Что говорить на последней свечке в лагере
Игры прощальной свечи
Иногда заборы превращаются в маленькие произведения искусств. Их изготавливают, чуть ли не неделю все рисующие люди лагеря и на каждом появляется небольшая картинка, украшающая забор.
Подарок лагерю. Нечто материальное, что останется в этом лагере, как воспоминание о вашем отряде и принесет радость следующим ребятам. Это может быть бутылка с письмом для ребят следующего года или самим себе через год, это может быть плакат в столовую, забетонированная дорожка, держалки для салфеток в столовую, вазы из бутылок (опять-таки в столовую или во все корпуса), починенные качели и так далее, ограничения только в материально технической базе, согласовании с начальством (например в случае с дорожкой) и фантазии.
Предварительно стоит поговорить, что писать на этих листах.
Две прощальных свечи:
Три свечи Нечто подобное уже было описано. Но всё же.
Все рассаживаются по имеющемуся помещению максимально далеко друг от друга. Предварительно, конечно объяснив правила этой свечки. 3 людям даются свечи. Они могут(должны) подойти к разным людям, присесть рядом и сказать примерно в том же направление, что и в предыдущей свече(Паутинке). Но в отличие от предыдущего случая этого никто не слышит. Потом те к кому они подсели берут свечи и идут к следующим, а первые факельщики садятся на их места.
У этой свече момент окончания вам придётся находить интуитивно, а об чём на нём говорить думаю вам подскажет ситуация. Если отряд большой, то кол-во свечей можно увеличить.
В обеих свечах кроме прочего вожатый должен(?) отслеживать отверженных детей и говорить им приятные вещи.
Вам понадобится бумага, из которой вы вырежете корабль (желательно лёгкая) маркеры и ручки, чтобы оставить пожелания воздушные шары из гелия или водорода (последний можно сделать в «домашних» условиях) для поднятия «кораблика» в воздух
Один человек становится в центре круга и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После того человек, стоящий в центре, может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят (особенно руководитель игры) реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
Это игра проводится в уже сформировавшемся коллективе среди уже хорошо известных друг другу ребят. Играющие рассаживаются, образуя круг. Выбирается водящий, который выходит из комнаты.
После этого выбирается какой-то участник. Водящий заходит и задает вопросы: «На какое животное похож этот человек? На какой цветок? дерево? машину?» и т. д. Играющие отвечают, высказывая свое мнение. Задача водящего — отгадать, кого загадали. Если он не отгадывает, то продолжает задавать вопросы, если отгадывает, то садится в круг, а тот участник, которого загадывали, становится водящим, выходит из комнаты, и игра продолжается.
В ходе этой игры ребята узнают, как к ним относятся те или иные люди, что о них думают, и делают соответствующие выводы о себе и для себя, для последующих взаимоотношений с людьми, происходит раскрепощение застенчивых ребят.
По одежке встречают
Каждый раз при встрече нового человека у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно безошибочно. В этой игре дети делятся своими впечатлениями друг о друге. Каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто я?» Задача ребят — написать 10 пунктов, отвечая на вопрос за того человека, чье имя на карточке. Никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываются на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет написано и разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написаны ответы от его имени. Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска «своего портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
Прощальный огонек
Как правило, в тандеме с Огоньком знакомств в начале смены, традиционно в конце смены проводится “Звездопад” – прощальный огонек. На прощальном огоньке “Расскажи мне обо мне” каждый услышит о себе мнение своих товарищей. Тот, у кого находится “свободный микрофон”, называет юношу и девушку, от которых хотел бы услышать о себе.
ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни, сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.
Таким образом, ребята вспоминают жизнь в лагере с помощью «вспоминалок».
«Добрые ладошки». Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.
«Церемония свечей». Эту церемонию можно проводить на малых группах, со всем отрядом и т. д. Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.
Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Это довольно простой способ выражения своих чувств, но, поверьте, очень приятный.
Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,
Когда сезон в лагере заканчивается, мы возвращаемся с новыми друзьями, яркими эмоциями, мимолетными влюбленностями, а еще с красными, голубыми, оранжевыми ниточками на запястьях. Эти нити – больше, чем просто традиция лагеря. Это особый символ единения всего самого лучшего, светлого, доброго в нас.
Во время первой или последней отрядной свечи мы передаем друг другу клубок, делимся самым кристальным и сокровенным друг с другом, а нити в это время все слышат. Они впитывают ту мощнейшую энергетику, которая возникает между нами. Они наполняются магией момента. А потом мы их разрезаем, завязываем на запястье, увозим с собой в город. И пока ниточка с нами, тепло лагеря нас греет.
И вовсе не случайно вожатые всегда говорят своим кемперам, чтобы те не забыли загадать желание, когда завязывают ниточку. Как только она порвется, желание обязательно сбудется. Ведь в ней заключена особая сила, понятная каждому, кто хоть раз был в лагере. А ваше желание сбылось после сезона?
«Обнималки». Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее.
Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.
Они же еще известны как «браталки». Ночью на закрытии лагерной смены, при свете огромного дружинного костра, каждый делится своими положительными эмоциями. Ты можешь подойти к любому из нескольких сотен ребят детского лагеря – пионеров и вожатых, сказать ему то что думаешь о нем, пожелать чего то хорошего, так сказать «побрататься» с ним. А за этим привязать к нему маленькою веревочку в символ вашего братания. Так же должен поступить и он с тобой.
«Дерево желаний». В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».
«Значок» — В последний день лагеря на прощальном огоньке члены отряда решают, достоин тот или иной ребёнок иметь значок с изображением эмблемы лагеря, который является своеобразным символом.
«Письмо себе». В первый день программы каждый ребёнок пишет письмо самому себе, которое он получит в последний день смены. Таким образом, происходит внутренний диалог человека с самим собой, ответ на вопросы, естественно, возникают в разных формах.
«Свечи на воде». В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.
«Подарки». Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
«Письмо следующей смене». Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.
«Круг из свечей». Правила игры: На песчаном пляже (или на расчищенной поляне) прокладываются две неглубокие прямые борозды в виде большого круга. Лучше, конечно, чтобы это был песок или такая почва, в которую легко воткнуть горящую свечку. Ребят собирают уже ночью, всем желающим раздаются свечи. В центре круга уже горит одна большая зажженная свеча, от которой потом и зажигаются первые свечки. Этому мероприятию предшествует общая беседа, настрой должен быть серьезным. Вожатый предлагает всем желающим зажечь свечу и сказать перед всеми или про себя что-то важное, дать обещание или поблагодарить, или просто помолчать. Постепенно, один за другим, дети зажигают свечи, ставят их в уже готовые бороздки, и получается большой горящий круг на земле. Зрелище очень впечатляющее!
Этот «огонек» можно провести по-разному. Одной из наиболее распространенных форм является вечер «Расскажи мне обо мне». У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора – способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждому важно знать, каков он в глазах товарища. Но услышать настоящее отношение очень непросто – трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься, все то, что накопилось на душе. Как же провести этот разговор?
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом ну» руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
Хорошим дополнением к программе «огонька» будут игры
Черный и золотой стул.
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».
Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.
Безусловно, тема и форма прощального «огонька» будут зависеть от индивидуальности вожатого. Это может быть разговор о встречах и расставаниях, о верных друзьях, о человеческом взаимопонимании, о добре и т.д. Хорошим дополнением на «огоньке» будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях.
А еще можно провести серию прощальных игр:
«За эту смену. » — Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось. «и показывает это «нечто» мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.
«Волшебная корзинка» — Все сидят в кругу. Вожатый поворачивается к соседу справа и говорит: «Я дарю тебе на прощание. » и говорит, что «дарит». Это может быть как реальная вещь (лимузин, букет алых роз), так и виртуальная (Солнце, улыбку, дружбу и т.д)Так дарят все все ребята по кругу.
«Коридор» — Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания. Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру. Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.
«Спасибо» Красивая музыка (лирика), дети стоят по кругу, вожатый в центре со свечкой. Подойти к любому человеку, передать свечку и обратиться с фразой «спасибо тебе за то, что. «, а потом встать на его место в круг, а он пойдет искать следующего.
«Роза и камень» Два символических предмета передать любому, кто сидит в кругу. Вместе с «розой» назвать то, что в этом человеке нравится или за что ты ему благодарен в этой смене, а вместе с «камнем» озвучить его отрицательное качество.
«Кораблик» Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.
«Обнималки» Ведущий заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят друг к другу, говорят добрые, теплые слова на прощание и пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера, обнимаются и расходятся.
«Монетки» Все ребята выходят На берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.
«Пожелания» — У каждого есть лист бумаги, подписанный снизу. По сигналу вожатого лист передается соседу справа. Тот читает, чей это листок и пишет свое мнение об этом человеке и пожелание ему. Далее он заворачивает написанное и передает след. соседу. Так продолжается до тех пор, пока листки не вернуться к хозяевам.
Кстати, иногда вожатые снимают свои вожатские галстуки и на последнем огоньке и одевают их самым достойным, а сами становимся на это время «детьми». Но это если отряд дисциплинированный.
Прощальные огоньки. Сценарии для летнего лагеря
Сценарии для итогового периода в летнем лагере
Прощальный огонек является очень важным в формировании самосознания, самооценки. Очень важно настроить детей на расставание, попеть прощальные или просто лирические песни. Этот огонек можно провести по-разному.
Живой огонь
Созвездие
Вожатые заранее вырезают из цветной бумаги звездочки и пишут на них черты характера или качества людей, например: самый отзывчивый, добрый, активный, спокойный, трудолюбивый, внимательный, шумный и т. д. Количество звездочек должно превышать количество членов отряда. Звездочки раскладываются в центре круга, около свечки. Ребята по очереди берут звездочку и передают ее тому человеку, которого они считают самым отзывчивым, добрым и т. д., тому, у кого это качество наиболее выражено. В конце такого огонька у каждого ребенка в руках своя маленькая звездочка, вожатый обращает на это внимание детей и говорит, что в начале смены наше созвездие только начало свое формирование и вот теперь готово к тому, чтобы продолжать свою жизнь. Можно пожелать ребятам, чтобы эта звездочка из общего созвездия никогда не гасла, помогала им и освещала их путь.
Паутинка
Все сидят в кругу. У вожатого в руках клубок ниток, он передает клубок одному из ребят с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Конец ниточки он оставляет у себя и наматывает себе на палец, то же самое проделывает каждый ребенок.
В результате у каждого ребенка в руках ниточка, а в центре круга образуется замысловатая паутинка. Вожатый подводит итог и говорит о том, что за смену отряд очень сплотился и всех их вместе связывают невидимые, но очень крепкие ниточки. Он желает ребятам, чтобы эти ниточки никогда не рвались, а каждый ребенок оставляет себе на память маленький кусочек этой паутинки.
Комплимент
В руках вожатого зажженная свеча. Вожатый: «Сегодня у нас прощальный вечер. И я хочу, чтобы сегодня мы сделали друг другу комплименты, которые в течение смены так и не смогли сказать. Я хочу сделать комплимент. (имя). Она была лучшим помощником и. » Вожатый передает свечу тому, кому сказал комплимент. Так дальше дети говорят друг другу. Если кому-то не сделали комплимент, вожатый его делает сам. Повторять комплимент и того, кому его делали, нельзя.
Напоследок
Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т. д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевернутыми в центр круга. Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.
В конце огонька очень важно, чтобы вожатые сказали несколько теплых слов почти каждому ребенку, возможно, подарили какие- либо сувениры, изготовленные собственными руками, чтобы они напоминали ребенку о времени, проведенном в лагере. Обязательно нужно заранее сочинить прощальную легенду и рассказать ее в заключение огонька.
Если ребенка из вашего отряда забирают родители, то необходимо заявление родителей с подписью директора или заместителя директора, которое хранится в педагогическом дневнике, а потом сдается заместителю директора.
Вожатые должны помочь детям в сборе и укладке вещей. Проследить за тем, чтобы на них были надеты чистые вещи. При разъезде на посадку в автобусы вожатые приводят только тех ребят, которые отъезжают в данное время, прощание с теми детьми, которые еще остаются, происходит только на территории лагеря.
Разговор у свечи
Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту
РУС (разговор у свечи)
Форм рефлексии на самом деле много. Традиционно в конце каждого дня или один раз в несколько дней в лагерях проводятся свечки, огоньки или вечерний орлятский круг для того, чтобы ребята смогли высказать свои эмоции и главное проанализировать прошедший день. Часто на свечках рассказываются легенды, задается тематика. Иногда обсуждается проблема взаимоотношений, здоровья. Очень интересно разговаривать о мечтах, о цели в жизни, о любимых людях, о главных ценностях в жизни, в общем. На самом деле есть много методических материалов по проведению рефлексии. Однако же вожатый обязательно должен сам анализировать, что подойдет для того или иного дня смены, надо учитывать групповую динамику. Хорошо, когда вожатый рассказывает что-то на своем примере, из своей жизни. Тогда дети начинают больше доверять тебе, но тут надо быть аккуратным как бы не сболтать чего лишнего. Очень хорошо тихонько у свечки петь песни под гитару, рассказывать истории. Часто проводят черно-белый стул или воспоминания из детства. Но при этом нужно быть аккуратным, чтобы не задеть детскую психику.
Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет. Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда – те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха. Кто добьётся успеха в деле? Тот, кто любит и хочет трудиться.
Материалы: нарисованные на листах бумаги большие ключи с семью зубчиками разной длины.
Ход упражнения. Упражнение делится на три этапа.
Вожатый подходит к ребёнку, трогает его за плечо, ребёнок встаёт и делает человеку приятное так сказать! после чего ложится на место! и так каждый ребёнок! чаще после первых минут 10 пол отряда уже спит! Всё действие можно сопровождать каким-нибудь рассказом. ну что-то в стиле. Представьте что вы на пляже. море чайки, волны, ветерок. закат. вы мечтаете. глаза закрываются. вы засыпаете. вам снится самый прекрасный день в вашей жизни! первая любовь, друг и т. д.! Рефлексия от 13 и выше.. средний уровень сплочённости!
Или так. В центр круга ставится стул! Каждый по очереди садится на него. Пока человек на нем сидит, он обязан ответить на все (абсолютно все) вопросы правду! Желательно проводить в середине смены. Повышается уровень доверия. Главное дать обещание, что дальше этого огонька обсуждение прекратится, и никто никогда об этом не будет никому напоминать!
Черно-белая свеча! Говоришь о каждом плюс и минус. Тоже очень интересно!
Участников: до 20 (+12) Реквизит: цветное солёное тесто (цветной пластилин), цветной бисер (цветной песок), музыка, гирлянда, свечка, ящик (коробка), красивая ёмкость, бутылочки на каждого участника. Время проведения: 1 час Цель: развитие навыков объективного оценивания прошедших событий Задачи: Оценка и анализ прошедшей смены, выявление позитивных и негативных аспектов смены, осознание негативных моментов и поиск решений по их устранению (в дальнейшем).
Правила и ход мероприятия: свечка состоит из 2 частей
1 часть: участники должны рассказать о любом негативном моменте со смены, они отщипывают кусочек цветного соленого теста (или пластилин) и во время своего рассказа лепят абстрактную фигурку, олицетворяющую негатив (что угодно, хоть шарик). Затем они кидают эту фигурку в ящик. После того, как все участники выговорятся, ящик запирается и больше никогда не открывается, чтобы все плохое ушло. (Ящик можно закопать вместе с детьми)
2 часть: участники должны рассказать о любом веселом и счастливом моменте со смены. Они берут щепотку бисера, и после своего рассказа сыплют его в общую емкость. После того, как все выговорятся, мы получим емкость с перемешанным цветным бисером. Каждый участник получает бутылочку и насыпает туда бисер, олицетворяющий позитив на все будущие смены. Эту бутылку забирает с собой на память (или можно поставить эту ёмкость с бисером в отрядный уголок).
На бумаге (на самом деле размер не очень важен, был и А4 и ватман) рисуется подобие карты и каждое место подписывается (сокровищница дружбы, озеро слёз, лес страха, небеса любви, долина разочарования, тропинка будущего, дом семьи, гора успеха). Всё зависит от вашей фантазии и то что бы вам хотелось, возможно, узнать. Далее на эту карту дети кидают м0нетку (все, что может быть у вас под рукой). Но, когда карта большая, дети стараются попасть на какое-то определённое место, поэтому мы взяли ракушки, на них написали номера и эти же номера поставили на карте местности, и дети вытаскивали их из мешочка или шляпы. Им выпадает какая-то местность, например тропинка будущего, тогда они рассказывают, о чём мечтают, кем хотят стать.
Самое важное из сам процесс. то есть, как было уже сказано, либо свечка либо какой-то предмет, чтобы был передан по кругу (обязательно круг), в тишине, соблюдение золотых правил ( не перебивать, слушать. понимать. принимать и так далее) если в процессе детям захотелось похлопать ( ну вот мероприятие важное, либо что-то такое случилось хорошее) не хлопаем громко, а просто в тишине. И в процессе смены проводились такие игры на сплочение. Командообразование, и релаксация просто иногда была необходима, например, после игры (бип, квадрат, и еще некоторый), игры которые заставили детей сплотиться, думать и просто вытрясти из них много эмоций)
Дети садятся паровозиком в круг. Рисуют «картину» на спине впереди сидящего. Это расслабляет. С утра до обеда, тот, кому рисовали набросками (кто как мог) нарисовать на бумаге своё восприятие, т.е. попытаться воспроизвести то, что ему нарисовали. Тот, кто рисовал на спине, подписывал в углу листа, что он рисовал. Иногда было смешно, когда совсем не совпадал рисунок и название. Делается это карандашом (тупым концом) или ручкой в колпачке. Но большинству нравилось просто пальцем. Наверное, соприкосновение с телом давало больше позитивных эмоций и тем и другим.
Письмо своему лучшему другу
Обычно используется это во время серединки смены (кризис). Для снятия напряжения, ребята поочереди пишут письмо своему лучшему другу, не обязательно его называть и все ему рассказывают, главное правильно объяснить и эмоционально насторить. потому что чем открытей, тем полезнее.
Вы вместе с детьми мастерите подсвечник из палочек и веточек (складывали колодец) украшали его листочками и потом на РУСе ставите свечку в этот подсвечник, детям это очень нравиться.
Хорошо прокатывает в итоговый период «1 откровенный вопрос», когда каждый может задать один вопрос любому в отряде, а тот должен честно ответить. Естественно, вожатый контролирует вопросы с позиции этичности. Но обычно дети уже усваивают правила свечки. Разговор получается очень задушевный, и на насущные темы!
Со страшенькими проводите тренинг Карта знакомства, со младшенькими 5 спасибо (5 человекам говоришь спасибо за день, следовательно у остальных появляется стимул, чтобы на следующий день тоже получить спасибо)
Еще. Если бы я был волшебником,то.
Про 7 ступеней: имитируется лестница, лучше если настоящая. На следующую ступень может пройти тот, кто ответил на вопрос на предыдущем этапе. Вопросы на откровение. чем дальше, тем откровеннее
Можно поиграть в игры, например:
После этого все обычно рыдают.(
Малыши-карандаши и свечка (огонек).
Огоньки-рисовалки, дети рисуют свое настроение, а потом рассказывают. Или мои очень любят, когда обсуждаем прошедшее лагерное мероприятие. Им нравится, когда они объективно выступают лучше старших.
Еще берешь не очень сложную тему, и в процессе пока ребенок говорит пусть он делает фигурку, когда завершает говорить он может например сказать: а я леплю колобка, потому что он такой везде бегает и я сегодня везде участвовал и т.д.. в конце у вас получится пластилиновый город.
«Я – город» Цель: знакомство, развитие творческого воображения, рефлексия прожитого дня. Ведущий предлагает участникам закрыть глаза на одну мин. и почувствовать, каким городом или страной они в данный момент являются. Представить сам город, его культуру, людей, природу и тд. вплоть до запахов. Тем, кто четко представил, уже можно открывать глаза и подождать пока все закончат. После этого, начиная с ведущего каждый участник по часовой стрелке рассказывает о своей стране. Время не ограничено. Ведущий может задавать вопросы, основная его задача – создать теплую, благожелательную атмосферу. Потом ведущий говорит: «У каждого города есть две дороги – две руки» и предлагает каждому участнику по очереди эти дороги проложить к городам и странам, которые по его мнению будет лучше всего взаимодействовать с его городом, страной. Участники должны объяснить свой выбор.
«Машина» Цель: развитие творческого воображения, анализ распределения ролей, сплочение отряда. Свечка начинается с объяснения правил тренинговых занятий: Все люди разные, и хотя у каждого человека своя манера поведения, в разных группах он может вести себя по – разному. Сегодня мы вместе и каждый для себя в отдельности решим кто кем себя чувствует. Сегодня мы будем одним общим механизмом – одной машиной. У каждой машины есть двигатель, руль, бензобак, удобные сиденья и т.д. Представьте что наш отряд – машина. Какая деталь Вы в ней? Расскажите какие функции эта деталь выполняет, где находится, довольна ли она своим положением. Участники высказываются по желанию, ведущий и участники могут задавать вопросы. Заканчивается свечка анализом ведущим машины.
Свечка уникальная возможность для ребёнка(и вожатого) сказать и быть услышанным.
Цели которые может выполнять свечка:
Правила свечки рассказывают на перывой свечке(или перед ней). Игрушка для передачи по кругу.
Еще оргмоменты, которые хорошо бы учесть:
В общем где-то так… Вожатый напоминает детям, что сегодня было за день и объявляет тему