессорами Майклом Краусом и Венди Берри Мендес, говорится: «Когда вы носите одежду категории upper class (например, дорогой костюм), в отличие от вещей lower class (например, спортивные брюки), это стимулирует вашу доминантность в глазах окружающих». По такому же принципу работают и вещи с логотипами и заметным брендингом — вы словно транслируете свой достаток и ожидаете, что люди будут относиться к вам с должным почтением и вниманием.
У этого явления также может быть и обратная сторона: одежда с множеством «люксовых» атрибутов или заносчивый вид вместо уважения могут вызвать прямо противоположную реакцию.
Мимикрировать под среду
Существует расхожая фраза Fake it till you make it, чаще всего ее переводят как «Притворяйся, пока не получишь желаемое». Это один из инструментов так называемой «программируемой реальности»: если вы стремитесь выглядеть в соответствии с теми или иными целями, рано или поздно они обретут физическое воплощение.
Конечно, если вы оденетесь как врач из сериала «Анатомия страсти», вы вряд ли на основании только этого получите лицензию американского хирурга. Но если вы собираетесь на встречу с инвесторами или потенциальными клиентами, представительный костюм даст вам ощущение уверенности и создаст первое впечатление о вас как о специалисте, которым вы хотели бы стать.
С другой стороны, мы знаем множество харизматиков, особенно в IT-бизнесе, которые получали крупные заказы и выступали на своих эпичных лекциях в самых невзрачных и недорогих вещах. В силу этого многие, кто сегодня хочет добиться успеха в Кремниевой долине, мимикрируют под среду с ребятами в черных худи и майках с логотипами IT-компаний.
Ожидания против реальности
Классическая ситуация: вы увидели на модели в онлайн-магазине или звезде Instagram вещь своей мечты, успели представить, как классно она будет на вас смотреться, но при примерке оказалось, что выглядите вы в ней не очень. Итог — плохое настроение, возникшее из ниоткуда чувство собственной неидеальности и, в худшем случае, культивирование комплексов.
Проблема в том, что наши ожидания и реальность сходятся далеко не всегда, а внушительная часть модных вещей хорошо выглядит только в профессиональных фотосессиях. Выход из ситуации — абстрагироваться от картинки, которую вы видите, и принять тот факт, что далеко не все вещи (даже те, что вам очень нравятся) обязаны вам идти. В конце концов, все мы помним, что в большинстве случаев идеальность Instagram-героев и знаменитостей — заслуга фильтров и правильных ракурсов.
По теме влияния цвета на настроение написано множество научных трудов, но когда речь заходит о выборе одежды, все не так однозначно. Действительно ли красная шапка или оранжевая рубашка могут помочь нам чувствовать себя более счастливыми? Может ли черная или серая одежда заставить нас стать более серьезными?
С одной стороны, тут также включаются «одежествленные способности». С другой — мы носим одежду той цветовой палитры, которая отражает наше состояние и потребности. Кто-то устал от однообразия и не может обходиться без ярких принтов, а кому-то хочется покоя и сдержанного монохрома.
Одни воспринимают одежду как своеобразную защитную оболочку, а другие любят яркие аксессуары за то, что они поднимают настроение не только им, но и окружающим. Поэтому, если в вашем гардеробе превалируют, скажем, черный и серый, пытаться насильно внедрить в него яркие вещи, чтобы «стало как-то поживее», не самая удачная затея. Также не стоит отказываться от любимых цветов, потому что они «недостаточно серьезны» или «не по возрасту». Если же брать за ориентир собственные ощущения, то результат будет выглядеть более органичным для вашей натуры.
Стоит ли одеваться в соответствии с чужими ожиданиями?
Консультанты по стилю любят говорить: «Пока вы не начнете одеваться в соответствии со своим положением в обществе или должностью, никто не будет принимать вас всерьез». Здесь мы сталкиваемся с проблемой ожиданий окружающих, продиктованных их собственными стереотипами и представлениями. Если вы большой начальник, значит должны носить строгий костюм и минималистичные вещи, ведь такой образ говорит о вашей серьезности и надежности. Людей, работающих, скажем, в индустрии моды, ожидают увидеть одетыми в последние тренды.
В этом заключается проблема большинства «шоу переодеваний»: героинь просто перемещают из привычной для них невзрачной или странной одежды в условно красивую, зачастую не учитывая то, насколько она комфортна для «подопытной» (справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях такие преображения действительно меняют жизнь участниц к лучшему).
Однако вещи, которые мы носим, могут служить не просто оболочкой, но продолжением нас самих. Если вы чувствуете себя по-настоящему привлекательной в кроссовках и «расслабленных» джинсах, не нужно насильно переодеваться в платье и туфли на каблуках — и наоборот.
То же касается и условной деловой одежды: профессиональные сообщества постепенно уходят от установки «встречают по одежке», ставя во главу угла профессиональные качества и опыт. Кстати, хороший пример того, как можно оставаться собой в любом наряде, — актриса Дженнифер Лоуренс, которая даже в вечернем платье не стесняется лихо перелезть через кресла в зале вручения «Оскара».
Как выбрать одежду, которая будет давать положительные эмоции?
Голливудский стилист Лиса Эванс предлагает следующий способ. Вспомните, в каких вещах из своего гардероба вы за последнее время чувствовали себя наиболее счастливой и уверенной в себе. Это могут быть идеально сидящие джинсы, футболка из супермягкого хлопка или платье, в котором вы выглядите как героиня любимого фильма. Возьмите эти вещи за ориентир и во время следующего шопинга держите их в голове — так вы сможете понять, какой стиль, фасон, ткани вам ближе всего. Не пытайтесь ориентироваться на тренды или то, как одеваются ваши подруги/коллеги/Instagram-герои. Научитесь прислушиваться к собственным ощущениям, ведь это главный критерий, который по-настоящему имеет значение.
Ближе к телу: что говорит о нас одежда, которую мы выбираем
Мы осознаем свою индивидуальность и стремимся ее выражать — например, через внешний облик. Создаем образы и пытаемся оставаться уникальными в мире, где крупные производители тиражируют свои коллекции в миллиардах экземпляров. Не лучше ли проявить креативность и заказывать свой личный вариант той или иной модели? Сервис Hooli сделал эту возможность доступной для каждого.
Что мы сегодня подразумеваем под словом «мода»? Помимо комфорта, стиля, красоты это понятие подразумевает также осознанность, разумное потребление и экологичность.
На протяжении последних нескольких лет журналисты и инфлюенсеры били во все колокола, рассказывая аудитории о проблеме огромных по своему объему отходов при производстве одежды. И мир наконец задумался, сколько мегатонн вещей шьется многомиллионными корпорациями и какой вред это наносит экологии. Потому резко повысился спрос на экоматериалы, снова популярны секонд-хенды и сервисы по ресейлу. После резонансного выступления экоактивистки Греты Тунберг в ООН мы стали активнее сдавать вещи на переработку, а молодежь сосредоточила свое внимание на брендах, которые используют в производстве переработанные материалы.
Зачем людям столько одежды? Какую цель мы преследуем, скупая трендовые сезонные вещи, которые, скорее всего, через полгода уже не наденем? Покупательское поведение многое говорит не только о предпочтениях человека, но и о его характере.
«Одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное»
Надежда Двоскина, психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
«Человек проявляет себя во всем: в том, что или кого он выбирает, что делает, чем интересуется. И, разумеется, одежда — ее фасон, цвета, фактуры — играют в этом значительную роль. Этот выбор может быть как осознанным, так и неосознаваемым.
Не только сама по себе одежда, но даже ее состояние могут много рассказать о своем владельце. Так, человек, любящий привлекать внимание окружающих или даже эпатировать их, чаще будет выбирать яркие расцветки, крупные рисунки и надписи. Такие люди предпочитают причудливые модели — например, с высокими воротником, асимметричным краем, крупной фурнитурой.
Те, кого больше интересует собственный внутренний мир, скорее сделают ставку на более комфортные, традиционные и при этом не столь яркие, словно «прячущие» от внешних взглядов предметы одежды. Ин могут нравиться капюшоны, глубокие карманы, объемные шарфы.
Довольно часто выбранная человеком одежда не совпадает с тем его образом, который он хотел бы транслировать окружающим.
У ниши индивидуальной одежды большое будущее — именно потому, что она предоставляет ценную возможность свободы и творчества
Бывает, кто-то хочет позиционировать себя как серьезного, сдержанного, достойного доверия со стороны окружающих, но за счет специфического выбора одежды может показаться окружающим совсем другим — например, легкомысленным.
Это все равно история про самовыражение, просто в таком случае взгляд окружающих на человека не совпадает с его собственным видением самого себя. Например, для человека выбранная им футболка с персонажем мультфильма — это про то, что он ценит юмор и свободу в современном мире. А окружение его может быть более консервативным и считывать это как признак инфантильности.
В каждом случае одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное. И, поскольку сейчас очень велик запрос на раскрытие себя, проявление себя в мире, полагаю, люди могут начать обращать намного больше внимания на возможность индивидуального конструирования предметов гардероба.
Понятно, что предложения масс-маркета и брендов не уйдут с рынка, но у ниши индивидуального пошива, на мой взгляд, большое будущее — именно потому, что он предоставляет нам ценную возможность свободы и творчества».
Вещи для человека, а не человек для вещей
Fast fashion («быстрая мода», погоня за новейшими тенденциями) диктует правила, навязывает свои тренды, давит на человека и в итоге заставляет все-таки купить то, что ему на самом деле не нужно. Прослужит такая вещь максимум один сезон, а потом отправится на дальнюю полку гардероба.
Есть ли альтернатива беспорядочному потреблению? Да, и придумали ее молодые российские дизайнеры. Они разработали уникальный сервис по индивидуальному пошиву одежды на каждый день — Hooli (в переводе с эстонского — «Забота»).
Сервис Hooli был запущен в ноябре 2019 и за считаные месяцы завоевал доверие более 3000 клиентов. На этом основатели компании не остановились и в прошедшем октябре инициировали грандиозное обновление.
Hooli — первый в мире конструктор повседневной одежды, который позволяет собрать идеальный образ по своим индивидуальным предпочтениям и параметрам. Принцип прост: заходите на сайт, определяетесь с моделью, цветом, вариациями капюшона, обработкой манжетов, выбираете вышивку или принт, указываете рост — и уже спустя 7-15 дней получаете созданные вами худи, костюм, платье, рубашку или шорты.
О чем говорит одежда: зоны особого внимания
А вот если бы одежда могла говорить, что бы она о нас рассказала? Одежду не зря считают основой самопрезентации – иногда она «говорит» о нас окружающим даже больше, чем мы сами хотели бы знать. Как понять, почему мы выбираем именно такие наряды, узнаем в серии материалов «О чем говорит одежда».
В первом материале речь пойдет о том, как выбор одежды связан с телесным и эмоциональным самоощущением человека, и какую информацию несет окружающим наш наряд. Разобраться в этом поможет концепция одного из классиков психоанализа и основоположника телесно ориентированной психотерапии Вильгельма Райха.
Мышечный панцирь
С точки зрения телесно-ориентированной психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов:
» Согласно концепции Райха, такие хронические мышечные блоки возникают при привычном подавлении телом возникающего импульса. Их формирование начинается еще в детстве и усугубляется во взрослом возрасте под воздействием ограничений социума.
Как это работает? Возьмем совсем простую ситуацию. Например, сидит человек на работе, в окружении коллег, и вдруг ему в ватсап жена присылает потешную фотографию. Тут бы и засмеяться в голос, но нельзя – он помешает коллегам. Мышечным усилием он подавляет широкую улыбку и… получает избыточное напряжение мимических мышц, которые вынуждены противодействовать первоначальному импульсу. Проделав этот «фокус» сто-двести-пятьсот раз, этот смешливый от природы человек получает уже хроническое напряжение челюстных мускулов и привычку подавлять смех. Так возникает челюстной мышечный блок. По такому же принципу формируются блоки в остальных шести зонах.
Одежда как отражение мышечных блоков
Одежда служит людям защитой и во многом является внешним отражением нашего внутреннего мышечного панциря. Те зоны, которые мы особенно акцентируем с помощью покроя, цвета, принтов или аксессуаров, являются зонами повышенного внимания, которые указывают на актуальное состояние человека.
» Говоря проще – самый яркий акцент в одежде позволяет сделать предположение о том, в какой зоне есть мышечный блок, и какие эмоции с этим связаны.
Зоны особого внимания
1. Глаза.
Этот мышечный блок проявляется внешне как расфокусированный взгляд, «бегающие» глаза или избыточная фокусировка и постоянное «прищуривание» с напряжением мышц лба. Он связан, прежде всего, с социальными страхами: страхом оценки (обесценивания), страхом совершить ошибку или показаться «плохим» (невоспитанным, грубым, глупым и т. п.) в глазах окружающих.
Фактически этот мышечный блок связан с нежеланием «увидеть» себя с неприглядной стороны. При этом, опасаясь внешней оценки, люди с актуализированным глазным мышечным блоком склонны сами строго оценивать окружающих.
Работа с сегментом: расслабляющая гимнастика для глаз.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Специальной одежды для глаз, конечно, не существует. Зато есть распространённый аксессуар – очки: солнцезащитные и «декоративные» без диоптрий. Очки ассоциированы с умом, образованностью, интеллигентным обликом. Часто стилисты рекомендуют публичным людям добавить к своему образу очки, чтобы повысить градус респектабельности. Таким образом, это становится способом своеобразной защиты от социального страха отвержения. Человек словно говорит своим обликом: «Я умен и образован».
Этим же целям, хоть и другими методами, служат тёмные очки. Закрывая глаза от стороннего наблюдателя, они добавляют облику загадочности и интриги, помогают создать иллюзию неуязвимости. Не видя глаз человека, сложно «считать» его эмоции, а значит, и дать им оценку.
Скрытое послание: «Притворяюсь неуязвимым, так как боюсь, что вы меня отвергнете».
2. Челюсть.
Этот сегмент представлен мышцами подбородка, нижней части затылка, верхней части горла. Как сказано выше, он связан с подавленным выражением эмоций: смеха, плача, радостного или гневного крика. Телесно он проявляется как хронически сжатые (или наоборот – слишком расслабленные) челюсти, привычка к жевательной резинке, курению или обгрызанию каких-либо предметов, а также его признаком является частое прикрывание рта рукой.
Работа с сегментом: гимнастика для губ, упражнения для челюстей, имитация сосательных движений, зевание.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Одежды для рта, к счастью, не существует. Возможно, если бы она была, люди с актуализированным челюстным блоком с удовольствием бы ею воспользовались. Однако в связи с ее отсутствием внешним акцентированием могут служить разнообразные аксессуары для курения, привычка в теплое время кутаться в высокие воротники, шарфы и палантины, закрывающие затылок и зону подбородка (а иногда и рот).
Человек словно дает понять, что его рот занят или закрыт, и в разговоры он вступать не стремится.
Скрытое послание: «Ни за что не скажу, что я о вас думаю».
3. Горло.
Этот блок включает глубокие мышцы шеи и языка. Он проявляется постоянным нервным покашливанием, «прочищением горла» (не связанным с каким-либо заболеванием), манерой говорить очень тихим голосом. Этот блок тесно связан с челюстным, но является более глубоким его проявлением. Возникает в результате внутренних запретов на плач, громкий крик, обиду, проявления раздражения и злости уже в зоне горла.
Работа с зоной: пение, «терапевтический крик» в лесу.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Различного рода водолазки, украшения «под шейку», шейные платки, особенно контрастирующие по цвету с остальной одеждой. Воплощением аксессуара «горлового блока» является колье-чокер (от англ: «choker» — душитель), которое словно рисует на шее поперечную линию, символизирующую препятствие в этой области. Человек, который носит такую одежду, словно демонстрирует свое ограничение, заодно предупреждая о нем окружающих.
» Глухой воротник водолазки, колье-чокеры, платки, закрывающие наглухо шею, дают окружающим сигнал – человек сейчас закрыт для близкого общения, не стоит подходить ближе.
Одна моя клиентка очень боялась ходить на совещания к начальнику. Когда он вызывал ее в кабинет, она сразу же хрипла, краснела, ее шея покрывалась красными пятнами. Не желая, чтобы начальник это заметил, в дни совещаний она стала подсознательно, а потом и специально надевать водолазку с высоким воротом либо плотный шейный платок. По ее словам, это помогло ей чувствовать себя более уверенной и защищенной и дало сил пережить неприятные совещания.
Скрытое послание: «Лучше не спрашивайте!»
4. Грудь.
Это один из самых обширных мышечных блоков, который включает мышцы груди и грудной клетки, лопаток, плеч, рук. Выраженный блок в грудном сегменте влияет на осанку. Сутулые, выгнутые вперед плечи, как и преувеличенно прямая спина, говорят о выраженности этого блока.
Райх связывал блок в грудном сегменте с запретом не просто на выражение, но и само переживание сильных чувств: печали, любви и ревности. Блокировка таких чувств может быть связана с разными причинами: отсутствие ресурса для их проживания, представление о том, что испытывать такие чувства «плохо». Телесное блокирование переживаний происходит посредством задержки дыхания. Поэтому людям с выраженным грудным блоком рекомендованы упражнения, способствующие освобождению дыхания.
Работа с сегментом: дыхательная гимнастика.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Привлечение внимания к зоне груди может говорить о конфликтном переживании сильных чувств: печали, горевания или влюбленности, и одновременном их подавлении. Например, одна моя клиентка (назову ее Аллой) пришла на консультацию в кофточке с вышитым маленьким кактусом в зоне груди. Я попросила озвучить изображение от первого лица, и Алла сказала: «я очень колючее растение, вонзаю острые иглы в любого, кто меня коснется». Едва закончив предложение, девушка расплакалась и призналась, что это очень похоже на ее отношения с ее молодым человеком, которого она очень любит, но ведет себя с ним надменно и держится от него на расстоянии, отвергая близость.
Дальнейшая работа была связана с канализацией подавленных чувств и прояснением блокирующей установки.
» О многом говорят и надписи на принтах, подчас прямым текстом сообщающие об истинных переживаниях того, кто их выбрал.
Так, шуточные надписи могут говорить о высмеивании и обесценивании труднопереносимых эмоций, манифесты – о скрытом конфликте и т. п.
Важно понимать, что полностью универсальных трактовок символов, расположенных на одежде, не существует. Чтобы понять, что означает для вас выбранная символика, озвучьте изображение на украшении или одежде от первого лица или прочитайте надпись на майке, добавив: «я сообщаю окружающим, что: «…»», и понаблюдайте за своими чувствами.
Скрытое послание: «Я выше этого».
5. Диафрагма
Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Мышечный блок здесь блокирует чувство брезгливости и отвращения. Диафрагмальная зона отвечает за рвотные позывы, поэтому люди с выраженным мышечным блоком в этой области замечают за собой повышенный рвотный рефлекс либо, наоборот, сниженную способность к рвоте. Также этот блок проявляется специфической осанкой – когда человек стоит, прислонившись к стене, или лежит, то между нижней частью спины и поверхностью остается значительный промежуток.
» Человек с выраженным диафрагмальным блоком, словно стойкий оловянный солдатик, принимает все превратности судьбы, неприятное поведение окружающих, сохраняя невозмутимое выражение лица и полное спокойствие. Обратной стороной такой сдержанности могут стать эмоциональное истощение («выгорание») и плохо контролируемые вспышки гнева.
Работа с сегментом: «диафрагмальное дыхание» (животом), вокал с работой диафрагмы.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Образ «стойкого оловянного солдатика» у людей с выраженным диафрагмальным блоком подкрепляет одежда, которая «держит» область талии и верхнюю часть живота. Это приталенная, тесно облегающая корпус одежда, тугие ремни, широкие пояса, корсеты. Такой человек словно сообщает окружающим: я держусь, я крепкий, «ем клюкву и не морщусь»! В тоже время, в этом послании окружающие легко считывают конфликтное зерно: раз есть потребность «держаться», значит, человек испытывает трудности. Это добавляет облику едва уловимый жертвенно-героический ореол.
Ярким примером одежды, подчеркивающей зону диафрагмы, является военная форма, особенно офицерского и старшего офицерского состава.
Скрытое послание: «Я держусь!»
6. Живот
В этот сегмент входят мышцы живота и спины. Напряжение поясничных и брюшных мышц связано с ощущением страха, его подавлением, а блок в зоне боков – с сильной неприязнью. Люди с выраженным брюшным мышечным блоком часто имеют выступающий живот. Заблокированные мышцы поясницы меняют осанку: такие люди ходят, немного подав корпус и живот вперед.
Работа с сегментом: последовательное напряжение и расслабление мышц живота.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
В других случаях при брюшном мышечном блоке, человек, напротив, с помощью одежды стремиться защитить эту зону, «спрятать» ее от посторонних глаз или визуально увеличить, оптически придав своему телу веса и значимости. Этого эффекта можно достичь с помощью объемных драпировок, кофт с широким подолом, балахонов, оборок и массивных поясов с крупными пряжками в области живота.
Скрытое послание: «Я вас боюсь».
7. Таз и ноги
Это – самый обширный сегмент, включающий в себя все мышцы таза и нижних конечностей.
Тазовый зажим связан с подавлением сексуальности, запретом на возбуждение, получение удовольствия.
» В конечном итоге выраженный блок в тазовом сегменте, по Райху, влечет за собой подавление витальности, то есть права на жизнь.
Так как этот сегмент включает в себя и ноги, которые обеспечивают человеку опору, то люди с выраженным тазовым блоком теряют устойчивость, у них отмечается специфическая «подпрыгивающая» или «парящая» походка. Сидя на стуле, они редко опираются ногами о поверхность, поджимая под себя ноги.
Работа с сегментом: упражнения для улучшения тазового кровообращения, «заземление» (стоя стараться опираться полностью на обе стопы, чувствуя каждую мышцу), танцы, упражнения, предполагающие усиленную опору на полную стопу (топот), например – тренировки на «степе».
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Экстремально низкая линия талии (пояс на бедрах), туго обтягивающие брюки, яркие контрастные ткани «низа» по сравнению с темным «верхом». Бессознательное привлечение внимания окружающих к этому сегменту может говорить как о скрытом сексуальном призыве (и эмоциональной холодности в случае сочетания яркого низа с темным, туго облегающим верхом), так и о закрытости, «стянутости» этой зоны, декларировании запрета на сексуальные отношения.
Обувь напрямую сообщает о поиске опоры и степени устойчивости. Проверить себя просто: как ваша нога чувствует себя в туфельке или ботинке? Позволяет ли обувь вам опираться на всю стопу или только на носок? Делает ли она визуально стопу массивнее или, наоборот – нога кажется максимально миниатюрной и незаметной? Наконец, удобно ли вам в вашей обуви и почему?
Скрытое послание: «Я ищу опору».
» Несмотря на относительную универсальность мышечных блоков, которые, согласно телесно-ориентированной психотерапии, присутствуют в той или иной степени у большинства людей, смысл послания, которое несет ваш наряд, всегда индивидуален, и только вы можете достоверно «расшифровать» его.
Сделать это поможет простое упражнение:
назовите 3 глагола или отглагольных прилагательных, которые характеризуют ваш наряд в определенной зоне (например, наряд: стягивает, скрывает, делает яркой). Запишите их на бумаге, а затем озвучьте от первого лица и прокомментируйте свои ощущения. Например: «Я обтягиваю (часть тела), делаю ее яркой и праздничной, чтобы «…», потому что для меня это означает «…»». Постарайтесь уловить чувство, которое вы испытываете при этих словах.
Это и будет содержанием послания, которое сообщает вам, а заодно и окружающим, ваша одежда.
Евгения Пельтек,
психолог, педагог по писательскому мастерству,
28.04.18