Что говорит библия о спорте
Что говорит библия о спорте
Должны ли христиане заниматься физическими упражнениями? Что говорит Библия о здоровье?
Первое послание к Тимофею 4:8 говорит нам: «Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Обратите внимание, этот стих не говорит, что физические упражнения вовсе не нужны. Речь идет о том, что приоритет отдается в высшей мере полезному благочестию. Апостол Павел тоже упоминает физические тренировки в контексте духовной истины: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я буду не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Второе послание к Тимофею 2:5 гласит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». 2 Тимофею 4:7: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».
После всего сказанного выше, можно утверждать, что в физических тренировках христиан нет ничего плохого. Более того, Библия говорит о том, что нам необходимо следить за своим телом (1 Коринфянам 6:19-20). Послание к Ефесянам 5:29 напоминает нам: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». Библия неоднократно советует нам избегать обжорства (Второзаконие 21:20; Притчи 23:2; 2 Петра 1:5-7; 2 Тимофею 3:1-9; 2 Коринфянам 10:5), а также гордыни (1 Царств 16:7; Притчи 31:30; 1 Петра 3:3-4). Что Библия говорит о здоровье? Она говорит: будьте здоровы! Как нам этого добиться? Умеренными физическими тренировками и правильным питанием. Это и является библейской моделью здоровья.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?
Ответы пастырей
Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
И занимаясь спортом, можно молиться
– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.
– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».
С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.
Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех
Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.
Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»
Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.
Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.
Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей
– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.
Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.
Занятия спортом не должны нарушать мир в душе
– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.
Не должно быть спорта ради спорта
– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.
Спорт необходим для поддержания здоровья
– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.
Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись
– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.
А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.
Что в Библии написано о спорте, или спортивных играх?
Алексей спрашивает: А в Библии написано что-нибудь о спорте, или спортивных играх? Ведь нет ничего плохого в том, чтобы усовершенствовать своё физическое тело?
В том, чтобы усовершенствовать свое физическое тело нет ничего плохого. Апостол Павел дает пожелание: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).
Однако спортом сейчас называют разные виды единоборства, в том числе и бои без правил, в результате которых, люди могут даже погибнуть. Во время игры в футбол, баскетбол, и другие контактные виды спорта можно серьезно повредить колени, связки, и другие части тела. А если взять духовную часть спортивных состязаний, то сразу же можно заметить, что во всех соревнованиях взращивается дух борьбы, дух состязания, соперничества, что идет в разрез со всем библейским учением. Бог создал нас разными для того, чтобы мы помогали друг другу своим талантами, а не для того, чтобы хвалились друг перед другом, тот же апостол Павел говорит: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2Тим. 2:23). Ведь как часто люди во время игры входят в такой азарт, что ради победы начинают нарушать правила, используют запрещенные приемы, в результате чего все заканчивается взаимными обидами и неприязнью.
И самый главный аргумент против спорта, это тот, что Иисус не потратил на спорт ни одной минуты, хотя в то время уже были спортивные состязания. При этом Иисус не был против, действительно полезных, физических занятий, развивающих мышцы тела. Он гармонично совершенствовал свои физические, умственные и духовные способности, о Нем сказано следующее: «Иисус же преуспевал в премудрости [умственные способности] и возрасте [физические] и в любви [духовные] у Бога и человеков» (Лк. 2:52). Например, Иисус был плотником, любил ходить в горы молиться (см. Лк. 6:12, 9:28, 22:39), и подобные прогулки на природу, после физического трудового дня, очень хорошо укрепляют физическое и духовное здоровье.
Дополнительно по этой теме Вы можете прочитать по следующей ссылке:
http://www.bible.com.ua/answers/r/17/301818
Читайте еще по теме «Здоровье и красота, спорт»:
Что говорит Библия о спорте?
Мнения и учения о спорте, которые слышат христиане в различных церквях и конфессиях очень разнообразны. Предполагаю, что это произошло и с посетителем нашего портала, задавшим мне этот вопрос, желая узнать, что говорит Библия на эту тему. В Новом Завете много ссылок на спорт и атлетические достижения. Мы пройдемся по некоторым из этих текстов, чтобы увидеть, чему хочет научить нас Господь о профессиональном спорте.
Профессиональный спорт – это картина, которая отображает духовные истины
Когда Апостол Павел написал Коринфянам, что он не брал у них плату за свое служение, чтобы не поставить преткновение Евангелию и что из-за этого он был вынужден воздерживаться и испытывать большие лишения, чтобы служить им, он сказал следующее:
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Коринфянам 9:24-27)
В богатом древнем городе Коринфе, в каждый четвертый год проходили спортивные игры, куда съезжался весь мир посмотреть на спортсменов и следить за ходом соревнований. Поскольку Коринфяне очень много знали о профессиональном спорте, Апостол Павел решил использовать их знания о спорте, чтобы научить их следующим духовным истинам:
Бежать, чтобы получить небесную награду
Точно так же, как спортсменам необходимо приложить самые большие усилия с их стороны, чтобы выиграть, так нам христианам, необходимо приложить максимальные усилия в распространении Евангелия, чтобы мы могли получить нашу награду на небесах.
Воздерживаться от всего, что мешает в осуществлении цели
Для осуществления цели и для получения трофея, спортсмены должны воздерживать от многих вещей, то есть избегать того, что для других людей является вполне нормальным, и в которых нет ничего греховного. Точно также и мы, христиане, должны воздерживаться от всего, что нам мешает в эффективном распространении Евангелия.
Трудиться для вечной славы
Все усилия спортсменов направлены на получение тленной награды. В древние времена спортсмены не получали такие медали, как сегодня, но только лавровый венок и получал его только чемпион. Не было вторых и третьих мест. Тот, кто получал эту награду, то есть чемпион, получал и большую славу, которая сопровождала его только до тех пор, пока другой не становился чемпионом, а прежнего чемпиона потихоньку забывали. Усилия христианина в Евангелии будут награждены вечной славой в небесах. Поэтому если спортивные достижения являются главной целью в жизни – это также тщетно, как и другие земные цели, которым посвящают себя люди. Ни больше, ни меньше.
Бороться по правилам
Другую истину из жизни спортсменов сказал Апостол Павел:
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. (2 Тимофея 2:5)
Так же как в спортивных соревнованиях установлены правила и всякий, нарушающий их дисквалифицируется, так же и в христианской жизни, где Бог установил правила, которые записаны на страницах Священного Писания, а кто нарушает их, получает дисквалификацию и не получит нетленную награду на небесах.
Спорт – это эффективный инструмент для провозглашения Евангелия людям
Я спортсмен и использую профессиональный спорт для провозглашения Евангелия людям. Я основал клуб по Taekwon-Do “Stolas Leukas”, где многие парни и девушки познали Господа Иисуса и вечную жизнь через изучение Священного Писания и сегодня несут Евангелие, таким же способом в Молдове и в других странах. По Божьей милости у меня была возможность учить, воодушевлять и помогать и других спортсменов, которые сегодня используют спорт, как например, баскетбол, футбол, бокс для распространения Евангелия.
Благословит нас Бог, использовать возможность спорта в применении распространения великого поручения нашего Господа Иисуса Христа и бежать, чтобы получить награду от Него не тленную.
Христианство и спорт: размышления на тему
Введение
Кроме прочего, среди людей церковных существует масса предубеждений против спорта, которые, как правило, возникают на основе их личного негативного спортивного опыта. Например, известно мнение, что святые отцы Древней Церкви крайне отрицательно относились к спорту или что христианам нельзя играть с мячом, поскольку когда-то подобные игры придумали язычники, игравшие в них головами казненных за веру христиан.
Затем были рассмотрены высказывания отцов Церкви и известных христианских богословов I-IV веков об античном и римском спорте. Далее представлены размышления о так называемом дворовом спорте и о физическом воспитании подрастающего поколения.
Беседа с Дмитрием Губерниевым, комментатором телеканала «Спорт», ведущим программы «Неделя спорта»
— Дмитрий, вся страна знает Вас как комментатора, который во время трансляции по-настоящему живет тем, что комментирует. Знают как самого эмоционального, самого задорного комментатора российского телевидения, который способен, как сейчас говорят, «зажечь» телезрителя. Но никто не знает Вас как человека религиозного. Скажите, Вы верующий человек?
— Дима, а как складывалась Ваша карьера в спорте? Слышал, что пытались стать профессиональным спортсменом?
— А что для Вас в спорте на первом месте: техника или эстетика?
— А какую-то философию в спорте Вы видите?
— Философия в спорте заключается в преодолении себя, в достижении максимального результата для себя, для своих близких, для страны…
— Дим, вот Вы часто берете интервью у спортсменов, руководителей большого спорта. Что можете сказать о Ваших собеседниках как о совокупности людей определенной профессии?
— Теперь обратимся, если можно так сказать, к досугу Ваших собеседников. Это люди, которые ведут очень напряженную жизнь,- постоянные тренировки, перелеты, соревнования… Скажите, пожалуйста, у них возникает потребность задуматься о душе и находится ли на это время?
У профессиональных спортсменов действительно чрезвычайно мало свободного времени, чтобы вести полноценную церковную жизнь. Но все же многие спортсмены обращаются к Богу. И это обращение не формальное, а настоящее, живое, молитвенное.
— Могу сказать честно: я не знаю, как бы я поступил, если бы был спортсменом, тренируясь на максимуме возможностей, и мне предложили препарат, благодаря которому я еще смог бы прибавить 10%… Не факт, что отказался бы, и не факт, что согласился бы. Я бы начал думать.
— И все же если вдруг WADA[2] обнаружит в крови человека запрещенный препарат, его отстраняют от участия в соревнованиях. Получается, что все то, к чему он шел так долго,- уже недосягаемо. Это настоящая жизненная трагедия. Как спортсмены чаще переживают это?
— Ольга Богословская, комментатор телеканала «Спорт», в свое время закончила спортивную карьеру из-за дисквалификации. Она чемпионка мира, призер Олимпийских игр, она реализовала себя в журналистике. В подобной ситуации многие спортсмены начинают задумываться, где бы еще преуспеть. И та база, на которой можешь добиваться результата, когда приучен к труду, помогает в других областях жизни. Но все равно тяжело неимоверно. Именно в такие моменты человек чаще обращается к Богу: что-то не так, что-то необходимо изменить в жизни. Были случаи, когда спортсмены, отбыв дисквалификацию, возвращались или добивались успеха в других сферах жизни. На самом деле люди знают, на что идут, принимая запрещенные препараты. Тут бег по краю пропасти: ты можешь удержаться с лавровым венком, а можешь упасть в пропасть, сорваться вниз и погибнуть.
— Собственно вопрос о допинге заставляет говорить о более общих вещах. Олимпийский принцип гласит, что «игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях». Сейчас победы в спорте относят в первую очередь к победе «национального престижа». Но очевидно, что, когда речь заходит об этом самом национальном престиже, олимпийский принцип заканчивается. Вы с этим согласны?
— А что сейчас преобладает в спорте: дух соперничества или дух товарищества?
— Дух соперничества, конечно. Принципы fair play[3] соблюдаются крайне редко. Вспомним хотя бы поступок норвежца Бьерндалена на последнем чемпионате мира по биатлону. Когда в гонке преследования (пасьюте) он однозначно нарушил правила, срезав часть дистанции, хотя незначительную часть. Да, он был сильней, но он нарушил правила. Он не сообразил, что не надо бежать по мостику, отключилась голова, но это его проблемы. Он был сильней, но он побежал не туда. Но приняли решение, и Бьерндален получил золотую медаль…
— К вопросу о поступке Бьерндалена… Дим, сейчас для поддержания национального престижа или достижения результата в спорте все средства хороши?
— Еще одной наболевшей проблемой современного спорта являются спортивные хулиганы…
Христианские авторы I-IV веков о спорте
Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?
В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными αγωνοι, что буквально переводится как соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об их начале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.
Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.
Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.
На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, поприсутствовав на собрании язычников, на «совете нечестивых», сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души, как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (см.: Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей кровавых зрелищ,- с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач»[3]. Он сравнил подобное поведение с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: «…если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я»[4],- строго предупреждал святитель.
Подобные утверждения осуждал Карфагенский епископ Киприан. «На это я сказал бы,- писал священномученик,- что подобным людям гораздо лучше вовсе не знать Писания, чем понимать его таким образом; потому что выражение и примеры, которые представлены для поощрения к евангельской добродетели, обращаются ими к защите пороков,- тогда как они изложены в Писании не для того, чтобы приохотить к зрелищам, но чтобы чрез них душа наша воспламенилась большим стремлением к предметам полезным, припоминая подобные стремления у язычников к предметам бесполезным»[7]. По его мнению, Священное Писание запрещает все виды зрелищ, поскольку корнем их является грех идолопоклонничества.
Осуждая языческую сущность αγωνοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного. Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.
Так, например, святой Климент Римский называл мученически пострадавших апостолов Петра и Павла и «завистью гонимых» мучениц-христианок «ближайшими подвижниками нашего поколения». Здесь он использовал существительное αθλητης в значении подвижник, что буквально означает «спортсмен», «атлет», «борец»[8].
Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «…гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. «…» Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу»[15].
Олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием Великим, а в 400 году были окончательно прекращены гладиаторские бои. Запрет на проведение Олимпиады в наши дни часто вызывает упреки в адрес христиан: «Это мракобесы… это они идею похоронили на 1500 лет». Однако из приведенных выше источников видно, почему игры были запрещены. Тогда они были не просто «пережитком язычества», но были частью языческого культа. После Медиоланского эдикта Римская империя постепенно становилась христианской. Для поколения, воспитанного в духе христианской нравственности, было естественным отторгнуть все, что связывало с языческой эпохой. И несмотря на то, что этот процесс происходил довольно долго, решение императора Феодосия было логичным и закономерным. Не вызывает сомнений тот факт, что Олимпийские игры, возобновленные в 1896 году, это абсолютно другие соревнования, чем те, которые проводились в далекой Античности.
Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.
Они осуждали идоложертвенное содержание αγωνοι и spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.
Очевидно главное: отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.
Сыграем?
(мысли о дворовом спорте)
Для православных сентябрь означает приближение праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а также дня Усекновения главы Иоанна Предтечи. Именно с этим днем, как ни странно, связано появление некоторых околоцерковных предрассудков, касающихся в том числе и спорта.
В детстве мы почти ничем не отличались от своих ровесников. Отличие было одно: после летних каникул мы встречались не в школе, а в храме. Остальное было как у всех: ходили в гости друг к другу, в свободное время гуляли, играли на дворовых площадках в разные игры, особенно часто в футбол. Именно это наше увлечение вызывало порой откровенное негодование у некоторых благочестивых женщин нашего прихода.
В предыдущей теме говорилось о том, что о спорте писали святые отцы. Главным выводом стало утверждение, что спорт они не запрещали, если занятия не уводили человека от истинных христианских ценностей. Но в детстве подобного исследования мы произвести не могли, а потому совесть будоражило заверение тех самых благочестивых прихожанок, что отцы Церкви спорт запрещали вообще. Ситуация осложнялась тем, что самым «бесовским» видом спорта был наш любимый футбол. В подтверждение данному определению рассказывали жуткий миф о том, что игру придумали язычники, которые играли в нее головами казненных за веру христиан.
Сейчас подобные заявления вызывают улыбку. Но тогда они серьезным образом смущали сознание и, каждый раз играя в футбол, приходилось, по сути, идти на сделку с собственной совестью: может, на самом деле все не так… а если так?
Разговоры о «бесовском» происхождении футбола и вообще игр с мячом, как правило, активизировались в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этом не было ничего удивительного. Грех резать все, что круглое, а уж мячик пинать…
Разумеется, эти и другие предрассудки можно было бы оставить в стороне, поскольку их несостоятельность очевидна. Но все же разобраться подробнее необходимо, поскольку, во-первых, подобные нелепости часто вводят в заблуждение людей, недавно воцерковившихся; во-вторых, подобные вопросы затрагивают важные аспекты нравственной ответственности христианина, занимающегося спортом; и, в-третьих, интересно, существует ли перспектива в дворовом спорте с точки зрения нравственного воспитания подрастающего поколения.
Сначала немного об истории футбола.
После падения Римской империи «гарпастон» оставался популярен как на Апеннинском полуострове, так и в бывших римских колониях, особенно на Британских островах. Собственно, принято считать, что современный футбол появился именно там.
В средневековой Англии футбол был чрезвычайно жесткой и грубой игрой и походил на смесь современного футбола и регби. Он являлся частью народных гуляний в праздничные дни. Известно, что существовал обычай устраивать матчи на масленой неделе. В наши дни подобная традиция сохраняется на Оркнейских островах[1]. На Рождество и на Новый год все мужское население играет в футбол, при этом полем служит целый город или селение. В Средние века играли главным образом низшие слои общества. Игрой аристократов футбол стал значительно позже, когда вернувшиеся из изгнания наследники казненного короля Карла I стали популяризировать его при дворе.
Английская Церковь была против футбола, и на то были веские причины. Жесткие столкновения игроков часто приводили к смертельным исходам и тяжелым повреждениям. Время, в которое играли, тоже было неудачным. Матчи проходили в воскресные дни, после литургии, на масленой неделе, в Великий пост. Словом, грубая игра, сопровождавшаяся отборными ругательствами, никак не способствовала спасению души человека, а, напротив, вводила его в неистовое, греховное состояние. Подчас из-за футбола происходило откровенное святотатство. Например, был зафиксирован случай, когда в качестве футбольного поля использовалось кладбище. Именно поэтому в церковных кругах футбол называли игрой «недостойной и бессмысленной».
А теперь перенесемся в наши дни. Возникает вопрос: а далеко ли в цивилизованную эпоху мы ушли от средневековых англичан? Ответ найдется на ближайшем дворовом футбольном поле или на баскетбольной площадке. Ругательства, которым наверняка удивился бы даже житель средневековой Англии, разлетаются на сотни метров вокруг. А выражения типа «сейчас ноги переломаю» (или «руки вырву», если играют в баскетбол) слышатся с периодичностью в 10-15 минут. Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол?
Рискну ответить: может. Исходя из уже цитируемых слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность.
Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться.
Вот история, которую мне поведал один благочестивый знакомый. В юности он очень любил играть в футбол. О его увлечении знал почти весь приход. Однажды в день своих именин юноша, как обычно, пришел в храм, исповедался и сподобился причаститься. Прихожане и служащие храма очень любили его, поздравления так и сыпались отовсюду. После литургии служащий батюшка подошел к имениннику, чтобы еще раз поздравить его. Кроме прочего, он отечески увещевал отрока: «Ты сегодня в футбол с ребятами не играй. А то мало ли что? Проведи день с Господом и Его святым угодником».
Слова священника тронули юношу, поскольку именно на тот день у них с друзьями был назначен матч. С твердой уверенностью, что в футбол он играть не пойдет, юноша вернулся домой.
Пятнадцать минут растянулись на два часа. А когда матч уже был почти завершен, герой рассказа поскользнулся, упал и больно ударился носом. Во рту появился привкус крови. Он сплюнул на землю и в сумерках разглядел на снегу темное пятно. Нос разбил…
Юноша почувствовал себя крайне неуютно. Ему хотелось плакать не от боли, а от стыда, оттого, что он не внял совету батюшки и провел день Причастия недостойно. Неожиданно он понял, что два часа бегал, ругался и даже ненавидел соперников.
Этот юноша уже давно мужчина. Но тот случай он помнит до сих пор. И сейчас, спустя годы, он старается проводить те дни, когда причащается Святых Христовых Таин, особенно внимательно и собранно, не растрачивая благодать ради минутного наслаждения игрой. В данном случае результат пастырского попечения налицо.
Но этот случай скорее исключение из правил. Урок юноша усвоил благодаря молитве духовника и собственному духовному настрою. После игры в футбол во дворе дети чаще приносят домой дух вражды и соперничества, чем чувство дружбы и взаимоуважения. Дворовый спорт, наверное, не способен дать подрастающему поколению эти высокие идеалы. И тут возникает другой вопрос: а где, собственно, кроме дворовых или школьных спортивных площадок детям заниматься спортом?
То, что спорт необходим детям,- факт бесспорный. Занятия спортом не только полезны для здоровья, но и воспитывают в человеке такие немаловажные качества, как трудолюбие и терпение. Еще не так давно, лет 20 назад, в каждом городском районе было несколько бесплатных и общедоступных спортивных секций. В наше время их почти не осталось, а на платные занятия у многих родителей просто нет средств. Существует мнение, что в данной ситуации физическим воспитанием детей должны заняться православные приходы. Мнение спорное, но тем не менее подобная практика уже существует и, надо сказать, представляется весьма перспективной.
В процессе занятий происходит приобщение детей к храму, поскольку попасть в нашу школу может любой желающий, даже человек, далекий от церковной жизни. Тренировки предваряются получасовой беседой о Православии, на которой также присутствуют родители. В частности, мы рассказываем о том, как православный христианин должен относиться к спорту. Мы объясняем юным спортсменам, что все дары человеку даны Богом, и тело в том числе. Человек должен выполнять свой христианский долг: защищать Родину, своих ближних, защитить слабого, для этого он должен научиться владеть своим телом. Занятия начинаются и заканчиваются молитвой, и, надо сказать, дети таким образом постепенно к молитве приобщаются.
Олимпийские надежды
Зимой 2009 года как гром среди ясного неба в мире спорта грянуло: трое российских биатлонистов попались на допинге. Попались лидеры сборной, на которых возлагались особые надежды болельщиков. Надо пояснить, что в последнее время биатлон в России стал невероятно популярен и уступает в популярности разве что футболу и хоккею, а потому данное событие молнией пронеслось по всем центральным телевизионным и радиоканалам. Разумеется, поползли слухи и кривотолки. Это, мол, козни Запада. Не любят нас там, поэтому вставляют палки в колеса. Масла в огонь подливали интервью мировых звезд биатлона, нелестно, а порой откровенно грубо отзывавшихся и о наших спортсменах, и о России в целом. Поэтому две золотые медали, которые наша сборная привезла с чемпионата мира в отсутствие дисквалифицированных лидеров, особенно тешили национальное самолюбие. А тот факт, что медали завоевала спортсменка, сумевшая обрести спортивную форму за чрезвычайно короткий срок, поскольку за полгода до соревнований была кормящей матерью, делал победу еще более сладкой: мы им все доказали!
Но… «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. Уже в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. Особенно это стало ясно во второй половине столетия, когда противоположные политические режимы в олимпийских победах старались доказать остальному миру преимущество того или другого образа жизни, выяснить на спортивных площадках, кто сильнее. Появился, разумеется неофициально, олимпийский командный зачет по медалям, а также все чаще в контексте олимпийских побед употреблялось выражение национальный престиж. Кроме того, развитие олимпийского движения по «политической кривой» отразилось на спортсменах. Если изначально в Олимпийских играх принимали участие спортсмены-любители, то к концу XX столетия непрофессионалов в большом спорте просто не осталось. На смену радости от выступления и участия пришли большие деньги, а они, как известно, портят людей. Изменилась система подготовки спортсменов. Вместе с гонкой за право первенства развернулась невидимая борьба медицинских методик, улучшающих показатели спортсмена. Наряду с гормонами и стероидами со временем начал практиковаться так называемый естественный допинг. Словом, для достижения результата оказались хороши все, даже самые безнравственные средства.
Наверное, самое плохое во всем этом то, что иногда нарушение олимпийских правил воспринимается некоторыми спортсменами, деятелями спорта и простыми болельщиками как принцип соревнований. И это происходит на всех уровнях спорта. Вот характерный пример, рассказанный человеком, когда-то переводившим спортивную литературу.
Прочитав интервью, переводчик поделился информацией со своим другом-спортсменом, который должен был выступить на тех же соревнованиях, что и спортсмен, дававший интервью. Реакция была странной, но незамедлительной: «Спасибо, теперь я знаю, куда его бить»…
Но все же в истории мирового спорта есть масса положительных примеров, когда ярче золотых медалей на спортивных площадках блестели воистину христианские ценности.
В середине 20-х годов XX столетия в Швеции было два выдающихся лыжника, два непримиримых соперника. Оба гениальные спортсмены и оба непобедимы. Долгое время по разным причинам им не удавалось встретиться на лыжне и выяснить, кто лучший из лучших. Но вот однажды их дороги пересеклись на очередном марафоне Густава Васы.
Таким образом, в начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения. Одним из спортсменов, одаренных физической гениальностью, безусловно, был легендарный вратарь сборной СССР по футболу Лев Яшин. С замиранием сердца любители футбола наблюдали за каждым движением «черной пантеры», удивляясь сочетанию пластики и физической силы: какую все-таки красоту сотворил Бог!
Есть ли фанату место в Церкви?
В случае с футбольным фанатизмом так однозначно сказать нельзя. Сразу оговорюсь: есть вещи, которые полностью противоречат христианскому вероучению и которые не способствуют и не могут способствовать спасению души. Они хорошо известны. Апостол Павел писал: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31-32). Сложно… наверное, и невозможно, чтобы увещание апостола исполнялось на трибунах стадиона.
Многие считают, что на футбольных матчах проявляются патриотические чувства народа, возникает чувство сопричастности, единства. С этим не стоит спорить, но надо подчеркнуть, что патриотизм бывает разным, а чувства сопричастности и единства могут быть ложными.
Надо отметить, что подобное понимание патриотизма дает людям ложное чувство сопричастности чему-то великому и значимому. И для этого необязательно идти на стадион. Можно расслабиться дома с бутылкой пива у телевизора и чувствовать себя сопричастным «великой победе». «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». А после матча обзванивать друзей, праздновать победу на улицах города. Другое дело, что зачастую на следующее утро от этой «сопричастности» останется один-единственный вопрос: «А что мы вчера пили-то?»…
Наверное, как следствие вышесказанного на трибунах стадиона иногда появляются различные христианские символы: полотнища с изображением Спасителя или креста, Александра Невского, византийская символика. Иногда болельщики скандируют: «пра-во-слав-ны-е». Однажды на матчах российской и сербской команды фанаты растянули плакат с надписью: «Сегодня побеждает Православие». Подобные вещи также могут формировать представление, что происходящее на трибунах «почти православно».
Но от слов осуждения хочется перейти к словам оправдания. Убежден, что многие фанаты искренне считают себя православными и любят Родину. Может быть, по-детски наивно, но от всего сердца. И далеко не всегда Православие тех на трибуне, кто называет себя православными, формально.
Этот случай произошел не у нас, а в Сербии. Несколько лет назад матч сербского футбольного первенства проходил в день Светлого Христова Воскресения. Болельщики одного из клубов-участников просили руководство лиги перенести матч на другой день, не считая возможным смотреть футбол в главный православный праздник года. Но руководство навстречу не пошло. Тогда болельщики просто бойкотировали футбол, и матч проходил при пустых трибунах. Разве подобное поведение болельщиков не заслуживает уважения? К сожалению, подобное увидишь не часто…
Теперь о вещах общеизвестных.
О том, чем футбольный фанатизм опасен, писалось достаточно много и с разных точек зрения. В процессе выяснения отношений между фанатами страдают как они сами, так и случайные прохожие. Например, несколько лет назад в Москве произошел вопиющий случай, когда кучка оголтелых фанатов-подростков избила православного священника и женщину, приняв их за «не наших». Кроме того, давно муссируются слухи об использовании фанатских группировок для политического давления. Здесь хотелось бы затронуть другой, наверное, самый важный аспект с позиции христианина.
В знаменитой на Западе книге Дуги Бримсона[1] приводится интересный случай из биографии одного английского футбольного фаната. Однажды он как обычно болел на трибуне вместе с остальными товарищами. Матч выдался на редкость эмоциональным. Толпа фанатов бесновалась, скандируя устрашающие соперника речевки. В самый разгар матча герой рассказа почувствовал, что смертельно хочет курить. Но, доставая сигареты из кармана, он случайно обронил пачку и нагнулся, чтобы поднять ее. На секунду ментальная связь с трибуной была потеряна. Разогнувшись, он понял, что находится посередине беснующейся, орущей толпы. Ему стало не по себе, страшно…
Этот случай подчеркивает главную опасность футбольного фанатизма. Сознание человека на трибуне меняется, и эта метаморфоза вводит человека в неистовое, греховное состояние. Подчас он уже не способен контролировать себя, о чем свидетельствуют психологические исследования о «феномене толпы». Это значит, что человек теряет на трибуне то, чем стоит дорожить больше всего,- свободу.
Разумеется, знатоки неформальных движений возразят: «Ничего они не теряют, наоборот, они так протестуют, а протестовать и христианам свойственно». На это можно ответить словами апостола Петра: Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).
Истинная свобода, свобода в христианском понимании, есть свобода от греха. И ей действительно стоит дорожить, стараться стяжать и не потерять, поскольку за нее заплачена высокая цена. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23). А вещей, за которые приходится расплачиваться духовной свободой, в мире чрезвычайно много…
Подчас человек сам пытается освободиться от соблазнов мира сего, ищет, вопиет. Но, к сожалению, в этом поиске часто ошибается. Известно, что душа человеческая создана по образу и подобию Создателя, а потому «когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает; и так от гладу следует умрети. Духу бо духовная пища потребна есть»[2]. Недавно один спортивный комментатор высказался о футбольном фанатизме так: «Это попытка оторваться от реальности, потому что реальность тухлая».
В виртуальном мире свобода тоже ненастоящая. А все ненастоящее рано или поздно обнажает свою истинную сущность, но зачастую бывает уже поздно.
Так есть ли фанату место в Церкви? Ответ очевиден: в Церкви нет места футбольному фанатизму, а футбольному фанату место есть, как любому кающемуся грешнику. Тот, для кого футбол больше, чем игра, может прийти в Церковь и с помощью Божией победить греховную страсть, увидеть и потянуться к истинной свободе.
В простом увлечении футболом нет ничего предосудительного или антихристианского. Но лишь до тех пор, пока не переступается грань и невинное увлечение не возводится на первое место в иерархии ценностей человека. Тому, кто не может без фанатизма, лучше держаться подальше от футбола. «Бегаешь, возлюбленный, огня, чтоб не сгорело у тебя тело,- писал преподобный Ефрем Сирин,- бегай греха, чтоб телу твоему вместе с душею не гореть в огне неугасимом»[4].
«Вовремя уйти…»
«Когда мне исполнилось 10 лет, мама отдала меня учиться музыке, на что я скрепя сердце согласился; параллельно меня записали в секцию самбо, чтобы несколько утешить.
С борьбой, как и с музыкой, отношения сначала не сложились: занятия не вдохновляли, до спортивной школы было довольно далеко идти. Зачастую я прогуливал тренировки, а дома благополучно врал, что регулярно сдаю на разряды, участвую в соревнованиях. Надо сказать, что в своем вранье я продемонстрировал немалую изобретательность. Например, однажды мама заподозрила неладное и спросила, почему моя спортивная форма всегда сухая после занятий. На следующий день, возвращаясь с “тренировки”, я вымочил форму в луже и с гордостью продемонстрировал ей результаты упорных “трудов”. Но материнское сердце не обманешь. Около года мне успешно удавалось лгать, но затем она встретилась с тренером. Я получил большой нагоняй и клятвенно заверил, что больше не буду прогуливать.
Наступило лето, и вместе с командой я поехал в спортивный лагерь. Это был переломный момент в моей спортивной жизни. В лагере я втянулся в тренировочный ритм, мне стало интересно и, главное, у меня стало получаться. Таким образом спорт вошел в мою жизнь. К тому моменту я забросил музыку, и борьба осталась единственным занятием в жизни.
Тренер Олег Леонидович Журавлев, отправивший, как уже сказано, меня к новичкам, сказал при этом мне в утешение: “Ты можешь достигнуть всего своей пахотой”. Иными словами, объяснил, что в дзюдо я не гений, но, тренируясь и работая, могу достигнуть многого.
Я всегда верил в Живого Бога, хотя очень долго не был воцерковлен. Но то, что Иисус Христос есть Бог, что когда-нибудь все будут предстоять на суде Божием, чувствовал всегда. И, конечно, передо мной вставал вопрос о принадлежности Церкви.
Задаваясь подобным вопросом, человек нередко пытается оправдаться перед собственной совестью: “Я не худший человек на земле. Я люблю родителей, спортом занимаюсь, не пью, не курю. Если мне суждено будет умереть, то перед Тобой как-нибудь оправдаюсь, а потому нужды в Твоей Церкви не испытываю”. Это гордость. Чтобы избавить человека от этой гордости, Бог оставляет его наедине с самим собой. Человек совершает проступки, после которых оправдываться все труднее и труднее. Совесть говорит человеку, что он грешен, но косность человеческая, лень, ложный стыд или заботы века сего отвращают его от покаяния. Так было и со мной.
С того момента мои отношения со спортом стали тяготить меня. Я увидел разницу между большим спортом и жизнью христианина и понимал, что уже не могу отдать жизнь за мировое первенство. Спортивные победы утратили смысл. Разве можно поставить знак равенства между победой на чемпионате мира и встречей с Богом?
В итоге я простился со спортом, принял монашеский постриг и сейчас настоятель монастыря. Я оглядываюсь на все, что произошло в моей жизни до воцерковления, анализирую взаимоотношения спорта и веры, и мне хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые аспекты этой темы.
Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достигает определенного уровня и ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится, то вполне возможно, что спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу.
Заключение
Итак, спорт. Какие же можно сделать выводы, основываясь на рассуждениях, приведенных выше?
Прежде всего, необходимо отметить, что с точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.
Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.
Но все же спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.
Основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, если оставить в стороне его собственные религиозные взгляды, предложил вполне христианское приложение спорта. По его мнению, спорт должен объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира.
Но идеи де Кубертена провалились, поскольку попытка примирить людей, привить им нравственные ценности невозможна, если человек забывает о Том, Кто создал и утвердил нравственный закон.
И все же на основе всех приведенных выше рассуждений бесспорных выводов сделать нельзя. Все они достаточно относительны, поскольку каждый человек индивидуален. Хотя… один определенный вывод напрашивается сам собой.
Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона…