Что говорили викинги когда пили
Что значит «Skol» у викингов
«Skol» — дико проорал, запрыгнувший на стол конунг Асбранд. Воины радостно подняли свои рога полные мёда и начался пир в честь прибытия вождя.
Что значит «Skol» у викингов
«Skol» имеет простое значение — за наше здоровье! Тост «Skol» берет свое начало еще в средневековой Скандинавии, а если быть точнее в Швеции.
Во время праздника самый старший мужчина — глава семьи или ярл поселения, если праздник был большой, вставал во главе стола и перед тем как выпить громко произносил «Skol», обращаясь к гостям. Затем гости дружно отвечали «Skol» и начиналось застолье.
Фестиваль викингов в норвежском музее « Lofotr «
Такие сцены можно встретить не только в фильмах и сериалах про викингов, но и в современной Скандинавии. Вообще Скандинавы очень вежливый народ, они часто использую слова спасибо и пожалуйста и до сих пор чтут многие традиции своих предков.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я рассказал тебе что-нибудь новое и интересное, это очень важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне или в мастерскую к моим друзьям.
Запись украшает работа польского художника Kamil Jadczak
Я люблю красивые и качественные арты и рисунки. В разделе северные арты я знакомлю своих читателей с талантливыми художниками и их работами.
Что означает СКОЛ у викингов?
якобы викинги пили из черепов и связывали свои тосты с победой над этими самыми черепами.
Тоже не особо логично, потому что с этим же криком викинги бросались на врага.
Решил я докопаться до истины. И кое что нашел.
Подробнее с доказательствами рассказал в ролике
А то что это скандинавский диалект века так 10-го (ну где-то +- ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД), это фсё фигня!
А немцы вот говорят prozt! Это еще у Штирлица было.
Так это они прощения просят, заранее если напьются и обидят.
За старинные не скажу, но на современном датском кол это tælle
Одной картинки пост
С благословения Богов Асгарда: корабль викингов спустили на воду Ангары
Три с половиной года житель Иркутска Владимир Томилов, поклонник скандинавской мифологии, во дворе собственного дома трудился над постройкой драккара – корабля викингов. На следующий год он собирается отправиться на своем судне в путешествие по Байкалу.
В детстве Владимир с отцом плавал по водохранилищу. Спустя годы ему удалось собственными руками построить судно, которое не оставляет равнодушным никого.
– Это была мечта моего детства. Я думаю, что ни один мужчина не откажется иметь свой корабль. Можно сказать, я жил и работал в свободное от строительства время. Просыпался, завтракал и уходил во двор строить. Заходил домой, когда темнело или было уже сильно холодно. Помогли построить корабль боги Асгарда…
Фактически это означает, что деревянную часть строил один. Хорошо, жена Надежда и дочка морально поддерживали, как говорит Владимир, «терпели все это».
– Шесть лет назад мы купили дом, и у мужа зародилась идея строительства даккара. Были споры, где он его должен строить. Стройка началась во дворе, у меня не осталось места для цветов, клумбы были зверски растоптаны в процессе стройки. Но увлечение мужа для меня – святое, – говорит мудрая женщина. Стройка была даже в доме, зимой в доме сушились доски, повсюду наблюдались грязь и стружка. Но когда есть мечта, на временные неудобства не обращаешь внимания.
Строил во дворе, материалы покупал на строительных рынках и пилорамах. Ушло около 3 кубов досок, хорошо, что успел до скачка цен. В общем, на материалы ушло не больше 200 тысяч рублей.
Драккар удалось поставить на учет в ГИМС без проблем. Ему присвоили номер, а это значит, что драккар может плавать совершенно официально. Правда, 10 октября навигация в Прибайкалье завершилась. Но команда, если что, готова плавать даже зимой, как викинги.
— Если разделить на 3,5 года, сумма небольшая, люди на сигареты больше денег тратят, чем я на доски, – рассказывает Владимир Томилов.
.Совсем недавно драккару сшили парус из натурального льна. Владимир сам красил его – в бочке, кипятил во дворе. Парус тяжелый, больше 20 килограммов. В Иркутске льна не нашлось, пришлось заказывать из Новосибирска.
Тем, кто не гребет, холодно, а те, кто на веслах, раздеваются.
– А сшила нам его парусная гонщица Ольга, у нее своя швейная мастерская. Она со своей яхты нас увидела, и мы ей, видимо, понравились, так что она с огромной скидкой нам сшила парус.
…На корабле лежат кули. У обывателя возникает вопрос: что в них? Оказывается, там песок и щебень, его используют как балласт.
– Любому кораблю нужен балласт, иначе он не будет устойчив на волне. На корабле около 2 тонн балласта, нужно еще добавить в следующем году.
В полной амуниции викингов
В минувшую субботу нашему корреспонденту удалось пойти в тренировочное плавание в Ершовский залив на дракарре «Ворон». Кстати, длина драккара 12 метров.
– Сегодня мы заодно испытываем новый руль, старый на мели сломали. Сегодня у нас неполная команда – шесть человек на веслах вместо положенных десяти-двенадцати. Сейчас выйдем из залива и попробуем поставить парус, – объясняет Владимир. Он, понятно, рулевой.
В следующем сезоне он и его сотоварищи хотят пойти на драккаре по Байкалу. Для похода на Байкал весел и парусов, правда, недостаточно, для подстраховки нужен еще и мотор.
Костяк команды для большого морского похода уже есть. Например, кузнец Дмитрий – он живет неподалеку от Владимира. Как-то зашел в гости и стал членом команды. Другие нашли хозяина драккара через соцсети. Набор команды продолжается. Главный критерий отбора – желание плыть.
Темп гребцам задает кузнец Дмитрий Иванов, бородатый и коренастый мужчина. Что уж говорить — Дмитрий сильно смахивает на викинга. Он делал работы по металлу для драккара. и на веслах ходить для него очень приятная работа: «Отвлекаюсь от городской суеты».
– Физическая сила тут не главное, применение и работа найдутся для каждого, не обязательно человеку быть Геркулесом. Самое главное, чтобы был заинтересован и горел этим проектом, увлекался морем, кораблями и древней историей. Мы приглашаем всех желающих попробовать себя в роли викингов. У нас уже есть доспехи, доделаем щиты, которые вдоль борта, и в полной амуниции будем ходить, – добавляет Владимир. Но пока нужно подумать о зимовке. Заморозки приближаются, нужно, чтобы драккар просох. Лед для дерева – страшное дело. Если вовремя не вытащить, то льдами раздавит дерево. А если не просохнет, то вода начнет расширяться, и дерево потрескается. Место для стоянки временно будет в поселке Молодежном.
«Когда я начал увлекаться этой тематикой, лет десять назад, то даже и не мог представить, что в Иркутске найдется человек, который построит такой корабль. И я очень рад, что это случилось. Когда кораблю только спустили на воду, мы плыли несколько часов, потом пришвартовались — и потеряли якорь. Чтобы корабль не унесло, вместо якоря привязали булыжники и я нырял, но якорь так и не нашел, потом мы развели костер, сварили похлебки. Часть людей заночевала на судне, другие — на берегу. Снились мне сны, что мы плывем на драккаре по волнам…» — делится впечатлениями Степан Раковский. Для него плаванье — «Это своего рода медитация, погружение в быт древних мореплавателей».
…Алые паруса драккара надулись от ветра, скорость значительно поднялась, как и волнение на водохранилище. Временами становилось не по себе. Швартовались уже в темноте, под фонариками от сотовых телефонов.
…Если у вас есть желание отправиться с ними в плавание в следующем году или помочь модернизировать судно, можно написать Владимиру Томилову в социальных сетях. Также в соцсетях создана группа drakkar138.
Викинги тоже баловались грогом
Согласно новейшим исследованиям археологов, древние скандинавы употребляли очень интересные алкогольные коктейли, приготовленные из смеси ячменя, меда, клюквы, трав и даже виноградного вина, импортированного из Греции и Рима. Впрочем, если уж быть совсем точным, этот своеобразный скандинавский «грог» исторически даже предшествовал викингам.
Сегодня этот алкогольный напиток, чьи остатки были обнаружены в гробницах воинов и жриц, свободно продается в американских Соединенных Штатах благодаря специалисту по биомолекулярной археологии Патрику Макговерну (Patrick McGovern) из Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета и пивоваренной компании из штата Делавэр Dogfish Head Craft Brewery.
«Может показаться, что от подобной смеси вспучит живот, — говорит Макговерн в интервью LiveScience. — Но если все компоненты подобрать в нужном количестве и правильно их сбалансировать, напиток приобретет изумительный вкус». К таким выводам ученый мог бы прийти еще в середине 1990-х годов, работая в музеях Дании и Швеции, где хранились фрагменты керамической посуды, на которых сохранились остатки древнего напитка. Однако в то время еще не существовало технологий, позволявших провести химический анализ этих веществ. Возглавляемый Макговерном коллектив исследовал образцы из четырех археологических раскопов, два из которых были захоронениями в Дании и Швеции.
Старейшая находка датирована 1500 годом до нашей эры. Большую емкость 3,5 тысячи лет назад предали земле на территории современной Дании вместе с телом, скорее всего, знатного воина. Три других образца представляют собой чаши для разливания вина, найденных в Дании и Швеции. В одном из захоронений, где лежали четыре женских трупа, одна из женщин, скончавшаяся примерно в 30-летнем возрасте, сжимала чашу в руке.
Пиво- и медоварение возникло как минимум десять тысяч лет назад. Древние пивовары и виноделы оказались хитры на выдумку по части сотворения всевозможных опьяняющих напитков. На основании анализа пыльцы растений, оставшейся в сосудах, которые были обнаружены на севере Европы, ученые выдвинули предположение, что местные жители варили медовуху и прочие алкогольные напитки, но точная рецептура оставалась неизвестной. Из древнегреческих и римских источников следовало, что истинные гурманы, ценившие отменное вино и считавшие напитки варваров «сгнившим в воде ячменем», обитали в Средиземноморье.
На самом деле, как доказывают Макговерн и его коллеги, скандинавский грог имел сложную рецептуру. Основными компонентами этого напитка были мед, клюква и брусника, пшеница, рожь и ячмень, иногда вино из виноградников Южной Европы. В качестве ароматизаторов, а возможно, и в медицинских целях, добавляли такие травы и пряности, как восковник болотный (он же — вереск душистый), тысячелистник, можжевельник и березовую смолу.
Макговерн полагает, что грог тоже являлся напитком высшего сорта. В 1920-х годах в Дании нашли хорошо сохранившееся захоронение белокурой молодой женщины. Труп так называемой «Девицы из Эгтведа» (Egtved Girl) был облачен в шерстяную юбку, а в ее ногах стояла бадья с грогом. Судя по одежде и украшениям молодой женщины она могла быть жрицей, танцевавшей на религиозных церемониях.
В других женских захоронениях археологи также находили утварь для разливания вина, которую ввозили из Южной Европы. По мнению Макговерна, в стародавние времена женщины занимались приготовлением алкогольных напитков, которые затем подавали воинам. Кубки и чаши со следами вина, произведенные на юге Европы, свидетельствуют об устойчивых торговых связях между севером и югом континента в этот период. Вероятно, северяне расплачивались за вино и посуду под хмельные напитки балтийским янтарем.
В октябре прошлого года американская пивоваренная компания Dogfish Head приступила к изготовлению скандинавского грога по старинному рецепту, с той лишь разницей, что в свою продукцию они добавляют немного хмеля. Европейские пивовары вплоть до начала XVI века не варили пиво с использованием хмеля.
Современную американскую бражку назвали словом из древнеисландского языка Kvasir. Это имя родственно русскому слову «квас» и означает «легкий хмельной напиток» или же «только забродившее сусло». В скандинавской мифологии так звали маленького мудрого человечка, сделанного из слюны богов, плевавших в одну чашу, после окончания войны асов и ванов. Так как слюна является естественным ферментом, необходимым для брожения хмельного питья, скорее всего, Квасир персонифицировал хмельной напиток. В «Младшей Эдде» говорится, что из крови Квасира, убитого карликами (цвергами), был создан мед поэзии. Всякий отведавший этот волшебный напиток становился скальдом (поэтом-сказителем) или ученым.
Грог с кисловатым послевкусием напоминает бельгийское пиво «ламбик» (lambic). Это далеко не единственное предложение для любителей попробовать на вкус европейские напитки эпохи бронзового века. В частности, шведская пивоварня Nynäshamns Ångbryggeri выпускает свою версию грога Arketyp, продаваемого через сеть государственных магазинов Швеции. А на шведском острове Готланд местные жители по сей день варят напиток из ячменя, меда, можжевельника и трав, который по вкусу во многом похож на то, что пили их предки.
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Пиры и увеселения викингов
Цикл статей, посвященный устройству и образу жизни викингов. Источник: Н. В. Будур. Повседневная жизнь викингов. IX-XI века
Скандинавы, как и другие народы древности, довольно часто проводили «свободное» время в пирах и празднествах.
Пиры устраивались во время весенних и зимних праздников, в дни жертвоприношений, после возвращения из морских походов и когда рождался ребенок или справлялась свадьба.
Иногда в округе устраивался пир «в складчину», то есть хозяева усадеб «складывались» яствами и напитками и сходились в назначенное время попить и повеселиться.
«Для мужчин веселье, – говорится в одной саге, – когда они пируют большим обществом». Кроме того, хозяева усадеб и знатные люди давали пиры, когда конунг объезжал страну.
Во времена викингов общие собрания, или пиры, назывались просто «пиво», по основному напитку, употребляемому на них.
Но когда мы обнаруживаем в новых христианских законах запись о том, что под угрозой большого штрафа хозяева каждой большой усадьбы обязаны собрать гостей на пир не менее трех раз в год, нам становится понятно, что закон этот ставит своей целью вовсе не сохранение языческих обычаев.
Совершенно очевидно, что пиры нужны были людям для общения, часто общения религиозного. Пиво же (или мед) в эпоху викингов было естественной частью религии. Мед являлся даже не «украшением» обрядов и не средством утоления жажды, а предметом самого настоящего культа.
Во всех религиях жертвоприношения еды и питья являются неотъемлемой частью культового ритуала. И совершенно естественно, что в «примитивных» религиях жертвоприношениям уделялось больше внимания, чем в поздние времена.
На длинном столе, возле которого стояли лавки, водружали блюда с едой; на другом, поменьше, ставили рога и кубки с медом и пивом. Все было выметено, вычищено; зал празднично убран.
На «высоком» месте у южной стены дома сидел сам хозяин; напротив него – самый знатный гость. Гости садились по достоинству и значению: чем ближе к хозяину, тем почетнее. У южной стены места были почетнее, чем у северной. В отдельном помещении или в стороне от «мужского» стола сидели женщины. Самая знатная располагалась в середине; прочие по сторонам ее и так же по достоинству: чем большее значение имел в обществе муж, тем лучшее место отводилось жене. Порядок рассаживания соблюдался строго, и из-за мест за столом выходили между гостями даже громкие споры, кончавшиеся смертельной враждой.
Однако случалось, что женщины и мужчины садились попарно и даже пили из одного кубка. Такой обычай был у «мирных» северян, викинги же никогда не ели вместе с женщинами.
В усадьбах конунгов и ярлов, а также богатых людей дружинники и работники делились на так называемые «столовые команды», когда за определенным столом сидела определенная группа людей.
На свадьбах почетное место во главе стола занимала невеста, другое, также почетное, – тесть, третье – жених, каждого окружали близкие родственники.
Принимать и угощать гостей должны были особые люди. Вокруг стола ходили слуги с наполненными водой чашами и полотенцами в руках, чтобы гости в любой момент могли вымыть руки и умыться: в те времена еще не было вилок и ели руками. Кубки (рога) обыкновенно наливали и подносили женщины, напоминая валькирий, угощающих павших воинов в Вальгалле.
Обычно перед каждым человеком ставили его порцию, но часто блюдо подавалось на всех. То же самое происходило и с напитками.
Иногда в палаты мед приносился в больших чанах, откуда пирующие сами могли зачерпывать его.
Обычаев было много. Прежде всего, существовало питье в одиночку. Гость в этом случае пил из только ему одному предназначенного кубка или рога. Из кубка могли пить двое – двое мужчин или мужчина с женщиной. Это называлось питьем вдвоем. Была еще круговая, когда чаша обходила по кругу весь стол. Викинги всегда садились за отдельный стол и пили только все вместе из одной чаши. Нарушитель правил поведения на пиру выпивал кубок наказания или рог опоздавшего.
Хозяева в качестве шутки не брезговали подстроить так, что гости опаздывали, и тогда, на потеху собравшимся, им приходилось пить «рог опоздавшего».
Дружинники Харальда Прекрасноволосого, любившие повеселиться, один раз подкупили звонаря, и тот позвонил на службу раньше обычного времени. В результате многие в церковь опоздали, и вечером им поднесли «рога опоздавших».
Пили на всех больших «сборищах» и пирах. Играть свадьбу, собирать поминки на древнескандинавском языке называлось «пить свадьбу», «пить поминки».
Неутолимая жажда викингов хорошо известна и другим историкам. Осенью норманны неизменно устремлялись в страны, где рос виноград, и подгадывали всегда так, что время их нападения приходилось на праздник сбора урожая, сопровождавшийся обильным возлиянием. Виноградари уже знали об этом и стремились спрятать вино подальше от ненасытных викингов.
Когда в 865 году норманны захватили земли по берегам Сены, они специально отрядили дружину в 200 воинов за вином в Париж. Но ничего не смогли найти и там.
В 869 году герцог Бретани заключил мирный договор с викингами на Луаре. По этому договору за ним признавалось право собирать виноград в своих землях в Анжу, но при этом его подданные должны были платить дань скандинавам в натуральном виде – вином, чтобы норманны оставили их земли в покое.
В норвежских письменных документах вино фигурирует неоднократно. В воображении жителей средневекового Севера даже возникла некая Виноградная страна, где рос дикий виноград. Страну так и назвали – Страна винограда, или Страна вина. Многообещающее название заманило в эту таинственную землю не один десяток искателей приключений, но все они были горько разочарованы.
Торхалл, отправившийся в одно из таких путешествий в Винланд, даже сложил следующую вису:
Хёвдинг обещал мне
Море вина в той стране,
Но земля та была неприветлива,
И на берегах ее возникли
Тора воители злые.
И стыжусь я признаться –
Ни капли вина
Не попало мне в горло.
В дар северным конунгам властители других земель часто посылали вино. Они знали, что подобное подношение будет с радостью принято.
О «пьянстве» северян во времена саг сохранились противоречивые мнения.
В древние времена люди прекрасно отдавали себе отчет, насколько опасно злоупотребление пивом и медом. Достаточно вспомнить строфы из «Речей Высокого», одной из песен «Старшей Эдды»:
Один в «Речах Высокого» выступает мудрым советчиком: пей мед, но знай меру, будь осторожен, но не трусь, будь мудр, но не умничай.
Заботливый отец в «Королевском зерцале» дает приблизительно те же самые советы сыну: «Избегай неумеренного пьянства, драк… игры и посещения шлюх… Где бы ты ни был, не напивайся допьяна, ибо может случиться, что призовут тебя в этот миг свидетельствовать в суде. И можешь ты в это время оказаться замешан в грязные дела, а выбраться из этого положения не сможешь, ибо рассудок твой окажется замутнен».
Речь конунга Сверрира (ум. 1202) к жителям Бергена с призывом ограничить пьянство также очень известна, особенно в части, касающейся заморских напитков.
Хотя справедливости ради заметим, что подобное злоупотребление питием и неумеренность в еде были в те времена типичны не только для Севера.
Письменные источники говорят то же самое о положении дел в Англии и Франции: до нас дошли многочисленные свидетельства о злоупотреблениях пивом и вином в обществе и пламенные речи королей с призывами прекратить пьянство и обжорство.
Речь конунга Сверрира ни в коей мере нельзя считать показателем того, что в Норвегии больше пьянствовали или что король был более «сознателен», чем в других странах. Это была речь короля Божьей милостью, а не только по праву рождения, правителя нового – христианского – времени, который стремился навести порядок в раздробленной и раздираемой на части претендентами на престол стране. Это была речь политика, который думал о будущем всей страны больше, чем о собственном величии или славе. Эта была речь политика, которого собственная жизнь волновала меньше, чем судьба и вопрос существования государства.
Но не таков был его противник – Магнус Эрлингсон, основной жизненный принцип которого выражал девиз «Стать конунгом во что бы то ни стало». Он хотел быть королем по старым законам, хотел распоряжаться по собственному усмотрению судьбами других людей, хотел сидеть во главе стола и получать по первому желанию все блага жизни.
Конунг Сверрир утверждал, что из семи смертных грехов самый ужасный – невоздержанность в еде и питье. Поэтому не следует позволять себе лишнее на пирах, ибо «пьянство служит причиной ссор и разлада с друзьями, туманит рассудок и портит здоровье, и – что не менее важно для христианина – человек легко совершит смертный грех, когда будет не в состоянии контролировать свои поступки…».
По предложению епископа Эйнстейна и с согласия ярлов и хёвдингов был принят закон, по которому «надлежало являться на тинг в трезвом состоянии и поститься во все время тинга. Кто же нарушит этот закон и будет уделять еде и питью более внимания, чем происходящему на тинге, дело того в этом году разбираться не будет… Кроме того, на тинг запрещается привозить пиво, как для собственных нужд, так и для продажи». Если же пиво все-таки будет привезено на тинг, то выливать его не следует, а следует разделить между всеми собравшимися.
В XIII веке король также решил ограничить употребление пива, особенно на свадьбах и поминках. «Те поминки, – говорится в законе, – что устраиваются по стране, совершаются более для услаждения живых, чем для поминовения душ усопших»…
Но подобные законы почти не имели влияния на граждан, ибо по всей Норвегии на свадьбах и поминках присутствовали страждущие, чью жажду было вовсе не просто утолить, и пиво на таких собраниях лилось рекой по-прежнему. Продолжали пить и в тавернах, и на королевском дворе, в городах и на хуторах. Пили и церковники. Когда в монастыри приезжали посланцы от епископа, то в отчетах их регулярно появлялись записи о злоупотреблениях и непомерном аппетите настоятеля и братии…
В сагах неоднократно подчеркивается, что одним из великих искусств во времена викингов было умение пить.
Одним из признаков помешательства конунга в древнеисландской «Саге о Сигурде» считается его поведение во время употребления пива: «Говорится, что конунг Сигурд бывал неразговорчив, когда пил пиво, и тяжкая нападала на него немочь. Не слушал он, что говорят ему люди… И не было решения в делах, с которыми к нему обращались, когда держал он в руках рог с пивом». Когда посещал он свои усадьбы, то рано отправлялся в постель, в то время как сын его Магнус продолжал долго сидеть за пиршественным столом.
Ярл Эрлинг из «Саги о Сверрире» более интересовался содержимым рога с пивом, чем делами собственной дружины. Сын его тоже любил пиво и мед, а вот сам конунг Сверрир был человеком непьющим.
Инги сын Барда прослыл «спокойным и уравновешенным человеком, был он незаносчив и доброжелателен, особенно со своими людьми. Он… не любил больших сборищ и потому не пил пива и меда, что было не по нраву многим из его воинов, которым хотелось бывать на пирах, где говорились громкие слова и лилось пиво».
Совершенно другим человеком представляется ярл Кнут, умерший в 1261 году, вскоре после свадьбы Магнуса сына Хакона: «Он был величественным и приятным на вид, добрым и щедрым, высокого роста, но слишком любил пить, и именно пиво стало причиной его болезни». Ярл Кнут – единственный человек, о котором в сагах говорится, что он умер из-за неумеренного питья.
Во времена викингов самым обычным делом было просиживать за пиршественным столом ночь напролет.
Лишь в XIII веке, после христианизации Норвегии, излишняя любовь к пиву и меду стала порицаться. В законах появляются наказания, которым подвергаются пьяницы, но пиры по-прежнему устраиваются по всей стране.
У древних скандинавов также существовала поговорка: «Если входит пиво, уходит рассудок», а в одной саге говорится: «Часто человек в пьяном виде говорит много безумного, чего никак не исполнить ему, когда протрезвеет».
Заботливое угощение гостей составляло требование древнего гостеприимства. Еда и питье за столом всегда посвящались какому-то богу перед началом трапезы – например Одину, Тору или Фрейру, а после принятия христианства – Иисусу Христу, Деве Марии или святому Олаву. Это подтверждает и тот факт, что во времена саг большие пиры были приурочены именно к религиозным празднествам.
Но, как бы много пива ни потреблялось в Норвегии эпохи викингов, совершенно неверно утверждение, что в те времена пенистый напиток в усадьбах был обычным и привычным питьем на каждый день.
Саги почти ничего не сообщают нам о «простой» жизни. Речь в них идет прежде всего о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах. Рассказчики саг считают своим долгом подчеркнуть необыкновенный размах пира или важность происходящего.
События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла. И если внимательно вчитаться в саги, то легко можно прийти к выводу, что у простых людей в повседневной жизни не было привычки пить крепкие напитки. Да и в богатых усадьбах пиво пили тоже не каждый день. В одной из песен «Старшей Эдды» (не входящей в основной корпус), «Песне о Риге», говорится следующее:
Таковы были правила приличия, и именно такие блюда подавали на стол: у богатых потчевали гостя птицей, салом и вином, а в бедных домах приходилось довольствоваться мясом и пивом.
Во времена Харальда Прекрасноволосого вошло в обычай потчевать медом, и даже сам конунг в одной из вис жалуется на излишнее пристрастие своих дружинников к этому напитку. В саге говорится, что, когда люди были созваны на пир и был наварен мед, конунг сказал про себя:
Столпились здесь ратники,
Старики седые,
До меда охотники,
Куда вас так много? 42
Даже при дворе Сигурда Свиньи не было в обычае подавать хмельные напитки каждый день. Когда Олав Харальдссон вернулся с дружиной домой из викингского похода, конунг Сигурд кормил их «через день рыбой и молоком, а через день – мясом и пивом».
И когда англы рассказывали своему епископу Уильяму, что в Норвегии никому не получить иного напитка, кроме как смешанного с водой пива, они были ближе к истине, чем скальд, что сочинил вису о «полной вина чаше» и «струях пенного пива, что ласково горло щекочут».
Несомненно, что в Средние века пиво играло более важную роль, чем в наши дни, но вряд ли его значение было столь велико, как мы это иногда себе представляем.
Ордерик Виталис писал, что жители Норвегии «в изобилии обеспечены рыбой, дикой птицей и мясом всевозможных диких зверей». Ни о какой излишней приверженности к питью и еде он не упоминает. Наоборот, по его словам, норвежцы «преисполнены уважения к святой христианской вере и внимательно относятся к своим христианским обязанностям».
Квирини пишет, что на острове Рёст жители едят в основном рыбу, которую готовят с маслом и разными специями и которая очень вкусна. Иногда они потребляют в пищу говядину и пьют молоко. Много употребляют кислого молока, что итальянцам, впрочем, вовсе не пришлось по вкусу. Изредка пьют пиво. Среди яств, которые подавались гостям на прощальном обеде, пиво не упоминается, однако говорится, что по прибытии их на остров пиво было предложено итальянцам священником, «немецким монахом».
Во время поездки по Норвегии Квирини и его спутникам приходилось бывать во многих усадьбах, «получше и похуже», и там им давали хлеб, молоко, масло, сыр и громадное количество кислого молока. Изредка доводилось им жить в лучших условиях – migliore allogiamento, – где им подавались в избытке пиво, мясо и прочее, чего им хотелось.
Немец Бёхайм в своих путевых заметках 1450 года говорит об условиях жизни приблизительно то же самое.
Из письменных свидетельств более позднего времени мы узнаём много интересного об употреблении пива – вряд ли эти обычаи могли особенно измениться со времен викингов.
В те времена пиво варили прежде всего для каких-то важных и праздничных событий: на Рождество, свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета. В таких случаях варилось очень много пива, и пили гости и хозяева без всякой меры.
Варка пива – как и другие важные события человеческой жизни – происходила по определенным канонам, была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от драгоценного напитка. Есть и другие причины тому, с нашей точки зрения, «злоупотреблению» пивом, которое наблюдалось в Средние века. И это не только и не столько разные уровни жизни, и даже не ритуальная значимость пенного напитка. Пиво было необходимой составной частью питания викингов.
Нетрудно заметить, что в исторических источниках постоянно упоминаются сочетания «рыба и молоко», «мясо и пиво». И иногда мы встречаем «птица и вино». Мясо редко подавалось свежеприготовленным, его чаще всего ели соленым или сушеным. До сих пор это сочетание соленого мяса и пива встречается в меню скандинавских ресторанов и кафе.
Люди с хорошим достатком могли позволить себе постоянно пить пиво к соленой еде. Остальным же приходилось довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам.
Кроме того, пиво «удовлетворяло» и определенные социальные запросы общества – его подавали в качестве особого приветственного напитка гостям и на пирах, и на религиозных собраниях.
Надо оговориться, что обычное пиво, сваренное дома, не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело – медовое пиво, или мед, которое варили в королевской усадьбе.
Но самым ценным и самым вкусным считалось вино. Его подавали только в исключительно торжественных случаях.
Подтверждение этой градации «пиво – мед – вино» мы находим и в легенде об Олаве Святом. Однажды конунг проделал большой путь верхом и очень захотел пить. Он приказал дать ему воду, а епископа попросил освятить ее. Епископ освятил. Тогда конунг взял рог с напитком, посмотрел в него и сказал: «Не хочу я во время поста пить пива». В рог налили другую жидкость, и епископ вновь освятил ее. Конунг взял рог и сказал: «Еще менее хочу я во время поста пить мед». Рог снова наполнили, и епископ вновь освятил его. Тогда конунг воскликнул: «И уж совсем большим грехом будет пить вино». На что епископ отвечал: «Он, Тот, Кто имеет право разрешать, позволяет тебе выпить этот напиток». Тогда только смог конунг утолить жажду.
Несомненно, это всего лишь легенда, но исторические источники говорят об употреблении пива, меда и вина то же самое.
А вот к чему может привести неправильное распределение меда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в «Саге о Сверрире»:
«Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости – в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мед, а они пиво.
Вино проникло в Скандинавские страны благодаря христианизации. Вино на Севере в эпоху викингов особой популярностью не пользовалось.
Тем не менее норманнам были известны многие сорта вин – испанские, французские и итальянские. Последние были так хороши, что «изготовители не продают их в другие земли, и чтобы попробовать их, надо отправиться в ту благословенную страну», как пишет Олаус Магнус.
Большинство норманнов знали, что вино возбуждает и одновременно лишает твердости руку, а потому стремились быть с ним поосторожнее.
На пир созывали громадное количество гостей. Чем больше приходило людей, тем больше славы и почета доставалось хозяину. В сагах есть указания, что на пиры иногда собиралось до тысячи (или даже более) гостей. Для таких пышных торжеств строили специальные помещения – залы. В одной саге говорится, что в Исландии на поминки, собранные сыновьями Хьяльти, сошлось 1200 гостей. Поскольку это случилось в Исландии, то чтобы построить зал для приема такого множества гостей, из Норвегии на кораблях привезли строевой лес.
Пиры обыкновенно продолжались много дней. Прощаясь, хозяева делали гостям подарки – как считалось, в отплату за беспокойство в дороге и на память.
В «Саге о Стурлунгах» рассказывается о «порядке проведения» таких пиров.
«Два исландца – Торгильс Бодвардсон и Берг – были приглашены на Рождество к Брюнульву из Квале в Согне и отправились туда вместе с Эйриком и Гейрмундом. Их ожидал хороший прием и богатое угощение. У Брюнульва варил пиво человек по имени Бьёрн. И Торгильс сказал ему, что Бьёрн жалеет пива. Бьёрн и сам выпил в тот вечер много пива, а потому они поругались. Берг пил мало, потому что был болен и не хотел пить больше, чем сам того желал. Торгильс же всегда пил много и терял голову, когда был пьян.
В день Нового года все выпили особенно много. А в конце пира гостям предложили вино. Рог ходил по кругу. И каждый мог пить столько, сколько хотел. А потом стали они пить по полному рогу каждый. И вскоре все они напились.
Тут Гейрмунд сказал, что наверняка в питье подмешали еще чего-нибудь, ибо слишком быстро гости потеряли голову. Тогда Бьёрн принес чашу с пивом, но Гейрмунд ударил по ней и вылил ее содержимое на кравчего. Бьёрн обругал гостя и разбил ему нос до крови.
Эйрик сказал: «Не стоит нам затевать этой ссоры, а лучше разойтись миром».
На что Брюнульв отвечал: «Не привык я, чтобы били людей в моем доме».
Тогда Арне, дружинник, заметил: «Есть у вас в Согне дурная привычка пить без меры, пока не потеряете вы весь свой разум… И будет лучше, если сейчас не будем мы говорить об этом деле, а отправимся спать, а утром обо всем договоримся».
Это предложение пришлось всем по душе. И люди улеглись спать.
Наутро все протрезвели и пошли на службу в церковь, а затем вновь уселись за стол. Арне стал говорить о деле, и решено было, что стоит простить друг друга, ибо нет в той ссоре ничьей вины. Хозяин очень обрадовался этому решению, да и остальные были тоже довольны. После этой распри не было больше других, и все гости хорошо повеселились во время Рождества».
Из этого описания рождественских празднеств мы можем почерпнуть много полезной информации.
Люди пили пиво из костяных рогов, которые регулярно наполнялись прислужниками. Дорогие, оправленные в серебро и золото рога, чаши и другая драгоценная посуда имелась в каждой богатой усадьбе в громадных количествах.
Богатый человек Бьярне Аудунсон владел чашей на ножке, которая была подарена ему епископом, а также чашей, оправленной в серебро на позолоченной ножке, и еще одной позолоченной чашей.
Во времена викингов рога и чаши, как и многие другие любимые предметы – мечи, копья, щиты, имели свои собственные имена, производные от имени владельца или обозначавшие свойства, которыми обладали сами.
Рога часто украшали руническими надписями. Руны имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие магические знаки назывались «рунами пива». Вот как об этом говорится в «Речах Сигрдривы»:
Гости за столом пили из рогов столько, сколько хотели. Однако часто случалось, что двое гостей – или несколько пар – пили одинаковое количество пива, чтобы узнать, кто кого перепьет.
Также было принято, чтобы все гости осушали чаши до дна, из-за чего часто возникали споры и даже смертоубийства.
Один из дружинников Харальда Прекрасноволосого Торир Англичанин, бывший купец, когда стал стар, пришел к конунгу и сказал ему, что не может более поспеть в осушении рогов и чаш за молодыми воинами, и попросил отпустить его домой, ибо сила его пошла на убыль. На что король отвечал, что Торир может остаться в дружине и не пить больше, чем ему самому захочется. Эта была большая честь для старика.
В «Законе Гулатинга» говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.
На пирах и за столом всегда должно было быть весело.
«Мужество лучше отчаяния, веселье лучше скорби», – говорится в «Речах Фафнира» в «Старшей Эдде». «Отчего гости так скромны и молчаливы? – спрашивал в «Саге о Сигурде Крестоносце» норвежский конунг Эйнстейн, когда однажды все сидели за столом молча, потому что пиво было не хорошо. – На пиру, – продолжал он, – принято быть веселым; придумаем же какую-нибудь потеху и развеселимся. Приличнее всего, – сказал он брату, королю Сигурду, – начать это с нас, братьев».
В сагах редко описываются праздники и пиры без таких слов: «Не было там недостатка ни в веселье, ни в забавах, ни другом удовольствии».
На пирах, судя по древнескандинавским литературным источникам, слушали игру на арфе.
В эпических песнях и мифах встречается упоминание о плясках на пирах. Особенно славился своей игрой на арфе эпический герой Гуннар.
Встречаются в сагах и упоминания о песнях. Так, рассказывается, что Сигурд Харальдссон во время поездки с дружиной в Викен подъехал к одному двору и услышал приятный голос девушки, которая молола зерно на мельнице и пела. Он был так очарован услышанной песней, что решил остановиться, слез с коня и вошел на мельницу взглянуть на певицу.
Под пение, вероятно, танцевали.
Так, есть описания нескольких танцев. Один из них состоял в обмене парами. Во время этого танца мужчины и женщины разделялись на две группы, каждая из которых поочередно пела свой куплет, а вот припев пели обе группы танцующих.
Есть также в древнескандинавских литературных источниках описание танца, известного под называнием ломание кольца. Танцующие вставали в круг, которым «верховодил» один человек – «разламыватель кольца». По его знаку танцующие образовывали «ручеек» из пар и проходили под поднятые руки последней пары, а затем возвращались в конец «очереди».
Несомненно, существовали особые ритуальные танцы во время языческих праздников.
Вероятно, в глубокую древность корнями уходит танец с мечами, о котором говорит Олаус Магнус. Во время этого танца пляшущие сначала поднимали мечи в ножнах и поворачивались три раза кругом. Затем обнажали мечи, также поднимали их кверху, с легкостью и изяществом обращали их друг на друга, и в этой «битве» составляли шестиугольную фигуру, называемую розой, – и вдруг опять расходились и потом взмахивали мечами, образуя над головой каждого четырехугольную розу. Движения становились все быстрее, под музыку и песни клинки скрещивались с клинками, пока общий высокий прыжок назад не завершал танец.
Олаус Магнус прибавляет: «Не быв очевидцем, нельзя вообразить себе красоты и величавости этой пляски, когда видишь целое войско вооруженных людей, бодро идущих в бой, по указанию одного. Эта пляска исполнялась во время поста; целых восемь дней перед тем не делали ничего другого, как только заучивали ее; даже духовные лица принимали участие в пляске, потому что движения пляшущих были очень приличны».
Игра в шахматы и кости, как и шашки, также была известна в древности.
Но самым любимым развлечением древних скандинавов на пирах было слушать рассказы о подвигах и славных делах, саги и песни о замечательных событиях и великих людях.
На пирах также было принято давать обеты. Гость, поднимая кубок, обещал совершить какой-нибудь подвиг.
К пиру, устраиваемому на Йуль (праздник середины зимы), закалывали самого большого борова, которого приносили в жертву Фрейру и Фрейе, посылающим изобилие. А накануне вечером приводили его в комнату: мужчины клали руки на его щетину и за чашей воспоминания обещались совершить какой-нибудь отважный под&