Что говорить когда слышишь азан

Как получить 4 вознаграждения за ответ на азан

Что говорить когда слышишь азан. Смотреть фото Что говорить когда слышишь азан. Смотреть картинку Что говорить когда слышишь азан. Картинка про Что говорить когда слышишь азан. Фото Что говорить когда слышишь азан

Во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, обязательно должен звучать призыв к молитве (азан). Если, имея возможность оглашать азан, этого не делают, то грех ляжет на каждого жителя-мусульманина, достигшего совершеннолетия, ибо азан является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая). Но мало кто знает о сунне Пророка ( ﷺ ) отвечать на азан.

Отвечать на азан – значит, повторять за призывающим к молитве все слова азана, за исключением слов «Хаййа аля-с-саля» и «Хаййа аля-ль-фалях». После этих слов желательно сказать: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях» – «Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха».

Азан – это особенность нашей уммы, соответственно, ответ на него также является особенностью нашей уммы. Всевышний Аллах возвысил умму Мухаммада ( ﷺ ) над другими общинами, даровав множество особенностей. Одной из них является то, что человек за ответ на азан получает четыре воздаяния от Аллаха:

1. ответивший на азан войдет в Рай, как об этом говорил Пророк ( ﷺ ).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что когда он сидел рядом с Пророком ( ﷺ ), Билял встал и прочитал азан. Когда он закончил, пророк Мухаммад ( ﷺ ) сказал: «Кто скажет те же слова, что сказал он (Билял), тот войдет в Рай» (Тирмизи).

2. прощение грехов;

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто услышит муаззина и скажет:

«Ашхаду алля иляха илляЛлах вахдаху ля шарика лях, ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху, разыйту би-Ллахи раббан ва би Мухаммадин расулян ва би-ль-Ислями динан» – «Я свидетельствую, что нет божества, кроме единственного Аллаха, которому нет сотоварищей, и что Мухаммад – его раб и посланник. Я доволен Аллахом как Господом, Мухаммадом как посланником и Исламом как религией», тому простят его грехи» (Муслим, Аль-Хаким).

3. заступничество Пророка ( ﷺ ) в Судный день;

Если человек, ответив на азан, прочитает салават и дуа, после азана он получит заступничество Пророка ( ﷺ ).

От Абдуллаха ибн Амра ибн Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что он слышал, как Пророк ( ﷺ ) сказал:

«Когда вы услышите муаззина, оглашающего азан, повторите за ним то, что он говорит, и потом прочитайте салават на меня. Поистине, на того, кто прочтет салават на меня один раз, Аллах прочтет его десять раз. Затем просите Всевышнего Аллаха для меня «аль-Василя», это особое место в Раю, которое полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я. Кто попросит для меня аль-Василя, тот получит мой шафаат» (Тирмизи).

Одним из вариантов дуа после азана, в котором мы просим «аль-Василя» для Посланника Аллаха ( ﷺ ), является следующее дуа:

«Аллахумма рабба хазихи д-да’вати т-таммати, ва-с-саляти ль-каимати ати Мухаммадан аль-Васылята ва-ль-фазылята, ваб’асху макаман махмудани-л-лязи ва’адтаху».

перевод: «О Господь этого совершенного призыва (то есть единобожия) и выстаиваемого намаза, даруй Мухаммаду аль-Василя и достоинство и воскреси его в достохвальном месте, которое Ты ему обещал».

4. дуа ответившего на азан принимается;

От Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что некий человек сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, муаззины превосходят нас (то есть они получают больше вознаграждения)». Пророк ( ﷺ ) ответил: «Ты тоже повторяй за ними, а когда закончишь, проси [у Аллаха], и тебе ответят» (Абу Дауд).

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Это должен знать каждый: чего не следует делать во время азана?

Что говорить когда слышишь азан. Смотреть фото Что говорить когда слышишь азан. Смотреть картинку Что говорить когда слышишь азан. Картинка про Что говорить когда слышишь азан. Фото Что говорить когда слышишь азан

Азан – это призыв на молитву. Оглашение азана в населённом пункте является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для всех мусульман этого пункта. Если один человек выполнит этот фарз, с остальных жителей снимается ответственность. А если ни один человек не сделает этого, все жители этого места впадают в грех.

Можно ли разговаривать во время азана?

Во время оглашения азана желательно не только оставить разговоры, но и отложить все свои дела и обратиться к поклонению. Чем бы человек ни был занят, желательно приостановить свои дела, даже если человек совершал зикр, читал Коран, занимался получением религиозных знаний.

Ответ на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время оглашения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и ответить на азан.

Мухаммад ибн ‘Абдуллах Аль-Джурдани в своей книге «Фатх аль-‘Аллям би-шарх Муршид аль-Анам» пишет об этом следующее:

«Желательно не разговаривать ни о чём, а отвечать на азан, пока не завершится оглашение азана. Даже если человек слышит азан, когда занят получением знаний, чтением Корана или зикра, ему желательно прервать всё это и ответить на азан.

В книге «Бушра аль-карим» ясно изложено, что следует прерывать изучение религиозных наук, несмотря на то, что это является обязательным (а ответ на азан сунной), ибо в таком случае обучение не упускается, ведь его можно продолжить после завершения азана. А ответ на азан упускается, если сразу не ответить на него. (То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.) Обратите на это особое внимание, ведь многие люди небрежно относятся к этому.

Имам Джалалуддин Ас-Суюти в своей книге «Мухтасар Аль-Азкар Ан-Навави» сказал:

«Поистине, есть опасения, что у того, кто разговаривает во время оглашения азана, будет плохой конец, то есть он может умереть неверующим. Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от этого»».

Можно ли читать Коран во время оглашения азана или икамата?

Читать Коран во время оглашения азана и икамата также не запрещено, но желательно прервать чтение и заняться ответом на азан, ведь после завершения азана и икамата можно продолжить чтение Корана, а ответ на азан упускается, как только завершается его оглашение.

Следовательно, тому, кто читает Коран, при звуках азана лучше завершить аят, который он читает, остановиться на этом и заняться ответом на азан. А после завершения азана он может продолжить своё чтение.

Можно ли возносить дуа во время оглашения азана?

Возносить дуа в это время также не запрещено, но желательно не делать этого. Во время оглашения азана следует заниматься ответом на азан, а дуа желательно вознести после завершения азана и икамата.

От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ قال حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ

اللَّهُمَّ رَبِّ هَذهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلاةِ القائِمةِ، آتِ مُحَمَّداً الوَسِيلَةَ والفَضِيلَةَ، وابْعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفاعَتِي يَوْمَ القِيامَةِ

«В День суда право на моё заступничество получит тот, кто, услышав слова азана, скажет: «Аллаhумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадан-иль-василата ва-ль-фазилата, ваб‘асху макаман махмудан-и-ллязи ва‘адтаху (О Аллах, Господь этого совершенного призыва (то есть единобожия) и совершающегося намаза, даруй Мух’аммаду аль-Василя и достоинство и предоставь ему высокое положение, которое Ты обещал ему)«». (Имам Ахмад, 14817; Бухари, 614; Абу Дауд, 529; Ибн Мадджах,722; Тирмизи, 211)

Нужно ли повторять за муэдзином слова азана и икамата?

Ответ на азан и икамат подразумевает как раз таки повторение за муэдзином всех слов азана и икамата, кроме слов: «( حَيَّ عَلى الصَّلاةِ ) Хайя ‘аля-с-саля (Спешите на молитву)» и «( حَيَّ عَلى الفَلاح ) Хайя ‘аля-ль-фалях (Спешите к спасению)». После этих слов желательно сказать: «( لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه ) Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха)».

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ‏

«Когда услышите азан (призыв к молитве), повторяйте то, что говорит муэдзин”». (Бухари, 611; Муслим, 383; Абу Дауд, 522; Тирмизи, 208; Ибн Маджах, 720)

Также от ‘Алкамы ибн Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

إِنِّي لَعِنْدَ مُعَاوِيَةَ إِذْ أَذَّنَ مُؤَذِّنُهُ، فَقَالَ مُعَاوِيَةُ، كَمَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، حَتَّى إِذَا قَالَ: حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ فَلَمَّا قَالَ: حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ ، وَقَالَ بَعْدَ ذَلِكَ مَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، ثُمَّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ ذَلِكَ

«Я был возле Му‘авии, когда его муэдзин начал оглашать азан. Муавия повторял то, что говорил муэдзин, пока тот не произнёс слова «Хайя ‘аля-с-саля», после них же он сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». А когда муэдзин произнёс слова: «Хайя ‘аля-ль-фалях», он также сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». После этого Му‘авия сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил так»». (Имам Ахмад, 16831; Ан-Насаи, 677)

При оглашении икамата после слов «( قد قامت الصلاة ) Кад камати-с-салату (Молитва началась)» следует произнести: «( أقامَها اللَّهُ وأدَامَها‏ ) Акама-һа Ллаһу ва адамаха (Да устроит и да продлит её Аллах)».

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) или от кого-то другого из сподвижников Пророка ﷺ передаётся, что однажды Билял начал читать икамат. Когда Билял произнёс слова «Кад камати-с-саляту», Пророк ﷺ сказал:

أقامَها اللَّهُ وأدَامَها‏

«Акамаһа-Ллаһу ва адамаһа (Да устроит и да продлит её Аллах)». (Абу Дауд, 528)

Также стоить отметить, что желательно читать дуа между азаном и икаматом, ибо дуа, вознесённое в этот момент, не будет отвергнуто Всевышним Аллахом.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يُرَدُّ الدُّعاءُ بَينَ الأذَانِ والإِقامَةِ

«Мольба, с которой обращаются к Всевышнему Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». (Имам Ахмад, 12584: Абу Дауд, 521; Тирмизи, 212)

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (дурному концу жизни).

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Что говорить когда слышишь азан. Смотреть фото Что говорить когда слышишь азан. Смотреть картинку Что говорить когда слышишь азан. Картинка про Что говорить когда слышишь азан. Фото Что говорить когда слышишь азан

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Азан и все, что с ним связано

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

8) Азан должен произноситься громким голосом с паузами после фраз.

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Как произносить азан

Далее представлен способ произнесения азана, соответствующий сунне.

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

2) Икамат произносится вполголоса, а азан – громко.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

4) Женщине читать азан и икамат – макрух (запрещено).

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард ‘айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

Источник: «Книга намаза» («Китаб-ус-салят») Меджлиса алимов (ЮАР)

Источник

Азан и икамат. Призыв на намаз

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2]. Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению.

Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6]. Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего).

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8] (Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9] (Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах (Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ («молитва лучше сна»).

Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Слова икамата

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя

قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ (Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах. Хайя ‘аля ссаляя.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транскрипция: «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].

Желательно читать это ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.

[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться». Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.

[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.

[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.

[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».

[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.

[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *