сколько дней длится пост у казаков на дону
Сколько дней длится пост у казаков на дону
В христианской религии посты занимают около двухсот дней в году и делятся на однодневные и многодневные.
В прежние времена в пост менялся облик храмов, жилищ и даже городов, закрывались питейные заведения, лавки и магазины.
Н.В.Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: «Стой, христианин, оглянись на жизнь свою!». На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы».
На Дону посты, особенно Великий, соблюдались неукоснительно, проводились в строгости, воздержании и духовной сосредоточенности.
Воздержание в пище, употребление только растительной было обязательным правилом поста не только для взрослых, но даже для малолетних детей. Казаки, будучи от природы религиозными, (а особенно пожилые люди), говорили, что скорее решатся умереть, чем «опоганить душу скоромной пищей».
В те времена у каждой донской казачки была специальная «постная посуда»: горшки, миски, ложки и прочая утварь, которая использовалась только во время поста. Самыми популярными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и другие похлебки.
На время великого поста приходились главные христианские двунадесятые праздники, и в эти дни разрешалось употреблять рыбу, горячую пищу, растительное масло.
Самыми строгими во время поста считаются первая и последняя недели. Последнюю неделю еще называют Страстной седмицей. Это последняя перед праздником Пасхи неделя, в которую православные чтят память об Иисусе Христе, принявшем муки на кресте во имя спасения всего человечества.
В эту неделю все верующие казаки-христиане соблюдали телесную и духовную чистоту, поэтому Страстная неделя Великого Поста еще называется Чистой неделей. В семь дней Страстной недели, преданные вере казаки, находились в самом строгом воздержании и усердных молитвах. Кроме воздержания в пище, казаки считали обязательным и физическое воздержание. Великим грехом было сожительство с женой в постное время. Грех этот незамолимый и обнаруживался просто. По дню рождения младенца высчитывали, соблюдали ли родители закон воздержания в пост. Мало того, в казачьих станицах всегда за этим строго следили пономари, дьячки или священники.
В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся обряды крещения и венчания и поминания, не празднуются дни святых. Каждый из семи дней Чистой недели имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем.
В Великий понедельник начинается самый строгий пост, когда можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.
Во второй день Страстной седмицы делали из семян льна и конопли «сеченное молоко» и поили им домашний скот, считалось что это убережет его от болезней. Обряд разрешалось проводить только казачкам. В день Великого вторника в пищу можно было употреблять сырую пищу, без растительного масла.
В Страстную среду, если Пасха была ранняя, начинали собирать по оврагам снег. После его таяния воду солили и обливали ею домашний скот, веря в то, что этот обряд целый год будет охранять казачий двор от бед и болезней. В эту среду питание оставалось скудным, позволялось сыроедение без масла.
Великий Четверг в народе называют еще Чистым четвергом. В этот день по старинным обычаям необходимо очиститься, искупавшись до рассвета в реке, озере или в бане, сделать уборку в доме и перестирать все белье. На Дону этот обряд имел некоторые особенности: «В чистый четверг вставали до восхода солнца, обычно набирали воды дома, купались, чтоб лица были хороши. Чтобы никакой болезни на теле не было. Набирали соль и воду.
В пятницу да восхода солнца ходили посыпали там животных, себя, водичку выпивали, чтоб ни было никакой порчи. Потом водичку в святой угол ставили под чистый четверг, чтоб она ночь постояла. А в пятницу до восхода солнца брали эту воду и соль, ходили прыскали и пили сами. В этот день купались (чистый четверг). Но только купались, чтоб ворон воронёнка ни скупал до восхода солнца. И в чистый четверг всегда всё делали, чтобы на Пасху ни осталась одежда грязная».
Традиционным в Великий четверг являлось ставить на стол хлеб и освященную соль. В этот день начиналась подготовка к празднику Пасхи. Казаки забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца и по традиции раздавали продукты беднякам. К слову, богобоязненная казачка-христианка в пост ни за что не накормила бы скоромной пищей даже нищего. Верующие старались донести до дома свечи, зажженные в церкви, по древним поверьям это приносит в дом счастье и благополучие.
Страстная Пятница особо почитается верующими, так как в этот день Иисус Христос умер в муках на кресте, принеся себя в жертву. В этот день среди верующих принято воздерживаться от пищи до выноса Святой Плащаницы, которую считают символом искупительной жертвы Спасителя.
В день Великой субботы люди старались закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Великой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.
Как освящали куличи? Верующие в субботу, приходя в храм, где идет богослужение, ставили свои приношения на особый столик, в кулич вставляли зажженную свечу, которая символизирует пламенную любовь к Богу. Священник при этом читал особую молитву и все окроплял святой водой. В ночь с субботы на воскресение во всех храмах совершалась праздничное богослужение, посвященное воскресению Христову.
Как казаки и казачки соблюдали Великий пост в былые времена
Существует популярное выражение «Казак без веры не казак». Многие исследователи отмечают, что Великий пост играл важную роль в жизни казаков, на Страстной неделе даже прекращались занятия в школах. В преддверии этого главного христианского поста публикуем интересные факты, связанные с казачеством.
Когда начинали просить прощения
С приближением Великого поста казаки начинали ходить по домам родственников и соседей и просили друг у друга прощения. Одним из вариантов прощения был низкий поклон и слова: «Прости Христа ради, в чем я перед тобой согрешил», в ответ звучало: «Прости и ты меня».
Младшим не кланяются
Прощение в кругу казачьей семьи проходило особенным образом – после ужина самый младший выходил из-за стола, кланялся всем по очереди, просил прощения и, получив его, отходил в сторону. За ним в порядке старшинства кланялись остальные члены семьи. При этом младшему не кланялись и прощения у него не просили, а самая старшая женщина в семье кланялась последней.
По каким неделям постились
В связи с тем, что дни Великого поста приходились на активные полевые работы, взрослые казаки постились на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время старались меньше говорить, чтобы не сказать скверного слова, а по вечерам во многих семьях читались божественные книги. Каждый взрослый казак, подходя на исповедь, клал на блюдо, стоящее рядом со священником, деньги и свечу. После исповеди он еще раз оставлял деньги – на блюде псаломщика.
Пища во время поста
Казаки строго соблюдали посты: питались скромно. Некоторые, в основном старики, старались воздерживаться от любой пищи, особенно по средам и пятницам. Пожилые казаки и казачки во время поста ели раз в день, нередко только хлеб или сухари с водой. Во многих казачьих семьях была специальная «постная» посуда: особые горшки, чугуны, миски и даже ложки, предназначенные только для постных дней. Самыми популярными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и другие похлебки.
Как появилась постная уха
Есть легенда, согласно которой именно с Дона распространился рецепт постной ухи «по-елизаветински», которой казак Василий Кедров угощал Николая II, когда император в 1913 году приехал в станицу Елизаветинскую. Эта уха отличается от обычной тем, что помимо стандартных ингредиентов в нее добавляют свежие помидоры или томатный сок, кроме того, сам бульон рыбный, но куски рыбы подают отдельно. Было принято есть эту уху из кружки, а не из тарелки. К слову, рыбу разрешалось употреблять во время поста, но только в главные христианские двунадесятые праздники – Благовещение и Вербное воскресенье.
Одеяние во время причастия
К исповеди готовились как к большому празднику: каждый старался одеться во все новое. Молодые казачки приступали к причастию с расплетенной косой, при этом волосы распускались по плечам или завязывались в пучок. Причастнику грешно было смеяться, ругаться или сердиться, считалось, что это оскверняет таинство.
Казачка косы не заплетет
В праздник Благовещения запрещались любые работы. Старые казаки поговаривали, что даже грешников в аду в этот день переставали мучить, поэтому грехом считалась мельчайшая работа. Они напоминали молодым: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, казачка косы не заплетает. Вот посмотрите на кукушку, она откладывает свои яйца в гнезда других птиц. Господь наказал ее за то, что она позволила в этот день свить себе гнездо. Даже глупая курица не решается на такую работу».
Били во время Вербного воскресенья
На Дону, в том числе среди казаков, особенно почиталось Вербное воскресенье. Прутья вербы освещались в церквях: считалось, что так они обретают чудодейственную силу и оберегают людей и животных от болезней и порчи. После освещения ими слегка били своих близких и даже встречных людей, приговаривая: «Не я бью, верба бьет, за тыж день, за велик день». А тех, кто просыпал заутреннюю службу в церкви, ударяли сильнее, приговаривая: «Вербохлест, бей до слез, за твой грех, нам на смех».
Как казаки Великий пост держали
Сегодня у нас в гостях ЭтноПроект КоленкорЪ: Фёдор и Наталья Скунцевы, и сегодня они расскажут нам о том, как казаки Великий пост держали.
В этом выпуске мы расскажем Вам, как казаки Великий пост держали и какие молитвы и духовные стихи во время поста пели и споём их:
Полина:
Здорово живёте! Великий пост занимает большое место в жизни любого православного человека, поэтому хотелось бы узнать, какое место он имел в жизни казаков?
Полина:
А с чего у казаков начинался сам Великий пост?
Наталья:
Первая неделя поста была очень строгой, также, как и последняя. Первый день — понедельник назывался Жилистый понедельник. Название это было связанно с тем, что в этот день готовили лепёшку, которую называли Жиляйник. Лепёшка готовилась из воды, муки, без добавления других ингредиентов, то есть она была абсолютно постная, выпекали её без масла. Эту лепёшку должен был попробовать каждый из членов семьи, и считалось, что каждый, кто её съест, обретёт жилистость и силу. Добротные, здоровые казаки в первый день ничего не ели. В первую неделю поста казаки-некрасовцы обязательно устраивали поминовение усопших, каждый день, начиная с понедельника, в 12 часов они ходили в храм и усиленно молились, приносили туда же и кутью, которая стояла там до пятницы, в пятницу её забирали и съедали всей семьёй, поминая тем самым усопших. В остальные недели они продолжали всё это делать уже только по пятницам. А в других станицах, например на Кубани, Дону богослужебные поминовения усопших совершались в субботу, также готовили кутью, выпекали дома ватрушки и обязательно съедали их всей семьёй.
Фёдор и Наталья рассказали и о других интересных казачьих традициях, связанных с периодом Великого поста, а также спели молитвы и стихи, о которых рассказывали – всё это вы можете увидеть во втором выпуске нашей программы «Любо петь!»
беседовала Полина Закамскова
Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:
Донской казачий стол \ Какие пищевые табу существовали у донских казаков
Т радиционные пищевые запреты бывают нескольких типов. Во-первых, это конкретные виды пищи (и питья), которые религия или народный обычай запрещают употреблять в определённые дни года (например, в постные дни) или всегда, независимо от сезона. Во-вторых, это запреты для людей, находящихся в какой-то конкретной жизненной ситуации (например, для беременных женщин). В-третьих, это запреты, устанавливающие способы приготовления и потребления пищи, особенно ритуальной (например, на поминках).
Все подобные запреты у донских казаков были в общем и целом сходны с таковыми у русских крестьян, но обладали и специфическими чертами.
П осты и табу
Д онцы старались строго соблюдать православные посты, даже в тех ситуациях, когда церковная традиция допускает послабления: в военных походах или во время болезни (также в госпиталях на лечении после ранения). Существовали запреты, связанные с характером службы. Так, в старину донским казакам во время похода строго-настрого было запрещено употреблять хмельное.
К ак и у всех народов, у казаков множество магических запретов сопровождало создание брачного союза и рождение новой жизни. Молодожёны на свадебном застолье не должны были прикасаться ни к еде, ни к питью. Их мисы были пусты, а чарки опрокинуты вверх дном. Беременная женщина не должна была есть или пить из битой посуды и употреблять в пищу рыбу. Считалось, что иначе ребёнок может родиться уродливым или больным.
К ак и у русских крестьян, употребление в пищу яблок и других первых плодов нового урожая разрешалось только после Яблочного Спаса, праздника Преображения Господня (19 августа), и освящения плодов в церкви. При этом женщинам, чьи новорождённые младенцы умерли некрещёными, не дозволялось вкушать яблоки в любом случае. Считалось, что в противном случае их умершие младенцы не получат яблок на том свете.
Р итуальная пища
О собенно тщательные предписания касались приготовления и употребления пищи, носившей ритуальный характер, связанной с православными праздниками и с культом умерших предков.
Н а поминальной трапезе не должно было быть ни ножей, ни вилок. Хлеб не резали, а ломали руками. Острые предметы на столе могли навредить душе умершего. Пищу подобало поглощать медленно и размеренно. Внимательно следили за тем, чтобы число кушаний на поминках всегда было нечётным. Иначе, считали казаки, не миновать смерти ещё кому-нибудь из близких людей.
В зависимости от праздника обычай предписывал тот или иной характер стола. Так, на Масленицу полагалось обильное угощение. В Рождество и на Новый год варили густой и жирный борщ, который должен был символизировать изобилие и сытость в наступающем году. «Родительский суп» же, приготовляемый на «родительские» дни православного церковного календаря, должен был быть постным.
Р итуальные предписания касались и других блюд в определённые дни. Так, в храмовые праздники мужики сообща варили уху обязательно в большом чугунном котле на костре, причём добавляли в неё немного водки. Женщины к приготовлению этой еды не допускались. У казаков на Хопре таким же образом делали баранину на поминки. А на второй день Рождества только повитухи готовили «бабью кашу» из продуктов, принесённых женщинами, у которых они в своей жизни принимали роды. На Троицу было принято жарить сообща большую яичницу из яиц, принесённых каждым участником праздничной трапезы.
В таких обычаях мы видим отголоски языческой древности, когда совместное приготовление ритуального блюда (особенно лицами одного пола) составляло неотъемлемую часть магического действа, выражаемого тем или иным обрядом.
С уеверия и практика
Н емало обычаев было связано и с суевериями, происхождение которых трудно объяснить. Так, не полагалось солить сало в четверг («в нём черви заведутся») или варить квас в пятницу («в нём чёрт будет купать младенца»). Немало предписаний относилось к остаткам праздничных пиршеств.
Т ак, после масленичной трапезы ничего не убирали со столов. Наутро остатки еды тщательно собирали, выносили и скармливали скоту. В нижнедонских станицах недоеденное в первый день Масленицы отдавали татарам и калмыкам, которые специально приходили за этим. Недоеденные калачи и ритуальные хлебцы («жаворонки» и т. д.) масленичных пиров сохраняли до начала весны, после чего крошили и смешивали с зерном для посева. Этот обычай восходит к древнейшей аграрной магии.
В озбранялось приступать к трапезе, не помыв руки и не помолившись. Сигнал к началу еды давал глава семьи. Интересно, что обычай мыть руки перед едой, имеющий очевидную гигиеническую ценность, также возник у многих народов первоначально из магической, ритуальной практики.
Донской казачий стол
Лекция по истории и особенностям казачьей кухни на Дону.
Разнообразны были фруктовые, ягодные и овощные начинки (тыква, фасоль, капуста); зимой – измельченные сухофрукты с медом или вареньем; летом на Нижнем Дону – свежие вишни, яблоки, абрикосы; на Верхнем кроме того – лесные ягоды. Пирожковое тесто замешивали на простокваше и яйцах. Из него же делали хворост, пышки. Блинам из кислого теста предпочитали тонкие «блинцы» на молоке. К некоторым пирогам подавали топленое масло, в которое обмакивали ломоть, к пирожкам и блинам – каймак (пенки топленого молока), моченый терн с сахаром. Тесто на вареники замешивали на простокваше или пахте (сыворотке), а излюбленной начинкой был творог (сыр). В любом доме готовили лапшу. Из нее варили жидкое блюдо на курином бульоне или запеченный лапшевник с яйцами, маслом. Пекли сдобу и без начинки – витушки (на свадьбу – шишки), калачи, караваи.
Молоко и молочные продукты употребляли в разных видах. Существовало несколько способов приготовления топленого молока и каймака (пенок с него), которые добавляли на Нижнем Дону в кофе и повсеместно – в чай, называя его «калмыцким». Очень популярным было откидное или портошное молоко, на Нижнем Дону называемое сузьмой, и представлявшее собой процеженное через холстину свешескисшее цельное молоко. Сыворотка оставалась, а мягкая и плотная масса, напоминающая сметану, использовалась в свежем виде или сохранялась в суконных чувальчиках для длительного использования, в том числе быстрого приготовления ирьяна путём разведения массы с водой.
В повседневной и обрядовой пище использовались куриные яйца. Круто сваренными, их брали в дорогу. Много яиц готовили на Пасху и Троицу. Сырые яйца запускали в супы, добавляли в начинку (картофельную, капустную, крупяную), заливали ими жареный картофель, на них замешивали тесто. Иногда также использовались утиные и гусиные яйца, как правило при их очень позднем откладывании птицей и невозможностью, в силу сроков, использовать эти яйца для выведения птенцов. Но их вкус не ценился, поэтому использовались такие яйца, как правило, в тесто.
Из птицы особой популярностью пользовались куры, утки и гуси, зажариваемые целиком (иногда с начинкой из каши, с рублеными потрохами). В необрядовых ситуациях допускалась разделка тушки. Птица служила прекрасной основой для бульонов, на которых готовились лапша, супы. Для борща было принято использовать петуха. Из потрошков, крыльев, шеи часто делали заливное. Птица была обязательным атрибутом праздничного стола и обрядов второго дня свадьбы. Здесь запеченная курица («горбунок») и блины являлись подношением молодым от матери невесты. Особенно среди казаков ценились гусиные потрошка, имеющие особенный, несколько с горчинкой вкус. Из таких потрошков получалась великолепная домашняя лапша, а гусиную печёнку хозяйки использовали как отдельную, с луком и перцем, начинку для пирогов. В кухне казаков Первого Донского и Сальского округов значительное место занимало мясо дрофы (дудака), реже стрепета. Практиковалась коллективная охота на дрофу по первому гололёду в степи — дудачий гай — когда птица не могла взлететь в результате обледенения и сгонялась казаками в стаи из сотен особей. Дудак забивался, потрошился и вялился для дальнейшего использования, в первый день гая готовился шулюм из дудака, представлявший собой очень густой и жирный бульон с добавлением степных трав и семян горчицы.
Ещё одно популярное блюдо — кулеш. Считается, что он был заимствован из походной кухни кочевников казаками Верхнего Дона и видоизменён под собственные вкусы. Обязательными компонентами являются вода и сало. Остальное — что найдётся. Крупа в кулеш годится любая, но лучше, если она разваривается в размазню. Это могла быть и пшеница, как ядрица, так и рушница (мука самого грубого помола) и пшено. Для сытности при возможности сдабривали кулеш смесью яиц и воды. В домашних условиях кулеш тоже шел на «ура». В него добавляли укроп и любисток (пряная трава). В зависимости от способа приготовления кулеш можно считать как первым, так и вторым блюдом. В конце XIX века на Нижнем Дону стали готовить кулеш из кукурузной крупы. Сало можно заменять любым жирным мясом, исключая мясо птицы. Хотя известно применение гусиного и куриного свежего и топлёного жира для приготовления кулеша.
В своей простоте станичная кухня, как и полевая, тоже достаточно традиционна, но она включала в себя отдельный фрагмент, который можно обозначить как праздничная кухня.
В конце XIX века в связи с развитием домашнего хозяйства увеличивается потребление мяса выращиваемых животных и птицы. Расширяется ассортимент блюд из теста, овощей и фруктов. Своеобразие донской кухни сохраняется в приготовлении рыбы, молочных блюд, припасов. В названиях блюд прослеживаются связи со степными кочевниками.
Питание резко меняется на протяжении второй половины XX века. Основной состав пищи остался прежним, однако хозяйки отказываются от трудоемкой выпечки хлеба, заготовки домашней лапши. Мучные изделия, крупы, как и многое другое – колбасы, масло, консервы, приобретаются в магазине. Молодые хозяйки нередко имеют домашнюю «поваренную книгу» (тетрадь с рецептами). Обычными стали для донской кухни салаты, кавказские и восточные приправы. Изменились способы заготовки и консервирования продуктов — ушло в забвение мочка и квашение. В целом сейчас традиционная донская кухня практически исчезла из обихода потомков Донских казаков.
Будем надеяться, что традиционная ежедневная, праздничная и обрядовая кухни Донских казаков вернутся к нам через усилия энтузиастов-рестораторов или настоящих ценителей-реставраторов казачьей гастрономии.
Как казаки Великий пост соблюдали
Истовые и в вере, и в сражениях казаки придерживались его и во время боевых действий
Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Вторила старцу и старинная пословица: «У казаков в походе поста не бывает». На деле же нередко случалось, что и раненые казаки, лежа в госпитале, в дни поста отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом умереть от истощения.
О том, как значим был для казаков Великий пост, писал белый казак-эмигрант Николай Федоров. Во время Великого поста все было строго и печально, отмечал он. На Страстной неделе занятия в школе прекращались. Говели чинно, а когда причащались, поздравляли друг друга с принятием Святых таинств. В ночь на Пасху не спали и ожидали перемен от смирения и тишины к веселью.
Божий суд не чета земному
По свидетельству большинства историков казачества, Великий пост для населения Кубани был свято чтимым временем. В этот период даже горячие на суд казаки старались сдерживать эмоции и не рубить с плеча, особенно если речь шла о назначении наказания преступникам, совершивших тяжкие деяния вроде убийства. Суды предпочитали откладывать на время после Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать свою совесть — суд ведь по определению дело Божье, а не человеческое.
Исследователи всех времен и народов отмечали, что казаки особо усердными были в молитвах. Обращались к Богу жители больших и малых станиц перед сном и с раннего утра, до и после трапезы, перед военными походами и после их окончания, во время походов. Для богослужений, если они приходились на время военных экспедиций, казачьи соединения возили с собой специальные передвижные церкви. В таких походных храмах служили благодарственные молебны после сражений, молились, если случались в рядах воинов болезни. Неукоснительно соблюдался и обычай носить нательные кресты, не снимая их ни при каких обстоятельствах, и образы святителя Николая Чудотворца и архангела Михаила — особо почитаемых святых в казачьей среде.
Очень любили казаки Вербное воскресенье — праздник, отмечаемый в шестую неделю Великого поста. Один из 12 важнейших православных праздников, посвященный входу Господнему в Иерусалим, традиционно посвящался детям. Все чадолюбивые казаки старались в Вербное воскресенье всячески порадовать, повеселить ребятню.
В станицах и хуторах в этот день проходили веселые ярмарки с различными представлениями. Выступали ученые медведи и скоморохи, показывались кукольные представления. Всем детям станичники обязательно покупали обновки и игрушки. Казачат легонько хлестали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Или так: «Верба-хлест, бей до слез!», добавляя при этом: «Не я бью, верба бьет», «Верба красна бьет напрасно», «Верба бела бьет за дело», «Бери хворостинку, выгоняй скотинку!». Последняя присловица касалась обычая приветствовать весну, поскольку именно в Вербное воскресенье было принято в первый раз после зимних стуж выгонять домашнюю скотину на пастбище. Веточки вербы, как считали казаки, в праздник приобретали особую силу, а пыльца, слетавшая с пушистых сережек распустившейся вербы, становилась целебной. Если пыльца попадала в нос и дети, которых «хлестали» веточками, принимались чихать, родители радовались, ведь было это верным признаком оздоровления.
Даже молитвы великопостные у казаков были особые. Кубанцы в Великий пост обращались к Богу с такими словами: «Я люблю тебя, Боже, люблю всей душой, но в груди моей мало огня, нет, нет, силы уже нет, Боже мой, я молю, укрепи меня, вся надежда моя на тебя».
Для казаков слово «пост» имело не только религиозное, но и мирское значение — служение православию.
Постные праздники
Ни начало, ни окончание Масленицы на Кубани особых названий или соответствующих ритуалов не имели. Однако смысл заключительной части разгульной Масленицы все же связан был общей идеей — избавления от обильной масленичной пищи, перехода к новому состоянию (посту). Говорят об этом и обычаи, до наших дней сохранившиеся в отдельных хуторах и станицах. Оставшуюся масленичную еду в день перед постом полагалось закапывать в землю или отдавать животным, а в некоторых станицах завершали масленичное обильное время ритуалом «полоскания кувшинчиков». Хозяйки собирались вместе, брали кувшинчики и шли к реке, чтобы «выполоскать их дочиста», смыть остатки безудержного масленичного веселья и подготовиться к посту.
Значимым и соблюдаемым повсеместно на Кубани был завершающий гуляния перед Великим постом обряд — прощения грехов, «прощеный день», Прощеное воскресенье. В канун Великого поста, который, к слову, наши предки часто ассоциировали с возможным наступлением конца света, принято было просить друг у друга прощения за все явные и неявные обиды, причиненные окружающим в ушедшем году.
В недели поста отмечался еще один праздник, носивший название Сорок святых, или Сорок мучеников (Сороки). В этот день по станицам хозяйки пекли особое печенье, напоминавшее силуэты птиц: «жаворонкив», «куликов», «птичек» («птычок»), чуть реже — голубей. В некоторых станицах к празднику пекли из теста и кресты — «сакрестия» или специальные булочки — «навитые», то есть закрученные в форме спирали. В одного из «жаворонкив» хозяйки прятали монетку. Считалось, что тот, кому печенье с монеткой досталось, весь год будет счастливым.
В некоторых станицах обычай раздавать «птычок» детям сохранялся практически до наших дней. Получив печенье, ребятишки поднимались на возвышение (курган, стог сена и так далее) и подбрасывали его вверх, забрасывали на крышу. В этот момент исполнялись специальные песенки — веснянки. Так наши предки звали птиц, зазывали весну и тепло. В некоторых станицах, зазывая весну, использовали не печенье в виде птиц, а использовали кресты из теста, приготовленные еще на средокрестье (средокрестной неделе, середине поста).
Самой «страшной», загадочной, считалась заключительная неделя Великого поста, называвшаяся Страстной. В ней выделялся чистый четверг (день, когда надо было до рассвета, «пока ворон не искупал своих детей», искупаться и прибрать, «вычистить» жилище) и страстная (страшная) пятница.
На Страстную, связанную с мучениями Христа, его распятием, шли казаки в церковь на всенощную. Домой приходили с зажженной свечой. Некоторые с горящей свечой поднимались «на горище», потолок жилища, посмотреть домового хозяина. В пятницу и субботу Страстной недели хозяйки занимались приготовлением к встрече Пасхи: пекли куличи, красили яйца.
На время поста мог приходиться и один из значительных по смыслу и строгости запретов праздник — Благовещенье. На Благовещенье «птица гнезда не вьет, девка косу не плетет», говорили казаки. Вводился строгий запрет на любую работу, особенно на забой скота, «пролитие крови». В нынешнем 2018 году праздник Благовещения, отмечаемый 7 апреля, приходится на завершающую Великий пост субботу.
На Благовещение народные представления и ритуалы были связаны с солнцем («солнце играет»), водой (с этого дня можно было купаться, в некоторых станицах освящали воду в родниках, шли по полям, поливали землю, сами обливались, чтобы урожай был, чтобы дождь шел), кукушкой (начинает куковать), курицей и яйцом («до солнца» кур кочергой снимали с насеста, чтобы они садились и «квохтали»; яйцо, снесенное курицей в этот день, нельзя было подкладывать под наседку — родится калечка), с ведьмами (которые, как считалось, в этот праздник «доят коров») и самими коровами, которых особенно тщательно оберегали, закрывали в этот день.
Хрен редьки не слаще
Были у казаков свои излюбленные постные кушанья. У терских казаков, например, это моченые арбузы, мед, моченые яблоки — плодородные земли и благоприятный климат позволяли выращивать богатый урожай. В дни, когда это разрешалось, ели вяленую да соленую рыбу, которой была богата река Терек.
На Дону, как гласит известная легенда, родился рецепт постной ухи «по-елизаветински», которой во время визита Николая II в 1913 году в станицу Елизаветинскую угощал императора старый казак Василий Кедров. Он вернулся с Русско-японской войны инвалидом и занялся ловлей и продажей рыбы, прославившись впоследствии своим кулинарным мастерством. Государь император объезжал свои владения по случаю 300-летия дома Романовых. Елизаветинская уха отличается тем, что помимо обычных ингредиентов в нее добавляют свежие помидоры или томатный сок, а саму уху подают не в тарелках, а в кружках. Уха и сам лихой казак так понравились императору, что, вернувшись в Петербург, он выслал Кедрову письмо с благодарностью. При этом откуда казак брал свежие томаты для своего знаменитого блюда, история умалчивает.
Яицкие казаки, по свидетельству историков казачества, постились, пожалуй, строже всех. В первую и последнюю неделю поста порой вообще пили только воду, а вместо еды — «камушки сосали», как вспоминали сами казачьи старожилы. Да и в прочие дни они особо ограничивали себя в еде — весь Великий пост по средам и пятницам даже постного масла в пищу не употребляли.
По свидетельству французского инженера Гийома ле-Вассер де Боплана, который более двадцати лет жил в разных казачьих станицах, казаки весьма уважали праздничные дни и соблюдают посты, которые у них продолжаются восемь или девять месяцев в году. Инженер писал, что заключались посты в отказе от мяса. А казаки, по его мнению, были настолько упрямы в соблюдении этой формальности, что убеждали себя, что спасение их души зависит от изменения пищи. Каждую субботу в Великий пост следовало поминать усопших родственников.
Однако, несмотря на богомольность, казаки не отличались религиозным фанатизмом. Допускались отклонения от постного закона в пользу детей, кормящих матерей, тяжелобольных. Молоко разрешалось малышам до трех лет, а слабым — до шести-семи.
Здоровые же взрослые люди постились в течение всего поста без всяких поблажек. Накануне поста даже выпаривали кипятком и высушивали варивни — горшки, котлы, чугуны, чтобы на них, не дай Бог, не осталось чего-то скоромного. Некоторые из богатых держали специальную посуду для постных блюд или покупали новую, еще не подержанную.
В первый понедельник Великого поста пили только воду и ели хлеб, а сильным и здоровым казакам вообще ничего не полагалось есть в этот день. Этот день называли «жиляны», или «жилистый», понедельник, потому что еда — пресные лепешки «жиляники», «жиловикы», «жиловци», «жалованикы», «дужикы» — пеклась на поде или на сухой сковороде (без масла). Их ели, веря, что они придают силы, от них можно стать жилистыми, сильными — отсюда и название.
Пекли жиляники из ржаной муки на воде, без соли и соды. Сверху делали надрез в виде креста и выжимали узор головкой святой макушки для красоты и большей силы. Каждый член семьи должен был съесть хоть кусочек такого коржа. Для смягчения вкуса к жиляникам подавали хорошо посоленную тертую редьку, свежий тертый хрен со свеклой и свекольным квасом, рубленую квашеную капусту или огурцы без масла.
В первую неделю Великого поста постились слишком строго: не ели масла, не варили вареники, не пекли пирогов и пышек, не употребляли рыбы. Во время Великого поста меню было бедным: постная каша, картофель с квасом или хреном, редькой, капустой, огурцами, хлеб или пресные лепешки с вареньем (солеными овощами). Блюда щедро приправляли перцем, чесноком, луком, много ели в пост также редьки и хрена.
И все же самое главное — это то, что пост у казаков был не только в еде. Смысл его наши предки понимали в усиленной молитве к Богу и в христианской добродетели. Что стоило бы перенять и нам, их потомкам.